Преступление и наказание в грузоперевозках
О том, как изменились мошеннические схемы в грузоперевозках и как обезопасить себя от любителей «легких» денег и чужого груза
Алена Лебединец корреспондент |
Размер среднего ущерба от мошеннических действий в сфере грузоперевозок растет год от года. Так, в 2023 году этот показатель увеличился на 1,3-1,6 млн рублей по сравнению с прошлым годом, рассказал «Логирусу» заместитель директора сервиса ИМПАКТ Алексей Кожевников. По словам эксперта, это, в первую очередь, связано с тем, что увеличивается средняя стоимость грузовых партий.
Чаще всего злоумышленники крадут продукты питания, добавил эксперт. По итогам 9 месяцев 2023 года, доля таких происшествий от общего количества инцидентов достигла 17,4%, подсчитали в ИМПАКТ. На втором месте с долей в 17,1% идут металлы. Тройку замыкает категория сборных грузов с долей в 14%.
В связи с этим «Логирус» решил выяснить:
- • Какие товары чаще всего приходятся «по вкусу» мошенникам?
- • Как распознать злоумышленника в грузоперевозках?
- • Кто чаще всего страдает от мошеннических действий?
- • От чего зависят результаты судебных разбирательств по таким делам?
- • И как борются со злоумышленниками службы доставки?
«Вывести на чистую воду» мошеннические схемы и приемы «Логирусу» помогали:
заместитель директора сервиса ИМПАКТ
Алексей Кожевников
директор службы безопасности Boxberry
Михаил Ещенко
директор по безопасности PONY EXPRESS
Сергей Бондарь
руководитель отдела сервиса «Грузовичкоф»
Дмитрий Колыганов
управляющий партнер компании «Legal 1520»
Ольга Гуляева
коммерческий директор службы доставки Dalli
Денис Смелов
транспортный юрист, руководитель компании «Богатов Групп»
Сергей Богатов
транспортный юрист, управляющий компанией «Грузконсалт»
Антон Смородников
юристы компании «АнтиПеревозчик»
От простого воровства до изощренных схем
В сфере грузоперевозок наиболее распространена мошенническая схема хищения груза при участии транспортной компании, которую используют «в темную», рассказал транспортный юрист, управляющий компании «Грузконсалт» Антон Смородников.– Обычно мошенник представляется заказчику перевозчиком, а перевозчику – заказчиком. На момент заключения договора у злоумышленника уже арендован склад, адрес которого и указывается в качестве места выгрузки, – пояснил собеседник «Логируса».
Такие склады обычно представляют собой неприметное здание где-то на окраине города или за его пределами. Как правило, мошенники стараются выбрать площадки без камер видеонаблюдения, добавил Антон Смородников.
С водителем после выгрузки расплачиваются наличными, ведь все банковские переводы легко можно отследить, что быстро раскроет личность преступника. Даже если водитель настаивает на проведении банковской операции, мошенники всеми возможными способами стараются отдать «живые» деньги, иногда добавляя некую сумму сверху. К сожалению, из-за оплаты наличными, подобные схемы мошенничества не раскрываются правоохранительными органами оперативно. Много времени уходит как раз на установление личности злоумышленника.
С такой схемой хорошо знакомы в компании «Грузовичкоф». По словам руководителя отдела сервиса Дмитрия Колыганова, злоумышленники представляются другой организацией и даже могут предоставить поддельный ИНН.
– Мы выработали способ обезопаситься от подобных фактов, – поделился опытом эксперт. – Заключая договор с юрлицом, мы присваиваем ему уникальный идентификационный номер и назначаем кодовое слово. В случае повторного обращения к нам, мы просим клиента озвучить эти данные.
Еще одна схема, распространенная у «транспортников» – описание сборных грузов, принятых к перевозке, единым обобщенным наименованием, рассказала управляющий партнер компании «Legal 1520» Ольга Гуляева.
– Условия оформления транспортной накладной нередко навязываются перевозчиками. Например, они выдают бланк, в котором под описание перечня переданных в доставку товаров отводится одна строка. Заказчик, не ожидающий подвоха, указывает некое обобщенное наименование, например, электроника. В результате из партии, в которой были миксеры и фены, доехать могут только последние. И заказчику перевозки будет очень проблематично доказать, что изначально в доставку он отдавал два вида товаров, – пояснила собеседница «Логируса».
Следующая мошенническая схема, которую реализуют злоумышленники – перевозка груза, не соответствующего заявленным в документах характеристикам. Так, например, некоторые клиенты раньше могли незаконно перевозить металлолом, оформляя груз, как материалы для строительства, рассказал Дмитрий Колыганов. Сейчас в «Грузовичкоф» знают адреса сбора металлолома, и если доставка заказана туда, то у грузоотправителя в обязательном порядке запрашиваются документы, подтверждающие принадлежность груза.
Иногда мошенники идут и на более дерзкие преступления. Так, по словам Дмитрия Колыганова, однажды в «Грузовичкоф» обратился мужчина с просьбой погрузить забор на одном участке и перевезти его на другой. В назначенное время водитель компании подъехал по указанному адресу. Заказчика на месте не было. Созвонившись с ним, водитель выяснил, что мужчина задерживается, но чтобы не терять время, просит начать погрузку без него. К концу погрузки заказчик тоже не успел.
– А в итоге оказалось, что этот забор заказчику не принадлежит, а собственники – его соседи, – резюмировал Дмитрий Колыганов.
Кроме того, сейчас нередко злоумышленники в своих преступных схемах используют цифровые технологии. Например, генерируют с помощью ботов поддельные смс и чеки об оплате, которые показывают водителям в качестве подтверждения оплаты.
– В таких случаях нужно проверить у себя в своем банковском приложении, действительно ли поступили деньги на карту или уточнить у логиста, прошла ли оплата. Также важно не отдавать клиенту груз, пока платеж не пройдет. По договору мы имеем право его изымать в случае неуплаты, хранить временно на своем складе и даже продать, – объясняет руководитель отдела сервиса «Грузовичкоф».
Документы: боль перевозчиков и «лазейка» для мошенников
Все опрошенные «Логирусом» эксперты, единогласно отмечают, что одна из основных способов мошенничества в грузоперевозках – неправильное оформление документов.Юристы компании «Антиперевозчик» рассказывают, что участились случаи мошенничества по поддельным документам, когда на пункт выдачи приходит человек с копией паспорта грузополучателя, в которой изменена пара цифр, или с поддельной доверенностью. Менеджер, у которого поток таких клиентов, сверяет документ по первым цифрам, бегло смотрит, кем выдан документ, и отдает посылку. Через пару дней приходит настоящий получатель и требует свой груз. Начинают сверять документы, выясняют, что менеджер отдала груз по поддельному. В этом случае ущерб взыскивают с экспедитора.
– Как правило, такие схемы проворачивают малоизвестные интернет-магазины, которые используют доставку небольшими региональными транспортными компаниями. При этом такие селлеры чаще всего изначально находятся в сговоре с мошенниками, – пояснили в компании «Антиперевозчик».
Кандидатскую можно защитить, о том, как неправильно оформляются транспортные накладные, добавил руководитель компании «Богатов Групп» Сергей Богатов. Более того, иногда груз отдают в перевозку не по транспортной накладной, а по универсальному передаточному документу, подчеркнул эксперт. Разница между ними очень большая: транспортная накладная предполагает перевозку груза, а универсальный передаточный документ — его передачу. То есть, по сути, водитель, документально становится приобретателем груза, хотя оплатить его должен будет грузополучатель. Таким образом, если груз, к примеру, пропал, в момент перевозки, ситуация выходит совершенно нелогичная, пояснил Сергей Богатов.
– Неправильно заполненная накладная и некоторые другие формальные поводы помогают избежать злоумышленникам наказания. Ведь отсутствие некоторых данных в документах может стать основанием считать, что груз вообще не принимался к перевозке. На этом злоумышленники, использованные «в темную» экспедиторы или перевозчики могут строить защиту в суде. Если нет других доказательств, это может сработать, — отметил управляющий компанией «Грузконсалт».
Фокусы с грузом и работники с сюрпризом
С появлением маркетплейсов случаи мошенничества с подменой или не выкупом товаров стали обычным делом для служб доставки.– В основном это характерно для определенных товарных категорий. В первую очередь это касается fashion-сегмента. Электроника и дорогие девайсы – вторая товарная категория, вызывающая повышенный интерес у мошенников, – отмечает коммерческий директор службы доставки Dalli Денис Смелов.
Согласен с коллегой и директор службы безопасности Boxberry Михаил Ещенко. По словам эксперта, дорогостоящие телефоны и гаджеты, компьютерные комплектующие проще подменить на бывший в употреблении аналог или муляж. Например, новый процессор могут заменить на сгоревший, и оператор в отделении не сможет это выяснить «на глаз».
Одна из распространенных схем мошенничества в доставке – это так называемый «фокус с грузом». Клиент отправляет уже поврежденный предмет, предварительно его застраховав, а потом предъявляет претензию перевозчику, утверждая, что товар был поврежден при перевозке.
– Так в поле нашего зрения попали две одинаковые отправки из Казани в Новосибирск. В ходе проверки записи с камер видеонаблюдения, мы увидели манипуляции отправителя. Он использовал два ноутбука и после демонстрации целого аппарата курьеру, упаковывал уже испорченный товар, — рассказывает директор по безопасности PONY EXPRESS Сергей Бондарь.
Когда мошенник в третий раз попытался провернуть тот же фокус, служба безопасности PONY EXPRESS совместно с полицией задержали участников аферы, которых привлекли к ответственности. А экспресс-перевозчику в досудебном порядке возместили причиненный ущерб на сумму почти в 150 тыс. рублей.
По словам Михаил Ещенко самыми распространенными схемами мошенничества в доставке остаются варианты с подменой товара в пункте выдачи при возврате онлайн-покупки. Часто в таких случаях злоумышленники работают группой.
– Они заходят в отделение толпой. Пока первый в очереди сознательно затягивает получение, тщательно осматривая упаковку товара, остальные начинают возмущаться, что им приходится долго ждать. Если оператор не выдерживает и отвлекается на следующего клиента, и соответственно упускает из виду первого, мошенник быстро подменяет товар на заготовленный заранее муляж. После этого он по разным причинам отказывается от выкупа товара. Муляж отправляется на возврат, и подмена обнаруживается уже в интернет-магазине, – пояснил суть схемы Михаил Ещенко.
Однако иногда за подобной подменой стоят сами сотрудники пунктов выдачи, добавил эксперт. Обычно, такой «работник с сюрпризом» устраивается в пункт выдачи. Он отрабатывает 5-7 смен, изучая помещение и систему безопасности, а затем заказывает несколько товаров с получением в этом же отделении. Когда посылки приходят в пункт выдачи, он аккуратно вскрывает упаковку, заменяет товар куском мыла или муляжом, и через некоторое время заказы отправляются обратно в магазин как невостребованные. А человек увольняется и пропадает.
Еще одна распространенная схема заключается в том, что покупатель заказывает в интернет-магазине товар с оплатой наложенным платежом, рассказал Сергей Бондарь. Но в итоге ему присылают либо подделку низкого качества, либо откровенный мусор. Отказаться от посылки в этом случае онлайн-шопер уже не может, ведь по действующим Правилам оказания услуг почтовой связи получатель может вскрыть посылку только после ее оплаты. Подать претензию тоже проблематично, так как недобросовестные селлеры указывают несуществующие контакты или просто не реагирует на поступающие жалобы.
– В этом случае покупатель отправляет жалобу перевозчику, хотят тот не отвечает за товарное вложение и получает его в уже упакованном виде, – констатировал директор по безопасности PONY EXPRESS.
Однако, по словам собеседника «Логируса», реализовать подобную схему мошенникам станет гораздо сложнее. Так как с 1 октября 2023 года вступили в силу новые правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные приказом Минцифры от 17.04.2023 №382. В них внесено существенное изменение. В частности, «адресат (или его уполномоченный представитель) будет вправе в присутствии работника оператора почтовой связи ознакомиться с вложением поступившего на его имя отправления с наложенным платежом до осуществления такого платежа».
Службы доставки, опрошенные «Логирусом», отмечают, что количество мошеннических действий за последние годы уменьшилось. Чтобы минимизировать риски Boxberry разработала внутренние регламенты для операторов и курьеров с учетом действий злоумышленников. Периодически они дополняются с появлением новых схем мошенничества. В компании собрали внутреннюю базу мошенников: как получателей, так и работников ПВЗ.
– Мы проверяем весь персонал перед трудоустройством. Обмениваемся информацией о новых схемах с игроками рынка: интернет-магазинами, маркетплейсами, логистами, даже с конкурентами, – рассказал Михаил Ещенко.
Благодаря этому в 2023 году во всей сети Boxberry количество мошеннических эпизодов с подменами снизилось практически до нуля, резюмировал эксперт. PONY EXPRESS также смогла избавиться от подмен: в 2022 году таких фактов было 22, а в этом году – 0, объясняет Сергей Бондарь.
– При этом в прошлом году с помощью сотрудников полиции удалось возместить убытки по 18 инцидентам из 22-х, – подчеркнул собеседник «Логируса».
Худший закон и споры с мошенниками
Транспортные юристы, с которыми общался «Логирус», отмечают, что судебная практика в сфере мошенничества с грузоперевозками достаточно обширна и разнообразна. При этом, любая деталь может как «утопить», так и стать спасательным кругом для участников процесса.Юристы компании «АнтиПеревозчик» акцентируют внимание на том, что ключевым законодательным актом, которым чаще всего пользуются судьи при решении споров клиентов-граждан с транспортными компаниями, является Закон о защите прав потребителя.
– Это, наверное, худший закон, который можно было придумать по отношению к бизнесу. Из-за него транспортным компаниям приходится выплачивать совершенно неадекватные неустойки. И мошенники этим нагло пользуются, – заявил Сергей Богатов.
Кроме того, согласно разъяснению Верховного суда, если при выдаче груза клиент жалуется на поврежденную упаковку, подмену груза и т.п., то вся ответственность ложится на плечи транспортной компании, добавляют юристы компании «Антиперевозчик».
Антон Смородников отмечает, что сроки рассмотрения дела в суде напрямую зависит от региона. Так, если это Арбитражный суд города Москвы, то решения придется ждать в среднем 4 месяца . Это связано с тем, что столичный орган государственной власти перегружен, и у судей есть четкая установка рассматривать все дела за два заседания. Если речь идет о регионах, то сроки увеличиваются до 7-8 месяцев.
– Сроки также сильно зависят от суммы ущерба. Чаще всего, более-менее серьезный ущерб – это миллион и выше. В таком случае суды рассматривают дело от трех месяцев, если ни одна из сторон не заинтересована в «затягивании» процесса. В противном случае, такая история смело растянется от полугода и более, – предупреждает Сергей Богатов.
Еще одна серьезная проблема для транспортных компаний, пытающихся отстоять свои права, является наработанная годами судебная практика, отметила Ольга Гуляева.
– Есть такие категории споров, где судами более-менее уже выработана позиция. И даже если она нам кажется неверной, противоречащей закону, сделать так, чтобы суд решил иначе, в таких делах бывает практически невозможно. Перевозочный процесс довольно сложный высокорисковый бизнес, поэтому суды всегда рассматривают очень пристально все обстоятельства, которые могут освободить транспортную компанию от ответственности, – объясняет управляющий партнер компании «Legal 1520».
По словам юристов компании «АнтиПеревозчик», в современном мире транспортные компании часто идут на уступки клиентам для того, чтобы не снижать собственную репутацию. Поэтому большинство споров по поводу проблемных грузов предпочитают решать на месте.
– Мошенники создают каналы в социальных сетях, обращаются в СМИ, чтобы максимально придать огласке конфликтную ситуацию. В этом случае на кону стоит репутация транспортной компании, – говорят эксперты. – Именно поэтому, многие перевозчики предпочитают «замалчивать» факты мошенничества и возмещать убытки мошенникам.
Средства против рисков и доработка недочетов
Несмотря на изобретательность мошеннических схем, у бизнеса есть инструменты подстраховки.Так, Антон Смородников советует включать во всех заявки на перевозку максимально полные данные о водителе: паспортные данные, прописку, контактный номер телефона и т.д.
– Пригодится информация о прописке. Достаточно открыть это место на Google-картах и задать несколько вопросов. Например, как называется ближайший к вашему дому продуктовый магазин? Если водитель ошибется или не сможет ответить, стоит насторожиться, – считает собеседник «Логируса».
При работе с экспедиторами нужно взять за правило сотрудничать не более чем с одним посредником, уверен руководитель компании «Богатов Групп». Чем короче будет цепочка, тем ниже вероятность обмана.
– Мы тщательно проверяем корректность и валидность всех поступивших от клиента документов. Например, товарно-транспортную накладную, которая подтверждает факт перевозки, а также чеки. При заказе уточняем у клиента все подробности перевозки: все звонки записываются, и в спорных случаях мы можем доказать свою невиновность. С новыми клиентами работаем по предоплате, а также без подтвержденной оплаты не выгружаем груз, – рассказал Дмитрий Колыганов.
Юристы компании «АнтиПеревозчик» советуют при приемке груза требовать помимо стандартного пакета документов — бумагу, подтверждающую стоимость груза. Это поможет избежать ситуаций с подменой товара при доставке, а также сможет стать аргументом защиты при решении споров с грузоотправителем и грузополучателем.
В службе доставки Dalli созданы и периодически дополняются сценарии и скрипты действий, которые помогут курьерам не попасться на уловки мошенников. В PONY EXPRESS разработаны методички по приемке заказов, имеющих высокую объявленную стоимость, или высоколиквидных товаров. Кроме того, служба безопасности оператора в разных городах организует так называемые контрольные отправки. Если выявили уязвимости, сообщаем руководителям филиалов для проработки выявленных недочетов.
1. Чтобы понять, какие «пробелы» транспортного законодательства помогают воровать грузы вновь и вновь и почему российских «Остапов Бендеров» привлекают именно мошеннические схемы читайте статью «Воровство грузов: «мы на пороге цунами».
2. Что делать, если груз уже похищен читайте в статье-кейсе Михаила Алтунина, собственника и генерального директора «Объединенной технологической компании» - «Груз на вес золота».
3. Какие меры безопасности при перевозке грузов применяют в компании Леруа Мерлен читайте в материале «Если близко воробей — мы готовим пушку».
4. А чтобы понять, какие схемы краж используют все реже и как защитить свои грузы от мошенников советуем перечитать статью «Доверяй и теряй».
Тэги: грузоперевозки, мошенничество, доставка, ИМПАКТ, Boxberry, PONY EXPRESS, Грузовичкоф, Legal 1520, Dalli, Богатов Групп, Грузконсалт, Анти Перевозчик
15.11.2023
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»