Волков бояться – в ВЭД не ходить

Генеральный директор «Таможенной карты», Президент НАТП Андрей Баринов о том, как будет создаваться единая экосреда рынка ВЭД и кто станет ее автором

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
шеф-редактор
Марина Сергученкова Марина Сергученкова
новостной редактор



До введения Единых лицевых счетов у участников ВЭД было два варианта оплаты таможенных платежей – долгий и сложный: через авансовый платеж в адрес таможенных органов банковским платежным поручением. Или быстрый и простой – таможенной картой через терминал на посту таможенного инспектора сразу в момент таможенного оформления товаров. В те времена платежная система «Таможенная карта» занимала лидирующие позиции на рынке. Сначала лидерство с ней делил «Зеленый коридор», потом компания закрылась и появился такой игрок как платежный сервис «Раунд».

Однако, с октября 2016 года все участники ВЭД получили возможность перейти на систему Единых лицевых счетов в ФТС России. Система централизованного учета таможенных и иных платежей стала общедоступной. Вектор на цифровизацию, заданный ФТС, подстегнул развитие сервисов для участников внешнеэкономической деятельности.

Поэтому пять лет спустя Национальная ассоциация таможенных представителей при участии платежной системы «Таможенная карта» открыли новую главу «цифровизации рынка ВЭД». Проект предполагает создание единой экосреды для участников ВЭД. Миссия – создать стандарты рынка ВЭД в России и выступить агрегатором услуг/сервисов, необходимых участникам рынка для развития бизнеса.

На одной платформе будут объединены таможенные представители, логистические и страховые компании, а также банки.

В интервью «Логирусу» идейный вдохновитель нового проекта, президент Национальной ассоциации таможенных представителей, генеральный директор «Таможенной карты» Андрей Баринов рассказал о том, для чего участникам ВЭД экосреда? Как таможня ловит экспортеров за «хвосты»? И когда уже бизнес сможет подавать все документы в «единое окно»?

«Хвостатые» учВЭДы

– У всех на слуху сейчас резонансная история с ретроспективным доначислением НДС импортерам кормовых добавок для животных. Речь идет о сумме более 2,5 млрд рублей. Ситуация настолько острая, что поиск приемлемого решения был вынесен на уровень вице-премьера РФ. Как вам кажется, можно ли избежать повторения подобных историй?
– Я считаю, принципиально важно, чтобы решение – точное и окончательное – принималось один раз. За учВЭДами не должно числиться никаких «хвостов», особенно за теми, кто уверен в своей добропорядочности. Ведь компании подали в свое время декларации с указанием стоимости ввозимых кормов, и эти декларации были приняты. Все подтвердили, что всё хорошо. Тогда какой смысл пересчитывать задним числом? Кроме того, даже если кормовые добавки были проданы дороже, то с этой суммы все равно уже уплачены налоги.


«Потому что в электронной декларации, как в талмуде, описано все, что нужно»

По мне, единственный путь развития Таможенной службы – это сотрудничество с участниками ВЭД. И в этом помогла бы система «единого окна». Ведь когда представляется комплексная информация, то ее можно и комплексно оценивать, и принимать понятные, взвешенные решения. Не эмоциональные, а именно взвешенные, логичные. А технологии этому могут поспособствовать. Потому что в электронной декларации, как в талмуде, описано все, что нужно.

– К 2024 году российская таможня должна полностью перейти «в цифру», создать «единое окно» для участников ВЭД и выйти на стопроцентный автовыпуск и авторегистрацию деклараций. Сейчас ФТС находится в активной фазе формирования национальной системы электронных таможен. По вашему мнению, насколько успешно идет создание цифровых каналов взаимодействия между ФТС и участниками ВЭД, а также ФТС и другими контролирующими органами?
– Что такое цифровизация? Это перевод чего-то бумажного в цифровую форму. На заре развития системы электронное декларирование одно время вообще существовало на уровне pdf-файлов, которые отправляли в ФТС. А было и такое, что цифровые декларации приносили инспекторам на «флешке».

С тех пор таможня выполнила определенный фронт «цифровых работ». Хорошо ли, плохо ли – это вопрос дискуссионный. Первый шаг сделан: интерфейс централизирован, единый канал связи через электронный документооборот налажен. Теперь таможне нужно сделать следующий шаг – наладить межведомственное взаимодействие. Это архисложная задача!


«В некотором смысле слова, ФТС формируют своеобразную среду, а IT-агрегаторы – заповедники на их территории»

В некотором смысле слова, ФТС формируют своеобразную среду, а IT-агрегаторы – заповедники на их территории. Так как главная задача последних – комплексно упростить и улучшить условия функционирования данной экосистемы, организовать информационное взаимодействие по стандартам делового оборота. Проще говоря, сделать экосистему удобной, прозрачной и доступной для всех участников ВЭД.

– В основе проекта «Таможенная карта» лежали эти же принципы (удобство, прозрачность, доступность)? Насколько сейчас проект востребован рынком?
– Если говорить о «Таможенной карте», как о специализированной платежной системе, то ее платежная функция с введением «Единого лицевого счета» стала менее интересна малому и среднему бизнесу. Сейчас в развитии платежной системы мы делаем акценты на удобстве, аналитике и качестве. Это позволяет эффективно взаимодействовать с крупными корпоративными клиентами.

Для малого и среднего бизнеса с непостоянными платежами ЕЛС является вполне удобным сервисом. Мы видим это по совместному продукту со «Сбербанком», который был как раз, в первую очередь, ориентирован на сегмент МСБ.

«Волки одни в лесу не живут. Нужны кабаны, и все остальные»


– Какая роль будет отведена Национальной ассоциации таможенных представителей в вашем новом проекте по созданию экосреды для участников ВЭД?
– НАТП является инициатором и драйвером создания экосреды. Ее задача – обеспечить независимость и гарантию предоставления конкурентных услуг.

Экосреда должна стать тем местом, где, используя механизм финансового закрытия сделок с одной стороны, а с другой – систему электронного документооборота и общие стандарты, каждый участник сможет минимизировать затраты на реализацию своих функций.

Наша задача – собрать игроков рынка ВЭД, сегментировать их по местам оформления, по способу доставки, по элементам инфраструктуры. И дать им возможность взаимодействовать друг с другом. Смысл будущей платформы нам видится именно в таком комплексном подходе.

– Не опасаетесь ли вы конкуренции? Например, со стороны Российского экспортного центра, который также создает цифровую платформу, только для экспортеров.
– Во-первых, целевая аудитория РЭЦ – это малый и средний бизнес. Мы же в новом проекте делаем ставку на крупных рыночных игроков. Во-вторых, задачи РЭЦ касаются только экспорта, а там и своих нерешенных вопросов хватает. Например, с возвратом НДС при сложных комплексных экспортных поставках. Я думаю, что у РЭЦ еще работы непочатый край впереди.


«У РЭЦ еще работы непочатый край впереди»

– Развивать платформу планируется поэтапно. Давайте представим, как экосреда будет выглядеть в 2021 году?
– Надеюсь, она будет работать (смеется). Если серьезно, то на этом этапе она уже должна будет охватить часть рынка логистики экспортно-импортных поставок. Участники экосреды смогут предоставлять друг другу и сторонним участникам сервисы и продукты, востребованные на рынке, которые на тот момент будут подключены к платформе. Таким образом, один и тот же субъект сможет являться и поставщиком услуги, и потребителем. Многие недоумевают по этому поводу. На это я отвечаю так: «Волки одни в лесу не живут. Нужны кабаны и все остальные».

Согласно озвученным целевым показателям, к 2021 году число постоянных пользователей экосреды должно достигнуть 45 − 50 тысяч, что составляет около 50% от общего числа участников ВЭД. К этому же сроку через сервис в том или ином виде должно проходить порядка 25-30% всех заключаемых внешнеторговых сделок.



– Входит ли в ваши цели сделать участниками системы всех игроков рынка ВЭД?
– Нам хотелось бы стремиться к полному комплексу услуг с тем, чтобы привлечь значимых игроков и снять возможные противоречия. Но привлечь всех в отрасли – не наша цель. Точно. Мы хотим привлечь тех, за кого не будет стыдно!

При этом наша задача, чтобы никто не мог сказать: «Я хозяин проекта, я его купил и через него продавливаю свои решения». Это вызовет отторжение и неприятие у всех остальных участников рынка. Не хотелось бы такого результата. Поэтому мы создаем открытую, независимую и комфортную экосреду, где доходность отдельных элементов не так важна, как обеспечение целостности всей платформы.

Тэги: Таможенная карта, Андрей Баринов, Экосистема для рынка ВЭД, Национальная ассоциация таможенных представителей, таможенное оформление, ФТС, ВЭД
09.09.2019

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх