Коронавирус и Китай: забыть нельзя, возить можно


Коронавирус и Китай: забыть нельзя, возить можно

О том, как грузопотоки восстанавливаются после пика эпидемии коронавируса в Китае



19 марта – первый день, когда в китайской провинции Хубэй (LR. Была очагом распространения коронавируса) не произошло ни одного нового случая заражения коронавирусом COVID-19. Транспортные ограничения со всех городов этой провинции были сняты 25 марта. Осталось снять ограничения с китайского города Ухань (LR. Там были выявлены первые случаи заражения COVID-2019), это произойдет 8 апреля.

Эпидемия коронавируса в Поднебесной началась вслед за китайским Новым годом, после 25 января, пик продлился вплоть до конца февраля.

За два месяца китайский экспорт в Россию упал на 15,4% и составил 6 млрд долларов. А вот российские поставки в КНР выросли на 21,7% до 11,18 млрд долларов. Таковы данные главного таможенного управления Китая.

Как отмечает директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев, который все это время находился в центре событий, со 2 марта большинство предприятий и организаций в КНР начали свою работу. В их числе и китайский филиал ПЭК в городе Гуанчжоу. За это время не было ни одной проблемы с забором груза и отправки в Россию уже идут полным ходом. Наш отечественный экспорт также готовится покорить Поднебесную с новыми силами. Например, как ранее сообщал «Логирусу» Российский экспортный центр, в апреле из России в Китай может быть отправлена первая партия курятины по железной дороге. Примечательно то, что это будет сделано не морем как обычно, а по железной дороге с досмотром товаросопроводительных документов на станциях в Чунцине и Чэнду.

Итак, экспортно-импортные потоки между Россией и Китаем входят в ритм после прохождения пика пандемии в Поднебесной. А значит, пора выяснить:

  • • На что подтолкнул коронавирус российских экспортеров?

  • • Как логистические компании настраивают импорт, чтобы исключить инфраструктурные издержки?

  • • Какие меры предпринимаются, чтобы максимально оперативно настроить товаропоток и поставить его на рельсы?

  • • Ну и конечно, как связан состав груза и риск заражения коронавирусом?

Все это «Логирус» выяснял у экспертов, в числе которых:


Алексей Коренев 
аналитик ГК «Финам»
Алексей Коренев
Алевтина Кириллова 
руководитель проектов по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр»
Алевтина Кириллова
Алексей Музеев 
директор филиала «Первой экспедиционной компании» в Китае
Алексей Музеев
Сергей Сафонинков 
руководитель направления ВЭД «Первой экспедиционной компании»
Сергей Сафонинков

Плоды «корона» созреют весной

– За январь-февраль 2020 года показатели товарооборота между Россией и Китаем еще не успели существенно снизиться из-за эффекта коронавируса. В полной мере негативное влияние на товарооборот ощутим позднее. Сейчас же, по сути, мы пожинаем плоды достаточно благоприятного финала прошлого года, – поясняет аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

При этом Китай стал единственной страной в мире, которая уже успела представить макроэкономические данные за период эпидемии, переросшей в пандемию. Объем промышленного производства показателем год к году обвалился с 6,9% до -13,5%. Инвестиции в основной капитал упали с 5,4% до – 24,5%. Этот же индикатор, но показателем YTD (с начала года по текущую дату) рухнул c 5,7% до 13,5%. Инвестиции в основной капитал упали с 5,4% до -24,5%. Розничные продажи спикировали с 8,0% до -20,5%.

Но, как отмечает директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев, главное – это то, что страна преодолела пик пандемии. Возобновили свою работу предприятия и организации. Грузовое сообщение между провинциями открыто, функционирует также большинство пунктов пропуска: морских, жд, авиа и авто. А значит, пора настраивать импортно-экспортные потоки.

Импорт: двери в Поднебесную уже открыты

– В данный момент ограничений на перевозки из Китая практически нет. Но спад по объемам перевозок сохранился, потому что многие грузовладельцы просто не обладают информацией: Китай работает в штатном режиме. После того, как мы российским клиентам доносим эту информацию, они удивляются и присылают информацию по грузам на импорт, – подчеркивает руководитель направления ВЭД «Первой экспедиционной компании», в прошлом биотехнолог Сергей Сафонинков.

«В данный момент ограничений на перевозки из Китая практически нет»

Как дипломированный специалист по радиационной, химической и биологической защите, Сергей отмечает, что вероятность передачи вирусов посредством грузов, которые несколько недель находились в пути, абсолютно исключена. Если и вводить какие-то ограничения по импорту, то только на перевозку продуктов питания. Они, хоть и с малой долей вероятности, но могут выступать в роли питательной среды, в которой патогенные организмы будут сохраняться на длительный срок.

Готовь контейнеры засветло

В связи с тем, что пик пандемии в Китае пройдет и экспортно-импортные потоки настраиваются, ПЭК запускает регулярный контейнерный сервис по сборным грузоперевозкам из Китая в Россию.

– Филиал ПЭК в Китае функционирует с сентября 2019 года. За это время мы нарастили грузопотоки и также пул постоянных клиентов. И теперь готовы организовать свой регулярный контейнерный сервис по сборным грузоперевозкам, – подчеркивает директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев. При этом он уточняет, что во время пика эпидемии все работали удаленно, но также продолжали обрабатывать входящие запросы от клиентов на импорт для того, чтобы максимально оперативно возобновить работу после того, как грузовое сообщение между провинциями будет восстановлено.

Сборные контейнеры будут отправляться каждую неделю, по пятницам из региона Сучжоу (LR. 50 км от города Шанхай) и прибывать на станцию Кресты Московской железной дороги. Происходить это будет регулярно, независимо от степени ее загрузки. Первый поезд отправится 27 марта. В пути он проведет от 18 до 21 дней.

Как отмечает директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев, Шанхай – это не только точка консолидации, но и один из стратегически значимых регионов для организации импортно-экспортных поставок. Туда для консолидации стекаются грузы из 5 ближайших китайских провинций: Цзянсу, Чжэцзян, Аньхой, Шаньдун, Фуцзянь. Отправиться контейнерный поезд со станции Сучжоу, которая находится в 50 км от Шанхая. Он проследует по маршруту Сучжоу – Эрлянь – Наушки – Москва – Кресты.

– Консолидация будет производиться силами китайского филиала ПЭК. Шанхай – это один из стратегически значимых регионов для организации импортных поставок из Китая, – подчеркивает директор филиала ПЭК в Китай Алексей Музеев.

Логистические компании как правило пользуются двумя основными маршрутами ускоренной железнодорожной доставки грузов из Китая. Первый предполагает прибытие на станцию Ворсино (Калужская область). Второй на станцию Кресты (Московская область). Терминал на станции Кресты в данный момент обладает достаточной инфраструктурой, чтобы принимать поезда из Китая и осуществлять расконсолидацию сборных контейнеров, уточняет эксперт.

Терминал АО «МАНП» (LR. на станции «Кресты») имеет возможность обработки до двух контейнерных поездов в сутки. Для этого используется инфраструктура: наличие у терминала 4 погрузочно-выгрузочных путей, собственного маневрового локомотива и перегрузочной техники: двух козловых кранов грузоподъёмностью до 36 тонн, складской техники (вилочные погрузчики) и собственного парка автомобильных тягачей.

Также важным моментом является то, что контейнерные поезда поступают на территорию Российской Федерации через железнодорожный пограничный переход Наушки, который в свою очередь, существенно менее загружен, чем ЖДПП Забайкальск. Терминал Забайкальск как раз является основным для экспорта угля и леса в Китай, – уточняет Сергей Сафонинков, руководитель направления ВЭД «Первой экспедиционной компании».

Резюмируя, эксперты отмечают, что такой маршрут контейнерного сервиса по доставке сборных грузов позволяет более прогнозируемо проходить загруженные отрезки пути, пункты пропуска и терминал прибытия. За счет этого обеспечиваются более фиксированные сроки жд транзита, и доставить груз клиенту вовремя.

– Еще один немаловажный нюанс заключается в том, что возможности терминала на станции Кресты позволяют производить расконсолидацию контейнеров со сборными грузами на таможенный склад временного хранения, потому что только в этом случае грузополучатели не зависят от скорости таможенного оформления грузов, следующих в одном контейнере, – отмечает Сергей Сафонинков.

Когда экспортно-импортные потоки между Россией и Китаем вернутся на прежний уровень и при этом пик эпидемии в стране продолжит спадать, ПЭК планирует запустить второй контейнерный сборный жд сервис из КНР с консолидацией в городе Гуанчжоу, где находится китайский филиал компании. Следующий этап – запуск контейнерного сервиса в городе Чунцин, рассказывает Алексей Музеев, директор филиала ПЭК в Китае.

Экспорт: цыплят уже разложили в ряд

Центр распространения коронавируса плавно перешел из КНР в европейские страны. О том, какие карантинные меры вводят страны Европы и СНГ на своих границах. Какие фуры могут не пустить и почему. К какому падению грузооборота стоит готовиться российским перевозчикам. Где искать потерянные в ЕС тонны и какой стала логистика, «пораженная» вирусом читайте в статье «Грузовой паралич "коронованной" Европы».

Железнодорожным транспортом в Китай из России традиционно доставляется различная продукция агропромышленного комплекса. В основном это зерновые и масличные, грузы молочной и кондитерской промышленности, соки, воды, таковы данные РЭЦ. В период пиковой эпидемии коронавируса в Поднебесной, часть поставок было приостановлено. Однако, несмотря на это, как отмечалось выше, экспорт России в КНР по итогам января и февраля 2020 года вырос на 21,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 11,18 млрд долларов.

«Экспорт России в КНР по итогам января и февраля 2020 года вырос на 21,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 11,18 млрд долларов»



Как отмечает руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «РЭЦ», доктор технических наук Алевтина Кириллова, еще один ключевой вид товарной номенклатуры – экспорт птицеводческой продукции. Долгое время он проходил морским транспортом, это увеличивало сроки доставки. Связано это было с тем, что на границе с китайской стороны отсутствовала необходимая инфраструктура для приема «холодной» скоропортящейся продукции.

В течение года России и КНР обсуждали этот вопрос. И в середине февраля в Россельхознадзор поступила информация Государственного таможенного управления Китая о согласии пропускать пилотные контейнеры с куриным мясом через сухопутные границы.

– На сегодняшний день, из-за карантинных ограничений по коронавирусу, наблюдается перебукировка контейнерных отправок морским транспортом. Поэтому сейчас наилучшие возможности для перетока грузов на сухопутные виды транспорта, это ускорит их доставку, – отмечает руководитель проекта по развитию экспортной логистики РЭЦ Алевтина Кириллова.

Пандемия и риск увеличения транзитных сроков при перевозке морским транспортом – одна из причин, почему РЭЦ сейчас в оперативном режиме совместно с логистическими партнерами, прорабатывает проект пилотной отправки первой партии с мясом курицы по железной дороге. Планируется, что отправка тестовых контейнеров состоится со станции Селятино (Московская область), пилотная партия проследует через Казахстан, после чего направится в Чэнду/ Чунцин. Предварительно, первая отправка намечена на апрель.

– По итогам доставки пилотной партии будут ясны все нюансы новой схемы транспортировки, что нам следует доработать в технологической цепочке и в контрольных процедурах. После этого мы уже сможем готовить и отправлять полносоставные контейнерные поезда со скоропортящейся продукцией на экспорт, – подчеркивает Алевтина Кириллова. По ее словам, принятое по итогам пилотных отправок решение станет важным шагом навстречу создания «доверенной транспортного коридора» между Россией и Китаем на экспортные агроэкспрессы. Теперь контейнеры с «холодным» грузом не будут стоять на границе, а будут сразу ее проходить при наличии ветеринарных и санитарных сертификатов. При этом контрольные процедуры планируется проходить на станциях назначения.

«Принятое по итогам пилотных отправок решение станет важным шагом навстречу создания «доверенной транспортного коридора» между Россией и Китаем на экспортные агроэкспрессы»



Примечательно, что можно сказать, именно пандемия подтолкнула Россию и Китай к принятию решения о «доверенном транспортном коридоре» для агроэкспрессов, которое обсуждалось около года.

«Российский экспортный центр» продолжает расширять точки отгрузок и увеличивать объемы перевозок продукции агропромышленного комплекса, чтобы достичь показателя в 45 млрд долл. США к 2024 году, согласно задачам федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Например, в числе прочего на 2020 год запланировано значительно увеличение объема отгрузок растительных масел на экспорт. За 2019 год на 28% вырос экспорт нерафинированного масла в Китай в специальных контейнерах – «флекситанках». В этом году запланировано увеличение объемов перевозок масел до 2-х агропоездов в неделю.

Прогноз: когда и куда уедет из Китая «корона»?

– Сейчас ситуация с коронавирусом, по сути, находится в стадии фактического развития. Тот факт, что Китай, с его высокими технологиями и дисциплиной, сумел так быстро справиться с распространением эпидемии, не должен вселять ложные надежды – в остальных странах ситуация может оказаться не лучше, – резюмирует аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Но, на сегодняшний, несмотря на эпидемию коронавируса в Китае, которая переросла в пандемию, по итогам первых двух месяцев 2020 года, товарооборот между Россией и Китаем за январь – февраль 2020 года вырос на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 17,1 млрд долларов.

Однако выводы об изменениях в товарообороте между Россией и Китаем по итогам текущей ситуации делать пока рано, резюмирует аналитик. Так, рейтинговое агентство Fitch понизило прогноз роста мировой экономики на 2020 почти вдвое – до 1,3% с 2,5%. Разница в денежном выражении составляет 850 млрд долларов. При этом аналитики отмечают, что меры, принимаемые государствами в ответ на пандемию, в данной ситуации призваны лишь ограничить экономический ущерб. Однако они могут способствовать V-образному экономическому подъему во втором полугодии 2020 года, если кризис будет ослаблен. Речь идет об одном из типов восстановления после рецессии, когда серьезный спад встречается с одинаково сильным подъемом на рынках.

Но есть и другая позиция. Пандемия коронавируса будет иметь краткосрочное влияние на двустороннее торгово-экономическое взаимодействие РФ и КНР, отметили в генеральном консульстве России в городе Шэньян. И способствовать этому будет улучшение эпидемиологической ситуации в Китае.

Пока пандемия гремит по всему миру, делать выводы о настройке экспортно-импортных поставок с Поднебесной пока рано. Одно ясно точно: перезапуск российско-китайской логистики состоялся.

Тэги: коронавирус, Китай, контейнерные перевозки, жд перевозки, Финам, РЭЦ, ПЭК
26.03.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх