Доверяй и теряй
О «доверчивых водителях», «операции подделка» и других схемах кражи грузовВ 2020 году в России были украдены грузы на сумму 110 млн долларов. «Это столько же, сколько было похищено в 2020 году»,— рассказали «Логирусу» авторы совместного исследования TT Club, IMPACT и TAPA «Криминальные тенденции в грузоперевозках в России – 2020». Заместитель генерального директора «Контроль Рисков» Алексей Кожевников отмечает, в 2021 году случаев мошенничества может стать еще больше. В числе причин эксперт видит проблемы в судебной практике, слабый риск-менеджмент как в транспортных компаниях, так и у компаний грузовладельцев, а также, игнорирование правил транспортно-экспедиторской деятельности участниками рынка грузовых автоперевозок.
● Почему завладеть грузом стоимостью в 3 млн рублей проще, чем получить микрокредит?
● Какие схемы краж используют все реже и почему?
● И как защитить свои грузы от мошенников?
Ответить на эти вопросы помогли:
Заместитель генерального директора «Контроль Рисков»
Алексей Кожевников
управляющий директор ООО «Панди Транс» (представительство TT Club в странах СНГ и Балтии)
Кирилл Берёзов
Мошенники вышли из тени
По итогам 2020 год объем рынка автомобильных грузоперевозок, по данным сервиса «Биржа грузоперевозок ATI.SU», вырос на 10% по сравнению с 2019 годом (ист.).Вместе с тем число краж в 2019-2020 годах, наоборот, снизилось почти на треть. Свою роль здесь сыграл локдаун, в период которого число перевозок значительно сократилось. Так, по данным исследования M.A. Research «Рынок логистического аутсорсинга: итоги 2019-2020 годов и прогноз до 2024 года», грузооборот за 11 месяцев 2020 года снизился на 4,4% в сравнение с предыдущим годом.
Наиболее популярным методом кражи грузов в России по-прежнему является мошенничество. Его доля от общего числа зарегистрированных инцидентов составляла в 2020 году более 83,2%.
Как отметил один из авторов исследования, заместитель директора IMPACT Алексей Кожевников, вооруженные ограбления фур крайне редко случаются в России. Такие преступления более характерны для Италии, Франции, Великобритании.
В России тоже иногда происходят угоны фур. Однако нечасто: на их долю приходится всего 0,9% от общего числа нападений на грузовые автомобили. Последний такой инцидент датируется маем текущего года. Машина индивидуального предпринимателя следовала из Ростова-на-Дону. В прицепе находился кабель для строительных и ремонтных работ. Конечным пунктом назначения был Санкт-Петербург. Но фура туда так и не доехала. По дороге ее угнали.
Управляющий директор ООО «Панди Транс» Кирилл Берёзов согласен с тем, что вооруженные нападения на фуры распространены в Великобритании.
– Преступникам там удается воровать грузы из десятков машин с привлечением подставных перевозчиков. Они используют многоэтапные схемы, которые долго готовят, – уточнил эксперт.
Бумажная «липа»
Преступники как правило выбирают в России одну из двух мошеннических схем. Это либо выгрузка транспортного средства по адресу, который не указан в транспортной накладной, либо использование поддельных документов.Одна из наиболее востребованных мошенниками схем – «доверчивый водитель»
В 2019 году кражи по поддельным документам были достаточно распространенным видом преступления – 17,1% от общего числа пришлось на них. Однако в 2020 году популярность резко снизилась – до 4,3%. Во-первых, рынок научился распознавать подделки: обмануть компании с помощью таких документов стало сложнее. Во-вторых, изготовление поддельного водительского удостоверения и удостоверения законного экспедитора или перевозчика требует серьезных финансовых затрат. В-третьих, осуществить сбор доказательств в рамках 159 УК РФ в случае дальнейшего расследования совсем несложно, и мошенники делают выбор в пользу более изощренных схем.
Схема с поддельными документами несложная: мошенники, подделывая документы, удостоверяющие личность и документы на транспортное средство — направляются с ними к грузоотправителю и просто забирают товар.
– Например, в 2019 году по одним и тем же документам было совершено пять краж. При этом данные бумаги использовались четыре раза еще и в 2017 году. Почему так произошло? Мошенники приходили в разные компании в различных регионах. К примеру. Перевозчик был из Вологды, экспедитор из Екатеринбурга, а отправитель из Москвы. Все пострадавшие подавали заявления в правоохранительные органы. Однако, следуют помнить, что последние работают по территориальному принципу. Отделение полиции в Санкт-Петербурге не знает о том, что происходит в Москве по данному виду преступлений и наоборот, а также отсутствует общая система учета подобных инцидентов. Именно поэтому данные схемы и оказались возможны, – отметил Кожевников.
Схема с поддельными документами популярна и за рубежом, уточнил Кирилл Берёзов. Например, таким образом в одном из портов Китая украли целый лихтеровоз. Это тяжелая баржа с 80 контейнерами на борту. Часто в схемах с использованием поддельных документов участвуют польские перевозчики, добавил эксперт. Так как они работают на международных маршрутах примерно в 5-10 раз чаще, чем, например, российские.
В России, по словам Берёзова, о случаях с кражами грузов по поддельным документам просто замалчивают.
– Кроме того, кажется, такие кражи в РФ многие люди не считают преступлением. В результате, в этот вид деятельности могут быть вовлечены и водители, и менеджеры, которые уверены, что совершают небольшие прегрешения, – отметил эксперт.
Пара телефонов и дело «в шляпе»
Самым популярным видом мошенничества в России остается выгрузка по адресу, который не указан в транспортной накладной. В 2020 году на долю таких преступлений пришлось 87,3% от всех инцидентов. Для сравнения: в 2019 эта схема использовалась только в 67% случаев.Данная модель включает множество участников. Во-первых, грузоотправителя: собственника, продавца или покупателя товара. Во-вторых, экспедиторов: компании, которые занимаются организацией перевозки. И наконец, есть перевозчик, и водитель – физическое лицо.
Сначала мошенник выдает себя за перевозчика, пояснил Алексей Кожевников. У него может быть действующий аккаунт на транспортной бирже, портале или в любой другой цифровой системе. Там же преступник и находит свою жертву. Он связывается с экспедитором, который разместил заказ, а потом и с водителем, ожидающим подходящего груза. После этого преступник получает документы с обеих сторон, а экспедитор направляет документы на водителя грузоотправителю и оформляет доверенность на получение груза эти физическим лицом.
При этом мошенник сразу меняет телефонный номер водителя на свой и уже от его имени общается с экспедитором. Одновременно преступник ведет переговоры и с реальным водителем. Таким образом, теряется контроль над процессом доставки как у транспортной компании, так и у компании-грузовладельца.
На втором этапе водитель получает груз и выезжает с ним. После этого ему неожиданно поступает звонок от мошенников, которые дают указание разгрузиться не в том месте, о котором водитель договорился с владельцем груза. Машина может разгружаться на сторонний склад или возможно перемещение груза в другую фуру прямо на парковке.
«Сегодня завладеть грузом стоимостью в 3 млн рублей стало проще, чем получить микрокредит»
Далее мошенники заметают следы. В частности, они даже после хищения груза продолжают общаться с водителем и грузоотправителем. Таким образом, создается иллюзия, что груз продолжает движение. Это позволяет им выиграть дополнительное время и уйти безнаказанными.
– Сегодня завладеть грузом стоимостью в 3 млн рублей стало проще, чем получить микрокредит. Никаких сложностей: берем два сотовых телефона, подключаемся к сети интернет и все. Среди жертв этой схемы все крупнейшие грузовладельцы. Это, к примеру, «М.Видео-Эльдорадо», «Объединенные кондитеры», «Детский мир» «Проктер энд Гэмбл» и многие многие другие – объясняет Кожевников. Проблема хищения грузов, с которой постоянно сталкивается российский бизнес большинством грузовладельцев замалчивается, добавляет эксперт.
Вакханалия в судебной практике
По мнению Алексея Кожевникова, биржи грузоперевозок не должны нести ответственность за мошенничество. Ведь преступные схемы реализуются уже после заказа доставки грузов через подобные сервисы. Не требуется как-то дополнительно законодательно регулировать их работу.– Транспортные биржи являются всего лишь площадкой для участников рынка и обмена информацией между ними. Биржа не обязана оценивать риски и принимать управленческие решения за участников сделки. Между тем, когда происходят случаи мошенничества, пострадавшие начинают обвинять всех подряд — не только биржи, но и сотрудников МВД, забывая при этом посмотреть в зеркало. Именно там находится настоящий виновник «всего этого логистического цирка», так как именно он создал в своих бизнес-процессах все условия и возможности для внедрения мошенника в цепь поставки товара, — добавляет Алексей Кожевников.
Собеседник «Логируса» убежден, что проблематика популярности мошеннических схем связана в первую очередь с понятийным аппаратом,то есть с терминами, которые применяются в грузоперевозках.
– Парадоксально, но в настоящий момент только в Российской Федерации организация, которая не имеет в собственности или на другом законном основании коммерческого транспорта, может называться перевозчиком и, самое удивительное, что и в суде также будет им признана. Увы, но в практический деятельности кто угодно может назваться перевозчиком и экспедитором несмотря на то, что законом как первому, так и второму предъявляется целый набор требований и критериев, — сказал Кожевников.
Хаос в понимание требований закона, внесло опубликованное в 2018 году постановление пленума Верховного суда №26 РФ «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» (ист.), которое касается грузоперевозок.
– Авторы данного документа ввели в отрасль новые термины. Например, такие как: «договорный перевозчик», «фактический перевозчик». Это в данный момент ноу-хау юридической мысли. В результате, сейчас возникла вакханалия с терминами и отсутствие желания судов разбираться: кто есть кто в перевозке. Аналогичная ситуация и с ответственностью сторон: в законе указано, что экспедитор несет ответственность за груз после его принятия, а, по мнению авторов пленума, ответственность может возникать и после выражения намерения гарантировать сохранную доставку.
Эксперт объяснил, что мошенники сегодня уходят от наказания за схемы с «доверчивым водителем», они не несут даже какой-либо материальной ответственности. Собрать доказательства для последующего предъявления обвинения «доверчивому водителю» в настоящий момент практически невозможно. Чаще всего срок получают водители, которые предъявляли поддельные документы, они признают свою вину, в результате удается выйти на свободу досрочно – через 3,5 года. После этого мошенники в большинстве случаев возвращаются к противоправной деятельности.
Однако эксперт полагает, что ужесточение наказаний, скорее всего, не позволит добиться снижения количества хищений грузов путем мошенничества. Проблему надо решать на другом уровне и как минимум приводить судебную практику к единообразному пониманию судьями закона, а не публикациями каких-то отдельных постановлений, обзоров, пленумов.
Перепроверяй и не доверяй
Отраслевые эксперты, с которыми общался «Логирус», сформулировали топ-4 рекомендаций, которые помогут снизить риск утраты груза:1. Проведите аудит отдела безопасности
Внимательно изучите, как проводятся проверки сделок по отправке грузов. Часто сотрудники служб безопасности пользуются какими-то, по их мнению, секретными программами, не имеющих к специфике отрасли никакого отношения, именно эти программы совершенно бессильны против «доверчивых водителей».
В подобных IT-решениях зачастую отсутствуют и другие важные параметры, которые необходимо учитывать. В частности, служба безопасности просто не обладает данными, в каких эпизодах участвовал перевозчик или экспедитор, какие потери были у поставщиков и так далее. Для проверки экспедитора/перевозчика службы используют до 120 критериев, которые разработаны бывшими сотрудниками силовых структур без учета и понимания специфики отрасли. Выглядит такая работа с виду красиво, но фактически совершенно бесполезна и закономерно приносит убытки собственнику бизнеса.
2. Заранее соберите и проанализируйте всю информацию о поставщике транспортных услуг
Чтобы принять решение о сотрудничестве с тем или иным экспедитором/перевозчиком помимо принятых действий (компания, руководитель, аффилированность и т.п.), необходимо проверять, выполняет ли компания правила транспортно-экспедиционной деятельности, как принимает грузы к перевозке, подтверждает ли данный факт документально, действует ли согласно определенным регламентам и так далее.
3. Грузы принимайте только офлайн
К сожалению, часто российские компании игнорируют положения постановления Правительства РФ от 8 сентября 2006 года №554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» (ист.). Согласно действующему законодательству обязательным условием исполнения договора ТЭД является прием экспедитором груза, выдача экспедиторской расписки по утвержденной форме и последующее заключение экспедитором договора перевозки с перевозчиком путем личного вручения ему груза и оформления транспортной накладной, либо личное осуществление перевозки. Все остальное несет огромные риски для любого грузовладельца.
4. Недобросовестного перевозчика возможно вычислить
Как правило, он уже участвовал в эпизодах, связанных с полной утратой груза. Либо в таких эпизодах могла участвовать его машина или водитель. Эти факты должна анализировать и выявлять служба безопасности вашей компании.
Тэги: кражи грузов, безопасность в грузоперевозках, мошенничество, IMPACT, TT Club, TAPA
22.07.2021
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
«Закодированный склад»: от учета коробами к поштучной маркировке
Как подготовиться к новым требованиям маркировки, сколько это может занять времени и что будет с теми, кто не уложится в отведенные государством сроки -
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров