Российский e-commerce: мал, да удал
О том, какие уроки вынесли игроки рынка e-commerce по итогам пандемии
![]() |
Марина Сергученкова корреспондент |
![](/articles/articles_img/rossiyskiy_e-commerce-_mal-_da_udal/glavnoee.jpg)
В период действия карантинных ограничений ретейлеры экстренно начали осваивать онлайн-каналы сбыта, если до сих пор этого не сделали. Причем наибольшее число «новичков» на рынке интернет-торговли – из сегмента непродуктовой розницы, следует из данных аналитического отчета международной компании ANCOR «Как розничные компании реагируют на кризисные явления сегодняшнего дня». Одни ретейлеры запускают собственные онлайн-магазины, другие предпочитают выставляться на витринах крупных маркетплейсов с налаженной логистикой. Кто-то использует комбинированную схему.
Все вышесказанное вызывает следующие вопросы:
- • Как ретейлеры борются за свое место под e-commerce солнцем?
- • Какие уроки вынесли компании по итогам пандемии?
- • Каким образом изменилось количество поставщиков маркетплейсов, в чем исчисляются их инвестиции в развитие?
- • А также, какой станет доставка «последней мили» по итогам пандемии?
Ответить на эти вопросы помогли эксперты «Логируса» и участники онлайн-конференции «Новые алгоритмы электронной торговли и логистики», организованной изданием «Ведомости»:
![Нил Спикетт Нил Спикетт](/articles/articles_img/rossiyskiy_e-commerce-_mal-_da_udal/nil.png)
директор по инфраструктуре и каналам доставки Ozon
Нил Спикетт
![Мария Зайцева Мария Зайцева](/articles/articles_img/rossiyskiy_e-commerce-_mal-_da_udal/maria.png)
директор департамента продаж федеральным клиентам «СберЛогистики»
Мария Зайцева
![Алексей Прыгин Алексей Прыгин](/articles/articles_img/rossiyskiy_e-commerce-_mal-_da_udal/prigin.png)
исполнительный директор компании TopDelivery
Алексей Прыгин
![Лариса Романовская Лариса Романовская](/articles/articles_img/rossiyskiy_e-commerce-_mal-_da_udal/larisa.png)
управляющая электронной коммерцией «Вкусвилл»
Лариса Романовская
![Игорь Рожков Игорь Рожков](/articles/articles_img/rossiyskiy_e-commerce-_mal-_da_udal/rozhkov.png)
директор по маркетингу сервиса доставки продуктов «Самокат»
Игорь Рожков
![Анжела Рябова Анжела Рябова](/articles/articles_img/rossiyskiy_e-commerce-_mal-_da_udal/anjela.png)
генеральный директор ГК «Красный Яр»
Анжела Рябова
![Борис Овчинников Борис Овчинников](/articles/articles_img/rossiyskiy_e-commerce-_mal-_da_udal/boris.png)
партнер аналитического агентства Data Insight
Борис Овчинников
В российском e-commerce пока не тесно
Во время карантина компании, ранее не уделявшие должного внимания онлайн-каналам сбыта, были вынуждены в экстренном порядке осваивать новый для себя рынок.– Число обращений по поводу начала сотрудничества в апреле-мае было в три раза больше, чем обычно. Большинство запросов поступало от компаний, которые занимались продажей средств индивидуальной защиты. Однако были обращения и от интернет-магазинов, которые искали новые курьерские компании, так как их партнеры не справлялись с пиковыми нагрузками, – отметил исполнительный директор компании TopDelivery Алексей Прыгин.
В апреле розничные офлайн-продажи непродовольственных товаров сократились на 35-40%, а продовольственных – на 10-15%, сообщил научный сотрудник НИУ ВШЭ, один из авторов исследования «Российский рынок интернет-торговли: итоги 2019 года, тренды 2020-го» Марсель Салихов. В то время как онлайн-продажи в этих категориях увеличились в продовольственных товарах и снизились на 3-5% в непродовольственных товарах в целом.
– Пандемия – стала реальным уроком для многих. Если вас нет на какой-то онлайн-площадке из серии Ozon или ей подобных, у вас нет бизнеса, – уверен директор по инфраструктуре и каналам доставки Ozon Нил Спикетт.
По данным международной стаффинговой компании ANCOR, в продуктовом ритейле в 2019 году доля онлайн-продаж составляла 0-5%, а в апреле 2020-го этот показатель составил 5-7%. В секторе непродуктовой розницы доля онлайн-продаж в 2019-м оценивалась в 40%, а в апреле 2020-го – уже в 50%; в сегменте DIY на онлайн в 2019-м приходилось около 20% продаж, а в апреле 2020-го – 30%.
![](/articles/articles_img/rossiyskiy_e-commerce-_mal-_da_udal/inf1.jpg)
Самостоятельно онлайн-продажи во время режима самоизоляции, согласно данным ANCOR, начали развивать 100% компаний непродуктовой розницы и DIY, 50% – из продуктовой розницы и 66% – из сегмента одежды и обуви.
– Работать с клиентом, вести его, удерживать мы предпочитаем самостоятельно. Это позволяет собирать данные о покупателях и их предпочтениях как в онлайне, так и в оффлайне, повышая индекс проникновения категорий и частоту покупок. Такова наша концепция. Поэтому в ближайшее время со «СберМаркетом» работать мы не хотим, – уверенно заявила генеральный директор ГК «Красный Яр» Анжела Рябова.
ГК «Красный Яр» – это крупная региональная сеть гастрономов, значительная часть которых базируется в Красноярске. После снятия карантинных ограничений, по словам Рябовой, планируется сделать ставку на динамичное развитие услуги pickup: сбор базовой продуктовой корзины на сайте магазина.
Несмотря на появление новых игроков на внутрироссийском рынке e-commerce, «места хватит всем», уверен Нил Спикетт. В настоящий момент доля интернет-торговли в России, по словам эксперта, составляет порядка 6%. Для сравнения: в Китае этот показатель равен 28%, а в США – 15%. Таким образом, внутрироссийский e-commerce еще может вырасти в 2-4 раза.
Воздастся каждому по инвестициям его
Кратный рост числа заказов в период режима самоизоляции потребовал серьезных инвестиций со стороны участников рынка в развитие инфраструктуры. Так, например, только Ozon в первом квартале 2020-го привлек $150 млн. Эти средства будут направлены на реализацию стратегии по расширению логистической и технологической инфраструктуры. Маркетплейс ставит перед собой задачу открыть не менее пяти новых фулфилмент-центров в регионах и расширить собственную логистическую сеть доставки «последней мили» как минимум втрое в течение ближайших двух лет.– За время пандемии мы уже выросли на 100%. В то время как обычный рост не превышает 20-30% в год. В связи с этим нам пришлось ускорить запуск некоторых инфраструктурных проектов, – прокомментировал Нил Спикетт. При этом Оzon не опасается, что вложенные в развитие, в том числе инфраструктуры, инвестиции останутся невозвратными.
Сервис экспресс-доставки продуктов на дом «Самокат» по сравнению с 2019 годом увеличил число dark store в Москве и Санкт-Петербурге в 50 раз: с четырех до двухсот, добавил директор по маркетингу «Самокат» Игорь Рожков. Благодаря этому сервис смог справиться с ростом числа обрабатываемых заказов (после пандемии более 1 млн в месяц), уверен эксперт, а также сохранить 15-минутные сроки доставки. Данный игрок использует механизм гиперлокальности, осуществляя доставки с большого количества мини-площадок в Москве и Санкт-Петербурге.
В июне «Перекресток» досрочно открыл в Нижнем Новгороде свой пятый dark store. По оценкам ретейлера, его запуск позволит увеличить совокупную мощность одноименного онлайн-супермаркета в среднем на 30%.
Самовывоз отвоевывает потерянные позиции
В июне динамика роста объемов доставок «на дом» начала падать. Об этом свидетельствуют данные оперативной статистики «Почты России», которые обобщены в информационном бюллетене «Почта.Барометр». Согласно данным за период 1-7 июня, прирост доставок «на дом» из-за смягчения карантинных мер сократился на 6% относительно предыдущей недели 25-31 мая. А на неделе с 8 по 14 июня показатель упал уже на 27% по сравнению с периодом 1-7 июня. Это может являться косвенным доказательством постепенного восстановления спроса на услуги самовывоза.При этом логистические компании вовсе не переставали делать ставку на самовывоз. Например, количество постаматов в России продолжит расти, прогнозирует директор департамента продаж федеральным клиентам «СберЛогистики» Мария Зайцева.
– Мы свои планы не снижаем. В 2020 году будет установлен более 2 000 постаматов в магазинах «Дикси», 2 500 – в отделениях «Сбербанка» и еще порядка 5 000 – в 800 городах России. Поэтому рост однозначно будет, мы его обеспечим, – подчеркнула эксперт.
По состоянию на начало 2020 года у Ozon насчитывалось около 8 000 постаматов, у PickPoint – боле 5 000, у «Халвы» – более 1 200. При этом емкость внутрироссийского рынка, по оценкам CEO PickPoint Надежды Романовой, составляется порядка 25 000 терминалов.
![](/articles/articles_img/rossiyskiy_e-commerce-_mal-_da_udal/inf2.jpg)
Пандемия пройдет, а привычка расти останется
Снятие ограничений не отменит как минимум два ключевых приобретения e-commerce за прошедшие 2,5 месяца, считает партнер аналитического агентства Data Insight Борис Овчинников.Во-первых, десятки миллионов покупателей или получили первый опыт онлайн-покупок, или существенно его расширили в период пандемии, отмечает эксперт. Люди либо освоили новые для себя категории, либо установили мобильные приложения интернет-магазинов, либо привыкли к онлайн-оплате покупок. И этот опыт увеличивает вероятность того, что и в дальнейшем россияне будут чаще обращаться к онлайн-покупкам, чем до марта 2020 года.
Во-вторых, ретейлеры повысили качество доставки. За счет наращивания инфраструктуры, оптимизации маршрутов и консолидации точек доставки. И если магазин, условно, научился обслуживать 5 000 заказов в сутки вместо прежней 1000, то обидно обратно сворачивать инфраструктуру до прежнего уровня, уверен Борис Овчинников. Логичнее замотивировать клиентов так, чтобы сохранить хотя бы 3 000 онлайн-заказов.
По оценкам Data Insight, до конца года или как минимум до осени внутренний рынок электронной коммерции будет расти быстрее, чем рос в 2019-м.
– Об этом мало говорится, но на самом деле «взрывные» темпы роста рынок набрал задолго до эпидемии, – подчеркнул Борис Овчинников. – По нашим оценкам, в 2019 году внутрироссийский e-commerce по количеству онлайн-заказов увеличился на рекордные 50%. В январе-феврале аналогичные темпы роста сохранялись. Притом относительно уже высокой базы начала 2019 года.
Конечно, эпидемия подстегнула рост, разогнав его до плюс 65% в среднем за март-май относительно весны 2019 года, добавил эксперт. Но разница в скорости в целом по рынку электронной коммерции незначительная, резюмировал собеседник «Логируса».
Тэги: e-commerce, доставка заказов, аналитика, статистика, прогнозы, Data Insight, Ozon, СберЛогистика, Самокат, Вкусвилл, TopDelivery, Алексей Прыгин
22.06.2020
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Экспресс-доставка ценою в жизнь
Как доставить на другой конец страны кровь для переливания, без которой для новорожденного малыша «завтра» не наступит -
E-commerce Ball: вальс, менуэт и сказки на «десерт»
О баснях для клиентов, волшебных предметах для бизнеса и сотрудниках-полубогах -
Бизнес-стереотипы о Китае: отмахнуться или воспользоваться
Чем помогут российскому учВЭДу «драконья голова» и WeChat и почему поставщиков можно искать не только в мегаполисах -
До маркетплейса: в регионы с ветерком и по сходной цене
Логизорро на ECOM EXPO-2024 в поисках логистического партнера, который умеет работать с маркетплейсами и не снимет с селлера «последние штаны» -
Страхи страховых
Эксперимент с поиском компании для страхования нетипичных рисков в логистике
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж![Вверх Вверх](/img/up_arrows.png)
![Вверх Вверх](/img/up_arrows.png)