Деньги, кадры и два рынка
О том, как изменилась «серо-белая» отрасль, кто стал лидером по выручке и как еще можно решить проблему дефицита кадровЗа 10 месяцев 2023 года число отправлений, доставляемых автотранспортом в России, выросло на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как объем коммерческих перевозок увеличился на 12%, сообщает РБК в исследовании «Рынок коммерческих грузоперевозок-2023» со ссылкой на предварительные данные Минтранса РФ.
Несмотря на рост объемов, выйти в плюс многим игрокам рынка помогла индексация тарифов на грузоперевозки, которые подорожали на 3,5-4% за год.
Издержки росли куда существеннее. Обострение дефицита водителей вызвало рост среднего уровня их зарплат на 30% по итогам года, нехватка складского линейного персонала привела к увеличению ФОТ на 45-85%, в зависимости от категории, по данным IBC Real Estate.
Из-за падения курса рубля по отношению к иностранным валютам, а также повышения утильсбора, стоимость грузового автомобиля выросла в среднем на 40%, до 10 млн руб. А средний чек на обслуживание техники в прошлом году увеличился на 20%, по данным Союза автосервисов России.
Поэтому мы решили подытожить главные изменения в отрасли, ответив на вопросы:
- • Как за два года перестроился сегмент грузоперевозок и кто стал лидером по выручке?
- • Когда рынок ждет полное «обеление» и что для этого нужно?
- • Как еще можно привлечь водителей в условиях, когда прежние рекрутинговые инструменты работают все хуже?
- • И что поможет оптимизировать расходы на обслуживание грузовой техники?
Чемпионы по выручке, мастера цифровизации и грузопоток на оптимизме
По итогам 2022 года объем рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок увеличился на 5,7%, грузооборот — на 1,9%, сообщает «РБК. Исследования». Выручка всех предприятий отрасли выросла на 24,7%, до 3,4 трлн руб., топ-20 операторов рынка — на 17,9% год к году.Грузопоток транспортно-логистических компаний продолжает расти как на внутрироссийских, так и на международных направлениях, сообщается в исследовании. Эксперты РБК пришли к выводу, что объем доставки по России увеличивается за счет роста спроса среди производственных предприятий, торговых сетей и компаний электронной коммерции — преимущественно, маркетплейсов. По итогам 2023 года, объем перевозок на онлайн-площадки у большинства опрошенных логистических компаний увеличился до двух раз.
Кроме того, благодаря развитию e-commerce, вырос спрос на срочную доставку и перевозку до конечного получателя, рассказал Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии». Например, по итогам 2023 года, спрос на экспресс-доставку в компании увеличился на 45%, услугу «последней мили» —до 50%.
Грузопоток на международных направлениях также растет: по итогам 2023 года объем импорта увеличился на 7,4%, экспорта — на 0,5% в реальном выражении, согласно предварительным данным Минэкономразвития РФ.
За 9 месяцев прошлого года доля стран Азии в структуре импорта выросла на 9,9 п.п., до 65,5%, экспорта — на 25,7 п.п., до 71,5%, по данным ФТС России. Аналитики «РБК. Исследования» подчеркивают, что дальнейшие усилия государства по перестройке внешней торговли будут направлены на развитие логистических коридоров, а также формирование новой линейки инструментов финансовой и нефинансовой поддержки экспорта.
Неравномерные компании и ступени цифровизации
Аналитики пришли к выводу, что логистическая отрасль — одна из наиболее передовых в России по уровню цифровых решений.Самыми цифровыми логистическими операторами по версии «РБК. Исследования» стали ГК «Деловые Линии» и ПЭК. Обе компании набрали наивысший суммарный балл — 91 из 100 максимальных. Составляя рейтинг, аналитики ориентировались на 23 критерия, каждому из которых соответствует отдельный сегмент автоматизации или роботизации. Лидеры рейтинга используют практически все цифровые инструменты, включая системы управления перевозками и оптимизации складских процессов, роботизации склада и колл-центра, электронный документооборот, применение беспилотного транспорта и другие.
По оценкам аналитиков, цифровая трансформация в отрасли протекает неравномерно. Восемь из 12 компаний, которые предоставили «РБК. Исследования» информацию о внедренных автоматизированных и роботизированных решениях, набрали менее 60 баллов. Аналитики делают вывод, что большинство игроков рынка ограничивается применением базовых инструментов для работы с данными, что тормозит переход рынка на более высокую ступень цифровизации.
Нехватка кадров и обратная сторона цифровизации
Эксперты из транспортно-логистических компаний, опрошенные РБК, делают вывод, что больше всего развитие рынка тормозят дефицит водителей грузовиков и складских работников, а также сложности с обновлением автопарка из-за ухода иностранных производителей техники. Чтобы избежать простоев и нехватки транспортных средств, компаниям в этом году предстоит плотно работать с этими вызовами.Кадровый голод в отрасли усиливается — больше всего не хватает водителей грузовиков, дефицит в компаниях доходит до 50%, сообщают эксперты «РБК. Исследования». По данным ГИБДД, в 2022 году количество выданных прав категорий С и CE сократилось более чем на треть по отношению к 2021 году. Вслед за этим зарплаты сотрудников увеличились на 30% по итогам 2023 года, ранее сообщали эксперты «Логируса».
Эксперты «РБК. Исследования» рекомендуют привлекать сотрудников не только через рекрутинговые сайты и digital-инструменты, но и с помощью кадровых программ, при которых, например, водитель получает бонусы за то, что привел на работу коллегу. Кроме того, можно рассмотреть возврат ушедших из компании работников, предварительно проанализировав причины их ухода.
При этом преодолеть общероссийский дефицит водителей помогут только меры федерального масштаба: поддержка обучения водителей в автошколе, возможность получить льготную ипотеку, а также введение субсидии на уплату НДФЛ для компаний-работодателей, чтобы повысить уровень зарплат, подчеркнул Дмитрий Хрущалев и добавил, что в ноябре прошлого года ГК «Деловые Линии» направили эти предложения в профильные министерства.
Дефицит складского персонала в прошлом году достиг 20%, ранее сообщали «Логирусу» в Ventra Industrial. Согласно данным Координационного совета по логистике, больше всего компаниям не хватает кладовщиков и комплектовщиков. Зарплаты сотрудников за год увеличились на 45-85%, согласно данным IBC Real Estate.
По мнению экспертов «РБК. Исследования», цифровизация поможет решить проблему нехватки персонала. С помощью автоматизированных инструментов бизнес снижает потребность в человеческих ресурсах, оптимизирует работу и повышает ее продуктивность.
Логистические компании уже внедряют подобные инструменты на всех уровнях: от работы складов и учета грузопотоков до изменений в работе отдела кадров, сообщается в исследовании. Например, СДЭК роботизирует склады линиями для сбора и комплектации заказов, а также автономными сортировщиками. Компания запустила чат-бот, чтобы сократить время реакции на резюме соискателей.
ГК «Деловые Линии» перешла на цифровое управление 3PL-складами, за счет чего в два раза ускорила обработку заказов и на 50-70% повысила производительность склада. А использование цифровых двойников, с помощью которых компания заранее собирает параметры будущего терминала, изучает предполагаемую нагрузку и просчитывает необходимое число сотрудников, помогло на 20% сократить пробеги сборщиков-комплектовщиков. Благодаря этому решению операционные затраты по итогам года сократились на 15%.
При этом эксперты РБК напоминают, что после автоматизации процессов во всех компаниях растут кадровые требования — нужны сотрудники с определенной технической квалификацией, которых на рынке по-прежнему нет или очень мало.
Проблемы с закупкой и рост расходов на технику
По итогам 2023 года объем реализованных в России грузовых автомобилей увеличился на 70,8%, до 143 693 ТС, сообщает «Автостат» со ссылкой на данным АО «ППК». Прошлый год стал рекордным по количеству проданных грузовиков за последние 12 лет: для сравнения, в 2012 году было реализовано 128 тыс. единиц новой техники.О том, что большая часть компаний стала активнее обновлять грузовой автопарк в 2023 году свидетельствуют и данные о росте лизинга. По оценкам «Эксперт РА», в 2023 году объем нового бизнеса в сегменте лизинга грузовых автомобилей увеличился на 120%, согласно предварительным данным «РБК. Исследования».
Как ранее сообщали эксперты «Логируса», уже сейчас можно свободно купить седельные тягачи со складов в РФ, а вот полуприцепы из Китая приходится ждать 5-6 месяцев. Несмотря на сложности с закупкой техники эксперты «РБК. Исследования» рекомендуют компаниям делать ставку не на продление сроков эксплуатации, а на обновление автопарка.
Стоимость ремонта грузовиков по итогам 2023 увеличилась на 30% из-за затрат на оборудование и зарплаты сотрудников сервисных центров, ранее сообщал «Логирусу» технический директор ГК «Нейс-Юг» Юрий Янев.
Это подтверждают и данные «Союза автосервисов» — в конце 2023 года три четверти респондентов признались, что подняли цены на свои услуги на 10-20%.
Перспективы: «серый» рынок и «отбеливающая цифра»
По итогам 2022 года доля микропредприятий, оборот которые не превышает 120 млн руб., на рынке грузоперевозок составила 89,5%, средних и крупных — 1,3%, сообщает «РБК. Исследования» со ссылкой на «СПАРК-Интерфакс». При этом лишь у 437 компаний оборот варьируется в пределах 0,8-2 млрд руб., у 161 предприятий — превышает 2 млрд руб.Аналитики сообщают, что с одной стороны, это свидетельствует о высокой конкуренции в отрасли, а с другой — о наличии значительной доли «серых» операторов, которые занижают показатели для ухода от налогов.
Темпы «обеления» рынка, по данным «РБК. Исследования», за 2022 год ускорились — количество операторов со среднегодовой выручкой от 800 млн руб. увеличилось на 26,7%, до 598 компаний. Для сравнения, за более благоприятный для развития 2021 год в сегмент крупных и средний предприятий перешли лишь 65 компаний, что вдвое меньше показателей-2022.
«Рынок ждет полное “обеление” после перехода на обязательные электронные перевозочные документы. Для этого важно принять окончательный формат ЭПД, продумать их мультисценарность и доработать вариативность различных производственных ситуаций», — подчеркнул Дмитрий Хрущалев.
По его словам, повсеместное использование электронных перевозочных документов поможет накопить необходимый массив данных, позволяющий увидеть всех участников процесса: коммерческий сегмент, административную, регуляторную и налоговую службы. Некоторые компании это «обелит», а кого-то вытеснит с рынка.
Эксперты «РБК. Исследования» прогнозируют, что в ближайшие годы внутренний грузооборот на рынке продолжит расти в том числе за счет бурного развития производственных, торговых компаний и маркетплейсов.
Аналитики приходят к выводу, что в 2024 году можно ожидать продолжения процесса «обеления» рынка и цифровизации на всех уровнях: от складской автоматизации до построения маршрутов водителей с помощью искусственного интеллекта.
Эксперты «РБК. Исследования» подчеркнули, что на фоне роста издержек бизнес будет стремиться ускорить работу, сократить затраты, а также улучшить коммуникацию с клиентами.
Тэги: грузоперевозки, цифровизация, дефицит кадров, автопарк, ГК «Деловые Линии»
25.01.2024
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка