«Курьерки»: между молотом и наковальней

Об обогнавших инфляцию расходах, дорогих курьерах и маркетплейсах, забирающих лучшую долю онлайн-заказов

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
Заместитель шеф-редактора




Канал доставки силами независимых курьерских служб в e-commerce стремительно «пересыхает». Приходящаяся на них доля онлайн-заказов с 2021 года сократилась в 3,5 раза – до 7% по итогам трех кварталов 2023 года, подсчитали аналитики Data Insight.

Потеря доли заказов – не единственная проблема, которая испытывала на прочность «курьерки» в прошлом году. Самая главная – это дефицит кадров, в частности, линейного персонала. Так, по данным «Авито Работа», спрос на курьеров в 2023 году увеличился в 3,1 раза, а число открытых вакансий – более чем на 50%. Средний срок подбора персонала на одну вакансию вырос на 30%. В результате чего затраты на поиск и удержание сотрудников кратно возросли.

На фоне перешедших из 2023 года проблем «Логирус» решил выяснить:

  • • Что дороже: поиск или удержание сотрудников?

  • • Из каких альтернативных кадровых источников курьерки будут черпать сотрудников?

  • • К каким трендам тарифной политики нужно готовиться в 2024 году?

  • • Чем маркетплейсы могут помочь, а чем помешать службам курьерской доставки?

  • • И где искать дополнительные заказы?

Разобраться в точках роста и барьерах рынка курьерской доставки «Логирусу» помогали:


Екатерина Анциферова
заместитель генерального директора по коммерции Dalli
Екатерина Анциферова
Антон Колударов
заместитель генерального директора «Почты России»
Антон Колударов
Оксана Новикова
руководитель отдела клиентского сервиса ПЭК: EASYWAY
Оксана Новикова
Алексей Бездеткин
коммерческий директор Boxberry
Алексей Бездеткин
Алексей Мерзляков
директор по маркетингу DPD в России
Алексей Мерзляков
Галина Головкова
директор по персоналу Boxberry
Галина Головкова
Антон Тивас
директор по персоналу DPD в России
Антон Тивас
Артем Соколов
президент Ассоциации компаний интернет-торговли
Артем Соколов
Сергей Семко
ведущий аналитик направления «Логистика» Data Insight
Сергей Семко
Мария Сайкина
главный аналитик РАЭК
Мария Сайкина

«Старый» курьер лучше новых двух

В 2024 году курьерские службы продолжат набор сотрудников, но основной акцент планируется сделать именно на их удержании, так как это дешевле, отметила заместитель генерального директора по коммерции Dalli Екатерина Анциферова.

– Мы тратим достаточно большое количество средств на привлечение курьеров. Это как воронка продаж с клиентами. Каждый лид стоит денег и немалых. Соответственно, мы заинтересованы в том, чтобы сохранить людей, развивать их, растить из них будущих руководителей среднего звена, – отметила собеседница «Логируса».

По оценкам эксперта, в 2023 году затраты на поиск, привлечение, обучение и адаптацию персонала выросли в среднем 34% год к году, а средний срок подбора персонала на одну вакансию увеличился на 30%.

– Сейчас на подбор персонала уходит в 4 раза больше времени, чем раньше: на вакансии, которые закрывались за неделю, мы ищем сотрудников до 30 дней. Трудности возникают с поиском сотрудников терминалов, курьеров и менеджеров по продажам, – подтверждает директор по персоналу Boxberry Галина Головкова. – Если раньше Москва восполняла недостаток сотрудников за счет «вахтовиков» из регионов, то сейчас люди легко находят работу с хорошими условиями в своем регионе и не хотят никуда ехать.

В 2023 году затраты курьерских компаний на поиск, привлечение, обучение и адаптацию персонала выросли в среднем 34% год к году, а средний срок подбора персонала на одну вакансию увеличился на 30%

Несмотря на серьезный кадровый голод, терзающий отрасль, Dalli в 2024 году строит амбициозные планы по увеличению штата курьеров, так как компания продолжает экспансию в регионы и планирует выйти на рынки всех городов-миллионников. Первые открытия запланированы в феврале: в Перми и Краснодаре. По итогам 2023 года Dalli запустилась в 12 новых городах.

В вопросах поиска новых сотрудников «курьерки» придерживаются комбинированного подхода. Так, например, DPD LR 89 в России подбирает персонал самостоятельно и привлекает для этих же целей специализированных провайдеров.

– В прошлом году еще начали пользоваться услугами временных исполнителей, чтобы в моменте перекрывать всплески по вакансиям. Это необходимо в высокий сезон, когда количество отправлений увеличивается в 2-3 раза по сравнению с обычным днем: в периоды распродаж, перед новогодними праздниками и после них, – рассказал директор по персоналу DPD в России Антон Тивас. – Один из инструментов подготовки к высокому сезону для нас – привлечение самозанятых водителей-курьеров. В прошедший высокий сезон 2023 года количество договоров с ними выросло в среднем на 20% год к году.

Аналогичного подхода придерживаются и в Boxberry. У компании есть постоянный состав рекрутеров и дополнительный пул фрилансеров, которых «подключают при повышенной нагрузке, незапланированном объеме вакансий или при возникновении узкоспециализированных вакансий, требующих специальной экспертизы», пояснила Галина Головкова.

При этом бизнес продолжает искать новые ниши для привлечения потенциальных сотрудников. Так, DPD в рамках федеральной программы на регулярной основе сотрудничает с российскими вузами, где подбирает студентов профильных специальностей для прохождения практики, после которой лучшим кандидатам предлагают трудоустройство. Boxberry планирует присмотреться к тем, кто готов работать неполный рабочий день или по гибкому графику, женщинам в декрете и людям, попавшим в сложные жизненные ситуации.

Без охоты не споро пойдет работа

Кадровый дефицит в отрасли толкает курьерки на ускоренную индексацию заработных плат. По словам заместителя генерального директора по коммерции Dalli Екатерины Анциферовой, в 2023 году фонд оплаты труда (ФОТ) линейного персонала в среднем вырос на 43%: у курьеров на личном авто уровень заработной платы увеличился более чем на 50%, у пеших – на 30-40 %, у работников склада – на 30-32%.

Также в Dalli существует отлаженная система надбавок и компенсаций, которые служат дополнительным стимулом для курьеров. Речь идет о надбавке за выполнение плана, за выработку, за дальность доставки, а также о компенсации расходов на горюче-смазочные материалы, парковку внутри третьего транспортного кольца в Москве и т.д., привела примеры Екатерина Анциферова.

Источник: исследование РАЭК «Рынок курьерской доставки «последней мили»


– На рынке сейчас очень большой спрос на курьеров, идет борьба за каждого кандидата, и мы понимаем, что только материальной мотивации недостаточно. Должны быть некие стимулы внутри компании: возможность карьерного роста, профессионального развития, инструменты социальной защиты работников и т.п., – уверена собеседница «Логируса».

Так, Dalli сейчас прорабатывает возможность оформления расширенных корпоративных медицинских страховок.

Развитие вовлеченности и удержание персонала в ситуации острого кадрового дефицита помогает поддерживать высокие показатели укомплектованности штата, соглашается директор по персоналу Boxberry Галина Головкова. Благодаря ставке на развитие корпоративной культуры по итогам 2023 года удалось удержать показатель на уровне 96%.

Кабы кудри вились, кабы денежки велись

В связи с существенным ростом затрат еще одним приоритетом для курьерских служб станет оптимизация затратной части, уверен ведущий аналитик направления «Логистика» Data Insight Сергей Семко. Но существенно повысить операционную эффективность у компаний не получится.

– Рынок логистики для электронной коммерции низкомаржинальный: доходность компаний на нем колеблется от отрицательной до максимум 10%. Это обуславливается большим количеством игроков, которые уже не первый год конкурируют друг с другом, в том числе и по показателям операционной эффективности. Инструменты ее повышения ограничены и всем хорошо известны, поэтому можно сказать, что курьерские компании попали в так называемую «ловушку эффективности», – пояснил эксперт.

Источник: исследование РАЭК «Рынок курьерской доставки «последней мили»


На фоне увеличения расходов часть служб доставки для роста рентабельности в 2023 году впервые пошли на неоднократное повышение тарифов в пределах одного года, отметил Сергей Семко. В текущем году ситуация может повториться. Кроме того, в 2024-м крупные компании, оказывающие услуги по доставке same day, продолжат отказываться от линейки фиксированных тарифов в пользу динамического ценообразования. Это один из вариантов ценообразования, который формируется по принципу аукциона.

– По такой модели и раньше работали компании, осуществляющие доставку same day на «последней миле». Это «Достависта», Пешкарики, Bringo, – привел примеры Сергей Семко. – Аукционы проводятся непосредственно на этих площадках: через клиентский интерфейс заказчик размещает заказ на доставку и объявляет его стоимость. Если исполнителей на такую стоимость найти не удается, ее можно скорректировать в сторону увеличения.

Переход на эту модель игроков из сегмента доставки next day или доставки в регионы маловероятен, считает ведущий аналитик направления «Логистика» Data Insight. Скорее всего, они будут чаще пересматривать свои тарифы. Но индексация будет постепенной: цены будут расти поэтапно на отдельные виды услуг, не исключает собеседник «Логируса».

«В 2024-м крупные компании, оказывающие услуги по доставке same day, продолжат отказываться от линейки фиксированных тарифов в пользу динамического ценообразования»


Лучше гнуться, чем переломиться

По данным Data Insight, доля логистических услуг, переданных маркетплейсами и интернет-магазинами на аутсорс, в 2023 году сократилась до 7%. Однако опрошенные «Логирусом» курьерские службы верят в потенциал взаимовыгодного сотрудничества.

Часть компаний уже тесно сотрудничают с маркетплейсами. Так, «Почта России» работает со всеми крупнейшими маркетплейсами и в 2024 году намерена расширять сотрудничество по разным направлениям: магистральная перевозка, доставка товаров до склада маркетплейса или в ПВЗ, а также выдача товаров в отделениях и через почтоматы, поделился планами заместитель генерального директора «Почты России» Антон Колударов.

– Будем развивать мультимодальные перевозки и сокращать сроки доставки заказов маркетплейсов за счет оптимизации бизнес-процессов. Продолжим активное сотрудничество с онлайн-площадками по развитию международных направлений. Например, будем развивать end-to-end решения для повышения скорости доставки отправлений из Китая в РФ, – анонсировал Антон Колударов. – По отдельным направлениям и услугам мы уже обеспечиваем доставку из КНР до 15 дней, с рядом клиентов готовы рассматривать условия по фиксированными параметрам качества доставки.

Также в этом году «Почта России» намерена запустить услугу доставки посылок маркетплейсов своими грузовиками (выделенный экипаж) и обеспечивать ручную обработку заказов на собственных складских мощностях.

Плотно сотрудничает с маркетплейсами и DPD в России. По словам директора по маркетингу Алексея Мерзлякова, в 2023 году компания осуществляла доставку до 12 маркетплейсов по всей стране. При этом 50% всего объема заказов пришлось на региональные склады. В топ-5 городов вошли Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань и Краснодар.

ПЭК LR 83 в 2024 году продолжит интегрировать свои логистические сервисы с маркетплейсами, чтобы упростить доставку на всех этапах: от селлера до конечного получателя, рассказала руководитель отдела клиентского сервиса ПЭК: EASYWAY Оксана Новикова. Помимо развития в России, компания намерена запустить сотрудничество с мультибрендовыми площадками Узбекистана и Казахстана. В общей сложности, за полтора года ПЭК открыл более 100 филиалов, большая часть из которых приходится на Россию и страны СНГ.

– Кроме того, в 2024 году ПЭК планирует расширить сервисы для e-commerce и вслед за этим нарастить объем доставки в два раза, – отметила собеседница «Логируса».

Dalli пока присматривается к сотрудничеству с крупными онлайн-площадками. Один из вариантов – проект по доставке сборных крупногабаритных грузов, рассказала заместитель генерального директора по коммерции Екатерина Анциферова. Второй – партнерство в части доставки по модели DBS, когда маркетплейс выступает как витрина, а курьерская служба привозит товар со склада нашего клиента до конечного получателя.

Источник: исследование «Логистика интернет-торговли России в 2023. Мнения и ожидания» Data Insight


Но пока маркетплейсы передают незначительную часть логистических операций независимым компаниям, констатирует коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин. И зачастую это происходит в тех случаях, когда крупным онлайн-площадкам просто невыгодно осуществлять доставку своими силами, добавила главный аналитик РАЭК Мария Сайкина. Например, в труднодоступные и удаленные регионы.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов полагает, что независимым курьерским службам стоит сейчас обратить внимание на регионы, которые испытывают дефицит логистических ресурсов, а также те, где компании интернет-торговли открыли фулфилмент и распределительные центры.

– Если говорить о рынке маркетплейсов, несмотря на высокую конкуренцию, очевидно, что будет расти емкость сегмента адресной доставки товаров и продуктов на так называемой «последней миле». И здесь могут оставаться свободные ниши, – полагает эксперт.

«Почта России» видит потенциал сотрудничества с онлайн-площадками в регионах. Статистика показывает, что в структуре доставки e-commerce доля Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга продолжает стремительно сокращаться, подчеркивает заместитель генерального директора «Почты России» Антон Колударов. По итогам 2023 года она составила чуть менее 35%. Доли почти всех других регионов растут.

– Для дальнейшего расширения в регионы, где рынок растет, маркетплейсы могут начать активнее рассматривать аутсорсинг логистических услуг. В определенных случаях это коммерчески эффективнее, чем создавать собственную инфраструктуру: в условиях роста ставок аренды на складскую недвижимость, сокращения свободного предложения на рынке складов. Также подключение операторов решает вопрос с доставкой на последней миле и помогает быть ближе к получателю, – уверен Антон Колударов.

Руководитель отдела клиентского сервиса ПЭК: EASYWAY Оксана Новикова полагает, что в этом году доля логистических операторов в объеме доставки для маркетплейсов будет увеличиваться. Больше всего вырастет спрос на перевозку крупногабаритных товаров в регионы России, полагает эксперт. Темпы роста в других сегментах будут зависеть от динамики развития мультибрендовых площадок, а также тарифов на доставку и возврат товаров.

Однако, в ближайшем будущем ожидать от маркетплейсов массовой передачи логистических операций независимым компаниям не стоит, предупреждает коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин. В свое время онлайн-площадки достаточно активно открывали партнерские точки выдачи заказов, и сейчас они уже гораздо ближе к покупателю, чем оффлайновая розница. Поэтому работу с партнерами маркетплейсы, вероятнее всего, продолжат по остаточному принципу, прогнозирует эксперт.

Рыба ищет, где глубже, а курьерки, где лучше

Однако курьерские службы видят свое будущее не только в связке с маркетплейсами. По статистике Data Insight, шестерка крупнейших онлайн-площадок в 2023 году обеспечила 75% от всего количества заказов на рынке российского e-commerce. Но остается еще 25% рынка, компании на котором работают вне маркетплейсов, напоминает коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин. Это еще примерно 500 млн заказов.

– Наши услуги будут востребованы у российских производителей, так как они активно заполняют ниши, освободившиеся после ухода иностранных брендов. Растет количество продавцов в регионах, которым, как и столичным магазинам, нужна доставка с максимально широкой географией, – рассуждает эксперт. – Развивается рынок e-commerce в ближнем зарубежье: местные онлайн-продавцы тоже заинтересованы в организации надежной доставки в Россию и из нее. В связи с непростой экономической ситуацией среди покупателей растет спрос на бывшие в употреблении товары, развивается вторичное потребление, в связи с чем увеличиваются объемы отправок с классифайдов и между физическими лицами.

Перспективной нишей для небольших курьерских служб Оксана Новикова, руководитель отдела клиентского сервиса ПЭК: EASYWAY, считает категорию дорогостоящей продукции. Например, люксовой одежды и обуви, электроники и бытовой техники, стоимость курьерской доставки которых выше базовых тарифов на рынке.

Директор по маркетингу DPD в России Алексей Мерзляков считает, что ближайшие год-два многие крупные бренды займутся собственной онлайн-продажей. Большинство российских фэшн-ритейлеров, по словам эксперта, уже разрабатывают свои сайты и приложения.

– Продажи через маркетплейсы, с одной стороны, дают вал объемов, но это будут не ваши клиенты. Онлайн-площадка в следующий раз может продвинуть рекламу другого бренда или продать собственные брюки и рубашки, заказанные на соседней фабрике. С собственной же клиентской базой можно выстраивать программу лояльности, предлагать новые коллекции, звать в магазины или предлагать стоковые товары – все это невозможно с маркетплейсом. Игроки рынка начинают это понимать, – уверен Алексей Мерзляков.

В результате к 2025-2026 году доля маркетплейсов в онлайн-продажах снизится на 20-30%, а отыгравшим этот рынок B2C-брендам понадобятся курьерские компании, прогнозирует собеседник «Логируса». Так как инвестировать в непрофильные направления бизнеса они, скорее всего, не будут.

Тэги: курьерские службы, тарифы, кадры, Почта России, DPD, Boxberry, Dall, Data Insight, АКИТ, РАЭК
01.02.2024

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх