Добрый вечер – я диспетчер
О том, как ФТС декларации распределяла и что на этом учВЭДы потеряли
Марина Сергученкова редактор |
Новые правила автоматического распределения деклараций, которые вступили в силу с 1 февраля, застали многих участников внешнеэкономической деятельности врасплох. Хотя о готовящейся системе диспетчеризации таможенные представители, уполномоченные экономические операторы (УЭО) и другие учВЭДы знали и говорили еще с 2019 года.
Но все ждали вступления в силу приказа Минфина РФ «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций», который как раз и должен определить новые правила. А так как документ не прошел даже оценку регулирующего воздействия и не вступил в законную силу, никто не был готов к 1 февраля.
В отличие от таможни. Так как, по версии ведомства, еще в ноябре 2020 года началось «тестирование на реальном декларационном массиве алгоритмов диспетчеризации». Данная информация содержится в письме главы ФТС Владимира Булавина президенту Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александру Шохину. Копия документа имеется в распоряжении редакции.
С какими трудностями пришлось столкнуться участникам ВЭД? Раньше низкорисковые декларанты и УЭО могли сами выбирать, в какой именно таможенный орган подать декларацию. И выбор всегда делался в пользу того поста, куда прибывал груз. Теперь учВЭДы лишены этого права. И, например, если груз по железной дороге прибыл в Москву, а декларант зарегистрирован на Дальнем Востоке, то и декларация автоматически улетит в Дальневосточный ЦЭД в город Артем. Из-за разницы во времени в 7 часов большинство деклараций не успевают выпустить за сутки. Сроки в среднем выросли в два раза. В связи с чем таможенным представителям приходится доплачивать за дополнительные сутки на складе временного хранения (СВХ). А это в среднем от 5 000 до 8 000 рублей за одну товарную партию в сутки. При том, что таких товарных партий у таможенного представителя в месяц могут быть десятки и даже сотни!
Диспетчеризация вызвала очень много вопросов у участников ВЭД и до сих пор происходит масса сложностей в таможенном оформлении. В связи с этим выясняем:
- • Должна ли была ФТС заранее предупредить участников ВЭД об изменении правил диспетчеризации?
- • Чего не учитывает новый алгоритм диспетчеризации?
- • Какие издержки несут участники ВЭД?
- • И как обжаловать решение таможенного органа о распределении деклараций?
Ответить на эти вопросы «Логирусу» помогали:
коммерческий директор ООО «Полар Лоджистикс Солушэнс»
Анна Дашичева
эксперт по ВЭД группы компаний AKFA
Александр Пасечник
председатель правового комитета НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД «ГЕРМЕС»
Марианна Чугаева
управляющий партнер юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Роман Образцов
Утро, когда ВЭД изменился
С 1 февраля ФТС России приступила к автоматической диспетчеризации таможенных деклараций. Алгоритм распределяет декларации по 16 центрам электронного декларирования (ЦЭДам) по следующему принципу:1. Декларации на энергетические и подакцизные грузы автоматически направляются для оформления в ЦЭД Центральной энергетической таможни и в ЦЭД Центральной акцизной таможни.
2. Декларации на товары, прибывающие морским транспортом, в зависимости от точки их ввоза направляются в Балтийский, Новороссийский и Владивостокский ЦЭДы. Декларации на товары, прибывающие в Московский авиационный узел, в Авиационный ЦЭД.
3. Декларации по остальным товарам направляются в ЦЭДы в соответствии с регионом налоговой регистрации декларанта или получателя груза, или их обособленного подразделения.
При этом получилось так, что участники ВЭД и таможенные представители оказались совершенно не готовы к новым правилам. Потому что не располагали информацией о сроках старта эксперимента.
– От ФТС нигде не поступало информации о том, что с 1 февраля таможенная служба начнет тестировать алгоритм автоматической диспетчеризации деклараций. Мы все ждали опубликования соответствующего приказа Минфина (LR: О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций»), который активно обсуждали еще с лета 2020 года, – пояснила коммерческий директор ООО «Полар Лоджистикс Солушэнс» Анна Дашичева.
К слову, согласно Федеральному порталу проектов нормативных правовых актов, проект приказа Минфина остался на стадии оценки регулирующего воздействия еще в 2019 году. Последние корректировки к документу направляла сама ФТС 18 декабря 2020 года, следует из письма главы ФТС Владимира Булавина президенту Российского союза промышленников и предпринимателей Александру Шохину.
Таким образом ФТС запустила диспетчеризацию, не дожидаясь приказа Минфина. К сожалению, на запрос «Логируса» ФТС России ответить не успела, чтобы пояснить данный момент.
Однако по словам управляющего партнера юридической фирмы «ЮРВЕСТ» Романа Образцова, таможня «акцентирует внимание на отсутствии прямой связи между еще не вступившим в силу приказом Минфина и новой системой автоматической диспетчеризации». Обоснованием для вступления в силу диспетчеризации таможня считает три других приказа:
- • Приказ ФТС России «О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации» от 2012 года.
- • Положение о Федеральной таможенной службе от 2013 года.
- • Комплексную программу развития ФТС России на период до 2020 года.
Председатель правового комитета НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД «ГЕРМЕС» Марианна Чугаева проанализировала, какими нормативными актами установлен порядок диспетчеризации сейчас.
– Есть специальные приказы о компетенции конкретных таможенных органов в отношении подакцизных товаров, товаров, ввозимых водными видами транспорта и в отношении энергетических таможен. Общий приказ о полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций находится в стадии проекта. Поэтому на первый взгляд каких-то нарушений в проводимом с 1 февраля эксперименте нет. Тем более, что такие планы давно зафиксированы и утверждены в стратегии развития таможенных органов, – резюмировала эксперт.
Большая часовая разница
ФТС России продолжает настаивать на том, что старт системы автодиспетчеризации не принес серьезных проблем бизнесу. Так как система «затрагивает порядка 5% всего декларационного массива, основную массу которого составляют товары, прибывающие авиационным и морским транспортом», говорится на официальном сайте ведомства.Но по факту, как подтвердили «Логирусу» участники ВЭД – таможенные представители и УЭО – диспетчеризация затронула в среднем 12-15% декларационного массива.
– Мы являемся уполномоченным экономическим оператором. Наше юрлицо, которое обладает данным статусом, зарегистрировано в Хабаровске. При этом мы работаем с грузами по всей стране. Условно все наши грузопотоки можно разделить на две группы: те, которые приходят со стороны Китая, и те, которые приходят из Турции и ЕС. По декларациям на китайские товары, которые у нас оформляются на Дальнем Востоке изменений нет. Так как наше юрлицо зарегистрировано в Хабаровске, то есть в том же часовом поясе, куда прибывают и сами грузы, – пояснил эксперт по ВЭД группы компаний AKFA Александр Пасечник.
В то же время европейские и турецкие грузы, которые доставляются автомобильным транспортом на склады, находящиеся в зоне действия Центрального таможенного управления и Московской областной таможни, автоматическая диспетчеризации затронула в объеме 100%, добавил эксперт. В этом случае декларации «улетают» на Дальний Восток по месту регистрации нашей организации как УЭО.
Главная проблема в этой ситуации – это разница в часовых поясах между расположением СВХ и ЦЭДом. Так, Дальневосточный ЦЭД, находящийся в городе Артем, по московскому времени работает всего лишь до 13:30. Если до этого времени декларацию не успели выпустить, то срок автоматически продлевается на сутки. В итоге, если раньше выпуск деклараций занимал одни сутки, то теперь – двое, подчеркнул Александр Пасечник.
Это влечет дополнительные издержки в виде простоя грузовой машины и затрат на пребывание на СВХ. При этом данные расходы целиком и полностью ложатся на плечи уполномоченного экономического оператора. Так, издержки на СВХ – это от 5 000 до 8 000 рублей за одну товарную партию в сутки. А таких товарных партий в месяц может быть порядка 50, резюмировал эксперт по ВЭД группы компаний AKFA.
– Заранее подготовиться к подобным ситуациям у нас не было возможности. Но думаю, что дабы избежать в будущем аналогичных сложностей и дополнительных издержек, мы откроем в Москве обособленное подразделение компании, – не исключает Александр Пасечник.
С проблемой режима работы ЦЭД столкнулась и коммерческий директор ООО «Полар Лоджистикс Солушэнс» Анна Дашичева. Ситуация была следующей. Транспортное средство было размещено на посту фактического контроля в регионе деятельности Псковской таможни. Изначально декларацию подавали в Северо-Западный ЦЭД. Но, так как декларант груза зарегистрирован в Карачаево-Черкесии, автоматический алгоритм распределил декларацию в Северо-Кавказский ЦЭД.
– Декларация была подана вечером в пятницу. В этот день Северо-Кавказский ЦЭД работает до 16:00. Нам пришел отказ в регистрации с комментариями, что декларация подана вне режима и времени работы поста. Суббота и воскресенье – выходные дни для данного ЦЭД. В итоге декларацию зарегистрировали только в понедельник, а выпуск был осуществлен лишь во вторник. При этом согласно договору с перевозчиком, на таможенное оформление отводится два дня. После чего каждый дополнительный день простоя грузового транспорта влечет дополнительные расходы в размере €150 в сутки плюс издержки на СВХ, – пояснила собеседница «Логируса».
При этом судя по письму главы ФТС России Владимира Булавина президенту Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александру Шохину, таможенные органы были заранее предупреждены о рисках увеличения сроков выпуска за счет разницы часовых поясов. Если быть совсем точной, то это было сделано 25 декабря 2020 года.
– В настоящее время (LR: письмо датировано 26 января 2021 года) для всех ЦЭД время работы увеличено до 12 часов, – заверил Владимир Булавин президента РСПП. – При наличии обращения участника ВЭД оформление товаров может быть осуществлено вне установленного времени работы ЦЭД. Рассматривается вопрос о переходе на круглосуточный режим работы всех ЦЭД.
Однако судя по практическому опыту учВЭДов, описанному выше, как минимум Северо-Кавказский ЦЭД по пятницам работает не в 12-часовом режиме. В то же время справедливости ради должны отметить, что с 15 февраля Сибирский ЦЭД начинает работу (ист.) без выходных с 9:00 до 22:00 по красноярскому времени.
Для алгоритма все равны
По мнению участников ВЭД, у диспетчеризации есть еще одна потенциальная проблема. В частности, есть риск, что один ЦЭД не будет признавать результаты экспертизы и иных форм контроля другого ЦЭДа, проведенных в рамках минимизации таможенных рисков.Например, поясняет Анна Дашичева, чтобы подтвердить код ТН ВЭД на полимеры в гранулах с нулевой пошлиной, производится отбор проб и образов, и до получения результатов экспертизы идет выпуск под обеспечение. Это порядка 200-300 тысяч рублей с каждой декларации. Результаты экспертизы готовятся 1-2 месяца.
– Согласно мерам по минимизации риска требуется направление на проведение экспертизы в рамках одного таможенного органа. Логично предположить, что подтверждение нулевой пошлины в Северо-Западном ЦЭД не исключает направление на экспертизу на Центральном ЦЭД, – добавляет коммерческий директор ООО «Полар Лоджистикс Солушэнс».
В связи с внедрением автоматической диспетчеризации ФТС должна провести актуализацию рисков, если этого не было сделано заранее, резюмировала эксперт. Для того, чтобы исключить риск непризнания одним ЦЭДом результатов контроля другого ЦЭДа.
Чек-лист проблем
В качестве заключения «Логирус» обобщил самые распространенные вопросы и структурировал основные проблемы участников ВЭД при автоматической диспетчеризации. А также привел ответную позицию ФТС РФ, которая есть на сегодняшний день. Позиция таможни приведена на основании письма главы ФТС Владимира Булавина президенту РСПП Александру Шохину.Проблема участников ВЭД | Позиция ФТС России |
В алгоритме не отражены особенности регистрации деклараций на товары, декларантом по которым является уполномоченный экономический оператор. Речь идет о праве УЭО выбирать таможенный орган регистрации деклараций. |
Право выбора таможенного органа регистрации деклараций декларантом, отнесенным к низкому уровню риска, не предусмотрено. При этом проект приказа Минфина не устанавливает ограничений по местам нахождения товара в зоне таможенного контроля или временного хранения. Таким образом, положения приказа не влияют на количество специальных упрощений, предоставляемых УЭО в соответствии со статьей 437 ТК ЕАЭС «Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору». Право выбора таможенного органа регистрации деклараций нарушает возможность использования автоматического распределения деклараций, потребует существенного усложнения алгоритма диспетчеризации, в том числе для обеспечения равномерности нагрузки на таможенные органы. Что снизит надежность и скорость обработки в программных средствах таможенных органов.
|
Есть риск задержки таможенного оформления сборных грузов участников ВЭД, находящихся в разных часовых поясах. |
Проект приказа Минфина не содержит ограничений при поставках сборных грузов. Транспортное средство может доставить сборный груз, помещенный под процедуру таможенного транзита, в любой таможенный орган. При этом таможенное декларирование товаров осуществляется исходя из особенностей поставки (категория товаров, вид транспорта). В зависимости от региона налогового учета декларанта товары могут декларироваться в разных ЦЭД. |
Увеличение сроков выпуска товаров, размещенных в зоне таможенного контроля в удаленных регионах за счет разницы часовых поясов. | Время работы для всех ЦЭД увеличено до 12 часов. При наличии обращения участника ВЭД оформление товаров может быть осуществлено вне установленного времени работы ЦЭД. Авиационный ЦЭД Шереметьевской таможни осуществляет также круглосуточное оформление определенных категорий товаров: живые животные, авиазапчасти. Рассматривается вопрос о переходе на круглосуточный режим работы всех ЦЭД. |
В случае перегрузки ЦЭД из-за неравномерного распределения участников ВЭД в отдельных регионах увеличатся сроки выпуска деклараций. |
Заложенные в проекте приказа Минфина механизмы распределения нагрузки между ЦЭД проходят тестирование на реальном декларационном массиве, по результатам которого таможенные органы принимают необходимые организационные и технические решения для обеспечения стабильной работы ЦЭД по выпуску товаров в сроки, определенные статьей 119 ТК ЕАЭС «Сроки выпуска товаров». |
Право на точечное обжалование
В отсутствие конкретного нормативного акта о диспетчеризации, участники ВЭД вправе обжаловать лишь точечные действия и решения таможенных органов, нарушающие их права, подчеркивает управляющий партнер юридической фирмы «ЮРВЕСТ» Роман Образцов. Такое обжалование осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О таможенном регулировании» и «Арбитражным процессуальным кодексом РФ».Обжаловать решения и действия таможенных органов можно либо в вышестоящий таможенный орган (в ведомственном порядке), либо в суд, пояснил эксперт.
Обжалование в ведомственном порядке осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании». Если решение или действие, которое нарушает права участника ВЭД, принято или совершено тем или иным ЦЭДом, то жалоба подается в вышестоящую таможню, к ведению которой относится данный таможенный пост.
Если пострадавшее лицо решает обжаловать решение или действие таможни в судебном порядке, и если нарушение прав связано с ведением предпринимательской деятельности, то жалоба подлежит подаче в Арбитражный суд. Порядок такого обжалования регулируется «Арбитражным процессуальным кодексом РФ».
Как при ведомственном, так и при судебном обжаловании жалоба на незаконные решения и действия может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Основная проблема, с которой участники ВЭД столкнутся в процессе обжалования – это необходимости доказать незаконность обжалуемых действий и решений, предупреждает Роман Образцов. Поэтому конкретные противоречия законодательству необходимо выявлять лишь применительно к каждой индивидуальной ситуации.
Тэги: ФТС, диспетчеризация, законодательство, ВЭД, таможенное регулирование, Полар Лоджистикс Солушэнс, AKFA, Гермес, Юрвест, Марианна Чугаева
16.02.2021
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка