Углубленный Суэц, труднодоступные надбавки и лизинговый конфискат
Логистические итоги недели: коротко о главном с комментариями участников рынка![](/articles/articles_img/uglublennyy_suets-_trudnodostupnye_nadbavki_i_lizingovyy_konfiskat/gl.jpg)
Суэцкий канал станет менее поверхностным, «Почте России» запретили брать лишнее, а Cianiao, не жалея себя и инвестиций, расставляет локеры по Москве и регионам – об этих и других значимых логистических событиях читайте в этом выпуске итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:
• Каковы истинные цели очередной реконструкции Суэцкого канала?
• Есть ли объективные причины тарифной несдержанности «Почты России»?
• Кто виноват в том, что у транспортных компаний отбирают лизинговый транспорт?
• И когда остановиться с развитием постаматной сети, чтобы не оставить ее без трафика?
На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:
![Мария Сулима Мария Сулима](/articles/articles_img/uglublennyy_suets-_trudnodostupnye_nadbavki_i_lizingovyy_konfiskat/mar_s.png)
аналитик Национального Рейтингового Агентства
Мария Сулима
![Максим Медведев Максим Медведев](/articles/articles_img/uglublennyy_suets-_trudnodostupnye_nadbavki_i_lizingovyy_konfiskat/maks_med.png)
директор департамента мультимодальных перевозок и таможенного оформления NAWINIA, член ACEX
Максим Медведев
![Алексей Коренев Алексей Коренев](/articles/articles_img/uglublennyy_suets-_trudnodostupnye_nadbavki_i_lizingovyy_konfiskat/alek_kor.png)
аналитик ГК «Финам»
Алексей Коренев
![Андрей Мякин Андрей Мякин](/articles/articles_img/uglublennyy_suets-_trudnodostupnye_nadbavki_i_lizingovyy_konfiskat/andr_mak.png)
директор по продажам СДЭК
Андрей Мякин
![Ольга Древаль Ольга Древаль](/articles/articles_img/uglublennyy_suets-_trudnodostupnye_nadbavki_i_lizingovyy_konfiskat/ol_dr.png)
коммерческий директор службы доставки Dalli
Ольга Древаль
![Андрей Алешин Андрей Алешин](/articles/articles_img/uglublennyy_suets-_trudnodostupnye_nadbavki_i_lizingovyy_konfiskat/aleshin.png)
директор производственной компании «Акцент»
Андрей Алешин
![Иван Корчагин Иван Корчагин](/articles/articles_img/uglublennyy_suets-_trudnodostupnye_nadbavki_i_lizingovyy_konfiskat/korch.png)
директор по маркетингу ГК «CRAFTER»
Иван Корчагин
![Камиль Баймухаметов Камиль Баймухаметов](/articles/articles_img/uglublennyy_suets-_trudnodostupnye_nadbavki_i_lizingovyy_konfiskat/kam_b.png)
бизнес-тренер по транспортной логистике
Камиль Баймухаметов
![Вячеслав Савин Вячеслав Савин](/articles/articles_img/uglublennyy_suets-_trudnodostupnye_nadbavki_i_lizingovyy_konfiskat/vach_s.png)
генеральный директор Cianiao в России
Вячеслав Савин
![Ирина Зильберберг Ирина Зильберберг](/articles/articles_img/uglublennyy_suets-_trudnodostupnye_nadbavki_i_lizingovyy_konfiskat/irin_z.png)
начальник управления партнерской сети DPD в России
Ирина Зильберберг
Не проплывайте мимо
Администрация Суэцкого канала за два года расширит и углубит южную часть водного коридора. Решение было принято после инцидента с контейнеровозом Ever Given в марте этого года.
План расширения канала уже одобрен Президентом Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, рассказал руководитель администрации Суэцкого канала Усам Рабиа. Планируется расширить участок канала длиной 30 км между Горькими озерами и городом Суэц на 40 км на восток. Также участок будет углублен на 8 футов или на 2,5 метра.
Кроме того, собираются продлить на 10 км вторую нитку канала к северу от Горьких озер. Общая длина составит 82 км.
Последний раз масштабная реконструкция Суэцкого канала велась в 2014-2015 годах. Тогда стоимость работ составила $8,2 млрд. В рамках реализации проекта была построена новая ветка Суэцкого канала протяженностью 35 км, расположенная между 60-м и 95-м км канала. После окончания работ двустороннее движение судов стало возможным на 115,5 км, то есть на 60% протяженности канала.
Пропускная способность Суэцкого канала – 97 судов ежедневно. Общая длина канала – 193 км. И происшествие 23 марта с контейнеровозом Ever Given буквально парализовало его. Морские линии, грузовладельцы и экспедиторы всерьез задумались о развитии альтернативных путей.
Максимальная пропускная способность Суэцкого канала составляет до 100 судов в сутки. При этом по факту через него проходит не более 50 кораблей, отметила аналитик Национального Рейтингового Агентства Мария Сулима. Дополнительные ограничения на проводку через канал вводят в ветреную погоду, так как из-за сильных порывов корабли может развернуть поперек русла. Как это и произошло с Ever Given. Еще одно ограничение касается максимальной осадки судов: она не должна превышать 16 м, добавила эксперт.
![](/articles/articles_img/uglublennyy_suets-_trudnodostupnye_nadbavki_i_lizingovyy_konfiskat/suec.jpg)
– Предложенные меры – углубление дна в южной части канала до 22 метров и расширение фарватера, а также продление второй нитки канала на 20 км – скорей всего, позволяют решить большую часть инфраструктурных проблем и добавить порядка 10-15% пропускной способности. Но, на наш взгляд, одним из вариантов решения могло бы стать развитие технического оснащения канала. Например, приобретение более мощных буксиров, которые соответствуют размерам проходящих по Суэцу кораблей, – считает Мария Сулима.
Вкупе с некоторыми изменениями в правилах буксировки судов в ветреную погоду вероятность повторения мартовского инцидента в Суэце может быть в будущем существенно снижена, резюмировала эксперт.
Директор департамента мультимодальных перевозок и таможенного оформления NAWINIA, член ACEX Максим Медведев также полагает, что запланированная модернизация в большей степени связана с вопросами безопасности перевозок, нежели увеличения пропускной способности. Так как инцидент с контейнеровозом Ever Given показал, что при ширине канала в 350 м и длине проходящих по нему судов в 400 м, новые ЧП могут возникать с завидной регулярностью.
С точки же зрения увеличения пропускной способности администрации канала необходимо оснастить Суэц навигационными средствами, позволяющими осуществлять безопасную проводку судов в ночное время, добавил аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. Но несмотря на все нерешенные проблемы Суэц не уступит пальму первенства Северному морскому пути по целому ряду причин. У Севморпути в разы меньше грузооборот, подчеркнул эксперт. Судам требуется ледовая проводка, плюс стоимость страховки грузов выше.
– Поэтому в настоящий момент Северный Морской Путь – это сугубо российская внутренняя магистраль, которая используется в стратегических целях и для снабжения Крайнего Севера России, а также расположенных там населенных пунктов и объектов, – резюмировал Алексей Коренев.
No money – no Sakhalin
Федеральная антимонопольная служба возбудила дело против «Почты России» и признала, что оператор нарушил закон «О защите конкуренции». Дело в том, что организация взимала надбавку в размере 100% за посылки, которые направлялись в или из труднодоступных регионов.
– Отмена указанной надбавки позволит жителям труднодоступных населенных пунктов пользоваться услугами почтовой связи на равных условиях с остальными гражданами РФ, – говорится в сообщении службы.
За нарушение «Почте России» будет назначен штраф по статье 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке». Максимальный размер штрафа – 1 млн рублей.
Напомним, что оператор ввел надбавку в октябре 2019 года. По новым правилам она двукратная к сумме оплаты за всю массу посылки при отправлении в труднодоступные отделения связи. В августе прошлого года ФАС потребовала у Почты отменить надбавку. В ответ оператор заявил, что не считает себя монополистом. Итого в ноябре 2020 года служба возбудила дело о нарушении закона «О защите конкуренции».
Повышенные тарифы для некоторых регионов формируются не из-за удаленности и труднодоступности территорий, а исключительно из-за количества операций, которые проходит груз с момента отправления до момента его получения, пояснил директор по продажам СДЭК Андрей Мякин.
– В СДЭК клиентские тарифы частично опираются на операционные затраты. Есть повышение ставок для ряда областей на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Это обусловлено повышенными зарплатами, более высокой стоимостью горюче-смазочных материалов и так далее, – прокомментировал эксперт.
![](/articles/articles_img/uglublennyy_suets-_trudnodostupnye_nadbavki_i_lizingovyy_konfiskat/pocta.jpg)
Коммерческий директор службы доставки Dalli Ольга Древаль отметила, что «Почта России» пока не входит в список поставщиков Dalli. Но есть понимание, что при желании покрывать доставкой всю территорию России логистическим компаниям необходима интеграция с Почтой как поставщиком и партнером.
Как по лизингу пришло, так и ушло
Средний возраст грузовых авто в России: от 15 лет до 21 года в зависимости от региона. Таковы данные Автостат по итогам 2020 года. Несмотря на это транспортные компании обновляют свои автопарки все медленнее. Ситуацию усугубляют рост курса валют, индексация утильсбора и негативная макроэкономическая ситуация.
Однако среди тех, кто решился-таки «омолодить» грузовой парк, происходят ситуации с изъятием техники в последствии. Недавно на площадке Facebook директор производственной компании «Акцент» Андрей Алешин привел показательный пример на эту тему. В частности, по его данным у компании CLC Group изъяли 100 автопоездов ранее взятых в лизинг. Всего в автопарке перевозчика 700 единиц техники.
![](/articles/articles_img/uglublennyy_suets-_trudnodostupnye_nadbavki_i_lizingovyy_konfiskat/facebook_clc.jpg)
Дискуссия в сети разгорелась нешуточная. Пока одни сравнивали возможности отечественных и иностранных транспортных средств, другие предрекали, что новые «КамАЗы», приобретенные сейчас в лизинг, компании уже через 2-3 года будут раздавать обратно.
Корпоративные клиенты зачастую покупают у «КамАЗа» технику крупными партиями: например, порядка 100 единиц за раз, рассуждает директор производственной компании «Акцент» Андрей Алешин. Но, к сожалению, не все компании обладают навыками управления крупными автопарками. Как следствие, возникают трудности с покрытием лизинговых платежей. А потом происходит конфскация техники.
– Изъятие техники только у CLC Group «закроет» весь рынок конфиската на ближайшее полугодие, – допускает эксперт.
![](/articles/articles_img/uglublennyy_suets-_trudnodostupnye_nadbavki_i_lizingovyy_konfiskat/remont.jpg)
По мнению директора по маркетингу ГК «CRAFTER» Ивана Корчагина, к критериям оценки работы автопарка можно отнести следующие показатели. Исправность, наличие простоев, в том числе по причине поломок, и длительность ремонтов. Последние два фактора неминуемо приводят к снижению доходности.
– В ходе эксплуатации автопарка мы понимаем, как часто происходят поломки, какова длительность простоев на ремонте и обслуживании. После этого вводим нормативные показатели коэффициента технической готовности и затрат на обслуживание. Если фактические затраты превышают нормативные, технику пора менять, – пояснил Иван Корчагин.
Кроме того, эксперт еще на стадии выбора новой грузовой техники рекомендует учитывать три основных показателя: соотношение цены и качества; периодичность обслуживания, а также наличие запчастей в свободном доступе и географию сервисных центров.
– Если компания обновляет свой автопарк, то прежде всего необходимо подготовить план и рассчитать необходимый запас денежных средств или так называемую «подушку безопасности», которая покроет увеличенные расходы на его содержание. Нужно также включить в этот план затраты на топливо, заработную плату водителям, страхование транспортных средств. Если есть возможность использовать господдержку по лизингу или кредитованию, то ее нужно использовать, – уверен Иван Корчагин.
Чтобы правильно рассчитать финансовый поток нужно заранее планировать расходы на каждую единицу техники, сроки оплаты и сроки поступления доходов, порекомендовал собеседник «Логируса». Такой подход, по его мнению, обеспечит качественное использование финансовых ресурсов и автопарка.
– При контроле затрат на перевозку нужно учитывать расход топлива, километраж, скорость прохождения маршрута плюс расходы на поддержание рабочего состояния техники. Последний пункт включает в себя расходы на запчасти, любые другие расходные материалы и прохождение технического обслуживания. Если происходит любое отклонение от нормативов, нужно это анализировать. Так как, например, высокие расходы могут говорить о необходимости смены техники на новую, – резюмировал Иван Корчагин.
Бизнес-тренер по транспортной логистике Камиль Баймухаметов призвал логистов не забывать, что прибыль напрямую связана с количеством заказчиков. Арифметика следующая: на парк из 10 машин компания должна обладать объемом заказов на 15-20 машин. В этом случае компания «относительно легко пройдет этап обновления и увеличения своего парка».
Эксперт выделил шесть основных составляющих затрат на грузоперевозку: оплата лизинга, топливо, зарплата водителя, командировочные водителя, плата тарифа в системе «Платон» и ремонтные работы. Учитывая все эти статьи расходов, нужно просчитать общие затраты на 1 единицу грузовой техники желательно на полгода вперед. Так как в последнее время участились случаи увеличения отсрочек платежей с 10-ти до 30-40 или более банковских дней, предупреждает собеседник «Логируса».
– Когда вы захотите обновить парк, обратите внимание на сроки оплаты от клиентов. Вам необходимы те, которые производят отплаты в течение 5-10 банковских дней. И допустимо небольшое количество тех, кто перечисляет платеж в течение 20 и более дней, – посоветовал Камиль Баймухаметов.
Кроме того, необходимо длинные маршруты разбавлять короткими, протяженностью до 200 км, и средними. Таким образом, можно ускорить поступление средств за оказанные транспортные услуги, резюмировал эксперт.
Сим-сим доставься
Cainiao Network инвестирует 2 млрд рублей в развитие постаматной сети. А всего в логистическую инфраструктуру предполагается вложить 4 млрд рублей.
В частности, оператор планирует нарастить собственную постаматную сеть в 4 раза. Для сведения: сейчас у Cainiao Network 2 000 собственных локеров. Компания будет развивать сеть постаматов совместно с универсамом «Верный». Так, логистический оператор разместит в сети магазинов более 100 точек выдачи заказов в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Казани.
![](/articles/articles_img/uglublennyy_suets-_trudnodostupnye_nadbavki_i_lizingovyy_konfiskat/data.jpg)
Сейчас в России работает более 25 000 постаматов. Из логистических компаний крупнейшие сети у PickPoint – это 10 900 точек выдачи. Речь идет о ПВЗ и постаматах в совокупности. У DPD – 4 600 постаматов и пунктов выдачи в совокупности. У Boxberry – 4 200 постаматов и пунктов выдачи в совокупности. Речь идет о собственных и партнерских точках компании. Таковы данные Data Insight за 2020 год.
По мнению генерального директора Cianiao в России Вячеслава Савина, собственная постаматная сеть не отменяет партнерского взаимодействия. В связи с чем Cianiao намерен продолжать взаимодействие с партнерами. В их числе 5Post, «СберЛогистика», DPD, PickPoint и другие.
При этом выстраивая стратегию развития, Cianiao будет ориентироваться на опыт Китая. В частности, на практику установки локеров на территории предприятий малого и среднего бизнеса, добавил эксперт. Сейчас на такие точки в России приходится более 20% от общего количества постаматов Cianiao.
– Сегмент постаматов – один из самых динамично развивающихся. Число игроков и количество локеров меняется постоянно, поэтому наша основная задача внести весомый вклад в развитие этого сегмента. Концу 2021 года мы планируем увеличить число наших локеров до 8 000, – резюмировал Вячеслав Савин.
Начальник управления партнерской сети DPD в России Ирина Зильберберг считает, что развитие собственной сети постаматов – яркая имиджевая история. Другой вопрос – наполняемость локеров и управление трафиком. Так как в рамках одного маркетплейса его сезонные колебания могут составлять 200-300%.
– А постамат, чтобы он не был убыточным, должен работать с нагрузкой не менее 70%, – подчеркнула собеседница «Логируса». – Соответственно либо вся сетка будет все это время недозагружена, либо в высокий сезон будут катастрофические проблемы с capacity1.
1Capacity – с англ. «вместимость»
Тэги: NAWINIA, ACEX, Финам, СДЭК, Dalli, Акцент, CRAFTER, Cianiao, DPD, Суэцкий канал, постаматы, инвестиции, лизинг, интернет-торговля
27.05.2021
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Экспресс-доставка ценою в жизнь
Как доставить на другой конец страны кровь для переливания, без которой для новорожденного малыша «завтра» не наступит -
E-commerce Ball: вальс, менуэт и сказки на «десерт»
О баснях для клиентов, волшебных предметах для бизнеса и сотрудниках-полубогах -
Бизнес-стереотипы о Китае: отмахнуться или воспользоваться
Чем помогут российскому учВЭДу «драконья голова» и WeChat и почему поставщиков можно искать не только в мегаполисах -
До маркетплейса: в регионы с ветерком и по сходной цене
Логизорро на ECOM EXPO-2024 в поисках логистического партнера, который умеет работать с маркетплейсами и не снимет с селлера «последние штаны» -
Страхи страховых
Эксперимент с поиском компании для страхования нетипичных рисков в логистике
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж![Вверх Вверх](/img/up_arrows.png)
![Вверх Вверх](/img/up_arrows.png)