Суперсервисы для перевозчиков, «закодированное» небо и «солнечный» груз

Дайджест самых обсуждаемых событий недели



Безбумажная логистика, «окрыленные» QR-коды и «черный день» российского ретейла – об этих и других значимых логистических событиях читайте в свежем выпуске итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

  • • Какие препятствия до сих пор «не объехал» электронный документооборот?

  • • Насколько велика доля грузопассажирских перевозок на разных маршрутах?

  • • На каком этапе забуксовали маркетплейсы, готовясь к сезону распродаж?

  • • Когда автоперевозчик может согласиться везти подешевле?

  • • Кто в этом году будет отвечать за «мандариновое настроение» россиян?

На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:


Александр Майер
директор по ИТ ПЭК
Александр Майер
Андрей Савин
исполнительный директор Traft
Андрей Савин
Сергей Жуков
руководитель проектов службы проектных и интеграционных решений «Такском»
Сергей Жуков
Анастасия Попченкова
руководитель проекта ЭТРН DocRobot
Анастасия Попченкова
Наталья Савельева
основатель Aviaservises
Наталья Савельева
Роман Каплин
генеральный директор «Доставка Гуру»
Роман Каплин
Алексей Вайсберг
директор по развитию Logsis
Алексей Вайсберг
Андрей Алешин
директор производственной компании «Акцент»
Андрей Алешин
Виталий Скуратов
директор по транспортной логистике «Байкал-Сервис»
Виталий Скуратов
Ирина Заседатель
член Президиума Ассоциации экспортеров и импортеров, CEO Камертон+
Ирина Заседатель

«Безбумажная» логистика

Суть:

Суперсервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов» запустят с 1 января 2022 года на портале Госуслуг. Об этом на пленарной сессии «Транспорт России-2021» сообщил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

Спикер пояснил, что с помощью сервиса можно будет оформить электронные транспортные накладные, путевые листы, проходить пред- и послерейсовый медосмотры, получать спецразрешения на перевозку грузов.

Кроме того, Минцифры планирует расширить функционал приложения «Госключ» для представителей бизнеса. Он позволяет создать усиленную электронную подпись, которая хранится в инфраструктуре электронного Правительства. Таким образом, в перспективе бизнес сможет заключать сделки и подписывать документы онлайн, а также хранить в сети всю свою бизнес-документацию.

С 1 января 2022 года перевозчики смогут оформлять электронные транспортные накладные, сопроводительные ведомости и заказ-наряд. ФНС уже разработала и обнародовала формат выше перечисленных цифровых документов.

В частности, электронная транспортная накладная будет состоять из четырех файлов с различной информацией. Грузоотправитель в своем файле должен будет указать информацию о грузе и документах на него, о транспортном средстве, в каких условиях и где производилась погрузка, а также на каких условиях груз будет доставлен получателю.

Файл перевозчика расскажет, как принимался товары от отправителя и как их грузили. Грузополучатель в своем файле укажет, в каком состоянии груз доехал до места назначения. Четвертый файл тоже должен заполнить перевозчик, но только если товар получало доверенное лицо, а не сам заказчик.

Кроме того, еще с 2019 года Минтранс обсуждает создание многофункциональной цифровой платформы «Суперсервис 22».

Ранее прогнозировалось, что «Суперсервис 22» будет запущен в 2022-2023 годах

Предполагалось, что на платформе будет располагаться «Личный кабинет» перевозчика. При этом Суперсервис, по задумке Минтранса, должен был располагать широким функционалом. В частности, с его помощью можно было бы оформить электронные транспортные накладные, спецразрешения для тяжеловесных и крупногабаритных грузов, путевых листов, а также дистанционно зарезервировать время пересечения пункта пропуска через государственную границу.

– Сейчас мы активно готовимся к переходу на цифровое взаимодействие, разрабатываем техническое решение и выбираем партнера-оператора электронного документооборота, – рассказывает директор по IT ПЭК Александр Майер. – Конечно, нам очень помогают наработки, сделанные в рамках эксперимента.

По мнению эксперта, получить реальный экономический эффект от внедрения электронного документооборота (ЭДО) можно, только при соблюдении трех условий.

– Первое – необходимо адаптировать под электронное взаимодействие весь цикл работы с транспортными накладными. Не только выпуск и подписание документа, но и его дальнейшую обработку: архивное хранение, предоставление по запросам контролирующим органам, – отмечает Александр Майер. – Второе – нужно сделать процесс максимально удобным и прозрачным для исполнителей. У сотрудников не должно появиться дополнительной работы. Вся процедура должна быть максимально автоматизирована. Третье – важно обеспечить максимальный охват объема документов. Только при этом реально полноценно исключить процесс обработки бумажных копий и получить реальный экономический эффект. Поэтому введение обязательной электронной транспортной накладной (ЭТрН) с 2023 видится очень важным.

По словам исполнительного директора Traft Андрея Савина, они давно готовы к переходу на «цифровые» накладные.

– Более 2,5 лет назад мы с нашими ключевыми клиентами – компанией «Л'Этуаль» – запустили пилот по подписанию ЭТрН по городским перевозкам в Москве, – делится Андрей Савин. – Этот пилот сейчас успешно осуществляется.

Новшеству предшествовала большая подготовительная работа. По словам эксперта, сначала был проработан юридический вопрос, с клиентом было заключено бумажное соглашение об ЭДО. После этого последовал технический этап.

– Клиент создал НЭПы – неквалифицированные электронные подписи, – продолжает Андрей Савин. – Мы со своей стороны проработали наше программное обеспечение «Трафт онлайн», позволяющее водителям подписывать накладные на складах и в магазинах.

При этом Андрей Савин считает, что пока рано всех участников транспортно-логистического рынка переводить на ЭДО. Так как такой переход сопряжен с рядом технических трудностей.

– Далеко не все участки, где происходят отгрузки, покрыты сетями 4G. Например, в отдаленных труднодоступных регионах до сих пор в ходу бумажные документы, – говорит он. – Поэтому мы предполагаем, что это, скорее всего, будет опционально. Часть документов будет подписываться по ЭДО, часть продолжит использоваться в бумажном виде.

Переход на ЭДО сопряжен с рядом технических трудностей, среди которых в том числе и отсутствие сети 4G в труднодоступных регионах РФ

К глобальному внедрению «цифровых» накладных готовятся и операторы ЭДО. Они также считают, что в этом процессе придется решать ряд технических проблем, в том числе и с покрытием трасс интернет-сигналом. Это один из самых важных вопросов, считает руководитель проектов службы проектных и интеграционных решений «Такском» Сергей Жуков.

– Важно понять, как быть в ситуации, когда фуру останавливает сотрудник ДПС в тайге, где нет подключения к интернету, – говорит Сергей Жуков. – То есть водитель не сможет передать ЭТрН сотруднику ДПС, а тот, в свою очередь, не сможет ее проверить.

По словам эксперта, эта проблема прорабатывается Минтрансом и МВД, ее решение намечено на 2023 год. Как вариант предлагается введение QR-кода, который будет доступен и без интернета. Также разрабатывается софт, который поможет через мобильное приложение подписывать документы или передавать их на подпись экспедитору.

Общая схема взаимодействия участников грузоперевозки при использовании электронного документооборота 

Как отмечает Сергей Жуков, ЭДО приведет к экономии времени в части передачи документов от отправителя получателю – временные издержки здесь сокращаются до 90%. Также время сильно экономится в процессе занесения документов в систему учета организации.

– Сейчас сотрудники от руки проводят документы, забивают в свои системы учета, а это занимает довольно много времени, особенно при большом объеме документов, – продолжает Сергей Жуков. – Допустим, бухгалтеру нужно забить 100 счетов-фактур. У него это занимает 1,5 часа. Если мы говорим про переход на ЭДО, то это будет осуществляться автоматически и займет не более минуты.

Также сэкономить можно будет на аренде помещений для хранения бумажных документов, считает эксперт.

Кроме технических сложностей есть еще и страх нового. Об этом упоминает руководитель проекта ЭТРН DocRobot Анастасия Попченкова.

– На сегодняшний день основной сложностью со стороны бизнеса является преодоление инерции мышления. Очень сложно привыкать к чему-то новому и переходить на новый формат, – говорит она. – На этапе разработки форм и форматов было организованно взаимодействие между представителями бизнеса, операторами и Минтрансом. Это, конечно, ускорило процесс и уже дает свои плоды. На сегодняшний день мы ожидаем утверждение всех нормативно-правовых актов.

«Кодовые» взлеты

Суть:

Минтранс РФ предложил компенсировать авиационной отрасли 8 млрд рублей из-за введения обязательных QR-кодов для авиаперевозок, сообщали ранее «Ведомости». По расчетам министерства, это сумма выпадающих доходов при введении такой меры. Из них 7 млрд 300 тысяч рублей – компенсация для авиакомпаний и 1 млрд 600 тысяч рублей – компенсация для аэропортов.

По подсчетам Минтранса, что из-за введения проверки QR-кодов авиатрафик сократится примерно на 50%.



В то же время за 10 месяцев этого года в верхнем воздушном пространстве России выполнено 1 млн 400 тысяч полетов. Это на 25% больше, чем в прошлом году, сообщает Госкорпорация корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации.

Напомним, 12 ноября правительство РФ объявило о введении обязательной проверки QR-кодов о вакцинации с 1 февраля. Законопроекты уже внесены в Госдуму. Коды будут проверять при поездках на авиационном и железнодорожном транспорте при покупке билета и при посадке.

Введение QR-кодов – один из первых шагов к автоматизации логистики грузовых авиаперевозок. Об этом говорит основатель Aviaservises Наталья Савельева. В целом грузовые авиаперевозки пользуются спросом, и он пока не снижается, но есть ряд изменений в ценовой политике.

– Число грузовых рейсов не изменится, потому что все самолеты сейчас максимально загружены, – говорит Наталья Савельева. – И в отличие от ситуации до пандемии, когда, например, авиакомпания Airbridge Cargo оказалась в полубанкротном состоянии, все, кто владеют грузовым флотом, сейчас и в будущем «будут на коне».

По мнению эксперта, меняются тарифы на перевозки, а также идет переориентация маршрутов в сторону КНР.

– Китай на сегодняшний день самое востребованное направление, в связи с чем корректируется и стоимость авиадоставки, – говорит Наталья Савельева. – Для сравнения: авиатариф на доставку из Китая до пандемии был в среднем $3-4 за килограмм. Сейчас – $5-10 за килограмм.

Пандемия, по словам Натальи Савельевой, привела к серьезным изменениям в сфере грузовых авиаперевозок, и они продолжаются сейчас. И больше, чем ограничения и QR-коды, авиацию изменит грядущая автоматизация, полагает эксперт.

– Логистика «ручной сборки» останется, но ее доля сократится до 20% от всех грузоперевозок, – считает собеседница «Логируса». – И, соответственно, всем компаниям, которые занимаются логистикой, необходимо думать над алгоритмизацией своих процессов.

Несмотря на сильный спад грузовых авиаперевозок в пандемийный год, их объем довольно быстро не только восстановился до показателей 2019 года, но и превысил их

Несмотря на сильный спад грузовых авиаперевозок в пандемийный год, их объем довольно быстро не только восстановился до показателей 2019 года, но и превысил их. Об этом говорит заместитель генерального директора M9 Logistics GmbH Акбота Худайкулова.

– Что касается 2021 года, то тенденция на самом деле сохраняется. А электронная коммерция сегодня продолжает расти двухзначными темпами, – продолжает она. – На каждом из направлений доля грузопассажирских перевозок составляет около 15%. Причем на Северо-Тихоокеанском маршруте, благодаря как раз таким перевозкам, в конце 2020 года грузооборот превысил результат допендемийного 2019 года.

Эксперт отмечает, что грузопассажирские перевозки будут актуальными еще пару-тройку лет. Но тарифы на них станут более непредсказуемыми. Так, по словам Акботы Худайкуловой, раньше была возможность проследить зафиксированные стандартные тарифы на основные грузы.

– С 1 ноября прошлого года грузовые авиакомпании, которые являются довольно крупными игроками на маршруте «Европа-Россия», отказываются фиксировать даже экспресс-тарифы, которые обеспечивали гарантированный вылет. Таким образом, спрос будет порождать предложение.

«Черные дни» шоппинга

Суть:

На 41% вырос оборот интернет-магазинов во время распродажи 11 ноября во Всемирный день шопинга по сравнению с прошлым годом и на 79% по сравнению с 2019-ым, сообщается в исследовании «ЮКасса». Средний чек при этом составил 2 270 рублей. По сравнению с прошлым годом он вырос на 31%.

Самыми популярными в дни распродаж стали спортивные и туристические товары: число продаж выросло в 2,1 раза по сравнению с прошлым годом. На втором месте по объему покупок (+97%) – бытовая техника, электроника и профессиональное оборудование. «Бронзовую медаль» получают БАДы и спортивное питание: объем продаж этих товаров вырос на 86%.

Ozon в главный день распродажи получил оборот почти в 5 раз больше, чем в прошлом году – 6 млрд 100 млн рублей. Чаще всего покупатели заказывали на маркетплейсе FMCG-товары. В лидерах продаж также оказались тонометр, тушь для ресниц, средство для педикюра и заварочный чайник.

На Wildberries за все время акции, с 28 октября по 13 ноября, покупатели заказали почти в 3 раза больше товаров, чем годом ранее, на общую сумму 89 млрд рублей. Самые популярные товары: одежда, обувь, косметика и парфюмерия, товары для дома, детские товары, а также техника и электроника.

На «AliExpress Россия» за 11 и 12 ноября, а также несколько дней разогрева продажи составили 33 млрд 300 тысяч рублей. Оборот локального бизнеса вырос на 136% по сравнению с прошлым годом и превысил 13 млрд 400 тысяч рублей. Самые популярные категории: товары для дома и сада, электроника и телефоны, а также товары для красоты и здоровья.

Оборот «СберМегаМаркета» 11 ноября вырос в 10 раз по сравнению с прошлым годом. При этом количество заказанных товаров выросло на 785% больше. Самые популярные категории: электроника и бытовая техника, красота и уход, товары для дома.

Однако эксперты считают, что на взрывной рост количества заказов повлияли не только и даже не столько недели больших распродаж, сколько введение ограничительных мер из-за пандемии. Такого мнения придерживается генеральный директор «Доставка Гуру» Роман Каплин. Но и недели распродаж принесли хорошие плоды: прирост заказов у различных селлеров составлял от 62 до 93%, отмечает эксперт.

Однако маркетплейсы столкнулись и с рядом сложностей.

– Очень сложно проходил этап логистической подготовки и сам этап «последней мили», – говорит Роман Каплин. – Это связанно с кадровым дефицитом, который присутствует на рынке из-за карантинных ограничений в стране. Также значительно выросли требования к складским помещениям, оборудованию, что повлекло за собой нехватку как стеллажных конструкций, так и помещений.

По словам эксперта, хуже вех с ситуацией справился Wildberries, который вводил поэтапные ограничения в приеме товаров, в зависимости от того, какое количество ассортимента участвует в акциях. Но несмотря на эти меры на складах в Колезино, Подольске, Электростали были проблемы со сдачей. Дополнительные ресурсы были подключены только 19 ноября в Электростали, это помогло выровнять ситуацию, рассказал Роман Каплин.

– До этого время ожидания на сдачу составляло до суток, что является очень негативным фактором в плане предоставления услуг селлерам, – отмечает Роман Каплин. – Поcтавщикам, работающим по схеме FBO1, основной поток пришлось сократить в связи с недостатком мест на складах.

В таких условиях значительная часть селлеров переориентировала товарные потоки на модель FBS2, что также в итоге негативно отразилось на сроках сдачи заказов на склады, добавил эксперт.

В этом году в подготовке маркетплейсов к сезону распродаж самым сложным стал логистический этап. Это связано с дефицитом кадров, а также нехваткой стеллажных конструкций и складских помещений

Ozon, по словам Каплина, смог избежать больших проблем на своих складах благодаря тому, что у маркетплейса была подстраховка в виде множества точек сдачи по FBS-модели.

– «Яндекс» так же справился без сбоев, – продолжает Роман Каплин. – Однако у всех маркетплейсов на всех складах наблюдалась проблема с возвратами. Задержки в обработке достигали нескольких дней.

Эксперт связывает это с тем, что в условиях резко возросших объемов поставок, все силы маркетплейсов были брошены на приемку товара, а не выдачу возвратов. Но в России распродажи не ограничиваются одним днем, напоминает директор по развитию Logsis Алексей Вайсберг.

– В дни шоппинга мы отмечаем рост доставок на 25-30% к несезонному режиму, – говорит эксперт. – Но на самом деле 12 ноября ничего не закончилось. В пятницу, 26 ноября, в России проводилась «Черная пятница».

Алексей Вайсберг отмечает, что в непростые дни распродаж случается немало веселых и курьезных моментов.

– Самый необычный груз, который нам довелось доставлять за эту неделю, это ростовые куклы из одного секс-шопа, – рассказывает он. – Они были не очень качественно упакованы. В итоге из довольно крупного свертка торчали руки или ноги, что смущало и даже шокировало курьеров и сотрудников склада.

Фрахт на подъеме

Суть:

На своей странице в Facebook директор производственной компании «Акцент» Андрей Алешин привел пример расчета текущей ставки фрахта для тентованного полуприцепа длиной 16,5 метра на маршруте «Санкт-Петербург-Сосновый Бор-Санкт-Петербург». По его оценкам, основанным в том числе на данных Биржи грузоперевозок ATI.SU, средняя ставка фрахта сейчас составляет 62 рубля за 1 км.



В комментариях обсуждение в первую очередь коснулось количества дней, которые уходят на такой рейс, чтобы это было выгодно перевозчику. По оценкам управляющего директора ГК «Алве» Александра Башкова, транзитное время составит 10-11 дней. На что Андрей Алешин возразил, что можно и за пять суток управиться. Но в этом случае загрузки и выгрузки могут «выпрыгивать» прямо на ходу, добавляет еще один участник онлайн-дискуссии Андрей Еремин.

Директор производственной компании «Акцент» Андрей Алешин отмечает, что в этом году наблюдается неоднородная динамика ставок фрахта.

– В первом квартале динамика роста была более медленная, а к четвертому кварталу она ускорилась. Соответственно, мы прогнозируем, что в 2021 году к 2020-му рост ставок составит приблизительно 18%, – говорит эксперт. – Что касается ставок по 62 рубля за километр, их на сегодня, наверное, уже не существует. Соответственно, на FTL3 такие ставки бывают крайне редко, а что касается LTL, то в сборном грузе такие ставки бывают частенько.

По словам эксперта, сейчас сохраняется дефицит перевозчиков на уровне 5%, хотя еще летом этот показатель достигал 10-12%.

Рост ставок фрахта в этом 2021 году отчасти обусловлен отсрочкой роста фрахтов в 2020 году из-за пандемии. Об этом говорит директор по транспортной логистике «Байкал-Сервис» Виталий Скуратов. По оценкам эксперта, автоперевозки подорожали примерно на 20%.

– Рост также обусловлен дополнительными внешними факторами, – продолжает собеседник «Логируса». – Это, в первую очередь, инфляционные составляющие: топливо, рост исходного сырья, которое влияет на стоимость как самих транспортных средств, так и расходных материалов. Я думаю, что в следующем году рост фрахта составит не менее 10% в целом.

В среднем автоперевозки по России выросли на 20-30% в зависимости от региона

Как отмечает собственник транспортной компании ITL Оксана Галайба, сегодня перевозчики научились считать себестоимость затрат на транспорт и уже не едут по низкой цене.

– Каждый участник рынка хочет безопасности, доставки в срок, отсутствия простоев, быстрой оборачиваемости денежных средств, – говорит Оксана Галайба.

По словам эксперта, в среднем удорожание тарифа произошло по разным регионам на 20-30%. На это влияет множество факторов. Среди них – простои в сети и сложность обмена электронными документами. Кроме того, продолжает Оксана Галайба, все топовые клиенты работают с отсрочкой платежа, а для перевозчика сейчас очень важна быстрая оборачиваемость денежных средств, так как за наличный расчет едут в разы дешевле.

– Что делать транспортной компании, которая не может закрыть гарантируемый объем перевозок в высокий сезон? В первую очередь, нужно работать над лояльностью перевозчиков, – считает Оксана Галайба. – Этому также способствует цифровизация процесса. К примеру, у нас есть отраслевые чаты для общения, через которые перевозчики получают быстрые уведомления о наличии груза.

Однако эксперт подчеркивает, что для решения проблемы нужна совместная работа перевозчиков и грузовладельцев, потому что перевозчики могут повлиять только на некоторые аспекты – расширить автопарк, привлечь дополнительных перевозчиков, но важен и взгляд другой стороны процесса.

«Солнечный» груз

Суть:

По данным ФТС на 16 ноября, в Россию из Абхазии ввезли около 2 000 тонн цитрусовых. По сравнению с прошлым годом наблюдается снижение товаропотока примерно на 10%, уточняет пресс-служба Южного таможенного управления.

Но массовый сбор урожая начался лишь 20 ноября, после чего объемы поставок должны вырасти, заявил «Российской газете» заместитель министра сельского хозяйства Абхазии Дмитрий Хагуш.

В прошлом году из Абхазии в РФ импортировали более 50 тысяч тонн мандаринов, в этом году ожидается урожай в районе 30 тысяч тонн.

Больше всего мандаринов поставляют в Россию такие страны как Турция, Египет и Южно-Африканская республика. Так, в 2020 году на первом месте была Турция, на нее приходится 24% поставок, на втором Египет, почти 23% цитрусовых оттуда. На третьем – ЮАР: 16% мандаринов приезжает в Россию из этой страны. При этом год назад тройку лидеров покинуло Марокко, импорт резко снизился на 58%.

На недопоставки мандаринов в Россию отчасти влияет и высокая стоимость транспортных издержек, отметила член Президиума Ассоциации экспортеров и импортеров, CEO «Камертон+» Ирина Заседатель. Однако она не исключает и влияния логистической составляющей на недопоставки.

– Для перевозки мандаринов нужны рефрижераторы, в которых поддерживается температура в 24 градуса и влажность на уровне 85-90%, – отметила эксперт. – При этом стоимость рефперевозок по сравнению с осенью 2020 года выросла примерно на 50%.

Что касается оптовой стоимости мандаринов в разных странах, то в Египте за килограмм «солнечного» цитруса просят $0,5-0,75. В Турции разброс цен гораздо больше: от $0,6 до $1,5. Но средняя цена, по словам Ирины Заседатель, все же ниже одного доллара. При этом плоды из Марокко всегда дороже.

В этом году урожай мандаринов в Абхазии ниже, чем в прошлом – 30 000 тонн против 50 000 тонн

– В Абхазии в этом году, на сколько я могу видеть статистику, не очень урожайный год, – говорит Ирина Заседатель. –«Недообъем», который мы ждали от наших абхазских партнеров, компенсируется марокканскими фруктами, так как у них уже созревает новый урожай. При этом цена на марокканские мандарины может достигать 170-180 рублей за килограмм.

Как отмечает эксперт, удорожание логистики, конечно, сказывается на конечной цене продукта, но не существенно. Для того, чтобы говорить о каком-то серьезном подорожании – на 200%, на 100% – нужно, чтобы запретили ввоз мандаринов из всей Турции, а не только одному производителю.

1FBO или Fulfillment by Operator – схема работы с селлерами, при которой обязанности по фулфилменту исполняет маркетплейс.

2FBS или Fulfillment by Seller - модель работы со склада поставщика.

3FTL-перевозки - это загрузка транспорта до максимального веса. Такую модель грузоперевозок используют для транспортировки больших партий исключительного от одного клиента.

Тэги: Итоги недели, ПЭК, Traft, Такском, DocRobot, Aviaservises, Доставка Гуру, Logsis, Акцент, Байкал-Сервис, Ассоциации экспортеров и импортеров
30.11.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх