Ай, болит: перекупка курьеров и тарифные разногласия

Игроки рынка курьерской доставки и фулфилмента о том, через какие тернии приходилось продираться в 2022 году и чего ждут от нового 2023 года



В 2022 году численность курьерских доставок в России впервые за 5 лет сократилась на 16,3%: с 246 до 206 млн, подсчитали аналитики BusinesStat.

Кроме того, в прошлом году курьерские службы столкнулись с дефицитом автомобильных запчастей, грузовых контейнеров, глобальной инфляцией. На фоне экономического кризиса снизилась платежеспособность и потребительская активность населения. Наблюдается переориентация частных клиентов на более дешевые виды доставки отправлений: в пункты выдачи заказов (ПВЗ) и постаматы.

Возникшие сложности в сфере электронной торговли, такие как уход западных интернет-магазинов (ASOS, iHerb, Amazon) и логистических компаний с иностранным участием (FedEx Corporation, TNT Express, United Parcel Service) из России в 2022 г спровоцировали падение трафика трансграничных продаж и, соответственно, численности доставок курьерами.

Подводя проблемные итоги года, «Логирус» уже выяснил главные болевые точки рынков железнодорожных и автомобильных грузоперевозок. В этой статье мы поговорим о курьерской доставке и фулфилменте. В отраслевом диагнозе «Логирусу» помогли разобраться:

Дмитрий Грешнов
основатель KIT ALL
Дмитрий Грешнов
Алексей Вайсберг
Директор по развитию Logsis
Алексей Вайсберг
Андрей Мякин
директор по продажам СДЭК
Андрей Мякин
Александр Бушуев
управляющий партнер службы доставки Dalli
Александр Бушуев

Диктатура маркетплейсов

Дмитрий Грешнов, основатель KIT ALL:Дмитрий Грешнов, основатель KIT ALL:

«По итогам 2022 года расходы на фулфилмент выросли в среднем на 10-20% по рынку по сравнению с 2020-2021 годами. Увеличение связано с разгоном инфляции, ростом тарифов на грузовую доставку и подорожанием аренды на складские объекты. Последний момент в структуре наших расходов стал наиболее критичным. По нашим оценкам, в нынешнем 2023 году аренда на небольшие объекты поднимется еще где-то на 20%.

Аренда на небольшие склады в 2023 году вырастет еще примерно на 20%, что скажется на расходах фулфилмент-компаний 

В числе основных проблем, с которыми столкнулся рынок в прошлом году, я бы выделил нехватку квалифицированных кладовщиков, дефицит и существенное подорожание качественной складской техники и оборудования. А вот стоимость упаковочных материалов, напротив, в 2022 году снизилась и стабилизировалась. Дефицит паллет, стрейч-пленки, картонных коробок, этикеток и пакетов ПВД удалось преодолеть.

Чтобы электронная коммерция активнее развивалась в 2023 году, на мой взгляд, необходимо устранить монополию маркетплейсов. Частично решить эту задачу могли бы помочь профсоюзы, в рамках которых объединились бы фулфилмент-компании и поставщики онлайн-площадок».

Детальные расходы

Алексей Вайсберг, Директор по развитию Logsis:Алексей Вайсберг, Директор по развитию Logsis:

«Расходы на курьерскую доставку увеличились в 2022 году. Мы оцениваем операционный рост себестоимости на уровне 12-15%. В первую очередь, это связано с ростом цен на бензин, с увеличением стоимости сервиса автомобилей, с общим «инфляционным» ростом зарплатных ожиданий сотрудников.

Сложным в ушедшем году был и кадровый вопрос. Так, на рынке во второй половине 2022 года появились игроки, которые на фоне стремительного роста собственных объемов доставок были вынуждены «перекупать» персонал, предлагая крайне высокие ставки. Сейчас, вероятно, решив задачу активного выхода на рынок, такие игроки вернулись к обычным среднерыночным уровням заработных плат.

Расходы на курьерскую доставку выросли: операционный рост себестоимости составил 12-15%

Logsis традиционно начинает готовиться к предстоящему сезону 1-го января. Поэтому и в период повышенного сезонного спроса нам с дефицитом курьеров столкнуться не пришлось. Сработали и гибкие графики смен для сотрудников, и мотивационные программы.

Кроме того, в 2022 году мы заметили существенный рост цен на запчасти и ремонт складского оборудования. Но смогли вовремя предсказать этот тренд. Поэтому для критически важного для бизнес-процесса высокотехнологичного оборудования, например, конвейерных лент, запасные части были закуплены заранее по «правильным» ценам. А ремонт стеллажных конструкций, тележек и прочего несложного оборудования мы всегда осуществляли собственными силами, используя отечественные запчасти, и продолжаем это делать.

В целом, стратегию выживания на фоне падения доли рынка курьерской доставки Logsis разработал еще в 2021 году, и мы продолжаем ее придерживаться. Так как мы уверены, что, во-первых, демпинг не может быть бесконечным. И за адекватную цену клиент будет покупать только сервис гарантированного высокого качества. Во-вторых, «простых» клиентов на рынке не осталось. Каждый интернет-магазин нуждается в индивидуальном подходе, в уникальной кастомизации несложной в общем-то услуги».

Платежеспособность в депрессии

Андрей Мякин, директор по продажам СДЭК:Андрей Мякин, директор по продажам СДЭК:

«В прошлом году стоимость упаковочных материалов колебалась, иногда достаточно резко. Так, например, конверты из гофрокартона и мешки подорожали на 28%, цена на пакеты увеличилась на 21%. По большинству позиций расходных материалов цены росли вплоть до середины 2022 года, а затем упали до уровня января и ниже. В марте наблюдался кратковременный дефицит с этикетками, который был достаточно оперативно закрыт.

HR-рынок курьеров в прошлом году также был нестабильным. Летом наблюдался небольшой избыток персонала после ухода ряда международных компаний и подбирать персонал стало легче. Осенью, наоборот, произошел отток курьеров, возник дефицит и, как следствие, выросла стоимость труда сотрудников.

В условиях неопределенности компании стараются подбирать постоянный персонал только на регулярный объем работы, а сезонный рост заказов на доставку во многом поддерживается аутсорсингом.

Крупные компании имеют возможность конкурировать за кадры: набирают необходимый штат либо привлекают партнеров и испытывают незначительный дефицит курьеров. Малые же игроки с трудом удерживают сотрудников от перехода к конкурентам, вынужденно закрывают вакансии неквалифицированным персоналом и теряют часть заказов из-за неполного штата.

Ключевая боль для рынка – снижение платежеспособности населения. Это уже привело к снижению среднего чека. Далее упадет частота заказов

Ключевая боль для рынка – снижение платежеспособности населения. Это уже привело к снижению среднего чека. Далее упадет частота заказов. Возможно, необходимо перестраивать клиентскую парадигму. Если ранее клиенты закупались «с запасом», например, три 5-литровые бутылки с жидким стиральным порошком, то сейчас маркетологи начнут их переучивать: мол, выгоднее, целесообразней и практичнее покупать бутылку объемом 0,5, но раз в месяц. За счет этого может увеличиться частота заказов, что положительно скажется на курьерских компаниях. Далее мы начнем выходить из экономической турбулентности, в котором находимся.

Главными задачами на 2023 год станут, во-первых, – увеличение количества игроков и возврат конкуренции на рынок. Во-вторых, необходимо восстановить кросс-бордер. Для этого нужно внедрить простые и удобные решения для российских клиентов для возможности оплаты товаров за рубежом. В-третьих, для развития е-commerce необходимо передавать логистику на аутсорс профессионалам, чтобы концентрироваться на более важных задачах: поиск новых каналов для привлечения клиентского трафика, обеспечение качественного сервиса и так далее».

Региональное расширение

Александр Бушуев, управляющий партнер службы доставки Dalli:Александр Бушуев, управляющий партнер службы доставки Dalli:

«По итогам 2022 года на рынке курьерской доставки в РФ наблюдалось ослабление конкуренции. Это такой неочевидный, но очень значимый тренд. Связан он с тем, что западные инвестиции в российский бизнес по факту остановились. И те курьерские компании, которые сильно от них зависели, до сих пор сильно лихорадит. Они всеми возможными способами пытаются сократить издержки: закрывают подразделения, сокращают персонал и т.д. Одновременно с этим такие компании предлагают серьезные скидки на свои услуги. К сожалению, чаще всего демпингуют за счет существенного снижения качества оказываемых услуг. Результатом несбалансированной тарифной политики становятся многомилионные иски от недовольных селлеров. Итогом этой истории может стать уход таких курьерских компаний с рынка в 2023 году.

Драйверами рынка курьерской доставки и фулфилмента в 2023 году станут эксперимент по доставке алкоголя и расширение пилота по доставке медикаментов на рецептурные препараты

Еще один тренд ушедшего года – это сильно увеличившийся спрос на доставку в регионы. Однако и крупные, и средние игроки будут отрабатывать его осторожно. Мы сейчас не видим игроков на рынке, которые активно борются, без оглядки на вложения, за новые рынки. Если раньше, образно говоря, звучали предложения «доставлю в любой уголок России за 100 рублей», то сейчас такого уже не услышишь.

Драйверами рынка в этом году, на мой взгляд, станут эксперимент по доставке алкоголя и расширение пилота по доставке медикаментов на рецептурные препараты».

Тэги: курьерские компании, фулфилмент, доставка заказов, курьеры, упаковочные материалы, регионы, KIT ALL, Logsis, СДЭК, Dalli
19.01.2023

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх