Ай, болит: селлеры в тени маркетплейсов

О том, как интернет-магазины пережили крах глобальных цепочек поставок и с каким проблемным багажом вступили в 2023 год



Объем российской интернет-торговли по итогам 2022 года может составить примерно 5,172 трлн рублей. Это рост почти на 40% год к году. А доля e-commerce в общем обороте достигнет 9,2%, прогнозируют эксперты Ассоциации компаний интернет-торговли.

При этом число онлайн-покупателей выросло до 58% от всех пользователей сети, по оценкам «Яндекса». Присутствие электронной торговли в российских городах фиксируется на достаточно высоком уровне. Так, в Москве этот показатель равен 76%, в городах с населением свыше 500 тыс. человек – 66%, а в малых городах и поселениях достигает 48%.

Таким образом, на фоне автомобильных и железнодорожных грузоперевозок, а также рынков курьерской доставки и фулфилмента сегмент электронной коммерции кажется процветающим. Однако видимость обманчива, уверяют опрошенные «Логирусом» селлеры. Одна из причин – снижение покупательской активности, которое затронуло и рынок электронной коммерции. Разбираясь в нюансах логистики для e-commerce, «Логирус» выяснил:

  • • Как селлеры пережили разрыв с европейскими поставщиками?

  • • Какие статьи расходов закипели в 2022 году?

  • • И как интернет-магазины планируют выживать в тени маркетплейсов?

Проблемные итоги года из серии «Ай, болит» нам помогали подвести:


Ольга Чебакова
основатель компании GuruNail
Ольга Чебакова
Борис Васильев
коммерческий директор «Рапсалин»
Борис Васильев
Артем Плотников
основатель бренда по производству и продаже инструмента и косметики для Nail индустрии ATIS Professional
Артем Плотников

Прибыль на минималках


Ольга Чебакова, основатель компании GuruNail:Ольга Чебакова, основатель компании GuruNail:

«В 2022 году мы столкнулись с ростом расходов – например, на закупку продукции и логистику – и уменьшением прибыли. Компенсировать увеличение издержек через стоимость продукции, которую продаем в интернет-магазине, возможности нет. Мешают строгие рекомендации производителей по розничным ценам и высокая конкуренция на рынке.

Так, стоимость курьерской доставки в прошлом году, по нашим оценкам, выросла на 30-40%. В результате, ранее мы предоставляли бесплатную доставку по Москве для заказов от 2 500 рублей, а теперь порог пришлось повысить до 3 500 рублей. Мы, естественно, ощутили негативные последствия. Так как в эру развития маркетплейсов с бесплатной доставкой любого товара, мы, конечно, проигрываем и теряем огромную часть потенциальных покупателей.

Поставки из Китая и ЮжнойКореи регулярно задерживаются. Например, сроки ожидания аппаратов для маникюра и педикюра сейчас составляют до трех месяцев

Есть серьезные проблемы и с закупкой продукции за рубежом. Так как многие товары поставляются из Китая и Южной Кореи, происходит постоянный сбой и задержка поставок. Некоторые товары из этих стран ждем уже третий месяц: например, аппараты Strong и Marathon для маникюра и педикюра.

В данный момент ищем поставщиков с полным циклом производства в России для обеспечения бесперебойных поставок товаров в интернет-магазин и своевременного снабжения необходимыми материалами салонов красоты».

Непрямые маркетплейс-контакты

Борис Васильев, коммерческий директор «Рапсалин»:Борис Васильев, коммерческий директор «Рапсалин»:

«Основной проблемой 2022 года для нас, как производителей, которые реализуют свою продукцию через собственный интернет-магазин, стал рост цен. Так, мы, например, столкнулись с подорожанием упаковочных материалов. К счастью, краткосрочным. В частности, в первой половине 2022 года из-за валютных скачков пластиковая упаковка подорожала на 20-25%. Затем цены начали «остывать», а отдельные поставщики даже вернули их на уровень 2021 года.

Еще одна долгоиграющая проблема заключается в том, что быстрый рост курьерских служб и маркетплейсов приводит к необоснованному повышению зарплат и размера комиссий.

При этом скорость обучения и роста квалификации исполнителей не соответствует объему работ и прибыли каналов продвижения товаров.

В первой половине 2022 года из-за валютных скачков пластиковая упаковка подорожала на 20-25%. Затем цены начали «остывать», а отдельные поставщики даже вернули их на уровень 2021 года

Для стабилизации ситуации на рынке, на мой взгляд, производители и селлеры нуждаются в квалифицированных посредниках для работы с маркетплейсами. Они должны выполняться примерно тот же спектр задач, что и дистрибьюторы при работе с торговыми сетями».

Доставка на перекладных

Артем Плотников, основатель бренда по производству и продаже инструментов и косметики для Nail индустрии ATIS Professional:Артем Плотников, основатель бренда по производству и продаже инструментов и косметики для Nail индустрии ATIS Professional:

«Бренд, производство и интернет-магазин для розничной и оптовой торговли мы запустили в 2017 году. Основными нашими потребителями были страны СНГ и Европы. Сырье – масла, сталь и абразивные материалы для своего производства ранее закупали преимущественно в Евросоюзе.

Но в 2022 году все изменилось кардинально: логистические партнеры, как и сырьевые, один за другим отказывались работать с российскими компаниями. Затем об этом же заявили и наши торговые партнеры. Продажи упали до 60%.

В ответ на эти вызовы мы начали искать новых поставщиков – на востоке. В итоге, в Китае, Индии, Шри-Ланке нашлись производители масел для косметики, с которыми мы начали работать напрямую. В Пакистане и Индии – сталь для инструментов для маникюра и педикюра. В начале было, мягко говоря, страшно: отсутствие понимания качества и возможностей логистики пугали. Почти 90% международных транспортных компаний отказывали в сотрудничестве. Оставшиеся задирали невероятно высокие цены.

Выход из ситуации мы нашли, организовав доставку через ОАЭ. Сначала отправляем продукцию на склады в свободных экономических зонах, а оттуда в Россию везем одним из двух способов. Первый – морем транзитом через Иран и порт «Бендер-Аббас» в Новороссийск. Второй способ – авиационная доставка регулярными рейсами в Сочи. А оттуда до производства грузы везем на авто.

Начав закупки на востоке, мы увидели потенциал в местном рынке и открыли в свободной экономической зоне ОАЭ компанию. Это в том числе позволило нам вернуть многих международных партнеров из стран Европы и получить новых. В частности, мы уже начали активно продавать свою продукцию через наш интернет-магазин в страны Персидского залива и Иран. Поставки осуществляются следующим образом. Крупная партия продукции поставляется в адрес нашей компании в ОАЭ, а уже оттуда доставляется конечным покупателям. Еще одно направление интернет-продаж, которое мы развиваем – это Индия и Китай».

Тэги: санкции, импорт, упаковка, рост расходов, маркетплейсы, доставка, цепочки поставок
25.01.2023

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх