Спутники логистики: рецессия, «Платон» и утилизационный сбор
О том, какие спутники будут крутиться вокруг планеты Логистика в новом году
|
|
К концу года повестка российского рынка логистики насыщена изменениями. Мировая экономика демонстрирует самые низкие темпы роста за последние восемь лет, и эксперты отрасли снова заговорили о приближающейся рецессии, а также возможном падении объемов перевозок.
Но, несмотря на это, повестка инфраструктурных изменений пополнилась строительством автомобильного моста через реку Лены в районе Якутска. Финансирование на проект еще не выделено, но регион уже подсчитал, какой размер платы планируется взимать с перевозчиков.
Но это еще не все. Минтранс планирует расширить действие системы «Платон» на региональные трассы. При этом не ясно, кто и каким образом будет регулировать механизм платы за проезд.
Новости есть и на рынке логистики. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, расширили с 1 декабря. А с 1 января 2020-го повысят утильсбор на тягачи и прицепы, что в разы увеличит стоимость иностранных большегрузов.
• Как придется перестраивать цепочки поставок в связи с расширением перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке?
• Повлияют ли на планы транспортных компаний по обновлению автопарков повышение утильсбора?
Эти вопросы «Логирус» задал ведущим экспертам транспортно-логисической отрасли:
генеральный директор Free Lines Company
Алексей Наджар
генеральный директор DB Schenker кластер Россия/Евразия
Айварс Тауриньш
генеральный директор «Оптимальная логистика»
Георгий Властопуло
директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии»
Александр Лашкевич
коммерческий директор международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО»
Алексей Чиняков
Экономика и финансы. Мировую рецессию Россия «объедет» на транзите
Сможет ли Россия на фоне столь неутешительных прогнозов, свидетельствующих о стагнации глобального рынка, сохранить стабильность на внутреннем рынке? И чем аукнется замедление мировой экономики логистическим компаниям? Мнения экспертов на этот счет разделились.
Алексей Наджар, генеральный директор Free Lines Company:
«Во-первых, неизвестно – будет ли рецессия. Кризис ждут уже два года, а он пока все никак не наступит. Россия, кстати, тоже давно готовиться к такому негативному сценарию: скупает золото, увеличивает собираемость налогов, формирует профицитный бюджет. С этой точки зрения все в порядке – запасы есть. Но наша зависимость он цен на сырье, конечно, чрезвычайно сильная, поэтому спасти нас сможет только снятие санкций. В этом случае наши сильно недооцененные компании, будут более востребованы, и к нам снова пойдут инвестиции. Но для снятия санкций, нужно как-то договариваться с Украиной.Что касается логистики. В кризис происходят интересные явления. С одной стороны, грузооборот падает, и клиенты активнее давят на логистов с целью снижения издержек. С другой стороны, потребители логистических услуг начинают искать новые решения: часто это связано с увеличением скорости доставки. И тут-то как раз развитие России как транзитного оператора между Китаем и Европой, возможно, будет очень актуально, плюс начинаем активно тестировать маршрут через Северный ледовитый океан (LR: Северный морской путь). Если сделаем скорость и сервис, тогда даже в кризис мы будем актуальны».
Георгий Властопуло, генеральный директор «Оптимальная логистика»:
«Помочь России стабилизировать развитие внутренней экономики на фоне мировой рецессии может поддержка малого и среднего предпринимательства, снижение налоговой нагрузки на бизнес, сокращение проверочных мероприятий надзорных органов.Стагнация же товарооборота, вызванная снижением потребления и различными "торговыми войнами", непосредственно скажется и на логистике. Так как это одна из основных отраслей мировой экономики, отвечающая за перемещение товаров».
Алексей Чиняков, коммерческий директор международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО»:
«На мой взгляд, стабилизации развития внутренней экономики будут способствовать развитие локальных торговых и экономических объединений, ориентация экономики на экспорт и усиление поддержки малого и среднего предпринимательства.Для логистов стагнация мирового рынка станет очередным этапом проверки на прочность. В первую очередь, пострадают не диверсифицированные транспортные бизнесы. Конкуренция на рынке будет только усиливаться, при этом она будет подогревать процессы оптимизации бизнеса. В итоге, «на волне» останутся те, кто сможет гибко реагировать на изменения и будет способен на стремительное освоение новых технологий».
Инфраструктура. «Двухполосные» грузовые перспективы Якутска
Протяженность самого моста составит 3,12 км, а подъездных путей – 10,9 км. Переход будет предполагать двухполосную трассу с расчетной интенсивностью движения порядка 5 800 автомобилей в сутки. Проектирование моста планируется завершить в 2021 году, а строительство – в 2025-м.
Реализация инфраструктурного проекта, как предполагается, приведет к росту в регионе объема грузоперевозок в три раза – до 6 млн тонн в год. «Логирус» попросил экспертов оценить эффект от появления моста через Лену с точки зрения совершенствования цепи поставок в регионе.
Айварс Тауриньш, генеральный директор DB Schenker кластер Россия/Евразия:
«Компания DB Schenker выполняет регулярные перевозки сборных грузов в город Якутск. В связи с климатическими особенностями региона, с приходом осеннего и весеннего периода, из-за отсутствия паромной переправы и «зимника» доставка грузов в регион затруднена.По плану, мост соединит Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, три федеральные автомобильные дороги («Вилюй», «Колыма» и «Лена»), пять региональных дорог, Якутский речной порт и аэропорт «Якутск». В проекте мы видим потенциал для развития экономики республики. Ввод в эксплуатацию моста увеличит транспортно-логистическую доступность региона, откроет круглогодичный доступ к ранее труднодоступным территориям «по земле». А с улучшением транспортной доступности, появится возможность более прогнозируемого планирования логистики с расчетом на регулярную доставку по графику.
Безусловно, стоит ожидать дальнейшего развития грузопотока, так как доставлять грузы станет проще и дешевле, что в среднесрочном горизонте планирования окажет положительное влияние на себестоимость перевозок».
«Компания DB Schenker выполняет регулярные перевозки сборных грузов в город Якутск. В связи с климатическими особенностями региона, с приходом осеннего и весеннего периода, из-за отсутствия паромной переправы и «зимника» доставка грузов в регион затруднена.
По плану, мост соединит Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, три федеральные автомобильные дороги («Вилюй», «Колыма» и «Лена»), пять региональных дорог, Якутский речной порт и аэропорт «Якутск». В проекте мы видим потенциал для развития экономики республики. Ввод в эксплуатацию моста увеличит транспортно-логистическую доступность региона, откроет круглогодичный доступ к ранее труднодоступным территориям «по земле». А с улучшением транспортной доступности, появится возможность более прогнозируемого планирования логистики с расчетом на регулярную доставку по графику.
Безусловно, стоит ожидать дальнейшего развития грузопотока, так как доставлять грузы станет проще и дешевле, что в среднесрочном горизонте планирования окажет положительное влияние на себестоимость перевозок».
Георгий Властопуло, генеральный директор «Оптимальная логистика»:
«О необходимости возведения моста через Лену говорили еще в начале 1980-х годов. Повторное обращение к этой теме случилось в 2013-м: тогда были озвучены предварительные бюджеты и сроки ввода моста в эксплуатацию. Однако и этим планам не суждено было сбыться. На сегодняшний день я не вижу предпосылок тому, что и новый виток интереса к этой теме увенчается реальными действиями.Либо бюджет будет раздут до неприличных сумм, либо возведение моста все-таки начнут, но это превратится в долгострой по аналогии с космодромом "Восточный", со всеми вытекающими последствиями.
Развитая дорожная инфраструктура безусловно способствует развитию регионов. Однако без экономических преобразований в этих регионах, направленных на повышение уровня жизни, увеличение покупательской способности и увеличение потребления, не даст должного эффекта от доступной транспортной составляющей».
Транспорт. Утильсбор «лает и кусается», а парки обновляются
Как на это отреагирует рынок: заложат ли производители рост утильсбора в конечную стоимость тягачей? И как событие повлияет на планы транспортных компаний по обновлению парков? Об этом «Логирус» спросил у ведущих перевозчиков рынка.
Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии»:
«Реновация парка транспортных средств в ГК «Деловые Линии» будет осуществляться согласно утвержденной стратегии. У нас есть автомобили и российского производства, и известных зарубежных концернов, чьи заводы находятся на территории РФ.Считаю необходимым, чтобы на рынке осталась и импортная техника. Так как широкий выбор и конкурентная среда – это возможность найти лучший вариант автомобиля для надежной и качественной доставки груза».
Алексей Чиняков, коммерческий директор международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО»:
«В случае, если государство продолжит практику субсидирования отечественных производителей, это только подстегнет развитие отрасли и сделает российских производителей более конкурентными на рынке.Риски повышения цен на тягачи уже заложены в бюджет компании. Поэтому если не будет незапланированных изменений, то корректировать планы по обновлению автопарка компания "ТРАСКО" не будет».
Логистика. «Сбербанк» попытается проглотить e-commerce
На какую долю рынка может претендовать новый логистический оператор, мы выяснили у экспертов.
Алексей Наджар, генеральный директор Free Lines Company:
«Такие игроки как "Сбербанк" интересуются только большими, желательно растущими, рынками. В логистике этому требованию отвечает на данный момент только сегмент b2c для электронной торговли. Поэтому я думаю, основной приоритет "СберЛогистика" отдаст именно этому сегменту рынка. Возможно, попытаются зайти на рынок магистральных перевозок как платформа, повторив успех «Яндекс.Такси».Сейчас они тестируют разные направления, но как уже говорил, основное – это доставка для электронной торговли. Так как в этом сегменте у "СберЛогистики" хорошая синергия с розничным кредитованием и оплатами по кросс-бордеру».
Георгий Властопуло, генеральный директор «Оптимальная логистика»:
«"Сбербанк" – уже давно мастодонт рынка не только банковских услуг. Денег у структуры столько, что "если только захочу, и Луну я проглочу". Поэтому возможности колоссальные в любом секторе экономики. Однако, на мой взгляд, "Сбербанк" будет в первую очередь наращивать свои позиции на рынке e-commerce. Учитывая сотрудничество с "Яндексом" и уже запущенный маркетплейс "Беру", у "Сбербанка" есть серьезные перспективы занять большую долю рынка».Логистика. Маркировка поставит в схеме доставки лишние «точки»
Как на это отреагирует рынок логистики, «Логирус» выяснил у экспертов.
Алексей Наджар, генеральный директор Free Lines Company:
«Думаю на рынок это достаточно сильно повлияет. От компаний потребуются еще более высокие компетенции. А кто не сможет удовлетворить повышенные требования рынка, существенно потеряет в 2020 году.Мы лично готовим несколько решений по маркировке для импортеров fashion-индустрии. Успех будет у тех, кто точно понимает потребности грузовладельцев и имеет высокие компетенции в области таможенного декларирования, создания IT-решений и управления всей цепочкой поставки – от завода производителя до розничного магазина. Кто лучше сможет устранить препятствия для грузовладельцев и сделает продукт удобным, с высоким сервисом и по адекватной стоимости, тот и будет более востребован на рынке международной логистики и таможенного оформления в 2020 году».
Георгий Властопуло, генеральный директор «Оптимальная логистика»:
«С парфюмерией, насколько мне известно, эксперимент не удался: это связано с технической реализацией нанесения контрольных идентификационных знаков на индивидуальную упаковку. На пробники, к примеру, вообще невозможно нанести маркировку.Что касается логистики, то, естественно, операторам совместно с клиентом теперь необходимо выстраивать схему доставки товара с промежуточными точками, где его можно промаркировать, если отправитель или производитель по каким-то причинам это делать отказывается. В любом случае, это дополнительное привлечение персонала, оборудования и, как следствие, временные затраты и увеличение стоимости доставки. В итоге все отразится на конечной цене продукции».
Эпилог: вывезем назло рецессии, «Платону» и утильсбору
С учетом замедления мировой экономики, эксперты полагают, что РФ должна сконцентрировать усилия на развитии своего транзитного потенциала. В частности, собеседники «Логируса» отметили два перспективных маршрута: перевозки по Севморпути, а также развитие транзита по маршруту из Китая в Европу. В то время как транспортным компаниям рекомендуют стремиться к диверсификации бизнеса, более активному внедрению цифровых сервисов и расширению маршрутной сети.Об относительной устойчивости внутреннего рынка говорит и появление новых игроков. В частности – логистического оператора «СберЛогистика». Эксперты полагают, что компания сконцентрирует свои усилия на рынке e-commerce. Возможно, выйдет на рынок магистральных перевозок, пытаясь повторить успех «Яндекс.Такси».
Развитию магистральных перевозок, кстати, может способствовать реализация крупного инфраструктурного проекта. Речь идет о строительстве автомобильного моста через реку Лена в Республике Саха. Некоторые опрошенные «Логирусом» эксперты усомнились в реальности озвученных сроков. Однако если завершить проект все-таки удастся, это позволит организовать в республику регулярную доставку по графику и снизить себестоимость перевозок.
Запланированная на 2020 год индексация утильсбора хотя и отразится на стоимости новых иностранных тягачей, но не перечеркнет планов «транспортников» по обновлению автопарка, уверены эксперты. Окончательное решение по расширению действия «Платона» на региональные трассы еще не принято. Но, если это все-таки случиться, регионы должны стандартизировать свои подходы к определению размера платы. Так как это позволит избежать перекосов в ценообразовании, отмечают эксперты.
И, наконец, расширение с 1 декабря перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке повлечет дополнительные расходы и отразится на конечной стоимости продукции, предупредили собеседники «Логируса».
Но, несмотря на неутешительные прогнозы, которые не исключают скорой близости рецессии на глобальном рынке, российские транспортные компании настроены решительно.
Тэги: торговые войны, санкции, транзит, Севморпуть, Платон, утильсбор, СберЛогистика, топливо, прогнозы, ТРАСКО, Оптимальная логистика, Деловые Линии, Free Lines Company, DB Schenker
16.12.2016
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку» -
Грузы в лабиринте транспортных коридоров
О том, как не заплутать в маршрутах Евразийского транспортного каркаса