Маркировка и флаг революции: как меняется обработка товара на складе?


Маркировка и флаг революции: как меняется обработка товара на складе?

О том, каким образом маркировка разделила складскую логистику на «до» и «после»



Обязательная маркировка продукции для многих производителей и ритейлеров стала темой номер один в течение последних нескольких лет.

Так, законодатели уже внедрили маркировку табака, лекарств, обуви, фармацевтики, готовится к запуску маркировка парфюмерии и фотоаппаратов (с 1 октября), шин и покрышек (с 1 ноября).

С 1 января 2021 запрещен будет оборот немаркированной одежды, затем – молочной продукции и других товаров. Эти новшества меняют весь цикл складских операций, требуют больших трудозатрат. Но главное – не существует универсального решения, каждый производитель должен выстраивать систему, учитывая особенности своего бизнеса.

  • • Что должна уметь WMS-система, чтобы эффективно организовать маркировку товаров?

  • • Как избежать блокировки отгрузки «Честным знаком»?

  • • Каким образом ускорить штучный отбор промаркированных товаров?

  • • И чем может обернуться ошибка при формировании отправления?


Об этом «Логирусу» рассказал директор по развитию компании-разработчика WMS-систем InStock Technologies Дмитрий Филатов.

Рассмотрим поэтапно, как обязательная маркировка меняет бизнес-процессы на складе и какие нововведения нужны на каждом из этапов.

Часть 1. Прием товара на склад: не «Честным знаком» единым

Нужно сразу обозначить важный момент, связанный с маркировкой товаров: есть государственная система «Честный знак», в рамках которой каждому товару присваивается цифровой код – сделать это должен производитель или импортер. Этот цифровой код остается с товаром навсегда, то есть до момента его покупки на кассе.

Однако, чтобы бесшовно включить в складские процессы маркировку товаров, интеграции с «Честным знаком» недостаточно – необходимо адаптировать основные бизнес-процессы: прием, отбор, контроль и отгрузка. Помимо этого, нужна правильно выстроенная IT-инфраструктура – WMS-система.

Это длительный процесс, рассказать о котором в рамках одной статьи невозможно. Поэтому 22 сентября мы проводим вебинар, чтобы предметнее показать, как подготовить склад и наладить взаимодействие двух систем (после 22 сентября Вы можете посмотреть этот вебинар в записи).

В первую очередь важно учесть, что перед доставкой получателю поставщик обязан ввести в «Честный знак» данные каждого товара заранее, и только после этого произвести отгрузку товара. Тогда в системе будет отображено, для кого товар предназначен, куда он будет направлен, партия, серия и дата производства, дата окончания срока годности и так далее. В итоге в момент приемки получатель должен будет лишь просканировать агрегационный код палета или короба. Если такой информации в системе Честный знак не будет, получатель не сможет принять товар.

Ранее при доставке товара клиенту все данные о нем все равно требовалось вводить, но вручную на терминале в процессе приемки. Сейчас достаточно просканировать двумерный код – вся информация уже в WMS. В этом преимущество WMS-системы при работе в процессах обязательной маркировки. Например, для молочной продукции и парфюмерии особенно важна информация о сроке годности, для шин – информация о номере партии, для обуви – информация о размере и цвете.

«Если "Честный знак" видит, что отгружается код, которого нет на складе, загрузка блокируется»



Стоит помнить, что маркировка требует точности. Одна из самых частых ошибок - не учесть, что есть агрегационный код коробки, в которой приехала, например партия обуви. И при этом есть уникальный код каждого товара, который «закреплен» за этой коробкой. Не учесть, это значит не внести данную информацию в систему «Честный знак». Если «Честный знак» видит, что отгружается код коробки или товара, которого нет, или отгружается код товара отдельно, хотя он должен быть связан с кодом коробки, отгрузка блокируется. Таким образом, любая информация об изменении агрегационной упаковки, удалении короба или создании нового, должна быть внесена в систему.

Если информация, передаваемая в Честный знак» будет расходиться с той, которая там уже имеется, получатель не сможет принять поставку. WMS-системы помогают проконтролировать этот процесс: в ходе приемки система сверяет конкретный код товара с теми кодами, которые заявлены для поставки в «Честном знаке».

Часть 2. Отбор товаров. Палеты отдельно, котлеты с маркировкой отдельно

В различных отраслях до сих пор остаются категории товаров, которые не подлежат обязательной. А значит менять бизнес-процессы их обработки не обязательно. Чтобы не сканировать поштучно тысячи и сотни тысяч товаров без необходимости и не давать лишнюю нагрузку на систему, нужно разделять грузовые потоки. Не подлежащие маркировке товары, по-прежнему, можно отгружать по модели «100 штук такого-то наименования».

Часть 3. Контроль товаров на складе: сканируйте спокойно

С введением маркировки мы рекомендуем сканировать коды товаров не на стадии отбора, а на стадии контроля. Причина проста – при процессе отбора специалист тратит на это больше времени и ресурсов, тогда как у контролера есть стационарное рабочее место, где он спокойно может работать с двумерными кодами.

Это позволяет организовать более высокую производительность сбора отправления в целом: на этапе контроля сотрудник сканирует, WMS сгенерирует отдельный агрегационный код короба и распечатает его на отгрузочной этикетке короба. Далее при отгрузке со склада достаточно отсканировать этот агрегационный код. Потом система WMS, интегрированная с информационной системой обмена «Честный знак», передает информацию об отгружаемых кодах в систему маркировки.

«Мы рекомендуем работникам склада собирать несколько заказов одновременно в разные короба за один проход по складу»



Таким образом, система видит, сколько товара уехало со склада клиенту, а сколько осталось в ячейке – это используется при планировании новых маршрутов. Чтобы процесс штучного отбора проходил быстрее, мы рекомендуем работникам склада собирать несколько заказов одновременно в разные короба за один проход по складу, фиксируя только код товара и количество.

Часть 4. Отгрузка: всем двумерный код

До введения обязательной маркировки не нужно было учитывать, какая единица товара и какому заказчику отгружается. Теперь же в WMS-системе каждой палете присваивается SSCC-код1 мы знаем коды всех товаров, которые там лежат и кому они поедут.

Если маркированный товар отбирается целыми коробами или палетами, то при отгрузке сканируется код палета и этого достаточно, как для сбора данных, так и для их передачи в «Честный знак».

«Существует более 20 вариантов таких "ошибок": несовпадающие данные контрагента, адрес, неверные реквизиты, неверные коды, неверная упаковка и так далее»



Любая ошибка в данных о товаре может привести к тому, что «Честный Знак» заблокирует операцию. Существует более 20 вариантов таких «ошибок»: несовпадающие данные контрагента, адрес, неверные реквизиты, неверные коды, неверная упаковка и так далее. Если в «Честном знаке» указан товар в коробке, а при приеме выясняется, что его из коробки уже кто-то вытащил, система это не пропустит.

Еще одна ошибка – пересорт – это, когда склад при приеме отсканировал только коды коробов и автоматически загрузил информацию по товару из «Честного знака», а в разборе короба выясняется, что туда попал товар, которого там быть не должно. Либо этот тот же товар, но его код в «Честном знаке» числится на поставщике. Если в момент отбора/контроля не отследить эту ситуацию, то «Честный знак» заблокирует и отгрузку, и все дальнейшие операции с этим кодом, что опять приведет к существенным потерям по времени. В этом случае товар возвращается на склад и переоформляется в зависимости от ошибки.

Чтобы эту ситуацию исключить, мы рекомендуем создавать в WMS-системе локальную базу всех хранимых на складе кодов. Тогда можно будет в режиме реального времени при отборе и контроле проверять регистрацию кода товара.

Вывод: эффективная WMS-система – как учесть все?

Первое, что должна уметь WMS-система, чтобы реализовать все то, о чем мы говорили выше, учитывать двумерные коды каждого товара. Причем, это может быть огромное количество кодов – например, на складе косметики может быть и 10, и 20 млн единиц товара. Для таких случаев система выстраивается по специальной, более вертикальной архитектуре, которая позволяет ей не перебирать все эти миллионы кодов сразу.

Второе – система должна позволять быстро автоматизировать процессы. Если она будет медленной и неповоротливой, никакого эффекта от автоматизации не дождаться.

Третье – система должна быть гибкой, чтобы иметь возможность адаптироваться под новые требования. Нужна возможность изменить ее функционал настройками, а не дополнительным программированием. Только так она сможет адаптироваться под каждого клиента в отдельности. В идеале должна быть не локально написанная версия, а единая система, которая подстраивается под каждого клиента и обновляется автоматически.

Отдельно отмечу, что система «Честный знак» еще формируется и правила оформления товаров до сих пор меняются. Поэтому на вебинаре InStock Technologies 22 сентября мы поговорим в том числе и о том, как адаптироваться к работе в новых, изменчивых условиях, как подготовить к этому инфраструктуру и коллектив, чтобы избежать временных и финансовых потерь (после 22 сентября Вы можете посмотреть этот вебинар в записи).

Благодарим компанию InStock Technologies за активное участие в подготовке материала.



1SSCC-код – серийный код транспортной упаковки, представленный в виде цифрового номера.


Тэги: маркировка, честныйзнак, wms, склад, логистика, InStockTechnologies
14.09.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх