Бизнес «без контроля», перепуганный транзит и налог на экспорт

О том, что нового сложили в «санкционные пакеты» для РФ и почему контейнерные транзит вызывает тревогу



Всю минувшую неделю западные страны вводили все новые и новые санкции в отношении России. Морские линии дна за другой приостанавливали букинги. Порты, особенно европейские, либо ужесточили контроль, либо вообще отказываются обрабатывать контейнеры, идущие в РФ.

А железнодорожный транзит в сообщении КНР-ЕС может недобрать TEU из-за опасений китайских грузовладельцев.

На этом тревожном внешнеэкономическом фоне предлагаем разобрать:

  • • Какие морские коридоры сохранили нейтралитет?

  • • Что за валютное эмбарго наложили на РФ?

  • • В каких портах российские контейнеры не ждут?

  • • Вернет ли Украина грузовые вагоны?

  • • И кто первым лишил РФ и РБ экспортных привилегий?

Сухопутные ограничения и морской нейтралитет

Замглавы МИД Польши Павел Яблоньский заявил, что страна готова к введению дальнейших санкций против России и даже допускает закрытие погранперехода.

– Мы готовы к введению дальнейших санкций, но нужно помнить, что в России также находятся наши граждане, которые должны иметь возможность вернуться в Польшу, если захотят. Об этом нельзя забывать, нельзя полностью отрезать. Определенные механизмы должны функционировать, – признал господин Яблоньский.

Со 2 марта судоходство в северо-западном районе Черного моря перекрыто. Об этом сообщил Генштаб вооруженных сил Украины на своей странице в Facebook.

А со следующей недели, после юридического оформления бумаг, Канада запретит российским кораблям и рыболовным судам заходить в свои порты или внутренние воды.

Суэцкий и Панамский канал заявили о своем нейтральном статусе. Таким образом, российские торговые суда смогут и дальше следовать данными путями

В то же время Суэцкий и Панамский канал заявили о нейтральном статусе. Таким образом, российские торговые суда смогут и дальше следовать данными путями.

Ограничения на использование воздушного пространства в зоне полетов аэропортов юга России продлены до 14 марта. Таким образом, по-прежнему закрытыми останутся воздушные гавани Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты.

«Отключенцы» от SWIFT и новые ставки

Власти Канады решили ввести 35-процентные тарифы на экспорт из России и Беларуси, а также лишить эти страны статуса наибольшего благоприятствования в торговле.

Европейский союз отключил от международной системы передачи финансовых сообщений SWIFT 7 российских банков. В их числе «ВТБ», «Россия», «Открытие», «Новикомбанк», «Промсвязьбанк», «Совкомбанк» и госкорпорации ВЭБ. С 12 марта этим кредитным организациям запрещено оказывать услуги передачи финансовых сообщений.

Евросоюз также запретил в рамках очередного санкционного пакета продавать, поставлять и экспортировать в Россию физическим и юридическим лицам, а также госструктурам банкноты евро. Запрет не распространяется на физлиц, путешествующих в Россию и членов из семей, которые въезжают в РФ вместе с ними, не распространяется также на дипломатические миссии международных организаций, обладающими юридическим иммунитетом.

Различные ограничения коснулись и ряда российских компаний, в том числе РЖД, «Совкомфлот», «Уралвагонзавод» и т.д. Ознакомиться с ними подробнее можно в инфографике ниже.


Источник: Российский экспортный центр

«Капитальное противодействие»

Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов озвучил три варианта действий для иностранных компаний, акционеры которых принимают решение уйти с российского рынка.

Первый вариант заключается в полноценной работе компаний в России. При этом поставка комплектующих и материалов, необходимых для производства, продолжается. И трудовые обязательства перед сотрудниками выполняются.

Второй предусматривает, что иностранные акционеры передадут свою долю под управление местных партнеров. В будущем они получат возможность вернуться на российский рынок.

Третий же вариант подразумевает процедуру ускоренного банкротства компаний, поскольку абсолютным приоритетом является сохранение занятости и социальное благополучие российских граждан.

«Иностранный бизнес из транспортно-логистической сферы, который прервал работу в России»

Кредитные каникулы и прочая поддержка

Госдума в трех чтениях за один день утвердила пакет законопроектов, содержащий комплекс социально-экономических мер поддержки бизнеса в условиях санкций.

С 10 марта будет введен мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса. При этом IT-компании будут освобождены от «госконтроля» вплоть по 31 декабря 2024 года.

Бизнес в 2022 году сможет работать без продления лицензии или разрешения, получать и продлевать их без обязательных процедур оценки соответствия, уплаты госпошлины и оплаты необходимых госуслуг. Бизнес также освободят от оценки соответствия по бессрочным лицензиям и разрешениям и необходимости продлевать сроки квалификационных аттестатов.

Субъекты малого и среднего предпринимательства в 2022 году смогут получить возможность вновь обратиться за кредитными каникулами, даже если они использовали такую возможность во время пандемии. Подать заявку можно до 30 сентября 2022 года.

По соглашению сторон теперь можно будет изменять существенные условия контрактов в сфере государственных и муниципальных закупок. Речь идет о контрактах, заключенных до 1 января 2023 года, «если при их исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения».

Статус участника свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе смогут получить даже те, кто имеют только филиал либо представительство в этих регионах.

Субъекты малого и среднего предпринимательства в 2022 году смогут получить возможность вновь обратиться за кредитными каникулами

Программу льготного кредитования «ФОТ 3.0», в рамках которой предприниматели получали кредиты под 3% годовых, продлили. На эти цели Правительство уже решило направить более 6 млрд рублей.

В России будет проведен четвертый этап амнистии капиталов. Ее участники освобождаются от уголовной ответственности за совершенные до 1 января 2022 года деяния.

Что касается снижения стоимости чистых активов обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ ниже уставных капиталов в 2022 году, то оно не повлечет их ликвидацию или уменьшение размера уставного капитала.

Кроме того, одним из предложений проекта плана первоочередных действий Правительства по поддержке бизнеса в условиях международных санкций может стать приостановка обязательств по маркировке части товаров.

Минус три «курьерки»

DHL заявила, что входящие услуги в Россию и Беларусь были приостановлены, поэтому теперь они прекращают прием и доставку грузов и документов на неопределенный период. При этом доставка грузов по РФ, а также из РФ за границу оказываются в полном объеме.

Ранее схожие решения приняли UPS и FedEx.

DPD в России приостанавливает экспорт и импорт посылок по стандартной услуге DPD CLASSIC INTERNATIONAL (кроме стран ЕАЭС) на неопределенный срок.

2 марта швейцарская Kuehne&Nagel Group приостановила в России импортные перевозки грузов. Исключение сделано лишь для фармацевтических, медицинских и гуманитарных товаров.

Собственные схемы ремонта

Компании Boeing и Airbus заявили, что приостанавливают поставки запчастей и техническое обслуживание своих самолетов у российских авиакомпаний.

Однако для иностранных самолетов, которые летают в России, могут продлить действие летных сертификатов. Это позволит избежать последствий отказа Запада обслуживать воздушные суда, находящиеся в России. Также власти задумываются о разработке собственных схем ремонта Boeing и Airbus без согласования с головными компаниями.

Морской несезон

Корейская Hyundai Merchant Marine с 28 февраля временно закрыла букинг на Санкт-Петербург. Аналогичное заявление сделала и FESCO. Компания проинформировала о временном прекращении сервиса из Европы в Санкт-Петербург.

Немецкий холдинг HHLA 1 марта объявил своим клиентам об остановке приема грузов в Россию и из нее на своих терминалах в Гамбурге и Таллине из-за эмбарго ЕС, следует из письма компании (LR. копия есть в распоряжении «Логируса»).

Швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC) c 1 марта также ввела временную остановку заказов на перевозку контейнеров в Россию и обратно на Балтике, Черном море и на Дальнем Востоке, сообщила компания. MSC продолжит принимать и проверять заказы на доставку товаров первой необходимости, таких как продукты питания, медицинское оборудование и гуманитарные грузы.

Ключевые порты Европы – Роттердам и Антверпен – отказываются работать с российскими грузами

А Maersk приостановил прием новых заказов даже на перевозку контейнеров с товарами первой необходимости в/из портов Санкт-Петербург, Калининград и Новороссийск. Дальний Восток данные ограничения пока не затрагивают.

Ключевые порты Европы отказываются работать с российскими грузами. В частности, таможенные органы Голландии и Бельгии решили прекратить выпуск грузов на РФ, из-за чего в крупнейших европейских перевалочных хабах – Роттердаме и Антверпене – ряд терминалов отказались загружать и разгружать суда. Количество контейнеров на пути в Россию эксперты оценивают в 150-200 тыс. единиц.

«Перепуганный» транзит»

Китайские грузоотправители начали приостанавливать транзит грузов через Россию в Евросоюз, сообщают «Ведомости». Текущие заказы выполняются, но новые не поступают. Главная причина – опасения «грузоотправителей за свои товары».

О переориентации китайских грузоотправителей на морские и автомобильные маршруты ранее заявляли представители европейских логистических компаний. При этом на данный момент, как заявили представители РЖД, транзитные перевозки по железной дороге совершаются в обычном режиме. Об этом же сообщают и в «ТрансКонтейнере», и в группе FESCO.

Кроме того, 3 марта РЖД заявили, что прекращают работу с банковскими гарантиями, предоставляемыми в качестве обеспечения обязательств по оплате за грузовые перевозки, и переходит на 100-процентную предоплату.

А украинское госпредприятие «Укрзалізниця» присвоило тысячи железнодорожных вагонов белорусских и российских поставщиков.

Тэги: дайджест, украина, ограничения, санкции, транзит, контейнерные перевозки, морские перевозки, пункты пропуска, морские порты, РЖД, MSC, HHLA, Kuehne&Nagel, UPS, FedEx, DHL
05.03.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх