Ставки перелетные, наэлектризованные трассы и липовые сертификаты
Обсуждаем основные транспортные, законодательные и инфраструктурные изменения, которые влияют на рынок логистики![](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/gl%20(1).jpg)
Дороги подружат с беспилотниками и электрокарами, Россаккредитацию «вооружат» против подделок, а логистика для екома бежит все дальше от Москвы – об этих и других значимых логистических событиях читайте в этом выпуске итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:
- • На сколько должны «поумнеть» дороги, чтобы найти общий язык с беспилотниками?
- • За какие сертификаты и протоколы цепляются подделки, чтобы остаться на рынке?
- • Когда ставки авиафрахта пойдут на снижение?
- • Как далеко от Москвы и Санкт-Петербурга готова зайти логистика для е-com?
- • Не останутся ли в коммерческом пролете российские разработчики грузовых циклокаров?
На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:
![Алексей Бездеткин Алексей Бездеткин](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/alex_bes.png)
коммерческий директор службы доставки Boxberry
Алексей Бездеткин
![Олег Сковородников Олег Сковородников](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/oleg_sk.png)
директор по цифровым трансформациям транспортной компании ПЭК
Олег Сковородников
![Рустам Юлдашев Рустам Юлдашев](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/rust_uld.png)
учредитель, директор по стратегическому развитию Nawinia
Рустам Юлдашев
![Федор Новиков Федор Новиков](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/fed_nov.png)
директор по маркетингу Группы «Волга-Днепр»
Федор Новиков
![Ян Хайцеэр Ян Хайцеэр](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/ian_x.png)
вице-президент Национального автомобильного союза
Ян Хайцеэр
![Ян Чибисов Ян Чибисов](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/yan_ch.png)
руководитель проектной группы Фонда перспективных исследований
Ян Чибисов
![Павел Бурьянов Павел Бурьянов](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/pavel_b.png)
руководитель ООО «ИнфоТехРазвитие»
Павел Бурьянов
![Оксана Курочкина Оксана Курочкина](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/oks_kyr.png)
адвокат АК «ПРАВО для БИЗНЕСА», эксперт Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике
Оксана Курочкина
![Олег Понфиленок Олег Понфиленок](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/oleg_pon.png)
генеральный директор ГК «Коптер Экспресс»
Олег Понфиленок
![Наталья Савельева Наталья Савельева](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/nat_sav.png)
генеральный директор Aviaservises
Наталья Савельева
![Татьяна Борзых Татьяна Борзых](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/tat_bor.png)
генеральный директор «Достависта Россия»
Татьяна Борзых
Гладко стелет
К 2030 году опорные дороги в России обеспечат инфраструктурой для беспилотников и электротранспорта, следует из стратегии (ист.) «Агрессивное развитие инфраструктуры». Проект документа сейчас обсуждается в Правительстве и с экспертами.
Еще одна цель проекта – сократить время в пути между крупными городами в два раза. Например, чтобы из Москвы в Санкт-Петербург можно было добираться на за четыре, а за два часа.
Стратегия, в частности, предусматривает строительство 4 800 новых автострад. В их числе и дорога «Москва – Казань», которая должна стать частью международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
Для достижения вышеперечисленных целей нужно до 2024 года увеличить капитальные вложения в транспорт до 5% ВВП или до 7,4 трлн рублей.
Существует два подхода к развитию беспилотных технологий. Первый – американский, отметил директор по цифровым трансформациям ПЭК Олег Сковородников. В США под автономные транспортные средства не создают специализированную инфраструктуру. Второй подход – европейский. Он, напротив, предполагает создание сети «умных трасс». Россия идет этим же путем, добавил эксперт.
– Сегодня единственным элементом «умной дороги» я считаю Яндекс.Карты или любые другие картографические цифровые сервисы, которые позволяют отмечать ДТП. Так как эти сведения могут использоваться беспилотником для того, чтобы машина снизила скорость на аварийном участке, – пояснил собеседник «Логируса». – Но самым ценным является возможность беспилотников «общаться» со светофорами.
![](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/besp.jpg)
Для того же чтобы распознавать дорожные знаки или разметку автономным транспортным средствам какая-то специальная инфраструктура не нужна, добавил Олег Сковородников. Так как бортовой компьютер таких машин «видит» окружающий мир с помощью систем технического зрения.
– Сейчас самый существенный барьер для развития беспилотного движения – это ширина полосы движения на дороге. Сейчас стандарт – 3,75 метра. Однако если в соседней полосе машина будет ехать слишком близко к разметке той полосы, в которой движется беспилотник, он может остановится. Поэтомй, на мой взгляд, необходимо расширить полосы движения и обязать водителей «не прижиматься» к беспилотникам.
По словам вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра, представить объем инвестиций, необходимых для создания в России инфраструктуры для электротранспорта, можно на примере Японии. Этой стране на выше обозначенные цели потребуется порядка $380 млрд. РФ территориально больше Японии примерно в 45 раз. Эксперт также недоумевает относительно того, как авторы Стратегии собираются сократить время в пути между крупными городами в два раза.
– Каким образом можно сократить расстояние и время передвижения, условно, из точки «А» в точку «Б» в два раза? Что автомобили поедут со скоростью 260 километров в час? Или мы за девять лет построим скоростные трассы, которые до этого строили по 10 лет прежде? Это утопия, – резюмировал эксперт.
Последний путь сертификата
Министерство экономики уточнило механизм отзыва сертификатов и деклараций о соответствии продукции. Все решения планируется отражать в электронном реестре Росаккредитации. Соответствующие законопроекты опубликованы на федеральном портале нормативно-правовых актов.
Первый проект (ист.) регламентирует порядок регистрации, приостановления, возобновления и признания недействительными сертификатов и деклараций о соответствии. Второй (ист.) – порядок аннулирования протоколов лабораторных испытаний.
Контроль достоверности предполагается проводить будет в автоматизированном режиме. А все решения по документам будут вноситься в единый реестр сертификатов и деклараций о соответствии. Важно, что проект также уточняет механизм идентификации товаров при регистрации деклараций соответствия.
Ранее Росаккредитация предложила указывать цифровые коды GTIN1 и GLN2, это повлекло за собой недовольство игроков рынка из-за роста издержек на их получение. Но в итоге пришли к тому, что применение кодов будет добровольным. Если их нет, можно указывать дополнительные идентификаторы.
Главная задача выше перечисленных изменений – повысить прозрачность рынка, очистив его от недобросовестных игроков. Так как на данный момент в России порядка 50% компаний не ввозят пробы и образцы для оценки соответствия импортируемых товаров. Об этом ранее на заседании Совета ТПП РФ по таможенной политике заявлял начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы Сергей Шкляев.
По мнению руководителя ООО «ИнфоТехРазвитие» Павла Бурьянова, уточнение механизма отзыва деклараций и сертификатов о соответствии и принятие соответствующих законопроектов поможет Росаккредитации исполнить судебные решения. Речь идет о решениях, которые предписывают ведомству отменить неверно оформленные сертификаты.
– Пока указание GLN и GTIN является добровольным. Однако уже с 1 июля GLN для деклараций станет обязательным, а с 1 августа – и для сертификатов. С учетом предлагаемых поправок, участникам рынка представляется возможность вариативного указания цифровых индикаторов автоматического определения места производства продукции. В целом, это позитивное изменение, так как оно делает подход к данному вопросу более гибким, – отметил эксперт.
![](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/nak_29_04.jpg)
При этом правила регистрации деклараций о соответствии существенно не изменились. В то время как признание недействительными протоколов лабораторных испытаний – это действительно нововведение, добавил Павел Бурьянов.
– Данное новшество, на мой взгляд, позволит повысить уровень доверия к результатам оценки соответствия. Так как теперь за недобросовестное проведение лабораторных испытаний будет реальная ответственность в виде возможности признания этих протоколов и сертификатов недействительными, – резюмировал руководитель ООО «ИнфоТехРазвитие».
На сегодняшний день в России нет возможности оперативно вывести поддельную продукцию с рынка, обозначила проблему адвокат АК «ПРАВО для БИЗНЕСА», эксперт Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике Оксана Курочкина. С подобной ситуацией собеседнице «Логируса» пришлось столкнуться на практике.
– У меня была подобная история. Правообладатель обнаружил на рынке поддельную косметическую продукцию, произведенную неизвестно где и как. Но при этом на нее были оформлены все разрешительные документы, в том числе и протокол лабораторных испытаний, – рассказала Оксана Курочкина. – Росаккредитация на обращение правообладателя сообщила о том, что у нее нет полномочий на признание этой декларации о соответствии недействительной, и правообладателю необходимо идти в суд.
Однако расширение полномочий контрольно-надзорных органов должно компенсироваться созданием оперативной системы восстановления ошибочно признанных недействительными документов о соответствии, уверена эксперт. Или хотя бы предусмотреть определенный срок на подачу апелляции.
Ставки перелетные
В 2021 году ставки на авиаперевозки по сравнению с допандемийным периодом выросли на 75%. Об этом рассказала директор департамента международной логистики DHL Global Forwarding Мария Бондарева на сессии «Постковидная трансформация рынка авиагрузовых перевозок» в рамках TransRussia.
При этом, по словам эксперта, на рынке до сих пор отмечается дефицит провозных мощностей: в грузовых самолетах не хватает 30% емкостей, а в грузовых отсеках пассажирских бортов – около 60% емкостей. В то время как динамика грузооборота уже превысила допандемийный уровень.
В «Волга-Днепр» подтвердили рост объемов грузовых авиаперевозок, но по отдельным категориям. Например, в 2020 году на 58% вырос объем авиадоставки медицинских грузов, а товаров из сегмента e-commerce – на 241%, отметила исполнительный операционный директор ГК «Волга-Днепр» Татьяна Арсланова. Кроме того, по словам эксперта, сейчас компании продолжают регулярно переориентировать маршрутную сеть. И главное, изменение географии полетов связано с переориентацией на страны и аэропорты, где наиболее развита грузовая инфраструктура и где можно быстро перегрузить товары, чтобы потом доставить их на склад заказчика.
По оценкам директора по маркетингу ГК «Волга-Днепр» Федора Новикова, сейчас рынок авиаперевозок восстановился лишь до 80% от объемов I квартала 2020 года. И в первую очередь эксперты это связывает с отсутствием пассажирских рейсов на большинстве международных направлений.
– Отсутствие емкостей оказывает серьезное давление на ставки перевозки грузов. В то время как восстановление пассажирских авиаперевозок, напротив, приводит к снижению тарифов, – пояснил эксперт.
Согласно прогнозам ГК «Волга-Днепр», тарифы на грузовые перевозки из Китая в Европу вернутся к уровню 2019 года не ранее 2023 года. При этом внутрирегиональная авиация вернется к допандемийным темпам роста гораздо раньше, добавил Федор Новиков. Скорее всего, в конце 2021-го – начале 2022 года.
– Некоторые авиакомпании произвели конвертацию самолетов из пассажирских в грузовые. Это позволяет использовать и основные отсеки для перевозки грузов. В первую очередь, таким образом доставляются средства индивидуальной защиты, вакцины, любой груз, который будет оказывать незначительное давление на пол пассажирской палубы, – пояснил эксперт.
![](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/kit_29_04.jpg)
Учредитель, директор по стратегическому развитию Nawinia Рустам Юлдашев подтвердил, что провозные емкости в период пандемии резко сократились. И определенный дефицит ощущается как на международных, так и на внутрироссийских маршрутах. Но если на международные перевозки ставки выросли в среднем на 75%, а в отдельных случаях и в 2-3 раза, то на внутрироссийские перевозки тарифы увеличились всего примерно на 5%, добавил эксперт.
– Основная проблема сейчас – даже не в дефиците провозных мощностей, – считает генеральный директор Aviaservises Наталья Савельева. – Чтобы «склеить» авиадоставку, например, из Южной Америки до Москвы, нужно воспользоваться услугами трех авиакомпаний. То, что раньше было интерлайном3, сейчас продукт ручной и очень сложной сборки. Такой дорогой, что компании отказываются от подобных предложений и предпочитают не везти грузы в принципе.
Е-com в регион
В российском e-commerce начинается процесс децентрализации: растет доля интернет-магазинов в регионах и доставки в различные субъекты РФ. Например, одна треть из 8 000 интернет-магазинов, которые возят с помощью Boxberry – это региональный бизнес. Данный тренд отметил старший менеджер по развитию службы доставки Boxberry Алексей Елисеев, выступая на конференции «GoOMNI: логистика маркетплейсов».
Тренд на развитие e-commerce в регионах подтверждает и DPD: 80% всех посылок в I квартале текущего года получили именно жители регионов.
По оценкам Boxberry, лидеры по отправкам интернет-магазины Нижнего Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга, Ярославля и Иваново.
Еще один яркий тренд в логистике e-commerce – постепенное увеличение скорости доставки между областными центрами. Но пока все же, по данным Data Insight, заказы, идущие до Сибири, проходят расстояние в среднем в 3 раза дольше, чем заказы, идущие в города Центральной России.
Для выхода на региональный рынок e-commerce сервис-провайдерам нужна готовая инфраструктура на местах, которая позволит принимать и обрабатывать заказы локальных игроков, пояснил коммерческий директор службы доставки Boxberry Алексей Бездеткин. Помимо этого, придется выстраивать межрегиональную логистику и систему хабов для доставки заказов по стране, что невозможно без привлечения партнеров по «магистрали» и на «последней миле».
– Тренд на децентрализацию будет развиваться в ближайшие несколько лет. Причем в фокусе окажется не доставка из Москвы или Санкт-Петербурга, а межрегиональная логистика, то есть доставка между городами миллионниками и крупными областными центрами, – прогнозирует эксперт.
При этом требования у интернет-магазинов к сервис-провайдерам по сути остаются прежними, добавил собеседник «Логируса». Им важны те SLA4, которые влияют на процент выкупа заказов. В их числе скорость доставки, соблюдение сроков доставки, а также сроки возвратов.
![](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/zak.jpg)
Генеральный директор «Достависта Россия» Татьяна Борзых прогнозирует, что объемы доставок и уровень сервиса в регионах догонят столичные показатели на горизонте 5 лет.
– Если провайдеры смогут преодолевать большие расстояния между городами и выполнять доставку в узкие интервалы, а также срочную доставку в течение дня, то регионы нас могут всех удивить в ближайшее время, – не исключает собеседница «Логируса».
Интернет-магазины требуют от провайдеров того же, чего от онлайн-площадок ждут покупатели, добавила Татьяна Борзых. Это исчерпывающая информация о заказе, предсказуемость доставки, удобство в отношении оплаты, возможность отследить курьера на карте и гибкость к возрастающим нагрузкам.
Полетели с палетой
Недавно Фонд перспективных технологий объявил о завершении предварительного проектирования инновационного автомобиля с циклическими двигателями или циклокара. Разрабатывают его специалисты Института теплофизики Сибирского отделения РАН.
![](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/cickl.jpg)
Уже прошли наземные испытания циклического двигателя. И прототип весом 60 килограмм совершил первый полет. Полеты первого полноразмерного прототипа планируются на 2022 год.
Циклокар способен развивать максимальную скорость до 250 километров в час. В длину и ширину он достигает 6 метров. Расчетная дальность полета составляет 500 километров. Грузоподъемность – 600 кг или 6 человек. Кроме того, если нужно циклокар способен осуществить посадку на наклонную поверхность.
Необходимым условием коммерческого успеха являются сочетание скорости, дальности и стоимости владения, уверен руководитель проектной группы Фонда перспективных исследований (ФПИ) Ян Чибисов.
Так, использование российских роторно-поршневых двигателей в 3-5 раз снижает цену продажи циклокара по сравнению с газотурбинным вертолетом, пояснил эксперт. При этом по показателям скорости и дальности перелета он сравним с легким вертолетом. Однако цена реализации циклокара достаточно высока: 51 млн рублей.
– Циклокары могуть быть интересны там, где необходима срочная доставка либо транспортировка в труднодоступные регионы, – считает Ян Чибисов. – Кроме бездорожья зонами интересов аэромобильности, конечно же, являются города. Так как циклокар может безопасно сесть на любую автостоянку. Так как ему не нужно создавать отдельную инфраструктуру вертолетных площадок.
![](/articles/articles_img/stavki_pereletnye-_naelektrizovannye_trassy_i_lipovye_sertifikaty/log.jpg)
Концепция циклокара очень интересная и перспективная, признает генеральный директор ГК «Коптер Экспресс» Олег Понфиленок. Но попытка создать сразу большой аппарат с грузоподъемностью 600 кг и с дальностью полета 500 км, на мой взгляд, является слишком амбициозной.
– Я считаю, начинать нужно с более компактного аппарата, который можно выпустить в серию. Например, этот аппарат может быть полностью электрическим с грузоподъемность до 150-200 кг грузоподъемности. Именно такой аппарат может быть востребован в условиях плотной городской застройки, – настаивает эксперт.
А тяжелый аппарат с большой грузоподъемностью больше подходит для дальних перевозок в труднодоступные районы, подытожил Олег Понфиленок.
1GTIN – идентификатор товара.
2GLN – идентификатор места производства.
3Интерлайн-соглашение (Interline Agreement) – это признание перевозочной документации одного перевозчика другим. В большинстве случаев авиакомпании дополняют эти соглашения специальными тарифными соглашениями.
4SLA или Service Level Agreement – в дословном переводе означает «соглашение об уровне сервиса.
Тэги: Boxberry, ПЭК, Nawinia, ГК «Волга-Днепр», Национальный автомобильный союз, Фонд перспективных технологий, ИнфоТехРазвитие, АК «ПРАВО для БИЗНЕСА», ГК «Коптер Экспресс», Aviaservises, Достависта Россия
30.04.2021
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Экспресс-доставка ценою в жизнь
Как доставить на другой конец страны кровь для переливания, без которой для новорожденного малыша «завтра» не наступит -
E-commerce Ball: вальс, менуэт и сказки на «десерт»
О баснях для клиентов, волшебных предметах для бизнеса и сотрудниках-полубогах -
Бизнес-стереотипы о Китае: отмахнуться или воспользоваться
Чем помогут российскому учВЭДу «драконья голова» и WeChat и почему поставщиков можно искать не только в мегаполисах -
До маркетплейса: в регионы с ветерком и по сходной цене
Логизорро на ECOM EXPO-2024 в поисках логистического партнера, который умеет работать с маркетплейсами и не снимет с селлера «последние штаны» -
Страхи страховых
Эксперимент с поиском компании для страхования нетипичных рисков в логистике
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж![Вверх Вверх](/img/up_arrows.png)
![Вверх Вверх](/img/up_arrows.png)