Воздушная блокада и отлучение от SWIFT

О том, что вошло в новые санкционные пакеты и к каким логистическим последствиям это уже привело



За два выходных дня западные страны еще крепче закрутили «санкционные гайки». Девальвация рубля на этом фоне ускорилась: 28 февраля на торгах на Мосбирже доллар впервые в истории РФ поднялся до 109,185 рублей, а евро – до 122 рублей. Калининград заговорил о транспортной блокаде из-за ужесточения таможенных досмотров Литвы, а у российских авиакомпаний начали забирать взятые в лизинг суда. В связи с этим предлагаем обсудить:

  • • Кого придется облетать в Европе и не только?

  • • К чему привела таможенная строгость Литвы?

  • • Какие морские линии уже поставили на стоп букинг в порты РФ?

  • • Что изменилось в валютном контроле?

  • • И есть ли альтернатива SWIFT?

Воздушная блокада

С 28 февраля 37 стран закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов. В их числе из 28 стран Евросоюза: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. Помимо этого, полеты над Россией запрещены для авиакомпаний из девяти стран, не входящих в ЕС: Албании, Ангильи, Британии, Британских Виргинских островов, Гибралтара, Джерси, Канады, Норвегии и Швейцарии.

В этот же день российская сторона рассказала о своих ответных действиях: Росавиация запретила полеты над РФ без специального разрешения всем авиаперевозчикам вышеперечисленных стран.

С 28 февраля 37 стран закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов. Россия ввела «зеркальные меры»

Сухопутные заторы

С 28 февраля Украина временно закрыла все пункты пропуска на границе с Россией, Белоруссией и непризнанным Приднестровьем. Это касается и отдельных авиационных пунктов пропуска, в том числе «Борисполь», «Киев» (Жуляны), «Харьков», «Одесса», «Львов» и других.

Литовская таможня 24 февраля заявила об усилении контроля над товарами, ввозимыми грузовым транспортом с территории Беларуси. Дополнительные меры уже привели к существенному замедлению оформления грузовиков на въезд в страну.

«Глубокие проблемы»

Правительство Великобритании рассматривает возможность запрета на вход российских кораблей в британские порты в рамках очередных санкций против РФ, сообщает газета «The Guardian» со ссылкой на собственные высокопоставленные источники.

– Мы осведомлены о наличии обеспокоенности тем, что связанные с Россией суда могут заходить в доки в Великобритании. Мы в ускоренном порядке работаем над созданием списка мер по ограничению для них доступа, – заявил изданию представитель британского Правительства.

Издание подчеркнуло, что в течение ближайших дней несколько российских кораблей планировали зайти в британские порты. Речь идет о танкере NS Champion, принадлежащем «Совкомфлоту». Он должен прибыть 1 марта в терминал Флота на Оркнейских островах в Шотландии для загрузки нефти.

«Потеря крыльев»

Совет ЕС 26 февраля в качестве санкционных мер запретил продажу и поставки воздушных судов и запчастей к ним для отечественных авиакомпаний, а также оказание любых страховых или перестраховочных услуг на эти самолеты.

Запрет распространяется и на действующие лизинговые контракты. При этом ЕС дал отсрочку своим компаниям до 28 марта завершить обслуживание этих договоров и вернуть самолеты владельцам. В России большая часть флота – самолеты иностранного производства: Boeing, Airbus, Embraer и Bombardier, сообщают «Известия». По данным Росавиации, в эксплуатации всего около 750 самолетов из 980 лайнеров.

27 февраля у первой российской авиакомпании начали забирать самолеты, оказавшиеся за границей. Речь идет о грузовом Boeing 777-300ER авиакомпании Nordwind Airlines, который следовал маршрутом «Хабаровск-Мехико». Как рассказала «Известиям» гендиректор аффилированного с компанией туроператора Pegas Touristik Анна Подгорная, страховка самолета была аннулирована из-за санкций Евросоюза, поэтому самолет теперь заберет лизингодатель.

27 февраля у первой российской авиакомпании начали забирать самолеты, оказавшиеся за границей. Речь идет о грузовом Boeing 777-300ER авиакомпании Nordwind Airlines, который следовал маршрутом «Хабаровск-Мехико»

«Почта России» не может обрабатывать отправления в Украину, Молдову и на Кипр в связи с решениями принимающей стороны. Также компания предупредила, что, если почтовые сортировочные терминалы будут заполняться в ожидании отправки до критических показателей, оператор временно приостановит прием международных отправлений.

А американские почтовые службы UPS и FedEx объявили о приостановке доставки писем и посылок в Россию.

«Железнодорожная норма»

С 25 февраля РЖД ввели ограничения на погрузку в 50% в направлении одного из трех погранпереходов в Латвию. Речь идет о погранпереходе «Посинь-Зилупе». В то же время «Укрзалiзныця» («Украинские железные дороги», УЖД) приняла решение прекратить все контакты и отношения с РЖД. Об этом компания сообщила на официальном сайте и в своих социальных сетях. В УЖД также подчеркнули, что готовы переориентировать грузовые перевозки на Европу и Азию и стать «полноценным участником» логистической цепи Европейского Союза в обход РФ.

Четырехколесный транзит

«Магнит» отменяет рейсы своих грузовых автомобилей в Европе и будет осуществлять доставку товаров наемным транспортом. Собственный автопарк компании насчитывает более 5 000 грузовиков.

По словам источника, водителям, находящимся в рейсе в европейских странах, дано распоряжение вернуться в Россию. Сложности у российских перевозчиков вызывают перевозки и в Калининград, так как Литва ужесточила досмотр грузового транспорта, добавил директор по транспортной логистике ООО «Байкал-Сервис ТК» Виталий Скуратов.

– 24 февраля литовская таможня заявила об усилении контроля над товарами, ввозимыми грузовым транспортом с территории Беларуси. В итоге оформление грузовиков на въезд в страну замедлился. Задержки на границе достигают в худшем случае недели. Таким образом, рейс из Москвы в Калининград занимает все 10-12 дней вместе прежних пяти, – пояснил эксперт.

При этом глава Правительства Литвы Ингрида Шимоните заявила, что страна не будет вмешиваться в решение по транзиту в Калининградскую область и обратно, сообщает пишет Delfi.lt. Так как это «право Евросоюза».

– Калининградский транзит – это транзит, представляющий составляющую часть права ЕС. Это отдельное соглашение между ЕС и РФ. Я бы хотела, чтобы мы в такое не вмешивались, поскольку это не решение Литвы. Мы можем закрыть воздушное пространство, но решение по поводу калининградского транзита – это решение ЕС, – подчеркнула Ингрида Шимоните.

В «Деловых Линиях» «Логирусу» сообщили о временной приостановке адресной доставки в город Армянск (Республика Крым), а также в поселки Майский и Октябрьский (Белгородская область). Ограничения введено до 10 марта.

Или запрет букинга, или предоплата

Международные морские линии постепенно начинают вводить точечные ограничения в отношении российских портов. Так, Yang Ming останавливает прием новых букингов (импорт и экспорт) на порт «Новороссийск», рассказал учредитель VIG Тран» Игорь Ребельский «Коммерсанту». Кроме того, Yang Ming с 25 февраля ввел полную предоплату фрахта в импорте в Петербург. Уже приостановили букинги в отношении РФ Shipco и Hapag-Lloyd. А датская контейнерная линия Maersk уведомила клиентов об ужесточении таможенного контроля контейнеров, следующих в Санкт-Петербург через порты трансшипмента в Северной Европе.

Российский торговый корабль Baltic Leader задержан французскими властями. Решение о дальнейшей судьбе сухогруза будет приниматься в судебном порядке

Российский торговый корабль Baltic Leader, который перевозил в Санкт-Петербург партию новых автомобилей, был перехвачен в Ла-Манше катерами французской таможни, жандармерии и ВМС. Рано утром 26 февраля сухогруз сопроводили в нормандский порт Булонь-сюр-Мер, где он был пришвартован для прохождения контрольных операций. По информации руководителя пресс-службы российской дипломатической миссии в Париже, решение о дальнейшей судьбе сухогруза будет приниматься в судебном порядке.

Спасение «валютного утопающего»

В рамках внешнеторговых договоров Минфин РФ обязал экспортеров продавать 80% валютной выручки. Данное требование вступило в силу с 28 февраля. Это мера была принята на фоне обвала рубля и повышения ключевой ставки до 20%.

Еще одной превентивной мерой по поддержке рынка стало предписание ЦБ о запрете иностранцам, компаниям и гражданам продавать российские активы. Распродажи нерезидентов влияют на ситуацию как на фондовом, так и на валютном рынке: продав активы за рубли, иностранцы идут обменивать их на валюту.

В рамках внешнеторговых договоров с 28 февраля Минфин РФ обязал экспортеров продавать 80% валютной выручки

Кроме того, для предотвращения неконтролируемого обесценивания рубля Банк России обязал установить предельный уровень роста доллара и евро (так называемые планки), «который изменялся только по указанию ЦБ, а не как раньше – автоматически», указал эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин.

Что касается продажи 80% валютной выручки экспортерами, она обеспечит предложение валюты в размере $44-48 млрд, подсчитал директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой. По его мнению, «это выглядит достаточным, чтобы стабилизировать рынок в течение ближайших недель».

Не SWIFTом единым

Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и безопасности Жозеп Боррель сообщил, что главы МИД Евросоюза договорились об отключении «ряда российских банков» от международной системы банковских платежей SWIFT, сообщает «РБК». Она считается самой массовой и ежедневно обрабатывает более 40 млн сообщений от тысяч финансовых учреждений по всему миру.

Ограничения должны коснуться только тех банков, на которые уже наложены санкции. В их числе «ВТБ», «Промсвязьбанк», «Совкомбанк», «Открытие» и «Новикомбанк» попали в «блокирующий» список SDN (с ними западным компаниям взаимодействовать будет нельзя). Сбербанк столкнулся с ограничениями на корреспондентские счета в США (его активы в этой стране не замораживаются).

К кампании по отключению России от SWIFT уже присоединились Соединенные Штаты, Канада, Япония и Южная Корея.

Вместо SWIFT банки могут использовать электронную почту, передачу сообщений по каналам телексной связи (единая международная система телеграфной связи), бумажные платежные поручения, пояснил «РБК» партнер Borenius Russia Артем Жаворонков. Это сильно замедляет процесс прохождения платежей, но не делает их невозможными. Среди других вариантов – факс и телефонные звонки.

Скорее всего, сроки платежей по альтернативным каналам будут проходить от двух до десяти дней, прогнозирует источник «РБК» из банковского сектора. Речь идет о системах Центрального банка (СПФC) и банковских корреспондентских сетей. Система передачи финансовых сообщений (СПФС) работает в России с 2017 года. В ней помимо внутренних клиентов подключены также ряд банков Белоруссии, Армении и Киргизии. Кроме того, ведутся переговоры о подключении к СПФС и Китая.

Тэги: Украина, валютный контроль, SWIFT, санкции, воздушное пространство, морские перевозки, пункты пропуска, Магнит, таможенный контроль, РЖД, транзит
01.03.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх