Маркировка и флаг революции: как меняется обработка товара на складе?
О том, каким образом маркировка разделила складскую логистику на «до» и «после»
Обязательная маркировка продукции для многих производителей и ритейлеров стала темой номер один в течение последних нескольких лет.
Так, законодатели уже внедрили маркировку табака, лекарств, обуви, фармацевтики, готовится к запуску маркировка парфюмерии и фотоаппаратов (с 1 октября), шин и покрышек (с 1 ноября).
С 1 января 2021 запрещен будет оборот немаркированной одежды, затем – молочной продукции и других товаров. Эти новшества меняют весь цикл складских операций, требуют больших трудозатрат. Но главное – не существует универсального решения, каждый производитель должен выстраивать систему, учитывая особенности своего бизнеса.
- • Что должна уметь WMS-система, чтобы эффективно организовать маркировку товаров?
- • Как избежать блокировки отгрузки «Честным знаком»?
- • Каким образом ускорить штучный отбор промаркированных товаров?
- • И чем может обернуться ошибка при формировании отправления?
Об этом «Логирусу» рассказал директор по развитию компании-разработчика WMS-систем InStock Technologies Дмитрий Филатов.
Рассмотрим поэтапно, как обязательная маркировка меняет бизнес-процессы на складе и какие нововведения нужны на каждом из этапов.
Часть 1. Прием товара на склад: не «Честным знаком» единым
Нужно сразу обозначить важный момент, связанный с маркировкой товаров: есть государственная система «Честный знак», в рамках которой каждому товару присваивается цифровой код – сделать это должен производитель или импортер. Этот цифровой код остается с товаром навсегда, то есть до момента его покупки на кассе.Это длительный процесс, рассказать о котором в рамках одной статьи невозможно. Поэтому 22 сентября мы проводим вебинар, чтобы предметнее показать, как подготовить склад и наладить взаимодействие двух систем (после 22 сентября Вы можете посмотреть этот вебинар в записи).
В первую очередь важно учесть, что перед доставкой получателю поставщик обязан ввести в «Честный знак» данные каждого товара заранее, и только после этого произвести отгрузку товара. Тогда в системе будет отображено, для кого товар предназначен, куда он будет направлен, партия, серия и дата производства, дата окончания срока годности и так далее. В итоге в момент приемки получатель должен будет лишь просканировать агрегационный код палета или короба. Если такой информации в системе Честный знак не будет, получатель не сможет принять товар.
Ранее при доставке товара клиенту все данные о нем все равно требовалось вводить, но вручную на терминале в процессе приемки. Сейчас достаточно просканировать двумерный код – вся информация уже в WMS. В этом преимущество WMS-системы при работе в процессах обязательной маркировки. Например, для молочной продукции и парфюмерии особенно важна информация о сроке годности, для шин – информация о номере партии, для обуви – информация о размере и цвете.

«Если "Честный знак" видит, что отгружается код, которого нет на складе, загрузка блокируется»
Стоит помнить, что маркировка требует точности. Одна из самых частых ошибок - не учесть, что есть агрегационный код коробки, в которой приехала, например партия обуви. И при этом есть уникальный код каждого товара, который «закреплен» за этой коробкой. Не учесть, это значит не внести данную информацию в систему «Честный знак». Если «Честный знак» видит, что отгружается код коробки или товара, которого нет, или отгружается код товара отдельно, хотя он должен быть связан с кодом коробки, отгрузка блокируется. Таким образом, любая информация об изменении агрегационной упаковки, удалении короба или создании нового, должна быть внесена в систему.
Если информация, передаваемая в Честный знак» будет расходиться с той, которая там уже имеется, получатель не сможет принять поставку. WMS-системы помогают проконтролировать этот процесс: в ходе приемки система сверяет конкретный код товара с теми кодами, которые заявлены для поставки в «Честном знаке».
Часть 2. Отбор товаров. Палеты отдельно, котлеты с маркировкой отдельно
В различных отраслях до сих пор остаются категории товаров, которые не подлежат обязательной. А значит менять бизнес-процессы их обработки не обязательно. Чтобы не сканировать поштучно тысячи и сотни тысяч товаров без необходимости и не давать лишнюю нагрузку на систему, нужно разделять грузовые потоки. Не подлежащие маркировке товары, по-прежнему, можно отгружать по модели «100 штук такого-то наименования».Часть 3. Контроль товаров на складе: сканируйте спокойно
С введением маркировки мы рекомендуем сканировать коды товаров не на стадии отбора, а на стадии контроля. Причина проста – при процессе отбора специалист тратит на это больше времени и ресурсов, тогда как у контролера есть стационарное рабочее место, где он спокойно может работать с двумерными кодами.Это позволяет организовать более высокую производительность сбора отправления в целом: на этапе контроля сотрудник сканирует, WMS сгенерирует отдельный агрегационный код короба и распечатает его на отгрузочной этикетке короба. Далее при отгрузке со склада достаточно отсканировать этот агрегационный код. Потом система WMS, интегрированная с информационной системой обмена «Честный знак», передает информацию об отгружаемых кодах в систему маркировки.

«Мы рекомендуем работникам склада собирать несколько заказов одновременно в разные короба за один проход по складу»
Таким образом, система видит, сколько товара уехало со склада клиенту, а сколько осталось в ячейке – это используется при планировании новых маршрутов. Чтобы процесс штучного отбора проходил быстрее, мы рекомендуем работникам склада собирать несколько заказов одновременно в разные короба за один проход по складу, фиксируя только код товара и количество.
Часть 4. Отгрузка: всем двумерный код
До введения обязательной маркировки не нужно было учитывать, какая единица товара и какому заказчику отгружается. Теперь же в WMS-системе каждой палете присваивается SSCC-код1 мы знаем коды всех товаров, которые там лежат и кому они поедут.Если маркированный товар отбирается целыми коробами или палетами, то при отгрузке сканируется код палета и этого достаточно, как для сбора данных, так и для их передачи в «Честный знак».

«Существует более 20 вариантов таких "ошибок": несовпадающие данные контрагента, адрес, неверные реквизиты, неверные коды, неверная упаковка и так далее»
Любая ошибка в данных о товаре может привести к тому, что «Честный Знак» заблокирует операцию. Существует более 20 вариантов таких «ошибок»: несовпадающие данные контрагента, адрес, неверные реквизиты, неверные коды, неверная упаковка и так далее. Если в «Честном знаке» указан товар в коробке, а при приеме выясняется, что его из коробки уже кто-то вытащил, система это не пропустит.
Еще одна ошибка – пересорт – это, когда склад при приеме отсканировал только коды коробов и автоматически загрузил информацию по товару из «Честного знака», а в разборе короба выясняется, что туда попал товар, которого там быть не должно. Либо этот тот же товар, но его код в «Честном знаке» числится на поставщике. Если в момент отбора/контроля не отследить эту ситуацию, то «Честный знак» заблокирует и отгрузку, и все дальнейшие операции с этим кодом, что опять приведет к существенным потерям по времени. В этом случае товар возвращается на склад и переоформляется в зависимости от ошибки.
Чтобы эту ситуацию исключить, мы рекомендуем создавать в WMS-системе локальную базу всех хранимых на складе кодов. Тогда можно будет в режиме реального времени при отборе и контроле проверять регистрацию кода товара.
Вывод: эффективная WMS-система – как учесть все?
Первое, что должна уметь WMS-система, чтобы реализовать все то, о чем мы говорили выше, учитывать двумерные коды каждого товара. Причем, это может быть огромное количество кодов – например, на складе косметики может быть и 10, и 20 млн единиц товара. Для таких случаев система выстраивается по специальной, более вертикальной архитектуре, которая позволяет ей не перебирать все эти миллионы кодов сразу.Второе – система должна позволять быстро автоматизировать процессы. Если она будет медленной и неповоротливой, никакого эффекта от автоматизации не дождаться.
Третье – система должна быть гибкой, чтобы иметь возможность адаптироваться под новые требования. Нужна возможность изменить ее функционал настройками, а не дополнительным программированием. Только так она сможет адаптироваться под каждого клиента в отдельности. В идеале должна быть не локально написанная версия, а единая система, которая подстраивается под каждого клиента и обновляется автоматически.
Благодарим компанию InStock Technologies за активное участие в подготовке материала.
1SSCC-код – серийный код транспортной упаковки, представленный в виде цифрового номера.
Тэги: маркировка, честныйзнак, wms, склад, логистика, InStock Technologies
14.09.2020
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Киргизия: петляющий транзит
О том, какой параллельный импорт просачивается через республику, по каким маршрутам и ставкам -
Рефрижераторные альтернативы: логистика «под градусом»
О том, как не дать пожухнуть логистике и прибыли -
Оговорки для подстраховки
Чем стоит дополнить внешнеторговый контракт, чтобы потом не потерять деньги и не заработать штрафы -
Дальнобойщики: трудно найти и легко потерять
О том, каким видится рецепт преодоления кадрового кризиса перевозчикам и водителям -
TransRussia-2023: переждать или переродиться
Как логистические компании приспосабливаются к тектоническим изменениям глобального рынка
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж
