Электронная накладная: степень прожарки


Электронная накладная: степень прожарки

О том, что было, что стало и что будет с проектом перехода на ЭДО в грузоперевозках

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
новостной редактор




Практический этап эксперимента Минтранса РФ по электронному оформлению грузоперевозок начался 1 октября на 52 километре Московской кольцевой автомобильной дороги. Целый месяц регуляторы, крупнейшие автоперевозчики и грузовладельцы отрабатывают взаимодействие прототипа единой государственной информационной системы и систем транспортных компаний для обмена электронными транспортными накладными и электронными путевыми листами.

География эксперимента охватит пять субъектов РФ: Московскую область, Республику Татарстан, Калужскую и Рязанскую области, а также Краснодарский край.

Участниками пилота стали 17 компаний (LR: списки актуальны по состоянию на 21 октября). В их числе «Мираторг», «Магнит», «Газпром Нефть», «Деловые Линии», «Первая экспедиционная компания», «ОБОЗ Диджитал», Lorus SCM, «Яндекс.Такси», Wildberries, 1С, «ИТЕКО Россия», «Транснефть-Логистика», X5 Retail Group, «Газпромнефть БМ», «Крафтер-ЦФО», «РесурсТранс», «Лукойл-Центрнефтепродукт» и другие.

Обеспечивать информационное взаимодействие будут 7 операторов электронного документооборота (ЭДО): «Корус Консалтинг», Edisoft, «Электронные коммуникации», «АйСиЭл-КПО ВС», ПФ «СКБ Контур», «Директум» и «Такском».

По словам генерального директора ФБУ «Росавтотранс» Алексея Двойных, к участию в эксперименте Минтранса приглашались все крупные операторы из топ-10 российского рынка ЭДО. В итоге для «каждого из участников данное решение было добровольным».

Вместе с участниками эксперимента и контрольно-надзорными органами «Логирус» попытался найти ответы на вопросы:

  • • В чем «белые пятна» перехода на ЭТрН и ЭПЛ, и что изменит эксперимент?

  • • Какие «границы» установил Минтранс для участников пилота?

  • • Можно ли хоть что-то сэкономить с переходом на ЭДО в грузоперевозках?

  • • Эксперимент закончится, а что потом?

В этой статье «Логирус» собрал и обобщил информацию о том, как участники рынка готовились к эксперименту, насколько длительным и затратным оказался этот процесс. Отдельный блок мы посвятили условиями и особенностям пилота. И, наконец, спрогнозировали дальнейшее развитие проекта.

В обсуждении перспектив оцифровки юридически значимых перевозочных документов приняли участие:



Алексей Двойных
Генеральный директор ФБУ «Росавтотранс»
Алексей Двойных
Роман Юников
Заместитель директора ООО «Сельта» (основное автотранспортное предприятие розничной сети «Магнит»)
Роман Юников
Вадим Филатов
Заместитель директора «Первой экспедиционной компании»
Вадим Филатов
Рустем Искаков
Директор по инновациям компании Lorus SCM
Рустем Искаков
Алексей Квятковский
Руководитель направления автоматизации логистики Edisoft
Алексей Квятковский
Виктор Парахин
Заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»
Виктор Парахин
Борис Фатагдинов
Руководитель транспортной службы «ВкусВилл»
Борис Фатагдинов

Часть 1. Готовились год – тестируем месяц

Электронная транспортная накладная – это цифровой документ, который подтверждает наличие договора на перевозку, служит основанием для учета оказанных транспортных услуг и расчетов с перевозчиком. Она включает в себя такие основные графы как: грузоотправитель, грузополучатель, пункт погрузки, данные об автомобиле, участвующем в перевозке.


«Образец электронной транспортной накладной»

Для подписания такой накладной нужно будет использовать два вида электронной подписи: простую – для факта приема и передачи груза водителем, а также квалифицированную – для заверения юридических частей документа.

Электронный путевой лист – это основной первичный документ учета работы водителя и пробега, маршрута автомобиля, который выдается ежедневно водителям автотранспортных средств. С помощью путевого листа организация, владеющая автопарком, контролирует работу водителей, а также осуществляет учет расходов на ГСМ.

«Образец электронного путевого листа»


При этом пока, согласно нормам российского законодательства, необходимо иметь при себе бумажные версии перевозочных документов, которые после завершения рейса должны быть отправлены всем участникам перевозочного процесса для бухгалтерской отчетности. На законодательном уровне нормы, регламентирующие возможность использования ЭТрН и ЭПЛ, будут реализованы ориентировочно с января 2022 года.

Проект новых Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, подготовленный Минтрансом, который как раз и вводит возможность оформлять транспортные документы в электронном виде, пока на стадии публичных обсуждений.

Предполагается, что процесс обмена данными будет лишь незначительно отличаться от привычной схемы электронного документооборота, который уже используют компании-участницы.

Как пояснил руководитель направления автоматизации логистики Edisoft Алексей Квятковский, последовательность будет такой:

  • 1. До передачи партии товаров грузоотправитель оформляет электронную транспортную накладную на логистическом сервисе оператора ЭДО.

  • 2. После чего документ должны подписать сотрудник склада и менеджер. Первый использует простую электронную подпись, а второй усиленную квалифицированную.

  • 3. Затем сведения отправляются в прототип государственной информационной системы Минтранса России, а также грузополучателю и транспортной компании.

  • 4. После доставки товара грузополучателю, сотрудник склада принимает груз и подписывает ЭТрН простой электронной подписью, а менеджер – усиленной квалифицированной. Документ со своей стороны подписывают также водитель и менеджер перевозчика.

  • 5. После чего подписанная накладная уходит всем участникам перевозочного процесса.

Условно подготовку рынка к практической части эксперимента Минтранса можно разделить на два этапа.

Первым этапом стало самостоятельное внедрение бизнесом электронного документооборота в рамках своих компаний, что предполагало настройку внутренних процессов обмена цифровыми перевозочными документами. Так, например, «Магнит» уже в 2019 году оцифровал процесс обмена транспортными накладными. А в нынешнем году протестировал систему электронного документооборота для пяти автопарков привлеченного транспорта.

– Прямой интеграции с внешними автопарками не требовалось. С нашей стороны были обозначены сроки проекта, в рамках которых перевозчику нужно было подключиться к оператору ЭДО и настроить взаимодействие с ним, – пояснил заместитель директора ООО «Сельта» (основное автотранспортное предприятие розничной сети «Магнит») Роман Юников.

«ВкусВилл» оцифровал документооборот в 2019 году, разработав собственное программное решение. Компания официально не участвует в эксперименте Минтранса, но практический опыт может быть интересен игрокам рынка. За счет того, что ретейлер использует стандартную схему доставки, при которой компания является и грузоотправителем, и грузополучателем, наладить процессы удалось быстро. Для этого «ВкусВилл» выбрал оператора ЭДО, получил доступ к личному кабинету и автоматизировал процесс ввода информации по машинам и водителям с помощью QR-кодов.

– Когда кладовщик на дебаркадере отгружает очередную партию, ему достаточно отсканировать QR-код. После чего вся информация загружается в систему «1С». Оттуда данные попадают в систему оператора ЭДО, где и формируется электронная транспортная накладная, – пояснил последовательность процессов руководитель транспортной службы «ВкусВилл» Борис Фатагдинов. – Водитель в viber-чате или с помощью sms подтверждает прием груза, а также его выгрузку в конечно точке доставки. В магазине ответственные сотрудники отметили в «1С», что груз принят. Всё, перевозка завершена.

Вторым этапом подготовки участников к практической части эксперимента стала интеграция прототипом единой государственной информационной системы, разработанной ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Данная система обеспечит обмен данными между бизнесом и органами государственной власти. К прототипу государственной системы подключены логистические платформы и системы электронного документооборота.

Стандарты информационного взаимодействия систем операторов ЭДО с прототипом разрабатывались ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» совместно с участниками рынка. Стандарты большинства операторов ЭДО были готовы к работе примерно на 80% и потребовались лишь несущественные доработки. Доработать собственные IT-платформы пришлось и логистическим компаниям. Размер понесенных расходов мог составлять от 25 000 рублей и более в зависимости от системы, в которой работает та или иная логистическая компания.

– Успешность текущего эксперимента обеспечит полный переход на безбумажный документооборот для автотранспорта и окажет положительное влияние на развитие мультимодальных перевозок. Для государства преимущества очевидны – полная прослеживаемость перевозки и повышение прозрачности, – пояснил заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Виктор Парахин.

Как пояснил «Логирусу» директор по инновациям компании Lorus SCM Рустем Искаков, для участия в пилоте глобальных изменений в бизнес-процессах не потребовалось. Для обмена и учета данных электронной транспортной накладной в своей системе требуется интеграция с оператором ЭДО. При такой схеме работы электронная накладная заполняется данными в учетной системе участника перевозки, подписывается и через платформу оператора ЭДО передается всем участникам перевозки и единой государственной информационной системе. Таким образом, участники перевозки работают в своих системах с электронной транспортной накладной, оператор ЭДО служит неким «транспортом» для обеспечения всех участников актуальной версией документа, а государственная система выполняет функцию верификации данных.

Часть 2. Опасные «утечки» и прочие технические страхи

Эксперт по логистике оператора электронного документооборота Edisoft Алексей Квятковский отмечает, что пока технических боев в процессе проведения эксперимента не было.

– Тестирование процесса обмена данными позволит увидеть «белые пятна»: сценарии, которые встречаются на практике, но не поддерживаются предложенным форматом и порядком обмена. А также сверить возможности предложенного Минтрансом формата обмена данными с теми, которые встречаются на практике, – отметил эксперт.

Компании-участницы эксперимента также опасаются за сохранность коммерческих данных, которые будет аккумулировать прототип единой государственной информационной системы. Так как в случае утечки подобных сведений на рынке могут сложится неконкурентные условия.

«Пока законодательно не прописано, кто будет хранить данные о совершаемых грузоперевозках. Но все понимают, что это не должна быть какая-то частная организация»


По словам Алексея Двойных вопросам обеспечения защиты данных, содержащихся в электронной транспортной накладной и путевом листе, будет уделяться первостепенное значение. Пока законодательно не прописано, кто будет хранить данные о совершаемых грузоперевозках. Но все понимают, что это не должна быть какая-то частная организация, подчеркнул генеральный директор ФБУ «Росавтотранс».

Однако по неофициальным данным, Минтранс планирует привлечь частных инвесторов к развитию федеральной цифровой платформы «Суперсервис 22», которая в том числе будет использоваться для передачи данных по электронным транспортным накладным и путевым листам. На статус оператора проекта претендуют Сбербанк, «Мегафон» и «Яндекс».

Часть 3. Сценарии перевозки и маршрутные ограничения

Как уже упоминалось ранее, в эксперименте, который продлится с 1 по 30 октября, примут участие восемь транспортно-логистических компаний. В среднем каждая из них задействует от 10 и более машин.

Так как география проведения пилота Минтрансом ограничена, каждый перевозчик старался выбирал наиболее грузоемкие для себя направления. Ограничения маршрутов и направлений связано с необходимостью заездов машин в пункты контроля, где будут осуществляться проверки федеральными органами исполнительной власти, пояснил Рустем Искаков.

Например, Lorus SCM выбрал маршруты, которые будут проходить через Московскую область и Краснодарский край. ПЭК поедет по пяти маршрутам: из Москвы в направлении Пензы, Воронежа, Нижнего Новгорода, Белгорода и Великого Новгорода. А также из Волгограда в Москву. При этом «Деловые Линии» будут «обкатывать» электронную транспортную накладную на маршрутах из Москвы в Белгород, Краснодар, Калугу, Казань и Зеленоград.

Все компании-участницы эксперимента, с которыми пообщался «Логирус», заинтересованы в отработке максимального количества сценариев грузоперевозок, таких как:

  • • Перевозка груза с проверкой на маршруте со стороны федеральных органов исполнительной власти.

  • • Перенаправление груза грузоотправителем или смена адреса доставки.

  • • Замена водителя на маршруте в момент движения к грузополучателю.

  • • Смена тягача в ходе рейса.

  • • Отмена грузоперевозки.

Часть 4. Ну протестируем, а что потом?

– Электронное оформление перевозок – важный шаг на пути к прозрачному рынку. С внедрением электронной транспортной накладной государство получает эффективный инструмент отслеживания всей цепочки поставщиков перевозочного процесса и, соответственно, выявления «серых» игроков на рынке. Это, несомненно, создает условия для развития здоровой конкуренции и роста в отрасли, – уверен заместитель директора «Первой экспедиционной компании» Вадим Филатов.

Кроме того, весь процесс транспортировки будет отслеживаться в режиме, приближенному к реальному времени, добавил эксперт. В таких условиях участники рынка смогут получать оперативные сигналы о перевозках, не соответствующих требованиям фискальным органов, и принимать меры по устранению этих несоответствий.

Плюс ко всему, эксперимент позволит бизнесу в первую очередь убедиться, что нововведения не усложнят, а наоборот, упростят процесс транспортировки, подчеркнули в ГК «Деловые Линии».

«Росавтотранс» выделил 5 основных задач эксперимента:

  • 1. Доработка прототипа единой государственной инфосистемы Минтранса, а также систем контрольно-надзорных органов.

  • 2. Разработка регламента для обеспечения информационного взаимодействия IT-систем участников перевозочного процесса.

  • 3. Сбор предложений по доработке нормативно-правовых актов РФ, необходимых для использования электронной транспортной накладной и путевого листа.

  • 4. Формирование «дорожной карты» для обеспечения применения электронной транспортной накладной и путевого листа на всей территории РФ.

  • 5. Разработка и утверждение единого цифрового формата электронной транспортной накладной и путевого листа.

Предварительные итоги и выводы пилота должны быть подведены до середины декабря 2020 года.

– Далее возможен этап гармонизации форматов электронной транспортной накладной и универсального передаточного документа, – отметил эксперт по логистике Edisoft Алексей Квятковский. – Также потребуется время на внесение изменений в законодательство и весь регуляторный процесс.

Часть 5. Большие цифровые и малые материальные надежды

И государство, и бизнес возлагают одинаково большие надежды на электронное оформление грузоперевозок. Помимо «обеления» отрасли, о котором говорилось выше, есть также две задачи, которые могут быть решены таким инструментом как ЭДО в грузоперевозках: сокращение временных и материальных затрат. И здесь мнения экспертов разделились.

По оценкам оператора ЭДО «Диадок», внедрение цифрового носителя для транспортной накладной и путевого листа уменьшает срок обработки документации в среднем на 65%.

Что касается сокращения финансовых расходов, то помимо экономии на бумаге, затрат на персонал, на хранение документации, на 5% сократится количество порожних пробегов транспорта, отметили в «Деловых Линиях». Так как отпадет необходимость заезда на автобазу для сдачи путевой и перевозочной документации. Таким образом, исключив лишние маршруты, перевозчики смогут сэкономить время и топливо.

«На 5% сократится количество порожних пробегов транспорта»


Но в ПЭК напоминают, что у перевозчиков возникнут дополнительные расходы на роуминг и оплату услуг операторов ЭДО.

– Около 2% всех расходов на перевозку приходится на расходы по оформлению перевозочных документов. Внедрение электронной транспортной накладной значительно упрощает эту процедуру, что высвобождает финансовые и временные ресурсы транспортных компаний. С другой стороны, у перевозчиков, действительно, возникают расходы на роуминг и оплату услуг оператора ЭДО. Таким образом, существенного снижения затрат ожидать не стоит, однако какой-то процент расходов все же может сократиться, – считает Вадим Филатов.

По оценкам оператора ЭДО Edisoft, отказ от бумаги потребует от бизнеса определенных затрат. Для небольших транспортных компаний и индивидуальных предпринимателей, затраты будут равны стоимости трафика документов. Но затраты эти будут ниже издержек, связанных с оформлением бумажных документов. Расходы крупного бизнеса будут связаны с реализацией интеграции внутренних инфосистем с итоговой системой Минтранса и системой оператора ЭДО.

– Насколько нам известно, крупные компании смогут самостоятельно подключиться к итоговой информационной системе министерства, – подчеркнул Алексей Квятковский. При этом и у бизнеса, и у государства одинаковые интересы, связанные с перспективами «обеления» рынка. Регуляторы ожидают увеличения собираемости налогов и сборов, повышения безопасности дорожного движения, а также сокращения издержек на администрирование контрольно-надзорных процедур.

Генеральный директор ФБУ «Росавтотранс» Алексей Двойных считает, что единая информационная система позволит планировать загрузку дорог, а также исследовать направления транспортных потоков для строительства новых магистралей и придорожного сервиса в соответствии с нагрузкой по каждому направлению.

Бизнес же в первую очередь надеется на формирование равной для всех игроков рынка конкурентной среды. По разным оценкам, на транспортном рынке от 70% до 80% компаний относится к сегменту индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса. Точных данных о том, сколько перевозчиков по факту занимается коммерческой деятельностью, нет. Относительно полными данными обладает сейчас разве что государственная система взимания платы «Платон». А наличие электронных перевозочных документов, агрегированных в рамках единой госплатформы, позволит государству аккумулировать огромный массив достоверных и актуальных транспортных данных.

Тэги: электронная транспортная накладная, электронные путевые листы, электронный документооборот, эксперимент, Минтранс, Росавтотранс, ПЭК, ВкусВилл, Деловые Линии, Магнит, Сельта, Lorus SCM, Edisoft
22.10.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх