Логистика: битва за «цифру»

Каким будет исход «цифровой борьбы» за рынок логистики между транспортными компаниями, IT-гигантами и сервисами, запущенными госструктурами

Александр Столяров Александр Столяров
корреспондент




Пандемия коронавируса и вызванные ею ограничения ускорили внедрение цифровых решений в логистике. По оценкам, сделанным в исследовании Высшей школы экономики, в 2020 году спрос отрасли транспорта и логистики на цифровые технологии составлял 89,4 млрд рублей. К 2030 году он может вырасти в семь раз – до 626,6 млрд рублей.

На текущий момент на рынке логистики есть три силы. Это государственные органы, логистические компании и крупные IT-игроки. Каждая из них теоретически может взять флаг цифровизации в свои руки.

Регуляторы создают электронную среду для других участников рынка, таким образом, стараясь установить равные для всех правила игры. Логистические компании развивают цифровые сервисы, однако пока они чаще всего используются только внутри – с их помощью, например, проводятся сделки с клиентами и оптимизируется работа. Есть и третья сторона – IT-платформы. Часть из них стремятся создать «грузовые уберы». Но и одно из самых важных сокровищ – это данные, которые IT-платформы планируют обрабатывать, собирать, а в дальнейшем, возможно, и продавать.

В деловой среде сейчас идут активные дискуссии на тему, какая из этих сил понесет за собой флаг цифровизации в логистике и какая будет иметь большее влияние.

Эти вопросы задавались на стратегической сессии «Эпоха перемен. Что будет происходить на рынке автотранспортной грузовой логистики в следующие 2 года», состоявшейся в рамках конгресса «TransRussia – 2021» и на панельной дискуссии «Пандемия и рынок: старые проблемы и новые вызовы» на конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности». Участники мероприятий в числе прочих обсудили следующие вопросы:

  • • Чего не хватает транспортным компаниям, чтобы противостоять цифровым конгломератам?

  • • Смогут ли IT-гиганты поглотить рынок транспортной логистики?

  • • Что эффективнее: бороться с уберизацией или стать ее частью?

  • • И какие есть пути эволюции у транспортно-логистических компаний?

В дискуссии о цифровом будущем рынка логистики приняли участие:


Антон Замков
директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ)
Антон Замков
Сергей Предко
директор по стратегии и развитию бизнеса группы компаний «Монополия»
Сергей Предко
Вадим Филатов
заместитель директора «Первой экспедиционной компании»
Вадим Филатов
Павел Привалов
заместитель директора Департамента государственной политики в области городского пассажирского транспорта Минтранса России
Павел Привалов
Евгений Шакалида
генеральный директор «ТРАСКО»
Евгений Шакалида
Александр Ованесов
управляющий партнер консалтинговой компании Artur d' Little RUS
Александр Ованесов
Владимир Тян
директор компании Совтрансавто
Владимир Тян
Кирилл Кузьменко
директор по транспорту X5 Retail Group
Кирилл Кузьменко

Власть алгоритмов

Будущее за большими экосистемами, такими как Google, Microsoft, Аmazon и т.д., убежден Антон Замков, директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ).

При этом, по оценкам эксперта, IT-сегменту интересны преимущественно данные, их сбор, обработка и дальнейшее использование в коммерческих целях. На глубокое погружение в проблемы и задачи рынка они не настроены. Их конечная цель – добавить в собственные экосистемы транспортные продукты. Лоббировать интересы перевозчиков представителей этой сферы не будут, считает эксперт.

Если транспортно-логистические компании не примут активное участие в цифровой трансформации отрасли, не начнут лоббировать свои интересы, в том числе и на законодательном уровне, то они станут частью экосистем.

– Если ситуация не поменяется, то классические транспортные компании станут придатком экосистем, и собственно говоря, на этом классический рынок транспортных услуг может закончиться, – не исключает Антон Замков.

По прогнозам эксперта, через пять лет на транспортном рынке могут появиться 3-4 крупных цифровых конгломерата.

Другой позиции придерживается директор по стратегии и развитию бизнеса группы компаний «Монополия» Сергей Предко. Он убежден: после автоматизации рынка такси вопрос о том, «съест» ли IT-сектор логистику стал особенно актуальным. По его словам, клиентам все равно, кто привезет ему «новый айфон или яблоко».

Такие компании, как Uber, предлагают клиентам «инфраструктурные сервисы». Сотрудничая с ними, логистический бизнес может получить выгоду

Такие компании, как Uber, предлагают клиентам «инфраструктурные сервисы». Они создают добавленную стоимость, покупая услуги у тех игроков рынка, которые предоставляют их хорошо. Однако это не означает, что такие платформы хотят «поглотить» других участников рынка. Сотрудничая с ними, логистический бизнес может получить выгоду.

– Поэтому бороться с уберизацией не стоит. Традиционным логистическим компаниям выгоднее выстроить партнерства с представителями IT-индустрии, выходящими на их рынок, – уверен Предко.

Заместитель директора ПЭК Вадим Филатов не согласен и считает, что провести уберизацию рынка грузоперевозок в разы сложнее, чем рынка такси.

– Россия сегодня находится на третьем месте по количеству криминальных случаев в области автомобильных грузоперевозок по данным ассоциации транспортной безопасности ТАРА. Так, в нашей стране произошло 307 инцидентов за 2020 год. Одно дело, когда ты сам садишься в такси, которое заказал через агрегатор, другое – когда несколько миллионов рублей в виде товаров отправляешь в незнакомую фуру, забронированную через платформу, – поясняет эксперт.

Подробнее о самых о самых популярных в России способах кражи грузов и способах борьбы с «доверчивыми» водителями читайте в статье «Воровство грузов: «мы на пороге цунами»

Эксперт отметил, что IT-платформы должны обеспечить, прежде всего, доверие перевозчиков и их заказчиков. «Первые должны быть уверены, что заказчики с ними рассчитаются.

Вторые не должны беспокоиться о доставке грузов. Важно понимать, что к ним пришел безопасный перевозчик», – добавил Филатов.

Эксперт уверен, что цифровые платформы не смогут заменить деятельность крупных транспортно-логистических провайдеров.

Во-первых, встает вопрос ответственности и безопасности грузоперевозок.

Во-вторых, масштабная логистика – это не только о бизнес-процессах, но и о соответствующей инфраструктуре, с которой необходимо также настраивать работу.

Цифровой экосистемой скорее могут стать транспортно-логистические провайдеры, если смогут внимательно прислушиваться к потребностям клиентов, решать задачи, и конечно – если смогут обеспечить продуктивное сотрудничество друг с другом.

Цифра в законе

Однако возможен и другой сценарий событий: единой цифровой базой станет площадка регуляторов.

Так, в Минтрансе РФ уже неоднократно анонсировали создание Единой цифровой платформы для участников рынка грузоперевозок.

На ней, в частности, будут размещаться реестры перевозчиков для коммерческих целей и для собственных нужд. Также на платформе компании и регуляторы смогут обмениваться перевозочными документами в электронном виде.

В Минтрансе РФ уже неоднократно анонсировали создание Единой цифровой платформы для участников рынка грузоперевозок. Запуск запланирован к 2024 году 

Кроме того, на платформе можно будет оформлять разрешения на перевозку, а также встать в электронную очередь для пересечения госграницы.

Ранее Минтранс уже объявлял о планах запуска единой платформы для автоперевозок. Даже было озвучено ее название – «Суперсервис 22». Яндекс, Мегафон и Сбер сообщали, что хотели бы стать партнером проекта. Планировалось, что на платформе можно будет оформлять перевозки по принципу «единого окна».

Цифровизация на транспорте также предполагает внедрение электронного документооборота. Эксперимент по использованию электронной транспортной накладной проходил в 2020-м году.

Подробнее о том, что было, что стало и что будет с проектом перехода на электронный документооборот в грузоперевозках читайте в статье «Электронная накладная: степень прожарки»

Вступили в силу новые правила перевозки грузов автомобильным транспортом. В них зафиксированы понятия “электронная транспортная накладная”, “электронный перевозочный документ”, “электронный заказ-наряд”. На практике электронные документы приравняют к бумажным только с 1 января 2022 года, когда вступят в силу соответствующие поправки в правила дорожного движения. Правда, и через год перевозочные документы на бумаге юридической силы не утратят.

Главная цель создания единой цифровой платформы и развития электронного документооборота в рамках нее – это «обеление» рынка. Пока же по оценкам экспертов из Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) (ист.) объем «серого» рынка составляет 70-80% от всех грузоперевозок.

Как отметил директор компании «Совтрансавто» Владимир Тян, введение электронного документооборота на рынке логистики – это не что иное, как создание инфраструктуры для бизнеса.

– Бизнесу нужна комфортная среда. Она, конечно, появится, когда каждую сделку можно будет проводить в электронном виде. Однако остается открытым вопрос, смогут ли приспособиться к новым условиям традиционные перевозчики? Я считаю, что да, так как многие из них уже знакомы с цифровизацией, они проводят ее для оптимизации бизнес-процессов, – сказал эксперт.

С экспертом вступает в полемику Кирилл Кузьменко, директор по транспорту X5 Retail Group. Возможность использовать ЭТРН и ЭПЛ существенно не изменит логистический рынок, считает эксперт.

– Рынок логистики не готов пока «обеляться». А электронная транспортная накладная как раз сейчас нацелена на это. Никто этого не хочет. Все будут делать это только из-за давления Федеральной налоговой службы. Сейчас деятельность именно этого ведомства является одним из ключевых драйверов при переходе компаний к цифровизации, убежден эксперт.

Цифровая эволюция логоператоров

Третья сила, которая может стать лидером цифровизации на транспортном рынке, это логистический бизнес.

Как считает управляющий партнер Artur d' Little RUS Александр Ованесов, сегодня оставаться одних только перевозок рискованно. Есть вероятность оказаться за бортом нового цифрового рынка.

Солидарен с ним и заместитель директора ПЭК.

– Уберизация рынка логистики, на самом деле, уже идет. Свой Uber есть у всех крупных перевозчиков, – считает заместитель директора ПЭК Вадим Филатов. – Это цифровые платформы, созданные компаниями для собственных нужд. Например, электронная торговая площадка ПЭК, где происходит взаимодействие с перевозчиками. Поэтому в ближайшее время главным будет вопрос: кто первым из перевозчиков сможет сделать эти сервисы доступными для всех участников рынка, чтобы они работали не на одну компанию, а на весь рынок.

Цифровые платформы будут представлять собой целую экосистему – одновременно можно будет заказать услуги хранения, «последней мили» и так далее. К системе должны подключаться и компании-партнеры, считает эксперт. Какая-то одна компания будет, к примеру, привозить стиральную машину, другая – ее устанавливать, а третья – утилизировать.

Уберизация рынка логистики уже идет. Свой Uber есть у всех крупных перевозчиков. Поэтому главный вопрос – кто первым сможет сделать эти сервисы доступными для всех участников рынка

Филатов прогнозирует, что все услуги в будущем можно будет заказать сразу через один сервис. Таким образом, именно транспортно-логистические компании в какой-то степени превратятся в агрегаторов.

– В результате выиграют те, кто сможет предоставить более широкий комплекс услуг, – заключил Филатов.

Директор компании «Совтрансавто» Владимир Тян тоже считает, что цифровые платформы не уничтожат традиционный логистический бизнес, они просто начнут с ним взаимодействовать. Цифровизация является всего лишь средой, инфраструктурой для работы перевозчиков, считает эксперт. «Перевозки – это производственный процесс, а цифровизация – оптимизация производственного процесса. Поэтому создание цифровых сервисов никаких угроз для перевозчиков не несет».

Лидерами рынка, считает Тян, станут логистические компании, которые объединятся с цифровыми компаниями. Просто агрегаторы, как Uber, не добьются успеха, так как невозможно всю логистику упростить до заказов через приложения и выбора для них транспортных средств.

– В математике есть понятие «линейная регрессия». Это когда какую-то сложную закономерность описывают простым подбором коэффициентов: «x, y, z». Цифровизация сегодня выглядит примерно так же. Появляются агрегационные платформы, которые аккумулировали часть заказов на перевозку. Однако успеха в дальнейшем достигнут те цифровые сервисы, которые объединятся с компаниями, оказывающими транспортные услуги на практике», – резюмировал эксперт.

Резюме: три стороны одной цифровой битвы

Мнения отраслевых экспертов относительно исхода «цифровой битвы» за рынок логистики разделились. Если обобщить высказанные в рамках панельных дискуссий прогнозы, то можно выделить четыре возможных сценария развития событий:

1. Логистический рынок захватят IT-гиганты.

Крупные IT-компании уже сегодня создают цифровые экосистемы, в которые добавляют транспортные продукты. Битва идет в том числе и за данные, которые можно использовать в различных целях. По оценкам директора ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Антона Замкова, IT-платформы с транспортными продуктами могут появиться на рынке в перспективе 5 лет.

2. IT-гиганты и традиционные логистические компании выстроят взаимовыгодное партнерство.

IT-компании создают добавленную стоимость, покупая транспортные-логистические услуги у профильных игроков рынка. Поэтому традиционным логистическим компаниям выгоднее выстроить партнерство с представителями IT-индустрии, уверен директор по стратегии и развитию бизнеса группы компаний «Монополия» Сергей Предко.

Аналогичного мнения придерживается и директор компании «Совтрансавто» Владимир Тян. Эксперт считает, что цифровые экосистемы являются лишь инфраструктурой для более эффективной работы перевозчиков. Поэтому успеха в дальнейшем достигнут лишь те цифровые сервисы, которые будут работать в коллаборации с компаниями, оказывающими реальные транспортные услуги, резюмировал Владимир Тян.

3. Традиционные логистические компании эволюционируют в универсальные экосистемы.

Цифровые платформы не смогут заменить крупные транспортно-логистические компании, считает заместитель директора «Первой экспедиционной компании» Вадим Филатов. И для этого есть как минимум две причины. Во-первых, перед IT-компаниями неминуемо встанет вопрос ответственности и безопасности грузоперевозок. Во-вторых, чтобы стать полноценными участниками логистического рынка IT-компаниям придется выстроить соответствующую офлайновую инфраструктуру.

Более вероятный сценарий – крупные транспортные компании эволюционируют в цифровые экосистемы. При условии, что они смогут наладить сотрудничество друг с другом. И через подобные экосистемы можно будет заказать весь спектр услуг: от хранения до доставки на «последней миле».

4. Единой цифровой базой станет государственная площадка.

Минтранс России планирует создать Единую цифровую платформу для участников рынка грузоперевозок. На ней, в частности, будут размещаться реестры перевозчиков для коммерческих целей и для собственных нужд. Также на платформе компании и регуляторы смогут обмениваться перевозочными документами в электронном виде. Кроме того, с помощью данного ресурса можно будет оформлять разрешения на перевозку, а также встать в электронную очередь для пересечения госграницы.

Тэги: цифровизация логистики, IT, Совтрансавто, ПЭК, МОНОПОЛИЯ, ТРАСКО, Artur d' Little, X5 Retail Group
16.06.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх