Надежда Романова: «PickPoint будет управлять всей сетью постаматов в России»
CEO компании PickPoint о том, что важнее: владеть «железом» или строить логистику
|
|
Согласно исследованию Data Insight, объем рынка логистики электронной торговли в России за первое полугодие 2019 года увеличился на 33% – до 218 млн посылок. При этом практически весь прирост пришелся на формат самовывоза, доля которого увеличивается четвертый год подряд. В отчетном периоде из пунктов выдачи заказов и постаматов жители России забрали 36 млн интернет-покупок. Это на 40% больше, чем за аналогичный период 2018 года.
Популярность данного канала доставки аналитики связывают с привлекательной стоимостью услуги и ростом сети, благодаря которому интернет-заказ можно забрать в удобное время по дороге домой или на работу.
Согласно прогнозам, к концу 2019-го сеть постаматов в России может вырасти в два раза – до 10 000 единиц – по сравнению с 2018 годом. В прошлом году по всей России насчитывалось 5 560 постаматов: 1 928 постаматов работали под брендом Qiwi, 1 605 – PickPoint, 1 031 – Ozon и 812 – «Халва».
Стремясь «откусить часть» этого многомиллионного пирога, некоторые компании заявили о планах по строительству собственной постаматной сети. «Яндекс», например, сейчас тестирует этот канал доставки для своего маркетплейса «Беру». Амбиции начать строить постаматы есть и у «Сберлогистики».
Однако CEO компании PickPoint Надежда Романова считает, что быть просто «владельцем железа» недостаточно. Главное – выстроить логистику. А это уже задача совершенно иного уровня.
PickPoint, например, не планирует соревноваться с конкурентами размерами сети. У компании иные амбиции – управлять всей сетью постаматов в России. Как PickPoint намерен достичь этой цели уже через два года – читайте в интервью с Надеждой Романовой.
Упростим до «банальной выдачи»
– По данным АКИТ, в 2018 году российский рынок онлайн-торговли вырос на 59%. За первые шесть месяцев 2019 года он увеличился еще на 26%, подсчитали аналитики Data Insight. Какие тренды, на Ваш взгляд, будут задавать вектор развития в ближайшие годы?
– Существенные изменения в логистике происходят только в последнее время. Главный тренд последних 3-4 лет – это смещение акцентов с курьерской доставки на самовывоз. Основная причина – желание клиентов, чтобы процесс доставки был максимально комфортным. Важно, чтобы не было лишних переговоров, долгого ожидания или каких-то неясностей.
Раньше, когда по Москве было, грубо говоря, 3 − 4 точки самовывоза, все это воспринималось как нечто крайне неудобное. И использовался самовывоз только для крупногабаритных заказов либо по причине существенной экономии со стороны клиентов. Сейчас ситуация в корне изменилась. Количество пунктов самовывоза выросло. И клиенты, существенно не отклоняясь от своего привычного маршрута, могут забрать заказ, сделанный в интернет-магазине, по дороге домой. Теперь доступность пунктов выдачи шаговая и это стало удобней, чем ждать курьера.
«Однако, по моим оценкам, соотношение полноформатных постаматов к упрощенным будет 1:10»
– Тогда чем объяснить результаты исследования того же Data Insight, согласно которому в Москве преобладает курьерская доставка, а в Санкт-Петербурге и регионах – самовывоз?
– Все просто и логично. В Москве и области – большое количество мелких интернет-магазинов, которые осуществляют доставку преимущественно силами собственных курьеров, не подключая другие каналы. Например, согласно нашей статистике, объем самовывоза в Москве вырос в 2 раза, а в регионах – всего в 1,4 раз. Почему? Потому что в регионах самовывоз обрел популярность раньше. В Подмосковье, к слову, удалось 95% всех доставок перевести на самовывоз. Так как в рабочее время доставлять заказы некому – получателей нет дома, а для выходных такой способ доставки становится слишком дорогим.
– По вашим же собственным прогнозам, озвученным ранее, рынок постаматов будет расти в 2 − 2,5 раза от года к году. А как при этом будет меняться само оборудование? И потребуется ли его модификация?
– Основная задача – удешевить сам процесс доставки. Если в одном постамате сохранить все опции: и прием платежей, и прием отправлений с измерением массогабаритных характеристик, большая их часть все равно будет не востребована и не окупится.
Лучше пойти другим путем, например, можно разработать новый принцип тарификации «предоплаченная коробка», и стоимость доставки рассчитывать без измерения массогабаритных характеристик. Ведь разница в весе в 300 − 500 грамм на комплекс логистических затрат существенно не влияет. Поэтому, на мой взгляд, рынок пойдет по пути упрощения оборудования. В частности, по пути уменьшения числа опций до банальной выдачи. В результате, мы получим «упрощенные терминалы». С другой стороны, терминалы, работающие и на прием, и на отправление, тоже останутся. Однако, по моим оценкам, соотношение полноформатных постаматов к упрощенным будет 1:10.
«Железо» без логистической души
– По вашим оценкам, каково оптимальное соотношение собственных и партнерских постаматов для интернет-магазинов?
– Любая доставка, курьерская или через терминал, экономически выгодна при большой плотности адресов. Например, в Москве собственная доставка для интернет-магазина целесообразна лишь при объемах от 4 000 заказов в сутки. Если объемы меньше – выгоднее отдать эту функцию на аутсорсинг. Касаемо постаматов, для них порог экономической целесообразности установки собственных терминалов еще выше.
Например, Ozon, Wildberries и Яндекс обладают такими объемами, поэтому могут успешно строить собственные постаматные сети. Кроме них, пожалуй, пока больше нет магазинов, которым бы постаматная сеть принесла какие-то плюсы. Для остальных игроков рынка – выгоднее отдать доставку на аутсорсинг, по нашим расчетам.
– В продолжении разговора об объемах крупных сетей. В начале октября Ozon сообщил, что его постаматная сеть, которая насчитывает теперь 4 500 точек, самая крупная в России. Согласны ли Вы с таким утверждением?
– Я считаю, что в России существует три самостоятельных постаматных сети, которые продают услуги: PickPoint, OzonBox и «Халва». У OzonBox точек действительно много, но ресурсная мощность сети очень слабая – около 45 000 посылок в день. Дело в том, что в одном постамате компании всего 21 ячейка.
Для сравнения. У нас в одном постамате 66 ячеек, а ресурсная мощность составляет около 200 000 посылок в день.
При этом я не считаю «Яндекс» полноценной сетью постаматов, так как у них на текущий момент менее 50 терминалов. В каждом постамате по 19 ячеек. Соответственно их ресурсная мощность – 1 000 посылок в день. Это пока не сеть, а пилотный образец, который они тестируют.
Qiwi и PickPoint я считаю одним целым, поскольку с Qiwi у нас заключено партнерское соглашение о продаже услуг и логистики на их постаматы. Для работы компактных постаматов Qiwi используются стандартные логистические и информационные процессы PickPoint.
– Вы совершенно справедливо отметили, что постамат – это всего лишь часть большой логистической инфраструктуры. Когда к Вам приходит новый клиент, как происходит интеграция постаматной сети PickPoint в его логистику?
– Мы поддерживаем стандартные модули практически всех CMS-систем (LR. программное обеспечение, которое позволяет управлять контентом интернет-ресурса, менять его, просматривать и контролировать). Если к нам обращается интернет-магазин, разработанный на одной из них, то все предельно просто. Скачал модуль PickPoint, два часа настройки и все работает. На заключение договора и то больше времени требуется.
Крупных игроков, в принципе, подключать достаточно сложно, с ними обычно настраиваются индивидуальные протоколы обмена.
Если говорить про средние и крупные интернет-магазины, то они используют или сильно доработанные CMS-системы или «самописные». Для них существует два типа интеграции. Первый тип − стандартный протокол API. Протокол простой, но, в зависимости от системы самого заказчика, на интеграцию может уйти от недели до года. Поэтому для упрощения мы разработали несколько виджетов, которые встраиваются на сайты интернет-магазинов. В их числе модуль по выбору точки, а также информация о статусах движения. Плюс, мы позволяем делать загрузки через личный кабинет. В принципе, даже крупный игрок, который хочет протестировать подходит ли данный вид доставки непосредственно для его магазина, может это сделать, в плане настроек, за 1 − 2 дня.
– Вы – «пионер» рынка постаматов, который начал выстраивать структуру терминалов еще тогда, когда никто в это не верил. У многих Вы ассоциируетесь с неким «разрушителем мифов» о постаматах.
На Ваш взгляд, все ли мифы развенчаны за эти годы? И как Вам удалось одержать победу в борьбе за эффективную логистику «последней мили»?
– Я начала строить PickPoint с поиска способов удешевления логистики «последней мили». При этом важно было сохранить удобный для потребителя сервис. В истории с курьерской доставкой эти две задачи нерешаемы: либо удобно, либо дорого. Нужно было придумать нечто «третье». Этой альтернативой и стал постамат.
Еще тогда мы рассчитали, что при достаточном количестве трафика, эта модель начинает быть и удобной покупателю, и экономически выгодной. Ключевой момент здесь – объем трафика. Первые пять лет у нас ушли именно на формирование достаточного объема грузов. Причем делали мы это с двух сторон: популяризировали новый тип доставки у конечного покупателя с одной стороны и убеждали интернет-магазины подключиться – с другой.
До момента формирования необходимого трафика «дожили» не все постаматные сети. В 2010 году вместе с нами в России появилось еще две компании LogicBox и InPost. и мы хотели, чтобы они параллельно помогали нам развивать это направление. Но, к сожалению, они ушли с рынка из-за финансовых сложностей.
Ведь пять лет для периода становления – это много. Сейчас, конечно, самая благодатная почва для выхода на рынок. Сервис самовывоза стал популярным, и инвестиционные компании кинулись в этот сегмент рынка. Вот только они забыли, что надо еще логистику построить. Ведь сам постамат – это просто «железка»!
– Какое достижение PickPoint за последние два года Вы считаете самым значимым?
– Самым значимым я бы назвала тот факт, что мы смогли достучаться до массового потребителя и вывести канал доставки через постаматы на большую аудиторию. Достичь этого нам помогали разные партнеры и соглашения. За последние два года нам удалось выстроить партнерские отношения практически со всем рынком e-commerce. Однако создать систему – это еще не все. Теперь нам нужно «вырастить» сеть, чтобы обеспечить потребности всего рынка. Речь идет о 25 000 терминалов, в среднем. Поэтому в ближайшие два года мы сосредоточим наши основные силы на «захвате рынка».
– Каким Вы видите PickPoint в 2023 году, если все цели, озвученные Вами, будут достигнуты?
– PickPoint будет управлять общей сетью постаматов в России. Сейчас очень много компаний, которые выйдут на этот рынок, купив себе оборудование. Но все они в конечном счете станут нашими партнерами. Я ни в коем случае не заявляю, что все «железо» в стране будет принадлежать нам. Нет. В таком ключе мы никогда не будем себя позиционировать. Но при этом мы постараемся сделать объединенную сеть постаматов доступной для всех игроков рынка e-commerce.
Тэги: PickPoint, Надежда Романова, постаматы, стратегия развития, интернет-торговля
12.11.2019
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Новогодний карнавал: эльфы, графы и логистика
О заветных желаниях, главных злодеях и логистических талантах лидеров рынка -
«Тарный» вопрос: металл VS пластик
В какой таре за раз можно увезти больше груза, а также о каких слабостях железа и полимера нужно знать заранее -
Топливо: по запаху, на глаз и по паспорту
Как почуять неладное на заправке, зачем возить с собой запас авиакеросина и какой паспорт требовать на АЗС -
Транспортный марафон: вслед за министром
О том, чем похвалились бы участники главной выставки страны перед главой Минтранса -
Склад и водитель: «отношения» по расписанию
Как выбрать IT-систему для управления временными окнами на складе и по каким критериям оценивать ее эффективность