Российский e-commerce: мал, да удал


Российский e-commerce: мал, да удал

О том, какие уроки вынесли игроки рынка e-commerce по итогам пандемии

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
корреспондент




В период действия карантинных ограничений ретейлеры экстренно начали осваивать онлайн-каналы сбыта, если до сих пор этого не сделали. Причем наибольшее число «новичков» на рынке интернет-торговли – из сегмента непродуктовой розницы, следует из данных аналитического отчета международной компании ANCOR «Как розничные компании реагируют на кризисные явления сегодняшнего дня». Одни ретейлеры запускают собственные онлайн-магазины, другие предпочитают выставляться на витринах крупных маркетплейсов с налаженной логистикой. Кто-то использует комбинированную схему.

Все вышесказанное вызывает следующие вопросы:

  • • Как ретейлеры борются за свое место под e-commerce солнцем?

  • • Какие уроки вынесли компании по итогам пандемии?

  • • Каким образом изменилось количество поставщиков маркетплейсов, в чем исчисляются их инвестиции в развитие?

  • • А также, какой станет доставка «последней мили» по итогам пандемии?

Ответить на эти вопросы помогли эксперты «Логируса» и участники онлайн-конференции «Новые алгоритмы электронной торговли и логистики», организованной изданием «Ведомости»:

Нил Спикетт
директор по инфраструктуре и каналам доставки Ozon
Нил Спикетт
Мария Зайцева
директор департамента продаж федеральным клиентам «СберЛогистики»
Мария Зайцева
Алексей Прыгин
исполнительный директор компании TopDelivery
Алексей Прыгин
Лариса Романовская
управляющая электронной коммерцией «Вкусвилл»
Лариса Романовская
Игорь Рожков
директор по маркетингу сервиса доставки продуктов «Самокат»
Игорь Рожков
Анжела Рябова
генеральный директор ГК «Красный Яр»
Анжела Рябова
Борис Овчинников
партнер аналитического агентства Data Insight
Борис Овчинников

В российском e-commerce пока не тесно

Во время карантина компании, ранее не уделявшие должного внимания онлайн-каналам сбыта, были вынуждены в экстренном порядке осваивать новый для себя рынок.

– Число обращений по поводу начала сотрудничества в апреле-мае было в три раза больше, чем обычно. Большинство запросов поступало от компаний, которые занимались продажей средств индивидуальной защиты. Однако были обращения и от интернет-магазинов, которые искали новые курьерские компании, так как их партнеры не справлялись с пиковыми нагрузками, – отметил исполнительный директор компании TopDelivery Алексей Прыгин.

В апреле розничные офлайн-продажи непродовольственных товаров сократились на 35-40%, а продовольственных – на 10-15%, сообщил научный сотрудник НИУ ВШЭ, один из авторов исследования «Российский рынок интернет-торговли: итоги 2019 года, тренды 2020-го» Марсель Салихов. В то время как онлайн-продажи в этих категориях увеличились в продовольственных товарах и снизились на 3-5% в непродовольственных товарах в целом.

– Пандемия – стала реальным уроком для многих. Если вас нет на какой-то онлайн-площадке из серии Ozon или ей подобных, у вас нет бизнеса, – уверен директор по инфраструктуре и каналам доставки Ozon Нил Спикетт.

По данным международной стаффинговой компании ANCOR, в продуктовом ритейле в 2019 году доля онлайн-продаж составляла 0-5%, а в апреле 2020-го этот показатель составил 5-7%. В секторе непродуктовой розницы доля онлайн-продаж в 2019-м оценивалась в 40%, а в апреле 2020-го – уже в 50%; в сегменте DIY на онлайн в 2019-м приходилось около 20% продаж, а в апреле 2020-го – 30%.


Рост доли онлайн продаж в апреле 2020 года по сравнению с 2019 годом

Самостоятельно онлайн-продажи во время режима самоизоляции, согласно данным ANCOR, начали развивать 100% компаний непродуктовой розницы и DIY, 50% – из продуктовой розницы и 66% – из сегмента одежды и обуви.

– Работать с клиентом, вести его, удерживать мы предпочитаем самостоятельно. Это позволяет собирать данные о покупателях и их предпочтениях как в онлайне, так и в оффлайне, повышая индекс проникновения категорий и частоту покупок. Такова наша концепция. Поэтому в ближайшее время со «СберМаркетом» работать мы не хотим, – уверенно заявила генеральный директор ГК «Красный Яр» Анжела Рябова.

ГК «Красный Яр» – это крупная региональная сеть гастрономов, значительная часть которых базируется в Красноярске. После снятия карантинных ограничений, по словам Рябовой, планируется сделать ставку на динамичное развитие услуги pickup: сбор базовой продуктовой корзины на сайте магазина.

Вместе с этим многие ретейлеры начали искать партнерские каналы сбыта, отмечается в исследовании ANCOR. Так, например, согласно статистике Wildberries, в первой половине мая количество поставщиков выросло в 11 раз – до 30 000. А число компаний и предпринимателей, которые решили присоединиться к торговой площадке Ozon для продажи своих товаров онлайн, в марте увеличилось в два раза. Только за один день, 24 марта, на площадку маркетплейса пришли больше 600 продавцов.

Несмотря на появление новых игроков на внутрироссийском рынке e-commerce, «места хватит всем», уверен Нил Спикетт. В настоящий момент доля интернет-торговли в России, по словам эксперта, составляет порядка 6%. Для сравнения: в Китае этот показатель равен 28%, а в США – 15%. Таким образом, внутрироссийский e-commerce еще может вырасти в 2-4 раза.

Воздастся каждому по инвестициям его

Кратный рост числа заказов в период режима самоизоляции потребовал серьезных инвестиций со стороны участников рынка в развитие инфраструктуры. Так, например, только Ozon в первом квартале 2020-го привлек $150 млн. Эти средства будут направлены на реализацию стратегии по расширению логистической и технологической инфраструктуры. Маркетплейс ставит перед собой задачу открыть не менее пяти новых фулфилмент-центров в регионах и расширить собственную логистическую сеть доставки «последней мили» как минимум втрое в течение ближайших двух лет.

– За время пандемии мы уже выросли на 100%. В то время как обычный рост не превышает 20-30% в год. В связи с этим нам пришлось ускорить запуск некоторых инфраструктурных проектов, – прокомментировал Нил Спикетт. При этом Оzon не опасается, что вложенные в развитие, в том числе инфраструктуры, инвестиции останутся невозвратными.

Сервис экспресс-доставки продуктов на дом «Самокат» по сравнению с 2019 годом увеличил число dark store в Москве и Санкт-Петербурге в 50 раз: с четырех до двухсот, добавил директор по маркетингу «Самокат» Игорь Рожков. Благодаря этому сервис смог справиться с ростом числа обрабатываемых заказов (после пандемии более 1 млн в месяц), уверен эксперт, а также сохранить 15-минутные сроки доставки. Данный игрок использует механизм гиперлокальности, осуществляя доставки с большого количества мини-площадок в Москве и Санкт-Петербурге.

В июне «Перекресток» досрочно открыл в Нижнем Новгороде свой пятый dark store. По оценкам ретейлера, его запуск позволит увеличить совокупную мощность одноименного онлайн-супермаркета в среднем на 30%.

Самовывоз отвоевывает потерянные позиции

В июне динамика роста объемов доставок «на дом» начала падать. Об этом свидетельствуют данные оперативной статистики «Почты России», которые обобщены в информационном бюллетене «Почта.Барометр». Согласно данным за период 1-7 июня, прирост доставок «на дом» из-за смягчения карантинных мер сократился на 6% относительно предыдущей недели 25-31 мая. А на неделе с 8 по 14 июня показатель упал уже на 27% по сравнению с периодом 1-7 июня. Это может являться косвенным доказательством постепенного восстановления спроса на услуги самовывоза.

При этом логистические компании вовсе не переставали делать ставку на самовывоз. Например, количество постаматов в России продолжит расти, прогнозирует директор департамента продаж федеральным клиентам «СберЛогистики» Мария Зайцева.

– Мы свои планы не снижаем. В 2020 году будет установлен более 2 000 постаматов в магазинах «Дикси», 2 500 – в отделениях «Сбербанка» и еще порядка 5 000 – в 800 городах России. Поэтому рост однозначно будет, мы его обеспечим, – подчеркнула эксперт.

По состоянию на начало 2020 года у Ozon насчитывалось около 8 000 постаматов, у PickPoint – боле 5 000, у «Халвы» – более 1 200. При этом емкость внутрироссийского рынка, по оценкам CEO PickPoint Надежды Романовой, составляется порядка 25 000 терминалов.



Динамика индексов доставки на внутреннем рынке e-commerce


Пандемия пройдет, а привычка расти останется

Снятие ограничений не отменит как минимум два ключевых приобретения e-commerce за прошедшие 2,5 месяца, считает партнер аналитического агентства Data Insight Борис Овчинников.

Во-первых, десятки миллионов покупателей или получили первый опыт онлайн-покупок, или существенно его расширили в период пандемии, отмечает эксперт. Люди либо освоили новые для себя категории, либо установили мобильные приложения интернет-магазинов, либо привыкли к онлайн-оплате покупок. И этот опыт увеличивает вероятность того, что и в дальнейшем россияне будут чаще обращаться к онлайн-покупкам, чем до марта 2020 года.

Во-вторых, ретейлеры повысили качество доставки. За счет наращивания инфраструктуры, оптимизации маршрутов и консолидации точек доставки. И если магазин, условно, научился обслуживать 5 000 заказов в сутки вместо прежней 1000, то обидно обратно сворачивать инфраструктуру до прежнего уровня, уверен Борис Овчинников. Логичнее замотивировать клиентов так, чтобы сохранить хотя бы 3 000 онлайн-заказов.

По оценкам Data Insight, до конца года или как минимум до осени внутренний рынок электронной коммерции будет расти быстрее, чем рос в 2019-м.

– Об этом мало говорится, но на самом деле «взрывные» темпы роста рынок набрал задолго до эпидемии, – подчеркнул Борис Овчинников. – По нашим оценкам, в 2019 году внутрироссийский e-commerce по количеству онлайн-заказов увеличился на рекордные 50%. В январе-феврале аналогичные темпы роста сохранялись. Притом относительно уже высокой базы начала 2019 года.

Конечно, эпидемия подстегнула рост, разогнав его до плюс 65% в среднем за март-май относительно весны 2019 года, добавил эксперт. Но разница в скорости в целом по рынку электронной коммерции незначительная, резюмировал собеседник «Логируса».


Тэги: e-commerce, доставка заказов, аналитика, статистика, прогнозы, Data Insight, Ozon, СберЛогистика, Самокат, Вкусвилл, TopDelivery
22.06.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх