Если близко воробей — мы готовим пушку


Если близко воробей — мы готовим пушку

О бронежилете для цепи поставок и жуликах, которые вечно пытаются его пробить

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
шеф-редактор
Евгения Зейналова Евгения Зейналова
специальный корреспондент



Снятие ограничений, введенных в связи с пандемией, пошло на пользу не только бизнесу и обычным гражданам, но и преступникам. Параллельно с поэтапным смягчением режима, в первые летние месяцы набирала обороты статистика транспортных краж. По данным сервиса Impact.ru, в июне объем краж в области грузоперевозок в финансовом выражении достиг показателя в 44 млн 807 тыс. рублей — чуть меньше, чем в мае, но на 32% выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Эксперты прогнозируют скачкообразное ухудшение криминогенной обстановки в ближайшие месяцы.


• Правда ли, что нас ждет волна цунами из воровства грузов по всей стране?

• Какие выводы сделала «Леруа Мерлен» после утраты товаров на 4 млн из-за доверчивых перевозчиков?

• Как проверить благонадежность водителя онлайн и офлайн?

• Что сложнее: 200 раз прыгнуть с парашютом или организовать безопасную логистику с десятками разных логистических подрядчиков?

• И главное, как сделать так, чтобы в России все меньше воровали грузы?



Эти вопросы «Логирус» задал Андрею Кочневу, руководителю проектов по безопасности цепочек поставок «Леруа Мерлен».

«Жулики хотят выйти на нормальный режим работы»

— Эксперты считают, что, вместе с отменой ограничений, страну захлестнет волна транспортных хищений: у преступников, как и обычных граждан, существует явление «отложенного спроса». Вы согласны с таким мнением?
— Да, такой сценарий вполне вероятен. За время пандемии количество перевозок сократилось — соответственно, сократилось и количество хищений. Жулики, как и все, хотят нагнать упущенную выгоду и выйти потом на «нормальный режим работы».

«Жулики, как и все, хотят нагнать упущенную выгоду и выйти потом на "нормальный режим работы"»



— Насколько, по вашим оценкам, вырастет количество преступлений? И какими они будут?
— Думаю, в августе-сентябре рост составит 20-30%. Это коснется всех типов преступлений, в том числе мошенничества с «доверчивыми перевозчиками».

— Как служба безопасности «Леруа Мерлен» готовилась к пиковому дачному сезону?
— Мы не готовимся к пиковому сезону. Мы всегда в боевой готовности. Если говорить об общих мерах, то в свое время мы обратили внимание на отсутствие требований безопасности к транспортной компании с нашей стороны. Доработали тендерное задание, транспортный договор, включили туда ряд новых условий. Теперь, после подписания договора, следим за тем, как выполняются эти условия.

— Стоит ли грузовладельцу самостоятельно контролировать безопасность перевозки? Или достаточно доверить этот вопрос транспортной компании?
— Я всегда говорил, что партнеру необходимо делегировать непрофильные функции. Мы не должны контролировать транспортные компании. Мы должны организовать совместную работу, чтобы не допустить хищения груза. Это обоюдная выгода, так как транспортные компании несут материальную ответственность перед грузовладельцем, а мы в любом случае остаемся в минусе, поскольку несем убытки в виде упущенной прибыли и репутационых рисков.

Поэтому мы должны помогать транспортным компаниям обеспечивать безопасность в тех областях, где у них меньше возможностей и полномочий. Например, при проверке личных документов водителей и транспортных средств перед загрузкой. Потому что многие транспортные компании не видят вживую эти документы — только сканы.

«Мы не должны контролировать транспортные компании. Мы должны организовать совместную работу»



Нет экспедитора — нет доказательств

— Большинство экспертов сходятся во мнении, что основной проблемой отрасли является не столько кражи, сколько мошенничество при перевозках. Приведу показательный пример: в феврале было зафиксировано 13 эпизодов мошенничества с грузом. В эпизодах фигурировали одни и те же «доверчивые водители». Обнаружить удалось только один груз из пропавших тринадцати. Почему «доверчивые водители» пользуются таким «успехом»?
— Схему с «добросовестным водителем» очень сложно доказать. У таких мошенников все документы в порядке, их невозможно привлечь к уголовной ответственности до тех пор, пока полиция не докажет сговор с перевозчиком или экспедитором этого водителя. Но это практически невыполнимо. Да и вообще полиция крайне редко берется за такие дела.

«У таких мошенников все документы в порядке, их практически невозможно привлечь к уголовной ответственности»


Соль схемы в том, что вся ответственность, согласно законодательству, лежит на экспедиторе. Нет экспедитора — некому отвечать. Водитель остается добросовестным гражданином с нормальной репутацией и отсутствием уголовного прошлого. Такие «добросовестные» водители приходят в органы полиции, дают показания. Но привлечь к ответственности их все равно нельзя. Получается, что они нигде не засвечиваются, а когда их проверяют на благонадежность, без проблем проходят проверку. В этом причина феномена. За короткий срок такие мошенники умудряются совершить несколько хищений — и не попасться.

— Как бороться с такими мошенниками? Обмениваться данными?
— Да. Сейчас есть площадки, форумы, где выкладывается информация, касающаяся «доверчивых водителей». Когда мы столкнулись с таким мошенничеством, я просто зашел в Яндекс, ввел фамилию и имя — и сразу увидел информацию о водителе, о том, что он три раза фигурировал в подобных эпизодах.

Есть телеграм-каналы, чаты, где транспортные компании обмениваются данными о мошенниках. Пока что единственный способ бороться с такими схемами — создать информационную базу. Хотя даже такой подход имеет множество нюансов: например, водитель попадет в такую базу уже после того, как совершил первое мошенничество. И то при условии, что грузовладелец захочет поделиться информацией. Также необходимо помнить о ФЗ -152 «О персональных данных».

— А какие правовые инструменты необходимы для того, чтобы привлечь преступника к ответственности?
— Сложность не в том, чтобы поймать водителя, а в том, чтобы доказать вину. Для этого нужно «заходить с тыла». В правоохранительных органах должны быть сотрудники, способные выявлять и находить потенциальных жуликов в онлайн-пространстве.

Схема с «доверчивым перевозчиком» начинается так. Лже-экспедитор покупает или крадет аккаунт на бирже грузоперевозок и заключает договор с транспортной компаний и водителем. При этом водитель может быть вполне добросовестным, может не знать, с кем он связался. Были и такие случаи.

Дальше этот экспедитор в нужный момент отдает водителю распоряжение произвести выгрузку в другом месте — и пропадает. Но теоретически квалифицированные сотрудники полиции могут выследить этого человека, лже-экспедитора, по цифровому следу. Только в наших органах пока мало таких сотрудников.

Если последовательно пройти каждый этап этой проверки, то можно выявить 99.9% жуликов. Даже если водитель нигде не светился ещё, и так сказать первый раз пошёл «на дело», обязательно будет зацепка


Тендерное задание 80 lvl

— Правда ли, что в 2018 году «Леруа Мерлен» потеряла из-за «доверчивых водителей» 5 грузовиков?
— Была утеря пяти машин, но не все они были связаны со схемой «доверчивого водителя». Все случаи совершенно разные и произошли в высокий сезон. Везде злую шутку сыграл человеческий фактор в транспортных компаниях. Где-то не досмотрели, что-то не проверили, а где-то отсутствовал подготовленный сотрудник по безопасности, а его заменял обычный диспетчер.

«Была утеря пяти машин и убытки составили около 4 млн рублей»



— Каков был объем понесенных убытков? Какие выводы компания сделала из этих эпизодов?
— Убытки в размере около 4 млн рублей. Добавили новые требования, начали совершенствовать договор транспортной экспедиции, усилили систему контроля на распределительном центре.

Был целый перечень мероприятий, который мы постепенно вводили. Например, в договоре транспортной логистики мы расширили раздел, посвященный безопасности. Ввели новое понятие «благонадежность» и дали ему определение: «Благонадежность – это соответствие действующему законодательству и лояльность по отношению к заказчику и перевозимому грузу».

Кроме того, мы изменили требования к транспортным компаниям по безопасности. Запретили выставлять заявки на перевозку нашего груза и искать перевозчиков на открытых площадках. Разработали инструкции и усилили контроль по проверке документов на распределительных центрах. У нас сейчас инструкция по проверке паспорта водителя есть. Она, как в банке, примерно из 30 листов состоит. Любой оператор перед тем, как заступить на работу, изучает, как проверить паспорт водителя на предмет подделки.

— А каким образом были доработаны тендерные условия?
— Мы сразу запретили выставлять наши заказы на грузовых биржах. Запрашиваем нужные документы у поставщика для проверки безопасности: проверяем финансовое благополучие, состояние компании, сколько лет компания работает на рынке. Тендерное задание в результате теперь занимает 12 листов.

«Мы сразу запретили выставлять наши заказы на грузовых биржах»



— Проводит ли «Леруа» аудит транспортных компаний, которых привлекает на тендер?
— Мы проводим аудит новых компаний, которым достались какие-то отдельные направления после тендера. Комиссионно выезжаем в офис и точечно изучаем деятельность этих подрядчиков. Полный аудит каждого участника — это утопия, в тендере более 200 компаний участвует. Проверить каждую физически просто невозможно.

— Какими характеристиками должна обладать транспортно-логистическая компания, чтобы пройти службу безопасности и благополучно работать с «Леруа Мерлен»?
— Помимо проверки, которую инициирует служба безопасности, в процедуре контроля также участвует отдел экономической безопасности. Он проверяет транспортную компанию на финансовую стабильность, прозрачность, отсутствие проблем с налоговыми и судебными органами.

Кроме того, в 2019 году мы установили минимальные требования к компаниям: не менее 20 транспортных средств в собственном парке, наличие собственной службы безопасности и обязательная проверка каждого водителя на предмет компетентности и лояльности к перевозимому грузу.

Помимо этого, транспортная компания должна быть готова к тому, что мы можем запросить отчет по любому сотруднику или водителю. И подрядчик должен в течение двух часов с момента запроса предоставить результат.

— В феврале-марте вы отгружали по 300-400 машин. Каковы объемы отгрузки сейчас, в пиковый сезон? Удалось ли восстановиться после апрельского падения товарооборота?
— В апреле отгрузки упали на 50%. В мае примерно на 25%. В июне, в связи с тем, что магазины открылись не 1 числа, а 19, мы не дотягиваем 20% до плана. К концу июля мы вышли на плановые показатели в 400 машин.

Узнайте больше о самых популярных способах кражи груза и механизмах борьбы с «доверчивыми» водителями в интервью «Воровство грузов: мы на пороге цунами».

«В вооруженных силах ничего не крадётся, а только теряется»

— Расскажите о вашем профессиональном пути в сфере безопасности?
— Я закончил Рязанский институт ВДВ. Затем получил второе высшее образование по специальности «юрист, уголовно-правовая специализация» в Костромском педагогическом институте им. Некрасова Н.А.: защитил дипломную работу на тему «Хищение с использованием служебного положения».

Помимо этого, у меня есть третья специальность. Я закончил курсы Военно-Воздушной Академии имени Н.Е. Жуковского И Ю.А. Гагарина «Управление персоналом». Я считаю, что руководителям по безопасности обязательно нужно иметь юридическое образование, чтобы грамотно общаться с сотрудниками правоохранительных органов, а также отстаивать интересы работодателей в судах и других инстанциях.

— Андрей, вы служили в ВДВ. Можете сравнить логистику воздушных войск и логистику «Леруа Мерлен»? Что эффективнее?
— Провокационный вопрос, но я отвечу. Все военнослужащие знают, что в вооруженных силах ничего не крадётся, а только теряется. В «Леруа Мерлен» на данный момент ничего не теряется и не крадётся. А если эксцессы случаются, то мы минимизируем потери. И в результате, «как-будто ничего и не было».

«Все военнослужащие знают, что в вооруженных силах ничего не крадётся, а только теряется. В "Леруа Мерлен" на данный момент ничего не теряется и не крадётся» 


— Как выглядит структура отдела службы безопасности? Сколько человек работает в отделе? Какие качества вы в них цените?
— У нас матричная система подчинения. Я являюсь функциональным руководителем у 14 сотрудников разного уровня. Что касается качеств: каждый специалист определенного уровня обладает своими уникальными качествами. Я могу взять менеджера вообще без опыта, если увижу желание и стремление работать. Мне иногда даже больше нравится развивать человека в области безопасности, чем брать готового. Готового сложнее перестроить, чем человека с нуля. А обучить – не проблема. Самое главное, чтобы сотрудник был активный, наблюдательный, работоспособный. Сейчас мало специалистов, именно по безопасности цепочек поставок. И они сейчас нарасхват.

— Давайте резюмируем. Как должна быть утроена система безопасности ретейлера, чтобы компании не приходилось усиливать свою безопасность в пиковые периоды?
Служба безопасности – это отдел, который обеспечивает беспрерывную работу бизнеса, СБ не должно мешать работать, мы должны помогать и искать такие пути решения проблем, которые выгодны бизнесу.

Если под системой риск-менеджмента понимать оптимизацию процессов, отладку системы проверки водителей, тендерных соглашений, то такими задачами в «Леруа Мерлен» занимается весь отдел транспортной логистики. Они ищут оптимальные варианты по перевозкам, я даю свои рекомендации по безопасности, и мы это все реализуем. Все вместе мы стоим на страже транспортной логистики.

Тэги: Леруа Мерлен, цепи поставок, ретейл, транспорт, безопасность перевозок
04.08.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх