Долгожданная граница, Суэц на воле и нашествие складов

Обсуждаем основные транспортные и инфраструктурные изменения, которые влияют на рынок логистики



Освобожденный Суэц, китайская перецепка, складские подвиги регионов и логистика в шоколаде – об этих и других значимых логистических событиях читайте в этом выпуске итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

  • • Кто расплатится за блокировку Суэцкого канала?

  • • Стало ли проще попасть на грузовике в Китай и как меняются правила?

  • • Как развивается складская логистика в регионах?

  • • За что логистику назвали самой высокооплачиваемой отраслью и так ли это?

  • • И какими могут быть последствия обнуления порога беспошлинного ввоза в России?

На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:


Александр Перфильев
коммерческий директор Ghelamco
Александр Перфильев
Галина Кезикова
директор по персоналу «Курьер Сервис Экспресс»
Галина Кезикова
Денис Чесноков
руководитель департамента международного развития PONY EXPRESS
Денис Чесноков
Сергей Тихонов
директор по персоналу «Главдоставка»
Сергей Тихонов
Кирилл Берёзов
управляющий директор ООО «Панди Транс»
Кирилл Берёзов
Максим Игнатов
руководитель департамента автоперевозок из Китая компании «ТРАСКО»
Максим Игнатов
Мария Болкунова
директор по управлению персоналом ГК «МОНОПОЛИЯ»
Мария Болкунова
Константин Фомиченко
директор департамента складской и индустриальной недвижимости Knight Frank
Константин Фомиченко
Георгий Властопуло
генеральный директор компании «Оптимальная логистика»
Георгий Властопуло
Вячеслав Савин
генеральный директор «Цайняо» в России
Вячеслав Савин
Алексей Шляхов
глава приморской транспортной компании ООО «АКСИОН»
Алексей Шляхов
Глеб Белавин
заместитель генерального директора УК MLP
Глеб Белавин
Сергей Денисов
директор департамента развития международного бизнеса DPD в России
Сергей Денисов

Суэц на свободе

Суть:

29 марта мега-контейнеровоз Ever Given, который заблокировал Суэцкий канал, наконец сняли с мели. И корабли, стоящие в пробке шесть дней, начали движение.

Суэц обеспечивает примерно 12% мировой торговли. Каждый день по нему проходят порядка 50 судов. Эксперты отраслевого издания Lloyd's List подсчитали, что один час блокировки канала обходился мировой торговле в $400 млн, исходя из примерной стоимости товаров, которые ежедневно перемещаются по данному транспортному коридору.

Шестидневная блокировка Суэца и контейнерный кризис привели к тому, что сложилась нетипичная для рынка ценовая ситуация. В частности, ставки на морские перевозки стали выше ставок на железнодорожные перевозки по многим направлениям, отмечал в беседе с «Логирус» коммерческий директор Free Lines Company Всеволод Самойлов.

По данным Lloyd's List, в том числе и из-за блокировки Суэца доставка контейнера из Китая в Европу стоит теперь $8 000 или в четыре раза дороже, чем год назад. Однако это все же дешевле, чем в декабре 2020-го и в январе 2021 года, когда ставки могли достигать отметки в $10 000 – $12 000, ранее рассказывали «Логирусу» игроки рынка.

ЧП в Суэцком канале будет иметь долгоиграющие экономические последствия, так как судовладелец Ever Given объявил общую аварию, рассказал управляющий директор ООО «Панди Транс» (LR: компания страхует корпорацию Ever Given, одноименное судно и практически все контейнеры на его борту) Кирилл Берёзов.

– Главное сейчас – это принятие ЧП как общей аварии и признание обоснованности ее объявления. Кроме того, важны сейчас дальнейшие действия властей Египта, во взаимоотношении с самим судовладельцем и перевозчиком: найдут ли они как-то компромисс. И, наконец, самое главное – это то правило, по которому будет определяться ответственность за взносы и гарантии по общей аварии. Ее в данном случае несет именно грузовладелец или страховщик груза.

Речь идет о так называемых Йорк-Антверпенских правилах1 1974 года, которые инкорпорированы в любые условия коносамента, а также в Кодекс торгового мореплавания.

– Крайними окажутся экспедиторы, – добавил эксперт. – Многие из них продали так называемые «дверные» логистические услуги. Но вместо товаров или хотя бы извинений за задержку в доставке экспедиторы привезут клиентам счета на сумму 30-50% от инвойсной стоимости груза и сообщение о том, что товары арестованы в обеспечение оплаты.

«Вместо грузов клиенты, контейнеры которых перевозил Ever Given получат счета на сумму 30-50% от инвойсной стоимости груза и сообщение о том, что товары арестованы в обеспечение оплаты»


По мнению генерального директора компании «Оптимальная логистика» Георгия Властопуло из ЧП в Суэцком канале необходимо сделать ряд выводов. Один из них – это необходимость диверсификации части грузовых потоков на железную дорогу. Однако эксперт сомневается, что отток будет массовым. Так как блокировка Суэца – это форс-мажор.

– Кроме того, железная дорога сейчас тоже перегружена. На погранпереходах в Забайкальске и Наушки неделями могут состоять составы в ожидании отправки контейнеров в Европу, – отметил Георгий Властопуло. – На мой взгляд, даже если 1% грузов с Суэцкого канала перейдет на железную дорогу, то случится коллапс похуже, чем в Суэце.

О том, действительно ли незаменим Суэц и какие транспортные узлы могли бы стать аналогами, читайте в статье «Если не Суэц, то кто же?».

По мнению генерального директора «Цайняо» в России Вячеслава Савина, компании, которые специализируются на потребительских товарах и аналогичных грузах, продолжат переход в авиацию. Доля грузовых авиаперевозок стала быстро расти во время локдауна и, например, у «Цайняо» на сегодняшний момент для заказов из Европы и России превысила 90%.

Ставки на контейнерные перевозки выросли не столько из-за блокировки движения по египетскому каналу, считает Георгий Властопуло. А из-за глобального контейнерного дефицита, который не преодолен. Кроме того, эксперт полагает, что рост стоимости транспортировки будет краткосрочным: в течение 1-2 месяцев. После чего ставки будут скорректированы в диапазоне до 20%.

– Шестидневная блокировка Суэца приведет к задержкам в доставке грузов от 2 недель до 1 месяца, – резюмировал Георгий Властопуло.

Долгожданная граница

Суть:

В конце марта более четырехсот фур скопилось на автомобильных погранпереходах между Россией и Китаем в Приморье, по данным Дальневосточного таможенного управления. Речь идет о таких пунктах пропуска как «Забайкальск-Манчьжурия», «Полтавка-Дуннин», «Пограничный-Суйфеньхэ» и «Краскино-Хуньчунь».

Машины проходят санитарно-эпидемиологический контроль, водители обязаны предоставить справку об отсутствии коронавируса. К процессу оформления документов и перегруза из одной фуры в другую водитель не допускается, это усложняет процесс для исполнителей, ранее поясняла «Логирусу» руководитель отдела логистики Free Lines Company Анна Берестнева.

Сейчас все еще действует система квот, которые перевозчики получают на каждую машину. Однако пропускная способность ряда автомобильных погранпереходов выросла. Если раньше в день проезжали 25-30 машин, то теперь 40 машин.

По словам главы приморской транспортной компании ООО «АКСИОН» Алексея Шляхова, на пункте пропуска «Пограничный – Суйфэньхэ» в рамках электронной очереди запускают не более 25 фур в сутки. Однако по факту пропустить могут порядка 40-50 грузовиков. В пункте пропуска «Полтавка – Дуннин» электронная очередь есть, однако поста ГИБДД нет и заезд свободный, добавил эксперт.

– Там свободно, можно приехать и зайти на территорию Китая. Потому что на Дуннин пока нет никакого груза. В связи с тем, что российские контейнеры под запретом, пока никто туда не везет, – пояснил Алексей Шляхов. – К примеру, туда активно шла соя.

Очень долгое ожидание в электронной очереди на Пограничном и Краскино связано с тем, что эта очередь раздута искусственно

Через погранпереход «Краскино – Хуньчунь» пропускают до 25 машин в сутки, добавил эксперт. По данному маршруту перевозят преимущественно живые морепродукты.

– Очень долгое ожидание в электронной очереди на Пограничном и Краскино связано с тем, что эта очередь раздута искусственно. То есть перевозчики заявляют весь свой автопарк лишь бы занять очередь, а по факту грузов у них нет, – пояснил Алексей Шляхов.

На МАПП «Забайкальск – Маньчжурия» ежедневно запускают по 50 российских фур, сообщил руководитель департамента автоперевозок из Китая компании «ТРАСКО» Максим Игнатов. Очередь общая и для рефрижераторных, и для тентованных полуприцепов. Перевалка грузов происходит по схеме «перецепки». Она подразумевает следующую последовательность действий. Российское транспортное средство въезжает в зону ожидания на китайской стороне, чтобы оставить прицеп. Все погрузо-разгрузочные операции выполняются только китайскими работниками. По завершении необходимых операций российский прицеп паркуется в зоне выезда на китайской стороне и ожидает, пока вновь прибывшая российская фура его заберет.

– Из минусов данной схемы можно отметить то, что российский водитель не присутствует на погрузке. А значит он не имеет физической возможности проконтролировать процесс: сделать отметку о повреждениях, закрепить грузы и т.д. Все это водителям приходится делать уже на территории РФ, – пояснил эксперт.

По заверениям китайских властей в ближайшем будущем норму пропуска грузового транспорта планируется увеличить до 60 фур в сутки, резюмировал Максим Игнатов.

Нашествие складов

Суть:

В 2020 году на рынке складской недвижимости в регионах России заключен рекордный за всю историю объем сделок – 851 000 квадратных метров, подсчитали аналитики Knight Frank. Это на 45% больше, чем по итогам 2019 года.

В отчетном периоде наибольшую долю в структуре спроса сформировали сегменты розничной торговли и онлайн-торговли. Интересно, что именно в 2020 году розничные ретейлеры снова активизировались в регионах и поглотили 58% всех законтрактованных площадей. В то время как в 2019-м лишь 20% приходилось на этот сегмент.



Лидерами по объему спроса на качественную складскую недвижимость стали Екатеринбург и Новосибирск. Доля build-to-suit проектов выросла по сравнению с 2019 годом более чем в 5 раз и составила 28%. А средняя запрашиваемая цена строительства таких проектов на продажу в 2020 году находилась в диапазоне 35-45 тысяч рублей за 1 квадратный метр без учета НДС. Речь идет о проектах площадью более 10 тысяч квадратных метров.

Но уже в этом году по прогнозам аналитиков совокупный объем региональных сделок может превысить 1 млн квадратных метров. А доля вакантных площадей сократиться и составит около 4%. В то время как ставки на склады класса «А» могут продолжить рост и достигнуть отметки в 3 900 рублей за квадратный метр.

Бизнес стал активно заходить в регионы не в 2020 году, а раньше – в 2007-2008 годах, отметил коммерческий директор Ghelamco Александр Перфильев. Первопроходцами стали крупные торговые сети, а также российские и международные логистические операторы.

– Драйверами складского ренессанса в регионах стали четыре тренда. Первый – это поступательное движение ретейла на восток страны. Второй – появление новых торговых сетей. Третий – бурный рост интернет-площадок, таких как Wildberries, Ozon и т.д. И четвертый – развитие форматов dark stores.

По мнению экспертам проблема складского дефицита перестала быть актуальной только для Москвы и Московской области. Это обусловлено тем, что большинство проектов сейчас реализуется в формате build-to-suit. В результате на момент ввода склад оказывается уже законтрактованным.

– На рост объемов спекулятивных складов может повлиять появление региональных девелоперов, которые строят конкретно в каком-то своем городе. Пусть даже это будут какие-то скромные объемы в 5-10 тысяч квадратных метров, – считает Александр Перфильев.

Ставки аренды на склады в регионах в ближайшие 2-3 года могут вырасти минимум на 20%


Заместитель генерального директора УК MLP Глеб Белавин полагает, что ретейлеры, игроки e-commerce и логистические компании, которые начали активную экспансию в регионы, будут потреблять все больше складских площадей. Соответственно дефицит качественных площадей сохранится, что окажет определенное давление на ставки аренды.

– В связи с тем, что в ближайшие 2-3 года будет наблюдаться высокий спрос в регионах, который не будет удовлетворен, ставки аренды на складские помещения вырастут. Насколько – сложно сказать в моменте, но я уверен, что не меньше чем на 20%, – прогнозирует эксперт. – Это будет обусловлено не только дефицитом складов, но и увеличением стоимости строительства, которое уже подорожало не меньше чем на 15% в сравнении с прошлым годом.

С точки зрения складского спроса наиболее востребованными региональными городами являются Екатеринбург, Новосибирск и Ростов-на-Дону, добавил директор департамента складской и индустриальной недвижимости Knight Frank Константин Фомиченко. В самых востребованных городах ставки аренды также одни из самых высоких. Так, в Екатеринбурге она достигает 3 970 рублей за квадратный метр в год без НДС и OPEX2, в Краснодаре – 3 840 рублей, а в Новосибирске и Ростове-на-Дону – 3 770 и 3 740 рублей соответственно. Регионом с наиболее дорогими складскими площадями в России остается Владивосток, где в течение 2020 года ставка аренды достигала 4 900 рублей за «квадрат» в год.

Кросс-бордер в ноль

Суть:

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов на своей странице в Facebook поднял вопрос об обнулении беспошлинного порога ввоза. В качестве примера он привел опыт Евросоюза, где лишь в процессе выяснилось выяснилось, что растаможка посылок убыточна.



– Если раньше под растаможку не попадали посылки стоимостью до €22 и суммарный убыток был €2,2 млрд. То теперь под эту операцию попадает 100% посылок и суммарный убыток вы можете посчитать сами, – отметил эксперт.

ЕС дает странам возможность взыскивать стоимость таможенной обработки с получателя и предлагает каждой стране рассчитать стоимость администрирования. Оценки государств-участниц еврозоны разнятся и составляют от €5 до €20 за посылку.

В России наблюдаются схожие проблемы. Порог беспошлинного ввоза зарубежных посылок в РФ также предлагают постепенно снижать. Уже снизили с €500 до €200. И в итоге Правительство РФ, по оценкам аналитиков Высшей школы экономики, не досчиталось 6 млрд рублей.

Александр Иванов добавил, что если смотреть на данные 2020 года, то «растаможка» 226 млн зарубежных посылок обойдутся бюджету РФ в €2,26 млрд. В то время как налогов с данного объема «трансграна» будет собрано менее $2,5 млрд, и этого может не хватить, чтобы покрыть расходы.

Дискуссия по данной теме в сети развернулась очень горячая. И не все эксперты оказались согласны с такой позицией президента НАДТ. Так, например, директор по развитию Free Lines Company Алексей Наджар убежден, что у зарубежных интернет-магазинов есть неконкурентное преимущество перед дистрибьюторами, которые платят пошлину и НДС при ввозе. От этого экономика только падает, и уменьшаются налоговые поступления.

Снижение беспошлинного порога приведет к тому, что российский онлайн-шопер 10 раз подумает, стоит ли ему связываться с покупкой за рубежом, считает руководитель департамента международного развития PONY EXPRESS Денис Чесноков.

– Поэтому мы должны сделать так, чтобы взаимодействие конечного покупателя с таможенными органами сводилось к очень простым и понятным операциям с легким и интуитивно понятным интерфейсом, – подчеркнул собеседник «Логируса».

«В этой связи было бы правильно предусмотреть в таможенном законодательстве такое понятие как duty drawback, предусматривающее возврат таможенных платежей потребителю в случае возврата товаров продавцу»

Снижение порога беспошлинного ввоза прежде всего приведет к увеличению расходов конечного потребителя и увеличит стоимость обработки посылок для интернет-перевозчиков, добавил директор департамента развития международного бизнеса DPD в России Сергей Денисов. И если регуляторы найдут незатратные механизмы администрирования данных платежей, то обнуление беспошлинного порога несомненно пойдет на пользу федеральному бюджету.

– Для зарубежных интернет-магазинов, вероятно, возрастет объем возвратов, – прогнозирует эксперт. – И эта система для российских покупателей должна быть простой и понятной. В этой связи было бы правильно предусмотреть в таможенном законодательстве такое понятие как duty drawback, предусматривающее возврат таможенных платежей потребителю в случае возврата товаров продавцу.

Интернет-магазинам также стоит задуматься о включении стоимости таможенных платежей в стоимость товаров при покупке, добавил Сергей Денисов. При этом сроки таможенного оформления будут зависеть от оплаты таможенных платежей потребителем. Что приведет, скорее всего, к увеличению объемов хранения на складах временного хранения, а также росту терминальных платежей.

Логистика в шоколаде

Суть:

Самой высокооплачиваемой отраслью в России среди групп массовых профессий стала транспорт и логистика. Таковы данные аналитиков сервиса «Авито. Работа» за январь-март 2021 года.

В транспортной логистике медианная зарплата составила 54 000 рублей. Это на 8% больше, чем по итогам 2020 года. Если брать конкретные вакансии, то, к примеру, в Казани могут заплатить 120 000 рублей дальнобойщикам, а в Санкт-Петербурге водители-экспедиторы могут рассчитывать на заработок в 98 000 рублей. В автомобильном бизнесе востребованы сварщики и автослесари, которые могут претендовать на зарплату в 95 000 и 90 000 рублей соответственно.

В целом аналитики «Авито Работы» пришли к выводу, что к марту 2021 года медианная зарплата по многим группам профессий начала расти. Увеличилась популярность удаленной работы. Вакансий стало на 109% больше, а интерес соискателей вырос на 242%. Свободный график стал популярнее у работодателей на 83% за год, а у соискателей – на 71%.

Директор по управлению персоналом ГК «МОНОПОЛИЯ» Мария Болкунова подтвердила рост зарплат линейного персонала. В частности, в компании водителям-экспедиторам по итогам I квартала подняли оплату на 10%.

– Это произошло по двум причинам. Первая – это кадровый дефицит, так как в 2020 году количество желающих получить права категории «Е» сократилось. В результате конкуренция за кадры среди компаний транспортно-логистической отрасли выросла, – пояснила эксперт.

Вторая причина – бурный рост интернет-торговли привел к конкуренции за кандидатов на позицию водителя с компаниями из сегмента e-commerce, резюмировала Мария Болкунова.

«Заработная плата курьеров выросла в среднем более чем на 20% и приблизилась к отметке в 100 000 рублей»


Директор по персоналу «Курьер Сервис Экспресс» Галина Кезикова подтвердила, что по итогам прошлого года был зафиксирован рост зарплат у работников, занятых в доставке интернет-заказов. Что было продиктовано в том числе кадровым дефицитом. Так, например, заработная плата курьеров выросла в среднем более чем на 20%.

– Если говорить про средний уровень заработной платы, то в нашей компании у пешего курьера, например, это 65-70 тысяч рублей. И вполне реально зарабатывать до 80 000 рублей в месяц. У водителей в курьеров в среднем уровень заработной платы в 75-80 тысяч рублей, но есть реальная возможность зарабатывать и до 100 000 рублей в месяц, – привела пример эксперт.

Если же брать коммерческий блок, то самый высокий спрос на менеджеров по развитию клиентов или так называемых «активных холодных продавцов», добавил директор по персоналу «Главдоставки» Сергей Тихонов. Они ищут новых клиентов и заключают с ними договора.

– Логистическая отрасль, на мой взгляд, – это самая стабильная отрасль по итогам последних лет. И это связано с двумя факторами. Во-первых, это в целом растущий рынок. А во-вторых, данная отрасль меньше остальных пострадала от пандемии, – резюмировал эксперт.


1Йорк-Антверпенские правила – это свод общепринятых в международном торговом мореплавании правил, регулирующих распределение между судовладельцем и грузовладельцем пропорционально стоимости судна, груза и фрахта убытков, понесённых каким-либо из этих лиц, вследствие общей аварии.

2OPEX – это средства, из которых собственник здания покрывает расходы по содержанию имущества.

Тэги: Суэцкий канал, ЧП, интернет-торговля, кадры, складская недвижимость, Ghelamco, Курьер Сервис Экспресс, PONY EXPRESS, Панди Транс, ТРАСКО, МОНОПОЛИЯ, Knight Frank, Оптимальная Логистика, АКСИОН, MLP, Cainiao
08.04.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх