Центнер на своих троих, картон для CAPEX, порог на границе

Логистические итоги недели: коротко о главном с комментариями участников рынка



Новостная повестка прошлой недели была чрезвычайно пестрой. В новом дайджесте мы обсудим:

• Низкий порог беспошлинного ввоза: забота об отечественных селлерах или фикция?

• Кому может составить конкуренцию AliExpress в логистике?

• Зачем российские компании размещают «зеленые облигации» и как создают экологичную логистику?

• Кому и зачем нужны модульные стеллажи из картона?

• Кому составят конкуренцию грузовые велосипеды?

Ответить на эти вопросы «Логирусу» помогали:


Марат Артуганов
директор Boxberry International
Марат Артуганов
Вячеслав Савин
генеральный директор «Цайняо» в России
Вячеслав Савин
Денис Чесноков
руководитель департамента международного развития PONY EXPRESS
Денис Чесноков
Андрей Лисицын
начальник департамента экологии, охраны труда и промышленной безопасности ОАО «РЖД»
Андрей Лисицын
Мария Зайцева
заместитель генерального директора по коммерции «СберЛогистики»
Мария Зайцева
Эрнест Дошоян
партнер «Инфра Проекты»
Эрнест Дошоян
Константин Якунин
СЕО фулфилмент-оператора ExpressRMS
Константин Якунин
Денис Неталиев
основатель Конструкторского бюро им. Теслы
Денис Неталиев
Андрей Васильев
генеральный директор GRUZOWEEK
Андрей Васильев
Ольга Древаль
коммерческий директор службы доставки Dalli
Ольга Древаль

Пора меряться не порогами

Суть:

Россия продолжает убеждать страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в необходимости снижения порогов беспошлинного ввоза товаров из интернет-магазинов. Так как в противном случае создаются неконкурентные преимущества на российском товарном рынке, уверены в Минфине РФ.

Кроме того, при пересылке товаров для личного пользования не взимается НДС и ввозная таможенная пошлина, а в традиционной рознице также эти платежи отсутствуют. В итоге, происходит переток прибыли и налогов в зарубежные интернет-магазины, подчеркнули в Минфине.

Сейчас порог беспошлинного ввоза в России составляет €200. При этом посылка должна быть весом не более 31 килограмма. Если норма превышена, то придется заплатить пошлину в размере 15% от стоимости товара.

Россия не первый раз предлагает партнерам по ЕАЭС снизить лимит беспошлинного ввоза посылок для личного пользования. В 2019 году, в частности, предлагалась следующая схема снижения: до €100 с 1 июля 2020 года, €50 с 1 января 2021 года и €20 с 1 января 2022 года. Аргументы приводились те же.

А в январе нынешнего года Минфин опубликовал законопроект, который предлагает уменьшить беспошлинный порог ввоза товаров для личных целей при повторном въезде в страны ЕАЭС. Документ предполагает с 1 июля данный лимит сократить до €50 и 10 кг, если въезд в ЕАЭС осуществлен второй раз или более за один календарный месяц. В то время как при однократном пересечении границы на протяжении 30 дней норма беспошлинного ввоза остается прежней: €500 и 25 кг. Законопроект может вступить в силу 1 июля.

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов считает, что дополнительные ограничения в виде снижения беспошлинного порога сейчас вводить не целесообразно. Так как потребительский спрос и платежеспособность населения падают. Кроме того, дополнительные барьеры обесценивают идею создания в России бондовых складов, добавил эксперт.

Предложения по снижению порога беспошлинного ввоза интернет-товаров в Россию преподносят «под соусом» поддержки локального бизнеса, добавил директор Boxberry International Марат Артуганов. Однако эксперт уверен в том, что это фикция. В качестве аргументов он напоминает о том, что на протяжении последних двух лет доля трансграничных заказов и так падает. Поэтому пора уже начать конкурировать не на уровне цены, а на уровне сервиса.

В 2019 году один россиянин в среднем получал 2,4 посылки из-за рубежа. В Великобритании данный показатель в два раза выше, а в Великобритании – в четыре

– Нам также постоянно приводят в пример Европу. Но, во-первых, замечу, что в Евросоюзе друг с другом торгуют порядка 26 государств. Что несравнимо с числом стран-участниц ЕАЭС. А во-вторых, в США, например, лимит составляет $800, и этот факт никоим образом не мешает развивать качества сервиса и качество услуг внутри американского рынка, – отметил Марат Артуганов.

Любые ограничения в настоящее время это не лоббирование интересов государства и экспортеров, это лоббирование ряда интересов частных торговых компаний, уверен собеседник «Логируса».

Чуть-чуть тоже считается

Суть:

AliExpress Россия продолжает субсидировать российских селлеров. Новая мера поддержки от маркетплейса – бесплатная доставка первых 100 товаров. В реализацию данной программы планируется инвестировать более 3 млрд рублей.

Субсидией смогут воспользоваться селлеры, использующие услуги по хранению или доставке товаров от компании Cainiao Network с 1 марта. Для них станет доступна услуга бесплатной доставки первых 100 заказов вне зависимости от числа товаров, но при условии, что общий вес заказа не превышает 30 кг.

В России на данный момент пять ключевых маркетплейсов, один из них AliExpress, который постепенно догоняет других игроков по количеству селлеров и заходов на сайт. У платформы есть свои плюсы для малого и среднего бизнеса. В их числе относительно низкая или умеренная комиссия и шестьдесят дней бесплатного хранения.

Однако и есть ряд нюансов. Самый существенный – ограниченная география фулфилмента, который пока доступен только в Москве и Московской области. Однако на днях стало известно о планах «Почты России» и AliExpress запустить 16 совместных фулфилмент-центров в регионах.

По словам генерального директора «Цайняо» в России Вячеслава Савина основная задача субсидий – дать продавцам настроить логистические сервисы AliExpress и привыкнуть к маркетплейсу. За несколько месяцев, которые прошли с момента запуска новых тарифов и системы субсидий, число продавцов-пользователей услуг «Цайняо» выросло в 2 раза.

Руководитель департамента международного развития PONY EXPRESS Денис Чесноков признает, что субсидирование логистики в некотором роде облегчает вход на маркетплейс.

Реализация мер поддержки может привести к увеличению доли AliExpress на российском рынке. Однако это, скорее всего, будет краткосрочный тренд

– Однако субсидируя логистику, поставщиков «опускают» по ставкам. И мы получаем снижение уровня сервиса. Так как в перспективе поднимать ставки и уровень сервиса гораздо больнее. Тем более для такой платформы как AliExpress. Так что в среднесрочной перспективе субсидирование логистики – это не есть хорошо, – полагает Денис Чесноков.

Кроме того, эксперт полагает, что реализация мер поддержки малого и среднего бизнеса может привести к увеличению доли AliExpress на российском рынке. Однако это, скорее всего, будет краткосрочный тренд.

Экология как рейтинг

Суть:

Самыми экологичными компаниями в России, по версии Forbes, стали Mars, Сбербанк и X5 Retail Group. В топ-30 компаний вошла и ОАО «РЖД».

Ранжирование базировалось на трех критериях. Первый – снижение вреда, где оценивался выброс парниковых газов. Второй критерий – экологическая политика. Считали, какие расходы у компании на охрану окружающей среды в отношении к выручке, и как заботится компания об экологическом следе. Третий – использование ресурсов.

В целом за последние годы значимость экологической повестки изменилась. Она влияет в том числе на таможенную и налоговую политики развитых государств. А инвесторы смотрят на ESG-рейтинги (LR. оценка экологических и социальных рисков бизнеса, а также рисков корпоративного управления в компании) также пристально, как на отчеты о прибылях и убытках. И если компания хочет развиваться, она вынуждена подстраиваться под «зеленый тренд».

При этом у каждой из компаний есть свое транспортной направление, перевозки, логистика, складская инфраструктура, поэтому «Логирус» решил выяснить как компании развивают экологичность в логистике и есть ли смысл это делать в текущих реалиях в России?

Начальник департамента экологии, охраны труда и промышленной безопасности РЖД Андрей Лисицын напоминает, что железнодорожный транспорт является наиболее экологичным за счет высокого процента электрификации, на его долю приходится не более 2% от общего объема выбросов парниковых газов.

– Доставка одной условной тонны груза из Шанхая в Копенгаген по железной дороге обеспечивает уменьшение выбросов в 18 раз по сравнению с морским транспортом, в 75 раз по сравнению с автомобильным и в 720 раз меньше, чем перевозка по воздуху, – привел статистические данные эксперт.

Для снижения выбросов парниковых газов ОАО «РЖД» развивает программу по замещению дизельных локомотивов на газомоторные. Так как последние выбрасывают в атмосферу в 5 раз меньше вредных веществ. Для реализации поставленных целей монополия заключила четырехсторонее соглашение с Газпромом и основными производителями подвижного состава.
Кроме того, РЖД в качестве пилота запустила в работу электростанцию на солнечных батареях для снабжения электроэнергией своих локомотивных депо. К 2025 году монополия планирует ликвидировать 34 мазутных, 23 дизельных и 300 угольных котельных. Им на смену придут котельные на электроэнергии и природном газе, поделился планами Андрей Лисицын.

«СберЛогистика» сейчас анализирует, на каких направлениях возможности заменить транспорт с двигателями внутреннего сгорания на экологически чистые электромобили, добавила заместитель генерального директора по коммерции Мария Зайцева. Также компания сортирует мусор на своих складах с последующей отправкой для вторичной переработки и старается практически не использовать пластиковую упаковку. Кроме того, «СберЛогистика» планирует заменить лампы накаливания на энергосберегающие светодиодные.

Картон «на растопку» капекса

Суть:

На фулфилмент-складах возможно применение не только пластиковых, но и гофрокартонных стеллажей. С точки зрения CAPEX (от англ. capital expenditure – это затраты предприятия на приобретение и модернизацию внеоборотных активов) решение интересное, признает исполнительный директор ReWorker Алексей Жуков в группе «Фулфилмент в России». Но насколько оправдано, тут же задается вопросом эксперт.



Решение это в первую очередь подходит для контейнеров, где хранятся товарно-материальные ценности компании, рассуждают эксперты на Facebook. Однако использование подобных конструкций сопряжено с рядом рисков.

Во-первых, это риск высокой воспламеняемости стеллажей. Однако если спринклерное напорное тушение[1] на мезонине есть, то можно и картон, и пластик применить. Во-вторых, такие стеллажи могут быстро прийти в негодность при высоком товарообороте. У руководителя бизнес-юнита ПЭК: EASYWAY Максима Губанова иное мнение. На его взгляд, если такие стеллажи правильно подобрать, то они могут прослужить от 3 лет и более. Плюс – невысокая стоимость: не более €1.

Сергей Фионов из компании «Сантехкомплект» также настроен позитивно и добавляет, что для небольших дешевых помещений – это лучший вариант склада. При чем такой вариант можно располагать на втором этаже проектируемого нового хранилища с нагрузкой на 1 квадратный метр 300-500 кг. Или, например, при проектировании арендных площадей под зоной основного складирования.

По мнению партнера «Инфра Проекты» Эрнеста Дошояна при обсуждении вопроса установки пластиковых стеллажей нужно учитывать три аспекта: эксплуатационный, вопрос безопасности, а также сбор разрешительной документации при проектировании таких объектов.

– Стеллажи, собираемые по принципу лего, легко монтируются, при необходимости легко переносятся, – рассуждает эксперт. – Они долговечны, могут применяться повторно в различных комбинациях. Их проще продать. К недостаткам можно отнести разве что ограниченный размер ячейки.

С точки зрения безопасности металлические стеллажи недалеко ушли от пластиковых, добавил эксперт. Так как короба в обоих случаях пластиковые. Соответственно, при горении и одних, и других выделяются токсичные вещества.

«Картонные стеллажи – это не промышленное решение. Это экологичное, но в целом кустарное решение для малого бизнеса»

В тоже время картонные стеллажи собеседник «Логируса» не воспринимает как промышленное решение. Это скорее может быть какое-то экологичное, но в целом кустарное решение для малого бизнеса. Потому что с функциональной точки зрения они недолговечны.

– Они плохо переносят влажную уборку, а в случае срабатывания системы пожаротушения стеллаж размокнет и превратится в кашу. Резюмируя, я бы отдал предпочтение пластиковым стеллажам при условии наличия на них нормальной сертификационной документации, – подытожил Эрнест Дошоян.

В то же время СЕО фулфилмент-оператора ExpressRMS Константин Якунин считает, что стеллажи из гофрокартона неплохим решением для быстрого расширения или создания временной зоны подбора на складе. А для защиты от воспламенения можно использовать пропитку или армирование конструкции.

Центнер на своих троих

Суть:

Вслед за развитием гиперлокальной доставки, множатся и проекты, которые стараются ее улучшить. Так, в четырех районах столицы уже тестируется доставка электровелосипедами с прицепом производства конструкторского бюро им. Теслы.

Целевой ориентир – доставка в радиусе 3-5 км за 15-20 минут. Скорость до 30 километров в час. В базовой модификации велосипед поднимает до 60 кг, возможно доработать и до грузоподъемности 100 килограмм. Работает велосипед на двух сменных батареях. Одна батарея заряжается за 4 часа.

Второй проект – Gruzovel. Работать будет в связке с микрохабом, куда будут доставлять товары. В планах на текущий год – открыть 20-30 таких мультибрендовых пунктов выдачи заказов.

Доставка на электровелосипедах на первых порах будет только в центре Москвы. Основатель сервиса Gruzovel в своем посте на Facebook несколько раз подчеркнул, что компания таким образом намерена бороться за сохранение экологии в мегаполисах.

Денис Неталиев, основатель Конструкторского бюро имени Теслы, привел расчеты себестоимости доставки.

«Расчеты себестоимости доставки грузовыми велосипедами»

«Расчеты себестоимости доставки грузовыми велосипедами»
За расчетный был взят радиус в 3,6 км. В этой зоне пешеход делает максимум 11 доставок в день, безмоторный велосипед – 25 доставок в день. При этом у обоих скорость доставки сильно зависит от рельефа местности и погодных условий, подчеркнул эксперт. А электровелосипед позволяет делать до 30-40 доставок за день

– Себестоимость одной доставки будет следующей: на электровелосипеде – 77 рублей, на безмоторном велосипеде – около 122 рублей, пешая доставка – 227 рублей, – озвучил приблизительные расчеты Денис Неталиев. – Это значит, что стоимость электровелосипеда составляет 10% от стоимости вознаграждения курьеров. Таким образом, приблизительный срок окупаемости одного велотрайка – 1 месяц в случае аренды и 8-12 месяцев – в случае покупки.

Себестоимость доставки на электровелосипеде в 2,9 раза ниже, чем затраты на пешего курьера 

По словам собеседника «Логируса», на рынке сейчас два основных параметра конкуренции: стоимость и прогнозируемая скорость доставки.

– Например, компании могут предлагать доставку без верхнего чека. То есть захотел клиент только молоко, ему его и привезли. И не нужно набирать большую корзину покупок. Как следствие, клиент будет чаще и охотнее делать заказы именно в этой компании. Однако подобные условия возможно предоставить только при условии, что компании удастся на одну единицу зарплаты заставить курьера делать по 40 заказов в день, – считает Денис Неталиев.

По словам генерального директора GRUZOWEEK Андрея Васильева, который запускает проект генеральный директор Gruzovel, в один грузовой электровелосипед планируется загружать от 15 до 35 заказов. В этом случае возможно достичь себестоимости одной доставки от 180 рублей.

– Объем кузова нашего велосипеда: 1-2 кубометра. Грузоподъемность до 100 кг. С точки зрения ценообразования мы планируем находиться на уровне действующих курьерских компаний, – пояснил Андрей Васильев.

Электробайки для проекта Gruzovel закупаются в Китае. В России они проходят глубокую модернизацию, в том числе устанавливается навесное оборудование и более мощные аккумуляторы, пояснил эксперт.

– Мы планируем конкурировать с компаниями, которые занимаются классической курьерской доставкой. В первую очередь пешей, – добавил Андрей Васильев.


[1] Система спринклерного напорного тушения – автоматические установки водяного, пенного пожаротушения, оборудованные оросителями/распылителями с тепловыми замками, которые предназначены для тушения или локализации пожара.


Тэги: интернет-торговля, таможенные пошлины, грузовые велосипеды, складская недвижимость, РЖД, НАДТ, PONY EXPRESS, СберЛогистика, GRUZOWEEK, Dalli, Boxberry
11.03.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх