Пандемия как пища для e-commerce


Пандемия как пища для e-commerce

Как сегмент e-commerce обогнал всех и теперь старается угнаться за спросом — интервью с директором по операциям «Утконос ОНЛАЙН» Еленой Образцовой

Лев Бабенко Лев Бабенко
заместитель главного редактора




В связи с введением режима самоизоляции в большинстве регионов России потребность в покупке товаров онлайн существенно выросла, долетев до космоса. Как сообщают в сервисе iGooods, спрос в конце марта увеличился в 3-4 раза, из-за чего сроки доставки товаров покупателям существенно возросли.

Инфраструктура многих интернет-магазинов и омникальных ретейлеров не справилась со столь внезапным увеличением спроса. Так, «Утконос ОНЛАЙН» внес временные изменения в условия доставки и предпринял меры по балансировке ресурсов, чтобы справиться с нагрузкой.

Средний срок доставки продуктов питания и товаров первой необходимости в первые дни режима самоизоляции в большинстве онлайн-магазинов увеличились, в среднем, с 1–3 дней до 7–10. Сейчас ситуация стабилизировалась, но спрос на доставку остается на высоком уровне.

Что нужно сделать, чтобы каждый клиент смог получить продукты в разумные сроки? Как в условиях пандемии обеспечить безопасность сотрудников и покупателей? И конечно, какой иммунитет получит e-commerce в России после завершения пандемии? Об этом «Логирусу» рассказала Елена Образцова, директор по операциям «Утконос ОНЛАЙН».



За ростом спроса пока не угнаться

— Указом «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ» в столице введен режим самоизоляции. Насколько выросли объемы доставки продуктов питания и товаров первой необходимости за прошедшую неделю?

"Спрос в конце марта увеличился в 3-4 раза, из-за чего сроки доставки товаров покупателям существенно возросли" (заказ сделан 16 апреля)

— По выручке, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил более 60%. Но это и не удивительно, ведь в достаточно короткий срок доставка для многих покупателей стала единственным способом получения продуктов.

Сейчас потребность превышает операционные возможности всех российских компаний, занимающихся доставкой продуктов питания и товаров первой необходимости.

— Насколько именно вырос спрос на доставку?
— По нашим данным, спрос увеличился более чем в 3 раза. Мы активно нанимаем людей, ведем постоянный поиск, как курьеров, так и комплектовщиков, но, к сожалению, пока не закрываем на 100% потребность в сотрудниках.

«Спрос на доставку вырос более чем в 3 раза»


И сейчас основная задача, которую мы ставим перед собой — в кратчайшие сроки всеми доступными способами расширить и увеличить логистические возможности нашей компании, чтобы не подводить покупателей.

— Как изменилась потребительская корзина за последнее время?
— Полагаю, больших отличий от других магазинов у нас нет. Вырос спрос на бакалею: крупы, макароны и так далее. Также, разумеется, люди чаще покупают чистящие и дезинфицирующие средства, маски. Наконец, туалетная бумага – один из безусловных лидеров продаж.

Не трогайте продукты

— На фоне столь высокого спроса на товары, рассматриваете ли вы возможность сотрудничества с другими курьерскими службами и логистическими компаниями, чтобы справиться с пиком спроса?
— С этим есть определенные сложности, ведь мы доставляем продукты питания. У нас действуют довольно строгие санитарно-гигиенические требования, которым мало кто отвечает на рынке.

Это и наличие санитарных книжек, и соответствие складов и логистической структуры определенным нормам. Санитарно-экологическим благополучием нашего населения ради собственной выгоды мы рисковать не собираемся.

— Ряд агрегаторов такси фоне падения спроса в Москве переключились на доставку продуктов и товаров из аптек. Так, «Яндекс. Такси» запустил доставку безрецептурных лекарств из крупнейших аптечных сетей. Рассматривали возможность сотрудничества с ними?
— Да, сейчас сервисы такси активизировались, и в данный момент мы ведем переговоры с «Яндексом», как с самым ярким представителем рынка. Возможно, попробуем запустить ряд заказов в тестовом режиме, но готового решения о запуске совместного проекта пока нет. Ведь сложность заключается не только в санитарных правилах.


«Да, сейчас сервисы такси активизировались, и в данный момент мы ведем переговоры с "Яндексом"»

Большинство автомобилей не оснащено рефрижераторными контейнерами и контейнерами-холодильниками. Из-за этого необходимо обеспечить «короткое плечо» при доставке продуктов, чтобы они не испортились. Также товары следует доставлять в специальной таре, чтобы исключить контакт водителя с продуктами. На решение этих задач уйдет некоторое время.

— Зарубежные компании, включая таких гигантов отрасли как Amazon, чтобы решить проблему нехватки кадров, активно нанимают специалистов, лишившихся работы из-за экономического кризиса: официантов, поваров, и так далее. Пытались ли вы обратиться к подобной практике?
— Да, мы активно контактируем с компаниями, находящимися в стагнации, и предлагаем работу их сотрудникам, но отклик пока не очень большой. Думаю, скоро все поменяется: на рынок труда выйдет все больше сотрудников.

Маска превыше всего

— Как вы отслеживаете состояние здоровья сотрудников в режиме 24/7 и за счет чего вы можете гарантировать их безопасность и безопасность покупателей?
— Еще до коронавируса курьеры-водители в обязательном порядке проходили предрейсовый осмотр. Сейчас мы, разумеется, ввели дополнительные меры безопасности в виде термометрии и медицинских осмотров на всех входах на склад. Их обязаны проходить все сотрудники, включая работников склада.

 «Ни одного случая коронавируса на складе не было выявлено»



Также на нашей территории мы уже организовали специальные боксы для изоляции сотрудников в случаях обнаружения каких-либо признаков ОРВИ. На текущий момент, к счастью, ни одного случая коронавируса не было выявлено.

Чтобы обеспечить безопасность покупателей, мы ввели опцию бесконтактной доставки, а также временно отказались от обязательной подписи накладных на период пандемии. Многие клиенты хотят минимизировать любой контакт с курьерами, и мы идем им на встречу.

— И часто выбирают именно бесконтактную доставку?
— Да, но не чаще, чем обычную. Часть клиентов вполне спокойно относится к обычной доставке, но при этом стараются обезопасить себя при приеме товаров. Например, надевают маску, когда заходит курьер.

— СМИ сообщают, что во время режима самоизоляции курьеров часто останавливают представители силовых ведомств и запрашивают разрешение на передвижение. В связи с этим уже предложили ввести единую систему регистрации курьеров, а Минпромторг запретил чинить препятствия транспортным средствам и сотрудникам интернет-магазинов. Сталкивались ли вы с подобными случаями?
— Да, подобные ситуации происходили, но всем нашим сотрудникам мы выдали документы с внутренним приказом о том, что мы являемся организацией, доставляющей продуктами питания, на нас и наших сотрудников не распространяется режим самоизоляции, что мы продолжаем работать. Пока при помощи этого документа все вопросы удалось закрыть.

К подобным ситуациям мы готовимся заранее, у нас собраны все списки сотрудников, и мы уже подали эти списки, чтобы организовать для наших сотрудников спецпропуска.

Поможет ли пандемия e-commerce?

— За последние несколько недель e-commerce канал стал ключевым для многих жителей Москвы и Подмосковья при покупке товаров. Как трансформируется e-commerce как канал продаж по итогам прошедшей пандемии?
— Мы совершенно отчетливо наблюдаем два тренда. Первый и основной — из-за коронавируса люди уходят из офлайна в онлайн. Они перестают ходить в магазины, даже в те, которые открыты, стараются больше заказывать на дом. Поэтому, в онлайн-сегменте наблюдается взрывной рост продаж. Причем не только в продуктах питания, но и в товарах повседневного спроса.

«Из-за коронавируса люди уходят из офлайна в онлайн»



Второй тренд тоже весьма важен. Когда режим самоизоляции завершится, сдвиг рынка все равно останется. Да, такого всплеска продаж не будет, но процент людей, совершающих покупки онлайн, существенно вырастет.

— Получается, пандемия даст толчок для развития e-commerce?
— Да. Однозначно. Доля этого рынка однозначно будет выше, и все прогнозы говорят об этом. При этом сдвиг сегмента в странах с более развитым рынком e-commerce (в таких, как Великобритания, Япония или США) произошел еще быстрее. Беда охватила весь мир, и реакция жителей разных стран на происходящее, в общем, похожа везде.

— Как на эту тенденцию отреагирует «Утконос ОНЛАЙН»? Как вы планируете отреагировать на рост сегмента e-commerce?
— В ближайшее время мы планируем открыть дополнительный склад в Москве, и таким образом, увеличить свои возможности по хранению, обработке и отгрузке. Также мы активно ведем работу по покупке дополнительного транспорта.

В течение всего 2020 года мы продолжим расширяться, открывать дополнительные склады в Москве и регионах. Мы не пытаемся каким-то резким и взрывным образом увеличить объемы доставок в короткие сроки. Наша главная задача — обеспечить стабильную работу и после завершения пандемии.

Тэги: e-commerce, Утконос, Елена Образцова, коронавирус, пандемия, интернет-торговля
16.04.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх