Год в стиле «американские горки»

Прогнозы экспертов: как «прошлогодний багаж» повлияет на конъюнктуру рынка в 2022 году



Второй пандемийный год для рынка транспортно-логистических услуг не был простым. Однако помимо тотального дефицита и удорожания ключевых ресурсов – персонала, транспорта, контейнеров, упаковочных материалов, складских площадей и технологий – в 2021 году некоторые сегменты продемонстрировали рекордный рост, а работающие в них компании отчитались о сверхприбылях.

Так, по итогам 2021 года погрузка на сети российских железных дорог в адрес морских портов составила 351,1 млн тонн грузов. Это стало, по заверениям самой монополии, абсолютным рекордом в истории компании. Кроме того, перевозка 1 млн 100 тыс. транзитных контейнеров стала еще одним рекордным показателем за всю историю российских железных дорог.

Автоперевозки, хоть и без рекордов, но также успешно отыграли логистический бум 2021 года. Так, в 2021 году рынок FTL-перевозок в стоимостном выражении вырос на 12,2%, а LTL-перевозок – на 14%, подсчитали аналитики M.A.Research. В целом же российский рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок за год увеличился на 12,3%.

При этом рост ставок в среднем по году, по оценкам ATI.SU, составил 21%. Дорожать грузоперевозки начали со второго полугодия 2021 года. И в итоге, к IV кварталу увеличились в среднем до 45,3 тыс. рублей.

Грузооборот морских портов РФ увеличился на 1,7% – до 835,2 млн тонн, следует из отчета ФГУП «Росморпорта». Рекорд же принадлежит Северному морскому пути (СМП). По итогам 2021 года объем перевозок по транспортному коридору превысил 33,5 млн тонн. И это выше не только показателя 2020 года, когда по СМП было доставлено 32,97 млн тонн, но и уровня, указанного в паспорте федерального проекта «Развитие Северного морского пути». Согласно документу, в 2021-м арктическими морями предполагалось доставить 32 млн тонн грузов.

«Логирус» вместе с пулом отраслевых экспертов и участников рынка обобщил главные события года 2021-го и наметил тренды нового 2022 года. Ознакомиться с каждым разделом можно перейдя по ссылке в оглавлении.


Экспертными прогнозами с «Логирусом» поделились:


Валерий Алексеев
вице-президент Российского автотранспортного союза
Валерий Алексеев
Тарас Коваль
президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов
Тарас Коваль
Роман Ипатов
директор по интермодальным операциям логистической компании «ДАКСЕР»
Роман Ипатов
Игорь Илькаев
учредитель компании Dentro
Игорь Илькаев
Александр Разин
директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК»
Александр Разин
Дмитрий Иевлев
генеральный директор «Авто-ПЭК»
Дмитрий Иевлев
Петр Соколовский
руководитель отдела продаж в Major Terminal
Петр Соколовский
Денис Савельев
директор по продажам Tablogix
Денис Савельев
Владислав Фадеев
руководитель отдела исследований консалтинговой компании JLL
Владислав Фадеев
Александр Перфильев
коммерческий директор Ghelamco
Александр Перфильев
Константин Фомиченко
региональный директор, директор департамента индустриальной и складской недвижимости Knight Frank
Константин Фомиченко
Оксана Курочкина
почетный адвокат, руководитель АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО, член Экспертного Совета ТПП РФ по таможенной политике
Оксана Курочкина
Мария Колупаева
таможенный аналитик ГК «Аривист»
Мария Колупаева
Дмитрий Аржаных
соучредитель ГК «Сервисная Логистическая Компания»
Дмитрий Аржаных
Евгений Балабайченко
управляющий ГК «Эксперт Групп», член Ассоциации таможенных аудиторов и консультантов
Евгений Балабайченко
Вильгельмина Шавшина
руководитель практики таможенного регулирования и международной торговли Ernst&Young
Вильгельмина Шавшина
Аркадий Иванов
директор по развитию «Трансазия Логистик Москва»
Аркадий Иванов
Екатерина Лазуткина
исполнительный директор «Вендор Карго»
Екатерина Лазуткина
Сергей Сычев
руководитель отдела международной и складской логистики компании «Транссертико»
Сергей Сычев
Денис Чесноков
директор департамента международного развития логистической компании Pony Express
Денис Чесноков
Алексей Жуков
исполнительный директор Reworker
Алексей Жуков
Алексей Вайсберг
директор по развитию Logsis
Алексей Вайсберг
Надежда Романова
генеральный директор PickPoint
Надежда Романова

Автоперевозки: в ожидании цифры и нового прицепа


По оценкам M.A.Research, в 2021 году рынок FTL-перевозок в стоимостном выражении вырос на 12,2%, а LTL-перевозок – на 14%. В целом же российский рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок за год увеличился на 12,3%.

При этом средняя цена автомобильной грузоперевозки выросла на 20%, а на ряде направлений цены увеличились на 50-100%, подсчитали в VEB Ventures, входящем в ВЭБ.РФ. На рост тарифов повлияла совокупность факторов. В их числе увеличение стоимости дизельного топлива на 8,5%, подорожание транспортных средств на 26%,индексация тарифов в системе взимания платы для грузовиков массой свыше 12 тонн «Платон» до 2,34 рублей за 1 км. А с 1 февраля размер платы поднимут с 2,34 рубля до 2,54 рубля за один километр. Ранее «Росавтодор» ожидал повышения тарифа до 2,44 рубля.

Росту издержек на логистику способствовал и переток линейных специалистов в другие сектора экономики. По оценкам SuperJob, по итогам 2021 года количество вакансий в сфере автоперевозок выросло более чем в 2 раза. И работодатели начали конкурировать за кадры, в первую очередь, с помощью повышения заработных плат. Так, оплата труда водителя-экспедитора в текущем году уже увеличилась в среднем по рынку на 10-15%, подсчитали аналитики HeadHanter.

В 2022 году перевозчиков ждут две важные законодательные новеллы. Первая – это проект нового федерального закона «Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте», рассказал «Логирусу» вице-президент Российского автотранспортного союза (РАС) Валерий Алексеев. В этом документе сведены воедино все основные нормы в рамках административно-правовых отношений при выполнении автомобильных перевозок, которые были установлены в других законах и актах Правительства РФ.

– Одновременно был разработан еще один проект федерального закона. Он необходим для внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты, в которых эти нормы были отражены, – пояснил эксперт. – Эти два проекта планируется внести на рассмотрение Госдумы до марта 2022 года. Таким образом, срок вступления в силу – не ранее марта 2023-го.

Кроме того, сейчас дожидается второго чтения в Государственной Думе РФ проект изменений в «Устав автомобильного транспорта», добавил Валерий Алексеев. В документе содержатся нормы, дающие возможность полного оформления всех перевозочных автомобильных документов в электронном виде.

– Дополнительно необходимо разработать и утвердить несколько подзаконных актов для реализации электронного документооборота. Надеемся, что это будет сделано до 1 июня 2022 года. Тогда они вступят в силу с 1 сентября 2022-го. Затем с сентября по январь 2023-го необходимо будет отработать оформление этих документов, и только после этого можно будет вводить обязательное оформление, – резюмировал вице-президент РАС.

Если все необходимые подзаконные акты для применения электронных перевозочных документов будут приняты до 1 июня 2022 года, то с февраля 2023 года они могут стать обязательными

При этом бизнес в первую очередь ждет финальной версии электронного формата транспортной накладной (ЭТрН), соответствующей законодательству в сфере транспорта, добавил президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль. Также необходимо утверждение связанных с ЭТрН документов и принципов контроля ФНС за соответствием декларируемой деятельности реально оказанным услугам.

– Среди документов, которые должны сочетаться с транспортной накладной: путевой лист, заявка, поручение экспедитору и экспедиционная расписка, – перечислил эксперт. – Если все-таки задача соответствия электронной транспортной накладной законодательству будет превалировать, то ее текущая версия неокончательная.

При этом с 1 марта 2022 года начнет применяться новая форма ЭТрН, утвержденная постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116 (ист.). В ней, в частности, появится существенно дополненный раздел «Стоимость перевозки». В нем будет содержаться цена с НДС и без, а также другие параметры, позволяющие использовать ЭТрН в качестве документа первичного бухгалтерского учета (LR. счета за перевозку).

Однако и в накладной, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 272 десять лет назад, уже был раздел «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», напомнил Тарас Коваль.

– Говоря про текущие изменения в ЭТрН, видимо, необходимо вести речь о транспортной накладной, как полноценном бухгалтерском документе, подтверждающем транспортные расходы, – рассуждает эксперт. – Принципиально важным вопросом остается желание ФНС контролировать момент передачи груза и, соответственно, начала и окончания договора перевозки между только двумя законными субъектами: отправителем и перевозчиком. Пока отдельные абзацы раздела 102 постановления Правительства РФ №2116 склоняют чашу весов к тому, что двух субъектов в договоре перевозки государству недостаточно.

Более того, раздел «Стоимость перевозки» в новой ЭТрН к заполнению необязателен, добавил Валерий Алексеев. Только в случае желания хотя бы одного участника договора перевозки использовать накладную в качестве документа первичного учета.

Раздел «Стоимость перевозки» в новой электронной транспортной накладной к заполнению необязателен. Только в случае желания хотя бы одного участника договора перевозки использовать накладную в качестве документа первичного учета

– Применение электронных перевозочных документов направлено на «обеление» рынка, а также на исключение посредников между реальным владельцем транспортного средства и владельцем груза, – полагает собеседник «Логируса».

Директор по интермодальным операциям логистической компании «ДАКСЕР» Роман Ипатов прогнозирует в 2022 году рост тарифов на автомобильные перевозки в среднем на 20% по сравнению с прошлым годом. Согласен с подобной оценкой и учредитель компании Dentro Игорь Илькаев. Эксперт считает, что предварительно можно ожидать среднее увеличение до 15%. Более осторожные прогнозы дает директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК» Александр Разин. По его мнению, увеличение тарифов произойдет на уровне ожидаемой инфляции, то есть примерно на 8-10%.

– Так как ценообразование в сегменте автоперевозок не затратное, а конъюнктурное, индексация тарифов по всей стране будет неравномерной, – уточнил Игорь Илькаев. – В таких условиях значение и роль партнерских взаимоотношения, которые позволяют качественно выполнять взятые на себя обязательства, как с одной, так и с другой стороны, приобретают решающее значение.

Директор департамента международного развития логистической компании Pony Express Денис Чесноков прогнозирует, что ставки на внутрироссийские автоперевозки увеличатся в новом году на 10-15%, а на международных направлениях – на 20-30%. Это будет связано в том числе с увеличением себестоимости транспортировки: авиатранспортом – в среднем на 20%, автотранспортом – на 15-20%.

Согласен с тем, что рост себестоимости перевозки продолжается и генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев. В основном на этот процесс оказывает влияние удорожание топлива, так как именно на его долю приходится около 35% в себестоимости магистральных перевозок.

– В первом квартале 2022 года дизельное топливо может подорожать еще как минимум на 5 рублей – до 60 рублей за литр, – предупреждает эксперт. – Из-за увеличения себестоимости добычи и перевозки сырья, роста акцизов на топливо, снижения экспортной пошлины и зависимости экономики России от нефти и газа. «Авто-ПЭК» ожидает роста стоимости топлива по итогам этого года в среднем на 20%.

В декабре 2021 года прицепы и тягачи подорожали в среднем на 15%. Следующего скачка цен можно ожидать в конце февраля 2022-го

Кроме того, с 1 февраля 2022 года на 20 копеек увеличивается тариф в системе «Платон»: вместо 2,34 рублей за 1 км, он составит 2,54 рубля за 1 км, отметил собеседник «Логируса». Это еще один фактор, влияющий на себестоимость перевозки. Также на рынке увеличивается дефицит водителей большегрузов: нехватка составляет, по оценке «Авто-ПЭК», порядка 20%. Профессия «стареет» и на сегодняшний день средний возраст водителя грузовика – 45-50 лет. Уровень заработной платы дальнобойщиков при этом продолжает расти.

– Текущие ставки на автоперевозки по РФ не позволяют покрывать рост стоимости топлива и при этом сохранять рентабельность. Перевозчики вынуждены повышать тарифы. Так, с начала 2022 года в среднем увеличение составило 10%, – пояснил Дмитрий Иевлев. – Сейчас при заключении долгосрочных договоров «Авто-ПЭК» оговаривает, что стоимость перевозки фиксируется на несколько недель, а затем может быть пересмотрена в сторону повышения.

Кроме того, проблема дефицита грузового транспорта и его удорожания в 2022 году также, скорее всего, не будет решена. Так как уже подписываются контракты с производителями грузовиков на 2023 год, подчеркнул Игорь Илькаев.

– В декабре 2021 года прицепы и тягачи подорожали в среднем на 15%. Следующего скачка цен можно ожидать в конце февраля 2022-го. Поэтому подписывать контракты на приобретение грузовой техники важно уже сейчас, – уверен учредитель компании Dentro.

Складская логистика: в поисках справедливой цены и способов экономии

2021 год на складском рынке стал периодом и рекордов, и антирекордов одновременно. Так, ставки аренды и их динамика вышли на новые максимумы, а доля свободных площадей – наоборот, достигла минимума.

По подсчетам аналитиков JLL, арендные ставки на склады с конца 2020 года по декабрь 2021 года выросли в Москве на рекордные 26%. В частности, готовые помещения в столичном регионе в удаленности около 30 км от МКАД поднялись в цене до 5,3 тыс. рублей за 1 кв. м в год (без НДС и операционных расходов). А объем инвестиций в складскую недвижимость России по итогам 2021 года достиг исторического максимума, составив $1,2 млрд.

В тоже время уровень вакансии упал до 0,4%. Так как объем сделок аренды и купли-продажи складов на Московском рынке в 2021 году достиг 2,5 млн. кв. м. Это на 50% выше, чем предыдущий максимум, достигнутый в 2020 году. При этом доля игроков из сегмента e-commerce в структуре складских сделок превысила 40%, по подсчетам аналитиков Knight Frank.

В прошлом году значительно выросла и себестоимость складской логистики. На это повлиял дефицит линейного персонала на уровне 20%, по оценкам HH рост зарплат в среднем на 25-35% в зависимости от специальности, а также увеличение затрат на складскую тару и упаковку в среднем в 2 раза.

Участники рынка складской логистики в новом году ожидают расширения товарных категорий, подлежащих маркировке. Так, с 1 марта 2022 года «чипированию» будет подлежать вода в упаковке (питьевая и газированная, с сахаром, подсластителями и ароматизаторами), с 1 декабря – молочная продукция от крестьянско-фермерских хозяйств. Также, согласно проекту постановления Правительства (ист.), с 1 декабря ожидается внедрение обязательной маркировок пива и слабоалкогольных напитков после окончания эксперимента по их «чипированию» 31 августа.

– Тренд на полную прослеживаемость максимального перечня товаров в торговом обороте очевиден. Это хорошая возможность для логистических компаний с сильными компетенциями в IT расширить клиентскую базу за счет предложения услуг, включающих интеграцию с «Честным знаком», – считает руководитель отдела продаж Major Terminal Петр Соколовский. – Это наиболее актуально для импортной продукции. Поэтому в 2022 году в России все большей популярностью будут пользоваться таможенные склады, предлагающие услуги маркировки «Честный знак».

Опрошенные «Логирусом» эксперты считают, что многие проблемы 2021 года будут влиять на конъюнктуру рынка и в этом году. Так, например, доступность линейного персонала в ближайшее время не увеличится, предупреждает руководитель отдела исследований консалтинговой компании JLL Владислав Фадеев. Дефицит в 2022 году сохранится на уровне прошлого года, добавляет директор по продажам Tablogix Денис Савельев. Кроме того, эксперт считает, что стоимость складских расходных материалов продолжит расти.

В 2022 году цены на складские расходные материалы вырастут от 20% до 30%

– Сейчас мы наблюдаем стабилизацию цен на расходные материалы и резкого увеличения, как это произошло в 2021 году, не ожидаем. Но, при этом, стоимость поддонов, пленки и коробов продолжит корректироваться и останется основным драйвером увеличения затрат на складские операции. По нашим оценкам, в этом году цены на расходные материалы вырастут от 20% до 30%, – полагает эксперт.

В числе трендов 2022 года региональный директор, директор департамента индустриальной и складской недвижимости Knight Frank Константин Фомиченко отметил усиление сегментации рынка на следующие форматы: big box1, light industrial2, городские и многоэтажные склады.

Cегмент e-commerce с требованием доставки в тот же день продолжит задавать высокие темпы развития технологий автоматизации. Драйвером «обесчеловечивания складов» станет и стремление оптимизировать численность складского персонала с целью экономии на фонде оплаты труда, добавил Александр Перфильев. В результате, на рынке будут активнее внедряться проекты «goods-to-men». Это склады с максимальной автоматизацией товародвижения, работающие по принципу «товар к человеку».

Еще одним ярким трендом 2022 года станет повсеместное внедрение оборотной тары, и переход на альтернативные решения по использованию деревянных палет вследствие резкого увеличения их стоимости, уверен Денис Савельев. Кроме того, складские операторы начнут больше внимания уделять правильной утилизации отходов.

– Это способствует внедрению сортировки производственных отходов (картон, пленка, дерево, металл) и их передачу на переработку. За счет этого компании смогут получить дополнительный доход, а также снизить негативное влияние на окружающую среду, – резюмировал эксперт.

С учетом роста зарплат линейных сотрудников, арендных ставок, а также увеличивающихся требований к качеству сервиса, особенно со стороны e-commerce, тарифы складских операторов также будут пересмотрены, уверен Владислав Фадеев. Более того, себестоимость услуг хранения по итогам 2021 года уже выросла вместе с резким ростом арендных ставок.

В 2022 году стоит ожидать удорожания услуг ответственного хранения в пределах 15-20%, прочих складских операций – 10-15%

– У некоторых логооператоров закончились долгосрочные договоры аренды. Вместе с их продлением на новых условиях себестоимость хранения выросла на 20-30% и более. Но поднять тарифы клиентам столь резко смогли не все, – пояснил Петр Соколовский. – Поэтому повышение тарифов на хранение в 2022 году, скорее всего, продолжится. Этот тренд поддержат те операторы, которые арендуют склады еще на старых условиях. Видимо, все идет к новому равновесию на рынке ответственного хранения, где до 2021 года тарифы почти не росли в течение последних 5-6 лет.

Таким образом, в 2022 году стоит ожидать удорожания услуг ответственного хранения в пределах 15-20%, прочих складских операций – 10-15%, резюмировал эксперт.

Таможня и ВЭД: под прицелом аудита и новых «кодов»

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ за 2021 год перечислила в бюджет 7 трлн 156 млрд рублей. Это на 51% больше, чем за 2020 год, и на 24,9% больше, чем в 2019-м. При этом доля платежей от импорта товаров в общей сумме отчислений составила 61%, от экспорта – всего 35%. Такие данные приводит пресс-служба ведомства.

Знаковым событием ушедшего года стало внедрение автоматической диспетчеризации таможенных деклараций. Система была запущена 1 февраля 2021 года. Декларации по 16 центрам электронного декларирования (ЦЭДам) алгоритм распределяет самостоятельно, руководствуясь определенными правилами.

Также с 1 августа изменился порядок уплаты таможенных платежей. С этого момента отчисление ввозных и вывозных, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, таможенного и утилизационного сбора, НДС, акцизного налога, штрафов и пени стало возможно только авансом на единый лицевой счет плательщика.

В новом году участников внешнеэкономической деятельности ожидают не менее масштабные изменения. Так, с 1 января вступило в силу седьмое издание Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), которая является международной основой единой ТН ВЭД ЕАЭС. Авторы обновили в ней 722 кода и добавили 664 новых, подчеркнула почетный адвокат, руководитель АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО, член Экспертного Совета ТПП РФ по таможенной политике Оксана Курочкина.

– Правки в том числе связаны с появлением новых товаров. Среди самых существенных изменений можно назвать введение новой товарной позиции 38 22, которая включает все типы наборов диагностических тестов, – пояснила эксперт. – Также введена субпозиции 30 06 93, которая включает наборы обезличенных клинических препаратов и плацебо. Теперь при классификации данных товаров больше не требуется указывать информацию о составе препарата и его основного вещества.

Также в новую редакцию ТН ВЭД были внесены смартфоны, беспилотные летательные аппараты, новые табачные изделия (в том числе вейпы), а также модули с плоской дисплейной панелью. Последние ранее классифицировались как части незавершенных изделий, однако могли быть использованы для изготовления различной электроники, добавила таможенный аналитик ГК «Аривист» Мария Колупаева.

– В одних позициях увеличивается количество субпозиций и кодов, в других наоборот – уменьшается или ликвидируется. Вслед за этими изменениями корректируются и таможенные пошлины. Если позиция распалась на несколько отдельных субпозиций, то ставка будет варьироваться в зависимости от классификации товара, – уточнила собеседница «Логируса». Например, по позиции 8703800002 «Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства», которая включает грузопассажирские автомобили-фургоны, пошлина увеличилась с 0% до 15%.

Подробнее о том, что изменилось в седьмой редакции ТН ВЭД, как правильно классифицировать товар и почему не стоит «играть в молчанку» с таможней – читайте в статье «Таможенная перекодировка».

– Однако первое время возможна неразбериха по причине того, что все стоимостные риски «привязаны» к кодам ТН ВЭД. Пока нет статистики по товарам, ввозимым под новыми кодами, таможня, скорее всего, не будет делать корректировку таможенной стоимости, – соучредитель ГК «Сервисная Логистическая Компания» Дмитрий Аржаных.

При этом переоформлять документы об оценке соответствия из-за изменений в ТН ВЭД ЕАЭС не обязательно, сообщила руководитель практики таможенного регулирования и международной торговли Ernst&Young Вильгельмина Шавшина. Это может быть сделано на усмотрение заявителя.

Из важных законодательных новелл нового 2022 года эксперты «Логируса» выделили эксперимент по внедрению таможенного аудита. Он стартовал в ноябре 2021-го и продлится до 30 апреля, пояснил управляющий ГК «Эксперт Групп», член Ассоциации таможенных аудиторов и консультантов Евгений Балабайченко. Таможенный аудит хотят использовать в системе управления рисками и в контроле после выпуска товаров.

При этом пока неясно, кто именно в будущем будет являться аудитором, добавил собеседник «Логируса». Пока ясно только одно – услуга будет предоставляться по принципу аутсорсинга, и ее смогут оказывать компании, которые будут включены в специальный реестр.

Эксперимент по внедрению таможенного аудита стартовал в ноябре 2021-го и продлится до 30 апреля 2022 года

Есть и ряд нерешенных вопросов. Один из них – как защитить информацию, которую будет собирать аудитор, отметил Евгений Балабайченко. Также не ясно, будут ли и какие применяться меры административного воздействия при выявлении нарушений, либо участник эксперимента будет освобожден от этого.

– Нужно четко понимать, что таможенный аудит не подменит государственной контроль. Он лишь позволит предупредить ряд нарушений, – рассуждает эксперт. – Это своего рода профилактика, чтобы вовремя начать «лечение больных мест». Аудитор выявляет слабые места, недочеты, ошибки, готовит заключение и дает рекомендации по их устранению. Если таможенный контроль может показать, какие ошибки были допущены в течение трехлетнего периода, то аудит позволит сократить эти сроки и обнаружить недочеты гораздо раньше.

В этом году проводится и еще один знаковый эксперимент на уровне ЕАЭС в области регулирования электронной торговли. Он продлится до 31 декабря, рассказала Вильгельмина Шавшина. В его рамках поэтапно вводится институт оператора интернет-торговли. Это коснется пересылаемых международных отправлений – в декабре 2021 года, перевозок экспресс-грузов – 2022 года.

К концу 2023 планируется наладить взаимодействие операторов с интернет-магазинами, а также «Почты России» с операторами стран-членов Всемирного почтового союза в рамках международной электронной торговли. Сам механизм администрирования сегмента интернет-торговли будет сформирован в ноябре 2024, отмечено в «дорожной карте» Стратегии развития Федеральной таможенной службы.

В числе трендов таможенного регулирования в 2022 году Оксана Курочкина отметила усиление постконтроля. При этом основным предметом проверок по-прежнему будет таможенная стоимость, добавила Вильгельмина Шавшина.

– Полагаем, что проверки затронут абсолютно все отрасли. Однако отдельно отмечу, что во второй половине 2021 года мы наблюдали значительное усиление контроля именно в отношении производственных компаний, – уточнила эксперт.

С осени 2021 года активизировался также вопрос о необходимости включения в таможенную стоимость НДС на роялти, уплаченного российским лицом в качестве налогового агента в пользу иностранного лица, добавила собеседница «Логируса».

– Поэтому в 2022 году ожидаем как увеличение количества проверок по данному вопросу, так и начало формирования судебной практики. Очевидно, что под риском также окажутся компании, добросовестно включающие роялти в таможенную стоимость, однако не включающие НДС на него, – резюмировала руководитель практики таможенного регулирования и международной торговли Ernst&Young.

Международная логистика: в очереди за контейнером и свободным слотом

Мировой рынок морских грузоперевозок в 2021 году не просто вернется к уровням 2019 года, но, скорее всего, превзойдет их, прогнозируют аналитики Clarkson Research Services. В частности, глобальная морская торговля увеличится на 4,2% – до 12 млрд тонн. Это на 0,5% превысит уровень 2019 года.

При этом стоимость фрахта по многим направлениям выросла до рекордного уровня. Например, цена отправки одного контейнера из Азии в Северную Европу увеличилась в 6 раз с начала 2020 года, превысив $11 000.

В 2021 году подорожанию морских перевозок способствовала третья волна пандемии и вспышки коронавируса в отдельных странах. Ситуацию усугубила блокировка Суэцкого канала – одной из важнейших транспортных артерий мира. К негативным факторам также добавились вспышки COVID-19 на южном побережье Китая, в провинции Гуандун, в июне 2021-го. Из-за этого были более чем на 2 недели заблокированы портовые терминалы Яньтянь и Шэкоу в порту Шэньчжэнь (13,3 млн TEU в год) и Наньша в Гуанчжоу (15,6 млн TEU). Шэньчжэнь и Гуанчжоу – третий и пятый по величине контейнерные порты мира.

Увеличение выпуска контейнеров в Китае до 500 тыс. TEU в месяц не помогло справиться с дефицитом порожних контейнеров. Морские линии безнадежно выбились из графика. По данным Sea-Intelligence, в течение всего 2021 года надежность расписания находилась в диапазоне от 34% до 40%. Средний срок задержки отстающих от графика судов составлял 7 дней. А крупнейшие американские порты перестали справляться с входящим объемом контейнерного импорта. Только в Лос-Анджелесе количество грузов, проходящих через морскую гавань, выросло на треть. В результате, сроки обработки судов выросли до нескольких недель.

На этом негативном фоне в качестве альтернативы доставке грузов морем в мире стали активно развиваться железнодорожные и мультимодальные маршруты. В частности, железнодорожный транзит через Россию вырос на 34% – до 1 млн 100 тыс. TEU.

Международные автоперевозки в прошлом году были затруднены из-за проблем на границе Белоруссии со странами ЕС. В частности, ситуация начала обостряться 9 ноября, когда Польша закрыла автодорожный пункта пропуска «Кузница Белостоцкая». В результате очереди из фур на границах выросли до 2 000 – 2 500 единиц. по данным Консультативного совета по иностранным инвестициям, один день простоя на границе Белоруссии со странами ЕС обходится минимум в €500.

Усугубило проблему и то, что с 15 декабря у водителей фур, въезжающих в Польшу, начали требовать отрицательный ПЦР-тест на COVID-19, сделанный не позднее, чем за 24 часа до момента пересечения границы. Ограничения будут действовать вплоть до 31 января и касаются всех перевозчиков не из стран Шенгенской зоны.

Стоимость доставки грузов из Китая до Владивостока в этом году будет колебаться в среднем от $4 тыс. до $8 тыс. за 20-футовый и 40-футовый контейнер соответственно, полагает исполнительный директор «Вендор Карго» Екатерина Лазуткина.

– В конце 2021 года сроки доставки по железной дороге улучшились. Однако январь 2022 года снова поверг нас в шок. И проблемы не только с задержками на границе, но и на грузовых станциях Московской железной дороги. Например, в «Ворсино», куда идет самый большой контейнерный поток, – отметила собеседница «Логируса». В качестве причин эксперт назвала прошедшие снегопады, от чего задержки в прибытии поездов в среднем составляют около 3-7 дней.

Ставки фрахта в начале 2022 года растут почти на всех трейдах. По данным China Containerized Freight Index3 за 17-23 января, перевозка из Китая в порты Северной Европы подорожала на 3,4% – до $5 636 за TEU, в порты Средиземноморья – на 3,2% до $6 472 за TEU, в порты восточного побережья США поднялись – на 3,8% до $2 739 за TEU.

Транзитные сроки морских грузоперевозок по итогам 2021 года выросли в 2,5 раза до 70-80 дней

Директор по развитию «Трансазия Логистик Москва» Аркадий Иванов советует не надеяться на улучшение транзитных сроков для поставок из Китая. Время транспортировки в лучшем случае останется на уровне 2021 года. Если говорить о морских перевозках, то это порядка 70-80 дней. Для сравнения: в 2020-м речь шла о 25-30 днях.

Но главная проблема будет в том, что даты отправки из КНР остаются непредсказуемыми, подчеркивает эксперт. Так как китайская сторона с ее нулевой политикой терпимости к COVID-19 может в любой момент ввести ограничения или закрыть на карантин целые города или районы. Один из недавних примеров: китайский порт Яньтянь с 21 января ограничивает прием груженых экспортных контейнеров. В частности, работу с ними будут начинать по истечении 4 дней с момента предполагаемого прибытия судна.

Стабилизировать ситуацию с контейнерными перевозками можно, но это должны быть системные меры. В частности, необходимо модернизировать работу морских портов, погранпереходов и железнодорожных станций. В том числе увеличивать количество персонала и их зарплаты, уверена Екатерина Лазуткина. Также необходимо справиться с заторами в портах на Западном побережье США, из-за чего на глобальном рынке до сих пор сохраняется дефицит порожних контейнеров, добавил Аркадий Иванов. По оценкам Goldman Sachs на конец года, только в портах Лос-Анжелеса и Лонг-Бич застряло порядка 77 судов, которые ожидают своей очереди на разгрузку. На их борту находятся товары общей стоимостью $24 миллиарда.

– В части перестройки цепочек поставок, к сожалению, «дешевых» маршрутов из Юго-Восточной Азии в РФ и другие страны СНГ сейчас нет. А вот перенос закупок из КНР, например, на Турцию, Узбекистан или Европу сильно облегчает жизнь импортерам по ставкам и срокам доставки, – отметил Аркадий Иванов.

В качестве мер по стабилизации цепочек поставок экспедиторы предлагают своим клиентам закладывать в два раза больше времени, отправлять груз сборными поставками, не дожидаясь пока будет изготовлен весь заказ, а также по возможности увеличивать складские остатки, добавила Екатерина Лазуткина.

По прогнозам Международной морской организации (International Maritime Organization), в 2022 году будет расти сопротивление растущему влиянию судоходных линий, добавил эксперт. Масла в огонь подливает недавнее заявление A.P. Moller-Maersk, который огранил доступ для международных экспедиторов к контрактным договоренностям в пользу спотовых ставок.

По мнению руководителя отдела международной и складской логистики компании «Транссертико» Сергея Сычева, в 2022 году главным трендом станет формирование «гибкой логистики». Она предполагает использование технологии машинного обучения для прогнозирования потребительского спроса, а также сокращение транспортных издержек путем сокращения цепей поставок. «Гибкая логистика» позволит удовлетворить растущие требования к скорости и качеству доставки, предъявляемые электронной коммерцией.

Отдельно эксперт выделил тренд на имплементацию ESG-принципов4 в логистике. В практическом плане это приведет к ускоренному переходу на экологически чистые транспортные средства, принятию брендами экологической ответственности от «зеленой» упаковки до углеродной нейтральности в своих цепочках поставок и внедрению человекоцентричных практик в корпоративной культуре резюмировал Сергей Сычев.

E-commerce: в поисках интегратора и независимого фулфилмента

Рынок онлайн-торговли в России по итогам 2021 года вырастет на 40-43%, прогнозируют эксперты «Infoline-Аналитика».

На долю десяти крупнейших компаний на рынке онлайн-торговли по итогам девяти месяцев 2021 года пришлось 52,6%: на первом месте Wildberries с долей рынка в 17,6%, на втором Ozon – в 10,3%. Затем следуют «AliExpress Россия», «М. Видео-Эльдорадо» и DNS замыкает пятерку. При этом совокупная выручка топ-10 крупнейших компаний онлайн-торговли по итогам девяти месяцев 2021 года составила 1,5 трлн рублей, подсчитали в «Infoline-Аналитика». Это на 58% больше, чем за весь 2020 год.

При этом спрос на срочную доставку в прошлом году стремительно рос. Так, 16,5% россиян заявили, что откажутся от онлайн-покупки, если ее не привезут в день заказа, следует из отчета «Срочная доставка» Data Insight.

Увеличивалось и количество интернет-магазинов. По оценкам аналитиков банка «Точка», за год их стало на 93,06% больше. Многие открываются в регионах. Туда же стремятся и крупные маркетплейсы. Например, Wildberries с сентября по октябрь 2021 года заключил 4 сделки на строительство распредцентров во Владимирской, Рязанской, Тульской и Самарской областях.

2021 год отметился резким ростом стоимости практически всех составляющих себестоимости услуг фулфилмента, констатировал исполнительный директор Reworker Алексей Жуков. Повысились арендные ставки на 10-15%, как в Москве, так и в области. На рынке возник дефицит складского персонала и рост зарплатных ожиданий на эти вакансии составил те же 10-15%. Еще сильней повысились цены на упаковочные материалы и складское оборудование: рост по этим статьям превысил 20%.

– Аутсорсинговый фулфилмент, как, впрочем, и логистика в целом, – не высокомаржинальный бизнес. И в этих условиях, в 2022 году тарифы на услуги фулфилмент-операторов вырастут в среднем на 10%, – прогнозирует эксперт.

С точки зрения ожиданий от фулфилмент-партнеров, интернет-магазины стали требовать больше свободы выбора, добавил директор по развитию Logsis Алексей Вайсберг. В частности, селлеры не желают работать с какой-то одной курьерской службой. Они нацелены на интеграцию и взаимодействия со множеством подрядчиков по доставке заказов.

– От фулфилмент-площадок это, соответственно, требует качественного сервиса агрегации с разными доставщиками, собственного IT-подразделения и гибких тарифных планов, которые бы учитывали индивидуальные запросы каждого клиента, – пояснил эксперт. – Возвратные сервисы, быстрая передача статусов заказов, точечный контроль каждой доставки, быстрый перевод наложенного платежа – это те сервисы, которые сегодня наиболее востребованы рынком.

В 2022 году тарифы на услуги фулфилмент-операторов вырастут в среднем на 10%

Соответственно, или небольшие игроки будут изыскивать ресурсы на привлечение крупных клиентов, на маркетинг и немного потеснят «монстров», или глобальные операторы будут работать над качеством и гибкостью по отношению к клиентам, резюмировал Алексей Вайсберг.

Однако селлеры и производители, торгующие по D2C-модели5, начинают использовать все каналы продаж: как собственные сайты и группы в соцсетях и мессенджерах, так и все маркетплейсы, подчеркнула генеральный директор PickPoint Надежда Романова.

– На этом фоне востребована работа независимых фулфилмент-операторов. Поскольку хранить товары только на складе одного маркетплейса уже экономически нецелесообразно, – пояснила эксперт. – В данном случае не имеет значения, собственный это будет склад интернет-магазина или объекты фулфилмент-оператора. Главное здесь ИТ-модуль (внутренняя разработка селлера или продукт софтверной компании), который обеспечит интеграцию с каждой продающей площадкой. А это все, начиная от корректных карточек товаров до отслеживания складских остатков в реальном времени.

Алексей Жуков также считает, что рынок e-commerce в России также в целом движется в сторону развития D2C-модели товародвижения. Но в 2022 году маркетплейсы станут основной витриной для селлеров и завершат свое превращение из конкурента онлайн-магазинов в партнера по продвижению товаров, добавляет Надежда Романа. На этом фоне в 2022 году укрепится тренд на востребованность у игроков рынка e-commerce продуктов ИТ-компаний, выводящих продавцов на маркетплейсы. Ведь важнейшей компетенцией становится умение управлять общим товарным стоком при продаже на разных площадках, отметила собеседница «Логируса».

– Сервисное развитие маркетплейсов и кратное увеличение объемов продаж выгодно логистам. В период 2021-2022 годов все крупные площадки введут доставку по модели DBS (Delivery by Seller) – продажи с доставкой магазина, – прогнозирует эксперт. – И те операторы, кто успеет первым подключится к DBS-маркетплейсов, очевидно, увеличат свой объем трафика.

В новом году участники рынка интернет-торговли ждут выхода подзаконных актов, уточняющих правила онлайн-продаж рецептурных препаратов, а также алкогольной продукции. Также огромное значение имеет принятие законопроекта по запуску в России эксперимента по созданию бондовых таможенных складов, резюмировала генеральный директор PickPoint.

Итого: тарифные гонки и эксперименты над бизнесом

В сегменте автоперевозок участники рынка ждут принятия нормативно-правовых актов, дающих возможность полного оформления всех перевозочных автодокументов в электронном виде. Если это будет сделано до 1 июня 2022 года, то «отказ от бумаги» станет обязательным уже в феврале 2023-го. Роста тарифов также продолжится: по самым оптимистичным прогнозам – на 8-10%, по пессимистичным – на 20%. Этому будет способствовать в том числе удорожание топлива. В частности, в первом квартале 2022 года дизельное топливо может вырасти в цене еще как минимум на 5 рублей – до 60 рублей за литр. Следующего скачка цен на прицепы и тягачи можно ожидать в конце февраля 2022-го. Поэтому подписывать контракты на приобретение грузовой техники важно уже сейчас, уверены участники рынка.

В сегменте складской логистики все большей популярностью будут пользоваться таможенные склады, предлагающие услуги по маркировке товаров, считают участники рынка. Так как номенклатура подлежащих «чипированию» товаров в 2022-м пополнится новыми категориями. Цены на складские расходные материалы продолжат расти и по итогам года увеличатся примерно на 20-30%. Арендные ставки на склады также вырастут: в среднем до 6 000 рублей за квадратный метр в Московском регионе. Следовательно, можно ожидать и удорожания услуг ответственного хранения в пределах 15-20%, прочих складских операций – 10-15%.

Из важных законодательных новелл нового 2022 года эксперты «Логируса» выделили эксперимент по внедрению таможенного аудита, а также пилот в области регулирования электронной торговли на уровне ЕАЭС. В числе трендов таможенного регулирования – усиление постконтроля, а также необходимость включения в таможенную стоимость НДС на роялти, уплаченного российским лицом в качестве налогового агента в пользу иностранного лица.

В международной логистике надеяться на сокращение транзитных сроков, которые в 2021 году выросли в 2,5 раза – не стоит, уверены опрошенные «Логирусом» эксперты. Ставки фрахта из Китая до Владивостока в нынешнем году будет колебаться в районе от $4 тыс. до $8 тыс. за 20-футовый и 40-футовый контейнер соответственно. В качестве мер по стабилизации цепочек поставок экспедиторы предлагают своим клиентам закладывать в двое более длительные сроки поставок, отправлять груз сборными поставками, не дожидаясь пока будет изготовлен весь заказ, а также по возможности увеличивать складские остатки.

В 2022 году услуги фулфилмент-операторов вырастут в среднем на 10%, прогнозируют участники рынка. При этом маркетплейсы станут основной витриной для селлеров и превратятся в логистических партнеров интернет-магазинов. При этом те операторы доставки, кто успеет первым подключится к DBS маркетплейсов, очевидно, увеличат свой объем трафика.

1Big Box – название крупногабаритных складов от 10 000 квадратных метров.

2Light Industrial – объекты данного сегмента представляют собой специальные сооружения, площадь которых относительно невелика и составляет ориентировочно 200-2000 квадратных метров.

3China Containerized Freight Index формируется на основе стоимости перевозки контейнеров из крупнейших портов Китая и отражает как спотовые, так и контрактные ставки, которые могут существенно различаться. Приводимые данные являются усредненными индикативными показателями фрахтового рынка.

4ESG (environmental, social, governance) – это принцип ведения деятельности (хозяйственной или инвестиционной) в соответствии с лучшими практиками корпоративного управления и с учетом ее благоприятного влияния на окружающую среду и общество.

5D2C (Direct-To-Consumer) - это модель бизнеса, при которой компания доставляет клиенту товары напрямую с завода, исключая посредников.

Тэги: итоги года, таможенное оформление, автомобильные грузоперевозки, контейнерные перевозки, ТН ВЭД, ЕАЭС, законодательство, интернет-торговля, бондовые склады, складская недвижимость, фулфилмент, Авто-ПЭК, Major Terminal, Tablogix, JLL, Ghelamco, Knight Fran
28.01.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх