Турция: логистика под давлением

О переменчивых настроениях турецких банков, транзитных препонах и рабочих маршрутах

Виктор Гордеев Виктор Гордеев
корреспондент




В начале марта Турция остановила транзит санкционных грузов, следующих через ее территорию в Россию. Сначала исчезла возможность оформить декларацию «формы Т1» для авиаперевозок, затем ограничения распространились на наземные и морские перевозки.

По неподтвержденным официально данным, проблемы были вызваны обновлением турецкой таможенной системы NCTS (New Computerized Transit System). Анкара использует ее с 2012 года.

Во второй половине марта система оформления транзита заработала.

Однако над «турецкими схемами» снова нависла опасность в виде одиннадцатого пакета санкций, который по заверению чиновников Евросоюза, заблокирует лазейки для поставок в РФ санкционных категорий товаров по схеме параллельного импорта. Новые рестрикции могут быть согласованы уже в июне.

На этом фоне «Логирус» решил выяснить:

  • • Как вывезти товар из страны так, чтобы это не вызвало вопросов у таможенных органов?

  • • Какие новые маршруты доставки грузов из страны появились?

  • • Что нужно учитывать, организуя мультимодальную перевозку?

  • • Какие схемы взаиморасчетов допустимы при взаимодействии с турецкой стороной?


Разбираться в том, как турецкая логистика лавирует между западными санкциями «Логирусу» помогали:


Георгий Властопуло
генеральный директор Optimalog
Георгий Властопуло
Александр Кибальников
генеральный директор LKTK Group
Александр Кибальников
Зарина Акынджи
генеральный директор Logiart
Зарина Акынджи
Александр Дегтярев
управляющий «ВЭД Агент»
Александр Дегтярев
Артем Мегаев
ведущий специалист по организации грузоперевозок Sky Cargo Service
Артем Мегаев
Александр Сиверцев
директор по контейнерным перевозкам АО «РЖД Логистика»
Александр Сиверцев

Габаритные авианюансы

Турецкие аэропорты, которые способны обслуживать грузовые самолеты, расположены в Анталье, Измире, Анкаре и Стамбуле. Первые три авиахаба не обрабатывают транзитные грузы: их консолидированно привозят в Стамбул на самолетах авиакомпании Turkish Airlines.

– Грузовые самолеты Turkish Cargo летают практически по всему миру. Также, любая крупная авиакомпания имеет в своей маршрутной сети рейс в Стамбул, поэтому отсюда груз может улететь практически в любую точку планеты, – пояснил ведущий специалист по организации грузоперевозок компании Sky Сargo Service Артем Мегаев. – Транзитные грузы в Турцию прибывают в основном из ЕС, США и Канады. Зарубежных авиакомпаний, которые работают на турецком направлении, очень много, и в 90% случаев у них ежедневная периодичность рейсов.

Турецкие аэропорты, которые способны обслуживать грузовые самолеты, расположены в Анталье, Измире, Анкаре и Стамбуле. Первые три авиахаба не обрабатывают транзитные грузы: их консолидированно привозят в Стамбул на самолетах авиакомпании Turkish Airlines

Ежедневно летают в Турцию и российские авиакомпании: «Аэрофлот», «Азимут», S7 и Red Wings. Кроме того, раз в неделю сообщение с Москвой обеспечивают Turkish Airlines: их рейсы привлекательны тем, что на борту самолета можно перевозить грузы длиной до 5 м и высотой до 220 см.

Остальные борты имеют более жесткие ограничения. Например, предельные габариты для перевозки грузов на широкофюзеляжных самолета «Аэрофлота» составляют 315х240х155 см.

На узкофюзеляжных воздушных средствах семейства Airbus можно провозить грузы габаритами до 150х150х100 см. Для семейств Boeing и SuperJet действуют ограничения, которые установлены эксплуатантом: в среднем 100х80х60 см. Исключение делает компания «Азимут», которая разрешает провозить на самолетах SuperJet грузы длиной до 220 см.

– В данный момент на экспорт из РФ груз можно увезти по тарифам от $1,5 за кг. Ставки фрахта в течение года плавали, но верхнее значение в пиковые периоды не поднималось выше $3-4 за кг. Стоимость транспортировки импорта была более волатильной. В данный момент, в среднем авиафрахт из Стамбула в РФ составляет $3-5 за кг. Но в пиковые периоды цены могли подскакивать до $6-8 долларов за кг, – пояснил Артем Мегаев.

Сроки доставки не претерпели изменений. Между Турцией и РФ налажено прямое авиасообщение, которое гарантирует транзит за 1-2 дня.

Что касается ограничений на экспортные отправки, то они действуют только со стороны турецких и других зарубежных авиакомпаний.

– Turkish Airlines, например, не принимают санкционные грузы, грузы двойного и военного назначения, а также большую часть опасных грузов. Российские же компании берут к перевозке практически любые грузы, – отметил ведущий специалист по организации грузоперевозок Sky Cargo Service.

«Бутылочное горлышко» морской доставки

Несмотря на то, что в 2022 году большинство международных морских сервисов прекратили обслуживать российские порты, грузопоток на морском плече «Россия-Турция» год к году ощутимо вырос, отмечают участники рынка.

В первую очередь это связано с увеличением количества регулярных сервисов на данном направлении: если по состоянию на первый квартал 2022 года работало 14 сервисов по доставке грузов в Новороссийск (восемь из которых были представлены крупными международными транспортными компаниями), то к марту этого года их количество выросло до 18-ти.

«Рейтинг линейных морских операторов в России», Infraprojects

География судозаходов охватывает все основные порты Турции: Стамбул, Измит, Измир, Гемлик и Мерсин. Для сезонных контейнерных перевозчиков свежих фруктов и овощей как порт захода используется Самсун. Более конкурентные по сравнению с прошлым годом условия рынка предоставили новые возможности.

– Сейчас практически все перевозчики осуществляют прямые судозаходы в турецкие порты. В итоге среднее время доставки снизилось с трех недель до недели и менее, – пояснил «Логирусу» источник, знакомый с ситуацией на рынке морских контейнерных перевозок. – Ранее глобальные морские линии предпочитали даже на таком относительно коротком трейде «Россия-Турция» использовать перевалку в основных хабах, в частности, на Мальте.

В Турции решение о приоритетности отгрузки принимается морским перевозчиком. В основном работает правило FIFO (first in – first out): первым вошел – первым и выйдешь, добавил собеседник «Логируса».

– В отдельных случаях могут быть исключения. Например, из-за мощного землетрясения до сих пор не работает в нормальном режиме порт Искендерун на юге страны. Это привело к повышенной нагрузке на рядом расположенный Мерсин, – пояснил эксперт.

Что касается стоимости морского фрахта, то на фоне избытка предложения ставки упали примерно на 40%, отмечают участники рынка.

– Сейчас стоимость «голого» морского фрахта для двадцати- и сорокафутовых контейнеров на плече «Стамбул-Новороссийск» составляет $1,35 тыс. и $1,75 тыс. соответственно. Еще шесть-восемь месяцев назад закупка была выше на $800-1000, – отметил генеральный директор LKTK Group Александр Кибальников.

Основная же сложность, не считая штормов, которые периодически замедляют скорость морской доставки, связана с медленной обработкой судов на российской стороне.

– Главная проблема – загруженность Новороссийска. Это «бутылочное горлышко» на данном маршруте, и пока кардинально не увеличится пропускная способность портов нашего черноморского побережья, ожидать, что скорость обработки судов увеличится не приходится, – уверен Александр Кибальников.

Из-за разнообразия собственников контейнерного оборудования также сильно загружены припортовые терминалы, где может наблюдаться снижение скорости обработки.

Сейчас стоимость «голого» морского фрахта для двадцати- и сорокафутовых контейнеров на плече «Стамбул-Новороссийск» составляет $1,35 тыс. и $1,75 тыс. соответственно. Еще шесть-восемь месяцев назад закупка была выше на $800-1000

По итогу, доставка контейнеров в Новороссийск из портов Измира и Стамбула с учетом погрузочно-разгрузочных работ может занять максимум 10-15 дней в спокойную погоду, отметил управляющий компании «ВЭД Агент» Александр Дегтярев. Эксперт также указал еще на одну нерешенную в Новороссийске проблему: в морской гавани есть сложности с хранением грузов, которые требуют специального температурного режима.

Дефицит контейнеровозов

При использовании мультимодальных маршрутов поставок из Турции через порт Новороссийск транспортно-логистические компании сталкиваются с дефицитом автомобилей-контейнеровозов. Операторы эту проблему знают и решают ее по-разному.

Некоторые перевозчики отдают приоритет железной дороге, как более дешевой альтернативе контейнерным автоперевозкам на ряде направлений. Кроме того, нивелировать риски, связанные с дефицитом автомобилей-контейнеровозов, можно и за счет заблаговременного бронирования транспорта, добавил Александр Кибальников. Но при этом придется доплачивать за возможный простой транспортного средства под погрузкой: от 3 до 8 тыс. руб. в сутки.

– Но мы решаем эту проблему иначе: вывозим контейнеры после завершения процедуры таможенного оформления на местный склад и перегружаем грузы в тентованные полуприцепы. Это и быстрее, и дешевле, – поделился опытом эксперт.

Нивелировать риски, связанные с дефицитом автомобилей-контейнеровозов в порту Новороссийска, можно и за счет заблаговременного бронирования транспорта. Но при этом придется доплачивать за возможный простой транспортного средства под погрузкой: от 3 до 8 тыс. руб. в сутки

После того, как в конце прошлого года появились морские сервисы по доставке контейнерных грузов в Санкт-Петербург, и по мере их развития, ситуация в черноморских портах РФ начала стабилизироваться, отметил Александр Дегтярев. Сейчас, по словам эксперта, контейнеры ожидают вывоза из порта Новороссийска в среднем около трех суток, заметил.

– Если груз отправляется в Москву, железная дорога является оптимальным вариантом, – считает Александр Дегтярев. – Тариф на перевозку контейнера по железной дороге составляет около 70 тыс. руб., в то время как за аналогичную автодоставку придется заплатить порядка 200 тыс. руб. с учетом НДС. Для регионов, в которые нет поездных отправок, актуальна повагонная отправка или перегрузка нехрупких грузов из контейнера в фуру.

Для рефов перетарка фактически безальтернативна, так как стоимость использования рефконтейнера существенно превышает расходы на перегрузку, уточняют участники рынка.

Вплавь или в объезд

Для выезда из Турции грузового автотранспорта используются автомобильные погранпереходы, связывающие страну с Грузией и Ираном, а также паромное сообщение. Однако Грузию можно использовать только для доставки неподсанкционных грузов.

– Для транзита через Грузию сейчас можно найти машину из Стамбула до Москвы за $6,5-6,8 тыс., хотя в ноябре и декабре прошлого года цена доходили до $10 тыс. Транзитное время в пути через МАПП «Верхний Ларс» составляет в среднем около 18 суток, но иногда увеличивается до 25-30 дней, – объяснил гендиректор LKTK Group Александр Кибальников.

Однако МАПП «Верхний Ларс» сейчас на реконструкции, поэтому движение транспорта через пункт пропуска ограничено. Время прохождения границы составляет 7-9 дней, поделился опытом Александр Кибальников.

По данным ФТС, к утру 8 июня в очереди на прохождение границы в сторону России стояли 266 грузовых транспортных средств, в сторону Грузии — 340. За предыдущие сутки было оформлено около 395 автомобилей, въезжающих в РФ, и более 548 автомобилей, покидающих страну.

Некоторые перевозчики используют альтернативные маршруты в объезд «Верхнего Ларса», рассказал гендиректор LKTK Group. Например, транзитный маршрут через Грузию и Азербайджан обойдется дороже – порядка $7,5-8 тыс., – зато сроки перевозки стабильнее: всегда около 18 дней, пояснил Александр Кибальников.

– Маршрут через Иран занимает порядка 25 дней, но перевозка обойдется дорого: около $9,5-10 тыс. за машину, – резюмировал эксперт.

Для транзита через Грузию сейчас можно найти машину из Стамбула до Москвы за $6,5-6,8 тыс., хотя в ноябре и декабре прошлого года цены доходили до $10 тыс

Паромное сообщение с Турцией после закрытия портов Кавказ и Темрюк для приема иностранных грузов в ноябре 2022 года обеспечивается только через порты Новороссийска и Туапсе. Cейчас на этих направлениях работает в общей сложности около 20 паромов вместимостью от 40 до 110 единиц накатной техники, сообщил «Логирусу» источник, знакомый с ситуацией на рынке.

Стоимость фрахта составляет $2-3 тыс. за провоз фуры или прицепа. В прицепах без транспортного средства обычно везут плодоовощную продукцию. Доставить груз из порта Карасу в Новороссийск или Туапсе на пароме можно за 38 часов, из порта Самсун в Новороссийск – за 24 часа, из Самсуна в Туапсе – за 18 часов.

Есть также прямые паромные линии, доставляющие грузы в Новороссийск непосредственно из Стамбула. Время в пути – 46-50 часов.

«Паром может перевезти до 80 транспортных средств. Можно провозить как тягачи с прицепами и еврофуры, так и автопоезда. Стоимость транспортировки тягача или еврофуры из Турции составляет $3 тыс., автопоезда свыше 16,5 м – $3,5 тыс.», – прокомментировал ценовую политику и возможности сервисов источник «Логируса».

Тарифы указаны для неопасных грузов, с которых не взимаются акцизные сборы, и которые не подлежат фитосанитарному контролю. НДС не применяется, однако при оплате в РФ конвертация к указанным тарифам составляет 5%.

По железной дороге без пересадок

Железнодорожная доставка груза из Турции возможна прямым контейнерным поездом со станций «Косейкой» и «Мерсин». Поезд следует через Грузию, где на станции «Ахалкалаки эксп.» происходит перегрузка контейнеров с платформ колеи 1435 мм на 1520 мм.

Данный маршрут является частью железнодорожного коридора «Баку-Тбилиси-Карс», который с 2021 года развивает компания «РЖД Логистика» при участии турецкого логистического оператора Pasifik Eurasia Logistics.

– Направление является перспективным с точки зрения как контейнерных, так и вагонных отправок. Страны-участницы коридора ведут скоординированную работу по развитию маршрута, и, как ожидается, в 2024 году завершится проект расширения железнодорожной магистрали «Баку-Тбилиси-Карс», что позволит повысить пропускную способность маршрута в несколько раз, – рассказал директор по контейнерным перевозкам АО «РЖД Логистика» Александр Сиверцев.

Поезда из Турции отправляются раз в неделю. Расчетное время доставки грузов на станцию «Ворсино» в Калужской области составляет 14-16 дней.

Антисанкционные схемы

Схемы вывоза товаров из Турции с прошлого года не изменились: это преимущественно косвенный или прямой реэкспорт, либо ввоз через третью страну, с оплатой импортных, а затем и экспортных таможенных платежей и сборов, и прочих накладных расходов, рассказал генеральный директор компании Optimalog Георгий Властопуло.

– Все зависит от конкретного кейса – что, откуда и как надо ввезти, – считает эксперт.

При реализации схемы «косвенный реэкспорт» товар от европейского поставщика доставляется в РФ тем же маршрутом, но покупка производится через турецкую компанию. В пути груз перепродается в Россию, и по прибытию на таможню в РФ конечный покупатель выпускает товар по таможенной процедуре «Импорт 40». При использовании данной схемы необходима либо компания-партнер в Турции, либо собственное юрлицо в республике.

В случае с «прямым реэкспортом» товар физически следует в страну первого покупателя — то есть, Турцию. И уже там, на транзитном таможенном складе, продается конечному покупателю в Россию. Такая схема увеличивает расходы на дополнительное логистическое плечо «Европа-Турция».

«Ввоз через третьи страны» предполагает ввоз и растаможивание товара в третьей стране, после чего груз по таможенной процедуре «Экспорт» отправляется в Россию. К дополнительным затратам на логистическое плечо добавляются таможенные платежи, необходимые к уплате в третьей стране, однако такой вариант может быть использован для скрытия от европейского отправителя конечного бенефициара закупаемого товара, находящегося в России.

Тем временем управляющий компании «ВЭД Агент» Александр Дегтярев заверяет, что «вывезти из Турции санкционные товары, не прошедшие таможенную очистку в стране, становится все сложнее». Кроме того, за грузовым потоком, направляющимся в Россию, пристально следят в Грузии и Азербайджане в том случае, когда товары проходят транзитом через эти страны.

– Поэтому возможной опцией в данном случае является отправка груза в страны Средней Азии на автомобилях, имеющих их номера, – резюмировал Александр Дегтярев.

Несвободные склады свободных экономических зон

В Турции работает много «внутренних офшоров»: свободных экономических зон (СЭЗ), дающих своим резидентам ряд преференций, в том числе в сфере внешней торговли. Однако возить через склады СЭЗ транзитные грузы – не самая лучшая идея, считает директор компании Logiart Зарина Акынджи. Для этих целей практичнее использовать транзитные склады.

– Транзитный склад – это полноценный таможенный склад, который позволяет вам производить абсолютно любые действия с вашим грузом. В том числе, начиная от приемки и процедуры перепродажи и заканчивая перекомплектацией груза на несколько партий, каждую из которых можно при необходимости обработать и переупаковать. На СВХ и в свободных экономических зонах этого делать нельзя: при выполнении этих операций задают слишком много вопросов, – пояснила Зарина Акынджи.

Обслуживание на территории транзитных складов еще и гораздо дешевле, чем в СЭЗ, добавила эксперт. Так, стоимость размещения и переоформления груза на транзитном складе в Турции в среднем составляет €500 с учетом погрузочно-разгрузочных работ. В свободной зоне аналогичный комплекс складских услуг будет стоить от €1,5 тыс. за каждую партию грузов. Кроме того, стоимость регистрации бизнеса в свободной экономической зоне стартует от $5 тыс., привела пример директор компании Logiart.

Стоимость размещения и переоформления груза на транзитном складе в Турции в среднем составляет €500 с учетом погрузочно-разгрузочных работ.  В свободной зоне аналогичный комплекс складских услуг будет стоить от €1,5 тыс. за каждую партию грузов

По словам Зарины Акынджи, транзитные склады также удобно использовать и для хранения санкционных товаров.

– Иногда европейские поставщики требуют предоставить им документы, подтверждающие, что товар не будет реэкспортирован в Россию. В этом случае товар приезжает на транзитный склад, и там подается складская декларация, которую можно использовать как подтверждающий документ. Никаких опознавательных знаков того, что этот товар будет куда-то вывозиться в режиме транзита, не будет, – пояснила эксперт.

Сомневающиеся банки

Взаиморасчеты с турецкой стороной на сегодняшний день осуществляются в рублях и турецких лирах, иногда в китайских юанях. Также по-прежнему много транзакций идет в евро, если расчет идет за перевозку груза турецкого происхождения.

– Платить рублями можно. Важно понимать, по какому курсу будут конвертироваться ваши рубли в твердую валюту, коей до сих пор остаются доллар и евро, – советует Александр Кибальников.

LKTK Group оперирует счетами в трех банках для платежей в Турцию: «Локо-банк», «Тинькофф» и «Росдорбанк». Перевод в рублях идет 1 рабочий день, если назначение платежа согласовано и ни у валютного контроля, ни у финмониторинга банка с турецкой стороны нет вопросов.

– А вот если вопросы есть, то платеж вообще может не уйти. Сейчас все банки перестраховываются и отказывают в транзакции по любому спорному или сомнительному платежу, – предупреждает эксперт.

Тэги: Турция, транзит, параллельный импорт, ВЭД, банковские транзакции, Александр Кибальников, Артем Мегаев, Александр Дегтярев
08.06.2023

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх