Разворот к одной тонне: логистика перемен
О том, как изменится логистика ритейла после пандемии и какие транспортные решения в этом могут помочьПодводя итоги пикового периода пандемии, можно выделить два основных итоговых тезиса, в сторону которых будет двигаться логистика, отмечает заместитель директора «Координационного совета по логистике» Василий Демин. Первый тренд: у ритейлеров, которые еще не перестроили свои логистические процессы и инфраструктуру под формат omni-channel, появилось четкое понимание в необходимости ускорения проектов, позволяющих перейти к онлайн-каналам продаж.
Так, например, по результатам отчета «Почта.Барометр», в мае 2020 года объем рынка e-commerce вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а средний прирост количества ежедневных заказов составил 23%. При этом большая часть «новичков» в отрасли интернет-коммерции из сегмента непродуктовой розницы, следует из аналитики международной стаффинговой компании Ancor.
Второй, и не менее важный тренд (но уже для сервисных компаний) – это готовность оптимизировать расходы ритейлера, подчеркивает Василий Демин. В кризисных условиях выживут только те, кто предложит решение для снижения затрат своего клиента или сервис, который позволит клиенту больше зарабатывать. С этой целью анализируется логистика клиента и логистическая компания рассматривает механизмы экономии, например, такие как изменение места расположения логистических центров, схем доставки, тип используемого подвижного состава и так далее.
Итак, мы выделили два ключевых тренда: рост онлайн-каналов продаж в ритейле и стремление к оптимизации стоимости логистики. Вслед за ними будет трансформироваться и транспортная инфраструктура ритейлеров, прогнозирует начальник управления развития продаж «ГК «СТТ» Наталья Плетникова. При доставке для e-commerce ритейлерам потребуются легкие коммерческие автомобили (LR: LCV), которыми удобно и выгодно доставлять в городских условиях.
Подводя предварительные итоги влияния пандемии на рынок транспортной логистики, возникают вопросы:
- • Куда развернула пандемия российский ритейл и каким образом трансформируется транспортная инфраструктура вслед за этим поворотом?
- • Почему компании из одной и той же отрасли могли выйти как «в плюс», так и «в ноль» за второй квартал? И как транспортное средство им может помочь ускорить выполнение заказов?
- • К каким результатам может привести коллаборация продуктовой сети и экспресс-перевозчика?
- • И как развернуться при доставке к жилому дому в 3 действия?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, выделим ключевые тренды в области логистических перемен для российского ритейла. И поясним, каким образом трансформируется автопарк при развитии каждого из этих трендов.
Обсудить и выделить данные ключевые тренды нам помогут:
заместитель директора «Координационной совета по логистике»
Василий Демин
начальник управления развития продаж «ГК «Современные транспортные технологии» (дистрибьютор «Горьковского автомобильного завода»)
Наталья Плетникова
директор департамента цифровых технологий ГК «Современные транспортные технологии» (дистрибьютор «Горьковского автомобильного завода»)
Сергей Александров
Тренд 1. Закрытый офлайн – не приговор
В пиковый период режима ограничений, когда офлайн-точки продаж большинства магазинов непродуктовой розницы были закрыты, мы наблюдали как у ритейлеров из одних и тех же сегментов могли динамично расти или, напротив, падать объемы интернет-продаж, отмечает Василий Демин.Но при этом, в целом, рынку DIY в апреле – мае 2020 года все же удалось нарастить продажи на 33%, следует из отчета аналитиков международной стаффинговой компании Ancor.
Например, один из крупнейших DIY-ритейлеров страны в последние два года выстраивал стратегию на логистическое обслуживание клиентов с максимально высокой скоростью. Сейчас у компании действует стандарт доставки «1 час с момента заказа до получения заказа». Есть также возможность доставки к назначенному времени.
Для того, чтобы обеспечить столь высокий уровень сервиса конечному потребителю, ритейлер работал по модели omni-channel на протяжении двух лет. Поэтому во время пандемии заявки принимались и на сайте, и была возможность запросить заказ по телефону. Офлайн-модель при этом никто не отменял, однако розничные точки продаж были на время закрыты. Также для ритейлера было важно обеспечить качественную логистику каждого из этих каналов. Однако базой остается логистическая инфраструктура, транспортная и на распредцентре.
При этом компания смогла достаточно быстро масштабировать бизнес-процессы, пригласила к работе дополнительный персонал из пострадавших отраслей. Также были дополнительно привлечены транспортные мощности. Все это позволило ритейлеру своевременно реализовать услугу даже в ситуации, когда спрос по онлайн-продажи увеличился в несколько раз.
«Сервис оперативной доставки строительных товаров был востребован всегда в том числе и потому, что простаивающая бригада строителей на объекте обходится дорого», – подчеркивает Демин.
При этом, по оценкам эксперта, большинство других ритейлеров сегмента DIY оказалась не готовы экстренно нарастить онлайн-каналы продаж со своевременной доставкой и высоким качеством сервиса.
Из вышеприведенного кейса мы делаем следующий вывод: для того, чтобы закрытие офлайн-точек для непродуктового ритейлера не стало приговором, должны быть готовы как коммерческая, так и логистическая части. Своевременная доставка по городу или так называя доставка «последней мили» – одно из обязательных условий успешной работы по модели omni-channel.
На рынке городской логистики с высоким уровнем конкуренции и зачастую фиксированными ценами именно легкий коммерческий автомобиль позволит сохранить необходимый баланс. У ГАЗели NEXT на традиционном топливе стоимость 1 км пробега составляет от 10 руб., переход на автомобили на газомоторном топливе позволят снизить расходы на топливо еще на 60% или до 200 тыс. рублей в год.
При доставке товаров для e-commerce и обеспечения мобильности на «последней миле» важно поддерживать высокую четкость технологических процессов. С точки зрения оптимизации времени на погрузочно-разгрузочные работы идеально подходит цельнометаллический фургон: сдвижная боковая и задняя распашная на 270⁰ двери позволяют вплотную подъезжать к месту погрузки/разгрузки, в т.ч. к пандусу, обеспечивая возможность проведения всех работ, включая распределение и сортирование грузов, максимально быстро и аккуратно.
Один из основных параметров, также позволяющих оценить маневренность, - малый радиус разворота автомобиля. Так, у ГАЗели NEXT радиус разворота начинается от 5,7 м, т.е. он минимален в своем классе автомобилей.
Учитывая характер движения в городских условиях с многобалльными пробками, немаловажным будет также и обеспечение комфортных и безопасных условий для водителя.
И если все это обеспечивается при минимальной стоимости владения автомобилем, появление онлайн-направлений у традиционного бизнеса можно считать не антикризисной мерой, а полноценной диверсификацией.
Тренд 2. Искусственный интеллект на службе ритейла
Пандемия COVID-2019 показала рынку ритейла в России значимость цифровых решений и искусственного интеллекта, поскольку именно эти механизмы позволяют обезопасить потребителей и минимизировать физические контакты. Совместно с омниканальностью и возможностями онлайн-продаж, это создает удобство покупки и позволяет нарастить продажи.Так, например, российский омниканальный ритейлер «М.Видео-Эльдорадо» увеличил объем дистанционных заказов за период действия режима ограничений в 3 раза. Об этом заявил руководитель направления по стратегии группы «М.Видео-Эльдорадо» Федор Савельев. В апреле-мае торговые точки продолжали работать в трех форматах. Во-первых, как точки выдачи онлайн-заказов. Во-вторых, как dark store, когда магазин становится близким к покупателю стоком. В-третьих, там, где это было возможно, магазины работали как полноценные showroom.
Цифровые технологии усиливают эффективность ритейлера и способствуют созданию единой экосистемы. Так, в пандемию, тренд на омниканальность ритейла, когда обеспечивается бесшовная и непрерывная коммуникация с клиентом, проявился как еще более значимый, – отмечает Сергей Александров, директор департамента цифровых технологий ГК «Современные транспортные технологии».
Для того, чтобы повысить эффективность цепей поставок, дистрибьюторы транспортных средств также развивают цифровые сервисы для контроля и анализа информации о работе автопарка.
Например, «Горьковский автомобильный завод» разработал единую платформу для доступа к цифровым услугам - GAZ Connect. Устройство, штатно установленное на автомобилях ГАЗ, в режиме реального времени отправляет владельцу характеристики автомобиля, такие как: расход топлива, геолокацию, состояние двигателя и возможные ошибки.
Данные параметры также транслируются в систему GAZ Fleet, при подключении к которой, пользователю открывается доступ к расширенным возможностям по управлению автопарком: назначение заданий и контроль за их выполнением, контроль движения по установленным маршрутам, в том числе создание геозон, за пределы которых выезд автомобиля запрещён. В итоге специалисты компании-клиента могут в режиме онлайн проводить анализ параметров и следить за состоянием автомобиля. Цифровизация является одним из ключевых трендов развития транспортной отрасли, поэтому пользование данными телеметрии актуально для всех участников процесса.
Тренд 3. Консигнация рубль бережет
Как отмечалось выше, один из ключевых трендов логистики по итогам пандемии – стремление ритейлеров оптимизировать логистические расходы. Следовательно, выигрывает та сервисная компания, которая сможет предоставить максимально выгодное решение.Один из способов такой оптимизации – консигнационная схема хранения запасов на складе. Механизм подразумевает, что компания не инвестирует деньги своего предприятия в запас, а на ее территории создается консигнационный склад.
Например, при анализе складской логистики одного из продуктовых ритейлеров выяснилось, что на складе у него хранится огромное количество автокомпонентов, общей суммой на 12 млн рублей. Из них к категории С, слабооборачиваемых запасов, относится 40%. Ритейлер владеет 6 000 единиц транспортного состава. И это долгое время было причиной для хранения такого количества запасов.
«Например, при анализе складской логистики одного из продуктовых ритейлеров выяснилось, что на складе у него хранится огромное количество автокомпонентов, общей суммой на 12 млн рублей»
«Безусловно, ошибки в управлении запасами – не единственных фактор, который привел к таким денежным вложениям. Имели место и коррупционные схемы, при которых эти запчасти при долгом хранении утилизируются и заново перепродаются», – поясняет Василий Демин.
Координационный совет по логистике провел анализ, предложив продуктовому ритейлеру, использующему свой автопарк (более 5 000 единиц) и его партнеру-поставщику автокомплектующих следующую схему работы. Поставщик самостоятельно инвестировал в запчасти и открыл для продуктового ритейлера специализированный склад для хранения комплектующих. Продуктовому ритейлеру, в свою очередь, в режиме онлайн необходимо было говорить, сколько и каких запчастей требуется.
При этом надо понимать, что поставщик, с одной стороны показал эффективный механизм оптимизации затрат на запасы, но с другой стороны, именно на него, на поставщика теперь ложатся все риски. Высшим пилотажем в данном кейсе будет являться совместное планирование и прогнозирование. В этом случае можно избежать ситуаций, когда затраты перекладываются с ритейлера на поставщика автозапчастей. Результатом этого механизма оптимизации становится ситуация, при которой ритейлер «замораживает» деньги, а поставщик содержит не сверхнормативные запасы.
Другая схема оптимизации работы с запасами – это модель «pay back» (с англ. «выкуп назад»). Например, производитель комплектующих для промышленных предприятий реализовал схему, при которой, если клиент приобретает запчасти, но при этом их полгода не использует, производитель готов забрать эти комплектующие по той же самой цене.
«Обе логистические модели, консигнационная и "pay back" модель, создают так называемое "выжженное поле" для других поставщиков, становятся кратным конкурентным преимуществом. В итоге, например, сейчас 70% рынка специализированных комплектующих для производства уже заняты одним поставщиком», –поясняет заместитель директора КСЛ Василий Демин.
Тренд 4. Курьерские службы: преображение с термобоксами
Рынку продуктов питания за пиковый период пандемии (в апреле-мае 2020 года) удалость нарастить онлайн-продажи на 50%, следует из отчета международной стаффинговой компании Ancor. Уже в конце марта спрос на курьерскую доставку продуктов питания увеличился в 3-4 раза, вслед за этим выросли и сроки доставки. Они могли достигать до 10 дней, рассказывала «Логирусу» директор по операциям «УТКОНОС Онлайн» Елена Образцова.Продуктовые ритейлеры были вынуждены оперативно масштабировать свои операции, не все готовы идти на риск и связать свою «последнюю милю» с курьерскими службами, которые не специализируются на доставке с температурным режимом. В итоге компании пошли двумя путями: первый, экстренно развивать инфраструктурные мощности и масштабировать собственные логистические процессы. Путь номер два – коллаборация со службами интернет-доставки. Были и смешанные механизмы масштабирования логистического сервиса.
Например, ощутив на себе всплеск продаж, один из самых востребованных продуктовых ритейлеров страны объединил свои ресурсы со службой курьерской доставки. Собственными логистическими мощностями ритейлер мог доставлять не более 20% онлайн-заказов в пиковый период пандемии.
Курьерская служба, с которой заключили соглашение, до пандемии работала в сегменте В2В и мелкой корреспонденции. В пандемию компания столкнулась с падением спроса на 72%. Вакантные мощности оказались свободными: в их числе транспорт, курьеры, распредцентр.
«Еще в январе, если бы ритейлер обратился в эту службу курьерской доставки с подобным запросом, логистическая компания предложила бы неподъемно высокий тариф. Но в период пандемии компаниям удалось установить партнерские отношения, служба курьерской доставки работала со сниженной маржинальностью», – рассказывает Демин.
Для того, чтобы заняться доставкой продуктов питания, курьерская компания экстренно оформила разрешительную документацию для работы сотрудников, в числе которых медицинские книжки. И также служба курьерской доставки закупила термобоксы и термоконтейнеры для оперативной обработки.
В итоге за счет этого партнёрства и оперативной перестройки логистики, курьерской службе удалось избежать увольнения сотрудников и значительных финансовых издержек, а продуктовый ритейлер сократил сроки доставки с 7-10 дней до 1 дня.
Итог. Поворот ритейла и адаптация транспорта к новым реалиям
«В последние 4-5 лет ландшафт логистики в России заметно изменился из-за развития ритейла», – подчеркивает заместитель директора Координационного совета по логистике Василий Демин. Например, магазины X5 Retail Group и «Магнит» в большинстве своем заменили собой дистрибьюторские сети.При этом сам продуктовый ритейл движется в сторону развития магазинов формата «прокси» или так называемых магазинов «у дома». Так, по результатам исследования международной консалтинговой группы Deloitte, наибольшей популярностью среди магазинов у россиян в 2019 году пользовались минимаркеты (32%), магазины у дома (29%) и гипермаркеты (23%).
«Наибольшей популярностью среди магазинов у россиян в 2019 году пользовались минимаркеты (32%), на втором месте магазины у дома (29%)»
И, если ранее у многих крупных продуктовых сетей 80% автопарка составляли грузовиков большей грузоподъемности, то теперь ритейлерам все чаще требуется легкий коммерческий транспорт (сегмент LCV) со специальными конструктивными особенностями.
Доставка в гипермаркеты – это зачастую однородные группы товаров, большая территория для парковки и разгрузки, оптимизация затрат за счет большого объема. Доставка в магазины «у дома» или конечному частному покупателю – это сборный заказ, небольшие объемы, ежедневное обновление и дворовые территории с ограниченным местом для проведения работ. Эффективности в этом формате можно добиться, только используя легкий коммерческий транспорт.
Итак, развитие магазинов формата «у дома» приводит к тому, что ритейлеры приближают логистические центры к местам доставки, а интенсивность расположения магазинов у дома становится намного меньше. Вслед за этим меньше становится и расстояние доставки. Это уже не сотни, а десятки километров. А, следовательно, меняются и требования к транспортной логистике.
Благодарим экспертов из «ГК «Современные транспортные технологии» (дистрибьютора «Горьковского автомобильного завода») и «Координационный совет по логистике» за активное участие в подготовке материала.
Тэги: ГАЗ, ГК СТТ, коммерческие автомобили, транспортная логистика, городская доставка, e-commerce, онлайн-продажи, пандемия, итоги пандемии
23.07.2020
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку» -
Грузы в лабиринте транспортных коридоров
О том, как не заплутать в маршрутах Евразийского транспортного каркаса