У России «забирают крылья», взятые в лизинг

28 февраля 2022

В лизинге у международных компаний находится 55% всего авиафлота РФ

У России «забирают крылья», взятые в лизинг

С 28 февраля воздушное пространств Евросоюза закрыто для России. Об этом сообщил верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.

Аналогичные меры с 28 февраля ввели Кипр и Греция. При этом запрет на полеты не распространяется на экстренные посадки, гуманитарные и авиационно-спасательные рейсы, а также на возврат бортов в лизинге «при наличии соответствующего разрешения авиавластей Кипра», отмечается в извещения NOTAM. Греция ввела ограничения сроком на 3 месяца. Они предполагают, что самолетам, которые принадлежат России, российским авиакомпаниям или находящимся под российским контролем, включая частные самолеты, запрещается приземляться, взлетать, входить и проходить через воздушное пространство Греции. Авиадиректива исключает полеты, представляющие гуманитарный интерес, медицинские полеты и полеты в поисково-спасательных целях с одобрения правительства Греции, а также все аварийные полеты.

О закрытии своего воздушного пространства также объявили Канада и Исландия.

Напомним, Совет ЕС 26 февраля в качестве санкционных мер из-за военной операции России на Украине запретил продажу и поставки воздушных судов и запчастей к ним для отечественных авиакомпаний, а также оказание любых страховых или перестраховочных услуг на эти самолеты. Кроме того, Евросоюз ввел запрет на проведение ремонта и модификацию этих судов. В документе ЕС уточнено, что такая мера распространяется на любые самолеты, независимо от того, произведены ли они на территории стран Евросоюза или нет.

Запрет распространяется и на действующие лизинговые контракты. При этом ЕС дал отсрочку своим компаниям до 28 марта завершить обслуживание этих договоров и вернуть самолеты владельцам.

В России большая часть флота – самолеты иностранного производства: Boeing, Airbus, Embraer и Bombardier, сообщают «Известия». По данным Росавиации, это около 750 самолетов из 980 лайнеров в эксплуатации всего.

По последним данным агентства Cirium, в лизинге у международных компаний находится более половины (55%) всего российского авиационного флота. Авиакомпании РФ эксплуатируют 980 пассажирских лайнеров, 777 из них – в лизинге. У иностранных собственников перевозчики арендуют 515 самолетов рыночной стоимостью в $10 млрд.

27 февраля у первой российской авиакомпании начали забирать самолеты, оказавшиеся за границей. Первым стал грузовой борт Boeing 777-300ER авиакомпании Nordwind Airlines, который следовал маршрутом «Хабаровск-Мехико». Как рассказала «Известиям» гендиректор аффилированного с компанией туроператора Pegas Touristik Анна Подгорная, страховка самолета была аннулирована из-за санкций Евросоюза, поэтому самолет теперь заберет лизингодатель. По данным портала airfleets.net, самолет принадлежит дубайской компании Dae Capital.

Иностранный лизингодатель заберет три самолета Boeing 737-800 у российского лоукостера «Победа» из-за санкций Евросоюза, сообщил «Известиям» источник в группе «Аэрофлот».

– Три самолета у нас забирают. Один сейчас находится в Турции, пассажиров с этого рейса вывезет обратно в Москву другой борт, – сказал собеседник издания.

Два других самолета, которые заберет лизингодатель, находятся в России.

Решение не имеет прецедентов по своим масштабам в истории международного авиализингового бизнеса, заявил «Коммерсанту» гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Оно будет иметь тяжелые последствия и для европейских компаний, говорит он, поскольку они смогут оперативно найти клиентов только на грузовые самолеты. Пристроить остальные борта будет затруднительно с учетом сохраняющихся в Европе антиковидных ограничений и невосстановленного авиасообщения. Эксперт также сомневается, что данные санкции могут быть смягчены или вскоре отменены.

Санкции в транспортной сфере выглядят сверхжесткими, согласен эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, запрет исключительно поставок и лизинга новых самолетов ближайшие несколько лет не стал бы критичным. Так как в России достаточно большой и современный парк, который может эксплуатироваться продолжительное время без модернизации.

Но в принятом виде глобальную угрозу представляет пункт о запрете техобслуживания и поставки запчастей и комплектующих для авиапроизводства, добавил эксперт. При этом нужно понимать, что ни одна страна в мире не производит всего комплекса деталей и механизмов, требующихся для производства самолета.

– Везде в мире налажена производственная кооперация, всем нужно что-то докупать. И для SSJ-100, и для МС-21 закупалось большое количество комплектующих, – подчеркнул Федор Борисов.

При этом эксперт также не исключил сценария, при котором российские власти решат удержать парк внутри РФ: «Без самолетов оставлять страну никто не будет, и такая вероятность сохраняется». Вопросом остается также, коснется ли запрет на поставки деталей поставщиков вторичных запчастей, говорит он.

– Иран находил выход за счет стран, которые либо игнорировали запреты, либо поставляли через третьи страны и юрлица, как РФ поставляла туда старые советские самолеты. Кто нам будет поставлять парк, и пойдет ли на такие риски, например, Китай – сложно сказать, – резюмировал Федор Борисов.

Напомним, одними из первых воздушное пространство для РФ закрыли Великобритания, Польша, Чехия и Болгария. LR

Тэги: закрытие воздушного пространства, санкции, ЕС, ремонт самолетов, лизинг







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх