Парковки ребром, логистический исход и новогодние елки-палки

Логистические итоги недели: главные темы с комментариями участников рынка



Исход иностранных логоператоров из РФ, подорожавшие парковки для курьеров и конец эры бесплатной доставки – об этих и других значимых логистических событиях читайте в этом выпуске итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

  • • Что изменит на рынке 3PL продажа московских активов Itella Logistics?

  • • Какие факторы увеличивают себестоимость доставки?

  • • Чем придется «переболеть» интеллектуальному пункту пропуска при запуске системы?

  • • Когда онлайн-шоперы начнут платить за доставку?

  • • И почему елки-иностранки так подорожали за год?

На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:


Людмила Симонова
управляющий партнер М.А. Research
Людмила Симонова
Дмитрий Баранов
ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
Дмитрий Баранов
Константин Фомиченко
директор департамента индустриальной и складской недвижимости Knight Frank
Константин Фомиченко
Роман Каплин
генеральный директор «Доставка Гуру»
Роман Каплин
Кирилл Савченко
руководитель бизнес-юнита ПЭК: MALL
Кирилл Савченко
Никита Губанов
менеджер отдела транспортной логистики Leroy Merlin
Никита Губанов
Иван Комаров
производственный директор Optimalog
Иван Комаров

Прорывная сделка

Суть:

Логистический оператор Tablogix приобрел московские активы Itella Logistics, которая входит в финский государственный холдинг Posti, сообщила пресс-служба компании. Сделка состоялась 26 ноября. Владельцем 100% ООО «Ителла» стала подконтрольная Tablogix фирма – «Юрфинконсульт».

Ранее, в мае 2021 года, Itella Logistics продала складские комплексы в Екатеринбурге и Ростове-на-Дону. Чуть позже нашелся покупатель и на логопарк в Новосибирске. Tablogix достались активы иностранного оператора в Московской области: складской комплекс в Химках площадью 80 000 квадратных метров, склад в Крекшине площадью 60 000 квадратных метров и площадка в Одинцове площадью 40 000 квадратных метров. Плюс Tablogix приобрела и транспортный бизнес Itella Logistics.

Сумму сделки компании не разглашают. Но по оценкам экспертов ILM и Colliers для издания «Ведомости», речь может идти о 8-10 млрд рублей. Ранее в мае логистический оператор уже сообщал, что планирует удвоить свои складские площадки и приобрести активы Itella Logistics. Тогда под управлением компании было 137 000 квадратных метров. Сейчас Tablogix управляет складами общей площадью 317 000 квадратных метров.

Напомним, Itella Logistics – не единственный иностранный логистический провайдер, который ушел с российского рынка за последние 6 лет. Например, в 2016 году РФ покинула Inpost – одна из крупнейших сетей автоматизированной доставки. Последовал ее примеру и французский логистический оператор GEODIS. Однако причины своего решения компания не обозначила.

Сделка с Itella Logistics поможет компании Tablogix войти в топ-15 логистических провайдеров России. Об этом говорит управляющий партнер М.А. Research Людмила Симонова. По ее оценкам, совокупный объем выручки компании приблизится к 7,3 млрд рублей.

– Нужно учитывать, что в целом Tablogix или компании, входящие в ООО «Юрфинконсульт» – это небольшие фирмы. В 2020 году их обороты составляли 2,3 млрд рублей. Еще порядка 5 млрд принесет Itella.



Как отмечает Людмила Симонова, с 2014 года у Itella был оборот на уровне 8-8,7 млрд рублей. Но в 2020 году показатель упал до 5 млрд рублей, и компания покинула топ-15 компаний-провайдеров в России.

– Эта сделка не окажет такого влияния на рынок, как, к примеру, слияние DSV и Panalpina или DPD и SPSR, – резюмировала эксперт.

Одной из причин сделки может быть общая стратегия компании, причем не только на российском рынке, полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Кроме того, компании могут не устраивать правила и условия работы на российском рынке, а также изменение условий регулирования отрасли.

– В-третьих, на уход с российского рынка может повлиять изменение курсов валют и рост расходов, – продолжает рассуждать эксперт. – Компанию может не устраивать уровень доходности российского рынка, сложности с другими отраслями, в первую очередь с транспортом, сроками перевозок и сохранностью грузов.

При этом Дмитрий Баранов напоминает: для того, чтобы войти в число крупнейших игроков, необходимо иметь значительные складские площади соответствующего класса.

– Склады должны быть автоматизироваными, с хорошими подъездными путями, желательно для разных видов транспорта, – уточняет эксперт. – Также необходим высококвалифицированный складской персонал, высокая скорость обработки грузов, идеальная сохранность товаров и конкурентоспособные цены на услуги. В идеале на складах должна быть не только возможность хранить грузы, но и проводить операции с ними, хотя бы минимальные, что привлечет дополнительных клиентов.

Кроме того, по словам Дмитрия Баранова, большое значение имеет и работа в масштабах всей страны, наличие федеральной сети складов повышает статус оператора, привлекает к нему дополнительное внимание.

Из-за нестабильного курса рубля некоторые иностранные логистические операторы предпочитают вернуться на свои «домашние рынки»


Иностранные логистические операторы получают выручку в России в рублях, и на данный момент, в связи с различными геополитическими и экономическими причинами, рубль является достаточно нестабильной валютой. Для некоторых иностранных игроков в данной ситуации может быть комфортнее и менее рискованно работать на своих «домашних рынках». Так региональный директор, директор департамента индустриальной и складской недвижимости Knight Frank Константин Фомиченко объясняет уход с российского рынка логистики иностранных игроков.

Он также напомнил, что сейчас к крупнейшим логистическим компаниям России относятся «Деловые линии», FM Logistic, ПЭК, Roslogistics, Major, V7, Адмирал, Major, СТА Карго и другие.

– На конец 2020 года совокупная площадь складов компании Tablogix составляла 210 000 квадратных метров. С учетом сделки по приобретению складских комплексов Itella в управлении Tablogix теперь находятся около 390 000 квадратных метров. И это позволяет утверждать, что компания теперь входит в число крупнейших логистических операторов России, – резюмировал Константин Фомиченко.

«Посылочные» заторы

Суть:

Увеличить бесплатное время парковки до 15 минут, создать спецтариф на оплату парковок и разрешить проезд по полосам для общественного транспорта. С такими предложениями обратились столичные курьерские компании в письме к мэру Москвы Сергею Собянину. Копия документа есть в распоряжении «Логируса». Текст обращения подготовили по итогам заседания рабочей группы по развитию экспресс-логистики Совета Торгово-промышленной палаты РФ.

Также для курьерских служб важно оптимизировать выезды со складов и фулфилмент-центров на так называемые «вылетные магистрали», уточнили авторы письма. Речь идет о шоссе, проспектах и улицах, которые ведут из центра города за его пределы. А за городом они уже переходят в скоростные магистрали.

Высокая транспортная загруженность московских дорог и ограниченное число парковок мешают многим компаниям доставить посылки в срок. При этом в Москве каждый день примерно 60 тысяч курьеров доставляют более 1 миллиона заказов, в том числе с использованием автомобилей, уточняют авторы письма.

При распределении заказов между курьерами учитываются временные окна и районы доставки, грузоподъемность и вместимость автомобиля, а также время на встречу с клиентом. И ежедневно маршруты перестраиваются исходя из заторов, аварий, ремонтных работ на дороге, пояснили «Логирусу» в Межрегиональной ассоциации курьерских служб.

Самый сложный район для доставки в Москве – внутри Садового кольца. Причины очевидны: постоянные заторы, мало парковочных мест и высокие тарифы на оплату этих парковок.

В последние дни в Москве наблюдаются пробки в 9-10 баллов. Причин несколько. Это и традиционный «горячий» декабрьский сезон, и ограничения из-за пандемии, и загруженность Москвы транспортом. Выше перечисленные факторы значительно утяжеляет доставку и влияет на ее сроки. Об этом напоминает генеральный директор «Доставка Гуру» Роман Каплин.

– Например, один курьер доставляет в среднем 40 заказов, – рассказывает он. – Таким образом, мы минимизируем поездки жителей за товарами повседневного спроса, за лекарственными препаратами и за другими покупками.

Один курьер доставляет в среднем 40 заказов в день 

По словам Романа Каплина, курьерские службы хотели бы, чтобы у курьеров было полчаса бесплатной парковки, а не 15 минут, как сейчас. Это поможет доставлять заказы в срок.

– Недавно мы обсуждали с Федеральной налоговой службой возможность использования труда самозанятых в сфере логистики, – рассказал собеседник «Логируса». – Однако, согласно разъяснениям, на текущий момент труд самозанятых может быть оформлен только прямым трудовым договором. Из-за этого мы теряем довольно-таки большое количество исполнителей заказов, которые принципиально рассматривают позицию работы как самозанятые.

Что касается специальных тарифов по парковке, то Роман Каплин обращает внимание: значительные территории как внутри Садового кольца, так и небольшие участки за ним, не входят в зону действия льготных проездных.

– Там стоимость парковки приравнивается к стоимости доставки, а это приводит к удорожанию одного заказа на более чем 50 рублей, – отмечает спроса эксперт. – И если мы говорим про товары льготного потребления и товары повседневного спроса – это лекарства, средства ухода, – то обычно в таких заказах средний чек крайне невысокий и увеличение стоимости доставки в них недопустимо с точки зрения потребителя.

«Кликовый» автомагазин

Суть:

На 52% увеличилось количество онлайн-заказов автотоваров за период с июля 2020 года по июнь 2021 года, сообщается в исследовании Data Insight.

За это время в интернет-магазинах автотоваров было оформлено 26 миллионов заказов на сумму 88 миллиарда рублей. Средний чек — 3 440 руб. Он снизился на 12%. При этом почти половина продаж автотоваров приходится на Москву и Санкт-Петербург, а именно 48%.

Доля предоплаченных онлайн-заказов в категории автотовары растет. Самый высокий показатель в Санкт-Петербурге и составляет 37%. На втором месте Москва с показателем 35.



Доля доставленных «до двери» заказов в основном не превышает 10%. Исключения – Москва с показателем в 21% и Санкт-Петербург с показателем в 15%. Самым популярным способом доставки остается самовывоз.

В этом году 81 интернет-магазин товаров вошел в топ-1000 российских онлайн-ритейлеров. В основном это магазины широкого профиля и маркеты автозапчастей. На них приходится 54% от общего количества заказов.

Лидером категории остается интернет-магазин автозапчастей Exist. Следом интернет-магазин шин и дисков Kolesa. Darom. И, наконец, закрывает тройку победителей Ozon. Кстати, по данным ФТС России, порядка 37% всех автозапчастей производится в России, соответственно, доля импорта на российском рынке имеет высокий уровень и колеблется в диапазоне от 63%.

В 2021 году себестоимости логистики выросла на 10-15% в среднем, рассказал директор ПЭК: MALL Кирилл Савченко. При этом покупатели уже привыкли к бесплатной или, в крайнем случае, недорогой доставке. Так, некоторые крупные маркетплейсы предлагают доставку до пункта выдачи заказов за 49 рублей, что гораздо ниже ее себестоимости.

– Тем не менее, издержки растут и поэтому, по нашим прогнозам, уже в 2022 году игроки рынка e-commerce начнут включать затраты на доставку в стоимость товара, – прогнозирует эксперт.

Рынок онлайн-продаж автотоваров растет, следовательно, например, в пункты выдачи заказов привозят не один заказ, а десять. В этом случае себестоимость доставки каждого отправления снижается, добавил эксперт. Однако ФОТ продолжает расти, стоимость топлива и техобслуживания грузового транспорта также увеличивается. В результате, по оценкам ПЭК: MALL, в 2022 году можно ожидать продолжения роста издержек на логистику еще в среднем на 10%.

В 2022 году игроки рынка e-commerce начнут включать затраты на доставку в стоимость интернет-товаров

Универсальные маркетплейсы – Wildberries, OZON, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет и AliExpress – активно развиваются и захватывают долю российского рынка. В итоге, через несколько лет лидирующую позицию может занять один маркетплейс, полагает директор ПЭК: MALL Кирилл Савченко.

– Тоже самое, по нашему мнению, произойдет в сегменте автотоваров в ближайшие 1-2 года. Появится явный лидер онлайн-продаж этой категории, – полагает эксперт.

Впереди время коллабораций, считает собеседник «Логируса». Уже сейчас «Почта России» активно сотрудничает с AliExpress и OZON. По мнению Кирилла Савченко, интернет-гиганты продолжат увеличивать долю на рынке онлайн-торговли, а первая пятерка маркетплейсов укрепит свои позиции.

«Добро» от робота

Суть:

ФТС России разработала проектную модель интеллектуального пункта пропуска, рассказал первый заместитель руководителя ведомства Руслан Давыдов на «Евразийском конгрессе – 2021».

Механизм работы предполагается следующий. Транспорт прибывает в пункт пропуска и автоматически распределяется в один из коридоров: «зеленый» или «красный». Чтобы определить это, система должна также автоматически распознать и зафиксировать номер транспортного средства. Дальше предстоит весогабаритный контроль и рентген. Все вышеперечисленные операции производятся в автоматическом режиме.



«Зеленый коридор» предполагает безостановочное движение грузовика с автоматическим оформлением прибытия и помещения под таможенную процедуру. Движение по красному коридору подразумевает совершение полного комплекса контрольных операций с грузом.

Автоматизированные пункты пропуска уже активно работают в некоторых странах. Яркий пример – таможенный терминал в порту Роттердам, рассказывала член Совета по таможенного политике Торгово-промышленной палаты РФ Марина Лякишева.

– Там все начинается с предварительного информирования таможни о прибытии грузы, далее проверка груза на радиоактивность. Затем голландский таможенник обращается к системе управления рисками (СУР), которая включает 70 индикаторов риска и 2 500 тысячи профилей. Мобильный сканер едет в порт, к выбранному системой контейнеру, и может сканировать грузы на скорости до 60 км/ч, – пояснила собеседница «Логируса».

К стационарному же сканеру перемещают только самые высокорисковые грузы, добавила эксперт. При этом физический досмотр как правило проводится сразу на терминале. Голландская СУР выбирает для сканирования всего 1% контейнеров.

Система управления рисками голландской таможенной службы, которая применяется в порты Роттердам, отбирает для сканирования всего 1% контейнеров 

ФТС России планирует запустить первые интеллектуальные пункты пропуска на объектах транспортной инфраструктуры уже в 2023-2024 годах. Их появление ускорит прохождение границы, но надо отдавать себе отчет, что данная преференция будет действовать только для безрисковых товарных партий. Об этом напоминает производственный директор Optimalog Иван Комаров.

– Для таких товарных партий существенно сократится время прохождения таможенной границы. Будет исключен личный контакт с инспектором и, соответственно, исключена коррупционная составляющая, – считает эксперт. – Но остается открытым вопрос прозрачности системы категорирования. Будет ли система товарных партий понятной для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД)? Возможно ли будет спрогнозировать издержки и расходы при прохождении по «красному коридору»?

Преференция интеллектуального пропуска будет действовать только для безрисковых товарных партий

По словам Ивана Комарова, в первое врем перевозчикам и участникам ВЭД нужно быть готовыми ко всем «болезням» внедрения автоматизированной системы. В их числе недостоверное распознавание информационных номеров и QR-кодов на лобовом стекле, ложные срабатывания системы контроля пока идет ее обучение, системный технический сбой при передаче информации от одной контрольной точки до другой и т.д.

– Мы надеемся, что ФТС грамотно подойдет к внедрению интеллектуального пункта пропуска, учтет позитивный опыт иностранных коллег и в ближайшее время, не дожидаясь 2030 года, запустит в работу системы, которые помогут разгрузить очереди на границе, – резюмировал Иван Комаров.

Новогодние елки-палки

Суть:

На 30% выросла стоимость искусственных елей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пишет «РБК» со ссылкой на участников рынка. Стоимость живых деревьев также увеличилась на 10-15%, добавил директор компании «Елки.ру» Владислав Пухарев.

Первая причина – рост стоимости сырья на 40-70%. И, конечно, повлияло увеличение издержек на автоперевозки внутри России в среднем на 20%. При этом расходы на логистику импортных елей выросли и вовсе на 30-40%, добавил Владислав Пухарев.

– Транспортное сообщение между странами нестабильное, и сейчас мы, к примеру, не можем найти машину, которая привезет уже срезанный товар из Австрии, – добавил эксперт.

Плюс ко всему сохраняются ограничения на пересечение границ. Например, из-за пробок на белорусско-польской границе есть существенные задержки в доставке импортных деревьев. Напомним, неделю назад выезда из Беларуси в страны ЕС ожидало в среднем 4 220 фур. Самое загруженное – литовское направление.

Отметим, в 2020 году в Россию было импортировано 4 тысячи 700 тонн елей на сумму 5 миллионов 700 тысяч долларов, по данным ФТС России. При том больше всего елей доставили из Дании — это 2 тысячи 800 тонн и из Польши — 1 тысяча 300 тонн соответственно.

В логистике новогодних елей есть свои тонкости, отметил менеджер отдела транспортной логистики Leroy Merlin Никита Губанов. По его словам, загрузка палет с елями осуществляется только сбоку, поэтому водитель должен полностью растентовать автомобиль перед загрузкой.

– Экспортное таможенное оформление происходит в Дании и Эстонии, поэтому нужны машины с трехсторонними дозволами. Это документ, разрешающий проезд перевозчика на территории иностранных государств, которое выдает министерство транспорта той страны, куда направляется автомобиль, – продолжает эксперт. – В конце года особенно ощущается дефицит таких машин. В частности, в этом году у российских перевозчиков закончились разрешения на перевозки по территории Швеции. Там проходит один из маршрутов вывоза пихт со стороны Дании.

По словам Никиты Губанова, перевозчики на границе обязаны предъявить для проверки специальные фитосанитарные сертификаты на пихты. На них должны быть проставлены штампы о прохождении фитоконтроля.

– Без этого машину нельзя будет растаможить, – продолжает Никита Губанов. – Спрос на машины возрастает по всем направлениям, перевозчики начинают выкупать грузовой транспорт друг у друга и не могут выдерживать тендерных ставок. Поэтому нам приходится по нескольку раз встречаться с экспедиторами и искать компромиссы по тарифам и количеству необходимого транспорта.

Расходы на логистику импортных елей выросли за год на 30-40%

В этом году логистику доставку импортных елей также осложнила ситуация на белорусско-польских погранпереходах, добавил собеседник «Логируса». С 9 ноября «Кузница Белостокская» закрыта. Два оставшихся погранперехода работают не на полную мощность. В результате грузовики проходили границу в 2-3 раза дольше обычного.

– Вдобавок ко всему в этом году Россельхознадзор издал постановление о необходимости ужесточения фитосанитарного контроля и обязательной выгрузке для досмотра всех без исключения машин таможенного назначения, – отмечает Никита Губанов. – Эти требования привели к тому, что палеты с пихтами часто теряют свою устойчивость и после выгрузки на складе их приходится дополнительно укреплять перед доставкой в магазины.

Что касается доставки искусственных елей, то их в основном везут из стран юго-восточной Азии. Чаще всего из Вьетнама и Китая, используя морскую доставку. Задержки в портах и при обработке на грузовых железнодорожных станциях также приводят к увеличению средних сроков поставок, резюмировал эксперт.

Тэги: М.А. Research, Финам, Knight Frank, Доставка Гуру, ПЭК: MALL, Optimalog, Леруа Мерлен
23.12.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх