Обвал моста, гильотина для техосмотра и сладкое кресло

Топ-5 отраслевых новостей с комментариями участников рынка



Мосты «недолгожители», граница беспилотной ответственности и «бесправный» предрейсовый техосмотр – об этих и других значимых логистических событиях читайте в новом выпуске итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

  • • Почему мосты в России «не выживают»?

  • • Кто разрулит транспортный коллапс, устроенный беспилотником?

  • • Каким должно быть восьмое правило логистики?

  • • И чем так манит министерское кресло логистов?


На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:



Камаладин Магомедов
председатель отделения «Объединение перевозчиков России» в Дагестане
Камаладин Магомедов
Шерали Валиев
генеральный директор ООО «МИП «НИЦ Мостов и Сооружений»
Шерали Валиев
Андрей Ионин
главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»
Андрей Ионин
Андрей Спиров
начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков
Андрей Спиров
Серафим Зуев
эксперт по транспортной логистике, основатель интернет-портала «Транспортный отдел»
Серафим Зуев
Ашот Погосян
начальник транспортного участка «Очаковской логистической компании»
Ашот Погосян
Равшан Ширяев
директор дивизиона СЗФО СТД «Петрович»
Равшан Ширяев
Виталий Лияськин
руководитель отдела продаж СДТ
Виталий Лияськин
Николай Околог
независимый эксперт по грузоперевозкам
Николай Околог
Анна Фомичева
генеральный директор «Бизнес Логистика»
Анна Фомичева

Нестабильные мосты

Суть:

На прошлой неделе произошло резонансное ДТП из-за перегруза. Рухнул автомобильный мост через реку Аварское Койсу в высокогорном селе Хебда в Дагестане. Виновником ЧП стал перегруженный «КамАЗ», заявили в Минтрансе республики. Общий вес грузовика составил 40 тонн.

Мост был в аварийном состоянии и с 2015 года работал в режиме весовых ограничений до 20 тонн. Начать реконструкцию планировалось в 2022 году. Сооружение было включено в перечень аварийных дорожных объектов по федеральной программе «Мосты и путепроводы».

В результате ЧП в Дагестане серьезные травмы получил водитель грузовика. Он находится в состоянии средней тяжести в больнице.

Отрезанными от мира оказались три высокогорных села: Кахоб, Гоор и Хиндах. Вместо рухнувшего моста прокладывают временный путепровод и оборудуют объездную дорогу.

По оценкам Росавтодора, в России более 5 500 искусственных сооружений находятся в аварийном и предаварийном состоянии. В реконструкцию искусственных дорожных сооружений инвестируют 290 млрд рублей до 2024 года.

Обрушение моста через реку Аварское Койсу, к сожалению, не единичный случай в Дагестане, констатировал Камаладин Магомедов, председатель отделения «Объединение перевозчиков России» в Дагестане. Например, пару лет назад аналогичное ЧП было в Хасавюртовском районе.

– Мост через реку Аварское Койсу был в ужасном состоянии: с трещинами и провалами. По моему мнению, по нему не то что груженым, но и порожним-то было небезопасно проезжать, – отметил эксперт.

Мостов, подобных рухнувшему в Шамильском районе, в Дагестане множество. А в некоторые высокогорные села грузы до сих пор доставляют на лошадях и ишаках

Проблема ветхих мостов – не локальная, добавил генеральный директор ООО «МИП «НИЦ Мостов и Сооружений» Шерали Валиев. Большинство искусственных сооружений в России, Европе и Америке построены в 1650-1970 годах. Сделаны они преимущественно из железобетона и металла. Срок их службы в среднем по факту не превышает 50-60 лет при том, что нормативные сроки существенно выше: 80-120 лет. Этот разрыв объясняется тем, что данные «мосты были рассчитаны на старые нормативные нагрузки и не соответствуют современным требованиям транспортного движения», пояснил эксперт.

– На сегодняшний день в России более 60 000 мостов и путепроводов через автомобильные и железные дороги. Из них около 50% не отвечают современным нормативным требованиям, еще порядка 1% ежегодно разрушаются по тем или иным причинам, – озвучил статистические данные господин Валиев.

В других странах картина схожая, ветхие мосты – проблема интернациональная, добавил эксперт. Так, в Италии при обрушении виадука Моранди в Генуе в 2018 году погибли 38 человек. Во Франции из 12 000 тысяч мостов – треть нуждается в ремонте. В США из 578 000 государственных автодорожных путепроводов около 42% находятся в неудовлетворительном состоянии.

Для стабилизации ситуации с мостовыми сооружениями, по мнению Шерали Валиева, нужно предпринять следующие шаги. Во-первых, строго соблюдать требования установленных запрещающих знаков перед мостовыми сооружения. Во-вторых, совершенствовать нормативную базу проектирования строительства и реконструкции транспортных сооружений. В-третьих, организовать подготовку высококвалифицированных специалистов по проектированию.

– В-четвертых, разработать программу реновации существующего парка старых мостов по приведению их в нормативное состояние. Кроме того, необходимо внедрить на всех мостовых сооружениях систему автоматизированного мониторинга, – резюмировал эксперт.

Стартуем без пилота

Суть:

Первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов утвердил комплекс мероприятий по тестированию автомобилей-беспилотников.

В Минтрансе уточнили, что беспилотники будут постепенно появляться на дорогах общего пользования. При этом ездить они смогут без инженера-испытателя в салоне. На первом этапе в некоторых регионах начнется опытная коммерческая эксплуатация беспилотных машин.

Напомним, что с 28 января в России заработал закон об экспериментальных правовых режимах, так называемых «цифровых песочницах». Это особые территории, на которых отменены законодательные ограничения по тестированию беспилотников.

Предусмотрено, что до 2024 года будут созданы все необходимые правовые условия для коммерческой эксплуатации.

Ключевым моментом в беспилотной истории станут даже не технологии, а вопросы распределения ответственности на дорогах в случае выпуска беспилотников на трассы общего пользования, считает главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин.

В связи с этим необходимо проработать два момента, подчеркнул эксперт. Первый – сформировать беспилотные зоны для практического тестирования и параллельно разрабатывать новые нормы регулирования движение высокоавтоматизированных транспортных средств по трассам общего пользования.

– Нужно распределить ответственность. Причем не только за дорожно-транспортные происшествия, а устойчивость и работу всей транспортной системы в целом. Простейший пример: представим, что беспилотный грузовик остановится в час-пик где-нибудь посередине Садового кольца. Кто за этот без преувеличения коллапс Московской транспортной системы будет нести ответственность? – задается резонным вопросом собеседник «Логируса».

«Представим, что беспилотный грузовик остановится в час-пик где-нибудь посередине Садового кольца. Кто за этот коллапс Московской транспортной системы будет нести ответственность?»

Второй момент – решить вопрос, который в федеральном законе о «регуляторных песочницах» оказался не урегулирован, но является ключевым, добавил Андрей Ионин. Речь идет о решении, кто именно разработает эти новые нормы регулирования.

– Пока этот вопрос подвис, и все кивают друг на друга. Разработчики говорят, что мы отвечаем за технологии, а федеральные органы заявляют, что высокоавтоматизированные технологии для них «темный лес», – резюмировал эксперт.

Сейчас в законе об ОСАГО владелец беспилотного транспортного средства вообще не определен, отметил начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Андрей Спиров. В действующей редакции многое завязано на водителях. В частности, у них много обязанностей, связанных с оформлением ДТП, с обращением в страховую компанию и так далее. Кроме того, в страховых тарифах, которые утверждаются Банком России, беспилотные транспортные средства также отсутствуют.

– Наверное, для них стоит предусмотреть отдельный тарифный коридор и какие-то условия его применения. Так как, безусловно, транспортное средство, которое не управляется человеком – это довольно-таки существенный фактор для страховщика при определении премии, – резюмировал эксперт.

Нетехничная гильотина

Суть:

Президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль на своей странице в Facebook указал на сложившийся в стране «законодательный парадокс». В результате регуляторной гильотины приказы Минтранса №296 (ист.) и №7 (ист.) признаны утратившими силу, а вместо них так ничего и не вышло. Таким образом, требований к проведению предрейсового технического осмотра нет, резюмировал эксперт.



Но обязанность проводить предрейсовый техосмотр для коммерческих перевозчиков никто не отменял. Она прописана в федеральном законе «О безопасности дорожного движения». И также в путевом листе обязательно должна быть информация (ист.) о времени и дате предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.

В то же время с отменой приказа Минтранса №296 теоретически с перевозчиков снимается обязанность вести журнал регистрации результатов контроля технического состояния.

По оценкам эксперта по транспортной логистике, основателя интернет-портала «Транспортный отдел» Серафима Зуева, в России от 10% до 20% грузового транспорта выпускаются на линию с неисправностями, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Таким образом компании пытаются сэкономить на затратах на ремонте и обслуживании грузового флота.

– Для изменения ситуации нужен комплексный подход к проблеме. С одной стороны – это финансовое стимулирование, то есть меры поддержки со стороны государства в виде субсидий. С другой стороны, конечно необходимо ужесточить контроль со стороны надзорных органов. Например, увеличить штрафы, – резюмировал эксперт.

«В России от 10% до 20% грузового транспорта выпускаются на линию с неисправностями, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»


Изначально приказ Минтранса №296 планировалось заменить, добавил Серафим Зуев. Проект нового приказа даже был разработан. Однако по не озвученным официально причинам документ не утвердили. И многие перевозчики восприняли отмену приказа как отмену самого предрейсового контроля технического состояния. В связи с чем собеседник «Логируса» считает необходимым выпустить официальные разъяснения Минтранса РФ по этому поводу. Во избежание неразберихи на рынке.

Начальник транспортного участка «Очаковской логистической компании» Ашот Погосян оценивает долю грузовиков, выпущенных в рейс с неисправностями еще выше – в 50-60%. Так как рынок грузоперевозок построен так, что у транспортных компаний есть обязательства перед клиентами по срокам предоставления транспорта.

Путь доски

Суть:

За 2020 год онлайн-рынок товаров для дома и ремонта в заказах вырос на 77%, а в деньгах на 58%. А вот средний чек снизился на 11%, следует из исследования Data Insight.

Самая большая подкатегория DIY по заказам и продажам – товары для ремонта и строительства. На втором месте по количеству заказов магазины инструментов, а по объему продаж – магазины мебели. При этом в топ-3 интернет-магазинов входят: «Петрович», «ВсеИнструменты.ру» и «Леруа Мерлен».

Все игроки рынка используют курьерскую доставку, 86% пользуются пунктами выдачи заказов. К услугам «Почты России» обращаются лишь 29% игроков рынка. При этом под ПВЗ понимается самовывоз из всех пунктов выдачи, включая магазины компании. Услугами локеров пользуются лишь 5% онлайн-маркетов.



Однако доставка крупногабаритных товаров для e-commerce имеет ряд особенностей. Во-первых, она возможна только на дом или в офлайн-магазины ретейлера, ПВЗ не подойдут. Во-вторых – это комплексная услуга. Нужна погрузка, разгрузка, подъем на этаж и так далее. И, в-третьих, требуется еще много дополнительных опций. Таких как: вынос старой мебели и техники, подключение, сборка, утилизация упаковки. Пока покупатели e-commerce договариваются об этом самостоятельно, ранее рассказывали эксперты в «Логиньюс».

Директор дивизиона СЗФО СТД «Петрович» Равшан Ширяев считает, что пришло время переосмыслить семь основных правил логистики. Они звучат так: доставить нужный товар определенного качества в необходимом количестве в нужное время в нужное место нужному потребителю с требуемым уровнем затрат.



– На мой взгляд, пришло время озвучить восьмое правило логистики: доставлять с необходимым уровнем сервиса, – добавил эксперт.

В сегменте DIY такая же ситуация, как и в других сегментах электронной коммерции, считает руководитель отдела продаж СДТ Виталий Лияськин. Интернет-магазины вкладываются в освоение новых каналов продаж, в маркетинг и рекламу, а на качественную логистику средств не остается, сетует эксперт.

– Если к тому же не хватает опыта и знаний, как организовать хранение товаров, доставку, как выходить на маркетплейсы, как на них продавать, то у продавца могут возникнуть серьезные проблемы с развитием бизнеса в целом, – считает Виталий Лияськин.

Особой популярностью у селлеров сейчас пользуется услуга копакинга (LR: это услуга по упаковке и подготовке товаров к продаже), добавил эксперт. В 2020-м в СДТ данное направление было выделено в отдельную структуру, мощности которой за период с апреля по июль были увеличены в 4 раза.

Министерские sweet dreams

Суть:

Более половины менеджеров по логистике в нашей стране мечтают пересесть в кресло чиновника. Таковы данные опроса сервиса по поиску работы SuperJob. В нем приняли участие 5 000 россиян из семисот восьмидесяти населенных пунктов страны.

46% кладовщиков также мечтают о государственной службе. А вот программисты, системные администраторы и дизайнеры совсем не настроены на работу чиновника. Около 80% опрошенных специалистов против.

Независимый эксперт по грузоперевозкам Николай Околог в случае трудоустройства на госслужбу видит себя в рядах департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. По мнению собеседника «Логируса» его первостепенной задачей на новом посту стали бы вопросы цифровизации.

– Я бы избавлялся от всех этих бумажных архаизмов, которые на сегодняшний день все еще имеют место быть. Так как и по сей день выдаются бумажные копии таких документов, как свидетельство и паспорт транспортного средства. Недавно отменили необходимость предоставления диагностической карты. Это большой шаг вперед, но, к сожалению, недостаточный в современных реалиях, – отметил эксперт.

По данным опроса SuperJob, 46% кладовщиков мечтают пересесть в кресло чиновника

Генеральный директор «Бизнес Логистики» Анна Фомичева если бы и пересела в кресло чиновника, то только в Федеральной таможенной службе для того, чтобы «урегулировать отношения государственных органов и бизнеса».

– В первую очередь я бы установила на территории ЕАЭС единые «правила игры» в сфере внешнеэкономической деятельности. Чтобы все процессы были максимально оцифрованы и на рынке наконец-то сформировалась атмосфера здоровой конкуренции. А во-вторых, я бы легализовала товары народного потребления, – рассказала «Логирусу» Анна Фомичева.

Тэги: мосты, инфраструктура, беспилотники, цифровизация, страхование, законодательство, техосмотр, Минтранс, маркетплейсы, интернет-торговля, Объединение перевозчиков России, РСА, Очаковская логистическая компания, Петрович, СДТ, Бизнес Логистика
25.03.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх