Воровство грузов: «мы на пороге цунами»
Эксперт в области безопасности грузоперевозок Алексей Кожевников о самых популярных способах кражи груза и способах борьбы с «доверчивыми» водителями
|
|

Введенные в связи с пандемией коронавируса ограничения заставили российских преступников «сбавить обороты». По данным сервиса для мониторинга безопасности грузоперевозок Impact.ru.com, суммарные потери грузовладельцев в апреле 2020 года составили 16 млн 264 тыс. рублей. Это в 6 раз меньше аналогичного показателя 2019 года, когда убытки достигли 103 млн рублей. Но необходимо помнить, что полную картинку мы не увидим пока не будет судебных решений и общая сумма как минимум увеличится вдвое.


Период затишья заканчивается вместе с отменой ограничений и пропускного режима, говорит заместитель директора компании «Контроль рисков» Алексей Кожевников. Согласно текущей статистике, в мае 2020 года, вместе с первыми этапами выросло и количество преступлений. Убыток составил 37 млн 264 тыс. рублей. По предварительным данным в июне 2020 сумма убытка составила 44 млн 807 тыс. рублей и выросла на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

- • Какие «пробелы» транспортного законодательства помогают воровать грузы вновь и вновь?
- • Почему российских «Остапов Бендеров» привлекают именно мошеннические схемы кражи грузов?
- • Куда из договора перевозки потерялся «экспедитор»?
- • Как «доверчивый водитель» сделал 12 краж подряд?
- • И почему воры-сладкоежки предпочитают поддельные документы?
Преступность циклична
— Алексей, по статистике сервиса по мониторингу и анализу информации о хищениях груза Impact.ru.com только за 2020 год в РФ уже известно о 118 мошеннических инцидентах, обернувшихся потерями в 925 млн рублей и сумма растет, так как очень много пострадавших появляется в судах. Расскажите, пожалуйста, как изменились эти показатели под воздействием коронавируса?
— Безусловно, повлиял кризис. Пандемия ускорила цифровизацию всех сфер экономики, переход бизнес-процессов в онлайн. С одной стороны, это прекрасно: растет прозрачность отношений, они выходят на новый уровень. Но есть и побочные эффекты, главный из которых — «обезличивание» сделки. В рабочем процессе участвует огромное число игроков с разными намерениями и возможностями. В том числе, недобросовестных.
Неудивительно, что криминогенная обстановка обостряется. Мы уже проходили через это в 1998 году, в 2008 году, когда экономический кризис способствовал росту преступности. Анализ развивающихся рынков говорит о том, что в условиях падения ВВП, прямо пропорционально растет преступность и, в частности, хищения грузов. Причина очень простая – население беднеет и начинает удовлетворять свои потребности более доступным способом, пусть он и несёт более высокие риски. А кто в России не любит рисковать?

Но есть и побочные эффекты, главный из которых — «обезличивание» сделки
— Есть ли различия в криминогенной обстановке, складывающейся, например, в Европе и в России на фоне пандемии?
— Есть, но небольшие. У нас большей «популярностью» пользуется именно мошенничество. Подобные преступления занимают около 95% всех преступных эпизодов. На данный момент это наиболее выгодная и наименее рискованная схема для жуликов. В Европе, наоборот, мошенничество занимает 3-5% в общей массе инцидентов с грузами, при этом серьезной проблемой является кража грузов традиционными способами.
Согласно статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации под кражей понимается «тайное хищение чужого имущества». В свою очередь мошенничество, согласно статье 159 УК РФ, – это «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием».
Так почему размеры мошенничества в России гораздо больше, чем в Европе? Все очень просто. Экономический уклад и мотивация отрасли, где погоня за сокращением издержек на логистику стала основным драйвером эффективности логистических менеджеров, определяет характер криминальных угроз. Если в Европе привыкли соблюдать правила, требовать от поставщиков исполнения каких-то стандартов, то у нас, к сожалению, обратная ситуация. У нас ищут пути и возможности, чтобы обойти требования закона и таким образом получить экономию. Отсюда и все проблемы. Законы есть, но соблюдать их мы не хотим.
— Эксперты выделяют три основных типа преступлений в транспортной сфере. Это хищение груза водителем, третьими лицами на стоянке и хищение третьими лицами, но уже путем подделки документов. Расскажите, какие способы чаще используются в РФ, какие — реже, и почему?
Диаграмма по способам нападений на грузы

— Начну, наверное, с наименее популярного механизма — с обыкновенной кражи. Информации по таким инцидентам немного, выглядит это чаще всего как обычное вскрытие пломбы полуприцепа во время ночной стоянки или на ходу. Наиболее распространен данный метод вблизи областных и районных центров на объездных дорогах в ночное время. Но, повторюсь, мы в «Импакт» видим сообщения о таких инцидентах достаточно редко.
Немного чаще используется мошенничество, точнее подделка документов. Злоумышленники вклеивают фотографию в паспорт неизвестного лица, приезжают, забирают груз и «с концами», тот факт, что кого-то из них в последующем устанавливают и задерживают уже не играет никакой роли для потерпевшего. Но даже такие акты составляют не более 30% от общего числа хищений путем мошенничества.
А самый популярный и самый простой способ — невыполнение перевозчиком элементарных требований закона. Выгрузка в неустановленном месте по адресу, не указанному в транспортной накладной. Почти в 90% случаев в ходе выяснения причин таких действий, водители ссылаются на звонок от неизвестных лиц и указание разгрузиться на новом складе или прямо на трассе.
— Переход на удаленный формат работы в период карантина сказался на статистике преступности?
— «Удаленка» — нет. А вот ограничения, введенные на перемещения граждан: усиление постов ГИБДД, контроль за дорожной обстановкой, — все это способствовало временному снижению преступности.
Мы оцениваем статистику, исходя из данных 2019 и 2018 года. Например, в 2019 году известно о 345 эпизодах мошенничества в области автомобильных грузоперевозок, средняя стоимость похищенного груза – 2 млн 700 тыс. рублей. Тут простая математика: берем 345 эпизодов в год, исключаем выходные и праздничные дни. Получается, что в среднем на всей территории РФ ежедневно происходит несколько крупных инцидентов с грузами, о которых есть данные по результатам судебных решений.
Но после того, как период самоизоляции завершен, кривая преступности подскочила вверх.
Это похоже на волны цунами: сначала вода отступает, но чуть позже она захлестнет нас вновь. Цикличный процесс.
«Кто звонил — не знаю, телефон не сохранился»
— Появились ли за описанный вами период, с 2018 по 2020 год, у мошенников какие-то новые схемы хищения грузов?— Все довольно стандартно. Какие-то схемы отходят на второй план, какие-то, наоборот, набирают популярность. Например, распространенность схемы с «доверчивым» водителем за 2019 год повысилась более чем на 250%!!! Это очень тревожный сигнал для бизнеса.
— Как выглядит эта схема мошенничества в области грузоперевозок с «доверчивым водителем»?

«Водитель принимает груз, расписывается во всех документов и едет в рейс, а потом пропадает с радаров»
Впоследствии, когда подключаются юристы, схема выглядит очень просто. Водитель разводит руками — «мне позвонили, сказали выгрузиться в другом месте, я и выгрузился. Кто звонил не знаю, телефон не сохранился, или сохранился, а команду мне дал работодатель!».
Самый главный нюанс: «Зачем так называемый организатор перевозки, гордо именующий себя экспедитором, выдает доверенность на водителя, которого он в глаза не видел?» Для чего это делается и почему это процветает в грузоперевозках. Это тема для отдельного разговора со службой бухгалтерии.
— И как разорвать этот замкнутый круг?
Решать проблему только в комплексе, так как попытка ее решить только за счет службы безопасности одной компании – путь в никуда. В данный момент все, что есть в руках службы безопасности — это статистика по внутренним инцидентам и «черные» списки водителей, однажды не угодивших этому грузовладельцу или перевозчику. Ни у кого нет общей картины происходящего в отрасли.
Есть и другие инструменты проверки водителей перед выездом в рейс: проведение тендеров, постоянный контакт с собственниками компаний, сохранение копии паспорта, доверенности, занесение данных автомобиля в реестры и системы складского учёта и товародвижения. Нельзя сказать, что коллеги из безопасности ничего не делают на местах. Но при объёмах перевозок в количестве 500 отгружаемых грузовиков за сутки создается вероятность того, что сработает пресловутый «человеческий фактор». Грузовладельцы это понимают, поэтому некоторые прямо говорят: «Мы закладываем в бюджет потерю одной-двух машин».
Ведь парадоксальная ситуация, что 95% хищения груза идет по договорам транспортной экспедиции. Не по договорам перевозки, когда перевозчик напрямую работает с грузовладельцем, именно по договорам экспедиции, с привлечением третьих лиц.
— Вы упомянули, что в этой схеме экспедиторы зачастую ищут перевозчика на грузовых биржах. Есть какие-то способы обезопасить себя? На что обратить внимание, чтобы не попасться в ловушку?
— Важно четко разграничить, кто имеет право заключать договор с перевозчиком, а кто нет. В статье 801 Гражданского Кодекса РФ «О договоре транспортной экспедиции» четко прописано, что лицом, оказывающим услуги должны быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. А в действительности сложилась порочная практика, при которой перевозчику может направить заявку кто угодно, любое как юридическое, так и физическое лицо. Очень удобно различным специалистам закрывать глаза на тот факт, что заявку перевозчику в силу статьи 785 ГК РФ может выдавать только грузоотправитель, это, к сожалению – реалии транспортной логистики.
Между собственником груза и экспедитором может быть огромное число посредников, юридически позиционирующих себя экспедиторами, но фактическим оказывающие информационные услуги. Мы сталкивались с цепочками, в которых количество подобных посредников доходило до 7.
.jpg)
В биржах ничего плохого нет, это вещь нужная и полезная, если она обеспечивает доступ к грузоперевозкам только юрлицам и ИП. Проблема в том, что биржами сейчас называют любую доску объявлений, на которую, заплатив пару тысяч рублей, может повесить заявку простой прохожий.
Неконтролируемый доступ к подобным ресурсам неограниченного круга лиц – является огромным риском использования подобных цифровых платформ и количество судебных решений, где в последующем упоминаются подобные ресурсы, лишнее тому подтверждение.
— А как самим водителям удается «окучивать» столько компаний? Ведь ранее вы упоминали, что в рамках этой схемы они могут осуществлять по 3-5 рейсов, пользуясь поддельными документами.
— Это несложно. Допустим, по документам у нас рейс Москва – Красноярск, который занимает семь суток. Машина вместо того, чтобы идти в Красноярск, выгружается где-то под Москвой. У мошенников есть еще почти неделя «форы»: за эту неделю они могут с поддельным паспортом обойти еще несколько компаний и собрать заказы.
Безнаказанность развязывает им руки. Например, по нашей статистике 2017 года есть пять эпизодов хищения груза в Москве и Подмосковье по поддельным документам. Проходит время — и в 2019 году мы видим еще пять эпизодов с теми же документами и снова в Москве и области.
Это очень прибыльный бизнес. За каждую такую «жатву» можно собрать от 20 до 50 млн рублей. Потом, в лучшем случае получится организовать суд, если будут установлены все участники преступной схемы. Водитель, как правило, в судебных разбирательствах представлен как жертва мошенников или третья стороны, а не соучастник преступного замысла (отсюда и термин «доверчивый»). Жулики получают свой срок, а могут и не получить, есть и такие факты. В последующем подают на УДО (LR: условно-досрочное освобождение) — и все начинается заново… Бизнес процветает…
12 грузов и «два друга Оушена»
- Были ли на вашей памяти необычные, «креативные» способы мошенничества?— Были эпизоды в феврале 2020 года. Преступники работали на двух транспортных средствах в Москве, Московской области и, кажется, еще Калужской области. 2 «доверчивых» водителя, 13 эпизодов. Из 13 эпизодов только один груз был найден. 12 так и не нашли. Это удивительно, потому что пострадало такое количество крупных грузовладельцев, что сразу возникает вопрос. Как они выбирали транспортные компании? Как их оценивали? Ведь каждый владелец груза попался на одну и ту же схему, каждый из 12.

«Как они выбирали транспортные компании? Как их оценивали? Ведь каждый владелец груза попался на одну и ту же схему, каждый из 12»
— Какие типы грузов в итоге эти два доверчивых водителя украли?
— Очень разные категории, от бытовой техники и сантехники до детских игрушек и продуктов питания.
— На ваш взгляд, как выбрать транспортную компанию и избежать контакта с недобросовестными перевозчиками?
— От службы безопасности напрямую мало что зависит. Например, мы в рамках сервиса ИМПАКТ, вручную анализируем каждую транспортную компанию, аккумулируя информацию из открытых источников. Причем в результате, получается, выявлять не только факты недобросовестности транспортной компании, но и проблемы с НДС: налоговые разрывы, схемы «обналички», количество и периодичность потерь грузов. Оценивать поставщика только на основании продолжительности существования юридического лица и миллиардного оборота – огромные риски для грузовладельца.
Если говорить в целом о действиях компании, то прослеживается такая тенденция. Компании с западным капиталом, где давно выстроены бизнес-процессы, четко прописаны регламенты, действуют целые отделы риск-менеджмента чаще заинтересованы в аналитике и предотвращении краж/хищений грузов. Многие придерживаются давно прописанных стандартов, например TAPA TSR (Trucking Security Requirements).
А в предприятиях с российским капиталом чаще другая картина. Там и один сотрудник, имеющий должность риск-менеджера, может выполнять роль целого подразделения службы безопасности. Причем даже функционал его не определен. Какие-то проверки проводятся. Но проверки — это не главное. Главное — анализ рисков. Принимать решения, позволяющие снижать риски возможно только на основе изучения всей обстановки в отрасли.
— Получается, в западных компаниях воруют меньше?
— Да, вы знаете, мошенничество там минимально.
Стандарт безопасности как способ борьбы с кражами
— Какие категории грузов чаще всего похищали за период пандемии?— Медицинские маски. Например, в одном из эпизодов партию стоимостью 28 млн рублей настоящие водители выгрузили по указанию неизвестного лица, а дальше след этих масок теряется.
— Возвращаясь к российским реалиям: есть ли актуальная статистика по категориям грузов, которые пользуются наибольшим спросом у преступников?
— 28% эпизодов хищения — продукты питания, 20% — металл. Это две наиболее излюбленные категории для похищения мошенниками. Причем схема мошенничества зависит также от категории. К примеру, чаще всего поддельные документы применяются при хищении кондитерских изделий. А именно 50% эпизодов происходило с использованием этой схемы.

«К примеру, чаще всего поддельные документы применяются при хищении кондитерских изделий. А именно в 50% эпизодов»
— Почему?
— Такую схему легко провернуть. Груз можно украсть, а потом переработать и переупаковать. То есть такая продукция может попасть на рынок, несмотря на нарушенные условия и срок хранения. Для грузовладельца (LR: в данном контексте – для производителя) это огромный удар по репутации, для потребителей — риск.
— Давайте попробуем резюмировать. Мы находится на пороге серьезного экономического кризиса. ЦБ прогнозирует снижение ВВП России на 4 – 6% в 2020 году. По данным МВФ, глобальная торговля просядет на 11%. Как в текущей ситуации изменится роль риск-менеджмента в компаниях?
— Криминогенная обстановка напрямую зависит от экономической ситуации. Чем хуже экономика, тем больше криминала. Поэтому важно в принципе не бояться говорить об этом, разбираться в причинах проблем. Сейчас транспортные компании прямо встали перед необходимостью выработать стандарты безопасности. Только создание единого стандарта, общей методики обмена информации поможет преодолеть новую волну цунами и выйти из кризиса с наименьшими потерями.
Какие приемы применяли мошенники год назад читайте в статье:
"Доверчивые перевозчики с большой дороги".
А о том, как выглядит безопасность цепочки поставок с позиции грузовладельца Леруа Мерлен, читайте в материале: "Выбирай себе мошенник, тьму или свет".
Тэги: безопасность в грузоперевозках, предотвращение мошенничества, кража грузов, хищение грузов, криминал, доверчивый водитель, перевозчики
29.06.2020
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Таможни и соцсети
Что может извлечь бизнес из социальных сетей таможенных служб ЕАЭС -
Иран: логистические сказки Востока
О том, как использовать транзитные возможности республики на полную катушку и не угодить в валютные ловушки -
С 8 марта: топ-менеджеры VS нейросеть
Заменит ли искусственный интеллект водителей и директоров крупнейших логистических компаний страны, хотя бы в спичрайтинге -
Защитники логистики Отечества
Прекрасная половина логистики о тех, кто может постоять за цепи поставок в суровые бизнес-будни -
Доставка по франшизе: открыть и приумножить
Как завоевать клиентскую базу, сформировать команду и привлечь дополнительный доход
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж
