«Ситуация созрела до реализации»: проект моста через реку Лена одобрен президентом
18 ноября 2019Ввод моста обеспечит рост круглогодичной транспортной доступности населения до 70%
Президент России Владимир Путин фактически утвердил проект строительства автодорожного моста через Лену в районе Якутска. Он также поручил правительству РФ внести предложение по внесению проекта в бюджет на ближайшие годы, пишет «Коммерсантъ».
Как сообщил представитель вице-премьера Максима Акимова, мост через Лену — первый проект жизнеобеспечения, который будет реализован с привлечением частного капитала. И в этом его ключевая сложность: обеспечить баланс интересов жителей региона, создав надежную всесезонную транспортную связь, и интересов частного партнера.
Если на строительство будет выделен грант, основная часть финансирования, то работы предполагается завершить в 2025 году.
Как пишет господин Николаев, ввод моста обеспечит рост круглогодичной транспортной доступности населения с 20,9% в 2018 году до 70% в 2025-м, увеличит ВРП Якутии на 2,5–3%, снизит ежегодные затраты на северный завоз на 4,1 млрд руб. Глава региона просит изыскать в бюджете 2021–2024 годов средства на стройку.
По текущим расчетам, мост будет двухполосным. Прогнозная интенсивность движения в первые годы эксплуатации составит свыше 1,5 млн автомобилей, при этом около 20% трафика займут грузовики. К 2043 году поток превысит 2 млн машин, количество грузовиков практически удвоится. Грузовая база на 2025 год должна составить 5,8 млн тонн, среди предприятий, обеспечивающих загрузку: Жатайская судоверфь, «Сахатрансгаз», ЯТЭК и другие.
На данный момент предполагается, что проезд по мосту будет бесплатным для легковых автомобилей и платным для всех остальных категорий транспортных средств. Такой подход заложен в финансовую модель. Плата варьируется в зависимости от категории транспортного средства и растет с годами: от примерно 0,95–1 тыс. рублей за транспортное средство II категории (LCV) в первый год эксплуатации до 4 тыс. рублей за транспортное средство IV категории (фуры) в 2043 году. Общие сборы за проезд до 2044 года ожидаются на уровне порядка 32 млрд рублей.
Стоит отметить, что Якутск — единственный из ста крупнейших городов России, где нет круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть. Зимой автотранспорт идет по зимнику, летом — на пароме, который ждут по два часа. Стабильное сообщение между Восточной и Западной Якутией отсутствует 152 дня в году. Именно этот факт позволил эксперту Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта Тарасу Ковалю предположить, что с учетом длительного отсутствия сообщения между берегами за проезд по новому мосту будут готовы платить.
Интересно, что концепция моста через Лену существует с 1980-х годов. В 2013 году даже состоялся конкурс на его строительство, но соглашение так и не было заключено. Активную работу над проектом возобновили год назад. В августе 2019 его внесли в проект нацпрограммы развития ДФО, в сентябре мост был включен в «лист ожидания» федерального проекта «Коммуникации между центрами экономического роста» комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ).
В Минтрансе “Ъ” сообщили, что поддерживают проект, с регионом ведется работа по структурированию финансовой модели с потенциальными исполнителями.
Эксперты отмечают, что в отличие от моста на Сахалин, экономическая целесообразность которого совершенно неочевидна, в данном случае есть явный социальный и прослеживается экономический эффект.
— Это, наверное, последняя из застарелых проблем, которая требует инфраструктурного решения, и если бы не начали строить Крымский мост, мост через Лену был бы построен раньше. Накопленный, в том числе за счет повышения НДС, бюджетный профицит должен активнее расходоваться на инфраструктурные проекты, однако они не должны быть надуманными». А у проекта моста через Лену есть явная логика и экономическая модель, и присутствие в проекте частного инвестора — дополнительное подтверждение его экономической эффективности, - уверен глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Напомним, реализация проекта обеспечит транспортно-логистическую пространственную связанность на 18% территории РФ. Кроме того, мостовой переход позволит соединить широтные транспортные магистрали. В частности, Транссибирскую и Байкало-Амурскую с Северным морским путем, который должен стать перспективным международным транспортным коридором «Европа-Севморпуть-Тикси-Якутск-Благовещенск-Китай-АТР». Строительство моста через Лену также объединит федеральные трассы «Лена» и «Колыма» с автодорогой «Вилюй». Это, в свою очередь, создаст значительную часть Северного широтного пояса России, который кратчайшим путем свяжет Восточную Сибирь с портами Охотского моря. Также будет сформирован транспортный коридор от Иркутска до Магадана. LR
Фото: kremlin.ru
История вопроса
Мильон терзаний: за десять лет мост через Лену «на бумаге» подорожал вдвое
Многострадальный проект ополовинили: автомобильный мост дешевле, чем совмещенный с железнодорожным
Мост через Лену появится, как только Минтранс с Минэкономикой договорится
Владимир Путин наложил резолюцию на письмо, в котором главы Якутии Айсен Николаев обращается с просьбой выделить бюджетные средства на проект. В письме глава Якутии сообщает, что суммарная стоимость проекта — 82,9 млрд рублей. Основная часть суммы — капитальный грант на 54,2 млрд рублей (47,8 млрд рублей— федеральный бюджет, 6,4 млрд рублей— региональный) с НДС. Впервые к проекту будет привлечен частный инвестор, его расходы составят 9,5 млрд рублей. На него же ложатся расходы по уплате НДС. Совокупные инвестиции таким образом, составят 28,6 млрд рублей.Мильон терзаний: за десять лет мост через Лену «на бумаге» подорожал вдвое
Многострадальный проект ополовинили: автомобильный мост дешевле, чем совмещенный с железнодорожным
Мост через Лену появится, как только Минтранс с Минэкономикой договорится
Как сообщил представитель вице-премьера Максима Акимова, мост через Лену — первый проект жизнеобеспечения, который будет реализован с привлечением частного капитала. И в этом его ключевая сложность: обеспечить баланс интересов жителей региона, создав надежную всесезонную транспортную связь, и интересов частного партнера.
Если на строительство будет выделен грант, основная часть финансирования, то работы предполагается завершить в 2025 году.
Как пишет господин Николаев, ввод моста обеспечит рост круглогодичной транспортной доступности населения с 20,9% в 2018 году до 70% в 2025-м, увеличит ВРП Якутии на 2,5–3%, снизит ежегодные затраты на северный завоз на 4,1 млрд руб. Глава региона просит изыскать в бюджете 2021–2024 годов средства на стройку.
По текущим расчетам, мост будет двухполосным. Прогнозная интенсивность движения в первые годы эксплуатации составит свыше 1,5 млн автомобилей, при этом около 20% трафика займут грузовики. К 2043 году поток превысит 2 млн машин, количество грузовиков практически удвоится. Грузовая база на 2025 год должна составить 5,8 млн тонн, среди предприятий, обеспечивающих загрузку: Жатайская судоверфь, «Сахатрансгаз», ЯТЭК и другие.
На данный момент предполагается, что проезд по мосту будет бесплатным для легковых автомобилей и платным для всех остальных категорий транспортных средств. Такой подход заложен в финансовую модель. Плата варьируется в зависимости от категории транспортного средства и растет с годами: от примерно 0,95–1 тыс. рублей за транспортное средство II категории (LCV) в первый год эксплуатации до 4 тыс. рублей за транспортное средство IV категории (фуры) в 2043 году. Общие сборы за проезд до 2044 года ожидаются на уровне порядка 32 млрд рублей.
Стоит отметить, что Якутск — единственный из ста крупнейших городов России, где нет круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть. Зимой автотранспорт идет по зимнику, летом — на пароме, который ждут по два часа. Стабильное сообщение между Восточной и Западной Якутией отсутствует 152 дня в году. Именно этот факт позволил эксперту Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта Тарасу Ковалю предположить, что с учетом длительного отсутствия сообщения между берегами за проезд по новому мосту будут готовы платить.
Интересно, что концепция моста через Лену существует с 1980-х годов. В 2013 году даже состоялся конкурс на его строительство, но соглашение так и не было заключено. Активную работу над проектом возобновили год назад. В августе 2019 его внесли в проект нацпрограммы развития ДФО, в сентябре мост был включен в «лист ожидания» федерального проекта «Коммуникации между центрами экономического роста» комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ).
В Минтрансе “Ъ” сообщили, что поддерживают проект, с регионом ведется работа по структурированию финансовой модели с потенциальными исполнителями.
Эксперты отмечают, что в отличие от моста на Сахалин, экономическая целесообразность которого совершенно неочевидна, в данном случае есть явный социальный и прослеживается экономический эффект.
— Это, наверное, последняя из застарелых проблем, которая требует инфраструктурного решения, и если бы не начали строить Крымский мост, мост через Лену был бы построен раньше. Накопленный, в том числе за счет повышения НДС, бюджетный профицит должен активнее расходоваться на инфраструктурные проекты, однако они не должны быть надуманными». А у проекта моста через Лену есть явная логика и экономическая модель, и присутствие в проекте частного инвестора — дополнительное подтверждение его экономической эффективности, - уверен глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Напомним, реализация проекта обеспечит транспортно-логистическую пространственную связанность на 18% территории РФ. Кроме того, мостовой переход позволит соединить широтные транспортные магистрали. В частности, Транссибирскую и Байкало-Амурскую с Северным морским путем, который должен стать перспективным международным транспортным коридором «Европа-Севморпуть-Тикси-Якутск-Благовещенск-Китай-АТР». Строительство моста через Лену также объединит федеральные трассы «Лена» и «Колыма» с автодорогой «Вилюй». Это, в свою очередь, создаст значительную часть Северного широтного пояса России, который кратчайшим путем свяжет Восточную Сибирь с портами Охотского моря. Также будет сформирован транспортный коридор от Иркутска до Магадана. LR
Фото: kremlin.ru
Тэги: мост через Лену, инфраструктура, инвестиционные проекты
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости