Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов

О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
Заместитель шеф-редактора


Фото: Донецкое агентство новостей

В конце сентября исполнилось ровно два года с момента присоединения к Российской Федерации четырех новых регионов: Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), а также Запорожской и Херсонской областей. Поэтому «Логирус» решил выяснить:

  • • Зачем перевозчики в Новороссии вынуждены заезжать в ангары и сараи?

  • • Сколько времени занимает досмотр и на что всегда уходит больше всего ресурсов?

  • • Как перестраховываются водители, чтобы навигатор не заглох в пути?

  • • Что бесполезно страховать на новых территориях?

  • • И какой логистической инфраструктуры остро не хватает в Новороссии?


О своем опыте работы на новых территориях «Логирусу» рассказали:


Александр Румянцев
индивидуальный предприниматель
Александр Румянцев
Вадим Косташ
генеральный директор транспортной компании КИК
Вадим Косташ
Роман Самохвалов
руководитель компании «Грузовая почта Новороссии»
Роман Самохвалов

Охота на фуры, нежеланная «обратка» и надбавки за спецусловия

Ставки на автодоставку в новые регионы отличаются разнонаправленной динамикой в зависимости от номенклатуры грузов и размера компании. Так, например, по словам индивидуального предпринимателя Александра Румянцева (LR. в управлении грузовой парк из 10 фур) цены на перевозки резко упали почти на 20% в апреле 2024 года и до сих пор не восстановились.

– От Нижнего Новгорода до Мариуполя в январе 2024 года за рейс предлагали 150-155 тыс. рублей, сейчас в октябре – 125 тыс. рублей в среднем. Если предлагают 130 тыс. рублей, то это уже хорошо. Ставки упали, а издержки выросли. Например, в Ростовской области стало больше платных участков трасс, которые не объедешь, – рассказал собеседник «Логируса».

Еще одна статья дополнительных расходов для Александра – это стимулирующая «надбавка» в 25% к зарплате водителя за рейс в новые регионы. Но даже несмотря на повышенную оплату текучка кадров высокая. На фуры охотятся FPV-дроны1, и если водители становятся свидетелями таких атак, то большинство из них старается поскорее найти новое, более спокойное место работы, поделился Александр. К счастью, за два года работы в новых регионах с его работниками и фурами ничего случилось, но «повидать пришлось разное», поделился собеседник «Логируса», который регулярно сам доставляет грузы в новые регионы.

«Заказов тоже стало меньше. А если они есть, то “копеечные”. Над нами сейчас “газелисты” во все горло смеются, говорят, что они по таким же ставкам работают на внутригородской доставке».
– С таким раскладом по тарифам, мне сейчас по деньгам выгоднее и спокойнее до Екатеринбурга доехать, чем рисковать и отправлять фуру до того же Харцызска под Донецком, который всего в 20 км от линии боевых действий, – признался Александр Румянцев.

В сегменте проектных перевозок и крупногабарита ставки с начала 2024-го, наоборот, выросли на 10-15% год к году. Фрахт на LTL-перевозки в новые регионы остался на уровне 2023 года, добавил руководитель компании «Грузовая почта Новороссии» Роман Самохвалов. Автодоставка осуществляется во все крупные города: Донецк, Луганск, Мариуполь, Мелитополь, Харцызск, Алчевск, Краснодон, Макеевка, Бердянск и Геническ. При этом грузы в новые регионы активно завозятся не только с территории «большой России», как ее называют местные, но и из других стран, рассказал собеседник «Логируса». Из Минска доставляют много запчастей и комплектующих, из Казахстана – оборудование, из Китая – различная номенклатура грузов, вплоть до промышленных станков. – Объемы потребления здесь колоссальные, – подчеркнул Роман Самохвалов.

В обратном направлении – в южные регионы, на Москву, Санкт-Петербург, Урал – перевозят зерновые и промышленные грузы, запчасти для сельхозтехники, рассказал эксперт. При этом автодоставка — приоритетный вариант, подчеркнул собеседник «Логируса». Морем, из портов Бердянска и Мариуполя, везут металлолом, продукцию сталелитейных заводов и зерновые.

Возобновление железнодорожного сообщения, по словам Романа Самохвалова, планируется, но, скорее всего, процесс затянется.

В марте 2024 года Росжелдор анонсировал, что до конца 2024 года железная дорога из Ростова-на-Дону в Крым через Новороссию начнет полноценно работать. А первые грузовые поезда, по данным ведомства, пустили еще 15 марта этого года.

Однако небольшие перевозчики неохотно берут грузы на территории новых регионов. Одна из причин – нежелание терять время на КПП на прохождение рентгена или чего хуже – досмотр, говорит Александр Румянцев.

– Очередей на досмотровых пунктах обычно нет, но грузы, которые предлагают для обратной загрузки низкомаржинальные и не хочется ради них «терять время». Проще на обратном пути в Ростовской области «подхватить» что-то, а КПП проехать пустым без очереди, – пояснил Александр Румянцев.

Пункты досмотра, обязательный рентген и «свежие» трассы

С 2022 года перевозчикам удалось ускорить доставку грузов на новые территории на 3-4 суток, отметили все собеседники «Логируса». Сейчас это в среднем 4-5 дней, что из Москвы, что из Санкт-Петербурга.

– Из Санкт-Петербурга до Таганрога в Ростовской области фура по платным трассам проходит около 2 тыс. км за трое суток. Это стандартные сроки, которые сейчас озвучивают все транспортные компании, не только мы. Оттуда машина едет через один из действующих пунктов пропуска. Плюс еще сутки закладываем на дорогу по новым территориям. Итого, четверо суток, – пояснил генеральный директор транспортной компании КИК Вадим Косташ.

Сократить сроки удалось за счет упрощения пропускного режима на КПП, рассказал индивидуальный предприниматель Александр Румянцев. В 2022 году для того, чтобы фура пересекла «границу» новых регионов, на водителя нужно было оформлять спецпропуск через органы внутренних дел, вспоминает собеседник «Логируса». Сейчас ему достаточно иметь при себе российский паспорт и стандартный пакет документов на груз.

– Кроме того, в 2022 году до трех суток можно было потерять в очереди на КПП на границе Луганской или Донецкой области. После теракта на Крымском мосту через эти территории пустили весь автотрафик в Крым и из него. Поэтому заторы были серьезные, – вспоминает Александр.

Сейчас сроки доставки могут незначительно вырасти только в высокий сезон с июля по сентябрь, когда с новых территорий идет поток зерновозов, добавил руководитель компании «Грузовая почта Новороссии» Роман Самохвалов. При этом время прохождения «пунктов досмотра» на обратном пути всегда выше, предупредил эксперт.

– Когда фуры едут на новые территории, то пункты досмотра они проходят в среднем за полчаса. Пограничники проверяют документы, просят открыть прицеп, осматривают груз визуально и отпускают, – пояснил процедуру Роман Самохвалов. – На обратном пути все машины пропускают через рентген: либо стационарный, либо мобильный. Плюс можно попасть в очередь в высокий сезон. Поэтому прохождение пункта досмотра может занять до двух часов.

На каждом КПП по три полосы в одну сторону, добавил Александр Румянцев. Одна – для большегрузов, вторая – для автобусов и LCV, третья – для легковушек, военный транспорт объезжает вне очереди. В сезон, когда много фур, пограничники для ускорения пропуска грузового транспорта могут перенаправлять фуры и на другие полосы, рассказал собеседник «Логируса».

Самыми загруженными КПП являются «Изварино-Донецк», «Должанский-Новошахтинск» и «Новоазовск – Весело-Вознесенка», отметил Роман Самохвалов.

Еще один фактор, который позволил ускорить сроки доставки в новые регионы – это активные дорожные ремонты, после которых, по мнению собеседников «Логируса», качество дорожного покрытия на основных автомагистралях стало лучше, чем в столичном регионе.

– Дороги здесь реально лучше, чем в Москве. Это не преувеличение. В столице ямы бывают, а тут нет, – поделился впечатлениями Роман Самохвалов.

Доставка без навигатора и СТО на вес золота

Несмотря на улучшения, произошедшие за два года, в грузоперевозках на новых территориях остается много нерешенных проблем.

Одна из них – нестабильная связь. В крупных городах, удаленных от линии фронта, и GPS и навигаторы работают стабильно, говорит руководитель компании «Грузовая почта Новороссии» Роман Самохвалов. В прифронтовых районах – Лисичанск, Северодонецк, Авдеевка – связи нет по понятным причинам.

– Я могу спокойно ехать и по картам, а мои водители — нет. До пересечения КПП с новыми территориями они забивают в навигаторе точку выгрузки, пока с интернетом проблем нет, и едут дальше по построенному маршруту даже без связи. Но если в пути что-то случайно сбросится, то переподключиться не получится, – рассказал индивидуальный предприниматель Александр Румянцев.

В крупных городах, удаленных от линии фронта, и GPS и навигаторы работают стабильно. В прифронтовых районах – Лисичанск, Северодонецк, Авдеевка и др. – связи нет. Фото: shutterstock

С серьезными проблемами сталкиваются перевозчики тяжеловесных и крупногабаритных грузов. В онлайн-сервис Росдормониторинга на данный момент внесен всего один маршрут от Таганрога до Мариуполя, поделился генеральный директор транспортной компании КИК Вадим Косташ. Данных по донецкому, луганскому и мелитопольскому направлению в системе Росдормониторинга нет, а значит и получить электронное разрешение нельзя, описал ситуацию собеседник «Логируса».

– При этом на территории новых регионов эти разрешения уже проверяют. Проблему приходится решать уже на месте. К счастью, сотрудники контрольно-надзорных органов с пониманием относятся к ситуации, в которой мы оказались, – добавил Вадим Косташ.

Подробнее о том, каких данных не хватает онлайн-системе выдачи спецразрешений, сколько времени перевозчики тратят на корректировку маршрута и как бизнес решает эти проблемы, читайте в статье «Дозвол» на негабарит: система может разрешит?» на портале «Логирус».

Отдельный блок проблем связан со страхованием. По словам Александра Румянцева, найти компанию, которая бы согласилась оформить полисон так и не смог. Причина отказа: новые территории – это зона повышенной опасности. Роману Самохвалову повезло больше, он смог застраховать грузы в небольшой компании, название которой предпочел не озвучивать.

– На новых территориях вообще нет страховых компаний. Здесь не то, что КАСКО, ОСАГО нет. С 2025 года вроде бы планируют сделать обязательным, – рассказал Роман Самохвалов.

В большом дефиците в регионе логистическая инфраструктура. Станций техобслуживания катастрофически не хватает, констатировал эксперт. Очередь составляет минимум от двух недель ожидания. Практически все механики работают в зоне СВО. Склады классов «А» и «В» нет вообще. Есть небольшой объем площадей в старых, еще советской постройки, ангарах, сараях и т.п. строениях со ставкой аренды от 500 до 1500 рублей за квадратный метр.

– В последний раз мне предлагали склад в Луганске за 1 250 рублей квадратный метр с деревянными полами, – привел пример эксперт.

Региональные особенности и барьеры

Ставки на доставку в новые регионы демонстрируют разнонаправленную динамику. У небольших перевозчиков стоимость с апреля 2024 года упала примерно на 20%, проектные перевозки, наоборот, подорожали на 15% год к году, а фрахт на LTL-перевозки остался на уровне 2023-го.

За два года удалось сократить сроки транспортировки до 4-5 дней благодаря упрощению системы досмотров на КПП при въезде в новые регионы, однако в высокий сезон, который длится с июля по сентябрь, сроки могут незначительно увеличиваться из-за потока зерновозов. Самыми загруженными КПП являются «Изварино-Донецк», «Должанский-Новошахтинск» и «Новоазовск – Весело-Вознесенка».

Несмотря на улучшения, остаются и нерешенные проблемы. В крупных городах связь работает стабильно, но в прифронтовых районах, таких как Лисичанск и Северодонецк, возникают серьезные проблемы с интернетом и GPS. Перевозчики тяжелых и крупногабаритных грузов сталкиваются с невозможностью оформить спецразрешения на проезд из-за ограниченности маршрутов, заведенных в систему Росдормониторинга.

Проблема с оформлением страховых полисов также актуальна, так как многие компании отказываются работать в зоне повышенной опасности.

Логистическая инфраструктура не развита: не хватает станций техобслуживания, а качественные склады отсутствуют. Аренда на имеющиеся объекты советских времен обходится дороже, чем в столице: от 500 до 1500 рублей за квадратный метр.

Но, несмотря на все сложности, перевозчики продолжают работать и доставлять жизненно важные для новых регионов грузы.


1Управляемый оператором на расстоянии летательный аппарат тяжелее воздуха (дрон, беспилотник) с видеокамерой, передающей изображение.


Тэги: новые регионы, автоперевозки, фрахт, страхование, складская недвижимость, КИК, Грузовая почта Новороссии
11.10.2024

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх