Фуры в плену, налоговые «вольности» и последние иностранные «беглецы»

О том, насколько развернутый «контрсанкционный ответ» дала Россия и чем планируют спасать бизнес



США решительно настроены атаковать на поле санкционной войны, а Евросоюз заявил о том, что близок к пределу. Так как цены на топливо и газ в ЕС продолжают обновлять исторические максимумы. А в это время Правительство РФ уже готовит «четвертый пакет» контрсанкций. Содержимое первых трех было чрезвычайно разнообразным: от кредитных каникул до защиты взятых российскими авиакомпаниями в лизинг самолетов. Российский кабмин также утвердил список товаров и сырья из более чем 200 позиций, вывоз которого запрещен за пределы ЕАЭС.

На этом тревожном внешнеэкономическом фоне предлагаем подробнее разобраться:

  • • Почему Финляндия задержала сотни товарных вагонов из России?

  • • Откуда экспорт в РФ больше не летает?

  • • Кто из иностранных компаний ушел в числе последних на этой неделе?

  • • Чем российские авиакомпании отплатят за взятые в лизинг самолеты?

  • • И какие налоговые и таможенные вольности даруют бизнесу?

Невыездной импорт и фуры в плену

С 9 марта, авиаэкспорт из США и Канады в Россию временно приостановлен, сообщили «Логирусу» в компании «Траско». Причина в том, что таможенные органы вышеперечисленных стран не пропускают грузы, предназначенные для отправки в РФ.

Авиадоставка из Европы возможна через Сербию, Турцию, Катар и ОАЭ. А на направлении из Юго-Восточной Азии произошло резкое сокращение числа авиаперевозчиков, констатировали в «Траско». По факту, для обслуживания рейсов из Тайваня из четырех перевозчиков остался всего один.

При этом динамика по автомобильному импорту из ЕС остается положительной, отметили в «Траско». На выезд из Евросоюза в Республику Беларусь водители компании тратят не более одного дня. Автоперевозки сборных грузов по России, а также экспорт из РФ в страны СНГ осуществляются в стандартном режиме.

В голландском порту Роттердама образовались многокилометровые пробки из контейнеровозов. В морской гавани «застряли» фрукты, вино и другое продовольствие, а также медикаменты, предназначенные для доставки в РФ

Терминалы порта Санкт-Петербурга временно не принимают экспортные контейнеры. По данным сервиса Project44, который предоставляет данные о цепочках поставок, в марте 2022 года грузопоток вблизи российских портов сократился на 30%. А премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните ранее заявляла, что Литва, Латвия и Эстония могут запретить заход российских судов в свои порты, не дожидаясь решения на уровне ЕС.

В голландском порту Роттердама образовались многокилометровые пробки из контейнеровозов. В морской гавани «застряли» фрукты, вино и другое продовольствие, а также медикаменты, предназначенные для доставки в РФ. За перевозку некоторых товаров уже внесена предоплата.

Финская государственная железнодорожная компания VR остановила в разных городах страны сотни товарных вагонов из России из-за подозрений, что в них могут везти попавший под санкции ЕС груз.

– В данный момент мы обсуждаем с клиентами и различными заинтересованными сторонами, что с грузами делать, – заявил коммерческий директор по транспорту VR Эльяс Койстинен.

А по данным АСМАП, более 140 грузовиков из России остаются на украинской стороне и не могут вернуться обратно. Они прибыли в страну до обострения ситуации и в настоящее время удерживаются украинскими властями.

Russia goodbye

Иностранных компаний и брендов, которые являются частью рынка логистики, заявивших о своем уходе на прошедшей неделе было немного.

Так, компания Amazon, которая специализируется на продаже товаров в интернете, а также владеет видеохостингом и облачным сервисом, приостанавливает свою деятельность в России и Белоруссии.

– Мы приостановили отгрузку розничных продуктов клиентам из России и Белоруссии, и мы больше не будем принимать новых клиентов AWS (облачный сервис Amazon Web Service) из России и Белоруссии и сторонних продавцов Amazon, – заявила онлайн-площадка.

При этом в Amazon особо подчеркнули, что у них нет в России дата-центров, инфраструктуры или офисов.

Amazon приостановила отгрузку розничных продуктов клиентам из России и Белоруссии

Итальянская компания-автопроизводитель Iveco прекращает продажи своих изделий в России. Об этом заявил генеральный директор Iveco Геррит Маркс в интервью агентству Bloomberg. По данным издания, итальянский концерн рассматривает, в частности, возможность выхода из совместного предприятия по производству грузовых автомобилей в России.

Кроме того, производитель железнодорожных поездов и транспортных систем Alstom объявил о прекращении всех поставок, а также всех будущих бизнес-инвестиций в Россию. Французская авиастроительная компания Dassault Systemes также приостановила новые проекты в России и Белоруссии.

Британско-нидерландская Shell 28 февраля объявила о решении выйти из совместных предприятий с «Газпромом» и «Газпром нефтью», а также прекратить участие в газопроводе «Северный поток 2». Позднее, в марте, компания также заявила о том, что закроет все свои АЗС в России и прекратит производство смазочных материалов. Однако сеть АЗС Shell и завод смазочных материалов продолжают операционную деятельность в России, несмотря на проблемы с логистикой, разрабатывается план действий с учетом решения головной компании приостановить работу в России.

«Санкционная добавка»

Власти Великобритании разрешили задерживать российские самолеты, которые попадут в воздушное пространство королевства. Так как данные действия в Соединенном Королевстве приравняли к уголовному преступлению.

А ЕС 9 марта ввел в действие очередной пакет санкций. На этот раз ограничения носили очень «персонифицированный характер». Фигурантами санкционных списков стали 160 россиян: 14 человек, которых ЕК называет «олигархами и известными бизнесменами, работающими в ключевых секторах экономики». Речь идет о таких секторах, как металлургия, сельское хозяйство, фармацевтика, телекоммуникации и цифровой сектор.

В общей сложности ограничительные меры ЕС теперь применяются к 862 физическим и 53 юридическим лицам из РФ

В «черный список» ЕС попали Александр и Дмитрий Пумпянские (ТМК), Галина Пумпянская («Синара»), Вадим Мошкович («Русагро»), Андрей Мельниченко («СУЭК»), Дмитрий Мазепин («Уралхим») и его сын автогонщик Никита Мазепин, Андрей Гурьев («Фосагро»), Михаил Полубояринов («Аэрофлот»), Владимир Кириенко (VK), Михаил Осеевский («Ростелеком»), Дмитрий Конов («СИБУР»), Сергей Куликов («Роснано»), Александр Винокуров («Магнит»).

Санкции также введены против 146 членов Совета Федерации. В общей сложности ограничительные меры ЕС теперь применяются к 862 физическим и 53 юридическим лицам из РФ.

Позднее верховный представитель ЕС по иностранным делам и безопасности Жозеп Боррель заявил, что Евросоюз достиг предела своих возможностей в том, что касается финансовых санкций против России.

Ответные контрмеры

Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности». А Правительство определило перечень зарубежных товаров и оборудования, которые запрещено вывозить из России до конца года.

Список, включающий более 200 позиций, будет опубликован позднее. Однако уже сейчас известно, что в список «включено технологическое, телекоммуникационное, медицинское оборудование, транспортные средства, сельхозтехника, электрическая аппаратура». В том числе железнодорожные вагоны и локомотивы, контейнеры, турбины, станки для обработки металла и камня, мониторы, проекторы, пульты и панели.

Минпромторг предложил ввести запрет на экспорт в «недружественные страны» березовой древесины, топливной щепы и фанерного кряжа также до конца 2022 года

Кроме того, Минпромторг предложил ввести запрет на экспорт в «недружественные страны» березовой древесины, топливной щепы и фанерного кряжа также до конца 2022 года.

А Минтранс России опубликовал проект постановления Правительства РФ, призванный сохранить на территории страны парк иностранных самолетов. Документ затрагивает договоры о лизинге самолетов, заключенные до 24 февраля. Его рассмотрение должно завершиться 23 марта.

Налоговые «вольности»

Федеральная налоговая служба вводит мораторий на блокировку операций по счетам предпринимателей-должников, сообщила пресс-служба ведомства. Мера будет действовать до 1 июня 2022 года.

Кроме того, для организаций IT-отрасли на 2022-2024 годы устанавливается ставка налога на прибыль организаций в размере 0%. Для всех компаний предусматривается отказ от применения в 2022 и 2023 годах нормы о повышенном размере пени при просрочке исполнения обязанности по уплате налога.

Фиксируется по состоянию на 1 февраля 2022 года курс иностранной валюты для расчета «тонкой капитализации», а также расширяется «безопасный» интервал для учета в расходах процентов по долговым обязательствам.

Бизнесу предоставят право перейти на уплату ежемесячных авансов по налогу на прибыль организаций исходя из фактической прибыли

Также бизнесу предоставят право перейти на уплату ежемесячных авансов по налогу на прибыль организаций исходя из фактической прибыли. По налогу на имущество организаций для расчета налоговых обязательств в 2023 году кадастровая стоимость объектов недвижимости будет зафиксирована на уровне 1 января 2022 года.

Кроме того, следователи смогут возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям только после завершения соответствующих проверок.

Таможенная «реновация»

Участники ВЭД получат право на 6 лет ввозить многокомпонентный товар в рамках нескольких внешнеэкономических сделок. Также исключается необходимость предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов для участников ВЭД, осуществляющих свою деятельность менее года.

Участники ВЭД, внесшие залог при выпуске товаров, освобождаются от уплаты пени при доначислении таможенным органом платежей по результатам экспертизы. Процедура выдачи классификационных решений будет сокращена.

Эксперимент по маркировке импортируемого алкоголя, запущенный в Калининграде, предлагается расширить. В этой связи Правительство РФ получит право определять территории, на которых проводится такой эксперимент. Также предусматривается продление срока эксперимента до 31 мая 2024 года.

Срок нанесения федеральных специальных марок и ввоза маркированного алкоголя будет увеличен в 2 раза – до 18 месяцев. Мера срочная, продлится до 31 мая 2024 года. Кроме того, до 31 декабря 2023 года отменяется требование об отсутствии задолженности по налоговым, таможенным и другим обязательным платежам для выдачи федеральных специальных марок.

Правительство рассматривает возможность на пол года «заморозить» отчисления в «Платон»

Дополнительные пожелания

Правительство рассматривает возможность на полгода установить нулевой уровень платы за возмещение вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения большегрузными грузовиками массой свыше 12 тонн.

По данным издания, выше озвученная мера включена в одну из последних версий плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях санкций. Соответствующее Постановление правительства должно быть готово к 31 марта. Ответственные за его подготовку – Минтранс и Минфин.

Тэги: дайджест, Украина, санкции, контрсанкции, грузовые вагоны, таможенное регулирование, налоги, эмбарго, ЕС, США
11.03.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх