Слабое звено, операция «юань» и «золото» под капотом

О том, что обсуждают участники логистического рынка



Цепочки поставок в смятении, нескорая валютная расплата, детальный дефицит и налоговые льготы – об этих и других значимых логистических событиях читайте в новом выпуске «Итогов недели». Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

  • • Как бизнес пересобирает цепочки поставок?

  • • С какими проблемами столкнулись участники ВЭД после вынужденного отказа от доллара?

  • • Как дефицит запчастей изменил отношение перевозчиков к своим автопаркам?

  • • И каких налоговых преференций от государства на самом деле ждет бизнес?

На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:


Игорь Помочилин
член наблюдательного совета Kaizen Institute Russia
Игорь Помочилин
Павел Молотивский
руководитель проектов Kaizen Institute Russia
Павел Молотивский
Юлия Шевкаленко
директор департамента инфраструктуры АО «Мэлон Фешн Групп»
Юлия Шевкаленко
Алексей Ермаков
директор по логистике «Снежная Королева»
Алексей Ермаков
Константин Семенов
независимый эксперт по транспортной логистике
Константин Семенов
Ованес Давидян
генеральный директор компании «Авиценна»
Ованес Давидян
Ольга Смирнова
руководитель отдела продаж Банка «ФИНАМ»
Ольга Смирнова
Фаиль Шигабутдинов
генеральный директор GLT
Фаиль Шигабутдинов
Евгения Назарова
владелец и генеральный директор «Желдорэкспедиция»
Евгения Назарова
Юрий Умрихин
руководитель практики коммерческих споров МКА «Князев и партнеры»
Юрий Умрихин

Слабое звено

Суть:

Сотни контейнеров, которые три недели назад застряли в транзитных портах Германии, Бельгии и Нидерландов постепенно возвращаются на территорию России. Их досматривают и по каждому выносится персональное решение, рассказали «Логирусу» эксперты рынка.

Кроме того, на днях постоянные представители стран Евросоюза согласовали новый пятый по счету пакет санкций против России. Об этом говорится в заявлении делегации председательствующей в настоящее время в ЕС Франции.

Новый пакет содержит, в частности, полный запрет на импорт угля из России. Кроме того, новые санкции включают запрет российским судам и судам с российскими операторами заходить в порты стран ЕС, а также запрет на работу в Евросоюзе российских и белорусских автогрузоперевозчиков. Также санкции включают замораживание активов нескольких российских банков и запрет на импорт из РФ угля.

Официально санкции вступят в силу после публикации в официальном журнале ЕС, что может произойти 8 апреля.

На фоне подобных новостей первым делом выясним у экспертов, какие альтернативные маршруты контейнерных перевозок из США, Европы, Средней и Юго-Восточной Азии они уже освоили в текущей ситуации.

Участники логистического рынка активно подстраиваются под новые санкционные реалии. В частности, бизнес сейчас активно вовлечен в процесс пересмотра действующих договорных условий, особенно в части оплаты. Об этом «Логирусу» рассказал директор департамента инфраструктуры АО «Мэлон Фешн Групп» Юлия Шевкаленко. По ее словам, бизнес настроен на конструктивный подход без давления и ультиматумов.

– Бизнес-жизнь продолжается, поэтому выставляя жесткие требования в моменте, ты должен понимать свои риски во взаимоотношениях с клиентом в долгосрочной перспективе, – предупредила эксперт.

Логистические компании также активно пересматривают действующие маршруты поставок, так как именно их «доступность сейчас является самым слабым звеном логистической цепи», считает директор по логистике «Снежной Королевы» Алексей Ермаков. По его словам, альтернативных маршрутов, которыми можно доставлять грузы из Центральной и Юго-Восточной Азии, не так много, и они всем известны.

– Единственное, чего я боюсь, это возможная перегрузка этих направлений, – отметил Алексей Ермаков. – Если не будут реализованы какие-то мероприятия по расширению пропускной способности погранпереходов, по увеличению контейнерных емкостей и т.д., то неизбежны проблемы и на альтернативных направлениях.

По словам эксперта, в выигрышном положении окажутся компании, которые «соберут в своих руках наиболее полную колоду направлений». Это позволит быть наиболее гибкими в вопросах выбора маршрутов для тех или иных грузов, резюмировал Алексей Ермаков.

– С запуском новых проектов пока лучше подождать, пока появится хоть какая-то ясность, – считает собеседник «Логируса». – Но если такая необходимость все-таки появится, то целесообразнее отдавать предпочтение проектам с короткой эффективностью. Играть в долгую сейчас слишком рискованно.

Экс-директор по логистике Х5, учредитель Next Generation Logistics Денис Шульга выделил 5 первоочередных антикризисных мер, которые необходимо реализовать в текущих условиях. В числе таких мер диверсионный анализ и проработка запасных сценариев; пересмотр операционных метрик; формирование доверительной бизнес-среды; корректировка приоритетов, а также пересмотр текущих обязательств и проектов.

При этом эксперты Kaizen Institute Russia считают, что выбор антикризисной стратегии зависит от того, к какой категории относится логистическая компания. Экспертный совет Kaizen Institute Russia их выделил три. Первая – Assetoriented – это компании, у которых есть собственные активы: транспорт, самолеты, контейнеровозы и другие. Вторая – Non-asset – это компании, у которых нет собственных активов. Третья модель – компании, работающие по смешанной модели. Они сейчас в своей деятельности делают упор на «non-asset сервисы».

– С нашей точки зрения, для non-asset, в первую очередь, все большую актуальность в настоящее время приобретает изменение схем доставки, – говорит член наблюдательного совета KAIZEN Institute Игорь Помочилин.

Кроме того, устойчивость цепей поставок может обеспечить использование «платежного VPN», добавил эксперт. Его использование предполагает три метода работы. Первый – это оперирование дебиторской задолженностью поставщиков.

– Допустим, у вас – три контрагента в Китае, одному из которых вы должны заплатить, – поясняет Игорь Помочилин. – Соответственно вы находите двух других, которые должны вам, и взаиморасчетами вы решаете вопрос по поставке груза.

Второй метод – использование альтернативных источников оплаты, к примеру, криптовалюты. Третий – поиск новых «финансовых узлов», с помощью которых можно провести оплату.



Один из самых важных вопросов, который сейчас стоит перед участниками рынка - какие методы следует использовать при пересмотре обязательств по договорам с клиентами и партнерами. По мнению Игоря Помочилина, в этой ситуации целесообразно придерживаться принципа open book, для того чтобы избежать ценовой конфронтации. Он позволяет партнерам понимать, из чего складывается себестоимость услуг и видеть, как формируется ценовая модель.

В условиях санкционного давления бизнесу нужно оптимизировать операционные расходы, добавил Павел Молотивский. При этом, когда говорят про сокращение OPEX (LR. операционные расходы предприятия), то сразу же подразумевают сокращение зарплат и сокращение штата. Но на самом деле главная цель оптимизации – это эффективное использование денежных, и в частности, операционных ресурсов.

Валютная боль

Суть:

Срок прохождения валютных платежей в долларах и евро от российских компаний до контрагентов в других странах может достигать 5-7 дней, рассказали «Логирусу» источники в отрасли.

Раньше срок поступления средств на счет получателя составлял 1-2 дня, что подтверждается данными «Сбербанка», «Альфа-Банка» и «Тинькофф банка».

Теперь на стороне европейских кредитных организаций платежи из России как правило проверяются вручную, так как организации опасаются штрафов и санкций со стороны локального регулятора, пояснила «Логирусу» руководитель отдела продаж Банка «ФИНАМ» Ольга Смирнова.

Как отмечает независимый эксперт по транспортной логистике Константин Семенов, в отрасли пока еще есть проблема с валютными переводами. По его словам, компании сейчас находятся в поиске оптимальных альтернативных вариантов расчетов.

Есть проблемы и с российскими банками, которые попали под санкции. Так, с непростой ситуацией столкнулся генеральный директор компании «Авиценна» Ованес Давидян.

– «Промсвязьбанк», в котором был открыт счет, в том числе и в валюте, до сих пор держит на расчетном счете денежные средства, – рассказал собеседник «Логируса». – И «Промсвязьбанк» отказывается переводить эти денежные средства в другую кредитную организацию, где мы в оперативном режиме открыли счет. Более того, они предлагают нам две опции. Первая – ждать лучших времен, и хранить деньги в их банке. Вторая – они могут нам конвертировать эту сумму в рубли. Есть еще, правда, третья опция. Возможно, они нам дадут сумму, эквивалентную 5 000 долларов. До сих пор окончательного решения нет. Поэтому, мы пока не знаем, как быть.

В последнее время резко возросла потребность бизнеса в конвертации рублей в юани. Об этом говорит руководитель отдела продаж Банка «ФИНАМ» Ольга Смирнова.

– Участники ВЭД меняют либо валюту контракта, либо подписывают новый, но уже в юанях, – пояснила эксперт. – У нас клиент конвертирует валюту по курсу биржи плюс индивидуальный спред1.

Однако эксперты Банка «ФИНАМ» не рекомендуют торопиться. По словам Ольги Смирновой, они провели расчеты и поняли, что с учетом текущего курса юаня по возможности сохранить расчеты в долларах.

– Курс юаня вырос значительно сильнее, чем курс доллара, – продолжает эксперт. – Наверное, это связанно с тем, что многие клиенты переходят на эту валюту.

Курс юаня вырос значительно сильнее, чем курс доллара, так как многие клиенты перевели свои ВЭД контракты в эту валюту

Сейчас в банке «ФИНАМ» реализована онлайн-конвертация валюты из рубля в юани, и наоборот из юаня в рубль, если клиент хочет продать юань, отмечает Ольга Смирнова.

– Кроме того, мы настраиваем новый сервис. Воспользовавшись им, клиент может выставить желаемый курс, и сделка произойдет, когда цена достигнет необходимого уровня. Также сейчас мы уже можем напрямую обмениваться сообщениями с банком Китая. Прорабатывается подключение системы СIPS2, и также рассматриваем разработку альтернативных SWIFT способов обмена сообщениями с нашими партнерами.

Однако не все банки испытывают трудности с валютными операциями. В Ланта-Банке сообщили, что две недели назад были единичные случаи с зачислениями, но эти вопросы уже решены, все платежи от клиентов и партнеров осуществляются корректно и своевременно. Респонденты банка выполняют расчеты в долларах, евро и фунтах.

Что касается ситуации конвертации юаня в рубли, сегодня Ланта-Банк работает с тремя банками-корреспондентами в КНР, включая Bank of China. По сравнению с IV кварталом 2021 года, оборот вырос в 15-20 раз. Как отмечают в банке, в ближайшее время глобально возрастет количество валют в специальных расчетах с торговыми компаниями и партнерами. На данный момент банк ведет расчеты в 11 валютах и не исключает, что в скором будущем в работу войдут турецкая лира, валюта ОАЭ, а также одна из валют стран Юго-Восточной Азии, помимо рупии и тайского бата.

«Золото» под капотом

Суть:

На 30-60% выросли затраты на запчасти и ремонт грузовой техники, рассказали «Логирусу» генеральный директор GLT Фаиль Шигабутдинов, а также председатель Объединенной ассоциации перевозчиков Богдан Антоненко.

Это произошло из-за нестабильности курса рубля, приостановки работы шести иностранных производителей и ряда сервисных центров на российском рынке. Больше всего подорожали иностранные запчасти, однако, все зависит от категории. Например, медный провод увеличился в цене всего на 5,8%, а медная шайба под форсунки производителя Bosch подорожала на 192%, подсчитали аналитики GLT.

Так, медный провод подорожал всего на 5,8%, а медная шайба форсунки фирмы Bosch выросла в цене почти на 200%. Такие цифры приводит генеральный директор GLT Фаиль Шигабутдинов. По его словам, пока нет случаев полной остановки поставок.

– В основом мы работаем с компаниями, у которых на складах остались запасы, и они их продают с наценкой, – рассказывает Фаиль Шигабутдинов. Но стоимость импортных запчастей повысилась не пропорционально росту валюты, а гораздо больше.

По оценкам GLT, стоимость импортных запчастей выросла не пропорционально росту курса валют, а гораздо больше. Например, медная шайба под форсунки производителя Bosch подорожала почти на 200%, а медный провод – всего на 5,8%

Также Фаиль Шигабутдинов отмечает, что сейчас транспортные компании сталкиваются с серьезным ростом цен на автошины. Они подорожали почти на 100%.

Существенно более затратным для бизнеса стало пополнение оборотных средств. – Многие кредитные институты неохотно выдают займы. В то время как наши контрагенты перешли на предоплату, – подчеркнул собеседник «Логируса». – В итоге у нас «вымываются» оборотные средства, что приводит к проблемам.

В разгар пандемии государство выделяло невозвратные кредиты для сохранения рабочих мест, напомнил эксперт. Сейчас это также могло бы стать решением проблемы занятости.

– Вопрос в том, как быстро российские компании смогут заменить тех, кто уходит с рынка, – констатирует Фаиль Шигабутдинов. – Объемы будут сокращаться. Это приведет к снижению выручки. Нас это настораживает. Только за счет оптимизации отрасль не выживет. Нам нужна помощь Правительства РФ, и она должна быть реальной, адресной.

Как пример, эксперт приводит отмену транспортного налога и платы в систему «Платон». Еще одна насущная задача – решение вопроса о слишком долгих периодах постоплаты.

– В век цифровизации до сих пор бытует отсрочка оплаты по бумажным товарно-транспортным накладным на 3-90 календарных дней, – говорит Фаиль Шигабутдинов. – В среднем, кассовый разрыв по компании, по моим данным, составляет 40-45 дней. Мне кажется, это просто нужно прекратить каким-то волевым решением, запретить компаниям оплачивать услуги в срок более 7 дней. Кроме того, нужно считать фактом выполнения услуги не предоставление товарно-транспортной накладной на бумажном носителе, а по факту завершения перевозки.

Налоговый «отпуск»

Суть:

На неделе ФНС приняла новые послабления для бизнеса. Среди них отмена плановых проверок компаний малого и среднего бизнеса до 2023 года и перенос сроков уплаты налогов, сборов и страховых взносов на год.

Также принято решение наделить организации правом по налогу на прибыль перейти на ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли. До этого в расчет брали прибыль за квартал, полугодие или девять месяцев. Кроме того, освобождаются от НДФЛ проценты, полученные в 2021-2022 году по вкладам, остаткам на счетах банков.

Предлагается отказаться от применения в 2022 году и 2023 году в отношении организаций нормы о повышенном размере пени с 31 дня просрочки в размере 1/150 ставки рефинансирования. Она будет снижена до 1/300.

В два раза, с 60 млн до 120 млн рублей увеличивается порог признания контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами.

По транспортному налогу предусматривается применение с 2022 года повышающего коэффициента только для транспортных средств стоимость свыше 10 млн рублей.

Вводится ускоренный возврат НДС для всех компаний, которые не находятся в процедуре банкротства или процессе реорганизации/ликвидации. Они смогут пользоваться заявительным порядком возврата налога, позволяющим вернуть или зачесть сумму налога еще до завершения камеральной проверки поданной декларации.

Ослабление административных проверок – это, безусловно, плюс. Но про налоговые проверки так сказать трудно. Такого мнения придерживается владелец и генеральный директор «Желдорэкспедиция» Евгения Назарова.

– Гораздо важнее обратить внимание на налоговое регулирование транспортно-логистической отрасли, – говорит Евгения Назарова. – Если нам дадут освобождение от транспортного налога, от «Платона», то уже будет очень хорошо. Так как, сейчас, мы платим порядка 2-2,5 рублей за километр.

Вместо отмены налоговых проверок,  транспортные компании просят смягчить налоговое бремя. Так как сейчас бизнес платит порядка 2-2,5 рублей за проезд 1 км автодорог

При этом юристы придерживаются немного другого мнения. Компании постоянно находятся в ожидании налоговых проверок, тратят время на подготовку к ним, поэтому временный мораторий сэкономит время предпринимателям, считает руководитель практики коммерческих споров МКА «Князев и партнеры» Юрий Умрихин.

Самым значимым законодательным изменением эксперт считает возбуждение уголовных дел только по материалам налоговой проверки.

– Теперь правоохранительные органы не могут самостоятельно без заключения налоговой службы возбуждать уголовные дела, – подчеркивает Юрий Умрихин. – Поэтому со стороны правоохранительных органов не должно быть каких-то неожиданностей.

С другой стороны, важно, чтобы послабления не привели к фактам злоупотреблений, отмечает эксперт. В качестве примера он приводит вопрос с выдачей бумажных чеков.

– Речь идет о том, что ФНС разрешило не выдавать продавцам бумажные чеки. Это, в первую очередь, связано с кассовой лентой, которой сейчас просто может не быть у предпринимателей из-за дефицита бумаги, – говорит Юрий Умрихин. – ФНС это озвучила, но норма не закреплена каким-то актом. Поэтому по возможности, лучше чеки выбивать.

Также эксперт напоминает, что есть сервис «Мои чеки онлайн», который ФНС запустила еще год назад. Система автоматически отправляет чеки на электронную почту и телефон покупателя.


1Спред (от англ. spread «разброс») — разность между лучшими ценами заявок на продажу (аск) и на покупку (бид) в один и тот же момент времени на какой-либо актив (акцию, товар, валюту, фьючерс, опцион).

2CIPS — Национальная китайская система банковских переводов. Запущена Китаем в эксплуатацию 8 октября 2015 года. Фактически является альтернативой системе международных банковских переводов SWIFT.

Тэги: Итоги недели, KAIZEN Institute, Мэлон Фешн Групп, УК «Лазурит», Авиценна, ФИНАМ, Ланта-Банк, GLT, Желдорэкспедиция, Князев и партнеры, Алексей Ермаков
08.04.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх