Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна

Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки

Алена Лебединец Алена Лебединец
корреспондент


Источник фото: bloomberg.com

Самым дорогим кофе по итогам 2023 года стал Ospina Gran Cafe стоимостью $1700 за 450 г. Столь высокую цену объясняют тем, что для его производства используют исключительно редкий сорт арабики Typica, известный как «Кофейное шампанское» за свой изысканный вкус и бархатистость. На эти зерна приходится менее 1% мирового производства арабики.

Однако прежде чем превратиться в «черное золото» в руках искусного обжарщика, зеленое зерно должно преодолеть путь в более чем 8 тыс. км. На всем протяжении этого маршрута логист становится для него ангелом-хранителем. Ведь от условий транспортировки будет зависеть станет ли кофе изысканным деликатесом или напитком, вкус которого не сможет спасти даже полбанки сгущенки. Поэтому «Логирус» решил выяснить:

  • • С поставщиками из каких стран российским учВЭДам нужно держать ухо востро?

  • • От чего можно отказаться, чтобы загрузить в контейнер как можно больше кофе?

  • • Из-за какой «мелочи» импортеры могут попасть на миллионные убытки?

  • • И какой кофейный деликатес стоимостью почти $1 тыс. за килограмм смогут оценить лишь не брезгливые гурманы?

Разобраться в тонкостях «бодрящей» логистики «Логирусу» помогали:


Анна Чумак
ведущий специалист ВЭД компании «Штраус»
Анна Чумак
Владислав Кузьмин
операционный директор Msquared Group
Владислав Кузьмин
Денис Гиззатов
основатель Aroma Tea Coffee
Денис Гиззатов

Неурожай, дефицит и карусель стран-поставщиков

Традиционно ключевыми поставщиками зеленого кофе в Россию собеседники «Логируса» назвали Бразилию, Вьетнам, Эфиопию и Колумбию. В числе стран-экспортеров также Уганда, Гватемала, Лаос, Гвинея и Руанда.

Однако за последний год, отметила ведущий специалист ВЭД компании «Штраус» Анна Чумак, из-за неурожаев объемы поставок перераспределились. Так, из-за сокращения производства кофейных зерен во Вьетнаме, значительную долю зеленого кофе компания в 2024 году завезла из Бразилии. Aroma Tea Coffee в условиях дефицита робусты и арабики на мировом рынке нашла новых поставщиков в Лаосе и Гвинее, рассказал основатель компании Денис Гиззатов.

Традиционными поставщиками зеленого кофе в Россию являются Бразилия, Вьетнам, Эфиопия и Колумбия. Однако из-за дефицита в 2024 году робусты и арабики на мировом рынке российским компаниям пришлось искать новых поставщиков в Лаосе и Гвинее. Фото: travelsoul.ru

Ищут потенциальных поставщиков чаще всего на отраслевых выставках, добавил эксперт. Но перед подписанием контракта лучше все-таки лично посетить плантацию. Это позволит проверить качество кофейного зерна (свежесть, соответствие сорту), оценить условия производства и минимизировать риск столкнуться с мошенниками.

– Наиболее часты факты мошенничества в Африке. У одного из наших партнеров был негативный опыт сотрудничества с компанией из Уганды. Несмотря на тщательную проверку контрагента и оплату договора, поставщик просто исчез, получив деньги, – привел пример Денис Гиззатов.

С контрагентами из Африки могут возникнуть также проблемы с расчетами, добавила ведущий специалист ВЭД компании «Штраус» Анна Чумак. Поэтому собеседница «Логируса» рекомендует заранее проговорить возможность согласования обратного или реверсивного факторинга (LR. – это банковская услуга для импортеров, которые работают с отсрочкой платежа). Кроме того, не у всех поставщиков есть возможность выпуска нужных сопроводительных документов и нанесения маркировки, предупредила эксперт.

Кофейные «удобрения» и «необжаренные» пошлины

Цена на зеленый кофе зависит от котировок на бирже, поэтому импортерам приходится постоянно ориентироваться на рыночные реалии, рассказал операционный директор Msquared Group Владислав Кузьмин. Иностранные поставщики готовы вести только с крупными игроками. К примеру, для вьетнамских компаний контейнер кофе – это еще пробник, о скидках в этом случае лучше не мечтать. Зато небольшие партии выгоднее покупать уже обжаренными у тех же вьетнамцев, но в России, предупредил эксперт.

– Импортировать же экономически целесообразнее именно необработанное сырье, так как оно вообще не облагается таможенными пошлинами. Уплатить придется только НДС в размере 20%. В то время как на обжаренный кофе ставка варьируется от 5% до 10% в зависимости от сорта. Растворимый сублимированный кофе классифицируется под кодом 2101 11 001 5 или 2101 11 001 6 ТН ВЭД, и на него действует пошлина 7,5%, – объяснил собеседник «Логируса».

Источник: globallivingwage.org

Сезон сбора кофе во Вьетнаме обычно приходится на декабрь-январь, и у этого урожая есть свои особенности. Начиная работать с местными поставщиками, я заметил интересную особенность. Прошлогодний кофе, который не удалось распродать, вьетнамцы не пьют. Вместо этого они измельчают зерна и используют их как удобрения на плантациях.

Некоторые предприимчивые российские компании успели воспользоваться ситуацией, скупая такой кофе за копейки и продавая как свежий. Конечно, это не повсеместная практика, но и исключением тоже не является», рассказал Владислав Кузьмин, операционный директор Msquared Group.

«Беспаллетные» лайфхаки и губительная влага

Кофе требует особых условий хранения и транспортировки: влажность не выше 60% и рекомендуемая температура до +16 - +18°С (но ее никто не соблюдает, так как для поддержания такой температуры требуется рефрижератор, который практически не используется), делится операционный директор Msquared Group Владислав Кузьмин, а основатель AromaTeaCoffee Денис Гиззатов оптимальной считает влажность в 12%. Более высокие показатели приведут к развитию бактерий и порче всей партии.

– Во время перевозки нужно следить за тем, чтобы кофе не намок, не отсырел и на нем не образовалась плесень. Поэтому одно из главных требований при транспортировке – это герметичность контейнера или вагона, – добавила ведущий специалист ВЭД компании «Штраус» Анна Чумак.

Стандартная упаковка для транспортировки кофейных зерен – джутовые мешки, добавил Денис Гиззатов. В некоторых случаях для дополнительной защиты от влаги используют полипропиленовый пакет «Грейн Про».

– При доставке зерен из Вьетнама зимой, например, часто возникает проблема с образованием конденсата в контейнерах. Для себя мы нашли следующий выход: заказываем специальный мешок на весь контейнер, который обеспечивает сбор конденсата в отдельном месте, – поделился опытом Денис Гиззатов.

Перевозить кофе в мешках экономичнее, так как благодаря этому в один 40-футовый контейнер можно загрузить 32-34 тонны. Если же использовать паллеты, то вместимость падает на 2-2,5 тонны. Источник: giacaphe.com

Транспортировать обжаренный кофе можно как в традиционных 60-килограммовых мешках, так и в расфасованном виде в упаковках по 0,2-1, 2,3,5 кг, в зависимости от пожеланий покупателя.

– При этом мешки обычно укладываются в контейнеры без паллет, что позволяет максимально использовать пространство: в 40-футовый контейнер помещается до 32-34 тонн. Если паллеты все же используются, вместимость падает на 2-2,5 тонны, что не всегда выгодно, – пояснил эксперт.

По словам Анны Чумак, отдельное требование к таре есть только для кофейных зерен из Индии. Российские контролирующие органы в обязательном порядке требуют, чтобы индийское сырье упаковывалось только в полипропиленовые мешки.

«Клиент попросил прислать ему на пробу пару мешков кофе с плантации. Все шло, как обычно, пока я не увидел содержимое этих мешков: кофейные зерна были перемешаны с камнями и ветками.

Для ростеров, машин для обжарки, камни представляют серьезную опасность. Они могут привести к серьезной поломке, а ремонт подобного оборудования – дело недешевое. Конечно же, партию заменили, а за работой производителя стали следить тщательнее», рассказал Владислав Кузьмин, операционный директор Msquared Group.

Рост сроков доставки и контейнеры на вес золота

Чаще всего доставка зеленого кофе в Россию осуществляется морем, так как это экономичнее всего, отметила ведущий специалист ВЭД компании «Штраус» Анна Чумака. Суда способны перевозить значительные объемы кофе, что позволяет снизить стоимость перевозки на единицу товара за счет консолидации партий. Кроме того, в морских перевозках используется электронный документооборот, что значительно упрощает оформление необходимых документов и ускоряет процесс прохождения таможни, добавил операционный директор Msquared Group Владислав Кузьмин.

Из Вьетнама и Китая зеленый кофе обычно везут морем в Санкт-Петербург, рассказал основатель AromaTeaCoffee Денис Гиззатов. Хотя мультимодальные маршруты через Владивосток и далее по железной дороге также популярны. Но нужно учесть, что в 2024 году стоимость обработки контейнеров во Владивостоке удвоилась, подчеркнул операционный директор Msquared Group Владислав Кузьмин. Эксперт связывает это с монополизацией рынка и отсутствием конкуренции среди операторов.

Для Индии и Бразилии используется только морская доставка, добавил Денис Гиззатов. Из последней суда отплывают раз в месяц, поэтому закупки подстраивают под расписание морских линий. При этом в 2024 году транзитные сроки выросли в среднем в 2 раза: с 45-ти до 90 дней, констатировала Анна Чумак. Это связано с массовыми задержками в отплытии судов, считает эксперт. Особенно длительные простои – 30-40 дней – отмечаются в Бразилии из-за перегруженности местных портов. Кроме того, в стране отмечается дефицит порожних 20-футовых контейнеров, из-за чего приходится арендовать 40-футовые «ящики» и переплачивать за них. Доставка в Санкт-Петербург из бразильского порта Сантос сейчас обойдется в $9,5 тыс. за TEU, из Виктории – $10,8 тыс. за TEU. Нужно отметить, что по морскому фрахту идет тенденция к снижению ставок, пиковые значения наблюдались в 2021-2022 годах.

Источник: newsspace.com

Из Вьетнама зеленый кофе можно также доставить по железной дороге, но этот способ транспортировки практически не используется из-за более длительной перевозки и дорогой стоимости, рассказал Владислав Кузьмин. Прямое сообщение с Вьетнамом позволяет доставлять зеленый кофе по более низкой стоимости, чем по морю: например, фрахт из Хошимина обойдется в $11 тыс.-13 тыс. за TEU. Однако сроки доставки заметно выше, и возможны задержки из-за слабой инфраструктуры.

Помимо этого, иногда кофе везут мультимодальным маршрутом до портов Прибалтики (Таллин, Рига), а далее автотранспортом в Россию, отметила Анна Чумак. Этот способ транспортировки используют, когда прямая доставка до Санкт-Петербурга невозможна или имеются трудности с выпуском правильно оформленного комплекта документов. Однако из-за простоев автотранспорта на границах на сегодняшний день и задержек при сканировании груза в транзитных портах, общий срок транспортировки может составлять 80-90 дней (из страны происхождения до фабрики).

Анна Чумак, ведущий специалист ВЭД компании «Штраус»: «Семь лет назад у нас случился не очень приятный инцидент. Судно, вышедшее из Вьетнама с нашим грузом на борту, загорелось. В итоге многие контейнеры были потеряны в море, в том числе и наши.

В то время, мы еще имели возможность страховать грузы через европейские компании. И, хотя процесс возврата денег был долгим и чересчур забюрократизированным, нам удалось получить хоть какую-то компенсацию.

Сейчас европейские компании отказываются страховать грузы, идущие в Россию. И это огромная проблема для всех импортеров, в том числе для нас. Ведь если случится ЧП, мы остаемся один на один с огромными потерями. Российские страховщики, конечно, предлагают свои услуги, но, по словам коллег, получить от них компенсацию практически невозможно».

Четыре обязательных сертификата и мушка на миллион

Зеленый кофе считается подкарантинной продукцией, и для его ввоза в Россию требуется фитосанитарный сертификат, который выдается производителем. Также нужны сертификаты безопасности, подтверждающие отсутствие патогенных микроорганизмов, и сертификат происхождения. Это основные документы.

– На основании этих документов в России оформляется сертификат соответствия требованиям техрегламента «О безопасности пищевой продукции» (ист.). Процесс оформления занимает около двух недель, – уточнил собеседник «Логируса».

Для зеленого кофе из Индии помимо перечисленных выше документов необходим фумигационный сертификат, который подтверждает обработку сырья от насекомых и прочих вредителей, добавила ведущий специалист ВЭД компании «Штраус» Анна Чумак. Обработать контейнер можно в портовых терминалах. Стоимость услуги составляет около 300 тыс. рублей, уточнил основатель Aroma Tea Coffee Денис Гиззатов.

Зеленый кофе из Индии необходимо в обязательном порядке обрабатывать от насекомых и прочих вредителей. Сделать это можно в портовых терминалах. Стоимость услуги составляет около 300 тыс. рублей. Фото: fhuanmar.com

Для таможенного оформления зеленого кофе потребуются следующие документы, рассказала Анна Чумак:

  • • внешнеэкономический контракт;

  • • инвойс;

  • • фитосанитарный сертификат;

  • • коносамент;

  • • сведения о характере груза и его свойствах. Для кофейных зерен указывается их сорт, степень обработки и упаковка;

  • • уникальный номер контракта;

– Не все страны-поставщики способны предоставить необходимые по российскому законодательству документы. Поэтому из ряда африканских и южноамериканских государств приходится уже много лет возить сырье через Европу с переоформлением документов, чтобы предоставить все необходимые данные в таможню и Россельхознадзор. Это увеличивает расходы на 25-30%, но позволяет избежать административных правонарушений и отказов при ввозе зеленого кофе в РФ, – поделилась опытом Анна Чумак.

Ошибки в документах, а также исправления, неточности, несоответствия в описании груза недопустимы. Отсутствие какого-либо документа или недостаточность информации приводят к повышенному вниманию таможенников: тщательной проверке груза, объяснила Анна Чумак. Серьезные проблемы могут также возникнуть при присвоении неправильного классификационного кода ТН ВЭД, потому что от него зависит размер начисляемой пошлины.

– Одна неправильная цифра или запятая не в том месте и вся партия может пойти обратно отправителю или на утилизацию, – подчеркнул основатель AromaTeaCoffee Денис Гиззатов. – В нашей практике такие случаи были. В таких ситуациях бизнес теряет многое: груз, деньги, которые нужно заплатить за возврат, и, конечно, время на решение всех этих проблем.

Анна Чумак, ведущий специалист ВЭД компании «Штраус»: «Зеленый кофе – это сырье высокого фитосанитарного риска, поэтому Россельхознадзор всегда тщательно осматривает партии. Раньше мы не раз сталкивались с обычными букашками, жучками, которые попадали в контейнеры. Фумигация решала все проблемы. Но в этом году нам не повезло.

В одной из партий, состоящей из пяти контейнеров, обнаружили муху-горбатку. Всю партию сразу заблокировали, и даже собирались отправить ее обратно. Нам удалось найти выход: на одном из питерских терминалов проводили особый вид фумигации, но и стоил он в 10 раз дороже стандартной процедуры. Из-за маленькой мухи мы потеряли около 3 млн рублей и чуть не лишились большой партии кофе».

Kopi luwak, кофе с яйцом и прочая экзотика

В России продолжает развиваться культура потребления кофе. Любители эволюционируют в ценителей и для того, чтобы удовлетворить их взыскательный вкус, российские импортеры закупают из разных уголков мира микролоты – эксклюзивные сорта кофе.

– Больше всего мне запомнился кофе, ферментированный на мяте. Зерна сначала погружают в мятный настой и выдерживают. После сушки и обжарки кофе сохраняет уникальный мятный аромат и вкус, – рассказал Денис Гиззатов, основатель Aroma Tea Coffee.

Ведущий специалист ВЭД компании «Штраус» Анна Чумак призналась, что некоторые сорта решилась попробовать лишь из любопытства. Например, Kopi luwak – разновидность кофе, которая производится путем выкармливания и дефекации кофейных зерен мусангами или циветтами. Процесс производства состоит в том, что зверьки поедают спелые плоды кофейного дерева, переваривают окружающую кофейные зерна мякоть и испражняют зернышки, которые затем собираются людьми, моются и сушатся на солнце. Этот сорт в промышленных масштабах в Индонезии, на Филиппинах, в Южной Индии и во Вьетнаме. Он считается одним из самых дорогих в мире: стоимость достигает $700 за килограмм.

– Одни считают, что это гастрономическое приключение для настоящих ценителей, другие – просто маркетинговым трюком. Вкус действительно уникальный – насыщенный, с нотками карамели, шоколада и земли. Но для меня он оказался немного переоцененным. Но хотя бы раз попробовать стоит, – считает собеседница «Логируса».

Сорт кофе Kopi luwak считается одним из самых дорогих в мире: его стоимость достигает $700 за килограмм. Хотя технология его производства и связана с дефекацией. Источник: animals.pibig.info

А во Вьетнаме, например, практикуют один довольно экстравагантный способ приготовления кофе, рассказал Владислав Кузьмин, операционный директор Msquared Group.

– В этой стране подают кофе с яйцом. На дно стакана наливают крепчайший эспрессо, чаще холодный, а сверху выливают массу, взбитую из куриного белка, желтка и сгущенного молока. По вкусу напоминает сладкое тесто. Даже прожив во Вьетнаме несколько лет, я до сих пор не привык к этому напитку, поэтому предпочитаю кенийский кофе средней обжарки, – признался эксперт.

Многие думают, что вкус кофе зависит только от знаний и умений обжарщика, но не меньшее значение имеет правильная логистика. Если она подкачает, то вместо свежего кофе нам придется пить «вьетнамские удобрения» с яйцом и сгущенкой.

Поэтому, любящая кофе редакция «Логируса», желает нашим логистам следить за влажностью и насекомыми, правильно и быстро оформлять документы, выбирать лучшие маршруты, чтобы каждое утро кофеманов было добрым и бодрым.


Тэги: кофейная логистика, Штраус, Msquared Group, AromaTeaCoffee
02.11.2024

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх