Грузовой паралич «коронованной» Европы


Грузовой паралич «коронованной» Европы

О том, какой стала логистика, «пораженная» вирусом

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
новостной редактор




По данным на 25 марта, коронавирусной инфекцией Covid-2019 по всему миру заболело 423 121 человек. В Европе – более 40 000 человек (источник: онлайн-карта распространения коронавируса в Мире).

Для того, чтобы противодействовать дальнейшему распространению пандемии, многие страны ограничили въезд иностранных граждан на свою территорию. Внешние границы Евросоюза и Шенгенской зоны закрыты с 17 марта. Срок действия ограничений пока составляет 30 дней. Однако он может быть продлен. Помимо этого, между странами европейской зоны введен так называемый контроль пунктов пропуска.

Режим карантина не затрагивает автомобильные, железнодорожные, морские и авиационные грузоперевозки. Несмотря на это транспортировка товаров по территории еврозоны все-таки затруднена. На въездах и выездах из европейских стран скапливаются многокилометровые грузовые пробки. Причиной появления заторов стал жесткий пограничный контроль, которому подвергаются водители фур.

Вслед за закрытием Европы на фоне пандемии коронавируса, прогнозы роста мировой экономики на 2020 год ухудшили все международные рейтинговые и консалтинговые агентства. По оценкам Fitch, мировой ВВП увеличится всего на 1,3%. Ранее агентство прогнозировало рост на 2,5%.


У Института международных финансов (IIF) самый пессимистичный из опубликованных на данный момент прогнозов. По мнению аналитиков IIF, мировая экономика вырастет всего на 0,4%. При этом еще две недели назад оценка была в четыре раза выше: эксперты института полагали, что мировой ВВП сможет увеличиться по итогам года на 1,6%.

Это самое беспрецедентное падение темпов роста глобальной экономики в новейшей истории. До настоящего момента самое заметное влияние на рынки оказала атипичная пневмония 2003 года. Однако тогда потери глобальной экономики оценили всего в 0,1% мирового ВВП.

Эксперты сходятся во мнении, что внутренний валовый продукт еврозоны в 2020 году уйдет в минус. По оценкам S&P Global Ratings, можно ожидать падения на 0,5 – 1% при самом ощутимом ударе по экономике во втором квартале. Затем последует скромное восстановление, не исключают аналитики. Институт международных финансов прогнозирует более серьезное падение – на 2,8%.

Выясняем, какие карантинные меры вводят страны Европы и СНГ на своих границах? Какие фуры могут не пустить и почему? К какому падению грузооборота стоит готовиться российским перевозчикам? Где искать потерянные в ЕС тонны? О том, какой стала логистика, «пораженная» вирусом, «Логирусу» рассказали:

 
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
DB Schenker в России
Виктор Рапаев 
заместитель директора ООО «КС ЕВРОТРАНС» (Беларусь, г. Гродно)
Виктор Рапаев
Владимир Мурзин 
руководитель коммерческого отдела ООО «Крэйс Восток»
Владимир Мурзин
Ирина Капитанова 
заместитель генерального директора ГК «Балтика-Транс»
Ирина Капитанова
Дмитрий Мильшин 
индивидуальный предприниматель и водитель
Дмитрий Мильшин
Людмила Симонова 
управляющий партнер M.A. Research
Людмила Симонова
Ярослав Кабаков 
директор по стратегии ИК «Финам»
Ярослав Кабаков

ЕС: товары споткнулись о внутренние границы

Ужесточение пограничного контроля не только на внешних, но и внутренних границах между странами Евросоюза серьезно осложнило процесс международных автомобильных грузоперевозок.

Так, например, на въезде в Польшу из Белоруссии всем без исключения водителям-международникам измеряют температуру, сообщил заместитель директора ООО «КС ЕВРОТРАНС» (Беларусь, г. Гродно) Виктор Рапаев. Кроме того, шоферы заполняют специальные анкеты, в которых указывают свои персональные данные, контактный телефон, тип груза и маршрут следования.

В дополнение к этому польская сторона с 15 марта ограничила число пунктов пропуска, через которые в страну могут въехать фуры. Например, на границе с Белоруссией таковых на данный момент три. В их числе КПП «Брузги», «Берестовица» и «Козловичи». Результатом данных ограничений стали многокилометровые пробки на выезде из РБ. По данным Государственного погранкомитета Республики Беларусь, 17 марта на польско-белорусской границе скопилось более 860 фур.

Грузовики, ожидавшие выезда в Польшу 17 марта, выстраивались в многокилометровые очереди перед КПП

– С данной проблемой столкнулся наш грузовой автомобиль. В субботу, 14 марта, он приехал на границу с Польшей, а пройти КПП удалось только 17 марта, – привел пример Виктор Рапаев.

Дополнительные задержки возникают и при пересечении границ между странами-участницами Евросоюза, добавил собеседник «Логируса». Если раньше фуры проезжали, например, из Германии в Чехию без остановок, то сейчас их тормозят пограничники. Скапливаются очереди. В результате, время прохождения грузового транспорта через пункты пропуска и транзита в целом выросло от 2 до 4 дней, сообщил руководитель коммерческого отдела ООО «Крэйс Восток» Владимир Мурзин.

По данным DB Schenker на 20 марта, самые серьезные грузовые пробки на границах Северной Македонии и Болгарии, Сербии и Болгарии, Турции и Болгарии, Сербии и Венгрии, Сербии и Хорватии, Венгрии и Румынии, а также Украины и Словакии. Среднее время прохождение фурами КПП на территории вышеперечисленных стран превышает 3 часа.


– По данной причине машины задерживаются в пути, не укладываются в сроки, опаздывают на загрузку и выгрузку. Наши заказчики и перевозчики осознают, что пандемия коронавируса – это обстоятельство непреодолимой силы или форс-мажор, другими словами. Поэтому каких-то срочных поставок от нас сейчас даже и не требуют. Многие европейские отправители продолжают работать в штатном режиме, полной остановки производства не произошло. Проблем с отгрузкой товаров у нас лично пока не было, – рассказывает Виктор Рапаев.

Российские порты еще не ощутили серьезных последствий закрытия европейских границ. Нет ни паники, ни остановки работы, ни задержек с доставками, констатирует заместитель генерального директора ГК «Балтика-Транс» Ирина Капитанова. Меры по досмотру импортных грузов также не были ужесточены. Напротив, выпуск продовольствия, ввезенного из-за рубежа, был ускорен, отмечает собеседница «Логируса».

Это стало возможным благодаря утверждению Правительством РФ Плана мероприятий по обеспечению устойчивости развития экономики в условиях распространения коронавируса. Согласно документу, с 20 марта в РФ введен «зеленый коридор» на поставки товаров первой необходимости из-за рубежа. На импортные лекарства и медицинские изделия обнулена ставка ввозной таможенной пошлины. Срок действия данных мер составит 1 месяц.

– Первые оценки можно будет дать через месяц. К этому времени мы прогнозируем падение грузопотока в пределах 30-40%. В импорте, по крайней мере. При этом речь идет о глобальном падении, не только из стран Евросоюза или Китая, – уточнила Ирина Капитанова.

СНГ: «физик» не пройдет

При этом экспортно-импортные потоки между Россией и Китаем настраиваются вслед за спадом эпидемии в Поднебесной. О том, какие меры предпринимаются, чтобы максимально оперативно поставить рельсы грузопоток, читайте в статье «Коронавирус и Китай: забыть нельзя, возить можно».

 Со странами СНГ у России на данный момент также закрыты все границы по перемещению граждан. Число заболевших коронавирусной инфекцией в Армении, Белоруссии, Молдове, Казахстане, Азербайджане, Узбекистане и России, по состоянию на 21 марта, составляет 650 человек.

Особенно жесткий пограничный контроль, по словам индивидуального предпринимателя и водителя Дмитрия Мильшина, ввел Казахстан. Границы республики за последнее время ему довелось пересечь дважды: до карантина, который действует с 16 марта, и после. Оба раза Дмитрий вез медикаменты. Проблем с досмотром груза на казахской стороне не было. Чего не скажешь о проверке самих водителей.

– 19 марта проходил российско-казахстанскую границу. Малотоннажные грузовики, как и легковые машины, не пропускают. У всех водителей проверяют загранпаспорта на предмет того, какие страны посещал в последние две недели. У кого были поездки в страны Европы или даже на Украину, тех не пускают до истечения двухнедельного карантина. Например, если водитель 10 дней назад был в Прибалтике, его заставят ждать еще 5 дней. Потом, если нет проблем со здоровьем, пропустят в Казахстан, – пояснил Дмитрий Мильшин.

Кроме того, если в кабине фуры сидит второй водитель, пограничники просят предъявить его водительские права, добавил собеседник «Логируса». Пропускают только тех, у кого стоит категория «С» или «Е». Остальных не пускают. Подобные ограничения инспектора объясняют тем, что некоторые физлица таким образом пытаются пересечь границу между государствами. По этой же причине вместе с водителем не пропустят и экспедитора.

Температуру дальнобойщикам пограничники не измеряют, заполнить какие-либо анкеты не требуют, говорит Дмитрий Мильшин. Однако задержки все равно есть.

– В прошлый раз, 14 марта, я прошел росийско-казахстанскую границу часов за 5-6 часов. Сейчас ушло 12 часов на то же самое, – сравнил Дмитрий Мильшин. – То есть в два раза дольше. При этом объем грузового траффика не изменился.

Вирусы путешествуют на таре и коробках

По последним данным, «выжимаемость» коронавируса на различных видах тары, упаковки и различных видах продовольственных товаров не превышает 72 часов. Результаты соответствующих исследований были опубликованы 17 марта в рецензируемом медицинском научном журнале New England Journal of Medicine.

На поверхностях из пластика и нержавеющей стали коронавирус SARS-CoV-2 обнаруживался в течение 3 дней. Однако при этом его количество постоянно уменьшалось: 50% вирусов погибали на пластике через 5 часов 38 минут, на нержавеющей стали – через 6 часов 49 минут. На картонных поверхностях SARS-CoV-2 выживал не менее суток, но также с постоянным снижением количества. А на поверхностях из меди вирус инактивировался (LR. частичная или полная потеря биологически активным веществом или агентом своей активности) уже через 4 часа.

Однако патогены могут обнаруживаться не только на таре и упаковках, но и непосредственно на продуктах питания. Так, глава инфекционного отделения второй клиники Хэнаньского университета науки и технологии Сунь Хэцай ранее подтвердил, что вирус может выживать также на овощах, фруктах и мясе. В случае, если он попадет на продукты через прикосновение или капельки слюны, коронавирус может сохранять активность до 48 часов.

На основании этих данных Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) сформировала рекомендации для грузоперевозчиков.

– Если доставка грузов длительна, более 2-3 дней, то шансов сохранить жизнеспособность у вируса нет. Тем не менее, транспортным компаниям целесообразно принять достаточно простые меры по дезинфекции транспорта, транспортных контейнеров и самих грузов с учетом материала, из которого изготовлена упаковка, – пояснили «Логирусу» в Роспотребнадзоре.

До 23 марта по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции, Роспотребнадзору поручили разработать «особый порядок организации противоэпидемиологических мероприятий». Он будет действовать в отношении водителей автомобилей, экипажей воздушных, морских и речных судов, поездных и локомотивных бригад международного сообщения.

Переждать карантин внутри

Прогнозы по снижению товарооборота опрошенные «Логирусом» эксперты связывают с тем, как долго будут закрыты границы еврозоны и России. Управляющий партнер компании M.A. Research Людмила Симонова полагает, что, если ограничения будут сняты в ближайшие 2 месяца, потери по снижению товарооборота между Россией и странами ЕС могут составить порядка 35%. При этом эксперт не исключила вероятности того, что до конца года падение может быть частично отыграно. Расти будет экспорт из России, а импорт из Европы, наоборот, падать из-за девальвации рубля.

«Если ограничения будут сняты в ближайшие 2 месяца, потери по снижению товарооборота между Россией и странами ЕС могут составить порядка 35%.»



Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков считает, что давать долгосрочные прогнозы пока рано. Ни Европа, ни РФ еще не прошли через пик распространения коронавируса. Однако, если опираться на пример Китая, можно предположить, что экономическая активность во II квартале снизится на 20 – 30% от среднегодовых показателей.

По оценкам M.A. Research, ВВП России по итогам нынешнего года продемонстрирует нулевой рост. ИК «Финам» прогнозирует увеличение на 1%. При этом аналитики агентства допускают риск технической рецессии во II и III кварталах. Технической рецессией называют два поквартальных снижения ВВП, происходящие подряд. Такое замедление экономического роста означает сокращение потребления прежде всего розничных, оптовых продаж и снижение спроса на рабочую силу в отраслях, связанных с частным и государственным потреблением.

Российский рынок транспортно-логистических услуг в нынешнем году уйдет в минус, предупреждает Людмила Симонова. Так как грузоперевозки всегда быстрее и сильнее реагируют на снижение ВВП и товародвижения нежели производство. В реальных темпах роста отрасль потеряет порядка 0,5 – 0,6%. Падение будет отмечаться прежде всего в тоннаже. Небольшой рост по грузообороту автомобильного транспорта будет обеспечен, как и в 2019-м, увеличением дальности перевозок. Наиболее сильно сократятся импортные грузопотоки в результате сбоя в цепочках поставок и резкой девальвации национальной валюты.

– Ежегодно в России количество малых транспортных компаний сокращается на 5-7%. В этом году данный показатель, скорее всего, останется на том же уровне. Главным способом выжить для малых компаний в нынешних реалиях станет способность встроиться в цепочки поставок торговых сетей, а также в динамично развивающийся сегмент e-commerce, – полагает управляющий партнер компании M.A. Research.


«Драйверами роста российского транспортного рынка в 2020 году могут стать внутрироссийские перевозки»

По мнению Людмилы Симоновой, драйверами роста российского транспортного рынка в 2020 году могут стать внутрироссийские перевозки. Благодаря чему крупные отечественные транспортные компании продемонстрируют рост в 3-4% по выручке, подытожила эксперт.

Для борьбы с последствиями распространения коронавируса Правительство РФ  пообещало ввести «каникулы» по уплате налоговых и страховых взносов для предприятий из сферы авиаперевозок, туризма, физкультуры и спорта, а также искусства, культуры и кинематографии. Также на месяц ограничивают налоговые и таможенные выездные проверки. Однако отсрочка касается только тех платежей, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 года.

Кроме того, 20 марта премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о временном переносе выплаты платежей за аренду федерального имущества для малого и среднего бизнеса. Согласно документу, Росимущество должно в трехдневный срок после обращения предпринимателей заключать с ними дополнительное соглашение, которое предусматривает перенос выплат. Выплатить деньги бизнесмены смогут в 2021 году равными частями или в иной срок, о котором договорятся стороны.

Итак, теперь между странами вместо самолетов все чаще летает коронавирус, и полеты эти продолжают набирать обороты. При этом Европа стала главным очагом пандемии. В топ-европейских стран по количеству, заболевших входят Италия, Испания, Германия и Франция. В настоящий момент коронавирусом инфицированы 42 тыс. итальянцев, 28 600 тыс. испанцев, 15 325 немцев. И, наконец, топ замыкает Франция, в которой, на сегодняшний день, 14 459 заболевших. Количество инфицированных меняется в режиме онлайн.(см.  онлайн-карту распространения коронавируса в Мире).

О том, как повлияет пандемия на развитие мировой экономики покажет время. А пока постараемся сделать все для безопасности тех, кто остался на работе ради нас, которые сидят дома. В логистике – это и водители, и складские работники, и таможенники на границе, и многие другие специалисты и госслужащие. Они продолжают обеспечивать беспрепятственную перевозку товаров, необходимых для обеспечения населения.

Ради них, себя и своих близких призываем соблюдать основные меры предосторожности:

Регулярно мойте руки

Регулярно обрабатывайте руки спиртосодержащим средством или мойте их с мылом.

Зачем это нужно? Если на поверхности рук присутствует вирус, то обработка рук спиртосодержащим средством или мытье их с мылом убьет его.

Соблюдайте дистанцию в общественных местах

Держитесь от людей на расстоянии как минимум 1 метра, особенно если у них кашель, насморк и повышенная температура.

Зачем это нужно? Кашляя или чихая, человек, болеющий респираторной инфекцией, такой как 2019-nCoV, распространяет вокруг себя мельчайшие капли, содержащие вирус. Если вы находитесь слишком близко к такому человеку, то можете заразиться вирусом при вдыхании воздуха.

По возможности, не трогайте руками глаза, нос и рот

Зачем это нужно? Руки касаются многих поверхностей, на которых может присутствовать вирус. Прикасаясь содержащими инфекцию руками к глазам, носу или рту, можно перенести вирус с кожи рук в организм.

Соблюдайте правила респираторной гигиены

При кашле и чихании прикрывайте рот и нос салфеткой или сгибом локтя; сразу выкидывайте салфетку в контейнер для мусора с крышкой и обрабатывайте руки спиртосодержащим антисептиком или мойте их водой с мылом.

Зачем это нужно? Прикрывание рта и носа при кашле и чихании позволяет предотвратить распространение вирусов и других болезнетворных микроорганизмов. Если при кашле или чихании прикрывать нос и рот рукой, микробы могут попасть на ваши руки, а затем на предметы или людей, к которым вы прикасаетесь.

При повышении температуры, появлении кашля и затруднении дыхания как можно быстрее обращайтесь за медицинской помощью.

Источник: Рекомендации ВОЗ для населения


Тэги: коронавирус, ЕС, автомобильные грузоперевозки, пункты пропуска, статистика, товарооборот, прогнозы, экономика, ВВП, M.A. Research, Финам, DB Schenker, Роспотребнадзор
24.03.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх