«Доверчивые» перевозчики с большой дороги

О том, как «в пути» теряются миллионы и почему об этом не принято распространяться

Алексей Кожевников Алексей Кожевников
руководитель проекта «Контроль рисков»


«Все хорошо, прекрасная маркиза. За исключеньем пустяка»

«Анатолий Адольфович Д’Актиль»




В Российской Федерации организованными преступными группировками, специализирующимися на хищении грузов путем мошеннических действий, ежегодно наносится экономический ущерб более чем на 1 300 000 000 рублей при перевозке грузов автомобильным транспортом. Такие данные можно привести, только исходя из опубликованных решений Арбитражного суда.

При чем речь не о миллионах, а о миллиардах. Сопоставляя количество обращений в органы МВД пострадавших компаний с количеством судебных решений, можно предположить, что данная цифра составляет не более 25% от общего числа инцидентов. Количество судебных разбирательств по данной проблеме превышает количество аналогичных споров по дорожно-транспортным происшествиям и пожарам в пути следования транспорта с грузом.

В марте 2018 года в Торгово-промышленной палате РФ в присутствии представителей Центрального банка РФ, представителей МВД и страховых компаний эксперты заявили, что данная проблема уже вышла на уровень государства и для её решения необходимо объединять усилия всех заинтересованных сторон.

Кто такие «доверчивые перевозчики»? Во сколько миллиардов был оценен самый крупный убыток от сотрудничества с коммерческим перевозчиком? Почему даже «потеряв» многомиллионный груз, им удается сухими выйти из любого судебного разбирательства? И как распознать «горе-водителя»? Ответить на эти вопросы я постараюсь ниже, ссылаясь на «голые факты» конкретных судебных решений.

Ущерб не для приличного общества


Увы, ежегодный анализ судебной практики говорит о полном отсутствии взаимодействия сторон, казалось бы желающих одного и того же – сохранить груз. Финансовые потери несут все: производители, страховщики,торгово-производственные компании, ретейл и, конечно же, транспортно-экспедиционные компании. Исключений нет. Очень ярко данные потери иллюстрируют судебные решения по фактам, имевшим место в различных российских регионах.

 1. Дело № А56-42179/2018 по иску пивоваренной компании «Балтика» (г. Санкт-Петербург). Выдержка из решения суда: «На водителя была выдана доверенность. Груз на общую сумму 4536864 рублей был получен водителем. <…>Груз до грузополучателя доставлен не был».

2. Дело № А55-16423/2018 по иску ЗАО «Ступинский химический завод» (Московская область, г. Ступино)
Выдержка из решения суда: «В соответствии с транспортной накладной прием груза стоимостью 748 746рублей 60 копеек осуществлен водителем по адресу: Московская область, Ступинский район, г. Ступино - для доставки его в республику Татарстан, д. Макаровка. <…> В обозначенное время и место груз не прибыл. Информация о местонахождении груза не известна. Водитель, осуществляющий перевозку, на связь не вышел».

3. Дело № А56-12572/2018 по иску пищевого холдинга ООО «КДВ ГРУПП»(г.Томск)
Выдержка из решения суда: «Ответчик принял к перевозке груз в месте загрузки (г. Павловский Посад) и должен был его доставить в г. Верхняя Пышма. Указанный товар в адрес выгрузки в обозначенный срок доставлен не был. Стоимость ущерба, причиненного перевозчиком в рамках перевозки, составила 2384179 рублей».

Ежедневно подобные судебные решения можно увидеть на сайте Арбитражного суда Российской Федерации и их количество остается на неизменно высоком уровне. Однако, в силу специфики российского бизнеса, данную проблему принято скрывать, не разглашать, хранить как военную тайну под семью печатями, различными способами препятствуя огласке случившегося.

Происходящее можно характеризовать строчкой из песни Леонида Утесова «все хорошо, прекрасная маркиза, за исключеньем пустяка». Такой вот небольшой «пустячок»: убытки на сумму в несколько миллионов рублей. Но, на мой взгляд, и это не главное, так как страдает репутация бизнеса.

Удивительно, но даже в некоторых компаниях международного уровня, которые периодически сталкиваются с хищением груза путем мошенничества, можно услышать очень увлекательные заявления наемных сотрудников служб безопасности в следующем стиле: «Мы большие и классные, а потерять несколько миллионов для нас − не проблема»!

Именно в таком духе отвечал работник службы безопасности российского отделения одной небезызвестной немецкой компании, когда его попросили уточнить детали по делу № А40-81458/18-29-586. Тогда груз по маршруту «Москва − Ангарск» так и не дошел до пункта назначения, а ущерб, на минуточку, был оценен в более 700 000 рублей.

Интересно, неужели собственник бизнеса рассуждает аналогично? Сомневаюсь…

Везу туда, куда хочу, а потеряю – не грущу


Отсутствие централизованного учета подобных эпизодов, обмена информацией между заинтересованными участниками рынка и выработки совместных решений, направленных на снижение риска «мошенничества» в грузоперевозках. Все это позволяет организованным преступным группам, прикладывая минимум финансовых усилий и временных затрат, осуществлять хищение многомиллионных грузов. Данные факты можно увидеть на характерных примерах, анализируя судебную практику.

«Материальный ущерб от хищения 20 тонн рыбы, которая так и не была доставлена в подмосковную Лобню, составил 3,5 млн рублей»
«Материальный ущерб от хищения 20 тонн рыбы, которая так и не была доставлена в подмосковную Лобню, составил 3,5 млн рублей»


Приведу в пример лишь некоторые факты, установленные арбитражными судами РФ.


 Январь 2016 года. На погрузку прибывает транспортное средство для осуществления доставки 20 тонн рыбы из Санкт-Петербурга в подмосковную Лобню. Груз к месту назначения не прибыл. Торговая компания из Мурманска в суде (дело № А50-8413/2016) разбиралась с транспортной компанией из Перми, кто будет «платить за банкет» стоимостью более 3,5 млн рублей.

 Июль 2018 года. На погрузку прибывает транспортное средство для осуществления доставки 10 тонн сыра из Санкт-Петербурга в Екатеринбург. Груз к месту назначения не прибыл. Согласно материалам дела № А60-55828/2018, размер нанесенного ущерба был оценен в более 2 млн рублей.

Разные промежутки времени, разные участники, задействованные в поставках товара, и кажется, что общее только название населенного пункта, где производилась отгрузка – Санкт-Петербург. Но это только на первый взгляд. Если внимательнее присмотреться к данным водителя, указанным в судебных решениях и сравнить государственные регистрационные знаки, а также модель транспортного средства – удивлению не будет предела. Кое-что общее все-таки есть. Знакомьтесь: перед вами «доверчивый перевозчик».

«Знакомьтесь, перед вами «доверчивый перевозчик».
«Знакомьтесь, перед вами «доверчивый перевозчик».

Перевозка грузов автомобильным транспортом по территории РФ регулируется Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8 ноября 2007 года (далее – УАТиГНЭТ). Согласно статье 15 УАТиГНЭТ, «перевозчик обязан доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель – принять доставленный ему груз».

Исходя из той же статьи, перевозчик перед выгрузкой груза обязан убедиться, что адрес выгрузки совпадает с адресом, указанным в транспортной накладной, и если это не так, руководствоваться указаниями грузоотправителя в полном соответствии с правилами перевозки грузов.

На данное требование российского законодательства «доверчивый перевозчик» просто закрывает глаза и руководствуется не положениями специальных норм федерального закона, а чем-то другим. Чем именно? Ответ на этот вопрос можно увидеть в следующих судебных решениях.

 1. Выдержка из решения суда по делу № А40-23265/2015
«Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела, водитель, следуя указаниям неизвестных лиц, не указанных ни в одном из товарно-транспортных документов, проследовал к месту, указанному этими неизвестными лицами и не совпадающим с надлежащим местом разгрузки, указанным в товарно-транспортных документах и осуществил передачу груза неуполномоченным неустановленным лицам».

 2. Выдержка из решения суда по делу № А83-3319/2016
«Груз был выгружен водителями указанных транспортных средств по адресам, не совпадающим с адресами, указанными в заявках, согласованных сторонами, после чего похищен неустановленными лицами».

«Доверчивый перевозчик» в любой момент времени может осуществить выгрузку по указанию со слов "неизвестных лиц", совершенно не переживая за какие-либо последствия для себя»
«Доверчивый перевозчик» в любой момент времени может осуществить выгрузку по указанию со слов "неизвестных лиц", совершенно не переживая за какие-либо последствия для себя»

«Доверчивый перевозчик» руководствуется не требованием российского законодательства, а своим экономическим расчетом и указаниям якобы «неизвестных лиц», прекрасно понимая, что в дальнейшем не будет являться стороной судебных разбирательств. Максимум проходить в них третьим лицом. Никаких коммерческих рисков у «доверчивого перевозчика» нет, так как отсутствует материальная ответственность за полученный груз, определенная статьей 796 Гражданского кодекса РФ.

Такой перевозчик в любой момент времени может осуществить выгрузку по указанию «неизвестных лиц», совершенно не переживая за какие-либо последствия для себя. Тот факт, что в дальнейшем осуществлять с ним сотрудничество никто из пострадавших сторон не будет, его совершенно не беспокоит. Найдет других желающих, которые воспользуются его «прекрасными услугами».

Самый крупный убыток от сотрудничества с «доверчивым перевозчиком» в 2018 году был оценен в 28 645 957 рублей. Он был нанесен одному из крупнейших российских продуктовых ретейлеров. Как следует из решения суда по делу № А12-5829/2018: «Водитель пояснить не смог, кто поставил печать и кому был выгружен товар».

Не виноватый я, а доверчивый

На протяжении нескольких лет, один и тот же перевозчик, указанный в делах № А50-8413/2016 и № А60-55828/2018, с настораживающей периодичностью не может осуществить доставку вверенного ему груза в пункт назначения. Ах, какая случайность, ах какая цепь невероятных совпадений. Просто мистика какая-то. Как в анекдоте: «Ну не шмогла я»! Надо понять и простить! Подумаешь, всего каких-то там 5,5 млн рублей, мелочь…

«Ах, какая случайность, ах какая цепь невероятных совпадений»
«Ах, какая случайность, ах какая цепь невероятных совпадений»

Однако, вызывает серьезную озабоченность, что подобных «доверчивых водителей», периодически фигурирующих в подобных эпизодах, оказывается не так уж и мало. Наоборот, их количество растет с поражающей скоростью и это повод задуматься специалистам, которые отвечают за снижение рисков.

На сайте МВД РФ можно увидеть только количество обращений пострадавших компаний по эпизодам, связанным с утратой груза, а по суммам убытков и всему остальному − информация отсутствует. И тут нас выручает сайт Арбитражных Судов РФ. В 2017 году количество судебных решений, связанных с полной утратой груза, составило 418, а в 2018-м – уже 457. Причина роста подобных эпизодов банальна и проста: безнаказанность и отсутствие объеденной информации по подобным эпизодам позволяло «доверчивым перевозчикам» оставаться в тени.

Ключевой вопрос – готовы ли вы воспользоваться услугами подобных «доверчивых перевозчиков», которые по якобы неизвестной причине нарушают положения статьи 15 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» в своей практической деятельности?

Оценка рисков при принятии решения о сотрудничестве с тем или иным перевозчиком или экспедитором в данный момент напоминает всем известную игру «любит или не любит», а после осуществления погрузки в транспортное средство игра продолжается – «доедет или не доедет».

В одиночку ни одна служба безопасности любой компании в РФ не способна осуществлять комплексные мероприятия по предотвращению эпизодов, где в главной роли выступают «доверчивые перевозчики». Стоит отметить, что после случившегося никаких экономических или моральных затруднений «доверчивый перевозчик» не испытывает. Наоборот, он активно продолжает свою предпринимательскую деятельность, предоставляя остальным участникам право вести увлекательные диалоги в дальнейших судебных разбирательствах. Бизнес процветает!

«Оценка рисков при принятии решения о сотрудничестве с тем или иным перевозчиком или экспедитором напоминает гадание»
«Оценка рисков при принятии решения о сотрудничестве с тем или иным перевозчиком или экспедитором напоминает гадание»

Служба безопасности совершенно бессильна перед «доверчивым перевозчиком», так как приезжая в пункт погрузки, вам предоставят полный набор оригинальных документов, ответят на все возможные секретные вопросы, а потом… А потом будут рассказывать, что какой-то голос с неизвестного номера представился собственником груза и попросил осуществить выгрузку в другом городе, произвел наличный расчет и… Пожелают Вам удачи в поиске этого неизвестного. Ничего сложного.

«Цифровой просчет» рисков и никакого волшебства

В настоящий момент путем анализа судебных решений и сообщений с различных транспортных порталов удалось собрать информацию об эпизодах, связанных с полной утратой груза, обобщить и систематизировать полученные данные и частично объединить усилия с компаниями, которые заинтересованы в снижении такого риска, как полная утрата груза.

Применение цифровых технологий в сфере безопасности транспортной логистики в совокупности с проведенным анализом позволило создать платформу, аналогов который в данный момент нет в Российской Федерации (это совместное решение двух компаний: «Контроль Рисков» и IDX)

С ее помощью выявлены и продолжают выявляться «доверчивые перевозчики». Сколько их? На данный момент известно о более 4 000. Редкая транспортная компания имеет столько единиц транспорта. Более того, использование данного инструмента уже в июле 2018-го смогло предотвратить утрату груза стоимостью более 2 млн рублей из дела № А60-55828/2018, о котором я писал выше. Как? Очень просто. Если бы Вы знали, что данный перевозчик, к примеру, и ранее утрачивал якобы «по доверчивости» груз, Вы бы ему доверили перевозку? Думаю, что ответ очевиден. Конечно, нет!

Обобщай и проверяй

Итак, какие шаги нужно предпринять, чтобы избежать «доверчивой перевозки»?

1. Строго и четко соблюдать требования законодательства Российской Федерации и не допускать подмены терминов и понятий.

2.Необходимо объединить информацию по фактам полной утраты грузов в одну структурированную систему, доступную для анализа всем заинтересованным сторонам.

3. Создать отдельную независимую коммерческую структуру, способную вести учет и анализировать подобную информацию. В рамках этой системы необходимо наладить взаимодействие с МВД.

Тэги: Контроль Рисков, Арбитражный суд РФ, судебные решения, хищение грузов, доверчивый водитель, перевозки, водители, генеральные грузы
03.03.2019

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх