Грузовое «несварение», налоги по единому счету и «сошедшие с рельсов» перевозки

Логистические итоги недели: главные темы с комментариями участников рынка



Контейнерные «пробки» на Сахалине, беспилотники на низком старте и новые инструменты для «последней мили» – об этих и других значимых логистических событиях читайте в свежем выпуске итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

  • • Какой урок должны вынести стивидоры из контейнерного коллапса на Дальнем Востоке?

  • • Что мешает расцвести железнодорожному потенциалу РФ?

  • • Какими характеристиками должен обладать беспилотный грузовик?

  • • Чего больше в проекте единого налогового счета: рисков или профита?

  • • И получится ли запустить микрофулфилмент на «последней миле» в массы?

На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:


Григорий Тимченко
председатель Приморского регионального отделения «Деловой России»
Григорий Тимченко
Антон Бабийчук
начальник отдела морских перевозок по направлению Сахалин Дальневосточной логистической компании
Антон Бабийчук
Леонид Хазанов
независимый промышленный эксперт
Леонид Хазанов
Кирилл Власов
генеральный директор STS Logistics
Кирилл Власов
Андрей Савушкин
генеральный директор юридической фирмы SGC
Андрей Савушкин
Кирилл Чеканов
сооснователь «Даркстор у дома»
Кирилл Чеканов
Александр Перфильев
коммерческий директор Ghelamco
Александр Перфильев
Андрей Кобальнов
CEO «Товар у Дома»
Андрей Кобальнов
Борис Иванов
руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine»
Борис Иванов
Андрей Большаков
генеральный директор ООО «Эвокарго»
Андрей Большаков

«Контейнерное несварение» на Сахалине

Суть:

С 1 ноября из портов Приморья на Сахалин вывезли более 5 500 контейнеров. И еще 1 500 контейнеров планируют отправить в ближайшее время, сообщает пресс-служба Правительства Сахалинской области.

Инфраструктура порта Корсаков ожидаемо не справилась с таким «контейнерным наплывом». Так как текущие мощности гавани позволяют единовременно хранить не более 1 000 «ящиков». По распоряжению местных властей в порту экстренно оборудовали дополнительную площадку, на которую можно разгрузить еще около 500 контейнеров. Однако с учетом быстрого подхода судов она быстро заполняется.

Корсаковский морской торговый порт называют южными воротами Сахалина. Это крупнейшая морская гавань острова, на которую приходится до 80% входящего грузопотока.

Сроки доставки в дальневосточные регионы выросли в два раза и более. Например, если раньше из Новосибирска в Магадан груз шел 30 дней, то теперь доставляется за 60 суток, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на данные TransAsia Logistics.

Стоимость фрахта при этом увеличилась в шесть раз, что в конечном итоге сказалось на конечной стоимости товаров, добавил председатель Приморского регионального отделения «Деловой России» Григорий Тимченко. По его словам, проблемы есть не только с доставкой грузов в северо-восточные районы Дальнего Востока, такие как Магаданская область, Камчатский край и Чукотский автономный округ.

– Есть проблемы и в региональных портах. Например, в Корсакове на Сахалине, куда из Владивостока уже пришел большой объем грузов. Они скапливаются в порту и своевременно не развозятся по острову, поскольку торговый порт не справляется с резко возросшей пиковой нагрузкой, – пояснил Григорий Тимченко.

Причиной недопоставок в удаленные районы Дальнего Востока эксперт считает переток азиатских грузов на российский транзитный транспортный коридор. Это произошло из-за резкого роста фрахта на маршрутах через Тихий и Индийский океан. В результате чего мультимодальная доставка грузов в Европу через порты Владивосток, Находка или Восточный и далее по Транссибу стала гораздо выгоднее.

– Если раньше здесь стоимость была выше, чем при евроазиатских перевозках морем, то теперь она стала ниже, – говорит Григорий Тимченко. – Конкурентоспособность наших торговых путей выросла во много раз.

Сроки доставки груза из Новосибирска в Магадан увеличились вдвое, а ставки фрахта выросли в 6 раз

В результате очередь на доставку грузов между российскими портами увеличилась до нескольких недель, в разы выросли и тарифы, добавил эксперт. Текущая ситуация, по мнению собеседника «Логируса», продемонстрировала потенциал российского транспортного коридора через юг Дальнего Востока, а также необходимость модернизации всей инфраструктуры.

В качестве основных проблем эксперт называет недостаток портовых мощностей, а также низкую пропускную способность железнодорожных путей. Для стабилизации ситуации, по словам Григория Тимченко, нужно создавать новые площадки для хранения грузов, прежде всего, контейнеров.

– Если говорить о «северном завозе», то тут, по-видимому, необходимо перспективное экономическое планирование для этих регионов, чтобы грузы туда завозились не в конце сезона, а именно с началом навигации, то есть летом, – продолжает он. – Если транзит грузов из Азии в Европу будет расти через нашу территорию, то подобные ситуации будут возникать все чаще.

Проблему «контейнерных» пробок в порту Корсаков также может решить его переход на круглосуточный режим работы. Такое мнение высказывает начальник отдела морских перевозок по направлению Сахалин Дальневосточной логистической компании Антон Бабийчук. Однако это повлияет на удорожание стивидорных услуг, а значит и на стоимости транспортных услуг конечному получателю, считает эксперт.

– Эта ситуация помогла выявить все слабые места у стивидоров и транспортных компаний. Я считаю этот урок всем пойдет на пользу. Транзит необходимо удержать в российских портах, та как это даст возможности для инвестиций и развития инфраструктуры, – резюмировал Антон Бабийчук.

Упали на рельсах

Суть:

По итогам 2020 года страной с наибольшим спадом в грузовых железнодорожных перевозках стала Германия, свидетельствуют данные Евростата. В абсолютном выражении страна потеряла 20 миллионов тонн по сравнению с 2019 годом. В топ антирейтинга также вошли Латвия (-42%), Эстония (-26%), Люксембург (-18%) и Испания (-17%).



Что касается пространства 1520, в которое также входят и некоторые европейские страны, в 2020 году объем грузовых железнодорожных перевозок снизился здесь на 3,5% до 2 млрд 100 тысяч тонно-километров. При этом за последние 5 лет, в целом показатель сократился на 7%, уточняется в отчете «РЖД Инвест». В то же время объем контейнерных перевозок в России в 2020 году вырос на 14% до 5 млн 810 тысяч контейнеров. Наибольший прирост продемонстрировало направление «Китай – Европа – Китай»: плюс 63% до отметки в 551 000 контейнеров.

Причина понятна: переток части грузов с морских линий из-за разрыва глобальных цепей поставок и роста ставок фрахта в 2-4 раза.

В данные статистики «Евростата2 по железнодорожным перевозкам свою лепту внесло снижение объемов производства в такой базовой отрасли промышленности, как машиностроение. Действие этого фактора наиболее ярко отразилось на Германии. Такого мнения придерживает независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов. То же самое было в Испании и Люксембурге.

– Если мы обратим внимание на Латвию и Эстонию, то здесь ситуация несколько иная, – продолжает эксперт. – Падение железнодорожных перевозок было обусловлено ухудшением отношений с Россией. В конце 2020 года они умудрились испортить отношения и с Беларусью. И это при том, что для транзитных государств, коими и являются Латвия и Эстония, подобные действия могут иметь фатальный экономический характер.

По мнению Леонида Хазанова, 2021 год будет характеризоваться ростом объемов перевозок различных грузов. В том числе угля и природного газа. В это в том числе внесет свою лепту энергетический кризис в Европе и Китае.

В России объем железнодорожных перевозок вырастет минимум на 6-7% по итогам 2021 года. В том числе за счет транспортировки на экспорт металла, удобрений, леса и зерновых

– В России объем железнодорожных перевозок вырастет минимум на 6-7% по итогам 2021 года, – прогнозирует Леонид Хазанов. – В том числе за счет транспортировки на экспорт металла, удобрений, леса и зерновых.

Однако для России характерен и ряд сдерживающих более интенсивное развитие железнодорожных перевозок факторов. В их числе недостаточные погрузочные мощности в портах РФ, считает Леонид Хазанов. Это сдерживает перевалку угля из таких важных добывающих регионов, как Кемеровская область и Якутия. В то же время ощущается дефицит грузовых вагонов, что, в свою очередь, приводит к росту ставок на аренду.

– Мне бы хотелось, чтобы у нас развивалась качественная маршрутизация железнодорожных перевозок, – отмечает Леонид Хазанов. – Было бы не лишним расширить использование контейнеров, в том числе для перевозки угля и минеральных удобрений.

Все в один счет

Суть:

Федеральная налоговая служба предложила бизнесу проект единого лицевого счета. Об этом глава ведомства Даниил Егоров рассказал в интервью «РБК».

По его мнению, в настоящий момент российские налогоплательщики являются в некотором смысле «заложниками бюджетной системы». Бизнес вынужден разбивать свои платежи государству по видам муниципальных образований, по бюджетной классификации, а вариаций, по которым нужно заполнять платежное поручение, больше, чем можно себе представить, подчеркнул Даниил Егоров. В результате за год ФНС фиксирует более 30 млн ошибок бюджетной классификации.

Дабы упростить процедуру, ведомство предлагает, чтобы бизнес все уплачивал на один лицевой счет. А Налоговая служба уже сама распределит платежи между бюджетами.

Аналогичный проект уже реализовала Федеральная таможенная служба. В 2018 году она ввела единые лицевые счета для уплаты таможенных пошлин и налогов. До этого момента у участников ВЭД было два варианта оплаты таможенных платежей. Первый – долгий и сложный: через авансовый платеж таможенным органам банковским поручением. Второй – быстрый и простой: таможенной картой через терминал на посту инспектора сразу в момент оформления. Теперь вариант только один: через личный кабинет участника ВЭД на сайте ФТС.

Новый порядок уплаты единого налогового платежа (ЕНП) предусматривает обязанность предоплаты, отметил генеральный директор STS Logistics Кирилл Власов.

– При этом налоговый орган берет на себя дальнейшую ответственность по разнесению этих платежей, – продолжает эксперт. – Какой существует в этом позитив для бизнеса? Станет просто меньше платежек. В то же время есть ряд негативных факторов, которые я вижу. Во-первых, никакого упрощения налоговой отчетности не предусмотрено. Даже наоборот, появляется необходимость уведомлений налоговых органов о механизме этих расчетов, и мы должны предупреждать, что надо списывать соответствующие деньги.

Во-вторых, отмечает эксперт, есть необходимость предоплаты налогов. Но так как крупный бизнес, как правило, существует на заемные средства, то предоплата ведет к удорожанию стоимости ведения бизнеса.

– Ну и третье, это то, что налоговые органы будут разносить соответствующие платежи в «ручном режиме». Соответственно, высок риск ошибочного разнесения этих налогов, – продолжает Кирилл Власов. – А это может привести к выставлению штрафов, блокировки счетов и прочим неблагоприятным последствиям вплоть до преследования компании и ее генерального директора, в частности.

Разнесение платежей в ручном режиме сотрудниками Налоговой службы повышает риск ошибок. А это чревато выставлением штрафов, блокировкой счетов и преследованием бизнеса

Таким образом, считает эксперт, за несущественную ошибку в небольшую сумму, допущенную инспектором налогового органа, в итоге будет отвечать бизнес, и последствия для предприятия могут быт крайне разрушительными.

– Я считаю, что для крупных налогоплательщиков это упрощение несущественное, поскольку и сейчас все платежные поручения формируются в корпоративных информационных системах в автоматическом режиме, – говорит Кирилл Власов. – И поэтому оплата производится корректно. Введение такого правила уменьшит количество платежек, но повысит стоимость ведения бизнеса за счет предоплаты налогов и увеличит риск начисления штрафов за счет ошибок самих налоговых органов.

Иной позиции придерживается генеральный директор юридической фирмы SGC Андрей Савушкин. Единый налоговый счет все же может иметь больше преимуществ, чем недостатков. В первую очередь, он позволит снизить нагрузку на бухгалтера или налогового менеджера в период формирования платежных поручений по налоговым сборам. Кроме того, это поможет исключить ошибки при заполнении реквизитов.

– Еще одним преимуществом для бизнеса может стать реализация механизма по взаимоучету долгов и переплат по разным видам налогов и сборов, – продолжает эксперт. – Соответственно, если пени будут начисляться с долгом по консолидированному сальдо, это было бы справедливо по отношению к налогоплательщику.

При этом Андрей Савушкин подчеркивает, что при внедрении любой системы автоматизации на старте эксплуатации возможны системные ошибки и сбои. Основным риском для налогоплательщика на этом этапе является не поступление его средств в бюджет соответствующего уровня. Как следствие, это может привести к неправомерным претензиям со стороны ФНС. Для того, чтобы этого избежать и как-то перестраховаться, эксперт рекомендует первое время заказывать соответствующие справки, а также проводить совместный акт сверки по оплате налоговых платежей.

Паутина дарксторов

Суть:

По данным Data Insight, 56 млн интернет-заказов было доставлено день-в-день в первом квартале 2021 года.

На данный момент существуют две основные модели срочной доставки. Первая, как в таксопарке: большой штат сотрудников и центр, распределяющий заказы. Вторая – когда есть промежуточная точка, «короткая миля», с которой товары как раз и доставляются по небольшому району. Ею пользуются продуктовые ритейлеры, и крупные сервисы по доставке продуктов питания, а также FMCG-товаров.

Однако на рынке появился новый сервис «Даркстор у дома», который предложил третью модель. Проект определяет себя как сеть мини-складов в Москве с доставкой за 45 минут. Как указано на сайте, стоимость хранения на такой площадке составит 2 000 рублей за одну полку в месяц.

Оператор хранит товары клиентов на складах по всему городу. Как только поступает заказ, собирает его в ближайшем к покупателю складе и передает курьеру. Сервис интегрируется с SRM-системой, чтобы автоматизировать процесс передачи заявок от конечного заказчика.

«Даркстор у дома» называет себя инфраструктурой, которую любой заказчик, интернет-магазин, курьерская служба, а возможно и маркетплейс может использовать для своих целей, пояснил «Логирусу» Кирилл Чеканов, основатель платформы.

Сейчас уже работают 4 мини-склада. Еще 6 планируют открыть до конца года в южной, восточной и юго-восточной частях Москвы. Компания финансируется собственными средствами основателей, уточнил Кирилл Чеканов.



Логистов в сети весьма взбудоражило появление такого сервиса. Например, Николай Войнов, генеральный директор DPD в России написал, «давно пора». Независимые дарксторы и агрегаторы должны убрать «зоопарк в последней миле», уверен эксперт.

«Даркстор у дома» не конкурент «Яндекс.Лавке» или «Самокату», пояснил «Логирусу» сооснователь сервиса Кирилл Чеканов.

– Мы интегрируемся напрямую в бизнес, то есть в сайт, приложение или аккаунт на маркетплейсе, чтобы, как только вам поступает заказ, мы могли его собрать клиенту на ближайшем дарксторе и доставить за 45-60 минут, – отметил эксперт. – Работая с нами, можно пользоваться инфраструктурой дарксторов по всей Москве без необходимости строить свою собственную.

Как отмечает сооснователь сервиса, перед запуском проекта был проведен детальный анализ рынка. И первое, что бросилось в глаза, – непрозрачность цен на услуги фулфилмента.

– Поэтому, первое, что мы решили сделать – максимально прозрачные тарифы. Мы понимаем свою экономику, мы понимаем, с какими тарифами она работает. При определенной конфигурации, такая стоимость может быть даже дешевле для нашего конечного клиента, чем услуги обычно классического фулфилмента, – уверен Кирилл Чеканов.

Однако эксперты видят и ряд сложностей в реализации такого проекта. Несмотря на то, что он отличается от предложений других дарксторов, есть риск столкнуться с конкурентами в лице более крупных игроков. Такого мнения придерживается коммерческий директор Ghelamco Александр Перфильев.

– Такая компания-конкурент может делать более агрессивный маркетинг, рекламу, заняться переманиваем клиентов, делать демпинговые ставки на какой-то определенный период и, соответственно, на мой взгляд, это одна из угроз проекту, – считает эксперт. – Также для развития микрофулфилмента важно найти большое количество площадок. Это сложно, потому что за такими же площадками охотятся сервисы сверхбыстрой доставки: «Яндекс. Лавка», «Самокат» и «Озон Экспресс».

Для развития микрофулфилмента важно найти большое количество площадок. А это сложно, потому что за такими же площадками охотятся сервисы сверхбыстрой доставки: «Яндекс.Лавка», «Самокат» и «Озон Экспресс»

У крупных игроков рынка быстрой доставки, по мнению Александра Перфильева, ограниченное количество SKU1.

– У них уже сформирована своя матрица, и селлеру достаточно сложно попасть на полку со своим товаром к такому продавцу, – считает Александр Перфильев. – Особенно если товар уже представлен в том же «Самокате». В случае же с проектом «Даркстор у дома» селлер может выкупить полку.

Не исключено, что для владельца товара, который хочет быстро его доставлять, проще будет арендовать собственные складские помещения и штат курьеров, а не платить за отдельную полку. Об этом говорит CEO «Товар у Дома» Андрей Кобальнов. По прогнозам эксперта, весь офлайн-ритейл в России уже через 5-6 лет постепенно переведет 50-60% своих товаров в онлайн-доставку.

– В проекте «Даркстор у дома» нет смысла предлагать участвовать компаниям с большим ассортиментом товаров, – продолжает Андрей Кобальнов. – Они арендуют собственные склады. Могут управлять ими дистанционно, поставить на выдачу товара самого дешевого кладовщика и платить за это 20-30 тысяч рублей. А за 50 тысяч рублей они смогут взять только 25 полок в «Дарксторе у дома». Это капля в море для крупных ритейлеров. Арендовав полноценный склад за такие же деньги, можно получить 200 полок.

Именно этот аспект, по мнению Андрея Кобальнова, сужает число потенциальных клиентов проекта «Даркстор у дома».

Беспилот на время

Суть:

Уже в 2023 году «КамАЗ» выставит на трассу М-11 мини-серию из 5-10 беспилотных грузовиков. Первый тестовый экземпляр КАМАЗ-54907 «Континент» запустят уже в 2022 году. Об этом заявил главный конструктор по инновационным автомобилям «КамАЗ» Сергей Назаренко на форуме «Транспорт России».

Сроки сдвинулись: ранее испытания планировали начать в 2024 году, но первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов поручил участникам проекта «Маяки» ускориться.

Модель КАМАЗ-54907 «Континент» может самостоятельно двигаться по прямой и в колонне. Но в кабине все равно останется тест-пилот, как и требуется по закону. Беспилотный «КамАЗ» будет адаптирован к коммуникационной технологии C-V2X. Она используется для обмена информацией между транспортным средством и его окружением.

Напомним, тестирование беспилотных грузовиков запустят на трассе М-11 уже в следующем году на участке площадью 10 км. В дальнейшем движение будет организовано по модели «hub to hub». Она предполагает осуществление автономных перевозок по магистрали между хабами. А на первой и последней миле автомобилем будет управляет водитель.

Беспилотные магистральные перевозки должны решить одну главную задачу – экономичную и безопасную перевозку грузов. Об этом говорит руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine» Борис Иванов.

– Если говорить о технических требованиях, то в конечном итоге беспилотный магистральный тягач должен ездить с более низкой скоростью, – отмечает он. – Средняя скорость грузовика порядка 40 км/ч. Достичь этого с применением беспилотной технологии возможно уже сегодня. И вот это внедрение мы ожидаем в ближайшем будущем.

Однако многие производители беспилотных тягачей ставят перед собой себе более амбициозные задачи – движение в потоке со скоростью до 90 км/ч.

Обеспечить движение магистральных беспилотных тягачей по трассе со скоростью 40 км/ч возможно уже сейчас. Но многие автопроизводители ставят перед собой более амбициозные задачи

Он также отмечает важность ряда факторов, среди которых качество сенсорных систем, условия среды эксплуатации и обеспеченность инфраструктуры.

– Полная масса грузовика более чем в 10 раз превышает полную массу легковой машины. Это драматично влияет в первую очередь на длину тормозного пути, что в свою очередь накладывает очень высокие требования к системам сенсорики и вычислителям, – говорит эксперт. – Кроме того, машина должна быть готова к работе в условиях нашего климата во всех его проявлениях, в том числе и к случайно прилетающим в стекло камням. Также машина должна быть в состоянии проехать автономно в условиях изменяющегося качества связи.

Если говорить про общую идею беспилотных грузовых перевозок, то она, в первую очередь, должна отвечать бизнес-потребностям: грузоподъемность, пробег, скорость, время простоев, резюмировал Андрей Большаков.

1Stock keeping unit - единица складского учета.

Тэги: Итоги недели, Деловая Россия, Дальневосточная логистическая компания, STS Logistics, SGC, Даркстор у дома, Ghelamco, Товар у Дома, StarLine, Эвокарго, Александр Перфильев, Аркадий Иванов
07.12.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх