Бизнес-исход: уйти нельзя остаться
Как компании отрасли уходят или остаются на российском рынке
Марина Сергученкова Заместитель шеф-редактора |
По оценкам главы МИД ФРГ Анналены Бербок, за 6 месяцев 2022 года российский рынок покинуло в общей сложности 600 международных компаний. Минпромторг РФ приводит кардинально иные данные: всего 150 компаний. При том что зарубежных компаний или фирм с иностранным капиталом в экономике России около 25 тысяч.
В отрасли транспорта и логистики ушли, приостановили работу или прекратили поставки в РФ следующие компании:
- грузовые автобренды (Iveco, MAN, Scania, Daimler Truck и т.д.);
- авиаконцерны (Boeing, Airbus);
- морские линии (Maersk, CMA CGM, Shipco, Hapag-Lloyd и т.д.);
- экспресс-перевозчики (FedEx, UPS, DHL);
Каждый из иностранных брендов выбирает собственную модель работы на российском рынке: от полной ликвидации российского юрлица до реорганизации компании или продажи с возможностью последующего выкупа активов.
«Логирус» обобщил и проанализировал разные варианты «бизнес-исходов», чтобы понять:
- · Почему продать российский актив – всего лишь полдела?
- · Как сохранить «громкое имя» зарубежной компании после покупки?
- · На какой дисконт «за срочность» можно рассчитывать, покупая активы уходящих компаний?
- · Как реорганизовать компанию и какие налоговые преференции в этом случае ждут компанию?
- · В чем главный подвох опционов?
- · И какие издержки таит в себе полная ликвидация юрлица в РФ?
В юридических, экономических и репутационных нюансах «Логирусу» помогали разобраться:
управляющий партнер консалтинговой компании Quattor Advisory
Гайк Мартиросян
управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult
Екатерина Косарева
директор по стратегии ИК «Финам»
Ярослав Кабаков
партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры»
Дмитрий Клеточкин
У нас товар, у вас купец
Одна из схем ухода – продажа компании и активов другому иностранному юрлицу. По этому пути планирует пойти Volkswagen Group Rus. Сейчас компания ищет покупателя на свой калужский завод. Один из интересантов – компания «Азия Авто» из Казахстана. До 2021 года фирма занималась сборкой машин Lada, Kia, Skoda и Chevrolet в Усть-Каменогорске.Данная сделка позволит немецкому концерну выйти из прямого владения российским активом. С параметрами продажи бизнеса руководство Volkswagen планирует определиться до конца 2022 года.
Такой вариант ухода подразумевает определенные риски для зарубежной компании-продавца, считает партнер консалтинговой компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. Во-первых, могут возникнуть проблемы с выводом денег из России. Начиная с марта месяца, Правительство и Центробанк постепенно ужесточают не только валютный контроль, правила репатриации выручки, но и в целом условия вывода средств за пределы страны, отметил эксперт.
– Каждый случай рассматривается отдельно межведомственной комиссией, особенно если речь идет о выводе крупных сумм за рубеж. В ее состав входят представители Центробанка РФ, Минпромторга и Минэкономразвития, – пояснил собеседник «Логируса». – Окончательное решение принимается комиссией.
Во-вторых, зарубежная компания может в принципе столкнуться с невозможностью продать российские активы, добавил Дмитрий Клеточкин. Один из последних примеров – указ о специальных экономических мерах в сферах финансов и ТЭК из-за действий недружественных стран и организаций (ист.). Этот документ запретил продажу акционерам из «недружественных стран» долей в стратегических российских компаниях, сервисе и энергетике до 31 декабря 2022 года. Срок действия ограничений может быть неоднократно продлен главой государства.
– Никто не может дать гарантии, что подобные ограничения не будут введены в отношении российских дочерних структур из других сфер, – не исключает Дмитрий Клеточкин.
Но если сделка по продаже «российской дочки» все-таки состоится, то новый владелец вполне может сохранить бренд уходящей компании. Для этого будет необходимо заключить договор о предоставлении права использования бренда (товарного знака), резюмировал эксперт.
Из рук в руки
Еще одна достаточно распространенная схема ухода – приобретение иностранной компании российским менеджментом с последующим ребрендингом и запретом на использование изначальных атрибутов.Похожей схемой воспользовался датский логистический оператор DSV Holding. Его «русскую дочку» ООО «ДСВ Солюшнс» купили акционеры группы STS Logistics. Компания переименовали в ООО «СТС Логистикс Солюшнс» и присоединили к ГК.
Переговоры, обсуждение условий, согласование формулировок в документах заняло 5 месяцев напряженной работы, уточнили «Логирусу» в пресс-службе STS Logistics. Сумма сделки не разглашается. Однако стоимость организации, определенная Rusprofile по методу чистых активов, в 2021 году составляла 269 млн рублей.
Аналогичное решение по уходу из РФ принял финский производитель судового энергетического оборудования Wärtsilä. В мае-июне компания подписала соглашение о продаже подразделения «Транзас Навигатор» и «Вяртсиля Восток» местному менеджменту. Компания также закрыла в Санкт-Петербурге офис «Вяртсиля Цифровые Технологии», ответственный за разработку программного обеспечения.
Урегулирование и закрытие операций Wärtsilä были завершены в соответствии с российским законодательством, отметили в пресс-службе компании. Свои совокупные издержки финский производитель оценил примерно в €200 млн.
К приобретению активов уходящих компаний обычно проявляют интерес крупные российские предприятия и холдинги, пояснил управляющий партнер консалтинговой компании Quattor Advisory Гайк Мартиросян.
– Среди преимуществ заключения таких сделок можно выделить возможность приобрести готовый бизнес с лояльными к нему клиентами, необходимыми технологиями и налаженными цепочками поставок. Но приобретаемые активы нужно оценивать в долгосрочной перспективе, – предупреждает эксперт. – Так как поставщики и клиенты могут отказаться от сотрудничества с новыми собственниками, а условия кредитования и финансирования – быть изменены.
В то же время зарубежные компании зачастую уступают российские активы с большим дисконтом «за срочность», добавил собеседник «Логируса». Например, датская A.P. Moeller-Maersk A/S продала свою долю в Global Ports минимум на 50% дешевле, подсчитали в «INFOLine-Аналитика». На начало 2022 года рыночная цена 30,75% акций составляла не менее $200 млн. Однако с учетом геополитической ситуации цена пакета, скорее всего, не превысила 6 млрд руб. или около $100 млн.
Но вероятность того, что заниженная стоимость сделки сможет удержать или заставит передумать собственников, которые окончательно решили уйти с российского рынка, довольно низкая, резюмировал Гайк Мартиросян.
«Зарубежные компании зачастую продают российские активы с большим дисконтом “за срочность”. Например, датская A.P. Moeller-Maersk A/S продала свою долю в Global Ports минимум на 50% дешевле»
«Физическая» схема
Российские активы зарубежных компаний также может приобрести частный инвестор: как гражданин РФ, так и иностранец.Бизнес-деление
Некоторые компании в рамках своей стратегии работы на различных рынках, предпочитают реорганизацию юрлица. Это позволяет снизить риски, продолжая работу на российском и западном рынках.Реорганизация – это завершение деятельности предприятия, которое сопровождается переходом его обязательств и прав другой компании, пояснил партнер консалтинговой компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. При этом налогообложение при реорганизации выгоднее, чем при переводе бизнеса. Так как в этом случае собственнику не нужно восстанавливать НДС и платить налог на прибыль при передаче активов, подчеркнул эксперт.
– Но чаще всего российские подразделения существуют в виде отдельного юридического лица. Поэтому иностранная компания, желая избавиться от активов, продает организацию целиком, а не разделяет ее, – резюмировал считает Дмитрий Клеточкин.
Сделка на рубль
Иностранные компании также имеют возможность временно выйти из российского бизнеса. Это позволяют сделать так называемые «опционные соглашения»[1]. Затем в течение определенного времени вновь приобрести доли российских компаний и продолжить вести деятельность. Иностранный инвестор может также продать свою долю в компании на территории России, но за символическую цену в 1 руб. и только российскому партнеру.– Судя по нашим клиентам, опция обратного выкупа очень востребована у иностранных брендов, покинувших РФ. Они заинтересованы в российском рынке и ждут стабилизации экономической и политической ситуации, чтобы вернуться, – отметила старший менеджер практики таможенного регулирования и международной торговли ГК «Б1» Ксения Сизова.
Опцион дает право Renault принять решение по выкупу своей доли обратно. Если в этот период будут осуществлены инвестиции в завод, это будет учтено в стоимости актива при продаже, уточнил Денис Мантуров.
По мнению управляющего партнера аналитического агентства WMT Consult Екатерины Косаревой, главное преимущество модели, которую использовала французская компания, в том, что право владения активами остается за «головной организацией». При этом возможностей у управляющей компании-резидента из России больше с учетом меняющегося ежедневно законодательства. Однако эта схема предполагает и ряд недостатков.
– Один из них: фирма, управляющая активами, удерживает комиссию, размер которой оговаривается сторонами заранее, – пояснила эксперт. – Кроме того, нет гарантии, что компания будет разумно контролировать активы и продажи, как и нет гарантии прибыли.
Российские партнеры также могут заняться сменой стратегии развития и подхода к планированию, которая будет заметно отличаться от стратегии предыдущих владельцев, добавил управляющий партнер консалтинговой компании Quattor Advisory Гайк Мартиросян. Это может привести к стагнации бизнеса, потере доли рынка и, в крайнем случае, к банкротству.
– Но есть вариант продажи бизнеса с сохранением части контрольных функций над компанией, – отметил эксперт. – Речь идет о передаче долей (акций) в доверительное управление. Яркий пример – немецкая OBI GmbH. По данным «Ведомостей», компания передает в управление свой российский бизнес – сеть магазинов OBI – основателю консалтинговой группы «Аудит груп» и юридического агентства «Сезар консалтинг» Борису Любошицу.
Такая схема дает прежнему владельцу ряд преимуществ, добавил собеседник «Логируса». В частности, он сможет контролировать управляющего и бизнес, получать дивиденды и в любой момент расторгнуть соглашение. Основной минус такого варианта – необходимость оплачивать вознаграждение управляющему, что влечет дополнительные издержки для иностранной компании.
С вещами на выход
Самым кардинальным вариантом ухода с российского рынка является полная ликвидация юридического лица и закрытие филиалов. Так, например, поступил американский автоконцерн General Motors. Компания уволила всех сотрудников российского офиса и уведомила официальных дилеров о прекращении поставок.При этом по данным источников «Коммерсанта», среди дистрибьюторов, которые получили уведомление от General Motors, им не будут компенсированы вложения в дилерские центры, хотя совсем недавно салоны «переделывались под новые требования импортера».
Компания, которая решит закрыться в России окончательно, «хлопнув дверью», понесет при этом немалые убытки – и материальные, и репутационные, считает Екатерина Косарева. Пока General Motors «цену» ухода из России официально не озвучивал. Однако автоконцерн уже покидал рынок РФ в 2015 году и тогда размер потерь составил $443 млн.
– Полная ликвидация предприятия – сложная и недешевая процедура, – предупреждает собеседница «Логируса». – Во-первых, в среднем ООО закрывается в течение полугода-года.
Если в отношении предприятия открыты судебные производства или если в компании разветвленная структура, то срок увеличивается. Во-вторых, при ликвидации компании уплачивают разовые компенсации сотрудникам, равные минимум двойному жалованию. В-третьих, необходимо соблюсти договоренности с контрагентами: выплатить неустойку по заключенным ранее соглашениям, сформировать очередность выплат кредиторам, в том числе финансовым организациям.
Кроме того, репутация компаний, которые не позаботились о сотрудниках при уходе из страны, будет изрядно подмочена, уверена эксперт. И вероятный возврат на российский рынок будет затруднен, а набирать сотрудников и искать поставщиков и рынки сбыта придется заново.
Еще одна сложность, связанная с ликвидацией юрлица, заключается в проблемах с вывозом товарных запасов из России или оборудования, добавила старший менеджер практики таможенного регулирования и международной торговли ГК «Б1» Ксения Сизова. С подобными сложностями зачастую сталкивается ретейл. В частности, до 31 декабря 2022 года введен запрет на вывоз за пределы РФ продукции и (или) сырья по перечням, определяемым Правительством РФ.
Речь идет о технологическом, телекоммуникационном, медицинском оборудовании, транспортных средствах, сельскохозяйственной технике, электрической аппаратуре и т.д. Всего более 200 наименований. Они перечислены в постановлении Правительства №311 (ист.). Позднее, в июне, список был скорректирован. В него были добавлены клавиатуры, компьютеры, лом и отходы металлокерамики (ист.).
Способы «уйти или остаться красиво»
Таким образом, у каждого варианта ухода с российского рынка есть свои скрытые риски и барьеры. Ознакомиться с нюансами и рекомендациями экспертов можно в таблице ниже.
Варианты |
Кто использовал |
Особенности и риски |
Продажа компании и активов другому иностранному юрлицу |
Volkswagen Group Rus |
Проблемы с выводом финансов из России.
|
Приобретение иностранной компании российским менеджментом |
DSV Holding, Wärtsilä |
Поставщики и клиенты могут отказаться от сотрудничества с новыми собственниками. |
Продажа частному инвестору |
Kuehne+Nagel |
Поставщики и клиенты могут отказаться от сотрудничества с новыми собственниками |
Временный выход из бизнеса с опционом на выкуп |
Renault |
Компания, которая управляет активами, удерживает комиссию. Компания-управляющий своими некорректными действиями может привести к стагнации бизнеса, потере доли рынка и даже банкротству. |
Передача доли в бизнесе в доверительное управление |
OBI GmbH |
Необходимость оплачивать вознаграждение управляющему |
Реорганизация юрлица |
TELS |
Собственнику не нужно восстанавливать НДС и платить налог на прибыль |
Полная ликвидация юридического лица и закрытие филиалов |
General Motors |
Длительный срок закрытия юрлица. Необходимость выплаты разовых компенсаций сотрудникам: минимум двойной оклад. Необходимость выплаты неустойки по заключенным ранее соглашениям, кредитам |
[1] Опционный договор — соглашение, по которому одна сторона вправе при наступлении определенных условий потребовать от другой стороны совершения определенных действий. Например, выплатить деньги, передать или принять имущество.
Тэги: бизнес, санкции, уход с российского рынка, Quattor Advisory, WMT Consult, Финам, Рустам Курмаев и партнеры
29.09.2022
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
«Дозвол» на негабарит: система может разрешит?
На чем перевозчики «теряют» деньги при онлайн-выдаче спецразрешений и как они пытаются решать эти проблемы -
Артем Ефимов: «Из-за роста убыточности самострахование стало финансово опасным»
Гендиректор Zunami о «бутафорских фондах» взаимного страхования, комплексных полисах для разных финансовых рисков, повышении точности прогнозирования и урегулировании убытков -
Запасный «преп-выход» из «недоеденного» фулфилмента
Россия стоит на пороге нового рынка для мелких селлеров, отвергнутых маркетплейсами и готовых платить. Кто выйдет на эту охоту первым? -
«Последняя миля»: в погоне за ценами
Как повысить эффективность курьерской доставки в условиях, когда стоимость обработки заказов растет ежедневно -
ВЭД с Китаем платежом красен
Как рассчитаться с китайскими поставщиками, если прямые платежи в Поднебесную «сломались»