«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса

О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка

Алена Лебединец Алена Лебединец
корреспондент


источник: polytechnika.ru

До конца 2024 года Минтранс РФ планирует запустить в тестовом режиме первые три сервиса Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП) или «ГосЛог». В их числе «единое окно» для электронного документооборота с госорганами, цифровые профили участников рынка и прослеживаемость грузов. На горизонте 2025-2026 годов участникам транспортно-логистического рынка станут доступны еще 9 сервисов.

Благодаря реализации проекта Минтранс надеется увеличить среднюю скорость доставки грузов на мультимодальных маршрутах до 15%, общий объем грузоперевозок – до 12%, оптимизировать загрузку транспортной инфраструктуры – до 20%. Ожидания министерства закреплены в нацпроекте и расписаны до 2030 года.

Но «Логирус» решил выяснить чего ждет бизнес и отраслевые эксперты от «ГосЛога» в целом и его первых сервисов в частности:

  • • Какие данные нужно уже сейчас собирать перевозчикам, чтобы запуск сервиса не стал для них апокалипсисом?

  • • Право на что нужно дать бизнесу одновременно с запуском «цифровых профилей» участников рынка?

  • • Какие данные бизнес хочет увидеть в «цифровом профиле» конкурентов?

  • • С каких систем и устройств «ГосЛог» будет собирать данные о местоположении грузовиков?

  • • На каких маршрутах бизнесу будет особенно интересно отслеживать грузы на госплощадке?

  • • Чем планируют дополнить «ГосЛог» в ближайшем будущем?

  • • Какие опасения вызывает внедрение платформы у участников рынка?


В обсуждении цифрового будущего российской логистики приняли участие:


Светлана Воронцова
первый вице-президент ГК «Транспортная интеграция»
Светлана Воронцова
Виталий Полторацкий
генеральный директор компании TransNetIQ
Виталий Полторацкий
Том Ширинян
CEO Vezubr
Том Ширинян
Полина Давыдова
директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»
Полина Давыдова
Тарас Коваль
президент «Ассоциации транспортных экспертов и специалистов»
Тарас Коваль
Вадим Филатов
президент «Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» («АвтоГрузЭкс»)
Вадим Филатов
Сергей Чернов
генеральный директор компании «Скиф-Карго»
Сергей Чернов
Денис Антоненко
директор по развитию компании «Дентро»
Денис Антоненко
Юрий Вивич
член Объединения перевозчиков России
Юрий Вивич

Госплатформа без комментариев

С 1 августа 2024 года в России стартовал эксперимент по созданию, апробации и внедрению «Национальной цифровой транспортно-логистической платформы», она же – «ГосЛог».

Цель эксперимента – протестировать несколько мультимодальных маршрутов, увидеть «узкие» места, где на сегодня отсутствует обмен документов в электронном виде как между бизнес-участниками, так и с федеральными органами исполнительной власти, рассказала директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова на ПМЭФ. Кроме того, «пилот» поможет понять, почему возникают разрывы в цепочках поставок, и разработать механизмы для их устранения.

Первые тестовые маршруты перевозок в эксперименте по созданию «ГосЛога» были презентованы в июне 2024 года на ПМЭФ. Они охватывают экспортно-импортные и внутрироссийские перевозки по таким направлениям как:

• Индия (Мундра) – Россия (Москва);
• Вьетнам (Хошимин) – Россия (Москва);
• Россия (Иркутская область) – Китай (Шанхай);
• Владивосток – Сахалин;
• Тульская область – Новороссийск.

Суммарно запланированы перевозки по 12-ти маршрутам.

Итогом эксперимента станут поправки в нормативную-правовую базу и разработка стандартов обмена данными между всеми участниками грузоперевозок, анонсировал заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов на форуме «Цифровая транспортация – 2024».

Со стороны бизнеса в «пилот» вошли FESCO, S7 Cargo, Jenty, РЖД, ГК «Дело», «Евросиб» и др.

«Логирус» направил запросы большей части этих компаний, но практически все они, кроме Fesco, по разным причинам отказались комментировать статус эксперимента и ожидания от внедрения платформы или оставили запрос без внимания.

«ГосЛог», по словам генерального директора компании TransNetIQ Виталия Полторацкого, будет создан на базе платформы «ГосТех». Благодаря собственным цифровым продуктам, таким как: поддержка взаимодействия с внешними пользователями, обработка государственных данных, инструменты разработки, интеграция приложений, работа с СУБД и др., она поможет создать, развить и поддерживать производительность системы на высоком уровне, добавила Светлана Воронцова.

– Несмотря на то, что мы закончили научно-исследовательскую работу по заказу ведомства еще в июне 2024 года, продолжаем помогать Минтрансу согласовывать концепцию. Надеемся, что она будет утверждена в этом году решением Правительства. Согласование проходит достаточно долго из-за того, что Концепция и дорожная карта ее реализации согласовывается с 34 структурами, в числе которых — федеральные министерства, федеральные службы и организации, – объяснила собеседница «Логируса».

Всего на платформе «ГосЛог» планируется реализовать 12 цифровых сервисов. Три из них Минтранс планирует запустить до конца 2024 года. Источник: презентация Минтранса

«Единое окно» и замена 260 бумажных документов

«Единое окно» выдачи перевозочных, товаросопроводительных и разрешительных документов

Анонсированная дата запуска: до конца 2024 года в тестовом режиме. Полноценный запуск – конец I квартала 2025 года.

Функционал: участники рынка будут загружать в систему все данные по каждой перевозке, а контрольно-надзорные органы – ФТС, погранслужба, ФСБ, Роспотребнадзор, Россельхознадзор – выгружать из системы всю необходимую информацию. Это позволит избежать дублирования и лишних запросов от государственных органов.

Ожидание регуляторов: Минтранс РФ планирует, что благодаря внедрению сервиса к 2030 году доля электронных перевозочных документов вырастет до 90%, а расходы логистических компаний сократятся до 10%.

В грузоперевозках участвует 312 видов бумажных документов объемом 5,26 млрд в год, каждый из которых в среднем состоит из 6 страниц, отметила директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.

— Эти документы содержат дублирующую информацию и представляются в контрольные органы в бумажном виде. Создание «ГосЛог» невозможно без обязательного подключения компаний к ГИС ЭПД, — добавила эксперт.

Сервис «единого окна» значительно ускорит грузоперевозки и повысит точность соблюдения сроков доставки, считает CEO Vezubr Том Ширинян. В том числе благодаря его внедрению будет сформирована «единая модель данных для всех федеральных органов исполнительной власти, что поможет избежать предоставления им большого количества бумажных документов».

Источник: презентация Минтранса

– Например, без ветеринарного сертификата с «мокрой печатью» некоторые категории грузов, например продукты или сырье животного происхождения, корма или биопрепараты, не смогут проследовать по маршруту ни километра. Но если этот документ будет загружен в систему в цифровом формате, то ничего показывать и доказывать не придется. Каждое ведомство сможет самостоятельно проверить наличие сертификатов и других документов, – привел пример Том Ширинян.

По итогам эксперимента, который завершится 1 июня 2025 года, будут подготовлены предложения по оптимизации и сокращению общего количества перевозочных документов, добавил генеральный директор компании TransNetIQ Виталий Полторацкий. Ведь сейчас на импорт оформляется до 117-ти документов, на экспорт – до 150-ти. При этом 80-90% информации, которая в них содержится, идентична.

В Концепции создания НЦТЛП предусматривается внедрение электронного документооборота, единых электронных унифицированных перевозочных, товаросопроводительных и таможенных документов для всех видов транспорта, единых классификаторов грузов и транспортных упаковок, общедоступных и удобных онлайн сервисов для грузоотправителей, транспортных предприятий и логистических компаний, операторов транспортных терминалов и объектов транспортной инфраструктуры, органов управления транспортным комплексом и контрольно-надзорных органов, добавила первый вице-президент ГК «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова. На данный момент единого концепта по вопросам унификации документов нет.

Несмотря на то, что эксперимент по созданию, апробации и внедрению информационной системы «ГосЛога» будет длиться еще 8 месяцев, готовиться к переходу на цифровые форматы взаимодействия с госорганами транспортным компаниям нужно уже сейчас, уверен Том Ширинян. Для этого необходимо внимательно отслеживать законодательные новеллы, связанные с созданием «ГосЛога», и начинать обогащать свои информационные системы данными, которыми в будущем придется обмениваться с госплатформой.

«Цифровой профиль» и перевозчики под лупой

Цифровой профиль участника платформы «ГосЛог»

Анонсированная дата запуска: до конца 2024 года в тестовом режиме.

Функционал: в цифровой профиль включат верифицированные данные госорганов, собранные о перевозчиках, какие именно – Минтранс РФ публично не озвучивал. Но замминистра транспорта Дмитрий Баканов оговорился, что это могут быть данные ГИБДД об административных правонарушениях и ФНС – о неоплаченных штрафах и пенях по налогам. Кроме того, согласно законопроекту № 647526-8 (ист.), в котором отдельный раздел посвящен платформе «ГосЛог», указаны следующие данные о юрлицах:

- полное и сокращенное (при наличии) наименования;
- государственный регистрационный номер записи о создании юрлица;
- адрес и место нахождения компании;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- абонентский телефонный номер и адрес электронной почты (при наличии);
- марка, модель транспортного средства, государственный регномер, технически допустимая максимальная масса авто в тоннах;
- номер действующего полиса ОСАГО;
- сведения о перевозимых грузах, предельные значения массы и размеры перевозимых грузов, наименование территорий, в пределах которых преимущественно осуществляются перевозки;
- максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик перевозчика обязуется возместить причиненный грузу вред.

Ожидание от внедрения сервиса: на основании агрегированных в «цифровых профилях участников» данных о перевозчиках будет сформирован единый реестр компаний транспортно-логистического рынка и определен их рейтинг, следует из того же законопроекта.

Подробностей о том, как будет формироваться рейтинг на основе данных «цифровых профилей» пока нет. Однако первый вице-президент ГК «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова сообщила «Логирусу», что участие в нем для перевозчиков будет добровольным. Отказ от включения в рейтинг не помешает компании использовать сервисы платформы «ГосЛог».

«Цифровой профиль» обезопасит всех участников транспортно-логистического рынка от неприятных разбирательств и постпроверочных процедур со стороны контрольно-надзорных органов, объяснил CEO Vezubr Том Ширинян. Так как «досье» на каждое транспортное средство и компанию уже будет содержать сведения о том, насколько добросовестным является участник платформы с точки зрения уплаты налогов, частоты попадания в ДТП, прохождения ТО и медосмотров и т.д.

При этом эксперт уверен в том, что у компаний, зарегистрированных на «ГосЛоге», должно быть право скорректировать в «цифровом профиле» информацию, если она ошибочна или не соответствует действительности. Механизм того, каким образом это можно будет сделать, необходимо проработать до запуска госплатформы в промышленную эксплуатацию, считает собеседник «Логируса».

Помимо информации о видах деятельности транспортно-логистической компании, ее руководителях, среднесписочной численности сотрудников и других базовых данных, необходимо подключить к «цифровым профилям» сведения о налоговой нагрузке компаний, считает президент «Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» Вадим Филатов.

– В первую очередь, речь идет о таких данных как средний уровень заработной платы, доля облагаемых НДС расходов относительно выручки и численность сотрудников относительно транспортных средств во владении, – уточнил эксперт. – Важно, чтобы эти данные были размещены в открытом доступе на единой платформе и регулярно обновлялись.

Сервис прослеживаемости и доступ по ролям

Сервис прослеживаемости грузов

Анонсированная дата запуска: до конца 2024 года в тестовом режиме.

Функционал: с его помощью можно будет контролировать сохранность груза в пути, время отправки и доставки, текущую геолокацию и т.п.

Ожидание от внедрения сервиса: Минтранс РФ надеется, что благодаря внедрению сервиса средняя скорость доставки грузов при мультимодальных перевозках вырастет до 15%, а объем грузоперевозок увеличится до 12%.

Сервис прослеживаемости будет предоставлять данные о грузе, а также сведения о транспортном средстве, которое его перевозит, пояснил генеральный директор компании TransNetIQ Виталий Полторацкий. Местоположение автомобильного транспорта система будет определять на основании данных, собранных автоматическими пунктами весогабаритного контроля, стационарными пунктами системы взимания платы «Платон» и дорожными камерами ГИБДД, уточнил эксперт. Кроме того, для пломбируемых грузов дополнительным источником информации о геолокации станет информация, полученная с трекеров и навигационных пломб, добавила первый вице-президент ГК «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова.

– Доступ к сервису прослеживаемости будет распределяться на основе «ролевой модели», то есть данные смогут получать только непосредственные участники конкретной перевозки: транспортная компания, экспедитор, грузоотправитель и грузополучатель. Для посторонних лиц информация будет закрыта, – рассказал Виталий Полторацкий.

Более того, участники перевозок, в зависимости от их роли, будут получать разный объем данных, уточнил CEO Vezubr Том Ширинян. Например, информация о конкретном местоположении груза будет доступна только заказчику перевозки и исполняющему ее подрядчику. Остальные же смогут увидеть только ориентировочную дату убытия из пункта отправления и дату прибытия в конечную точку разгрузки.

Несмотря на то, что многие перевозчики самостоятельно отслеживают местоположение грузов в процессе доставки, бизнесу может быть интересен госсервис мониторинга международных отправлений, особенно мультимодальных, считает президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов. Так как сейчас при доставке за рубеж «часто возникают ситуации, когда компании вынуждены вручную уточнять статус отправления, что усложняет доставку и увеличивает ее сроки», пояснил эксперт.

А президент «Ассоциации транспортных экспертов и специалистов» Тарас Коваль считает, что прослеживаемость и сохранность грузов – это вопрос, который должны решать страховые компании или иной бизнес, но никак не Минтранс.

– Однако андерратинг не работает, и практически никаких движений по снижению рисков мы не видим, – посетовал эксперт.

Местоположение грузовика система будет определять на основании данных, собранных автоматическими пунктами весогабаритного контроля, системами взимания платы «Платон», дорожными камерами ГИБДД, трекерами и навигационными пломбами. Фото: to-inform.ru

«Инфодружба» с погранпереходами и сервисы, которые в планах

В течение 2025-2026 годов Минтранс РФ планирует запустить в работу еще 9 направлений госплатформы «ГосЛог». В их числе:

• Сервис предоставления данных о перевозках и объектах транспортно-логистической инфраструктуры.
• Сервис для обмена данными между участниками транспортно-логистической деятельности.
• Сервис для аналитической оценки вариантов перевозки грузов.
• Сервис мониторинга и прогнозирования состояния объектов транспортно-логистической инфраструктуры.
• Сервис предоставления информации о сопутствующих услугах для перевозки грузов.
• Сервис по предоставлению аналитической и статистической отчетности.
• Сервис моделирования и прогнозирования состояния объектов транспортно-логистической инфраструктуры.
• Сервис управления инцидентами.
• Сервис управления приоритетной доставкой социально значимых грузов.

Источник: презентация Минтранса РФ

Также Минтранс России планирует в «ГосЛог» подсистему, благодаря которой можно будет осуществлять обмен данными не только с информационными системами отечественных министерств и ведомств, но и с зарубежными логистическими платформами. Речь идет о региональных логистических системах Китая (LOGINK) и Индии (ULIP), уточнил генеральный директор компании TransNetIQ Виталий Полторацкий.

Но это отдаленные перспективы, а ключевая задача ближайшего будущего – интеграция «ГосЛога» с единой информационной системой в автомобильных, железнодорожных, морских и воздушных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, это позволит объединить в едином информационном пространстве участников внешнеэкономической деятельности и государственные контролирующие органы.

– Множество дополнительных сервисов для «ГосЛога» сейчас находится на стадии идеи. Но главная задача разработчиков, Правительства и всех участников проекта в том, чтобы оперативно запустить базовый функционал платформы и на его основе выстраивать дополнительные сервисы и востребованные услуги как для бизнеса, так и для физических лиц, – уверен Виталий Полторацкий.

«ГосЛог»: надежды, сомнения и опасения участников рынка

Большинство опрошенных «Логирусом» экспертов видят и признают потенциал внедрения госплатформы «ГосЛог». Так, например, генеральный директор «Скиф-Карго» Сергей Чернов возлагает надежды на платформу с точки зрения повышения эффективности логистических процессов. Она, в частности, может помочь оптимизировать маршруты, улучшить прогнозирование спроса, сократить временные и финансовые затраты на логистику.

Президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов в тотальной цифровизации транспортно-логистического процесса видит инструмент для повышения безопасности грузоперевозок и прозрачность отрасли в целом.

Создание посредством «ГосЛога» единых требований ко всем перевозчикам, позволит выровнять конкурентное поле и улучшить условия для всех участников рынка, добавляет директор по развитию компании «Дентро» Денис Антоненко. Цифровой реестр перевозчиков минимизирует риски для клиентов, а внедрение единой базы данных упростит документооборот, полагает эксперт.

Чтобы чаяния бизнеса сбылись и госплатформа была внедрена успешно, необходимо обеспечить готовность компаний к цифровой трансформации, разработать нормативную базу, и гарантировать безопасность данных, уверен Сергей Чернов.

– Необходимо, чтобы «ГосЛог» был максимально открытой, удобной и доступной для всех участников логистического рынка платформой, защищенной от киберугроз, – подчеркнул эксперт.

Некоторые эксперты с сомнением и опаской оценивают перспективы реализации грандиозного государственного цифрового проекта. Вопросом практической необходимости «ГосЛога» задается президент «Ассоциации транспортных экспертов и специалистов» Тарас Коваль. Минтранс РФ, по мнению эксперта, не обладает необходимыми полномочиями для реализации экономических задач работы транспортной отрасли (только транспортно-технологической), а, следовательно, не может гарантировать положительный результат проекта. Более того, ведомство не предоставляет четкого экономического обоснования проекта и не раскрывает источники финансирования.

– Мы вместе с другими членами Ассоциации откровенно не понимаем, зачем нужна эта цифровая платформа? Практически весь функционал, который преподносят в Минтрансе, выполняется за счет других, более эффективных инструментов, в первую очередь систем FMS (Fleet Management System). Они уже работают в связке с тахографами 4.0 и хорошо зарекомендовали себя в странах ЕС, – отметил собеседник «Логируса».

Единственное практически полезное нововведение «ГосЛога», по словам Тараса Коваля, – это реестр грузоперевозчиков. Но создавать подобный сервис на столь высоком уровне не стоило, считает эксперт. Получается, что государство, в лице Минтранса, забирает часть работы у бизнеса, еще и пользуясь доминирующим положением с точки зрения информации.

Член Объединения перевозчиков России Юрий Вивич и вовсе считает, что «ГосЛог» не принесет реальных позитивных изменений в отрасль и не повысит «уровень жизни» транспортных компаний. Основная цель проекта Минтранса – сбор налогов и контроль над участниками рынка, поэтому «ГосЛог» станет инструментом контроля и наказания, а не стимулом для развития.

– Частный сектор бизнеса уничтожается подобными платформами. Казалось бы, много интересных «фишек» предлагают бизнесу, но «частнику» становится только сложнее работать с каждой подобной реформой отрасли, – констатировал собеседник «Логируса».

Чтобы подключиться к федеральной системе, многим перевозчикам необходимо будет перестроить работу, запустив новые IT-сервисы, а также настроить интеграцию с операторами ЭДО, что приведет к дополнительным затратам на оформление и обмен сопроводительными документами, добавил Вадим Филатов. В результате бизнес столкнется с падением рентабельности, которая и без того снижается. По данным Ассоциации, за 9 месяцев 2024 года себестоимость автомобильных грузоперевозок увеличилась на 20% из-за роста расходов на оплату труда персонала, топливо, закупку и обслуживание грузовиков и продолжает расти.

– В итоге часть игроков может покинуть рынок, а значит Россия столкнется с нехваткой транспортных средств для доставки грузов, увеличатся тарифы и стоимость продукции для конечного потребителя, – не исключает эксперт. – Чтобы избежать этого, важно предусмотреть переходный период длительностью не менее одного года, во время которого компании смогут подготовиться к подключению к платформе «ГосЛог». Кроме того, необходимо запустить систему обучения базовым навыкам работы на платформе, которая поможет адаптироваться игрокам рынка. Дополнительно потребуются меры поддержки, которые помогут снизить финансовую и административную нагрузку на компании.

Все опрошенные «Логирусом» эксперты сходятся во мнении, что запуск «ГосЛога» не будет безоблачным и столкнется с различными препятствиями и барьерами. Один из них – низкий уровень цифровой зрелости участников рынка грузоперевозок.

– Перевозчики находятся «в хвосте паровоза» прогресса под названием «цифровизация документооборота». Мы сколько угодно можем внедрять у себя ЭДО, но пока клиент будет платить только после получения бумажных товаросопроводительных документов с печатью, нам придется их возить, – объяснил свою точку зрения Денис Антоненко.

Еще одним потенциальным барьером при внедрении «ГосЛога», который нужно учесть, может стать то, что крупные транспортные и логистические компании уже используют собственные IT-решения, в разработку и кастомизацию которых они инвестировали огромные деньги, отметил Сергей Чернов. Поэтому они могут неохотно интегрироваться в единую госсистему.

Любые новые масштабные идеи связаны с какими-то сложностями в реализации, отметили в пресс-службе Fesco. Насколько существенными они будут, можно понять только в процессе внедрения.

– Cейчас, например, трудоемким и затратным видится процесс предоставления данных логистическими операторами, если это будет требоваться при подключении к сервису. Также пока не ясно, как получать информацию компании-экспедитору, если с точки зрения госорганов она не имеет прямого отношения к грузу, – добавили в Fesco.

Какой из возможных сценариев в итоге реализуется на практике сейчас не под силу предсказать никому. Это покажет время, а расскажет «Логирус».

Так что продолжение цифровой эпопеи «ГосЛога» to be continued…

Тэги: стратегия развития, ГосЛог, НЦТЛП, Минтранс, Цифровой транспорт и логистика, Транспортная интеграция, TransNetIQ, Fesco, Дентро, АвтоГрузЭкс, Тарас Коваль, Скиф-Карго, Объединение перевозчиков России
17.10.2024

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх