Страхи страховых

Эксперимент с поиском компании для страхования нетипичных рисков в логистике

Фото: cdn.sanity.io

Главный журналистский принцип – не верить никому. Особенно на слово. И все перепроверять. Именно так «Логирус» и поступил, организовав большой страховой эксперимент по стопам экспертной сессии на конференции «Транспортная отрасль Большого Урала».

В пылу дискуссии участники рынка озвучили две глобальные проблемы, с которыми приходится сталкиваться бизнесу. Первая – застраховать доставку грузов через территорию третьих стран или слишком сложно, или вовсе невозможно. Причина в том, что Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) отказывает в перестраховании из-за отсутствия «российского интереса». Речь идет о поставках, в которых не задействованы российские компании.

Вторая проблема – на рынке не хватает предложений по страхованию сроков доставки. Бизнес заинтересован в таких продуктах, так как штрафные санкции за срыв сроков поставки на маркетплейсы и в торговые сети равны или даже превышают стоимость товаров. А вот страховые, напротив: по их мнению, оформив такой полис, перевозчик может не стремиться доставить товар вовремя, так как размер возмещения будет равен прибыли, которую он мог бы получить за выполненную работу.

Из этих проблем у бизнеса есть два выхода, заявили присутствовавшие на сессии представители IT-платформы «Кинцуги» и «Потребительского общества взаимного страхования транспортной отрасли». Первый путь – это взаимное страхование, при котором возмещение выплачивается из фонда, сформированного добровольными взносами участников. Второй – использование IT-платформ, где компании объединяют емкости за счет пропорционального со-страхования.

«Логирус» решил проверить выдвинутые Кинцуги и ПОВСТО гипотезы и помочь грузовладельцам выяснить:

  • • Можно ли застраховать «нестандартные риски», по которым у страховщиков нет статистики для проведения полноценного андеррайтинга, и если да, то на каких условиях?

Чтобы получить ответы на эти вопросы, «Логирус» решил провести эксперимент. В роли руководителя отдела продаж внешнеторговой компании «ФинЭкспортУрал», которая импортирует из Азии товары для дальнейшей перепродажи в России и странах Ближнего Востока, мы отправились к страховым компаниям.

Согласно легенде, в ближайшие два месяца планируем запустить регулярные поставки чая и специй из Индии для партнеров в Иран и Россию.

Первым рейсом отправим один контейнер с товаром на общую сумму 9-10 млн рублей.

Маршрут доставки будет мультимодальным. Груз в контейнере из порта Нава-Шева на «престарелом» судне под флагом Белиза (возраст 31 год) дойдет на иранского Бендер-Аббаса. Там товары перегрузят в автомобильный полуприцеп и доставят через Азербайджан и МАПП «Яраг-Казмаляр» в Москву.

Периодичность поставки – один раз в неделю.

Базис поставки – FOB.

Застраховать хотим сохранность груза и сроки поставки, так как боимся драконовских штрафов от крупной торговой сети за опоздание.

С запросами «Логирус» обратился в 11 крупнейших российских страховых компаний.

Критерии оценки:

Наличие необходимого страхового продукта. Может ли компания застраховать груз на нетипичном маршруте, а также дополнительно покрыть такой нестандартный риск как страхование сроков доставки.

Субъективная экспертность. Может ли менеджер развернуто проконсультировать по вопросам оформления страхования, пояснить, чем отличаются коммерческие условия в генсоглашении и разовом полисе. Рассказать о процедуре урегулирования убытков, сообщить, какой пакет документов для этого потребуется и сориентировать по срокам получения возмещения.

Открытость. Готов ли менеджер компании отвечать на дополнительные вопросы.

Оперативность. Сколько времени потребовалось, чтобы получить отклик на запрос.

Стоимость услуг. Размер страхового тарифа и невозмещаемой части убытков.

По каждому критерию компания сможет получить максимум 5 баллов, если развернуто и открыто ответит на запрос. Кому это удастся – проверим прямо сейчас!

«РЕСО-Гарантия»: ахи, вздохи и отказ

Потенциальным клиентам «РЕСО-Гарантия» предлагает оставить заявку через форму на своем сайте. Мы так и сделали. Указали название организации, почту, контактный телефон и в графе «Комментарий» кратко описали свой кейс и попросили сориентировать по условиям, а также стоимости полиса. Просто, удобно, современно, но радоваться оказалось рано.

Полтора дня «Логирус», он же «ФинЭкспортУрал», прилежно ждал, когда же с ним свяжется менеджер или на электронную почту придет заветное письмо. Но терпение иссякло, и мы позвонили на горячую линию по телефону, указанному на сайте.

Выслушав инструкции от девушки-робота и нажав все необходимые звездочки, решетки на мобильном, наконец-то мы попали на «живого» оператора. Она рекомендовала обратиться в екатеринбургский офис «РЕСО-Гарантии» и продиктовала контактный номер. Набираем.

Трубку поднимает оператор, которому снова приходится излагать суть своего запроса, называть компанию, диктовать контактный номер и ИНН… И все это ради того, чтобы нас наконец-то соединили с менеджером.

После череды гудков трубку поднимает молодой человек. Не представившись, он сразу переходит к делу и интересуется, уж не насыпной ли груз мы собираемся везти. Получив отрицательный ответ, наш собеседник глубоко вздыхает и просит выслать ему на почту всю информацию об отправлении, маршруте и перевозчике. Записываем адрес и обещаем все оперативно отправить, но запрашиваем хотя бы краткую предварительную консультацию.

В ответ на это наш собеседник просит рассказать подробнее о маршруте и как только слышит «Иран» второй раз и еще более глубоко и скорбно вздыхает.

– Иран в маршруте – это проблема? – тут же переспрашиваем менеджера-инкогнито.

– Там же не спокойно, – протягивает наш собеседник. – Но вы все равно все подробно распишите мне в письме, в том числе и по упаковке груза, а мы уже будем решать – примем ли к страхованию.

– А можете отказать?

– Да.

– Сегодня могу ждать ответа?

– Нет. Один-два рабочих дня нужно. Как минимум.

В итоге менеджер-инкогнито, оказавшийся Дмитрием, судя по подписи в электронном письме, перезвонил на исходе второго дня… с отказом. Иран-таки не согласовали. Но даже если бы и согласовали, то полис оформили только на груз и его сохранность. Сроки в «РЕСО-Гарантии» застраховать нельзя ни под каким соусом.



– Страховщик имеет право без объяснения причин отказать в заключении договора, если его не устраивают какие-либо условия. У каждого участника рынка есть так называя политика андеррайтинга, где прописывается, что и на каких условиях страхуется. Этот документ находится в прямой связке с условиями перестрахования, – пояснил кандидат экономических наук, директор НКО «ПОВСТО» Александр Носов. – Я полагаю, что Иран для «РЕСО-Гарантии» находится в исключениях на перестрахование. И с учетом того, что без перестраховочной защиты риски на свое удержание не оставляют, компания отказала в оформлении полиса. Но, возможно, это была и инициатива конкретного менеджера.

Результаты проверки

Первый же герой на пути «Логируса» сообщил, что не сможет застраховать маршрут через Иран, не говоря уже о сроках доставки. Страховые продукты нам не предложили, поэтому за данный критерий компания получает 0 баллов. Экспертность также подкачала: герой не смог проконсультировать по вопросам оформления страхования – ставим 0 баллов. Почему Иран в маршруте может стать проблемой при работе с компанией Дмитрий не рассказал, единственный аргумент, который мы услышали: «в Иране неспокойно». Поэтому за открытость ставим лишь 1 балл. Оперативность – ниже среднего. Сначала полтора дня мы ждали обратной связи по электронной почте. После того, как «Логирусу» все же удалось дозвониться до менеджера по телефону, нам сообщили, что ответ о возможностях страхования смогут дать еще через 1-2 дня. Следовательно, ставим три балла за этот критерий. Всего «РЕСО-Гарантия» получает 4 балла по итогам эксперимента.

 

Критерий

 

Оценка

 

Наличие необходимого страхового продукта

 

0

 Субъективная экспертность

 

0

 

Открытость

 

1

 

Оперативность

 

3

 

Стоимость услуг

 

0

 

Итого

 

4


«Ренессанс страхование»: нет объемов – нет полиса

Запрос «Ренессанс страхование» предлагает оставить на сайте. Перечень первичной информации, которую необходимо указать, шире, чем в «РЕСО-Гарантии». Нужно сразу указать ИНН компании, периодичность и объем перевозок.

К сожалению, на онлайн-заявку никто не откликнулся и спустя полтора дня пришлось звонить на горячую линию. Доброжелательная девушка, выслушав суть запроса, попробовала соединить нас с региональным отделом продаж в Екатеринбурге. Но трубку на том конце провода никто не поднял и оператор записала наш номер, пообещав, что сегодня же с нами свяжутся.

К слову, обещание было исполнено. Через час на мобильный позвонила менеджер Ольга. Она попросила заполнить «заявление на разовую перевозку», которое она направит андеррайтерам на проработку.

– Да, конечно, но уточните, пожалуйста, смогу ли я помимо сохранности груза застраховать еще и сроки? – не давая перевести духа, уточняем мы.

– Мне нужно этот вопрос будет уточнить. Но буквально на прошлой неделе прорабатывали клиента, он перевозчик, мы ему включили в полис финансовый риск срыва сроков поставки. Но у них были большие объемы и регулярные перевозки.

– То есть этот вопрос в индивидуальном порядке может быть решен?

– Да, – обнадежила нас Ольга.



Кандидат экономических наук, директор НКО «ПОВСТО» Александр Носов считает, что перевозчикам застраховать риски срыва сроков поставки проще всего, так как они в этом смысле практически «идеальные клиенты». Ведь транспортная компания является участником доставки, а значит она может и должна влиять и управлять этим процессом. В то же время шанс, что экспедиторам и логистическим компаниям этот финансовый риск согласуют, невелик.

– Принимая окончательное решение, страховая будет ориентироваться на то, соблюден ли для нее баланс между премиями и выплатами от клиента. Если компания окажется в плюсе, то она может согласиться застраховать сроки, но в определенных лимитах. Как только баланс будет нарушен, появятся стоп факторы и выплаты либо приостановят, либо сократят, – пояснил эксперт.



При этом для бизнеса будет выгоднее, если риск срыва срока поставки будет «вшит» в полис страхования грузов, но это должно быть обосновано, поскольку на затраты, связанные со страхованием грузов, можно уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, добавил директор по правовым вопросам НКО «ПОВСТО» Игорь Родионов.

Но, к сожалению, сориентировать в телефонном разговоре по особенностям оформления страхового случая и необходимому пакету документов на территории Ирана и Индии менеджер «Ренессанс страхования» не смогла. Честно призналась, что ей нужно этот момент уточнить.

После отправки заполненной заявки на почту, предварительное коммерческое предложение от Ольги мы получили на следующий день. Полис с ответственностью «за все риски» обойдется в 0,18% плюс франшиза (LR. предусмотренное условиями страхования освобождение страховщика от возмещения оговоренной части убытков страхователя) в размере 0,55% от страховой суммы.

Отдельно в письме Ольги были оговорены требования к автоперевозчикам. Они могут быть только юрлицами. А судно, которое будет задействовано в перевозке, не может быть старше 35 лет. При этом каких-либо дополнительный требований «по флагу» у «Ренессанс страхования» нет.



– Обычно в договорах прописывают, что судно не должно быть старше 30, максимум 35 лет. Думаю, что возрастное ограничение важно при страховании ответственности судовладельца. Если с грузом что-то произойдет, при наличии у перевозчика такого полиса, страховая после выплаты возмещения может предъявить «обратное требование» или регресс, то есть потребовать от виновника аварии возмещения выплаченных средств, – пояснил кандидат экономических наук, директор НКО «ПОВСТО» Александр Носов.

«Финансовые риски, такие как опоздания, к сожалению, в этот полис включить не сможем», – отдельно отметила в своем письме Ольга. Но этот отказ, судя по телефонному разговору, не стал для нас неожиданностью.

Ждать страхового возмещения нужно будет 15 дней за вычетом выходных и праздничных. Этот срок нужно отсчитывать с момента «признания произошедшего события страховым случаем», уточнила Ольга в переписке.

И, к слову, она не забыла об оставшемся не отвеченным вопросе по поводу специфических требований к оформлению страхового случая и сообщила, что таковых у «Ренессанс страхования» нет.

Участнику ВЭД выгоднее, чтобы риск срыва срока поставки был «вшит» в полис страхования грузов. Так как на эти затраты можно будет уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Фото: soupstock.in

Результаты проверки

«Ренессанс страхование» стала первой компанией на нашем пути, которая смогла предложить полис с ответственностью для нашей перевозки, но к сожалению сроки доставки застраховать не могут. Поэтому за первый критерий ставим 3 балла.

К сожалению, Ольга не смогла рассказать по телефону об особенностях оформления страховых случаев в Иране и Индии, а также необходимом пакете документов. Но при этом к коммерческому предложению она прикрепила пояснение с требованиями к морским и автомобильным перевозчикам на маршруте, а также сообщила о сроках страхового возмещения. Поэтому за экспертизу ставим 2 балла. На большинство вопросов по телефону менеджер ответить не смогла. Но, чтобы убедить нас в своей открытости поделилась уникальным, как потом оказалось, примером страхования финансовых рисков срыва сроков поставки – за это ставим 4 балла.

К сожалению, на письменный запрос в течение полутора дней в «Ренессанс страхование» ответить не смогли, и лишь после беседы с оператором с нами связался менеджер для того, чтобы обсудить запрос. Поэтому за оперативность – 3 балла. По предварительным расчетам, полис с ответственностью «за все риски» обойдется в 0,18% от страховой суммы, что на 0,06% выше нижней стоимостной отметки среди всех компаний. Следовательно, за данный критерий ставим 4 балла.

Всего «Ренессанс страхование» получает 16 баллов по итогам эксперимента. А нам пора двигаться дальше.

 

Критерий

 

Оценка

 

Наличие необходимого страхового продукта

 

3

 Субъективная экспертность

 

2

 

Открытость

 

5

 

Оперативность

 

3

 

Стоимость услуг

 

4

 

Итого

 

16


«Абсолют Страхование»: скидки за постоянство и надбавки за инциденты

«Абсолют Страхование», судя по нашему опыту, с заявками с сайта работает на совесть, а не только декларирует возможность их оставить. С момента заполнения онлайн-формы до звонка менеджера прошло около трех часов.

Выслушав нашу легенду, Светлана уточнила: каким образом будет упакован, размещен груз, а также по какому маршруту поедет. Получив ответ, что на палубе и в контейнере, она попросила дополнительно выяснить у партнеров как будут крепиться ящики на палубе судна. Кроме того, менеджера интересовало, во что будет упакован груз в контейнере, поедет ли товар на машине «в сборке», сколько будет перегрузок, будет ли опломбирован прицеп и кто – ИП или юрлицо – повезет груз из Ирана.

Внимательно выслушав ответы, Светлана рекомендовала включить риск мошенничества в договор страхования. Если мы согласны на это, то страховая в обязательном порядке проверяет перевозчика.

– Поэтому как только вам станут известны данные о перевозчике, вам нужно будет их сообщить нам, – уточнила моя собеседница. – еще один момент хочу с вами обговорить заранее. Вы знаете, что такое франшиза?

– Немного, не до конца разобралась с этим вопросом.

– Я поясню. От стоимости груза определяется франшиза, например, в размере 0,5%. От 10 млн рублей, в вашем случае, это 50 тыс. рублей. Если размер убытка будет меньше этой суммы, мы не участвуем в возмещении ущерба. Если убытки больше 50 тыс. рублей, то мы выплачиваем возмещением за вычетом франшизы. Это требование обязательно для всех полисов страхования, – подчеркнула Светлана, чтобы, видимо, я не подумала, что это только мне пытаются навязать такие условия.

При этом сам размер франшизы в «Абсолют Страховании» готовы обсуждать в случае подписания генсоглашения на регулярные перевозки, уточнила моя собеседница в ответ на вопрос о возможных скидках.

– Генсоглашение подписывается сроком на один год и в нем фиксируются все условия. При регулярном сотрудничестве, от вас нам нужна будет заполненная декларация на перевозку. Получая ее, мы в кратчайшие сроки проверяем и акцептовываем присланные вами документы. Если требуется проверить транспортную компанию, проверяем. При этом деньги за каждую перевозку мы не берем, а составляем по итогам месяца сводный отчет, который вы проверяете и если со всем согласны, то подписываете его и направляете нам. А мы выставляем уже счет на оплату. По сути, это аналог кредитной системы. Вы возите, мы несем ответственность, но счет выставляем не каждый раз, а по итогам месяца, – пояснила порядок работы сотрудница «Абсолют Страхования».

При подписании генсоглашения тариф будет формироваться с учетом объемов перевозок, маршрутов, стоимости грузов, категории товаров, добавила Светлана. Если же в течение действия договора будет какая-то нестандартная перевозка, то нужно будет оформить разовый полис.

– Уточните, пожалуйста, генсоглашение может быть оформлено более чем на один год? И в течение этого периода возможен ли пересмотр тарифа? – не унимаемся мы со своими дополнительными вопросами.

– Тарифы неизменны в течении всего срока действия соглашения. В первый раз оно подписывается на год, в случае пролонгации можно обсуждать договора и на более длительные периоды: на 2-3 года. При этом при пролонгации договора тариф будет зависеть от анализа страховых случаев за год. Поэтому возможно как уменьшение, так и увеличение страховых премий, – проконсультировала Светлана.

– А сроки поставки можно будет застраховать?

– Это финансовые риски. Пока не могу ответить на этот вопрос, но я проконсультируюсь с коллегами. За 20 лет работы в сфере страхования с таким не сталкивалась, – призналась Светлана.



На мой взгляд, в полис страхования грузов можно включать риски срыва сроков поставки при определенных условиях, считает директор по правовым вопросам НКО «ПОВСТО» Игорь Родионов. Например, когда опоздание влечет, так сказать, экономическую гибель груза. Другими словами, товар целый, но практически ничего не стоит или даже может потребовать дополнительных затрат на утилизацию. Экономическая гибель может наступить при опоздании на реализацию скоропортящегося товара (кондитерские изделия, охлажденное мясо и т.д.), так как для их продажи остаются критически короткие сроки. Или если цветы не успели прибыть, скажем к 8 марта, то каждый последующий день опоздания приближает их цену к нулю.

При наступлении страхового случая перечень документов, который нужно будет собрать, можно узнать из «Правил страхования», который нам направят вместе с коммерческим предложением. Выплаты производятся после предоставления всех данных в срок до 15 рабочих дней. Первичные данные можно будет направить по почте, а затем уже дополнительно переслать необходимые сведения.

Предварительный размер ставки Светлана по телефону сообщить не смогла, но буквально спустя час на почту «прилетело» письмо от руководителя направления страхования грузов. К нему были приложены обещанные Светланой «Правила страхования грузов», правда в редакции от 2019 года, что немного насторожило и заставило задуматься об их актуальности.



Сомневаться в актуальности Правил страхования, которые датированы 2019 годом, не стоит, отметил кандидат экономических наук, директор НКО «ПОВСТО» Александр Носов. Дело в том, что если нет необходимости во внесении корректировок в этот документ, он может оставаться неизменным годами. А при обновлении редакции правил каждая страховая в уведомительном порядке направляет их в Центробанк, а также размещает на своем официальном сайте.

В письме также описывались предварительные условия сотрудничества. Застраховать нам могут только сохранность груза без сроков по ставке 0,12% от стоимости груза с франшизой 0,25% и покрытием «с ответственностью за все риски». Отдельно оговаривалось, что мы можем рассчитывать на возмещение убытков «от повреждения, утраты, недостачи или гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине, за исключением случаев, предусмотренных Правилами страхования». Также в полис будут включены риски промежуточного хранения в Бендер-Аббасе.

Результаты проверки

Менеджер «Абсолют страхование» стала первой, кто смог ответить на большинство уточняющих вопросов нас как потенциального заказчика по телефону. Светлана рассказала о сроках и условиях страхования, на всякий случай пояснила, как работает механизм франшизы. Более того, она задала нам не менее 10 встречных вопросов об упаковке груза и условиях его закрепления на палубе, количестве перегрузок и не только и по итогам ответов порекомендовала включить в полис риск мошенничества. За экспертизу менеджер получает 5 баллов.

Открытость не подкачала. Светлана развернуто ответила на большинство уточняющих вопросов: рассказала об условиях генсоглашения, а также пояснила, при каких условиях возможно изменение тарифа – ставим твердую пятерку.

Оперативность на хорошем уровне – с момента заполнения онлайн-формы до звонка менеджера прошло не менее трех часов, что выше среднего показателя, поэтому ставим 4 балла. По итогам беседы специалист предложила нам лишь полис страхования ответственности за перевозку, сроки застраховать не смогут. Следовательно, ставим 3 балла за наличие страхового продукта. Стоимость услуги самая низкая среди всех предложений компаний, поэтому за данный критерий компания получает твердую пятерку.

Всего «Абсолют страхование» набирает 22 балл и становится одним из лидеров проверки. Посмотрим, получится ли у кого-то превзойти этот результат?

 

Критерий

 

Оценка

 

Наличие необходимого страхового продукта

 

3

 Субъективная экспертность

 

5

 

Открытость

 

5

 

Оперативность

 

4

 

Стоимость услуг

 

5

 

Итого

 

22


«Ингосстрах»: стандартная Индия и «исключительный» Иран

«Ингосстрах», как и «Абсолют Страхование», оперативно прорабатывает оставленные через сайт заявки. Менеджер Александра перезвонила нам менее чем через 2 часа.

Из разговора с ней выяснилось, что все данные о перевозке, которые мы указали в онлайн-заявке на сайте компании, Александра получила. О счастье! И нам не нужно тратить время на то, чтобы повторять все заново или направлять информацию повторно ей на рабочую «электронку».

Отдельно менеджер «Ингосстраха» уточнила, почему мы решили доставлять груз через Иран.

– Часть груза оставим в Бендер-Аббасе для нашего местного партнера, – как можно более твердо и убедительно отвечаем нашей собеседнице.

Такой ответ, к счастью, Александру удовлетворил, но она добавила, что перевозка по территории Ирана потребует дополнительного согласования.

– Для того, чтобы понять согласуем возьмемся мы страховать вашу перевозку или нет мне нужно понимать, кто страхователь, кто выгодоприобретатель, кто будет перевозчик и по Ирану еще несколько вопросов, – не стала заранее обнадеживать нас менеджер «Ингосстраха».

– А какие вопросики? По клиенту?

– Нет, просто Иран у нас числится в территориях исключениях. Поэтому я вашу заявку буду направлять в спецотдел, который занимается рисками, и мы будем проверять, что везется, как везется, какие коды ТН ВЭД и т.д.



Причин для отказа достаточно. Не оформить полис могут, если для страховщика затруднительно или невозможно оценить страховой риск, вероятность его наступления и обстоятельства, которые на него влияют, так как нет информации о том, как будет двигаться груз по такой территории, каким маршрутом, какими транспортными средствами будет перевозиться, какие мероприятия по спасению груза при необходимости возможно организовать и провести… Страховщик также может опасаться попасть под санкции и потерять вследствие этого часть своих клиентов, пояснил директор по правовым вопросам НКО «ПОВСТО» Игорь Родионов Игорь Родионов.

Ничего нам не пообещав, Александра все-таки сориентировала по возможной ставке. По словам собеседницы, рассчитывать можно на тариф в 0,2% от стоимости груза. Сроки поставки в разовом полисе, скорее всего, застраховать не удастся. Но если выйти на регулярные перевозки и хорошие объемы, то этот вопрос могут обсудить в индивидуальном порядке.

Озвученный срок возмещения убытков стандартный: до двух недель с момента получения страховой полного пакета документов.

– А направить данные можно будет дистанционно?

– На первом этапе мы обмениваемся копиями по электронной почте, затем вам нужно будет отправить оригиналы в Москву, в отдел убытков, – уточнила собеседница. – Ознакомившись с копиями документов, отдел убытков вас предварительно сориентирует: ваш случай страховой или произошедший инцидент не был предусмотрен полисом. Отталкиваясь от этой информации, вы будете понимать имеет вам смысл собирать и отправлять оригиналы или нет.

– Подскажите, а Индия и Азербайджан считаются исключительными территориями, к которым применяются особые требования?

– Нет. С этими странами проще. Требования стандартные. Ничего такого.

Согласования заявки с отделом комплаенса нужно будет ждать пару дней, добавила Александра в финале разговора. К сожалению, по истечению выше озвученного срока в «Ингосстрахе» мы получили отказ. Но у Александры появилось встречное предложение, за которое мы ухватились как за соломенку.

– Все страховые сейчас адаптируются к санкционным реалиям, и «Ингосстрах» не исключение. Я могу подать заявку в другую компанию, шансы получить одобрение будут значительно выше. В ней действуют все те же правила и условия урегулирования, что и в «Ингосстрахе». Попробуем?

– Конечно.

– Но там я смогу предложить вам не разовый полис, а сразу генеральный, так как иначе получить приемлемые финансовые условия будет затруднительно.

Соглашаемся на предварительно озвученные условия и просим сориентировать по срокам ответа. Условия те же: андеррайтерам нужно будет около двух дней, чтобы сформировать предложение. Но Александра звонит раньше… Нет, не для того, чтобы преподнести нам долгожданное компредложение, а с уточнениями. Дополнительные вопросы касаются выгодоприобретателя и упаковки груза. Этим, кстати, особенно тщательно интересовались практически все страховые, с которыми нам пришлось общаться в ходе эксперимента.

Развернутый ответ по просьбе Александры направляем в электронную почту и на следующий день получаем ответ.

Нашу перевозку через Иран согласны застраховать по ставке 0,25% с безусловной франшизой 0,5%.

М-да, уж, не самые лояльные условия, думаем про себя, продолжая вчитываться в текст.

А дальше еще интереснее: покрытие «за все риски» не включает «хищение всего или части груза вследствие мошеннических действий». При этом ответственность страховщика распространяется на операции перегрузку и хранение в промежуточных пунктах маршрута доставки, исключая убытки, происшедшие при перевозке через территории республик Чечни, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии – Алании, Республики Крым, города Севастополь, Украины, ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской области.

Помимо этого, мы должны будем согласовывать со страховой перечень перевозчиков, которые могут быть ИП, но предпочтительнее юрлица. Плюс для заключения генполиса наша компания должна гарантировать, что в течение года перевезем по согласованному маршруту товаров на 500 млн рублей.

Результаты проверки

Менеджер «Ингосстрах» сразу сообщила, что Иран числится в «территориях исключения», поэтому страхование на направлении могут не согласовать. И даже после отказа «Ингосстраха» предложила запустить процесс через другую компанию, которую «не афишируют», однако честно призналась, что это возможно только для условиях генсоглашения. Поэтому за открытость однозначно 5 баллов. «Ингосстрах» стала очередной компанией, которая не может застраховать сроки доставки, поэтому за наличие необходимого продукта ставим три балла.

Александра рассказала о пакете документов, который потребуется для оформления полиса, сообщила о сроке возмещения убытков. Но при этом не пояснила, каким образом и на каких условиях будет организована процедура урегулирования. Поэтому за экспертизу – 4 балла. Оперативность не подкачала: менеджер перезвонила не менее чем через два часа после того, как мы оставили заявку на сайте, что выше среднего показателя среди всех компаний, поэтому также ставим 4 балла за этот критерий. А вот ставки в 0,25% от стоимости груза , к сожалению, более чем в два раза выше наиболее выгодного предложения – поэтому ставим два балла за данный критерий. Всего «Ингосстрах» получает 18 баллов от «Логируса.

 

Критерий

 

Оценка

 

Наличие необходимого страхового продукта

 

3

 Субъективная экспертность

 

4

 

Открытость

 

5

 

Оперативность

 

4

 

Стоимость услуг

 

2

 

Итого

 

18


«Спасские ворота»: переменчивая стоимость и долгожданное возмещение


По генполису будет удобнее работать и учВЭДу и страховой, так как он предполагает сокращенный документооборот. Договор заключается один раз, а в процессе взаимодействия стороны будут обмениваться только декларациями. Фото: iko.com

Один из самых быстрых откликов мы получили в «Спасских воротах». С момента заполнения заявки на сайте до получения обратной связи прошло 25 минут. На электронную почту написал старший специалист департамента страхования грузов Андрей с просьбой направить в ответном письме «карточку компании». Созвонившись с ним, сразу задаем самый больной и неудобный вопрос: сможем ли мы застраховать сроки поставки.

– Мы столкнулись с проблемой отсутствия предложений по срокам поставки.

– Их и не будет, – категорично заявил наш собеседник. – С перевозчиком заранее обговорите сроки поставки. Это его зона ответственности. Можно в договор на перевозку внести условие об ответственности за срыв сроков.

– А если мы готовы пойти на увеличение тарифа? Или застраховать только часть маршрута поставки, например, морское или автоплечо?

– Вряд ли кто-то возьмет на себя такие риски. Обнадеживать вас не буду. Мы точно не возьмем и в России вряд ли найдутся компании, готовые на это. У нас рынок страхования не настолько развит, как, например, в Европе.

Отдельно Андрей оговорил, что судно, на котором мы выйдем из Индии, не должно быть старше 35 лет. Плюс если есть возможность провести фотофиксацию процесса погрузки, то лишним это не будет. Никаких других дополнительных требований и условий нам не озвучили. Что порадовало. Зато огорчили сроки возмещения: 20 дней с момента получения страховой полного пакета документов.

– Вообще нам нужны оригиналы, но на практике согласовываем выплату и по скан-копиям документов. Иногда даже оригиналы не требуем, – уточнил Андрей.

Оценку ущерба специалисты страховой могут провести либо по фотографиям, если сумма ущерба небольшая, например, 100 тыс. рублей. А если речь идет о миллионах рублей, то осматривать поврежденный груз приедет сюрвейер (LR. независимый эксперт, который занимается инспектированием, исследованием и проверкой объектов страхования).

Коммерческое предложение «Спасские ворота» направили в тот же день. В нем Андрей обозначил тариф в размере 0,15% «с ответственностью за все риски», исключая убытки от «весовой недостачи, загрязнения, смешения, подмочки морской или пресной водой, происшедшие в результате разрыва мешков, включая расходы по перетарке груза, если это не явилось следствием ДТП или крушения». Безусловная франшиза в компании фиксированная и составляет 0,25%. Однако в телефонной беседе Андрей уточнил, что обозначенные финансовые условия будут действовать три месяца. В течение этого времени страховая в том числе будет отслеживать, подтверждаем ли мы заявленную регулярность перевозок и объемы. Если нет, то финусловия будут пересмотрены.



– Генполис имеет смысл заключать, когда речь идет о страховании регулярных грузов. В этом случае при расчете тарифа страховая будет учитывать объем перевозок, и чем больше сумма, тем выше размер скидки к тарифу предложат клиенту. Если перевозок будет мало, то страховая переквалифицирует такие перевозки как разовые и скидку за объем отменит, – пояснил кандидат экономических наук, директор НКО «ПОВСТО» Александр Носов. – В любом случае, по генполису будет удобнее работать обеим сторонам договора, так как он предполагает сокращенный документооборот. Договор страхования заключается один раз, а в процессе взаимодействия стороны будут обмениваться только декларациями.

Результаты проверки:

В ответ на наш запрос «Спасские ворота» предложили полис с ответственностью за все риски, при этом сроки доставки здесь застраховать не могут. Поэтому за первый критерий ставим три балла. Андрей рассказал об условиях страхования, требованиях в технике, пояснил, как проводится оценка ущерба, а также сообщил сроки возмещения. Поэтому за экспертизу ставим 5 баллов. Менеджер порекомендовал заранее обговорить сроки доставки с перевозчиком и сообщил, что вряд ли у нас получится найти страхового партнера, который смог бы взять в работу риск срыва сроков поставки. Он также честно признался, что обозначенные финансовые условия будут действовать только три месяца. Поэтому за открытость ставим 5 баллов.

За оперативность – твердая пятерка: в «Спасских воротах» нам ответили через 25 минут после заполнения онлайн-заявки на сайте. По предварительным расчетам, страхование в «Спасских воротах» обойдется нам в 0,15% от общей суммы, тариф – один из самых высоких среди всех опрошенных «Логирусом» компаний. Следовательно, ставим лишь 1 балл за этот критерий.

Всего компания получает 19 баллов.

 

Критерий

 

Оценка

 

Наличие необходимого страхового продукта

 

3

 Субъективная экспертность

 

5

 

Открытость

 

5

 

Оперативность

 

5

 

Стоимость услуг

 

1

 

Итого

 

19


«ПАРИ»: компредложение за час и франшиза на минималках

Отклик на заявку мы получили от «ПАРИ» на электронную почту вместе с коммерческим предложением через 1 час 45 мин после того, как заполнили заявку на сайте компании.

Заместитель начальника отдела развития Елена уведомила нас о том, что компания готова предложить тариф в 0,25% «с ответственностью за все риски» и франшизой в 10 000 рублей. Более подробные условия – в том числе что считается, а что нет страховым случаем, какие документы нужно будет предоставить и так далее. – были перечислены к приложенном файле, напоминавшем страницы из типового договора страхования.



– Франшиза позволяет, например, уменьшить страховой тариф. Если клиент готов нести часть возможных убытков за свой счет, а товар дорогостоящий и компания уверена, что риск его повреждения в пути незначителен, то лучше отдать предпочтение более низкому тарифу, применив франшизу. В этом случае удастся сэкономить на стоимости полиса. Если же вы, например, повезете хрупкий груз, то выгоднее будет минимальная франшиза или ее отсутствие. И желательно, чтобы она была условной, так как при ущербе размером более самой франшизы, она не будет вычитаться из общего возмещения, – пояснил директор по правовым вопросам НКО «ПОВСТО» Игорь Родионов. – И даже если в предлагаемом проекте договора будет указана безусловная франшиза, все обсуждаемо. Конкуренция на рынке за клиента высока, поэтому страховая согласится найти взаимоприемлемый компромисс.

Сроки поставки не страхуются, кратко уведомила нас Елена. Подробности мы решили выяснить по телефону.

– Сроки мы не сможем ни на каких условиях застраховать?

– Я думаю вы их нигде не сможете застраховать. Это финансовые риски. Их берут очень немногие компании, а финриски, связанные с Ираном, тем более. Я даже не знаю кого вам посоветовать.

Сроки возмещения в договоре хотя и прописаны 30 дней, но по факту после получения полного комплекта документов «ПАРИ» старается переводить выплаты в течение недели, поспешила успокоить Елена. Заверенные копии или оригиналы нужно будет в офис компании направить курьерской службой.

На прощание наша собеседница посоветовала при возможности провести фотофиксацию процесса перегрузки в Иране, чтобы было проще понять, на каком этапе с грузом произошел инцидент.



– Клиент, как на стадии переговоров, так и в последствии, может поинтересоваться о наличии контактов у страховой компании с зарубежными партнерами, по территории стран которых будет двигаться груз, на случай необходимой помощи в получении документов от зарубежных контрагентов. Это нормальная практика, – заверил директор по правовым вопросам НКО «ПОВСТО» Игорь Родионов. – У страховой за границей могут быть партнеры из числа сюрвейерских или юридических компаний, через которых можно ускорить отправку оригиналов документов в случае наступления страхового случая.

Результаты проверки:

В компании «ПАРИ» нам предложили полис с ответственностью «за все риски». При этом менеджер уже традиционно сообщила, что не сможет застраховать сроки доставки. Поэтому за первый критерий ставим три балла. Специалист компании честно призналась, что даже не знает, кого можно посоветовать по вопросу страхования финрисков.

А затем, чтобы показать открытость, сообщила, что на практике «ПАРИ» старается сократить срок возмещения с 30 до 7 дней. При этом на часть уточняющих вопросов «Логируса» она не ответила, поэтому ставим 4 балла за открытость. Елена сообщила о сроках возмещения и посоветовала нам сделать фотофиксацию процесса перегрузки товаров Иране. По другим вопросам страхования проконсультировать не смогла, не рассказала и о процедуре урегулирования убытков – ограничилась лишь отправкой типовых правил из договора. Поэтому за экспертизу ставим 2 балла;

За оперативность – твердая пятерка. На наш запрос в «ПАРИ» ответили и отправили коммерческое предложение на почту через 1 час 45 минут после заполнения заявки на сайте.

Стоимость полиса с ответственностью «за все риски» составит 0,25% от страхового покрытия – это один из самых высоких показателей среди всех компаний. Следовательно, ставим 2 балла за данный критерий.

Всего «ПАРИ» получает 16 баллов от «Логируса»

 

Критерий

 

Оценка

 

Наличие необходимого страхового продукта

 

3

 Субъективная экспертность

 

2

 

Открытость

 

4

 

Оперативность

 

5

 

Стоимость услуг

 

2

 

Итого

 

16


Первые итоги: скорость на максимум и нехватка экспертизы

Первая часть эксперимента «Логируса» подходит к концу и настало время подвести промежуточные итоги. Большинство опрошенных компаний смогли предложить полисы с ответственностью за страхование грузов, но при этом ни один игрок не решился подключится к работе со сроками доставки, в основном из-за того, что наш маршрут пролегает через Иран.

Открытость подвела лишь одного из шести героев, которые не решился рассказать об условиях страхования и ответить на уточняющие вопросы.

С оперативностью у большинства героев также все в порядке – лишь две компании не смогли ответить на письменный запрос в течение полутора дней и «Логирусу» пришлось настойчиво дозваниваться до них, чтобы узнать необходимую информацию.

При этом лишь малая часть компаний удивила нас своей экспертизой, а половина опрошенных игроков и вовсе не смогла проконсультировать об особенностях страхования и необходимых сопроводительных документах на направлении.

Эксперимент «Логируса» продолжается. И в следующей статье вы узнаете:

• Как поторопить страховую с обратной связью?
• С какими исключениями из «ответственности за все риски» придется столкнуться учВЭДу?
• И кто же станет лидером большой страховой проверки «Логируса»?



Тэги: страхование, нестандартные риски, ПАРИ, РЕСО-Гарантия, Ренессанс страхование, Абсолют Страхование, Ингосстрах, Спасские ворота, ПОВСТО, Кинцуги
27.06.2024

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх