Интернет-торговля в малых городах растет в 2 раза быстрее, чем на маркетплейсах
26 июля 2024Количество заказов в населенных пунктах до 10 тыс. жителей год к году выросло почти в 4 раза в 2023 году
Интернет-торговля в городах с населением до 10 тыс. жителей в 2023 году росла в два раза быстрее, чем в целом на маркетплейсе. По данным Ozon, с которыми ознакомился «Forbes», в 2023 году оборот компании в таких городах вырос в 4,3 раза по сравнению с 2022 годом, тогда как в среднем годовой оборот Ozon по стране в прошлом году вырос в 2,1 раза.
Всего в 2023 году из населенных пунктов до 10 000 жителей у Ozon было около 2 млн покупателей, ассортимент продавцов из малых городов превысил 7,9 млн наименований.
Главными драйверами в Ozon называют появление все новых пунктов выдачи и продавцов на платформе: партнеры-владельцы ПВЗ из городов с населением до 10 000 жителей до конца 2023 года открыли почти 9 тыс. пунктов. Теперь точки выдачи в малых населенных пунктах охватили 81 регион России, и таких ПВЗ стало втрое больше по сравнению с 2022 годом – всего уже более 13 тыс. ПВЗ. Ими владеют более 7 500 предпринимателей, для которых возможность открыть пункт маркетплейса – «возможность вести бизнес на стыке онлайн-коммерции и жизни любимого города. Пункты выдачи играют важную роль в жизни малых населенных пунктов, обеспечивая доступ к широкому ассортименту товаров и создавая дополнительные рабочие места».
Ozon подсчитал, что в среднем на один пункт выдачи приходится 2,5 рабочих места.
По данным Data Insight, в 2020 году количество заказов на маркетплейсах и в интернет-магазинах выросло на 78%, объем рынка достиг ₽2,7 трлн. В 2021 году объем составлял ₽3,6 трлн, а в 2024-м он вырастет до ₽10,2 трлн. Аналитики констатируют: онлайн-шопинг становится не просто привычкой, а обыденностью, особенно заметной в городах-миллионниках.
Однако еще один ключевой тренд, подмеченный аналитиками Data Insight, заключается как раз в том, что доля регионов в онлайн-торговле существенно растет, там e-commerce только начинает развиваться.
В 2023 году рынок e-commerce увеличился на ₽2,6 трлн, и основная часть этого роста пришлась на Wildberries и Ozon (соответственно 35% и 31%), а в сумме четыре крупнейших маркетплейса (плюс «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет») обеспечили более 80% от всего роста рынка, следует из отчета Data Insight.
Лидеры активно инвестируют в открытие новых ПВЗ по всей стране. «Яндекс Маркет» в 2024 году планирует подключить 3 тыс. – 5 тыс. новых пунктов выдачи заказов, основная часть которых появится, правда, в Центральном федеральном округе. Сеть вырастет до 16 тыс. – 18 тыс. пунктов. По данным на конец апреля к Wildberries были подключены 37 тыс. пунктов выдачи заказов. Число ПВЗ Ozon к 31 марта 2024 года составило 50 тыс.
В последние годы маркетплейсы активно вкладываются в расширение своего присутствия в регионах, согласен директор T-Bank eCommerce Илья Кретов. По данным T-Bank eCommerce, покупатели из регионов обеспечили 59% оборота на маркетплейсах в 2023 году. Быстрые темпы роста за пределами миллионников он связывает, с одной стороны, с эффектом низкой базы, а с другой – с развитием сети ПВЗ.
– Раньше в маленьких городах у людей не было возможности приобретать товары на маркетплейсах, сейчас с появлением ПВЗ в их населенных пунктах они могут делать покупки с небольшим средним чеком и быстро получать заказы совсем под боком. В мае 2024 года количество подобных точек маркетплейсов по всей России выросло почти в полтора раза год к году, – говорит Кретов.
Кроме того, подобная тенденция также открывает возможности не только для покупателей и продавцов на площадках, рассуждает Илья Кретов: «Предприниматели могут открыть ПВЗ в своем городе, если его еще нет или их недостаточно на число населения, и иметь хороший доход с точки. Однако с такой идеей стоит поторопиться, так как в этой сфере предложение довольно быстро догоняет спрос».
В городах с населением меньше 10 тыс. жителей живет всего около 5 млн человек, до них очень сложно дотянуться как онлайн-розницей, так и обычной, замечает партнер Data Insight Федор Вирин.
– При этом десятитысячный город может быть вполне приличным по территории, и для его охвата нужно построить не один ПВЗ, а два-четыре. Для сравнения: один ПВЗ в Москве охватывает четыре-пять соседних домов, то есть 8 тыс. – 10 тыс. жителей. Таким образом, затраты по созданию сети на один город в несколько раз выше. Жители малых городов, а также больших сел при этом наиболее обделены товарами. Офлайновая розница до них тоже не дотягивается, поэтому потенциально являются интересными покупателями, несмотря на более низкий уровень дохода, – полагает аналитик.
Кроме того, в небольших городах и в деревнях растет такой поток денег, как солдатское жалованье, здесь эти деньги гораздо заметнее, чем в крупных городах.
– При этом магазины для удовлетворения растущего спроса находятся далеко, а ассортимент в этих магазинах (в региональных центрах) не может сравниться с маркетплейсами. Поэтому неудивительно, что Ozon хорошо закрывает эту растущую потребность и показывает высокие темпы роста в малых городах. Это win-win ситуация, – резюмирует Федор Вирин.
Во-первых, говорит председатель Совета по электронной коммерции Торгово-промышленной палаты Алексей Федоров, «интернет-торговля, как раньше, расти уже не будет, а будет великая битва за покупателя между маркетплейсами-лидерами, остальные могут отдыхать. Во-вторых, тезис про создание рабочих мест формально верен, но места не рождаются из ничего, а сотрудники не приходят из ниоткуда.
Это ведь те, кто раньше работал в офлайн-рознице или в небольших оптовых компаниях, которые возили товары в небольшие города. Безусловно, интернет-площадки предоставляют огромную возможность для небольших предпринимателей продавать свои товары на всю Россию или хотя бы в своем домашнем регионе и не думать о плате за выход в большие офлайн-сети. Но, с другой стороны, многие розничные игроки, сотни и тысячи, разорятся в малых городах, потому что люди перестанут у них покупать, поскольку последних вытесняют крупные интернет-игроки».
Ozon и другим игрокам проще заходить в освобождающиеся помещения, стрит-ретейл становится пустым, его ценность в городе падает, и через пару лет мы увидим совершенно другую картину распределения бизнеса в регионах, малых и средних городах, заключает Алексей Федоров.
Напомним, Ozon запускает первую очередь нового логистического комплекса на территории села Преображенка в Самарской области. Это уже вторая логистическая фабрика на территории региона. LR
История вопроса
Новый фреш-проект Ozon заинтересует только производителей
Закон о платформенной занятости зашел на второй круг
Опережающий рост продаж связан с активным выходом на площадку новых клиентов. База активных покупателей из малых городов росла в 10 раз быстрее, чем общее число покупателей на площадке: в 2023 году их стало в 3,2 раза больше, в то время как база клиентов Ozon в целом прибавила 31%.Новый фреш-проект Ozon заинтересует только производителей
Закон о платформенной занятости зашел на второй круг
Всего в 2023 году из населенных пунктов до 10 000 жителей у Ozon было около 2 млн покупателей, ассортимент продавцов из малых городов превысил 7,9 млн наименований.
Главными драйверами в Ozon называют появление все новых пунктов выдачи и продавцов на платформе: партнеры-владельцы ПВЗ из городов с населением до 10 000 жителей до конца 2023 года открыли почти 9 тыс. пунктов. Теперь точки выдачи в малых населенных пунктах охватили 81 регион России, и таких ПВЗ стало втрое больше по сравнению с 2022 годом – всего уже более 13 тыс. ПВЗ. Ими владеют более 7 500 предпринимателей, для которых возможность открыть пункт маркетплейса – «возможность вести бизнес на стыке онлайн-коммерции и жизни любимого города. Пункты выдачи играют важную роль в жизни малых населенных пунктов, обеспечивая доступ к широкому ассортименту товаров и создавая дополнительные рабочие места».
Ozon подсчитал, что в среднем на один пункт выдачи приходится 2,5 рабочих места.
По данным Data Insight, в 2020 году количество заказов на маркетплейсах и в интернет-магазинах выросло на 78%, объем рынка достиг ₽2,7 трлн. В 2021 году объем составлял ₽3,6 трлн, а в 2024-м он вырастет до ₽10,2 трлн. Аналитики констатируют: онлайн-шопинг становится не просто привычкой, а обыденностью, особенно заметной в городах-миллионниках.
Однако еще один ключевой тренд, подмеченный аналитиками Data Insight, заключается как раз в том, что доля регионов в онлайн-торговле существенно растет, там e-commerce только начинает развиваться.
В 2023 году рынок e-commerce увеличился на ₽2,6 трлн, и основная часть этого роста пришлась на Wildberries и Ozon (соответственно 35% и 31%), а в сумме четыре крупнейших маркетплейса (плюс «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет») обеспечили более 80% от всего роста рынка, следует из отчета Data Insight.
Лидеры активно инвестируют в открытие новых ПВЗ по всей стране. «Яндекс Маркет» в 2024 году планирует подключить 3 тыс. – 5 тыс. новых пунктов выдачи заказов, основная часть которых появится, правда, в Центральном федеральном округе. Сеть вырастет до 16 тыс. – 18 тыс. пунктов. По данным на конец апреля к Wildberries были подключены 37 тыс. пунктов выдачи заказов. Число ПВЗ Ozon к 31 марта 2024 года составило 50 тыс.
В последние годы маркетплейсы активно вкладываются в расширение своего присутствия в регионах, согласен директор T-Bank eCommerce Илья Кретов. По данным T-Bank eCommerce, покупатели из регионов обеспечили 59% оборота на маркетплейсах в 2023 году. Быстрые темпы роста за пределами миллионников он связывает, с одной стороны, с эффектом низкой базы, а с другой – с развитием сети ПВЗ.
– Раньше в маленьких городах у людей не было возможности приобретать товары на маркетплейсах, сейчас с появлением ПВЗ в их населенных пунктах они могут делать покупки с небольшим средним чеком и быстро получать заказы совсем под боком. В мае 2024 года количество подобных точек маркетплейсов по всей России выросло почти в полтора раза год к году, – говорит Кретов.
Кроме того, подобная тенденция также открывает возможности не только для покупателей и продавцов на площадках, рассуждает Илья Кретов: «Предприниматели могут открыть ПВЗ в своем городе, если его еще нет или их недостаточно на число населения, и иметь хороший доход с точки. Однако с такой идеей стоит поторопиться, так как в этой сфере предложение довольно быстро догоняет спрос».
В городах с населением меньше 10 тыс. жителей живет всего около 5 млн человек, до них очень сложно дотянуться как онлайн-розницей, так и обычной, замечает партнер Data Insight Федор Вирин.
– При этом десятитысячный город может быть вполне приличным по территории, и для его охвата нужно построить не один ПВЗ, а два-четыре. Для сравнения: один ПВЗ в Москве охватывает четыре-пять соседних домов, то есть 8 тыс. – 10 тыс. жителей. Таким образом, затраты по созданию сети на один город в несколько раз выше. Жители малых городов, а также больших сел при этом наиболее обделены товарами. Офлайновая розница до них тоже не дотягивается, поэтому потенциально являются интересными покупателями, несмотря на более низкий уровень дохода, – полагает аналитик.
Кроме того, в небольших городах и в деревнях растет такой поток денег, как солдатское жалованье, здесь эти деньги гораздо заметнее, чем в крупных городах.
– При этом магазины для удовлетворения растущего спроса находятся далеко, а ассортимент в этих магазинах (в региональных центрах) не может сравниться с маркетплейсами. Поэтому неудивительно, что Ozon хорошо закрывает эту растущую потребность и показывает высокие темпы роста в малых городах. Это win-win ситуация, – резюмирует Федор Вирин.
Во-первых, говорит председатель Совета по электронной коммерции Торгово-промышленной палаты Алексей Федоров, «интернет-торговля, как раньше, расти уже не будет, а будет великая битва за покупателя между маркетплейсами-лидерами, остальные могут отдыхать. Во-вторых, тезис про создание рабочих мест формально верен, но места не рождаются из ничего, а сотрудники не приходят из ниоткуда.
Это ведь те, кто раньше работал в офлайн-рознице или в небольших оптовых компаниях, которые возили товары в небольшие города. Безусловно, интернет-площадки предоставляют огромную возможность для небольших предпринимателей продавать свои товары на всю Россию или хотя бы в своем домашнем регионе и не думать о плате за выход в большие офлайн-сети. Но, с другой стороны, многие розничные игроки, сотни и тысячи, разорятся в малых городах, потому что люди перестанут у них покупать, поскольку последних вытесняют крупные интернет-игроки».
Ozon и другим игрокам проще заходить в освобождающиеся помещения, стрит-ретейл становится пустым, его ценность в городе падает, и через пару лет мы увидим совершенно другую картину распределения бизнеса в регионах, малых и средних городах, заключает Алексей Федоров.
Напомним, Ozon запускает первую очередь нового логистического комплекса на территории села Преображенка в Самарской области. Это уже вторая логистическая фабрика на территории региона. LR
Тэги: интернет-торговля, аналитика
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости