Съезд в объезд, валютный тупик и дороги «золотые»
Обсуждаем основные внешнеэкономические, транспортные и инфраструктурные новости, которые влияют на рынок логистикиНе SWIFT единым, грузоперевозки в объезд и перегруженный Владивостокский порт — об этих и других значимых логистических событиях читайте в новом выпуске Итоги недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:
- • Какие схемы помогут обойти санкции и запреты?
- • На какие банки и почему жалуются участники ВЭД?
- • Каких «прав» лишила водителя новая транспортная накладная?
- • Насколько подорожал проезд по платным трассам в России?
- • Какой терминал нужен перевозчикам во Владивостоке?
Ответы на эти и другие вопросы «Логирусу» помогали искать:
директор по развитию «ТрансАзия Логистик Москва»
Аркадий Иванов
председатель правления ACEX Group
Мирослав Золотарев
создатель платформы Digital ВЭД
Анна Фомичева
руководитель по взаимодействию с отраслевыми и инфраструктурными организациями ГК «Деловые Линии»
Евгений Уткин
генеральный директор GLT
Фаиль Шигабутдинов
руководитель транспортной службы Dentro
Сергей Бугорков
директор по инфраструктуре Melon Fashion Group
Юлия Шевкаленко
директор по логистике «Снежная Королева»
Алексей Ермаков
В режиме «закрытого неба»
Режим «закрытого неба» у России действует с 36 странами, включая все государства Европейского союза. Также ограничено авиасообщение с Албанией, Ангилией, Великобританией, Британскими Виргинскими островами, Гибралтаром, островом Джерси, Канадой и Норвегией. Решение было принято в связи с проводимой «специальной военной операцией» на Востоке Украины.
Также полностью приостановлено судоходство в Азовском море. Порты Юга России – Ейск, Темрюк, Ростов-на-Дону, Таганрог, Усть-Донецкий, Азов – не производят никаких погрузочных операций. Порт «Новороссийск» при этом работает в штатном режиме.
Вслед за этим мировые морские линии Maersk, MSC, Hapag-Lloyd, Yang Ming приостановили прием новых букингов во все порты России. А HMM и One – только в порты «Новороссийск» и «Санкт-Петербург».
Что касается железнодорожных перевозок, РЖД ограничила грузовое сообщение с Украиной. А та временно закрыла все автомобильные погранпереходы с Россией, Беларусью и непризнанным Приднестровьем.
Транспортные ограничения привели к возникновению очередей на автомобильных границах. В них на момент подготовки публикации к печати стояло порядка 4 000 грузовиков, которые курируют из Европы и обратно, рассказал «Логирусу» директор по развитию «ТрансАзия Логистик Москва» Аркадий Иванов. По словам эксперта, самые загруженные погранпереходы – это «Урбаны» и «Козловичи» в Белоруссии. Там пропуск грузов идет медленнее, чем обычно.
– Перевозки из Турции продолжаем осуществлять через Верхний Ларс. Временно приостановили перевозки из Азербайджана, так как пока нет понимания, как расплачиваться в валюте, – пояснил эксперт.
Однако уже введенные санкции в отношении России на импорт различных товаров можно обойти, считает собеседник «Логируса». Например, за счет использования транзитного получателя в третьей стране с последующим вывозом груза в Российскую Федерацию.
– Этой схемой много десятилетий пользуются американцы при доставке концентрата Coca Cola из США в Иран через порт Джабаль-Али, – пояснил Аркадий Иванов.
Еще одна проблема в том, что большинство европейских поставщиков перестали отгружать товары в Россию из-за всевозможных таможенных ограничений, добавил председатель правления ACEX Group Мирослав Золотарев. По его словам, сформированы списки с кодами ТН ВЭД, по которым таможенные органы ЕС проводят особенно тщательные досмотры.
– Это практически каждый груз, который выходит с территории ЕС, за исключением продуктов питания, – пояснил эксперт. – Все это приводит к задержкам в портах и аэропортах.
Из-за введенных санкций многие российские импортеры, ранее ориентированные на Европу, стали переключаться на Китай, отметил Мирослав Золотарев. Этому способствует и тот факт, что на Дальнем Востоке есть движения по созданию новых хабов, новых погранпереходов.
– Китайцы просят российские компании присылать им заявки на выпуск товаров, ранее выпускавшихся в Европе, – отметил собеседник «Логируса». – Для того, чтобы было понимание, сможет ли КНР обеспечить производство необходимых позиций. Только после этого будут выстраиваться какие-то логистические маршруты.
В оплате отказано
С 12 марта российские банки, попавшие под санкции, не могут получать финансовые сообщения в системе SWIFT.
В числе отключенных банк «ВТБ», «Открытие», «Промсвязьбанк», «Совкомбанк», банк «Россия», «Новикомбанк» и госкорпорация ВЭБ. Напомним, что ранее эти кредитные организации попали под так называемые «секторальные санкции» Европейского союза. ЕС «заморозил» российские активы и закрыл доступ к европейским финансовым рынкам.
В России вполне успешно функционируют альтернативные системы, которые обеспечивают проведение банковских операций, в том числе и с зарубежными клиентами, рассказала «Логирусу» создатель платформы Digital ВЭД Анна Фомичева.
– Основная альтернатива – это Система передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России, также есть китайские альтернативы, – напомнила собеседница «Логируса».
Некоторые из банков, кто продолжает работать без ограничений, начали «спекулировать» на курсах валюты, наживаясь, таким образом, на проблемах участников ВЭД, подчеркнула Анна Фомичева. Есть и проблемы, связанные с задержкой переводов от нескольких дней, в лучшем случае, – до нескольких месяцев.
– Поэтому стоит обратить внимание на союзные государства. Намекну, что для некоторых выходом будет открытие юридических лиц в союзных государствах и перевод контрактов туда. Да, схема сложная, но в любом случае нужно понимать, что это выход, – считает эксперт.
Еще один вариант – переход участников ВЭД на юань, которые на бирже по отношению к рублю торгуются без кросс-курса, резюмировала Анна Фомичева.
Все по новой форме
С 1 марта в России вступила в силу новая форма транспортной накладной. Документ стал короче на пять разделов, теперь в нем всего 12 граф.
Важно, что теперь, если экспедитор есть в документе, он фактически становится грузоотправителем. Также отныне нужно документально подтвердить, что компания несет ответственность за груз, согласно закону «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ист.). То есть предприятие фактически должно доказать, что оно забирает груз и готовит к отправке. В противном случае компания становитесь агентом-посредником и не может документально участвовать в перевозке, поясняли генеральный директор «Агентства транспортного права» Нелли Мандрыкина на семинаре «Сообщества топ-менеджеров логистических компаний».
Кроме того, в графе 8 «Прием груза» не может быть указан ни перевозчик, ни заказчик перевозки, если экспедитор принимает во владение груз.
Еще одно изменение – в поле «Транспортное средство» появились два новых типа владения: совместная собственность супругов и безвозмездное пользование. А раздел «Собственность перевозки» стал более детальным. Например, если использовать накладную как первичный бухгалтерский документ, необходимо будет указать стоимость с учетом и без учета НДС.
Из транспортной накладной исключили такие части, как условия перевозки, информацию о принятии заказа или заявки к исполнению, оговорки и замечания перевозчика, а также прочие условия и подписи сторон, пояснил «Логирусу» руководитель по взаимодействию с отраслевыми и инфраструктурными организациями ГК «Деловые Линии» Евгений Уткин.
– Теперь экспедитором может быть только то лицо, которое владеет грузом и самостоятельно осуществляет его погрузку, а для идентификации водителя требуется заполнение идентификационного номера налогоплательщика или данных водительского удостоверения водителя и его контактный номер телефонной связи, – перечислил эксперт. – Также водителю запрещено действовать от двух сторон перевозки, то есть подписывать транспортную накладную можно только от имени перевозчика.
Серьезные изменения претерпел и «Раздел 12» транспортной накладной, в котором говорится о стоимости перевозки грузов, добавил собеседник «Логируса».
– До 1 марта 2022 года в нем отдельно указывалась стоимость услуги, дополнительные расходы перевозчика. Теперь же сведения о провозной плате вносятся следующим образом: отдельно пишется стоимость перевозки без налога с дополнительным отделением данных по налоговой ставке в сумме налога, предъявляемого покупателю, и конечная стоимость перевозки с налогом, – пояснил Евгений Уткин.
Новая форма транспортной накладной позволит логистическому бизнесу стать более прозрачным для проверяющих органов государственной власти благодаря возможности точно отследить все операции и соотнести затраты на перевозку, считает эксперт.
– Из практики должны уйти схемы, при которых нанявший экспедитора и пользующиеся его услугами по заключению договора перевозки клиент был указан в накладной как грузоотправитель, – резюмировал собеседник «Логируса».
Дороги «золотые»
С 25 февраля увеличилась стоимость проезда по платным участкам автомобильных дорог М4 «Дон», М3 «Украина», М11 «Нева» и ЦКАД, сообщила пресс-служба «Автодора».
В частности, проезд по платным участкам М4 «Дон» от Москвы до Краснодара стал дороже на 6%. Стоимость проезда на платном участке М3 «Украина» длиной 70 км повысилась на 5-10 рулей на каждом из пунктов оплаты. Суммарно увеличение цены составило 15-20 рублей.
На 30 рублей выросла стоимость проезда по участку М11 «Нева» от Солнечногорска до Твери. Протяженность маршрута – 89 км. На участке от Санкт-Петербурга до Твери стоимость увеличилась на 140-150 рублей. Проезд по участку протяженностью 564 км от Солнечногорска до Санкт-Петербурга обойдется дороже на 170-180 рублей в зависимости от дня недели.
Также на 136 рублей увеличилась стоимость проезда по платному участку ЦКАД от М10 «Россия» до деревни Лисинцево протяженностью 260 км.
Есть вероятность, что новые тарифы не учитывают процент инфляции, которая в секторе автомобильных грузоперевозок достигает 50%, заявил генеральный директор GLT Фаиль Шигабутдинов. По его словам, именно вполовину планировалось поднять тарифы на платных дорогах.
– Консолидированный пробег нашего парка составляет порядка 14 млн км. В среднем в месяц уходит около 500 тыс. рублей на платные трассы. С увеличением тарифов наши расходы тоже вырастут и составят порядка 30 млн рублей в год, или 2 рубля на каждый километр пробега, – озвучил предварительные расчеты собеседник «Логируса».
Альтернативные бесплатные маршруты есть, но, как правило, они существенно длиннее и скорость передвижения по этим дорогам заметно ниже из-за плохого качества покрытия, добавил эксперт.
Помимо повышения тарифов, «Автодор» отменил систему скидок по платным дорогам. Об этом напомнил руководитель транспортной службы Dentro Сергей Бугорков. Это привело к увеличению стоимости товара еще на 20%.
– Использование нашей компанией платной дороги осуществляется только после глубокого анализа и оценки эффективности, – подчеркнул эксперт. – Несмотря на этой расходы на пользование платными трассами по сравнению с февралем 2021 года увеличились ориентировочно на 30%. Наша компания расходует на цели порядка 65-70 млн рублей.
По мнению эксперта, дальнейший рост тарифов на платных магистралях устанавливает экономически не выгодные условия их использования.
Новоселье для контейнеров
Морской контейнерный терминал мощностью 475 тыс. TEU построит новый резидент свободного порта Владивосток до 2025 года, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Возведением площадки в южной части бухты Золотой Рог займется владивостокский порт «Первомайский». Специализация – перевалка внешнеэкономических контейнерных грузов импортного и экспортного потока широкой номенклатуры. Также задача – отправка ускоренных контейнерных поездов в крупные транспортные узлы Сибири, Урала, центральной и западной части России.
Планируется расширить площадь порта за счет создания искусственного земельного участка, а также возвести новые причалы, закупить краны и другое портовое оборудование. В планах также оцифровать процессы. В итоге грузооборот порта планируется увеличить в 10 раз, рассказал генеральный директор Первомайского судоремонтного завода Иван Туриченко. Инвестиции в проект составят 3 млрд 100 млн рублей.
Тема увеличения мощности контейнерных терминалов Владивостока сейчас актуальна как никогда. Так как сейчас туда направится большая часть товаропотока, считает директор по инфраструктуре Melon Fashion Group Юлия Шевкаленко.
– С чем мы сталкиваемся? Дефицит мощностей, нехватка причальных стенок, длительное ожидание судов на рейде, – перечислила эксперт. – Как следствие, появляются новые порты трансшипмента1 с прогнозируемым временем ожидания. Например, Пусан.
Во Владивостоке нужен терминал с современной инфраструктурой для таможенных процедур, отметила собеседница «Логируса». Также нужна достаточно протяженная причальная стенка и, конечно, цифровизация внутрипортовых процессов.
– Важно, чтобы все было максимально автоматизировано, чтобы эффективно обеспечивать прохождение контейнеров через все узлы, – подчеркнула Юлия Шевкаленко.
Две традиционные проблемы при работе с морским портом Владивостока отметил и директор по логистике «Снежной Королевы» Алексей Ермаков. Во-первых, это отсутствие места в самом порту, его «перезатаренность».
– Она может привести к тому, что судно будет перенаправлено в другой порт или еще хуже, контейнер выгрузят где-нибудь в транзитном порту, – подчеркнул эксперт.
Вторая проблема – отсутствие железнодорожных платформ. Это приводит к тому, что контейнер может простоять в самом порту неизвестное количество времени, поскольку очередь не регламентируется никакими нормативами, рассказал Алексей Ермаков.
– Мы в прошлом году пытались даже уехать автомобилем из Владивостокского морского торгового порта. Правда, эта затея так ничем и не закончилась, – поделился опытом Алексей Ермаков.
По словам эксперта, первую проблему можно снять строительством нового порта. Заявленные мощности позволят достаточно серьезно разгрузить порт при условии, что грузопоток не вырастет в разы, что вполне вероятно на фоне геополитической ситуации.
– Вторая проблема может быть закрыта только наличием оборудования, – считает Алексей Ермаков.
При этом заявленные блок-трейны2 на Москву из нового порта могут быть реализованы только в том случае, если будет налажено достаточно серьезное воздействие между РЖД и «ТрансКонтейнером», резюмировал эксперт.
1Трансшипмент - процесс перегрузки контейнеров в порту на пути следования с борта одного судна на борт другого судна.
2Технология блок-трейн — это дополнительный сервис по доставке груза на станции к месту формирования (расформирования) экспресса, где будут зарезервированы грузовые места.
Тэги: Итоги недели, ТрансАзия Логистик Москва, ACEX Group, Digital ВЭД, Деловые Линии, GLT, Dentro, Melon Fashion Group, Снежная Королева, Алексей Ермаков
14.03.2022
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка