Ай, болит: селлеры в тени маркетплейсов
О том, как интернет-магазины пережили крах глобальных цепочек поставок и с каким проблемным багажом вступили в 2023 годОбъем российской интернет-торговли по итогам 2022 года может составить примерно 5,172 трлн рублей. Это рост почти на 40% год к году. А доля e-commerce в общем обороте достигнет 9,2%, прогнозируют эксперты Ассоциации компаний интернет-торговли.
При этом число онлайн-покупателей выросло до 58% от всех пользователей сети, по оценкам «Яндекса». Присутствие электронной торговли в российских городах фиксируется на достаточно высоком уровне. Так, в Москве этот показатель равен 76%, в городах с населением свыше 500 тыс. человек – 66%, а в малых городах и поселениях достигает 48%.
Таким образом, на фоне автомобильных и железнодорожных грузоперевозок, а также рынков курьерской доставки и фулфилмента сегмент электронной коммерции кажется процветающим. Однако видимость обманчива, уверяют опрошенные «Логирусом» селлеры. Одна из причин – снижение покупательской активности, которое затронуло и рынок электронной коммерции. Разбираясь в нюансах логистики для e-commerce, «Логирус» выяснил:
- • Как селлеры пережили разрыв с европейскими поставщиками?
- • Какие статьи расходов закипели в 2022 году?
- • И как интернет-магазины планируют выживать в тени маркетплейсов?
Проблемные итоги года из серии «Ай, болит» нам помогали подвести:
основатель компании GuruNail
Ольга Чебакова
коммерческий директор «Рапсалин»
Борис Васильев
основатель бренда по производству и продаже инструмента и косметики для Nail индустрии ATIS Professional
Артем Плотников
Прибыль на минималках
Ольга Чебакова, основатель компании GuruNail:
«В 2022 году мы столкнулись с ростом расходов – например, на закупку продукции и логистику – и уменьшением прибыли. Компенсировать увеличение издержек через стоимость продукции, которую продаем в интернет-магазине, возможности нет. Мешают строгие рекомендации производителей по розничным ценам и высокая конкуренция на рынке.
Так, стоимость курьерской доставки в прошлом году, по нашим оценкам, выросла на 30-40%. В результате, ранее мы предоставляли бесплатную доставку по Москве для заказов от 2 500 рублей, а теперь порог пришлось повысить до 3 500 рублей. Мы, естественно, ощутили негативные последствия. Так как в эру развития маркетплейсов с бесплатной доставкой любого товара, мы, конечно, проигрываем и теряем огромную часть потенциальных покупателей.
Есть серьезные проблемы и с закупкой продукции за рубежом. Так как многие товары поставляются из Китая и Южной Кореи, происходит постоянный сбой и задержка поставок. Некоторые товары из этих стран ждем уже третий месяц: например, аппараты Strong и Marathon для маникюра и педикюра.
В данный момент ищем поставщиков с полным циклом производства в России для обеспечения бесперебойных поставок товаров в интернет-магазин и своевременного снабжения необходимыми материалами салонов красоты».
Непрямые маркетплейс-контакты
Борис Васильев, коммерческий директор «Рапсалин»:«Основной проблемой 2022 года для нас, как производителей, которые реализуют свою продукцию через собственный интернет-магазин, стал рост цен. Так, мы, например, столкнулись с подорожанием упаковочных материалов. К счастью, краткосрочным. В частности, в первой половине 2022 года из-за валютных скачков пластиковая упаковка подорожала на 20-25%. Затем цены начали «остывать», а отдельные поставщики даже вернули их на уровень 2021 года.
Еще одна долгоиграющая проблема заключается в том, что быстрый рост курьерских служб и маркетплейсов приводит к необоснованному повышению зарплат и размера комиссий.
При этом скорость обучения и роста квалификации исполнителей не соответствует объему работ и прибыли каналов продвижения товаров.
Для стабилизации ситуации на рынке, на мой взгляд, производители и селлеры нуждаются в квалифицированных посредниках для работы с маркетплейсами. Они должны выполняться примерно тот же спектр задач, что и дистрибьюторы при работе с торговыми сетями».
Доставка на перекладных
Артем Плотников, основатель бренда по производству и продаже инструментов и косметики для Nail индустрии ATIS Professional:«Бренд, производство и интернет-магазин для розничной и оптовой торговли мы запустили в 2017 году. Основными нашими потребителями были страны СНГ и Европы. Сырье – масла, сталь и абразивные материалы для своего производства ранее закупали преимущественно в Евросоюзе.
Но в 2022 году все изменилось кардинально: логистические партнеры, как и сырьевые, один за другим отказывались работать с российскими компаниями. Затем об этом же заявили и наши торговые партнеры. Продажи упали до 60%.
В ответ на эти вызовы мы начали искать новых поставщиков – на востоке. В итоге, в Китае, Индии, Шри-Ланке нашлись производители масел для косметики, с которыми мы начали работать напрямую. В Пакистане и Индии – сталь для инструментов для маникюра и педикюра. В начале было, мягко говоря, страшно: отсутствие понимания качества и возможностей логистики пугали. Почти 90% международных транспортных компаний отказывали в сотрудничестве. Оставшиеся задирали невероятно высокие цены.
Выход из ситуации мы нашли, организовав доставку через ОАЭ. Сначала отправляем продукцию на склады в свободных экономических зонах, а оттуда в Россию везем одним из двух способов. Первый – морем транзитом через Иран и порт «Бендер-Аббас» в Новороссийск. Второй способ – авиационная доставка регулярными рейсами в Сочи. А оттуда до производства грузы везем на авто.
Начав закупки на востоке, мы увидели потенциал в местном рынке и открыли в свободной экономической зоне ОАЭ компанию. Это в том числе позволило нам вернуть многих международных партнеров из стран Европы и получить новых. В частности, мы уже начали активно продавать свою продукцию через наш интернет-магазин в страны Персидского залива и Иран. Поставки осуществляются следующим образом. Крупная партия продукции поставляется в адрес нашей компании в ОАЭ, а уже оттуда доставляется конечным покупателям. Еще одно направление интернет-продаж, которое мы развиваем – это Индия и Китай».
Тэги: санкции, импорт, упаковка, рост расходов, маркетплейсы, доставка, цепочки поставок
25.01.2023
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
По ком звонит еком-колокол
Сможет ли российский ретейл поставить на место ecom-нахалов или повторит судьбу зарубежных «каталожников» -
Импорт с маркировкой: как сэкономить?
О том, как сократить расходы и время на перемещении импорта на таможенный склад -
Страховые риски в логистике: новые и неочевидные
С какими новыми рисками пришлось столкнуться бизнесу и что с ними предлагают делать страховые компании -
TransRussia: зачарованная логистика
О логистических чудесах без бузинной палочки, магических предсказаниях и проблемах отрасли, в которых поможет только волшебство -
Торговый дом в Гонконге: налоговый рай и банковская волокита
О нулевых налогах, тонкостях выбора названия компании, цене секретаря и типичных ошибках