Ставки перелетные, наэлектризованные трассы и липовые сертификаты


Ставки перелетные, наэлектризованные трассы и липовые сертификаты

Обсуждаем основные транспортные, законодательные и инфраструктурные изменения, которые влияют на рынок логистики



Дороги подружат с беспилотниками и электрокарами, Россаккредитацию «вооружат» против подделок, а логистика для екома бежит все дальше от Москвы – об этих и других значимых логистических событиях читайте в этом выпуске итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

  • • На сколько должны «поумнеть» дороги, чтобы найти общий язык с беспилотниками?

  • • За какие сертификаты и протоколы цепляются подделки, чтобы остаться на рынке?

  • • Когда ставки авиафрахта пойдут на снижение?

  • • Как далеко от Москвы и Санкт-Петербурга готова зайти логистика для е-com?

  • • Не останутся ли в коммерческом пролете российские разработчики грузовых циклокаров?

На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:


Алексей Бездеткин
коммерческий директор службы доставки Boxberry
Алексей Бездеткин
Олег Сковородников
директор по цифровым трансформациям транспортной компании ПЭК
Олег Сковородников
Рустам Юлдашев
учредитель, директор по стратегическому развитию Nawinia
Рустам Юлдашев
Федор Новиков
директор по маркетингу Группы «Волга-Днепр»
Федор Новиков
Ян Хайцеэр
вице-президент Национального автомобильного союза
Ян Хайцеэр
Ян Чибисов
руководитель проектной группы Фонда перспективных исследований
Ян Чибисов
Павел Бурьянов
руководитель ООО «ИнфоТехРазвитие»
Павел Бурьянов
Оксана Курочкина
адвокат АК «ПРАВО для БИЗНЕСА», эксперт Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике
Оксана Курочкина
Олег Понфиленок
генеральный директор ГК «Коптер Экспресс»
Олег Понфиленок
Наталья Савельева
генеральный директор Aviaservises
Наталья Савельева
Татьяна Борзых
генеральный директор «Достависта Россия»
Татьяна Борзых

Гладко стелет

Суть:

К 2030 году опорные дороги в России обеспечат инфраструктурой для беспилотников и электротранспорта, следует из стратегии (ист.) «Агрессивное развитие инфраструктуры». Проект документа сейчас обсуждается в Правительстве и с экспертами.

Еще одна цель проекта – сократить время в пути между крупными городами в два раза. Например, чтобы из Москвы в Санкт-Петербург можно было добираться на за четыре, а за два часа.

Стратегия, в частности, предусматривает строительство 4 800 новых автострад. В их числе и дорога «Москва – Казань», которая должна стать частью международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай».

Для достижения вышеперечисленных целей нужно до 2024 года увеличить капитальные вложения в транспорт до 5% ВВП или до 7,4 трлн рублей.

Существует два подхода к развитию беспилотных технологий. Первый – американский, отметил директор по цифровым трансформациям ПЭК Олег Сковородников. В США под автономные транспортные средства не создают специализированную инфраструктуру. Второй подход – европейский. Он, напротив, предполагает создание сети «умных трасс». Россия идет этим же путем, добавил эксперт.

– Сегодня единственным элементом «умной дороги» я считаю Яндекс.Карты или любые другие картографические цифровые сервисы, которые позволяют отмечать ДТП. Так как эти сведения могут использоваться беспилотником для того, чтобы машина снизила скорость на аварийном участке, – пояснил собеседник «Логируса». – Но самым ценным является возможность беспилотников «общаться» со светофорами.

В рамках единой инфосистемы беспилотники смогут общаться не только друг с другом, но и с дорожной инфраструктурой. В том числе и светофорами

Для того же чтобы распознавать дорожные знаки или разметку автономным транспортным средствам какая-то специальная инфраструктура не нужна, добавил Олег Сковородников. Так как бортовой компьютер таких машин «видит» окружающий мир с помощью систем технического зрения.

– Сейчас самый существенный барьер для развития беспилотного движения – это ширина полосы движения на дороге. Сейчас стандарт – 3,75 метра. Однако если в соседней полосе машина будет ехать слишком близко к разметке той полосы, в которой движется беспилотник, он может остановится. Поэтомй, на мой взгляд, необходимо расширить полосы движения и обязать водителей «не прижиматься» к беспилотникам.

По словам вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра, представить объем инвестиций, необходимых для создания в России инфраструктуры для электротранспорта, можно на примере Японии. Этой стране на выше обозначенные цели потребуется порядка $380 млрд. РФ территориально больше Японии примерно в 45 раз. Эксперт также недоумевает относительно того, как авторы Стратегии собираются сократить время в пути между крупными городами в два раза.

– Каким образом можно сократить расстояние и время передвижения, условно, из точки «А» в точку «Б» в два раза? Что автомобили поедут со скоростью 260 километров в час? Или мы за девять лет построим скоростные трассы, которые до этого строили по 10 лет прежде? Это утопия, – резюмировал эксперт.

Последний путь сертификата

Суть:

Министерство экономики уточнило механизм отзыва сертификатов и деклараций о соответствии продукции. Все решения планируется отражать в электронном реестре Росаккредитации. Соответствующие законопроекты опубликованы на федеральном портале нормативно-правовых актов.

Первый проект (ист.) регламентирует порядок регистрации, приостановления, возобновления и признания недействительными сертификатов и деклараций о соответствии. Второй (ист.) – порядок аннулирования протоколов лабораторных испытаний.

Контроль достоверности предполагается проводить будет в автоматизированном режиме. А все решения по документам будут вноситься в единый реестр сертификатов и деклараций о соответствии. Важно, что проект также уточняет механизм идентификации товаров при регистрации деклараций соответствия.

Ранее Росаккредитация предложила указывать цифровые коды GTIN1 и GLN2, это повлекло за собой недовольство игроков рынка из-за роста издержек на их получение. Но в итоге пришли к тому, что применение кодов будет добровольным. Если их нет, можно указывать дополнительные идентификаторы.

Главная задача выше перечисленных изменений – повысить прозрачность рынка, очистив его от недобросовестных игроков. Так как на данный момент в России порядка 50% компаний не ввозят пробы и образцы для оценки соответствия импортируемых товаров. Об этом ранее на заседании Совета ТПП РФ по таможенной политике заявлял начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы Сергей Шкляев.

По мнению руководителя ООО «ИнфоТехРазвитие» Павла Бурьянова, уточнение механизма отзыва деклараций и сертификатов о соответствии и принятие соответствующих законопроектов поможет Росаккредитации исполнить судебные решения. Речь идет о решениях, которые предписывают ведомству отменить неверно оформленные сертификаты.

– Пока указание GLN и GTIN является добровольным. Однако уже с 1 июля GLN для деклараций станет обязательным, а с 1 августа – и для сертификатов. С учетом предлагаемых поправок, участникам рынка представляется возможность вариативного указания цифровых индикаторов автоматического определения места производства продукции. В целом, это позитивное изменение, так как оно делает подход к данному вопросу более гибким, – отметил эксперт.

Использование кодов GLN с 1 июля станет обязательным

При этом правила регистрации деклараций о соответствии существенно не изменились. В то время как признание недействительными протоколов лабораторных испытаний – это действительно нововведение, добавил Павел Бурьянов.

– Данное новшество, на мой взгляд, позволит повысить уровень доверия к результатам оценки соответствия. Так как теперь за недобросовестное проведение лабораторных испытаний будет реальная ответственность в виде возможности признания этих протоколов и сертификатов недействительными, – резюмировал руководитель ООО «ИнфоТехРазвитие».

На сегодняшний день в России нет возможности оперативно вывести поддельную продукцию с рынка, обозначила проблему адвокат АК «ПРАВО для БИЗНЕСА», эксперт Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике Оксана Курочкина. С подобной ситуацией собеседнице «Логируса» пришлось столкнуться на практике.

– У меня была подобная история. Правообладатель обнаружил на рынке поддельную косметическую продукцию, произведенную неизвестно где и как. Но при этом на нее были оформлены все разрешительные документы, в том числе и протокол лабораторных испытаний, – рассказала Оксана Курочкина. – Росаккредитация на обращение правообладателя сообщила о том, что у нее нет полномочий на признание этой декларации о соответствии недействительной, и правообладателю необходимо идти в суд.

Однако расширение полномочий контрольно-надзорных органов должно компенсироваться созданием оперативной системы восстановления ошибочно признанных недействительными документов о соответствии, уверена эксперт. Или хотя бы предусмотреть определенный срок на подачу апелляции.

Ставки перелетные

Суть:

В 2021 году ставки на авиаперевозки по сравнению с допандемийным периодом выросли на 75%. Об этом рассказала директор департамента международной логистики DHL Global Forwarding Мария Бондарева на сессии «Постковидная трансформация рынка авиагрузовых перевозок» в рамках TransRussia.

При этом, по словам эксперта, на рынке до сих пор отмечается дефицит провозных мощностей: в грузовых самолетах не хватает 30% емкостей, а в грузовых отсеках пассажирских бортов – около 60% емкостей. В то время как динамика грузооборота уже превысила допандемийный уровень.

В «Волга-Днепр» подтвердили рост объемов грузовых авиаперевозок, но по отдельным категориям. Например, в 2020 году на 58% вырос объем авиадоставки медицинских грузов, а товаров из сегмента e-commerce – на 241%, отметила исполнительный операционный директор ГК «Волга-Днепр» Татьяна Арсланова. Кроме того, по словам эксперта, сейчас компании продолжают регулярно переориентировать маршрутную сеть. И главное, изменение географии полетов связано с переориентацией на страны и аэропорты, где наиболее развита грузовая инфраструктура и где можно быстро перегрузить товары, чтобы потом доставить их на склад заказчика.

По оценкам директора по маркетингу ГК «Волга-Днепр» Федора Новикова, сейчас рынок авиаперевозок восстановился лишь до 80% от объемов I квартала 2020 года. И в первую очередь эксперты это связывает с отсутствием пассажирских рейсов на большинстве международных направлений.

– Отсутствие емкостей оказывает серьезное давление на ставки перевозки грузов. В то время как восстановление пассажирских авиаперевозок, напротив, приводит к снижению тарифов, – пояснил эксперт.

Согласно прогнозам ГК «Волга-Днепр», тарифы на грузовые перевозки из Китая в Европу вернутся к уровню 2019 года не ранее 2023 года. При этом внутрирегиональная авиация вернется к допандемийным темпам роста гораздо раньше, добавил Федор Новиков. Скорее всего, в конце 2021-го – начале 2022 года.

– Некоторые авиакомпании произвели конвертацию самолетов из пассажирских в грузовые. Это позволяет использовать и основные отсеки для перевозки грузов. В первую очередь, таким образом доставляются средства индивидуальной защиты, вакцины, любой груз, который будет оказывать незначительное давление на пол пассажирской палубы, – пояснил эксперт.

Тарифы на грузовые перевозки из Китая в Европу вернутся к уровню 2019 года не ранее 2023 года

Учредитель, директор по стратегическому развитию Nawinia Рустам Юлдашев подтвердил, что провозные емкости в период пандемии резко сократились. И определенный дефицит ощущается как на международных, так и на внутрироссийских маршрутах. Но если на международные перевозки ставки выросли в среднем на 75%, а в отдельных случаях и в 2-3 раза, то на внутрироссийские перевозки тарифы увеличились всего примерно на 5%, добавил эксперт.

– Основная проблема сейчас – даже не в дефиците провозных мощностей, – считает генеральный директор Aviaservises Наталья Савельева. – Чтобы «склеить» авиадоставку, например, из Южной Америки до Москвы, нужно воспользоваться услугами трех авиакомпаний. То, что раньше было интерлайном3, сейчас продукт ручной и очень сложной сборки. Такой дорогой, что компании отказываются от подобных предложений и предпочитают не везти грузы в принципе.

Е-com в регион

Суть:

В российском e-commerce начинается процесс децентрализации: растет доля интернет-магазинов в регионах и доставки в различные субъекты РФ. Например, одна треть из 8 000 интернет-магазинов, которые возят с помощью Boxberry – это региональный бизнес. Данный тренд отметил старший менеджер по развитию службы доставки Boxberry Алексей Елисеев, выступая на конференции «GoOMNI: логистика маркетплейсов».

Тренд на развитие e-commerce в регионах подтверждает и DPD: 80% всех посылок в I квартале текущего года получили именно жители регионов.

По оценкам Boxberry, лидеры по отправкам интернет-магазины Нижнего Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга, Ярославля и Иваново.

Еще один яркий тренд в логистике e-commerce – постепенное увеличение скорости доставки между областными центрами. Но пока все же, по данным Data Insight, заказы, идущие до Сибири, проходят расстояние в среднем в 3 раза дольше, чем заказы, идущие в города Центральной России.

Для выхода на региональный рынок e-commerce сервис-провайдерам нужна готовая инфраструктура на местах, которая позволит принимать и обрабатывать заказы локальных игроков, пояснил коммерческий директор службы доставки Boxberry Алексей Бездеткин. Помимо этого, придется выстраивать межрегиональную логистику и систему хабов для доставки заказов по стране, что невозможно без привлечения партнеров по «магистрали» и на «последней миле».

– Тренд на децентрализацию будет развиваться в ближайшие несколько лет. Причем в фокусе окажется не доставка из Москвы или Санкт-Петербурга, а межрегиональная логистика, то есть доставка между городами миллионниками и крупными областными центрами, – прогнозирует эксперт.

При этом требования у интернет-магазинов к сервис-провайдерам по сути остаются прежними, добавил собеседник «Логируса». Им важны те SLA4, которые влияют на процент выкупа заказов. В их числе скорость доставки, соблюдение сроков доставки, а также сроки возвратов.

Тренд на децентрализацию будет развиваться в ближайшие несколько лет. Причем в фокусе окажется межрегиональная логистика, то есть доставка между городами миллионниками и крупными областными центрами

Генеральный директор «Достависта Россия» Татьяна Борзых прогнозирует, что объемы доставок и уровень сервиса в регионах догонят столичные показатели на горизонте 5 лет.

– Если провайдеры смогут преодолевать большие расстояния между городами и выполнять доставку в узкие интервалы, а также срочную доставку в течение дня, то регионы нас могут всех удивить в ближайшее время, – не исключает собеседница «Логируса».

Интернет-магазины требуют от провайдеров того же, чего от онлайн-площадок ждут покупатели, добавила Татьяна Борзых. Это исчерпывающая информация о заказе, предсказуемость доставки, удобство в отношении оплаты, возможность отследить курьера на карте и гибкость к возрастающим нагрузкам.

Полетели с палетой

Суть:

Недавно Фонд перспективных технологий объявил о завершении предварительного проектирования инновационного автомобиля с циклическими двигателями или циклокара. Разрабатывают его специалисты Института теплофизики Сибирского отделения РАН.



Уже прошли наземные испытания циклического двигателя. И прототип весом 60 килограмм совершил первый полет. Полеты первого полноразмерного прототипа планируются на 2022 год.

Циклокар способен развивать максимальную скорость до 250 километров в час. В длину и ширину он достигает 6 метров. Расчетная дальность полета составляет 500 километров. Грузоподъемность – 600 кг или 6 человек. Кроме того, если нужно циклокар способен осуществить посадку на наклонную поверхность.

Необходимым условием коммерческого успеха являются сочетание скорости, дальности и стоимости владения, уверен руководитель проектной группы Фонда перспективных исследований (ФПИ) Ян Чибисов.

Так, использование российских роторно-поршневых двигателей в 3-5 раз снижает цену продажи циклокара по сравнению с газотурбинным вертолетом, пояснил эксперт. При этом по показателям скорости и дальности перелета он сравним с легким вертолетом. Однако цена реализации циклокара достаточно высока: 51 млн рублей.

– Циклокары могуть быть интересны там, где необходима срочная доставка либо транспортировка в труднодоступные регионы, – считает Ян Чибисов. – Кроме бездорожья зонами интересов аэромобильности, конечно же, являются города. Так как циклокар может безопасно сесть на любую автостоянку. Так как ему не нужно создавать отдельную инфраструктуру вертолетных площадок.

Концепция циклокара очень интересная и перспективная, но для условий плотной городской застройки нужны более компактные аппараты

Концепция циклокара очень интересная и перспективная, признает генеральный директор ГК «Коптер Экспресс» Олег Понфиленок. Но попытка создать сразу большой аппарат с грузоподъемностью 600 кг и с дальностью полета 500 км, на мой взгляд, является слишком амбициозной.

– Я считаю, начинать нужно с более компактного аппарата, который можно выпустить в серию. Например, этот аппарат может быть полностью электрическим с грузоподъемность до 150-200 кг грузоподъемности. Именно такой аппарат может быть востребован в условиях плотной городской застройки, – настаивает эксперт.

А тяжелый аппарат с большой грузоподъемностью больше подходит для дальних перевозок в труднодоступные районы, подытожил Олег Понфиленок.



1GTIN – идентификатор товара.
2GLN – идентификатор места производства.
3Интерлайн-соглашение (Interline Agreement) – это признание перевозочной документации одного перевозчика другим. В большинстве случаев авиакомпании дополняют эти соглашения специальными тарифными соглашениями.
4SLA или Service Level Agreement – в дословном переводе означает «соглашение об уровне сервиса.

Тэги: Boxberry, ПЭК, Nawinia, ГК «Волга-Днепр», Национальный автомобильный союз, Фонд перспективных технологий, ИнфоТехРазвитие, АК «ПРАВО для БИЗНЕСА», ГК «Коптер Экспресс», Aviaservises, Достависта Россия
30.04.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх