Регулирование маркетплейсов: кто победит в итоге?

Как повлиять на отрасль, за что штрафовать продавцов и от чего важно защитить потребителей

Алена Лебединец Алена Лебединец
корреспондент




К вопросу о регулировании электронной торговли в России пытались подступиться уже трижды. Впервые о разработке стандартов взаимодействия маркетплейсов с поставщиками Минпромторг РФ заговорил в конце 2021 года. Однако тогда отрасли удалось отделаться легким испугом, то есть согласиться на саморегулирование.

В 2023 году Минпромторг вернулся к идее регулирования сектора из-за кратного роста жалоб, но снова пронесло. Участники рынка маркетплейсов договорились о подписании кодекса добросовестных практик, создали рабочую группу с участием всех вовлеченных ведомств, чтобы продемонстрировать, как интернет-площадки исполняют взятые на себя добровольные обязательства. На этом Минпромторг и успокоился.

Первой ласточкой нормативно-правового регулирования рынка интернет-торговли стал закон «Об антимонопольном регулировании маркетплейсов и агрегаторов» (ист.). Он вступил в силу в сентябре 2023 года. А в мае 2024 года стало известно о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с Минпромторгом, Роспотребнадзором, другими ведомствами и организациями готовит концепцию закона «О регулировании маркетплейсов».

Эту же тему на «Неделе Российского Ритейла» активно обсуждали представители бизнес-сообщества и власти. В жаркой дискуссии приняли участие:

Алексей Москаленко
глава Ассоциации представителей электронной торговли Сибири
Алексей Москаленко
Иван Городилов
президент Ассоциации поставщиков товаров для торговли на электронных площадках
Иван Городилов
Маргарита Евстигнеева
CEO Riks Consult
Маргарита Евстигнеева
Алексей Минаев
заместитель управляющего директора OZON
Алексей Минаев
Алексей Духанин
исполнительный директор Wildberries
Алексей Духанин
Юлия Храмайкова
директор по взаимодействию с госорганами «Магнит Маркета»
Юлия Храмайкова
Андрей Свинцов
заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи
Андрей Свинцов
Дмитрий Гусев
заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю
Дмитрий Гусев
Внимательно выслушав прения сторон, «Логирус» решил выделить аргументы каждой, чтобы ответить на вопросы:

  • • Почему маркетплейсам предлагают запретить сотрудничать друг с другом?

  • • Какие штрафные правила селлеры хотят «высечь в законе»?

  • • И за что онлайн-площадки готовы биться с регуляторами?

Позиция селлеров: «железобетонные» тарифы и замороженные штрафы

Признавая необходимость нормативно-правового регулирования маркетплейсов, селлеры критично относятся к разрабатываемому законопроекту. Одна из основных претензий – его положения не успевают за динамичным развитием рынка e-commerce и уже во многом не соответствует реалиям, считает глава Ассоциации представителей электронной торговли Сибири Алексей Москаленко.

Селлеры, со своей стороны, считают важным включить в текст законопроекта положения и инициативы, защищающие продавцов от произвола маркетплейсов и пунктов выдачи заказов. Одно из наиболее наболевших требований – фиксация тарифов на доставку и услуги хранения, уверен президент Ассоциации поставщиков товаров для торговли на электронных площадках Иван Городилов. Важно, чтобы принимая решение об изменении действующей оферты, маркетплейс информировал селлера об этом минимум за 14 дней, добавила CEO Riks Consult Маргарита Евстигнеева.

Источник: презентация Екатерины Папченковой, заместителя гендиректора ЦСР, на «Неделе Российского Ритейла – 2024»

Продавцы также требуют на законодательном уровне зафиксировать условия вывоза нераспроданных за сезон стоков, добавил эксперт. На Ozon, например, в марте 2024 года снова изменились правила. Теперь если селлер подал заявку на вывоз товара, но пропустил выбранный таймслот, у него есть 30 дней, чтобы забрать свою продукцию. Если же за месяц этого не будет сделано, то товары отправят на утилизацию.

Кроме того, по мнению Ивана Городилова, необходимо штрафы с селлеров не сразу списывать, а замораживать необходимую сумму до выяснения всех обстоятельств. При этом маркетплейсы должны документально подтверждать правомерность вынесенного в отношении продавца решения. В качестве аргумента эксперт привел кейс, участником которого он стал лично. Каждую неделю на протяжении месяца один из маркетплейсов начислял ему 700 тыс. рублей штрафа за то, что в карточке товара в неправильной последовательности были указаны длина и ширина коробки, в которой покупателям отправляли гель для стирки. Иван исправил неточность, но деньги продолжили списывать.

– Исправить ситуацию помог только звонок руководству маркетплейса. Штрафы начислять перестали, но мы столкнулись с другой проблемой: не можем вернуть около двух млн рублей излишне уплаченных средств, – рассказал Иван Городилов.

Источник: презентация Екатерины Папченковой, заместителя гендиректора ЦСР, на «Неделе Российского Ритейла – 2024»

Поддерживает эту инициативу и CEO Riks Consult Маргарита Евстигнеева. По мнению эксперта, принципа предварительного информирования должны придерживаться не только маркетплейсы, но и владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Уведомление о штрафе с четким обоснованием причины они должны направлять в адрес селлеров «не менее, чем за 5 дней до удержания». Так как, если продавец не согласится с финансовыми претензиями, он сможет направить возражение и инициировать процедуру урегулирования.

О том, в какие логистические ловушки попадают селлеры из-за меняющихся парвил маркетплейсов и как этого избежать – читайте в статье «Маркетплейсы: продажи есть, доставка – наладится?».

Взгляд маркетплейсов: право на скидки и безлимитные заработки

Представители крупнейших торговых онлайн-площадок, участвовавшие в круглом столе, заявили, что готовы к введению регулирования отрасли, но условия, предлагаемые ФАС, Минпромторгом, Роспотребнадзором и другими ведомствами их не устраивают.

– Это абсурдные нормы, явно написанные людьми, которые просто хотят, чтобы электронная коммерция свернулась, – в пылу дискуссии заявил заместитель управляющего директора OZON Алексей Минаев. – Мы как отрасль должны сознательно сформировать регулирование интернет-торговли, мы этим сейчас занимаемся, и мы это сделаем.

В частности, право маркетплейсов инвестировать в скидки должно быть закреплено на законодательном уровне, заявил исполнительный директор Wildberries Алексей Духанин.

– Это метод жесткой конкурентной борьбы между маркетплейсами за наш самый главный капитал – продавца и клиента. Мы периодически перетягиваем эти аудитории друг у друга. И скидка – это, фактически, наша субсидия розничной цены продавца за счет маркетплейса, – объяснил свою точку зрения эксперт. – Таким образом маркетплейсы сдерживают рост цен на продукты, товары первой необходимости и высокого спроса. Поэтому запрет такой практики стал бы откровенно антисоциальной мерой.

Только Wildberries, по словам эксперта, в 2023 году инвестировал в скидки 550 млрд рублей. А с января по май 2024 года сумма вложений маркетплейса уже составила 300 млрд рублей. И от этой конкурентной стратегии в конечном счете выигрывают все, уверен Алексей Духанин. И покупатель, который получает товар дешевле, и продавец, увеличивающий собственные продажи без потери прибыли, и государство.

Представитель Wildberries также уверен в том, что нельзя законодательно ограничивать «совокупную стоимость всех услуг», оказываемых маркетплейсом, лимитом в 10% от общей стоимости товара. Подобная практика действует в отношении офлайн-ритейла, добавил Алексей Духанин. Но применять ее к онлайн-торговле – в корне неверно.

– Величина в 10% явно экономически необоснованна. Вряд ли кто-то считал себестоимость наших услуг, – усомнился исполнительный директор Wildberries. – У онлайн и офлайн-ритейла совершенно разные бизнес-модели. Наша целевая аудитория – это малый и микробизнес. Это те предприниматели, которые, скорее всего, на полку офлайн-сети не встанут, потому что отсрочка платежа и условия договора для них будут неподъемными. Неприемлем для них и средний срок размещения товаров на полке в два-четыре месяца.

Отрасль с 8-10 триллионным оборотом не может не регулироваться и маркетплейсы это прекрасно понимают, резюмировал эксперт. Но к этому вопросу нужно «подходить последовательно и осторожно, и нормы, которые мы сейчас проектируем, должны быть сбалансированными и достижимыми».

О том, как управлять логистикой на онлайн-площадках, чтобы не потерять маржу на штрафах и транспортных издержках – читайте в статье «В логистическом омуте маркетплейсов».

Директор по взаимодействию с госорганами «Магнит Маркета» Юлия Храмайкова считает, что на законодательном уровне должны быть закреплены инструменты защиты не только продавцов, но и торговых онлайн-площадок. В частности, необходимо обязать маркетплейсы проверять селлеров и владельцев ПВЗ на законопослушность. Продавцы, которые реализуют товары, подлежащие маркировке, должны быть зарегистрированы в системе «Честный Знак». Если это требование не соблюдено, то карточки с такой продукцией маркетплейс обязан заблокировать.

Споры госорганов: нечестный бизнес и запрет на самозанятых

Пока маркетплейсы и селлеры спорят о частностях – тарифы на услуги, штрафы, проверка контрагентов – законотворцы ломают копья над тем, в какую категорию выделить маркетплейсы. В поисках ответа на этот вопрос сформировались два противоборствующих лагеря. Первые считают, что маркетплейсы нужно отнести к категории ритейла, вторые, что к IT. Последнего подхода придерживается заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов. По словам эксперта, в этом случае маркетплейсы автоматически лишаются возможности иметь собственные торговые марки, так как это приведет к неминуемому конфликту интересов с другими селлерами, которые не смогут контролировать справедливость алгоритмов выдачи карточек товаров по поисковым запросам покупателей.

– Моя личная позиция, marketplace – это только IT и все. Все остальные услуги – логистика, хранение, фулфилмент и т.д. – должны оказывать другие компании. Тогда это более-менее честный бизнес, – считает Андрей Свинцов. – В этом случае у маркетплейсов есть права на положенные IT-компаниям льготы и мораторий на проверки бизнеса.

Кроме того, эксперт уверен, что участникам рынка электронной коммерции необходимо запретить сотрудничать с самозанятыми. Эта категория работников может оказывать услуги только в парадигме «физлицо – физлицо».

– Как только бизнес начинает использовать труд самозанятых, происходит подмена самой сути государственной налоговой системы, – уверен Андрей Свинцов.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев и вовсе уверен, что готовить закон «О регулировании маркетплейсов» неправильно, нужен всеобъемлющий закон «Об электронной торговле». А принимать активное участие в его разработке должны и маркетплейсы, и селлеры, и владельцы пунктов выдачи, и отраслевые ассоциации, и регуляторы, и потребители.

– Но, конечно, когда мы беремся за такой большой отраслевой закон, это дело минимум одного года, – прогнозирует эксперт.

Регуляторный треугольник интересов

Обсуждая вопросы регулирования рынка электронной коммерции, селлеры, в первую очередь, хотят внести в готовящийся законопроект положения о фиксированных тарифах на логистику и хранение, четких правил вывоза товаров со складов маркетплейсов.

Представители маркетплейсов со своей стороны просят на законодательном уровне закрепить право инвестирования в скидки для покупателей. Кроме того для них важно избежать введения 10-процентного лимита на совокупную стоимость всех услуг, предоставленных селлерам. Также онлайн-площадки предлагают закрепить обязанность проверять продавцов и владельцев на соблюдение действующих норм законодательства.

В правительстве же, прежде всего предлагают определиться с тем, к какой сфере относится интернет-торговля: ритейл или IT. Так как от этого будет зависеть возможность иметь собственные торговые марки. При этом представители власти считают, что опираться на зарубежный регуляторный опыт не стоит, в силу специфики российского рынка e-commerce. А ждать готовый текст законопроекта можно в лучшем случае через год.

Тэги: интернет-торговля, законодательство, селлеры, маркетплейсы
12.06.2024

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх