Груз на вес золота

Куда бежать, если золотому грузу приделали ноги

Михаил Алтунин Михаил Алтунин
генеральный директор, «Объединенная технологическая компания» (ОТК)




«Приветствую, коллеги. Я – Михаил Алтунин, собственник и генеральный директор «Объединенной технологической компании» (ОТК). Занимаемся мы проверками транспорта, который привлекают экспедиторские предприятия. А помимо этого, еще и разрешаем разные форсмажорные ситуации. Сразу скажу, что ранее возглавлял службу безопасности компании Dentro, и этот опыт сейчас очень помогает мне. Случалось искать выход из самых сложных ситуаций, одним из таких как раз оказался случай, о котором хочу рассказать.

Для многих из нас добыча золота — история из кино, дело далекое и романтичное. Конечно, деревянные лотки времен золотой лихорадки ушли в прошлое, и теперь на рудниках используют современное оборудование. Одна из частей золотодобывающего производства – ленточный конвейер. Он подает из шахты руду на мойку, где извлекают крупицы драгоценного металла.

Так вот, было это буквально пару месяцев назад. Ехал конвейер, стоимостью в несколько миллионов рублей, на место добычи золота. Везли его от завода-изготовителя из Нижнего Новгорода в золотоносные дальневосточные недра – Якутию. Но не довезли.

«Предприятие в Якутии ожидало заказ к назначенному сроку. Без конвейера все производство сразу встанет. А груза нет»

Когда мне позвонили с просьбой о помощи, ситуация уже стала критической. Предприятие в Якутии ожидало заказ к назначенному сроку. Без конвейера все производство сразу встанет. А груза нет.

Водитель, который вез оборудование, спустя четыре дня с момента погрузки перестал выходить на связь. Произошло это примерно тогда, когда груз должен был быть уже где-то на Урале.

Сначала экспедиторы пытались своими силами установить с ним контакт. На это ушло пару дней. Ничего не получилось. Тогда они обратились к нам.

Мы проанализировали ситуацию. Все указывало на возможность хищения груза. По опыту, существует три основных схемы организации таких хищений.

Первая, наиболее распространенная на рынке – переадресация. Мошенник внедряется в разрыве между водителем и заказчиком. Сначала он собирает данные от реального водителя о заказе, а затем перехватывает звонок от клиента, принимает заказ и подменяет номер телефона водителя своим. Пользуясь собранными сведениями, далее он выступает перед заказчиком как водитель от транспортной компании. В то же время настоящему водителю представляется заказчиком перевозки и общается с ним по ложному номеру.

В пути злоумышленник дает указание настоящему водителю о выгрузке товара в другом месте, которое отличается от указанного в документах. Для этого используют разные предлоги, например, якобы груз не принимают, склады заполнены. Или обещают водителю оформить все документы, поставить подпись и печать. И водители верят. Приезжают на указанное мошенником место, выгружаются. А для истинного заказчика за сутки до выгрузки мошенник просто отключает телефон. В итоге уходит драгоценное время, мошенник успевает распорядиться похищенным имуществом, и «найти концы» бывает очень трудно.

Вторая схема сложнее. Используют подложные документы, предъявляют якобы заключенные ранее договоры, убеждая потенциального заказчика в том, что являются надежной транспортной компаний.

Самая сложная и затратная – третья схема. Мошенники на бирже грузоперевозок покупают готовые аккаунты компаний с положительной репутацией, которые прекратили транспортную деятельность. Затем приобретают в парк старые недорогие автомобили, ставят их на учет и нанимают водителей для вида, будто занимаются грузоперевозками. Такие мошеннические компании совершают несколько реальных, но обычно коротких рейсов, чтобы убедить всех в своей надежности и создать себе положительную репутацию. А потом в какой-то момент происходит хищение грузов.


О том, какие еще схемы хищения грузов распространены, читайте в материале «Воровство грузов: «мы на пороге цунами».

Чтобы раскрывать эти схемы нужны профессиональные навыки и умение задействовать специальные алгоритмы.

«С какой из схем мы столкнулись, и удастся ли вернуть груз?». Эти вопросом задавалась вся команда «ОТК». Понимали, что отсчет времени уже идет на часы, и груз может быть утрачен безвозвратно.

Первым делом вышли на генерального директора компании-отправителя и организовали с ним встречу. Оказалось, что грузоперевозки для него вовсе не основной вид деятельности. В основном компания занимается предоставлением специализированной строительной техники. А грузовые перевозки появились в компании почти что случайно. Директор рассказал, что есть у него один знакомый, который за пару месяцев до этих событий обратился с коммерческим предложением.

Назовем его условно Виталий. Он сказал, что хочет развивать транспортное направление, описал бизнес-модель и был довольно убедителен. А потом попросил старого знакомого о незначительных инвестициях. Его компания уже была зарегистрирована на бирже грузоперевозок «АТИ» (LR: биржа грузоперевозок ATI.su), где подбирают и заказывают автотранспорт. Директор компании поверил достоверность и передал запрошенные Виталием деньги якобы на приобретение тягача с прицепом. Далее чем схема доставки он не касался, всем занимался Виталий. Его контакты директор компании-перевозчика сообщил, и мы начали «раскручивать клубок».

«Вышли на генерального директора компании-отправителя и организовали с ним встречу. Оказалось, что грузоперевозки для него вовсе не основной вид деятельности»


Найти Виталия оказалось непросто. К моменту нашего появления в его жизни он уже несколько раз сменил место жительства, номер телефона. Помню, был напуган, что мы его так быстро вычислили, но все отрицал и не говорил, где груз.

Тогда стали выяснять, как мошенники смогли перехватить груз, и выявили всю цепочку. В ней оказалось четыре звена. Конечный клиент-грузополучатель заключил договор с транспортной компанией. Не имея собственного парка автомобилей, она обратилась в другую знакомую транспортную компанию. Та компания, получив заказ, выложила его на портале «АТИ». Вот тут-то по заявке и позвонили мошенники, имеющие свой аккаунт на площадке. До этого они уже совершили пару небольших рейсов с грузами, чтобы попасть в доверие к заказчику. Так злоумышленники получили заказ и даже предоплату. Только компания, на счет которой были перечислены деньги – около 300 тысяч рублей, оказалась подставной. Вернуть их уже не удалось.

«Та компания, получив заказ, выложила его на портале "АТИ". Вот тут-то по заявке и позвонили мошенники, имеющие свой аккаунт на площадке»


Получалось, что мошенники использовали третью схему хищений, основанную на формировании ложного положительного имиджа на рынке. С этим разобрались.

Теперь нужно было как можно быстрее найти груз. Все сведения мы собрали, а Виталию сказали, что имеем все доказательства его вины в организации хищения и готовы передать документы в правоохранительные органы. А это уже грозило уголовной статьей.

Конечно, мы скорее выдавали желаемое за действительное, никаких доказательств не было, но сработало. Вечером того же дня я получил смс с адресом, где якобы находился наш груз.

Немедленно выехали в Сергиево-Посадский район Московской области. Когда увидели, что координаты ведут на один из пунктов приема металлолома, пришли в отчаяние. Неужели все зря.

«Когда увидели, что координаты ведут на один из пунктов приема металлолома, пришли в отчаяние. Неужели все зря»


Вот и указанный автомобиль, уже совсем другой, не тот, на котором отправляли груз. Проверили его и выдохнули с облегчением. Конвейер лежал в целости и сохранности. Об этом мы с радостью сообщили обратившемуся в нашу компанию перевозчику, а тот проинформировал конечного получателя.

Груз быстро вывезли с полигона. На его поиски мы потратили около четырех дней. Но «транзитное плечо» было большое, так что перевозчик в итоге даже успел вовремя доставить груз по месту назначения. В итоге промышленный процесс золотодобычи не остановился ни на один день.

Оказалось, что вместе с ленточным конвейером злоумышленники хотели похитить и порезать на металлолом еще какие-то металлические балки. Они предназначались для другого производства в Комсомольске-на-Амуре. Получив эту информацию, мы снова связались с уже известным нам персонажем. Сказали ему, что знаем уже всю цепочку и его личность, готовы передать второе заявление в правоохранительные органы.

И как раз этим вечером мне пришла вторая смс. Металлические балки также удалось обнаружить в Сергиево-Посадском районе на одном из пунктов приема металлолома. Когда забирали балки, увидели рядом баллоны с газом. Их приготовили, чтобы разрезать на части металлические конструкции. Так что в короткий промежуток времени успели спасти еще и другой груз.

Из этой истории можно сделать несколько выводов. Когда отправляете груз, обязательно проверяйте исполнителя. Можно обратиться в профильную компанию, а можно и своими силами. Прежде всего, стоит запросить рекомендации у предполагаемых перевозчиков, а потом сверить полученные данные с рекомендациями клиентов. Нельзя ограничиваться одной рекомендацией, нужно посмотреть хотя бы две-три. Также стоит изучить, в каких перевозках участвовала данная машина, и участвовал ли в них этот водитель.

Если компания не сможет предоставить рекомендацию о совершении перевозок на средние, либо дальние расстояния, это повод задуматься. Кстати, наличие собственного автопарка, отнюдь, не является гарантией благонадежности перевозчика.

Какие меры безопасности при перевозке грузов применяют в компании Леруа Мерлен читайте в материале «Если близко воробей — мы готовим пушку».


Тэги: кража грузов, хищение грузов, криминал, безопасность в грузоперевозках, предотвращение мошенничества, проверка перевозчиков, Объединенная технологическая компания
05.11.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх