«Маск хэв» или как организовать санитарную безопасность
Каким образом обезопасить клиентов, оберегать сотрудников и сохранить эффективность в период пандемии
Евгения Зейналова специальный корреспондент |
Российские предприятия возвращаются к работе после целого месяца вынужденных каникул. По данным оперативного штаба, по состоянию на 29 мая – 02 июня, коэффициент распространения коронавируса варьируется от 0,95 до 01,02 процентов. Среди десяти регионов с максимальным числом заболевших, коэффициент менее единицы зафиксирован в шести субъектах — Москве, Подмосковье, Краснодарском и Красноярском крае, Ростовской и Калужской областях. При соблюдении санитарных требований, эти регионы, как и другие с показателем менее 1, могут приступать к первому этапу снятия ограничений.
В Роспотребнадзоре подчеркивают: смягчение ограничительных мер должно проводиться постепенно. Ведомство подготовило подробный свод правил практически для всех сфер деятельности, описав этапы выхода из карантина и новые требования безопасности: дистанция между сотрудниками, ежедневная дезинфекция помещений, организация бесконтактного измерения температуры.
Коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства от 31.01.202 № 66). И нарушение карантина в случае выявления COVID-19 влечет ответственность, в том числе уголовную – вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет в соответствии со статьей 236 УК. Поэтому компаниям придется подойти к вопросу со всей серьезностью.
Для многих предприятий реализация требований Роспотребнадзора станет новым, непростым опытом перестройки бизнес-процессов. И здесь на помощь бизнесу может прийти опыт тех сфер, которые, согласно Указу Президента РФ от 02.04.2020 N 239 и рекомендациям Минтруда, были отнесены к категории системообразующих и продолжили работать в условиях режима чрезвычайной готовности. В числе таких отраслей оказалась и транспортная отрасль.
За время работы в условиях ограничений логисты накопили немалый опыт, связанный с реализацией санитарных норм в «полевых условиях». Весь этот период перед транспортными компаниями стояла непростая задача: сохранить эффективность и обеспечить безопасность как клиентов, так и собственных сотрудников.
Как логистике дышится в маске? Можно ли работать в привычном темпе — принимать груз, подписывать накладные, управлять складским оборудованием — не снимая маски и перчаток на протяжении всего дня? Удается ли сотрудникам сохранять социальную дистанцию, и кто следит за тем, чтобы контакт происходило только по регламенту? Какие санкции предназначены для нарушителей? Что защитило бизнес от коронавируса не хуже, чем любая маска и антисептик?
С этими вопросами «Логирус» обратился к экспертам ведущих транспортно-логистических компаний страны, которые заявляют, что организовали безопасную логистику.
Вот наши герои:
исполнительный директор ООО «Байкал-Сервис» ТК
Павел Семенков
директор департамента операций Москвы и Московской области DPD в России
Дмитрий Марочкин
директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии»
Александр Лашкевич
заместитель директора ПЭК
Вадим Филатов
генеральный директор STS Logistics
Кирилл Власов
Складская гигиена: опыт логистов
Логистическая отрасль работала безостановочно даже в период самых строгих ограничительных мер. Многие компании доставляли не только товары первой необходимости, но и грузы для медучреждений, рассказал «Логирусу» Павел Семенков, исполнительный директор ООО «Байкал-Сервис» ТК.В период пандемии компания была вынуждена ввести строгий санитарный контроль на терминалах. Все сотрудники как склада, так и офиса, продолжавшие работать «офлайн», были обеспечены масками, перчатками, антисептиками. При прибытии на рабочее место у каждого сотрудника измеряется температура, а показатели вносятся в соответствующий журнал.
Безопасность соблюдается не только в федеральных, но и в региональных отделениях компании. Так, в филиале «Байкал-Сервиса» в Нижнем Тагиле, как и во всех подразделениях по стране, была расширена зональность для того, чтобы обеспечить соблюдение необходимой социальной дистанции, добавляет исполнительный директор «Байкал-Сервис». Каждые два часа проводится санитарная обработка отдела оформления и зоны взаимодействия с клиентами на складе: обрабатываются поверхности всех предметов, с которыми контактирует клиент. В свободном доступе для сотрудников и посетителей средства индивидуальной защиты и антисептики.
«Каждые два часа проводится санитарная обработка отдела оформления и зоны взаимодействия с клиентами на складе»
На складе DPD в Дмитровском районе всем сотрудникам терминала площадью 16 500 кв.метров замеряют температуру каждые 4 часа.
Полностью перестроили работу и ГК «Деловые Линии» . Как рассказал Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями, компания принимает клиентов на своих терминалах в стандартном режиме. Но при посещении просит следовать рекомендациям региональных властей: надевать маски, перчатки, соблюдать социальную дистанцию, придерживаясь специальной разметки. Кроме того, с помощью видеокамер и электронной очереди контролируется загруженность терминала. Если скапливается большая очередь — подключается дополнительный персонал.
ПЭК рассказала, помимо стандартных мер безопасности, разработала и внедрила сервис бесконтактной выдачи груза. Услуга позволила клиентам компании минимизировать контакты с сотрудниками при получении груза на терминале компании. Оформить и получить посылку можно с помощью смс-кода и мобильного приложения транспортной компании, без посещения клиентского отдела, рассказывает Вадим Филатов, заместитель директора ПЭК.
Для безопасности сотрудников и водителей, на территории складского помещения ПЭК действуют строгие правила. Водитель допускается только в зону приема грузов на складе. Перед тем, как пропустить его на склад, оператор дистанционно проверяет наличие маски, а также инструктирует его о поведении и порядке действий внутри помещения. Данные водителя вносятся в электронный журнал. Далее водитель обрабатывает антисептиком руки и только после этого обращается с запросом к оператору склада. Оставив документы, водитель отходит на безопасное расстояние, чтобы оператор смог их забрать.
Санпином об голову: логистика здесь и сейчас
Транспортные компании можно назвать «первыми ласточками» нового санитарного режима. Логистам пришлось перестраиваться на новые требования в режиме «онлайн», отслеживая все актуальные изменения в законодательной базе.— Должен заметить, что не так сложны нормы и их выполнение, как неоднозначность их трактования, — подчеркивает исполнительный директор «Байкал-Сервис» Павел Семенков. Он добавляет, что первое время основной проблемой был дефицит масок, перчаток и антисептиков. Но в апреле поставщики перестроились и закрыли потребности рынка — теперь трудностей с необходимым количеством масок и перчаток компания не испытывает.
В DPD отмечают, что введение «масочного режима» потребовало немалых инвестиций. Закупка средств для индивидуальной защиты и обработки помещений, термометров и другой необходимой продукции обошлась компании недешево, особенно на начальном этапе, когда дефицит спровоцировал рост цен на СИЗ и антисептики.
По мнению большинства опрошенных экспертов, главной сложностью для сотрудников стала необходимость работать в масках и перчатках.
— Первое время сотрудникам было сложно привыкнуть к новым требованиям, — рассказывает Павел Семенков. — На складе ребята всегда в перчатках, а вот с масками сложнее: через них тяжело дышать, особенно в условиях высокой температуры на улице (в Омске весь май стоит очень жаркая погода). Однако, со всеми сотрудниками была проведена разъяснительная работа о необходимости предпринимаемых мер. В первую очередь, это необходимо для их же собственной безопасности.
Автоматизация и роботизация против коронавируса
Все без исключения опрошенные транспортные компании утверждают, что эффективность работы осталась на прежнем уровне. Во многом благодаря автоматизации. Например, в DPD отмечают, что роботизация склада в свое время позволила уменьшить потребность в персонале, что сыграло компании на руку в кризисное время. Да и кратно возросшие объемы заказов никак не сказались на производительности.Инвестиции в автоматизацию склада повторно окупились в период пандемии
Но фоне роста популярности курьерской доставки, DPD запустила совместный сервис с «Делимобилем». Курьеры получили в распоряжение часть разбрендированных автомобилей из парка каршерингового сервиса. DPD отвечает за обучение сотрудников и подбор посылок для курьеров, «Делимобиль» осуществляет доставку предоплаченных заказов. Все автомобили регулярно моются и дезинфицируются, а сотрудники обязательно соблюдают требования безопасности. В итоге DPD увеличила объемы доставки, «Делимобиль» получила возможность работы в период ограничений.
«Байкал Сервис» также сделал ставку на партнерство и автоматизацию при запуске совместной программы с Wildberries. Как рассказал «Логирусу» исполнительный директор ООО «Байкал-Сервис ТК» Павел Семенков, программа предлагает выгодные и безопасные условия доставки товаров в распределительные центры интернет-магазина. Заявка на отправку товара и сопроводительные документы оформляются дистанционно. Дата и время забора груза и доставки на склад согласовываются заранее. Водитель приезжает в точно назначенное время и доставляет товар на склад Wildberries согласно предварительной записи. Это позволяет свести к минимуму контакты сотрудников и следить за соблюдением санитарной безопасности.
В «Деловых линиях» развитие получили сервисы, позволяющие клиентам комфортно работать в дистанционном режиме. Например, пользователи личного кабинета теперь смогут отследить детальный статус заказа, посмотреть персональную статистику по сохранности перевозок и соблюдению сроков доставки, а также связаться с личным менеджером по видеосвязи.
Также компания запустила сервис, который позволяет внести изменения в заказ через верифицированный номер телефона – без посещения терминала и заполнения бланков. В рамках поддержки малого и среднего бизнеса в «Деловых линиях» были снижены цены на перевозку промышленных грузов и отменена наценка на доставку в вечернее время и выходные.
«Большой брат» следит за складом
В STS Logistic напоминают: не стоит недооценивать юридические последствия невыполнения требований Роспотребнадзора. Коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства от 31.01.202 № 66). Нарушение карантина в случае выявления COVID-19 влечет ответственность, в том числе уголовную – вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет в соответствии со статьей 236 УК.В связи с этим как транспортным компаниям, так и остальным предприятиям, готовящимся внедрять новые санитарные требования, придется подойти к вопросу со всей серьезностью.
Эксперт ООО «Байкал-Сервис» ТК Павел Семенков рассказал «Логирусу», что с началом пандемии на крупных терминалах компании была введена новая должность — стюард по санобработке помещений. Сотрудник обязан обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических норм в соответствии с внутренним стандартом компании. В филиалах ответственными за это направление были назначены руководители представительств. Весь процесс ежедневно контролировался специалистами службы клиентского сервиса по системе видеонаблюдения.
В DPD контроль за санитарными нормами также осуществляется силами специальных сотрудников. По факту возможного нарушения проводится проверка. Первичный случай нарушения безопасности обычно заканчивается выговором сотрудника. Повторный инцидент автоматически ведет к отстранению от работы.
Внутренние службы безопасности по контролю за соблюдением норм компании вводят для того, чтобы успешно пройти внешнюю проверку Роспотребнадзора и Минтранса. Как сообщил «Логирусу» Вадим Филатов, заместитель директора ПЭК, новосибирский филиал компании 25 апреля 2020 года успешно прошел внеплановую проверку организации работы с прибывающим транспортом и водителями в условиях пандемии коронавируса со стороны представителей Минтранса, Роспотребнадзора, Минпромторга и МВД РФ. Проверка подтвердила, что компания отвечает всем требованиям безопасности: ведет учет прибывающих в Новосибирск водителей, содействует их убытию в течение 12 часов с момента прибытия в точку погрузочно-разгрузочных работ, а также организовывает прием груза, исключая риски распространения коронавируса.
Коронавирусная безопасность для склада: ограничения или новые возможности?
Новые требования безопасности стали для транспортных компаний настоящим вызовом. Логистам пришлось искать и закупать средства защиты в условиях дефицита; учиться работать в маске и перчатках, не сбавляя темпов; быстро приспасабливаться к постоянно меняющимся санитарным нормам. Пандемия проверила на прочность как бизнес-процессы, так и человеческие ресурсы. Степень «болезненности» перехода на новый формат во многом зависела от готовности самих сотрудников терпеть неудобства и проходить бесконечные проверки.Но, несмотря на то, что работу в новых условиях едва ли можно назвать легкой, а требования Роспотребнадзора — простыми для реализации, в транспортных компаниях единодушно отмечают: пандемия позволила найти новые точки роста и трансформировать работу склада. Резюмируя, можно сказать, что эта трансформация выразилась в следующих аспектах:
- 1. Новые цифровые сервисы. В условиях повышенной эпидемиологической готовности компаниям пришлось сделать ставку на дистанционные услуги. Положительным эффектом таких инвестиций стал рост скорости и удобства обслуживания клиентов.
- 2. Были запущены новые партнерские программы. Перераспределение географии перевозок и рост отдельных рыночных сегментов подтолкнул транспортные компании к поиску новых решений и win-win стратегий.
- 3. Компании получили дополнительную отдачу от автоматизации склада.
Все опрошенные «Логирусом» эксперты отмечают: тренд на “бесконтактные” способы обслуживания, скорее всего, сохранится и после отмены ограничений. Дистанционные сервисы — это не только безопасно, но и удобно. IT-технологии экономят время и ресурсы как самой компании, так и клиентов. Поэтому, при условии сохранения спроса, отказываться от сервисов дистанционной работы после отмены карантина транспортные компании не намерены.
Тэги: Деловые Линии, ПЭК, Байкал Сервис, STS Logistics, DPD, коронавирус, пандемия, режим изоляции, СанПин, Вадим Филатов, Александр Лашкевич
03.06.2020
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»