Углубленный Суэц, труднодоступные надбавки и лизинговый конфискат


Углубленный Суэц, труднодоступные надбавки и лизинговый конфискат

Логистические итоги недели: коротко о главном с комментариями участников рынка



Суэцкий канал станет менее поверхностным, «Почте России» запретили брать лишнее, а Cianiao, не жалея себя и инвестиций, расставляет локеры по Москве и регионам – об этих и других значимых логистических событиях читайте в этом выпуске итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

• Каковы истинные цели очередной реконструкции Суэцкого канала?

• Есть ли объективные причины тарифной несдержанности «Почты России»?

• Кто виноват в том, что у транспортных компаний отбирают лизинговый транспорт?

• И когда остановиться с развитием постаматной сети, чтобы не оставить ее без трафика?

На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:

Мария Сулима
аналитик Национального Рейтингового Агентства
Мария Сулима
Максим Медведев
директор департамента мультимодальных перевозок и таможенного оформления NAWINIA, член ACEX
Максим Медведев
Алексей Коренев
аналитик ГК «Финам»
Алексей Коренев
Андрей Мякин
директор по продажам СДЭК
Андрей Мякин
Ольга Древаль
коммерческий директор службы доставки Dalli
Ольга Древаль
Андрей Алешин
директор производственной компании «Акцент»
Андрей Алешин
Иван Корчагин
директор по маркетингу ГК «CRAFTER»
Иван Корчагин
Камиль Баймухаметов
бизнес-тренер по транспортной логистике
Камиль Баймухаметов
Вячеслав Савин
генеральный директор Cianiao в России
Вячеслав Савин
Ирина Зильберберг
начальник управления партнерской сети DPD в России
Ирина Зильберберг

Не проплывайте мимо

Суть:

Администрация Суэцкого канала за два года расширит и углубит южную часть водного коридора. Решение было принято после инцидента с контейнеровозом Ever Given в марте этого года.

План расширения канала уже одобрен Президентом Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, рассказал руководитель администрации Суэцкого канала Усам Рабиа. Планируется расширить участок канала длиной 30 км между Горькими озерами и городом Суэц на 40 км на восток. Также участок будет углублен на 8 футов или на 2,5 метра.

Кроме того, собираются продлить на 10 км вторую нитку канала к северу от Горьких озер. Общая длина составит 82 км.

Последний раз масштабная реконструкция Суэцкого канала велась в 2014-2015 годах. Тогда стоимость работ составила $8,2 млрд. В рамках реализации проекта была построена новая ветка Суэцкого канала протяженностью 35 км, расположенная между 60-м и 95-м км канала. После окончания работ двустороннее движение судов стало возможным на 115,5 км, то есть на 60% протяженности канала.

Пропускная способность Суэцкого канала – 97 судов ежедневно. Общая длина канала – 193 км. И происшествие 23 марта с контейнеровозом Ever Given буквально парализовало его. Морские линии, грузовладельцы и экспедиторы всерьез задумались о развитии альтернативных путей.

Максимальная пропускная способность Суэцкого канала составляет до 100 судов в сутки. При этом по факту через него проходит не более 50 кораблей, отметила аналитик Национального Рейтингового Агентства Мария Сулима. Дополнительные ограничения на проводку через канал вводят в ветреную погоду, так как из-за сильных порывов корабли может развернуть поперек русла. Как это и произошло с Ever Given. Еще одно ограничение касается максимальной осадки судов: она не должна превышать 16 м, добавила эксперт.

Дополнительные ограничения на проводку через Суэцкий канал вводят в ветреную погоду, так как из-за сильных порывов корабли может развернуть поперек русла. Как это и произошло с Ever Given

– Предложенные меры – углубление дна в южной части канала до 22 метров и расширение фарватера, а также продление второй нитки канала на 20 км – скорей всего, позволяют решить большую часть инфраструктурных проблем и добавить порядка 10-15% пропускной способности. Но, на наш взгляд, одним из вариантов решения могло бы стать развитие технического оснащения канала. Например, приобретение более мощных буксиров, которые соответствуют размерам проходящих по Суэцу кораблей, – считает Мария Сулима.

Вкупе с некоторыми изменениями в правилах буксировки судов в ветреную погоду вероятность повторения мартовского инцидента в Суэце может быть в будущем существенно снижена, резюмировала эксперт.

Директор департамента мультимодальных перевозок и таможенного оформления NAWINIA, член ACEX Максим Медведев также полагает, что запланированная модернизация в большей степени связана с вопросами безопасности перевозок, нежели увеличения пропускной способности. Так как инцидент с контейнеровозом Ever Given показал, что при ширине канала в 350 м и длине проходящих по нему судов в 400 м, новые ЧП могут возникать с завидной регулярностью.

С точки же зрения увеличения пропускной способности администрации канала необходимо оснастить Суэц навигационными средствами, позволяющими осуществлять безопасную проводку судов в ночное время, добавил аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. Но несмотря на все нерешенные проблемы Суэц не уступит пальму первенства Северному морскому пути по целому ряду причин. У Севморпути в разы меньше грузооборот, подчеркнул эксперт. Судам требуется ледовая проводка, плюс стоимость страховки грузов выше.

– Поэтому в настоящий момент Северный Морской Путь – это сугубо российская внутренняя магистраль, которая используется в стратегических целях и для снабжения Крайнего Севера России, а также расположенных там населенных пунктов и объектов, – резюмировал Алексей Коренев.

No money – no Sakhalin

Суть:

Федеральная антимонопольная служба возбудила дело против «Почты России» и признала, что оператор нарушил закон «О защите конкуренции». Дело в том, что организация взимала надбавку в размере 100% за посылки, которые направлялись в или из труднодоступных регионов.

– Отмена указанной надбавки позволит жителям труднодоступных населенных пунктов пользоваться услугами почтовой связи на равных условиях с остальными гражданами РФ, – говорится в сообщении службы.

За нарушение «Почте России» будет назначен штраф по статье 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке». Максимальный размер штрафа – 1 млн рублей.

Напомним, что оператор ввел надбавку в октябре 2019 года. По новым правилам она двукратная к сумме оплаты за всю массу посылки при отправлении в труднодоступные отделения связи. В августе прошлого года ФАС потребовала у Почты отменить надбавку. В ответ оператор заявил, что не считает себя монополистом. Итого в ноябре 2020 года служба возбудила дело о нарушении закона «О защите конкуренции».

Повышенные тарифы для некоторых регионов формируются не из-за удаленности и труднодоступности территорий, а исключительно из-за количества операций, которые проходит груз с момента отправления до момента его получения, пояснил директор по продажам СДЭК Андрей Мякин.

– В СДЭК клиентские тарифы частично опираются на операционные затраты. Есть повышение ставок для ряда областей на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Это обусловлено повышенными зарплатами, более высокой стоимостью горюче-смазочных материалов и так далее, – прокомментировал эксперт.

Повышенные тарифы для некоторых регионов формируются не из-за удаленности и труднодоступности территорий, а исключительно из-за количества операций, которые проходит груз с момента отправления до момента его получения

Коммерческий директор службы доставки Dalli Ольга Древаль отметила, что «Почта России» пока не входит в список поставщиков Dalli. Но есть понимание, что при желании покрывать доставкой всю территорию России логистическим компаниям необходима интеграция с Почтой как поставщиком и партнером.

Как по лизингу пришло, так и ушло

Суть:

Средний возраст грузовых авто в России: от 15 лет до 21 года в зависимости от региона. Таковы данные Автостат по итогам 2020 года. Несмотря на это транспортные компании обновляют свои автопарки все медленнее. Ситуацию усугубляют рост курса валют, индексация утильсбора и негативная макроэкономическая ситуация.

Однако среди тех, кто решился-таки «омолодить» грузовой парк, происходят ситуации с изъятием техники в последствии. Недавно на площадке Facebook директор производственной компании «Акцент» Андрей Алешин привел показательный пример на эту тему. В частности, по его данным у компании CLC Group изъяли 100 автопоездов ранее взятых в лизинг. Всего в автопарке перевозчика 700 единиц техники.



Дискуссия в сети разгорелась нешуточная. Пока одни сравнивали возможности отечественных и иностранных транспортных средств, другие предрекали, что новые «КамАЗы», приобретенные сейчас в лизинг, компании уже через 2-3 года будут раздавать обратно.

Корпоративные клиенты зачастую покупают у «КамАЗа» технику крупными партиями: например, порядка 100 единиц за раз, рассуждает директор производственной компании «Акцент» Андрей Алешин. Но, к сожалению, не все компании обладают навыками управления крупными автопарками. Как следствие, возникают трудности с покрытием лизинговых платежей. А потом происходит конфскация техники.

– Изъятие техники только у CLC Group «закроет» весь рынок конфиската на ближайшее полугодие, – допускает эксперт.

Еще на стадии выбора новой грузовой техники нужно учитывать три основных показателя: соотношение цены и качества, периодичность обслуживания, а также наличие запчастей в свободном доступе и географию сервисных центров

По мнению директора по маркетингу ГК «CRAFTER» Ивана Корчагина, к критериям оценки работы автопарка можно отнести следующие показатели. Исправность, наличие простоев, в том числе по причине поломок, и длительность ремонтов. Последние два фактора неминуемо приводят к снижению доходности.

– В ходе эксплуатации автопарка мы понимаем, как часто происходят поломки, какова длительность простоев на ремонте и обслуживании. После этого вводим нормативные показатели коэффициента технической готовности и затрат на обслуживание. Если фактические затраты превышают нормативные, технику пора менять, – пояснил Иван Корчагин.
Кроме того, эксперт еще на стадии выбора новой грузовой техники рекомендует учитывать три основных показателя: соотношение цены и качества; периодичность обслуживания, а также наличие запчастей в свободном доступе и географию сервисных центров.

– Если компания обновляет свой автопарк, то прежде всего необходимо подготовить план и рассчитать необходимый запас денежных средств или так называемую «подушку безопасности», которая покроет увеличенные расходы на его содержание. Нужно также включить в этот план затраты на топливо, заработную плату водителям, страхование транспортных средств. Если есть возможность использовать господдержку по лизингу или кредитованию, то ее нужно использовать, – уверен Иван Корчагин.

Чтобы правильно рассчитать финансовый поток нужно заранее планировать расходы на каждую единицу техники, сроки оплаты и сроки поступления доходов, порекомендовал собеседник «Логируса». Такой подход, по его мнению, обеспечит качественное использование финансовых ресурсов и автопарка.

– При контроле затрат на перевозку нужно учитывать расход топлива, километраж, скорость прохождения маршрута плюс расходы на поддержание рабочего состояния техники. Последний пункт включает в себя расходы на запчасти, любые другие расходные материалы и прохождение технического обслуживания. Если происходит любое отклонение от нормативов, нужно это анализировать. Так как, например, высокие расходы могут говорить о необходимости смены техники на новую, – резюмировал Иван Корчагин.

Бизнес-тренер по транспортной логистике Камиль Баймухаметов призвал логистов не забывать, что прибыль напрямую связана с количеством заказчиков. Арифметика следующая: на парк из 10 машин компания должна обладать объемом заказов на 15-20 машин. В этом случае компания «относительно легко пройдет этап обновления и увеличения своего парка».

Эксперт выделил шесть основных составляющих затрат на грузоперевозку: оплата лизинга, топливо, зарплата водителя, командировочные водителя, плата тарифа в системе «Платон» и ремонтные работы. Учитывая все эти статьи расходов, нужно просчитать общие затраты на 1 единицу грузовой техники желательно на полгода вперед. Так как в последнее время участились случаи увеличения отсрочек платежей с 10-ти до 30-40 или более банковских дней, предупреждает собеседник «Логируса».

– Когда вы захотите обновить парк, обратите внимание на сроки оплаты от клиентов. Вам необходимы те, которые производят отплаты в течение 5-10 банковских дней. И допустимо небольшое количество тех, кто перечисляет платеж в течение 20 и более дней, – посоветовал Камиль Баймухаметов.

Кроме того, необходимо длинные маршруты разбавлять короткими, протяженностью до 200 км, и средними. Таким образом, можно ускорить поступление средств за оказанные транспортные услуги, резюмировал эксперт.

Сим-сим доставься

Суть:

Cainiao Network инвестирует 2 млрд рублей в развитие постаматной сети. А всего в логистическую инфраструктуру предполагается вложить 4 млрд рублей.

В частности, оператор планирует нарастить собственную постаматную сеть в 4 раза. Для сведения: сейчас у Cainiao Network 2 000 собственных локеров. Компания будет развивать сеть постаматов совместно с универсамом «Верный». Так, логистический оператор разместит в сети магазинов более 100 точек выдачи заказов в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Казани.



Сейчас в России работает более 25 000 постаматов. Из логистических компаний крупнейшие сети у PickPoint – это 10 900 точек выдачи. Речь идет о ПВЗ и постаматах в совокупности. У DPD – 4 600 постаматов и пунктов выдачи в совокупности. У Boxberry – 4 200 постаматов и пунктов выдачи в совокупности. Речь идет о собственных и партнерских точках компании. Таковы данные Data Insight за 2020 год.

По мнению генерального директора Cianiao в России Вячеслава Савина, собственная постаматная сеть не отменяет партнерского взаимодействия. В связи с чем Cianiao намерен продолжать взаимодействие с партнерами. В их числе 5Post, «СберЛогистика», DPD, PickPoint и другие.

При этом выстраивая стратегию развития, Cianiao будет ориентироваться на опыт Китая. В частности, на практику установки локеров на территории предприятий малого и среднего бизнеса, добавил эксперт. Сейчас на такие точки в России приходится более 20% от общего количества постаматов Cianiao.

– Сегмент постаматов – один из самых динамично развивающихся. Число игроков и количество локеров меняется постоянно, поэтому наша основная задача внести весомый вклад в развитие этого сегмента. Концу 2021 года мы планируем увеличить число наших локеров до 8 000, – резюмировал Вячеслав Савин.

Начальник управления партнерской сети DPD в России Ирина Зильберберг считает, что развитие собственной сети постаматов – яркая имиджевая история. Другой вопрос – наполняемость локеров и управление трафиком. Так как в рамках одного маркетплейса его сезонные колебания могут составлять 200-300%.

– А постамат, чтобы он не был убыточным, должен работать с нагрузкой не менее 70%, – подчеркнула собеседница «Логируса». – Соответственно либо вся сетка будет все это время недозагружена, либо в высокий сезон будут катастрофические проблемы с capacity1.


1Capacity – с англ. «вместимость»

Тэги: NAWINIA, ACEX, Финам, СДЭК, Dalli, Акцент, CRAFTER, Cianiao, DPD, Суэцкий канал, постаматы, инвестиции, лизинг, интернет-торговля
27.05.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх