Эпоха низких ставок, непроезжие границы и пилюли онлайн

Логистические итоги недели: коротко о главном с комментариями участников рынка



Дорогие заторы на границе, передел онлайн-фармы и возможность вынести спор с интернет-магазинов на площадку Госуслуг – об этих и других значимых логистических событиях читайте в этом выпуске итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

• Сколько прибыли «вылетает в трубу» в грузовых пробках на погранпереходах?

• Как перевозчикам остаться на плаву в эпоху низких ставок?

• Кто примет участие в переделе рынка онлайн-фармы?

• Чего не хватает законопроекту о возможности онлайн-споров с интернет-магазинами?

• И какие критерии позволят поставить правильный финансовый диагноз логистической компании?

На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:


Александр Козин
директор по сбыту DSM Group
Александр Козин
Николай Беспалов
директор по развитию RNC Pharma
Николай Беспалов
Александр Шилинчук
заместитель генерального директора по автомобильным перевозкам «ТРАСКО»
Александр Шилинчук
Валентина Кудряшова
коммерческий директор Pony Express
Валентина Кудряшова
Владимир Дорохов
директор по развитию бизнеса STS Logistics
Владимир Дорохов
Камиль Баймухаметов
бизнес-тренер по транспортной логистике
Камиль Баймухаметов
Максим Толстобров
коммерческий директор СДЭК
Максим Толстобров
Рустам Юлдашев
учредитель, директор по стратегическому развитию Nawinia
Рустам Юлдашев
Евгений Овчинников
руководитель отдела международных перевозок GLT
Евгений Овчинников
Артем Соколов
президент Ассоциации компаний интернет-торговли
Артем Соколов
Алексей Вайсберг
директор по развитию Logsis
Алексей Вайсберг
Михаил Привалов
ведущий юрисконсульт «Утконос ОНЛАЙН»
Михаил Привалов

Очередь за выгодой

Суть:

На прошлой неделе более 2 600 фур скопилось на границе Беларуси и Евросоюза. Самые длинные очереди по традиции образовались на погранпереходах с Литвой и Латвией.

Лидером антирейтинга пунктов пропуска стал «Каменный лог»: там, по состоянию на 31 мая, скопилось 480 фур. В «Бенякони» застряло более 370 грузовиков, в «Котловке» – более 350-ти. На границе Беларуси с Польшей пробки были чуть менее масштабные. В «Брузги» стояли в очереди более 230 фур, в «Козловичах» – более 150-ти.

Ранее в Государственном погранкомитете Беларуси объясняли, что пробки на границе с Литвой регулярно формируются из-за того, что в стране отсутствуют ограничения на ввоз топлива. И многие водители выбирают именно этот маршрут, так как он выгоден в плане заправки.

Пробки на выезде из Республики Беларусь в Литву усугубляет реконструкция погранперехода «Мядининкай», отметил заместитель генерального директора по автомобильным перевозкам «ТРАСКО» Александр Шилинчук. В настоящее время пропускная способность пункта упала на 50%. И такая ситуация сохранится до 2023 года, когда планируется завершить работы.

На литовском направлении есть и другие погранпереходы: «Котловка», «Бенякони», «Привалка». Однако в «Каменном Логе» пропускная способность выше. В среднем, по словам эксперта, на пересечение белорусско-литовской границы уходит 1-2 дня, в периоды пиковых нагрузок – до пяти суток.

Пробки на выезде из Республики Беларусь в Литву усугубляет реконструкция погранперехода «Мядининкай», которую планируется завершить в 2023 году

– Мы используем такую опцию, как «заказ специальных пропусков». Она позволяет фуре пройти границу без очереди. У нас несколько десятков таких разрешений. В основном они оформляются для рефрижераторов, – пояснил Александр Шилинчук.

Альтернативные «точки входа» в Евросоюз со стороны Белоруссии – есть, добавил руководитель отдела международных перевозок GLT Евгений Овчинников. Однако и там грузовые пробки начинают приобретать хронический характер. Даже несмотря на то, что условия въезда менее лояльные. Так, например, в Польше действует ограничение на ввоз дизельного топлива, пояснил эксперт.

– Разумеется, ситуация с заторами на погранпереходах Белоруссии и странами Евросоюза самым прямым образом влияет на финансовые потери компаний-владельцев транспортных средств. В среднем это порядка €200-250 в сутки. Кроме того, это приводит к увеличению времени рейса и к увеличению времени оборота транспортного средства, – резюмировал Евгений Овчинников.

Четырехколесные «бессребреники»

Суть:

Всего на 42% за 10 лет выросли тарифы на автомобильные грузоперевозки. Такие данные приводят Ernst&Young в «Обзоре отрасли грузоперевозок за 2020 год». Это самый низкий показатель среди всех видов транспорта.

Для сравнения: за аналогичный период тарифы на железнодорожные перевозки выросли на 77%, в авиасегменте ставки увеличились на 88%. А тарифы на перевозки внутренним водным транспортом и вовсе выросли на 140%.

При этом издержки автоперевозчиков в отчетном периоде росли более высокими темпами. Так, согласно исследованию Ernst&Young, за последние 10 лет стоимость дизельного топлива выросла в 2 раза, появилась система взимания платы «Платон», выросли штрафы по весогабаритному контролю, изменились нормы режима труда и отдыха и так далее. Аналитики Ernst&Young такж отмечают, что отрасль имеет низкий порог входа. Так, по данным «Тинькоф Бизнес», открытие компании в сфере автомобильных грузоперевозок обойдется в 250 000 рублей при самостоятельном запуске или в 2 млн 500 тысяч рублей при приобретении готового бизнеса.

Из-за низкого порога входа на рынке низкая степень концентрации. До сих пор в основном оперируют малые предприятия, индивидуальные предприниматели (ИП) и физлица. Так, например, 77% зарегистрированных в системе «Платон» именно физлица и ИП.

Бизнес-тренер по транспортной логистике Камиль Баймухаметов подтвердил, что за последние два года ставки по автоперевозкам выросли незначительно: всего на 2-3%. Исключение составили лишь рефрижераторные перевозки и доставка негабаритных грузов.

За последние два года ставки по автоперевозкам выросли незначительно: всего на 2-3%

– Многие перевозчики сейчас испытывают период низких ставок. Как остаться конкурентно способными на текущем рынке? Не держать все яйца в одной корзине, как гласит известная пословица. Нужно совмещать как транспортные услуги, так и экспедиторские, – уверен эксперт.

Кроме того, нужно иметь разнокалиберных клиентов: и таких, которые, условно, дают по 100-200 заказов в день, и более мелких.

Лекарства для онлайна

Суть:

По итогам января-марта общий оборот фармрозницы сократился на 9% – до 363 млрд рублей. Часть потребителей уменьшила покупки даже базовых лекарств, закупив их впрок еще до локдауна. Зато более чем на 67% выросли продажи безрецептурных препаратов в сегменте e-commerce.

Например, у «Сбер Е-аптеки» объем реализации вырос до 3 млрд 200 млн рублей (+67%). У «Здравсити» объем взлетел на 131% – до 2 млрд 400 млн рублей. Сервис позволяет в режиме онлайн бронировать фармацевтическую продукцию.

В аптеках подтверждают, что покупатели намного чаще стали приобретать лекарства онлайн. Например, в АСНА на 200% выросло число предзаказов через интернет в первом квартале 2021 года.

А вот в офлайн-точках продажи, напротив, падали. Как подсчитали аналитики DSM Group, общие продажи у аптек снизились год к году на 9% – до 363 млрд рублей. Из первой двадцатки сильнее всего продажи упали у сети «Здоров.ру»: они снизились на 14%.

По прогнозным оценкам директора «Магнит Фарма» Владимира Малинникова, маркетплейсы в перспективе могут захватить в среднем около 20% фармацевтического рынка.

В уточнении требований к аптечным организациям, которые могут заниматься онлайн-продажей лекарств, в основном заинтересованы несетевые аптеки, считает директор по сбыту DSM Group Александр Козин. По итогам I квартала, таковых по России работает 10 706 учреждений. Кроме того, активный интерес к выходу на рынок онлайн фармы проявили «Яндекс», X5 Retail Group, Wildberries, «Почта России». «Сбербанк» и «Магнит» уже занимают полноценных 0,9% коммерческого рынка аптечных товаров, уточнил эксперт.

– По сути, каждый из новых игроков предлагает решения под какие-то конкретные цели и задачи игроков фармрынка. Так, например, в случае Wildberries и Ozon – это доступ аптек к широкому кругу потребителей причем на всей территории России, а также возможность в разы увеличить свое ассортиментное предложение. X5 Retail Group дает возможность потребителям сделать единый заказ и на продукты, и на лекарства. «Почта России» с их сетью в более чем 50 000 отделений, в первую очередь предоставляет широту регионального охвата, – пояснил Александр Козин.

Однако рост доли аптечного екома с географической точки зрения неоднороден, добавил собеседник «Логируса». Например, в Москве по итогам апреля 2021 года этот показатель вырос до 17,5%, а в остальной России – не превышает 7%.

В числе задач, которые предстоит решить потенциальным участникам рынка онлайн-фармы, Александр Козин выделил соблюдение температурного режима в процесс доставки, встраивание в процессы системы маркировки, а также приемка и учет аптеками лекарств, не полученных покупателями, но уже побывавших в сумке курьера.

Коммерческий директор СДЭК Максим Толстобров считает, что онлайн-канал позволит вывести в продажу препараты, хранящиеся в других аптеках, у других дистрибьюторов и производителей. От чего в итоге выиграет именно конечный потребитель. Кроме того, аптечный ассортимент будет постепенно расширяться: сначала за счет парафармацевтических препаратов, затем и за счет рецептурных медикаментов, которые, скорее всего, разрешат к продаже после введения электронных рецептов.

Аптеки могут стать альтернативными пунктами выдачи заказов

В числе барьеров при выходе на рынок онлайн-фармы эксперт выделил техническую готовность розницы к коммуникации с потребителями, организацию валидации1 рецептурных препаратов, а также скоринг2 онлайн-покупателей с точки зрения идентификации и проверки возраста.

– Я думаю, что аптеки могут стать альтернативными пунктами выдачи заказов, – полагает Максим Толстобров. – Причем не только лекарственных препаратов, но и других товарных групп. Таким образом аптеки могут в целом повлиять на развитие рынка пунктов выдачи.

Эксперт полагает, что единого лидера на рынке онлайн-фармы может и не быть. Но он в любом случае будет распределен между дистрибьюторами, крупными аптечными сетями, с постоянной клиентской базой и программой лояльности, и маркетплейсами, резюмировал Максим Толстобров.

Однако директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов считает разрешение на продажу безрецептурных лекарственных препаратов – половинчатым решением. Потому что потребитель «понятия не имеет, является ли препарат, который ему нужен, безрецептурным или рецептурным».

– Более того есть масса случаев, когда один и тот же препарат с одним и тем же действующим веществом может находиться как в группе рецептурных препаратов, так и безрецептурных, – подчеркнул собеседник «Логируса». – И, конечно, потребителю в таких условиях очень сложно будет понять, почему в одном случае можно приобрести какой-то продукт, а в другом – нет.

По мнению эксперта, этот нюанс и является на данный момент главным барьером, сдерживающим развитие рынка онлайн-торговли лекарственными препаратами.

Возвраты с претензиями

Суть:

По данным Роспотребнадзора, количество жалоб потребителей в сфере дистанционной торговли за 2020 год увеличилось на 37%. В отчетном периоде в ведомство поступило 8 800 обращений.

Вместе с тем, Госдума недавно приняла в первом чтении поправки в закон «О защите прав потребителей». Согласно документу, покупатели смогут предъявлять претензии к интернет-магазинам и вести споры в режиме онлайн через портал Госуслуг. Данное право будет распространяться на покупки как в российских, так и в зарубежных интернет-магазинах.

Механика процесса предполагается следующая. Покупатель регистрируется через портал Госуслуг и направляет претензию, а также свои требования в электронной форме. А продавец будет обязан их рассмотреть и отреагировать.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что вместо устранения недостатков товара стороны могут договориться, например, о его возврате и возмещении стоимости с предоставлением потребителю скидки на будущие покупки. Участники спора должны будут заключить гражданско-правовой договор, в котором и зафиксируют достигнутые договоренности. Если они не будут исполнены, покупатель сможет обратиться в суд.

При этом чтобы урегулировать спор онлайн, нужно будет обязательно включить это условие в договор с потребителем. Ранее такой возможности не было. И потребитель в бумажном виде писал претензию, отправлял через почтовое отделение и ждал ответа в таком же виде.

Данная инициатива потребует от интернет-магазинов дополнительных ресурсов для интеграции с порталом Госуслуг, прокомментировала коммерческий директор Pony Express Валентина Кудряшова.

– При этом общее количество возвратов будет увеличиваться, – предупреждает эксперт. – Во-первых, как за счет общей доступности подачи претензии, так и за счет роста рынка интернет-торговли в целом. Все вместе это увеличит общие расходы на логистику.

Однако сейчас в законопроекте не предусмотрено главное условие, при котором этот механизм действительно будет работать, добавил президент Ассоциация компаний интернет-торговли Артем Соколов. Процедура должна быть обязательной, если продавец внес такой пункт в свой договор оферты, и покупатель с ним согласился.

– Пока в законе досудебное урегулирование споров через платформу Госуслуг выглядит больше, как определенная возможность или рекомендация для потребителя. При этом альтернативные варианты разрешения конфликтов сегодня уже существуют, но без обязанности применять их на практике не получают широкого применения, – резюмировал эксперт.

По мнению ведущего юрисконсульта «Утконос ОНЛАЙН» Михаила Привалова «изменениях, которые вносятся в закон о защите прав потребителей, в первую очередь направлены на более цивилизованные взаимоотношения между продавцами и покупателями».

– Но о реальной эффективности таких изменений конечно пока говорить преждевременно. Необходимо дождаться финального текста документа, чтобы понять, какие правовые последствия он будет порождать непосредственно для бизнеса, – уточнил эксперт.

Директор по развитию Logsis Алексей Вайсберг считает, что предложение о ведении споров на площадке Госуслуг существенно не изменит отношения между покупателями и интернет-магазинами.

– Сегодня существуют два основных документа, которые призваны регулировать взаимоотношения покупателя и продавца. Это закон «О защите прав потребителей» (ист.) и Правила продажи товаров дистанционным способом (ист.). Сможет ли возникновение некоего дополнительного способа достучаться до интернет-магазина через площадку регулятора помочь бизнесу? Далеко не факт. Может ли стать лишним техническим препятствием? Да, возможно. Потому что каждому интернет-магазину под эту деятельность нужно будет искать дополнительные ресурсы, которые, скорее всего, будут оплачиваться из кармана конечного потребителя, – резюмировал эксперт.

Бизнес на грани

Суть:

Александр Руденко предприниматель из Хабаровска, экс-собственник «100ловка» и «Пицца есть» рассказал, на какие нюансы нужно обращать внимание, чтобы потом не оказаться на грани банкротства. Свою исповедь он опубликовал в Faebook в паблике «Бизнес Идеи».



Среди тревожных звонков Александр Руденко называет кассовый разрыв. Когда компания ищет любые способы, лишь бы его закрыть, не разбираясь в причинах. Еще один важный момент – недопустимость «единой кассы» для разных предприятий. Так как когда здоровые предприятия работают на то, чтобы залатать дыры умирающих, в итоге этот мир могут покинуть оба предприятия.

По мнению учредителя, директора по стратегическому развитию Nawinia Рустама Юлдашева, для любой компании огромную роль играет уровень финансового управления. В частности, работа с кассовыми разрывами, которые в логистике неминуемы. Так как оплата от клиентов может поступать с отсрочкой от 30 до 90 дней, а расчеты с подрядчиками происходят либо по предоплате, либо на 10-15 день.

– И чем больше компания, тем больше таких разрывов возникает. А дальше встает вопрос компетенций: насколько ты подготовлен, какие инструменты используешь? Многие бизнесы рушатся из-за неумения управлять кассовыми разрывами, – подчеркнул эксперт.

В экспедиторском бизнесе остро встает проблема нехватки оборотных средств, добавил директор по развитию бизнеса STS Logistics Владимир Дорохов. Кто-то решает эту проблему затягиванием выплат подрядчикам, кто-то берет кредиты. Но второй способ доступен не каждой компании, так как мелкому бизнесу получение заемных средств дается непросто и вообще не всегда доступно, подчеркнул эксперт.

– Я бы еще добавил важность планирования бизнеса, как в годовом, так и стратегическом горизонте. При этом необходимо обязательно понимать не только целеполагание, но и источник ресурсов, с помощью которых вы будете стремиться к его достижению, – резюмировал Владимир Дорохов.

Эксперт выделил ряд показателей, на которые управленцам нужно обращать пристальное внимание, оценивая текущее «финансовое здоровье» компании. Во-первых, это коэффициент ликвидности3. Он всегда должен быть больше единицы. Во-вторых, нужно следить за оборотным капиталом. Он является разностью между текущими активами и текущими обязательствами.

– Ваш бизнес будет жизнеспособным лишь тогда, когда он будет приносить свою добавленную стоимость в цепочку ценностей для клиента. И даже если Вы являетесь ценным ресурсом для своих клиентов, и бизнес стабильно имеет красивую картинку финансовых результатов, это не избавляет вас от рисков, связанных с финансовой устойчивостью и налоговыми платежами, – резюмировал Владимир Дорохов.


1Валидация - проверка продукта, процесса или системы на соответствие требованиям клиента.

2Скоринг - это система оценки клиентов, в основе которой заложены статистические данные.

3Коэффициент текущей ликвидности или коэффициент покрытия (англ. Current ratio, CR) — финансовый коэффициент, равный отношению текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам).



Тэги: итоги недели, GLT, АКИТ, Nawinia, СДЭК, STS Logistics, Pony Express, ТРАСКО, DSM Group, RNC Pharma, Logsis, Утконос ОНЛАЙН
09.06.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх