Одна машина хорошо – а есть ли две?


Одна машина хорошо – а есть ли две?

Агрегаторы и аналитики о том, хватит ли в этом году перевозчиков на все грузы и что изменится на рынке

Дарья Сохбатова Дарья Сохбатова
специальный корреспондент




Количество перевозчиков, зарегистрированных на «Бирже автомобильных грузоперевозок ATI.SU» по итогам I квартала, снизилось на 25%. В связи с чем аналитики площадки констатировали появление на рынке «тревожного дефицита исполнителей».

Однако статистика другого грузового агрегатора – Fura.ru – за аналогичный период тренд на снижение количества перевозчиков не подтверждает. Поток обращений через платформу не уменьшается и основным запросом от перевозчиков является поиск новых заявок.

Прирост числа перевозчиков в России подтверждают и данные (ист.) «Деловой среды»1 от «Сбербанка», согласно которым в стране в 2020 году чаще всего появлялся бизнес в сфере грузоперевозок. Так среди открытых ООО сфера транспортировки грузов занимает второе место, уступая такси всего лишь 0,3%.

В связи с этим «Логирус» решил выяснить:

  • • Дефицит перевозчиков на рынке мнимый или настоящий?

  • • В чьи руки уплывут неперевезенные грузы?

  • • И к чему приведет перестройка рынка грузоперевозок?


На эти вопросы «Логирусу» помогли ответить грузовые агрегаторы и аналитики рынка:


Святослав Вильде
управляющий директор ATI.SU
Святослав Вильде
Ирина Тихвинская
коммерческий директор Fura.ru
Ирина Тихвинская
Владимир Малышев
основатель TutGruz
Владимир Малышев
Евгений Ивлев
коммерческий директор ГК «Монополия»
Евгений Ивлев
Евгений Остряков
управляющий партнер «Биржагрузоперевозок.рф»
Евгений Остряков
Олег Распопов
директор по транспортной логистике ООО «Обоз Диджитал»
Олег Распопов
Людмила Симонова
управляющий партнер M.A.Research
Людмила Симонова

Иллюзорный спрос

Объем заявок на грузоперевозки на всех цифровых платформах, опрошенных «Логирусом» растет. Но динамика везде разная.

Так, на ATI.SU в I квартале число заявок на грузоперевозки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось с 5,4 млн до 8,15 млн (+ 51%). Например, только по итогам марта показатель вырос с 2,3 млн до 3,3 млн. Причем это не связано с эффектом низкой базы, заявили аналитики ATI.SU. Напротив, март прошлого года также был для перевозчиков довольно успешным, а спад из-за введения локдауна пришелся на апрель-май.

По данным ATI.SU, с начала года рост количества заявок на перевозку отмечался практически по всей номенклатуре грузов. В частности, спрос на транспортировку товаров народного потребления увеличился на 63%, а продуктов питания – на 90%. Абсолютный рекорд был поставлен в категории древесно-стружечной плиты: число заявок в данном сегменте выросло на 150%.

По данным ATI.SU, с начала года рост количества заявок на перевозку отмечался практически по всей номенклатуре грузов. Абсолютный рекорд был поставлен в категории древесно-стружечной плиты: число заявок в данном сегменте выросло на 150% 

Максимальный рост количества заявок на перевозки отмечается в Москве и Московской области. Аналитики ATI.SU связывают это с тем, что в регионе располагается большое количество складов ретейла. Так, по данным агрегатора, спрос на перевозки по Московской области увеличился на 91%, из Московской в Ленинградскую область – на 78%, в Ростовскую область – на 92%.

В столичный регион также не менее активно грузы и завозят. Например, по данным ATI.SU, заявки на перевозки из Нижегородской области в Подмосковье увеличились на 99%, а из Татарстана в Московскую область – на 142%. Рост фиксируется по всем популярным направлениям, но внутри прочих крупных регионов он не настолько заметен, подчеркнули в бирже.

На цифровой платформе компании «Обоз Диджитал» количество заявок также растет. Спрос обеспечивают производители продуктов питания, товаров повседневного спроса в целом, алкогольной продукции, а также производители стройматериалов – ежедневно это более 700 рейсов.

На данный момент активнее всего увеличивается количество заявок в южную часть страны (Ростов, Краснодар, Волгоград), добавили в «Обоз Диджитал». При этом с расширением присутствия федеральных торговых сетей стало больше рейсов в Сибирь. Стабильно большой поток грузов также отмечается на Урал и в Поволжье.

На онлайн-сервисе TutGruz число заявок на перевозки за I квартал 2021-го увеличилось в 2,5 раза. При этом интерес малых перевозчиков к платформе тоже вырос – почти на 50%.

Положительную динамику зафиксировали и на платформе monopoly.online: по итогам I квартала количество заказов увеличилось в среднем на 15-20%. При этом в феврале 2021-го число участников выросло более чем вдвое год к году: с 2 500 до 4 500. Вместе с тем на платформе увеличился и автопарк зарегистрированных грузовых транспортных средств: с 29 321 в феврале 2020-го до 40 738 в 2021 году.

Однако рост заявок на площадках означает лишь потребность в организации перевозки с помощью цифровых инструментов, прокомментировала данные статистики управляющий партнер M.A.Research Людмила Симонова. Либо через электронные площадки осуществляют централизованный поиска груза на рынке. По словам эксперта, подобный тренд сейчас актуален для всего мира, не только России.

– Положительная динамика электронных площадок не означает, что грузов стало больше. Их, напротив, стало меньше. Рост спроса – это иллюзия, – заявила собеседница «Логируса».

Рост объемов коммерческих автоперевозок в I квартале стал следствием увеличения спроса на внутригородскую доставку

Судя по данным Росстата за I квартал 2021 года, рост объемов коммерческих автоперевозок на 2,9% год к году стал следствием увеличения спроса на перевозки на короткие расстояния. Прежде всего речь идет о внутригородской доставке, включая «последнюю милю», уточнила Людмила Симонова. При этом, как и в прошлом году, отмечается снижение грузооборота (-1,1%) и соответственно дальности перевозок, резюмировала эксперт.

Схожего мнения придерживается и управляющий партнер «Биржагрузоперевозок.рф» Евгений Остряков. По его мнению, рост регистрируемых перевозчиков в агрегаторах и дефицит никаким образом не связаны.

– Дефицит перевозчиков – состояние рынка в данный момент. Завтра оно изменится. Каждый год мы видим колебания на рынке, связанные с ростом или падением спроса на транспорт. Рост регистрации перевозчиков – это формирование культуры цифровой коммуникации или даже становление рынка цифровых грузоперевозок, – считает эксперт.

«Малышей» смыло с рынка

Что касается предложения, то в 2021 году на российском рынке действительно сложился дефицит грузоперевозчиков, подтвердила управляющий партнер M.A.Research. Но нехватка автотранспортных средств и водителей не связана с ростом тоннажа, объем которого после двухлетнего падения (LR: на 6,4% в 2019-м и на 5,5% в 2020-м) вряд ли восстановится до уровня 2018-го даже в 2023 году.

По мнению эксперта, дефицит грузоперевозчиков, сложившийся на российском рынке в 2021 году, связан прежде всего с сокращением числа компаний, относящихся к малому бизнесу (включая микропредприятия). Так как именно они традиционно обеспечивают до 60% объема коммерческих перевозок в тоннаже, пояснила Людмила Симонова.

Более устойчиво в кризисный 2020 год чувствовали себя индивидуальные предприниматели (ИП), хотя и их число сократилось, добавила эксперт. По данным Росстата, на начало декабря 2020 года, налоговыми органами было ликвидировано 10 500 ИП, занятых в сфере грузоперевозок. О масштабах бизнес смертности, связанной с коронакризисом, можно будет судить после окончания периода налоговой отчетности за 2020 год, добавила Людмила Симонова.

При этом доля крупных и средних компаний в объеме перевозок возросла до 30%, выручка ТОП-15 автоперевозчиков увеличилась на 7,8%, в то время как стоимостной объем рынка автоперевозок сократился более чем на 3%, подчеркнула Людмила Симонова.

По оценке сервиса «Биржагрузоперевозок.рф», тарифы на автомобильные грузоперевозки с начала года выросли на 20-25% по отношению к аналогичному периоду 2020 года. При этом рост фиксируется по всем типам подвижного состава

Большие транспортные компании в последнее время ощутимо нарастили собственные автопарки и переманивают к себе в штат как профессиональных, так и начинающих водителей, рассказал директор по транспортной логистике «Обоз Диджитал» Олег Распопов.

– Небольшим предприятиям и физическим лицам становится все сложнее: отчасти из-за изменения в налоговом законодательстве (отмена ЕНВД), отчасти из-за роста цен на грузовые авто и запасные части к ним, – отметил эксперт, – На данный момент количество небольших перевозчиков пусть и не сильно, но понемногу начинает снижаться, мы это отмечаем.

Крупные перевозчики наращивают прибыль из-за увеличения ставок, считает основатель сервиса TutGruz Владимир Малышев. Также благодаря пандемии и санкциям открылись новые рынки и грузовая база расширилась.

– Например, массовая перевозка лекарственных препаратов и вакцин. С этими новыми грузами работают, как правило, крупные транспортные компании, – подчеркнул Владимир Малышев.

Небольшие же перевозчики (1-10 машин в парке) испытывают трудности, связанные с невозможностью работать с крупными клиентами, которые, как правило, работают на длинных постоплатах. А количество заявок от малых грузоотправителей сократилось, так как они испытывают сложности в бизнесе.

Однако по данным M.A.Research, первые сообщения о нехватке транспортных средств и грузоперевозчиков появились еще в прошлом году. А точнее во второй половине 2020-го, когда все крупные ретейлеры, операторы e-commerce и транспортные компании пытались восполнить дефицит за счет привлечения микропедприятий, ИП и самозанятых, пояснила Людмила Симонова.

Бьют со всех сторон

Некоторое напряжение на рынке грузоперевозок обусловлено изменением налогового законодательства, повышением стоимости горюче-смазочных материалов, инфляционными факторами и дорожными ограничениями в Москве, считает коммерческий директор Fura.ru Ирина Тихвинская. В прошлом году драйвером роста объемов рынка было увеличение внутреннего потребления в связи с закрытием границ из-за пандемии коронавируса.

Подробнее о том, что и для кого меняется в правилах правилах проезда по МКАД читайте в статье «МКАД: посторонним въезд запрещен»

Разнонаправленные тенденции на рынке вызваны сложным ковидным годом, а также изменениями в законодательстве и регламентах для перевозчиков, считают аналитики в ATI.SU. Многим небольшим перевозчикам из-за новых правил игры пришлось уйти с рынка либо переходить на упрощенную систему налогообложения или на патент. Речь идет об отмене единого налога на вмененный доход, новых правилах труда и отдыха водителей, порядка осуществления весогабаритного контроля и т.д. Как следствие, грузоотправители теряют своих постоянных перевозчиков и вынужденно перестраивают логистические схемы.

– Из-за закрытия границ большинства стран население увеличивает спрос внутри страны. В то время как не все грузоперевозчики успевают обновить свой парк и адаптироваться к новым требованиям законодательства. В результате, заявки на грузы распределяются и исполняются неравномерно, – отметил коммерческий директор ГК «Монополия» Евгений Ивлев.

Лишившись проверенных годами исполнителей, отправители грузов теперь вынуждены искать новых партнеров, в частности и посредством биржи, добавил управляющий директор ATI.SU Святослав Вильде.

О том, как изменят транспортный рынок ноые законодательные новеллы читайте в статье «Логистика по букве закона»

Дефицит исполнителей на рынке еще больше усугубляет развитие e-commerce и сервисов экспресс-доставки, которые вытягивают кадры с рынка, добавили в ATI.SU.

– Водителей из FTL активно переманивают в экспресс-доставку быстроразвивающиеся игроки отрасли e-commerce. В результате мы наблюдаем, как перестраивается рынок грузоперевозок в целом, – пояснил Святослав Вильде.

По словам Олега Распопова, работа в e-commerce, как правило, позволяет водителю оставаться в своем регионе. Это большой плюс как для опытных перевозчиков, которые уже «накатались». Так и для начинающих, которые в большинстве своем не имеют желания уезжать далеко и надолго от дома.

– В e-com новый хайп, туда идут из-за больших зарплат, пока их готовы платить. Так что маловероятно, что это является причиной дефицита поскольку изначально водитель магистрального тягача вряд ли уйдёт в «курьеры» по городу. Дальнобойщик – это определенный социальный статус, который и держит многих в профессии, несмотря на ее минусы, – отметил спикер.

В целом 2020 год стал переломным с точки зрения организации перевозочного процесса крупными транспортными компаниями, считает Людмила Симонова. Массовое привлечение сторонних перевозчиков, владельцев и водителей грузового транспорта в рамках соглашений субподряда, лицензионных соглашений, через электронные площадки и «цифровое экспедирование», усложнение маршрутов и сокращение сроков доставки существенно повысили роль экспедирования. При этом «цифровое экспедирование» для ряда крупных игроков стало самостоятельным направлением бизнеса, встроенным в общую стратегию развития транспортно-логистической компании, резюмировала эксперт.

Ветер дорожных перемен

Аналитии Fura.ru ожидают, что по итогам 2021 года с рынка уйдут все транспортные компании, которые не смогут полностью «обелится». Уже сейчас все больше компаний оформляют водителей официально, что подразумевает рост затрат на фонд оплаты труда и социальные отчисления в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. В следствие данных процессов стоимость перевозок вырастет не менее, чем на 35% в сравнении с 2020 годом, прогнозирует Евгений Остряков.

При этом пересмотр тарифов в сторону увеличения произойдет не только по причине дефицита исполнителей, но и существенного роста стоимости приобретения новой грузовой техники, запчастей, сервисного обслуживания, резюмировал эксперт.

По мнению Святослава Вильде, проблема дефицита водителей в ближайшее время не будет разрешена.

– Вместе с тем преувеличивать масштаб бедствия тоже не стоит. Во-первых, до начала пандемии конкуренция среди перевозчиков была высокой, и многие участники рынка жаловались на снижение рентабельности. Во-вторых, на таких конкурентных рынках равновесие между спросом и предложением всегда восстанавливается довольно быстро благодаря динамике цен, – считает эксперт.

По оценкам Олега Распопова, в 2021 году количество активно работающих перевозчиков снизилось, однако наблюдается обратный отскок по количеству грузоперевозок, предложение не успевает за спросом. В связи с этим ожидается устойчивый тренд на повышение тарифов.

– Мы предполагаем, что по рынку намечается пересмотр гарантий и актуальных моделей. Одним из наиболее реалистичных вариантов мы считаем переход взаимодействия грузовладельцев и перевозчиков в формат спот-аукционов2, – добавил директор по транспортной логистике «Обоз Диджитал».

По прогнозу M.A.Research, до конца 2021 года на рынке автоперевозок сохранится дефицит грузоперевозчиков, поскольку быстро восполнить потери, ставшие следствием колебаний спроса во время пандемии, достаточно сложно. Особенно учитывая финансовые потери и ограниченные возможности потенциальных игроков из числа малых и микропредприятий, ИП и самозанятых. Однако постепенно нехватка будет восполняться, в том числе за счет уберизации грузоперевозок или роста популярности онлайн-агрегаторов грузоперевозок.

Нехватка транспортных средств и водителей является дополнительным стимулом для оптимизации процесса перевозок, внедрения экспресс-перевозок и автопоездов

Очевидно, что без специальных программ господдержки малого бизнеса в данном случае не обойтись, считает Людмила Симонова. Они в совокупности с другими мерами способны существенно смягчить ситуацию на рынке за счет лучшей организации и цифровизации процесса экспедирования.

По словам Людмилы Симоновой, нехватка транспортных средств и водителей сегодня является дополнительным стимулом для оптимизации процесса перевозок, организации бесперебойного движения транспорта, внедрения экспресс-перевозок и автопоездов. За счет сокращения сроков доставки появляется возможность уменьшения издержек из-за простоев транспорта (в т.ч. путем использования сменных водителей на магистральных линиях) и повышения его оборачиваемости до уровня, близкого к 100%. Однако эти схемы доступны преимущественно крупным и средним компаниям с отлаженными внутренними процессами управления и активно развивающейся ИТ-системой, резюмировала собеседница «Логируса».


1Платформа «Деловая среда» – дочерняя компания «Сбербанка» для реализации направления, связанного с повышением числа малых и средних предпринимателей за счет обучения практического ведения бизнеса.

2Спот – условия расчетов, при которых оплата по сделке производится немедленно (как правило, в течение двух дней).

Тэги: автомобильные перевозки, грузоперевозки, агрегаторы, прогнозы, Китай, МКАД, водители, ATI.SU, Fura.ru, TutGruz, Монополия, M.A.Research, Биржагрузоперевозок.рф, Обоз Диджитал
01.06.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх