Пандемия как пища для e-commerce
Как сегмент e-commerce обогнал всех и теперь старается угнаться за спросом — интервью с директором по операциям «Утконос ОНЛАЙН» Еленой Образцовой![](/articles/articles_img/pandemiya_kak_pishcha_dlya_e-commerce/glav.jpg)
В связи с введением режима самоизоляции в большинстве регионов России потребность в покупке товаров онлайн существенно выросла, долетев до космоса. Как сообщают в сервисе iGooods, спрос в конце марта увеличился в 3-4 раза, из-за чего сроки доставки товаров покупателям существенно возросли.
Инфраструктура многих интернет-магазинов и омникальных ретейлеров не справилась со столь внезапным увеличением спроса. Так, «Утконос ОНЛАЙН» внес временные изменения в условия доставки и предпринял меры по балансировке ресурсов, чтобы справиться с нагрузкой.
Средний срок доставки продуктов питания и товаров первой необходимости в первые дни режима самоизоляции в большинстве онлайн-магазинов увеличились, в среднем, с 1–3 дней до 7–10. Сейчас ситуация стабилизировалась, но спрос на доставку остается на высоком уровне.
Что нужно сделать, чтобы каждый клиент смог получить продукты в разумные сроки? Как в условиях пандемии обеспечить безопасность сотрудников и покупателей? И конечно, какой иммунитет получит e-commerce в России после завершения пандемии? Об этом «Логирусу» рассказала Елена Образцова, директор по операциям «Утконос ОНЛАЙН».
![](/articles/articles_img/pandemiya_kak_pishcha_dlya_e-commerce/elena.jpg)
За ростом спроса пока не угнаться
— Указом «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ» в столице введен режим самоизоляции. Насколько выросли объемы доставки продуктов питания и товаров первой необходимости за прошедшую неделю?
![](/articles/articles_img/pandemiya_kak_pishcha_dlya_e-commerce/onl.jpg)
— По выручке, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил более 60%. Но это и не удивительно, ведь в достаточно короткий срок доставка для многих покупателей стала единственным способом получения продуктов.
Сейчас потребность превышает операционные возможности всех российских компаний, занимающихся доставкой продуктов питания и товаров первой необходимости.
— Насколько именно вырос спрос на доставку?
— По нашим данным, спрос увеличился более чем в 3 раза. Мы активно нанимаем людей, ведем постоянный поиск, как курьеров, так и комплектовщиков, но, к сожалению, пока не закрываем на 100% потребность в сотрудниках.
![](/articles/articles_img/pandemiya_kak_pishcha_dlya_e-commerce/kyr.jpg)
И сейчас основная задача, которую мы ставим перед собой — в кратчайшие сроки всеми доступными способами расширить и увеличить логистические возможности нашей компании, чтобы не подводить покупателей.
— Как изменилась потребительская корзина за последнее время?
— Полагаю, больших отличий от других магазинов у нас нет. Вырос спрос на бакалею: крупы, макароны и так далее. Также, разумеется, люди чаще покупают чистящие и дезинфицирующие средства, маски. Наконец, туалетная бумага – один из безусловных лидеров продаж.
Не трогайте продукты
— На фоне столь высокого спроса на товары, рассматриваете ли вы возможность сотрудничества с другими курьерскими службами и логистическими компаниями, чтобы справиться с пиком спроса?
— С этим есть определенные сложности, ведь мы доставляем продукты питания. У нас действуют довольно строгие санитарно-гигиенические требования, которым мало кто отвечает на рынке.
Это и наличие санитарных книжек, и соответствие складов и логистической структуры определенным нормам. Санитарно-экологическим благополучием нашего населения ради собственной выгоды мы рисковать не собираемся.
— Ряд агрегаторов такси фоне падения спроса в Москве переключились на доставку продуктов и товаров из аптек. Так, «Яндекс. Такси» запустил доставку безрецептурных лекарств из крупнейших аптечных сетей. Рассматривали возможность сотрудничества с ними?
— Да, сейчас сервисы такси активизировались, и в данный момент мы ведем переговоры с «Яндексом», как с самым ярким представителем рынка. Возможно, попробуем запустить ряд заказов в тестовом режиме, но готового решения о запуске совместного проекта пока нет. Ведь сложность заключается не только в санитарных правилах.
![](/articles/articles_img/pandemiya_kak_pishcha_dlya_e-commerce/tax.jpg)
Большинство автомобилей не оснащено рефрижераторными контейнерами и контейнерами-холодильниками. Из-за этого необходимо обеспечить «короткое плечо» при доставке продуктов, чтобы они не испортились. Также товары следует доставлять в специальной таре, чтобы исключить контакт водителя с продуктами. На решение этих задач уйдет некоторое время.
— Зарубежные компании, включая таких гигантов отрасли как Amazon, чтобы решить проблему нехватки кадров, активно нанимают специалистов, лишившихся работы из-за экономического кризиса: официантов, поваров, и так далее. Пытались ли вы обратиться к подобной практике?
— Да, мы активно контактируем с компаниями, находящимися в стагнации, и предлагаем работу их сотрудникам, но отклик пока не очень большой. Думаю, скоро все поменяется: на рынок труда выйдет все больше сотрудников.
Маска превыше всего
— Как вы отслеживаете состояние здоровья сотрудников в режиме 24/7 и за счет чего вы можете гарантировать их безопасность и безопасность покупателей?
— Еще до коронавируса курьеры-водители в обязательном порядке проходили предрейсовый осмотр. Сейчас мы, разумеется, ввели дополнительные меры безопасности в виде термометрии и медицинских осмотров на всех входах на склад. Их обязаны проходить все сотрудники, включая работников склада.
![](/articles/articles_img/pandemiya_kak_pishcha_dlya_e-commerce/sklad.jpg)
«Ни одного случая коронавируса на складе не было выявлено»
Также на нашей территории мы уже организовали специальные боксы для изоляции сотрудников в случаях обнаружения каких-либо признаков ОРВИ. На текущий момент, к счастью, ни одного случая коронавируса не было выявлено.
Чтобы обеспечить безопасность покупателей, мы ввели опцию бесконтактной доставки, а также временно отказались от обязательной подписи накладных на период пандемии. Многие клиенты хотят минимизировать любой контакт с курьерами, и мы идем им на встречу.
— И часто выбирают именно бесконтактную доставку?
— Да, но не чаще, чем обычную. Часть клиентов вполне спокойно относится к обычной доставке, но при этом стараются обезопасить себя при приеме товаров. Например, надевают маску, когда заходит курьер.
— СМИ сообщают, что во время режима самоизоляции курьеров часто останавливают представители силовых ведомств и запрашивают разрешение на передвижение. В связи с этим уже предложили ввести единую систему регистрации курьеров, а Минпромторг запретил чинить препятствия транспортным средствам и сотрудникам интернет-магазинов. Сталкивались ли вы с подобными случаями?
— Да, подобные ситуации происходили, но всем нашим сотрудникам мы выдали документы с внутренним приказом о том, что мы являемся организацией, доставляющей продуктами питания, на нас и наших сотрудников не распространяется режим самоизоляции, что мы продолжаем работать. Пока при помощи этого документа все вопросы удалось закрыть.
К подобным ситуациям мы готовимся заранее, у нас собраны все списки сотрудников, и мы уже подали эти списки, чтобы организовать для наших сотрудников спецпропуска.
Поможет ли пандемия e-commerce?
— За последние несколько недель e-commerce канал стал ключевым для многих жителей Москвы и Подмосковья при покупке товаров. Как трансформируется e-commerce как канал продаж по итогам прошедшей пандемии?
— Мы совершенно отчетливо наблюдаем два тренда. Первый и основной — из-за коронавируса люди уходят из офлайна в онлайн. Они перестают ходить в магазины, даже в те, которые открыты, стараются больше заказывать на дом. Поэтому, в онлайн-сегменте наблюдается взрывной рост продаж. Причем не только в продуктах питания, но и в товарах повседневного спроса.
![](/articles/articles_img/pandemiya_kak_pishcha_dlya_e-commerce/zakaz.jpg)
«Из-за коронавируса люди уходят из офлайна в онлайн»
Второй тренд тоже весьма важен. Когда режим самоизоляции завершится, сдвиг рынка все равно останется. Да, такого всплеска продаж не будет, но процент людей, совершающих покупки онлайн, существенно вырастет.
— Получается, пандемия даст толчок для развития e-commerce?
— Да. Однозначно. Доля этого рынка однозначно будет выше, и все прогнозы говорят об этом. При этом сдвиг сегмента в странах с более развитым рынком e-commerce (в таких, как Великобритания, Япония или США) произошел еще быстрее. Беда охватила весь мир, и реакция жителей разных стран на происходящее, в общем, похожа везде.
— Как на эту тенденцию отреагирует «Утконос ОНЛАЙН»? Как вы планируете отреагировать на рост сегмента e-commerce?
— В ближайшее время мы планируем открыть дополнительный склад в Москве, и таким образом, увеличить свои возможности по хранению, обработке и отгрузке. Также мы активно ведем работу по покупке дополнительного транспорта.
В течение всего 2020 года мы продолжим расширяться, открывать дополнительные склады в Москве и регионах. Мы не пытаемся каким-то резким и взрывным образом увеличить объемы доставок в короткие сроки. Наша главная задача — обеспечить стабильную работу и после завершения пандемии.
Тэги: e-commerce, Утконос, Елена Образцова, коронавирус, пандемия, интернет-торговля
16.04.2020
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Экспресс-доставка ценою в жизнь
Как доставить на другой конец страны кровь для переливания, без которой для новорожденного малыша «завтра» не наступит -
E-commerce Ball: вальс, менуэт и сказки на «десерт»
О баснях для клиентов, волшебных предметах для бизнеса и сотрудниках-полубогах -
Бизнес-стереотипы о Китае: отмахнуться или воспользоваться
Чем помогут российскому учВЭДу «драконья голова» и WeChat и почему поставщиков можно искать не только в мегаполисах -
До маркетплейса: в регионы с ветерком и по сходной цене
Логизорро на ECOM EXPO-2024 в поисках логистического партнера, который умеет работать с маркетплейсами и не снимет с селлера «последние штаны» -
Страхи страховых
Эксперимент с поиском компании для страхования нетипичных рисков в логистике
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж![Вверх Вверх](/img/up_arrows.png)
![Вверх Вверх](/img/up_arrows.png)