Мамонт. Бивни. Самолет
О том, как мечта палеонтолога добиралась сквозь время и пространство в пандемию коронавируса
![]() |
Сергей Сафонинков руководитель направления ВЭД «ПЭК» |

«Приветствую, коллеги. Меня зовут Сергей Сафонинков. Сейчас я работаю руководителем направления бизнес-юнита ВЭД «Первой экспедиционной компании» (ПЭК). Логистикой же в целом занимаюсь уже более шести лет. Специализацию «международные перевозки» сам не выбирал. Это, скорее, она меня выбрала и продолжает испытывать на прочность и профессионализм. В этом кейсе я бы хотел поделиться с вами «челенджем», который нам с коллегами пришлось проходить в разгар пандемии.

Доисторических мамонтов мне, как и большинству людей, приходилось встречать только в музеях и на страницах учебников по палеонтологии. Однако благодаря одному необычному запросу от клиента все же удалось поработать с древним грузом. Дело было так.
Апрель. Разгар пандемии. Границы закрыты. В офисе ПЭК раздается телефонный звонок. Снимаю трубку, мысленно готовясь к тому, что сейчас понадобится что-то срочно привезти из Китая. Каково же было мое удивление, когда мужчина на том конце провода спросил, сможем ли мы организовать доставку бивней мамонта из Новосибирска в Данию. Мол, логистические партнеры, с которыми он обычно работал, сказали, что не смогут организовать авиадоставку. А заказчик в Норвегии очень-очень ждет поставку. Груз небольшой: 800 кг, 2,5 кубометра, оценочная стоимость €30 000. Спасите, помогите, довезите!
Вариант с авиадоставкой мы рассматривать не стали, так как при отсутствии регулярных рейсов в Европу, гарантировать хоть какие-то приемлемые сроки было невозможно. Стали обсуждать вариант автоперевозки. С учетом пары нюансов, о которых скажу далее, сроки и стоимость заказчика устроили. И мы принялись за работу.
Разрешение на вывоз из страны палеонтологических древностей от регионального Минкульта у заказчика уже было. Что существенно упростило задачу. Дело оставалось за малым: оформить ветеринарные сертификаты. В нашем случае их требовалось два: один – для перевозки по России, второй – для транспортировки по территории Евросоюза. И кто бы мог подумать, что больше всего неприятностей возникнет именно с последним. Но об этом позже.
До Москвы бивни доехали в составе «сборного груза». От FTL-схемы (LR: загрузка полной фуры) перевозки клиент естественно отказался, так как в этом случае стоимость транспортировки была бы даже выше, чем авиа. А так как особых требований по упаковке и «затарке» бивней мамонта нет, то клиент согласился на частичную загрузку.
По прибытии груза в столицу, мы сразу занялись оформлением европейского сертификата. Есть один нюанс. Неплодотворный. При подаче документов необходимо в обязательном порядке указывать номер транспортного средства, в котором будет перевозиться груз. Стандартный срок подготовки и получения документов 2-3 дня. И все это время уже загруженная машина стояла без дела на таможне и ждала готового ветсертификата. Параллельно шла «затаможка» бивней на экспорт. Когда все документы были в порядке, водитель отправился в путь. Казалось бы – «бинго», челендж почти пройден. Ан нет.
Границу Евросоюза проходили на белорусско-литовском участке. Пробок не было. Все документы в порядке. Машину тормозят таможенники для проверки. И… не пропускают. Как? Почему? Что за новости? На что невозмутимые литовские пограничники заявили нашему водителю: «Ветсертификата нет в системе». Тот естественно на телефон и звонить нам в офис. Я перепроверил: все в порядке. Сертификат был передан в тот же день, когда машина выехала в сторону Белоруссии из Москвы. Пол дня на телефоне и скайпе – и нам все-таки удалось выяснить проблему и устранить ее. Оказалось, что затруднение возникло на белорусско-литовской границе. Задержка была связана с тем, что сотрудники литовской пограничной службы сверяли данные ветеринарного сертификата страны отправления (России) с информацией в сертификате на датском языке.

Таможенники перепроверили еще раз документы. Осмотрели груз. Также невозмутимо, кстати. Ну, чего только не везут через границу. Подумаешь, бивни мамонта, которым по меньшей мере 9 000 лет. Проезжайте, проезжайте, не создавайте очередь! Пандемия у нас.
Оставшийся отрезок пути водитель проехал без приключений. Растамаживать импорт датский заказчик решил самостоятельно уже при получении. Хотя и не совсем понятно почему. Так как выгоднее было бы провести таможенное оформление в Вильнюсе, что мы и предлагали сделать изначально. Это связано с тем, что в Литве относительно низкая ставка НДС. Плюс, если мы едем по Европе в режиме таможенного транзита, такая перевозка стоит примерно на 20% дороже.
В общей сложности транспортировка, с учетом оформления документов и форс-мажора на границе, заняла около 14 дней. Груз был доставлен в целости и сохранности. Заказчик счастлив.
А что еще надо мне, как истинному логисту, для счастья?! Конечно, еще один «челендж»! Например, хотелось бы в ближайшем будущем попробовать силы в организации крупногабаритных проектных перевозок, которые считаются верхом профессионализма для логиста. Допустим, доставить буровую установку или какие-то детали для космической станции, зафрахтовав для их перевозки отдельное морское судно.
А какой "логистический эверест" хотели бы покорить вы ?!».
• О том, кто и почему устроил мартышкам из далекой знойной Африки «холодный» прием.
• О том, какие арифметические чудеса могут случится с «живым грузом» на пути из Румынии в Иран.
• О том, как компания «Максипост» спасалась от нашествия подгузников.
Тэги: ПЭК, грузоперевозки, таможенное оформление, ВЭД, сертификация, FLT-перевозки
13.07.2020
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Складская логистика: стратегии-2025
О кабальных договорах аренды, цикличности рынка и стратегиях развития на складском рынке. -
Автоперевозки: стратегии-2025
О том, как транспортные компании планируют пережить «идеальный шторм» на рынке грузоперевозок и кого «девятый вал» банкротств первым сметет с рынка -
Беспилотные перспективы: логистика в небе и на дорогах
О беспилотниках, которые уже бороздят мировые логистические просторы или только собираются их покорить -
Новогодний карнавал: эльфы, графы и логистика
О заветных желаниях, главных злодеях и логистических талантах лидеров рынка -
«Тарный» вопрос: металл VS пластик
В какой таре за раз можно увезти больше груза, а также о каких слабостях железа и полимера нужно знать заранее
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж
